Госслужба льготы и гарантии
Социальные льготы госслужащих
Сегодня быть государственным служащим очень выгодно, так как государство предоставляет для своих работников много преимуществ.
Государственные служащие, также, имеют ряд социальных льгот, которые гарантирует и предоставляет им государство.
Среди всех социальных льгот государство предоставляет государственным служащим следующие льготы:
1. Предоставление субсидий, которые способствуют улучшить жилищную ситуацию государственных служащих. Государство дает им возможность на льготных условиях приобрести жилье.
2. Право бесплатно лечится в любом государственном медицинском центре, даже будучи на пенсии.
3. Льготные условия на получения образования и повышение квалификации.
4. Обеспечение достойной пенсией по выслуге лет и обеспечение членов семьи госработника пенсией в случае его смерти, которая наступает при исполнении им его служебных обязанностей.
5. Получение государственной страховки на случай, если при исполнении должностных обязанностей будет причинен вред здоровью и имуществу государственного служащего.
6. Гарантия социальных страховок на случай заболевания или потери трудоспособности во время прохождения государственной службы.
7. Предоставление государственному служащему его семье защиты от неправомерных деяний в связи с исполнением должностных обязанностей.
Данные социальные льготы и гарантии государство предоставляет государственным служащим с целью компенсации тех ограничений, которые накладываются на них при прохождении государственной службы и во время исполнения должностных обязанностей.
Льготы государевых людей
Предыдущая страница
Страница 2
Следующая страница
А при выходе на пенсию, если у госслужащего набралось 10 лет стажа, размер пенсии составит 80% от оклада и будет повышаться вместе с ростом зарплаты работающих чиновников. Поэтому пенсии даже у рядовых государевых людей в разы выше, чем у обычных граждан, получающих лишь 20-30% от своей прежней зарплаты.
Такую же льготную, в 75% от оклада пенсию могут получать и бывшие депутаты Госдумы.
Бесплатный транспорт для поездок в регион и бесплатные междугородные переговоры - это не льгота. Иначе депутат потеряет связь со своими избирателями, - заявляет НИ Виктор Похмелкин, депутат от одного из округов Пермской области. А вот санаторно-курортное обеспечение и все прочие депутатские льготы, не связанные с депутатской деятельностью, по мнению Виктора Похмелкина, надо отменить. Он четыре раза вносил соответствующий закон в Госдуму, и всякий раз депутаты его отклоняли уже в первом чтении.
Проводимая в России административная реформа предусматривает монетизацию льгот чиновников. Правда, случится это не раньше 2007 года. Сейчас комиссия по административной реформе только обсуждает предложения. Цифры предполагаемых ежемесячных выплат, которые там звучат, это не 200-300 или даже 1000 рублей, положенные обычным льготникам. Семейную медицинскую страховку для чиновника высшего звена оценили в 2100 долл. в год или в 5 тыс. рублей в месяц. Столько он должен получать взамен бесплатного прикрепления к спецполиклинике. А вместо льготной путевки рядовому чиновнику предлагается ежегодно выплачивать 25 тыс. рублей. Что делать с жилищной льготой, пока что не решено - здесь сумма предполагаемой выплаты может составить несколько десятков тысяч долларов.
Льготы чиновников
Оплачиваемый отпуск в 30-45 календарных дней, а также дополнительные оплачиваемые отпуска за ненормированный рабочий день или тяжелые климатические условия труда.
Обслуживание (включая членов семьи) в ведомственной поликлинике. Чиновник может пользоваться такой поликлиникой и после выхода на пенсию.
Бесплатное получение второго и последующих высших образований. Во время учебы чиновнику выплачивается зарплата по основному месту работы.
Служебный транспорт (в зависимости от должности).
Единовременная субсидия на приобретение жилья. Выдается один раз за весь период гражданской службы.
Государственная дача (для чиновников высшего звена).
Пенсия в размере 80% от оклада чиновника при наличии 10 лет стажа работы на госслужбе. Индексируется при повышении зарплаты.
Льготы депутатов
Служебная квартира в Москве на время исполнения депутатских полномочий.
Прикрепление к спецполиклинике, льготное санаторно-курортное обслуживание.
Пенсия после одного срока работы в Госдуме в размере 75% депутатской зарплаты.
Бесплатный перелет до округа, бесплатные международные переговоры.
***
Что могут себе позволить представители региональной власти
Депутаты и чиновники Приморского края добровольно отказались от льгот еще год назад. Представили этот шаг как заботу о народе. На самом деле никто из депутатов, например, и не пользовался общественным транспортом. Тем более тогда же депутаты параллельно подняли себе зарплату до 61 тыс. рублей. Большинство депутатов пришли из бизнеса, почти все ездят на Ленд Крузерах, - рассказал НИ местный депутат Николай Марковцев. Правда, на этот год депутаты заморозили рост зарплаты себе и чиновникам.
Что такое госслужба? Онлайн-интервью с доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидатом юридических наук Т.В. Нечаевой
Все интервью >>>
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, что такое госслужба? В чем различия между госслужащими и сотрудниками бюджетных организаций? К какой из этих категорий относятся сотрудники аппаратов министерств и ведомств? Являются ли все они госслужащими?
Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба как профессиональная деятельность осуществляется в государственных органах. Её содержанием является обеспечение полномочий государственных органов и лиц, замещающих государственные должности. Нанимателем государственных служащих формально являются Российская Федерация или субъект Российской Федерации, от имени которых действуют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности или их представители.
Министерства и ведомства являются государственными органами. Там работают как государственные служащие, которые обеспечивают реализацию полномочий этих органов, так и другие работники, выполняющие вспомогательные функции - например, по обслуживанию компьютерной техники.
КонсультантПлюс: Многие старшекурсники юридических и финансово-экономических вузов хотят начать свою трудовую деятельность с работы в органах государственной власти и управления (по данным опроса фонда Общественное мнение - 42%). Они полагают, что знания, опыт, а также контакты, полученные в период работы в госструктурах, помогут им стать успешными в бизнесе. По Вашему мнению, оправданы ли такие ожидания?
Нечаева Татьяна Владимировна: Государственная служба и бизнес относятся к различным сферам профессиональной деятельности, требующим разных профессиональных установок и навыков работы. На государственной службе ценится дисциплинированность, обстоятельность, строгое следование правилам и процедурам. Мотивация государственных служащих связана с общественной значимостью и социальной направленностью выполняемых заданий, а не с материальным вознаграждением. В бизнесе необходимы лидерские качества, умение принимать креативные решения, способность выдержать конкуренцию, а также ориентированность на конечный результат, который стимулируется в основном материальными формами поощрения. Поэтому лучше в период обучения пройти стажировку и в государственных органах, и в бизнес-структурах, чтобы после окончания вуза правильно выбрать место работы.
КонсультантПлюс: Известно, что количество чиновников в России уже близится к двум миллионам. Означает ли это, что органы власти уже не нуждаются в новых кадрах?
Нечаева Татьяна Владимировна: Государственные органы всегда нуждаются в новых кадрах, это связано со средней текучестью кадров - около 10% ежегодно.
КонсультантПлюс: Как поступают на работу в госструктуры? Вывешиваются вакансии на сайтах органов власти или сотрудники ищутся через кадровые агентства? Каков средний возраст госслужащего? Берут ли на работу в органы власти студентов сразу после окончания вуза? Что такое кадровый резерв? Могут ли студенты быть включены в состав кадрового резерва?
Нечаева Татьяна Владимировна: Как правило, молодые специалисты могут поступить на работу в государственные органы по конкурсу, который объявляется для замещения вакантных должностей на официальных сайтах госорганов, а также по целевому набору или по договору на обучение с последующим прохождением государственной службы (здесь также предусмотрен конкурс). Средний возраст госслужащего - около 40 лет. На практике во многих государственных органах в основном работают граждане в возрасте до 30 лет и после 50 лет. В состав кадрового резерва, сформированного на конкурсной основе, могут войти любые граждане, если они соответствуют квалификационным требованиям по соответствующим должностям государственной гражданской службы. Высшее образование не входит в квалификационные требования только для должностей гражданской службы категории обеспечивающие специалисты старшей и младшей групп должностей, где необходимо наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности.
КонсультантПлюс: Расскажите, пожалуйста, какие требования предъявляются к кандидатам на работу в органах государственной власти и управления? Какими они должны обладать профессиональными навыками, человеческими качествами? Является ли необходимым наличие стажа работы по специальности?
Нечаева Татьяна Владимировна: Квалификационные требования к стажу государственной службы или стажу работы по специальности для поступления на федеральную гражданскую службу определены в Указе Президента Российской Федерации от 27 сентября 2005 г. № 1131. Для замещения должностей федеральной гражданской службы старшей и младшей групп должностей требования к стажу не предъявляются.
Требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей по конкретным должностям в государственных органах, устанавливаются приказами этих органов.
КонсультантПлюс: Какие должности в органах государственной власти могут занимать молодые специалисты - выпускники вузов? Что обычно входит в их служебные обязанности? Как оплачивается такая работа?
Нечаева Татьяна Владимировна: Выпускники вузов могут занимать должности старших и младших групп должностей федеральной гражданской службы категорий специалисты и обеспечивающие специалисты. Специалисты обеспечивают выполнение государственными органами их задач и функций, а обеспечивающие специалисты - организационные, информационные, документационные, финансово-экономические, хозяйственные и иные условия деятельности государственного органа. Такая работа оплачивается в пределах 20 тыс. рублей.
КонсультантПлюс: Для многих молодых людей большое значение имеют социальные льготы и гарантии. Есть ли какие-то особенности в этом отношении у госслужащих? Какова продолжительность отпуска у сотрудников министерств? Как организовано их медицинское обслуживание? Есть ли льготы при получении жилья и мест в детских садах? Есть еще какие-то льготы?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для гражданских служащих законодательством предусмотрены основные и дополнительные государственные гарантии. К основным гарантиям отнесены ежегодный оплачиваемый отпуск (его продолжительность зависит от стажа госслужбы), пенсионное обеспечение, возмещение расходов, связанных с командировками или переездом на работу в другую местность, медицинское страхование и другие. В качестве дополнительных гарантий предусмотрено дополнительное профобразование с сохранением денежного содержания и замещаемой должности, транспортное обслуживание, единовременная субсидия на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы и др. Указанные гарантии предоставляются по месту работы, поэтому специальные льготы при получении муниципального жилья и мест в муниципальных детских садах для федеральных гражданских служащих не предусматриваются.
КонсультантПлюс: Какую роль в работе госслужащих играют информационные технологии? Нужно ли будущему специалисту органов государственной власти уметь работать со справочно-правовыми системами?
Нечаева Татьяна Владимировна: Владение информационными технологиями и навыками работы со справочно-правовыми системами необходимы для успешной работы каждого государственного служащего.
КонсультантПлюс: Какие Вы можете дать советы студентам, желающим пройти конкурсный отбор на госслужбу? На что им стоит обратить внимание при подготовке к собеседованию?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для успешного прохождения собеседования важно знать Конституцию Российской Федерации и основные положения законодательства о государственной гражданской службе, ограничения и запреты, связанные с еe прохождением.
КонсультантПлюс: Каковы условия пенсионного обеспечения госслужащих? Каков минимальный стаж госслужбы, который дает право выхода на пенсию?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для получения пенсии за выслугу лет требуется стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет.
КонсультантПлюс: Известно, что существует государственная и муниципальная служба. В чем их различия? Каковы условия поступления на муниципальную службу?
Нечаева Татьяна Владимировна: Условия и порядок поступления на муниципальную службу устанавливаются в каждом муниципальном образовании в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. На государственной гражданской службе заключается служебный контракт, а на муниципальной службе - трудовой договор. Тем не менее, стаж муниципальной службы засчитывается в стаж государственной гражданской службы и наоборот.
КонсультантПлюс: Может ли студент одновременно учиться и быть госслужащим? Для того чтобы стать госслужащим, необходимо ли пройти службу в армии?
Нечаева Татьяна Владимировна: Для поступления на гражданскую службу не обязательно проходить службу в армии. На гражданскую службу могут поступить студенты вечерних или заочных отделений вузов.
КонсультантПлюс: Каков предельный возраст граждан для поступления на госслужбу?
Нечаева Татьяна Владимировна: Предельный возраст пребывания на государственной гражданской службе - 60 лет, но он может быть продлен по решению представителя нанимателя до 65 лет, а служащему, работающему на должности категории помощники (советники) по обеспечению деятельности лица, замещающего государственную должность, - до окончания срока полномочий этого должностного лица. Таким образом, поступить на гражданскую службу можно в возрасте до 60 лет.
Спасибо за интервью.
Документы по теме интервью:
Соблазны и разочарования государственной службы
Валентин ВОЙТКОВ, Власть и политика, N12, 26 марта - 1 апреля 2004
Соблазны и разочарования государственной службы
Какими льготами и привилегиями пользуются чиновники,
работники правоохранительных органов и военнослужащие
В мире так уж сложилось, что специалисты, необходимые для работы в государственном аппарате, получают подготовку в специальных учебных заведениях. Выпускники этих заведений не только лояльны по отношению к государству, но и достаточно компетентны, чтобы исполнять обязанности социологов, психологов, пиарщиков, управленцев, инженеров и прочих специалистов. И зачастую человек, попавший в систему спецобразования, обеспечен карьерой, но не свободен в ее выборе.
Отчасти такая политика проводится в США (привилегированная школа - Гарвард - госслужба), отчасти - в Великобритании (Оксфорд и Кембридж). Подобная линия подготовки существовала и в СССР, где в государственное управление люди приходили, как правило, через систему комсомол - КПСС - ВПШ. Вряд ли стоит напоминать, что государевы люди пользовались целым набором привилегий, льгот, гарантий, в общем, тем, что было недоступно для рядового гражданина. Поэтому обрести статус госслужащего некогда было сверхпрестижно.
Собственно, некогда было недавно - в конце 80-х гг. а посему небезынтересно узнать, как сегодня чувствуют себя чиновники, военнослужащие, работники милиции, суда и прокуратуры - словом, те, кто работает на государство.
Льготы - слово нарицательное. В Украине
Нет, по большому счету, льготы - слово не нарицательное. Просто таковым оно стало в Украине вследствие прижившейся практики тяни-толкай, участниками которой, с одной стороны, выступает государство, а с другой - электорат. Государство всячески старается ограничить перечень льгот и уменьшить список людей, пользующихся ими, против чего электорат активно протестует.
Ввиду того, что около 80% населения находится за чертой бедности, что на территории Украины проходила война и что Чернобыль - это тоже Украинское явление, в выигрыше с формальной точки зрения пока находится население. Стоит отметить, что потребность в средствах, необходимых для реализации всех предусмотренных законодательством льгот, - 32 млрд. грн. что практически равнозначно годовому бюджету государства.
Для иллюстрации льготных масштабов отметим: в 1998 г. согласно действующему тогда законодательству льготы по расчетам за использованный природный газ распространялись на 7,1 млн. человек (12 категорий потребителей), за электроэнергию - на 5,4 млн. (12 категорий), за жилищно-коммунальные услуги - на 5 млн. (29 категорий), за услуги связи - на 1,4 млн. за проезд в пассажирском транспорте - на 17,9 млн. (13 категорий), в городском электротранспорте - на 8,2 млн. человек. Понимая, какую делает ошибку, государство в 2000 г. пошло по пути упразднения льгот для работающих граждан - чиновников, милиционеров, военнослужащих и т.д. Однако кое-что за ними осталось.
Судьба чиновника
Начнем с госслужащих. Проанализировав Закон О государственной службе, можно сделать вывод, что у представителей исполнительной власти всего-то четыре льготы. Во-первых, это пенсия в размере 80% от оклада без ограничений (средний размер пенсии госслужащих сегодня - 503 грн.), во-вторых, право на установку без очереди квартирного телефона (для госслужащих 1-4 категорий), в-третьих, возможность получения беспроцентного кредита сроком до 20 лет и, наконец, чиновники наделены правом бесплатного медобслуживания. Вот, собственно, и все.
Один служака в доверительной беседе поведал: никакими особыми льготами и привилегиями госслужащие на самом деле не пользуются. На вопрос, что же держит бюрократов у их столов, ответил просто - кого что.
В большинстве случаев на госслужбу стремятся попасть те, кому осталось до пенсии немного. За несколько лет они надеются заработать добротную пенсию. Молодых людей работа в органах исполнительной власти привлекает тем, что здесь можно получить опыт, без которого на приличную работу устроиться сложно.
Есть еще один тип чиновников - чиновники-карьеристы. Их мотив - желание продвинуться как можно дальше в чиновничьей иерархии. Достигнув профессиональных высот, можно будет, как они считают, за несколько лет отбить затраченные на это усилия.
Блюстители закона
Других государевых людей - работников милиции, прокуратуры, суда и СБУ можно объединить в одну категорию - блюстителей закона. Согласно профильному закону милиционеры имеют возможность оплачивать 50% стоимости коммунальных услуг. Также те из них, кто работает в сельской местности, обеспечиваются бесплатным жильем, а тот, кто нуждается в улучшении жилищных условий, потенциально могут получить кредит под застройку на 20 лет с погашением 50% кредита за счет соответствующих фондов МВД и местных бюджетов.
Прокурорам и следователям так же, как и работникам милиции, предоставляется 50% скидка на оплату жилья и коммунальных услуг. Помимо этого, они имеют право бесплатного пользования всеми видами транспорта городского и пригородного сообщения (кроме такси), а во время служебной командировки - на бронирование мест в отелях.
В Законе О прокуратуре есть также положение о том, что прокуроры и следователи, получившие направление на работу в другую местность, исполнительными комитетами местных советов на протяжении 6 месяцев должны быть обеспечены благоустроенным жильем. К тому же местные советы могут продавать жилье работникам прокуратуры с 50% скидкой. Последние две статьи были внесены в закон в 2001 г.
Для судей ничего нового в законе не предусмотрено. Они также платят 50% за квартиру, берут кредиты (правда, только на 10 лет), обеспечиваются благоустроенным жильем в течение 6 месяцев, бесплатно ездят в городском транспорте и т.д. Из новшеств можно упомянуть разве что право на получение бесплатной путевки на санаторно-курортное лечение.
Отдельно в этом ряду стоят работники СБУ, которых скорее можно отнести к военнослужащим со всеми, как говорится, вытекающими отсюда последствиями. Согласно Закону О социальной и правовой защите военнослужащих, представители Службы безопасности, соответственно и военнослужащие, имеют право на обеспечение продовольственными пайками, а точнее, имели: уже третий год подряд действие этой законодательный нормы приостанавливают. Плюс ко всему они обеспечиваются бесплатными путевками на санаторно-курортное лечение, бесплатным медобслуживанием, дополнительным оплачиваемым отпуском, жильем и т.д.
Следует отметить, что по льготам военнослужащих государство прошлось больше всего: статей, действие которых временно приостановлено, в профильном законе на порядок больше, чем в других, уже упоминаемых нами нормативно-правовых актах.
Свое недовольство по этому поводу в беседе с корреспондентом ВиП выразил один из работников СБУ, пожелавший остаться неизвестным: Пайков нет, 50% скидку на оплату коммунальных услуг отменили, очереди на получение жилья очень большие, от почти бесплатного санаторно-курортного лечения остались одни воспоминания, - сказал он. Выходит, что денег, выделяемых для СБУ, хватает разве что на выполнение непосредственных задач.
Пообщавшись с представителями интересующих нас профессий, можно прийти к выводу: чиновники привыкли жить, как это ни парадоксально, не рассчитывая на государство, а только на свои силы. В результате одни уходят, как например, в 2000 г. из МВД по собственному желанию уволилось 58,5% от общего количества рядового и младшего начальственного состава по причине недостаточной социальной защищенности и низкой зарплаты. Другие начинают зарабатывать на своем статусе.
P.S. 24 марта Конституционный суд признал неконституционными положения Закона О Государственном бюджете на 2004 г., согласно которым льготы военнослужащим и работникам правоохранительных органов предоставляются, если их денежные доходы не превышают прожиточный минимум.
Юлия РЫЖИХ,
начальник консультативного отдела юридического
управления Главгосслужбы
Закон О государственной службе действительно предусматривает наличие некоторых социальных гарантий для государственных служащих. Именно гарантий, а не льгот, что не совсем одно и то же.
Государственные служащие имеют право на государственное жилье, первоочередную установку квартирных телефонов, беспроцентный кредит. Однако необходимо отметить, что механизм выдачи кредита еще разрабатывается, поэтому данное право госслужащими не востребовано. Что касается жилья и квартирных телефонов, то здесь ситуация получше: чиновники получают жилье и телефоны им устанавливают.
Помимо вышеуказанного, разработано также положение о проведении ежегодного профилактического медосмотра госслужащих. Это и есть основной блок гарантий труда чиновников.
Работа служащих не должна превращаться в охоту за взятками, считает политолог Владимир БОНДАРЕНКО
- Существует мнение, что работа чиновника изначально недостаточно оплачиваема. С другой стороны, многие считают госслужбу привлекательной в силу предоставляемых привилегий и доступа к получению взяток. Как вы считаете, что ближе к истине?
- Говоря о льготах и привилегиях, которыми пользуются наши чиновники, я бы выделил две составляющие. Первая - это теория: то, как все должно быть. Вторая - это практика: то, как это есть на самом деле. Так вот, государственная служба по существу является наемной службой, ибо госслужащие - это люди, которые трудятся на благо народа.
Логично, что, как и во всем мире, государственная служба в Украине менее оплачиваемая, чем работа в частных структурах. Поэтому чиновники и имеют некоторые льготы. Это правильно, ведь их работа предполагает серьезную ответственность. Помните фразу из фильма Иван Васильевич меняет профессию: У нас, царей, рабочий день ненормированный… Нам молоко за вредность давать надо.
Вместе с тем в реальной жизни государственная служба является своеобразным пропуском к рычагам власти. И в ситуации, когда от подписи чиновников на некоторых документах зависит очень многое, они о себе стараются не забывать.
- Кто в Украине принадлежит к рангу особенных граждан и сколько их?
- Согласно официальной статистике, в Украине по сравнению с другими государствами не так уж и много госслужащих. При этом далеко не всем из них предоставляются льготы. К примеру, только госслужащие высоких рангов и некоторые военнослужащие, что тоже является работой на благо державы, имеют льготы при оплате жилья и коммунальных услуг.
Собственно, все основные льготы для чиновников указаны в Законе О государственной службе, причем чуть ли не основная из них - возможность получения жилья. Хотя в действительности далеко не все госслужащие, имеющие право на бесплатную квартиру, ее получают. Всем уже давно известны долгострои Министерства внутренних дел и Министерства обороны, из-за которых многие офицеры долгие годы стоят в очереди за полагаемой жилплощадью.
- Выходит, льгот немного, народ возмущен…
- Нет, льготы существуют. К примеру, право на бесплатный проезд в общественном транспорте наряду с чернобыльцами и ветеранами имеют сотрудники прокуратуры и налоговой администрации.
При этом именно с такими категориями льготников столичная администрация связывает очередное повышение цен за проезд в метро. Ведь в Киеве, в отличие от других регионов, особенно много работников центральных органов власти, которым положен бесплатный проезд, а в то же время бюджет не торопится возмещать эти убытки.
Вот и получается, что даже многочисленной рекламы в столичном метрополитене хватает как раз на то, что бы компенсировать проезд всевозможных льготников.
- А какова ситуация с чиновничьими льготами и привилегиями на Западе?
- На этом фоне опыт западных стран выглядит действительно интересным. В развитых странах понятие льгот и разнообразных отличий госслужащего от простых граждан пытаются свести к минимуму, а вопрос повышенной ответственности чиновников решают с помощью довольно высокой заработной платы.
К примеру, американский сенатор получает приблизительно $12 тыс. в месяц, при этом не имея никаких лишних льгот, включая служебный автомобиль. Таким образом, после избрания на должность американский политик получает не пропуск в определенное средневековое сословие, а нормальную работу с высокой ответственностью и приличной оплатой труда.
Главной позитивной чертой такой системы является то, что чиновник не привязывается к государственной машине и не становится зависимым от ее льгот. Поэтому и в Украине, на мой взгляд, чиновники должны быть избавлены от лишних льгот. В то же время государство должно обеспечивать своим служащим достаточный уровень зарплаты, чтобы их работа не превращалась в охоту за взятками.
Два типа госслужбы
Существующие в мире системы государственной службы подразделяются на кадровую и контрактную. Кадровая госслужба предусматривает длительное (вплоть до пожизненного) нахождения на ней, правовой статус госслужащих при этом значительно отличается от статуса прочих наемных работников.
Госслужащие отличаются меньшей мобильностью, попасть в их число непросто. Соответственно рынок трудовых ресурсов обычных работников существует несколько изолированно. По крайней мере, основной поток - односторонний: люди попадают на госслужбу, но обратное происходит гораздо реже.
Такие системы есть в Германии, Франции, некоторых других странах, где существует традиционное понятие чиновничества. Статус чиновника имеет как преимущества, так и недостатки. Например, в Германии чиновники не имеют права на забастовку, зато они не могут быть уволены. Государство может только переводить их с одного места работы на другое.
Контрактная система, в наиболее развитом виде существующая в США, по своему характеру приближена к обычному пониманию трудоустройства и работы. Государственные служащие становятся, по сути, менеджерами, чьим боссом является государство, причем не как таковое (это характерно для кадровой системы), а в лице своего вполне определенного органа, который обладает широкими полномочиями в решении всех вопросов взаимоотношений со служащими.
Правовое положение госслужащих по многим параметрам не отличается от частных работников. Характерное для США смешение частной и публичной сферы приводит к парадоксальным явлениям. Например, в штате Калифорния существует понятие нанятого судьи. Таким термином обозначается лицо, не являющееся обычным судьей и решающее дела частным образом, но с соблюдением всех процедур, установленных для государственных судов (не надо путать это с системой третейских судов, существующих в России и США). Деятельность нанятых судей оплачивается сторонами по спору.
В большинстве стран доля госслужащих составляет 8-15% от общей численности занятых.
Рациональность прежде всего .
Франция
Система социальных гарантий, предоставляемых во Франции служащим, включает государственные пенсии, межведомственные и правительственные социальные пособия, различные компенсации в денежной и натуральной формах, отпуск по беременности и родам.
Согласно ст. 20 закона Франции о госслужащих от 13 июля 1983 г. на них распространяется специальный режим социального обеспечения. В частности, чиновники имеют право на пособия в натуральной форме - компенсацию или прямую оплату страхователем (второе применяется чаще) большей части медицинских расходов, связанных с болезнью самих служащих или их супругов, детей, а в некоторых случаях и иных родственников по восходящей линии.
Кроме того, госслужащие имеют право получать субсидии на питание в ресторанах при органах администрации, содержание детей в возрасте менее 3-х лет, оплату отдыха детей в летних лагерях и детей-инвалидов в специализированных летних лагерях. Солидная помощь оказывается пенсионерам, улучшающим свои жилищные условия, а также молодым семьям.
Германия
Пособия немецким госслужащим выплачиваются для покрытия только тех расходов, которые соответствуют их назначению, а далеко не всех фактических затрат, возникающих в связи с заболеванием, родами, кончиной. Это означает, что от лиц, обладающих правом на пособие, и их близких родственников ожидают разумной бережливости, не ограничивая в то же время масштабы необходимой поддержки в случае болезни и не ставя под вопрос оказание соответствующей медицинской помощи.
Приемлемой считается оплата услуг врачей-специалистов и стоматологов в размере, как правило, не превышающем средней ставки гонорара. Во многих случаях инструкции предусматривают ограничения верхнего и нижнего предела тех или иных затрат. При оплате санаторно-курортного лечения требуется врачебное подтверждение. Не оплачиваются медицинские обследования и виды лечения, не признаваемые официальной наукой.
С 1 января 1990 г. из перечня оплачиваемых медицинских средств исключены и так называемые банальные медикаменты, применяемые для лечения простудных заболеваний, полоскания рта и горла, слабительные средства и медикаменты, содержащиеся в дорожной аптечке.
Иными словами, в Германии государство должно оказывать материальную помощь госслужащим (в эту категорию входят судьи и военнослужащие) тогда, когда вследствие особых обстоятельств, например болезни, причитающегося жалованья оказывается недостаточно.
Назначаемые по закону пенсии чиновникам не являются ни льготами, ни сэкономленной долей жалованья это скорее материальная помощь из средств, которые государство как бы задолжало за пожизненную службу государственному служащему (или его близким родственникам).
Разведенные супруги при наличии особых оснований также могут получить право на пенсию. Пенсионное обеспечение служащих включает выплату пенсии по старости и за выслугу лет, оказание материальной помощи на содержание семьи, пенсии близким родственникам по случаю потери кормильца, а также за лицо, объявленное безвестно отсутствующим.
Государственная пошлина
Государственная пошлина - денежные суммы, взимаемые специально уполномоченными учреждениями (суд, нотариальные конторы, милиция, загсы, органы финансовой системы и т. п.) за совершение действий в интересах организаций и отдельных физических лиц и выдачу документов, имеющих юридическое значение (рассмотрение исковых заявлений, жалоб, удостоверение договоров, завещаний и доверенностей, регистрация актов гражданского состояния, государственная регистрация юридического лица, проспекта эмиссии ценных бумаг и т.д.).
А современных условиях взимание государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса России и определяется как сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных Налоговым кодексом, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации. При этом выдача документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям, а выдача копий документов не признается таковыми.
Государственная пошлина включена в Российскую налоговую систему, поэтому ее можно считать разновидностью налоговых платежей. Сходство с налогами заключается в обязательности уплаты в бюджет, в распространении на нее общих условий установления, предполагающих определение плательщика и всех шести элементов налогообложения, перечисленных в ст. 17 Налогового кодекса. Отличие же госпошлины от налогов состоит в целевом ее характере и возмездное&trade.
Являясь федеральным сбором, государственная пошлина обязательна к уплате на всей территории России. Суммы пошлины, согласно статьям 50, 56, 61,611 и612 Бюджетного кодекса, зачисляются по нормативу 100% в доходы федерального бюджета. бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов .
Плательщики государственной пошлины
Плательщиками государственной пошлины признаются организации, в том числе иностранные, и физические лица (граждане России, иностранные граждане и лица без гражданства) в случае, если они:
В случае обращения за совершением юридически значимого действия одновременно нескольких плательщиков, не имеющих права на льготы, госпошлина уплачивается плательщиками в равных долях. Если же среди лиц, одновременно обратившихся за совершением юридически значимого действия, есть лица, освобожденные от уплаты госпошлины, размер последней уменьшается пропорционально количеству лиц, освобожденных от ее уплаты. Оставшаяся часть суммы государственной пошлины уплачивается лицами, не освобожденными от ее уплаты.
Объектом госпошлины являются услуги государственных органов, органов местного самоуправления, иных уполномоченных органов и должностных лиц. Налоговым кодексом установлен закрытый перечень объектов взимания пошлины, состоящий из 230 видов юридически значимых действий, которые можно объединить в четыре группы (табл. 20).
Характеристика государственных пошлин. Таблица 20
Государственная пошлина: виды, ставки, льготы, порядок уплаты.
1. Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
Плательщики государственной пошлины
1) организации, физические лица - при обращении за совершением юридически значимых действий, или если выступают ответчиками в судах общей юрисдикции, арбитражных судах или по делам, рассматриваемым мировыми судьями, и если при этом решение суда принято не в их пользу и истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
Порядок и сроки уплаты государственной пошлины
1. Плательщики уплачивают государственную пошлину:
1) при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации, в суды общей юрисдикции, арбитражные суды или к мировым судьям - до подачи запроса, ходатайства, заявления, искового заявления, жалобы (в том числе апелляционной, кассационной или надзорной)
2) при обращении за совершением нотариальных действий - до совершения нотариальных действий
3) при обращении за выдачей документов (их копий, дубликатов) - до выдачи документов (их копий, дубликатов)
4) при обращении за проставлением апостиля - до проставления апостиля
5) при обращении за совершением иных юридически значимых действий, за исключением юридически значимых действий, - до подачи заявлений и (или) иных документов на совершение таких действий либо до подачи соответствующих документов.
Государственная пошлина уплачивается в наличной или безналичной форме.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в безналичной форме подтверждается платежным поручением с отметкой банка о его исполнении.
Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, которым производилась оплата, по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4. Иностранные организации, иностранные граждане и лица без гражданства уплачивают государственную пошлину в соответствии с законодательством.
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 10 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 200 рублей
от 10 001 рубля до 50 000 рублей - 400 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 10 000 рублей
от 50 001 рубля до 100 000 рублей - 1 600 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 50 000 рублей
от 100 001 рубля до 500 000 рублей - 2 600 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 100 000 рублей
свыше 500 000 рублей - 6 600 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 500 000 рублей, но не более 20 000 рублей
2) при подаче заявления о вынесении судебного приказа - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления имущественного характера
3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера:
для физических лиц - 100 рублей
для организаций - 2 000 рублей
4) при подаче надзорной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, взимаемой при подаче искового заявления неимущественного характера
5) при подаче искового заявления о расторжении брака - 200 рублей
6) при подаче заявления об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц:
для физических лиц - 100 рублей
для организаций - 2 000 рублей
7) при подаче заявления об оспаривании решения или действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, нарушивших права и свободы граждан или организаций, - 100 рублей
8) при подаче заявления по делам особого производства - 100 рублей
9) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера
10) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, приговоров, судебных приказов, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции, копий других документов из дела, выдаваемых судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликатов исполнительных документов - 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей
11) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда - 1 000 рублей
12) при подаче заявления об обеспечении иска, рассматриваемого в третейском суде, - 100 рублей
13) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 000 рублей
14) при подаче заявления по делам о взыскании алиментов - 100 рублей. Если судом выносится решение о взыскании алиментов как на содержание детей, так и на содержание истца, размер государственной пошлины увеличивается в два раза.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям
1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается с учетом следующих особенностей:
1) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера
2) цена иска, по которой исчисляется государственная пошлина, определяется истцом, а в случаях, установленных законодательством, судьей по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации
3) при замене по определению суда выбывшей стороны ее правопреемником (в случае смерти физического лица, реорганизации организации, уступки требования, перевода долга и в других случаях перемены лиц в обязательствах) государственная пошлина уплачивается таким правопреемником, если она не была уплачена замененной стороной
4) в случае выделения судьей одного искового требования или нескольких из соединенных исковых требований в отдельное производство государственная пошлина, уплаченная при предъявлении иска, не пересчитывается и не возвращается. По делам, выделенным в отдельное производство, государственная пошлина повторно не уплачивается
5) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований
6) при подаче исковых заявлений о расторжении брака с одновременным разделом совместно нажитого имущества супругов государственная пошлина уплачивается в размерах, установленных как для исковых заявлений о расторжении брака, так и для исковых заявлений имущественного характера
7) при отказе в принятии к рассмотрению искового заявления или заявления о вынесении судебного приказа уплаченная государственная пошлина при предъявлении иска или заявления о вынесении судебного приказа засчитывается в счет подлежащей уплате государственной пошлины
2. Суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
1. По делам, рассматриваемым в арбитражных судах, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при подаче искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, при цене иска:
до 50 000 рублей - 4 процента цены иска, но не менее 500 рублей
от 50 001 рубля до 100 000 рублей - 2 000 рублей плюс 3 процента суммы, превышающей 50 000 рублей
от 100 001 рубля до 500 000 рублей - 3 500 рублей плюс 2 процента суммы, превышающей 100 000 рублей
от 500 001 рубля до 1 000 000 рублей - 11 500 рублей плюс 1 процент суммы, превышающей 500 000 рублей
свыше 1 000 000 рублей - 16 500 рублей плюс 0,5 процента суммы, превышающей 1 000 000 рублей, но не более 100 000 рублей
2) при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 2 000 рублей
3) при подаче заявлений о признании нормативного правового акта недействующим, о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными:
для физических лиц - 100 рублей
для организаций - 2 000 рублей
4) при подаче иных исковых заявлений неимущественного характера, в том числе заявления о признании права, заявления о присуждении к исполнению обязанности в натуре, - 2 000 рублей
5) при подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) - 2 000 рублей
6) при подаче заявления об установлении фактов, имеющих юридическое значение, - 1 000 рублей
7) при подаче заявления о вступлении в дело третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора:
по спорам имущественного характера, если иск не подлежит оценке, а также по спорам неимущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления неимущественного характера
по спорам имущественного характера - в размере государственной пошлины, уплачиваемой исходя из оспариваемой третьим лицом суммы
8) при подаче заявления о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решения третейского суда - 1 000 рублей
9) при подаче заявления об обеспечении иска - 1 000 рублей
10) при подаче заявления об отмене решения третейского суда - 1 000 рублей
11) при подаче заявления о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда, иностранного арбитражного решения - 1 000 рублей
12) при подаче апелляционной жалобы и (или) кассационной жалобы на решения и (или) постановления арбитражного суда, а также на определения суда о прекращении производства по делу, об оставлении искового заявления без рассмотрения, о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейского суда, об отказе в выдаче исполнительных листов - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера
13) при подаче заявления о повторной выдаче копий решений, определений, постановлений суда, копий других документов из дела, выдаваемых арбитражным судом, а также при подаче заявления о выдаче дубликата исполнительного листа (в том числе копий протоколов судебного заседания) - 2 рубля за одну страницу документа, но не менее 20 рублей.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды
1) при подаче исковых заявлений, содержащих одновременно требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера
2) цена иска определяется истцом, а в случае неправильного указания цены иска - арбитражным судом. В цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты
3) в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с настоящей главой, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных арбитражным судом исковых требований
4) при подаче заявлений о возврате (возмещении) из бюджета денежных средств государственная пошлина уплачивается исходя из оспариваемой денежной суммы.
2. Арбитражные суды, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Конституционным Судом РФ и конституционными (уставными) судами субъектов РФ
1) при направлении запроса или ходатайства - 4 500 рублей
2) при направлении жалобы организацией - 4 500 рублей
3) при направлении жалобы физическим лицом - 300 рублей.
2. По делам, рассматриваемым конституционными (уставными) судами субъектов РФ, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:
1) при обращении организации - 3 000 рублей
2) при обращении физического лица - 200 рублей.
3. Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер государственной пошлины, подлежащей уплате по делам, рассматриваемым указанными судами, либо отсрочить (рассрочить) ее уплату.
Льготы по уплате государственной пошлины
Согласно статье 56 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Основания предоставления льгот, порядок и условия их применения не могут носить индивидуального характера.
Ранее мы уже упоминали, что главой 25.3 НК РФ по уплате государственной пошлины установлен целый ряд льгот, предоставляемых отдельным категориям физических лиц и организаций, а также при обращении в суды, за совершением нотариальных действий, при государственной регистрации актов гражданского состояния.
Поскольку государственная пошлина отнесена к федеральным налогам и сборам, льготы по ней могут устанавливаться и отменяться только Налоговым кодексом Российской федерации.
ЛЬГОТЫ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И ОРГАНИЗАЦИЙ
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!