Расчет льготной пенсии медработникам
Пенсия по выслуге лет медработникам
Существует список должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на льготную пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 55 лет лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии с настоящей статьей, утвержден постановлением Совмина от 09.10.2008 № 1490 (вступил в силу с 01.01.2009 г.).
Таким образом, для определения права на зачисление в специальный стаж определенного периода работы необходимо, что бы лицо работало в заведениях и в должностях, которые дают право на пенсию по выслуге лет. Новый пенсионный закон, заработавший с 2002 года, изменил расчет стажа, он требует именно двадцать пять лет работы.
Из перечня учреждений, работа в которых подлежит зачету в выслугу лет с 1 ноября 1999 года, исключены такие учреждения, как территориальные медицинские объединения, бюро медицинской статистики, молочная кухня. Экономически оправданным будет и вариант, когда после назначения пенсии по выслуге лет лицо продолжит трудовую деятельность на другом месте работы, не относящемся к той, где человек получил пенсию по выслуге лет. Иными словами, если период обучения в медицинском колледже и время ухода за ребенком (как лицу, не находившемуся в трудовых отношениях с заведением здравоохранения) не зачисляются в специальный стаж, то в страховой стаж эти периоды засчитываются.
Кроме того, для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации является обязательным условием выполнения работы.
Суд полагает возможным включить в подсчет медицинского стажа период работы истца в должности фельдшера, поскольку, данная должность предусмотрена списком профессий и должностей, утвержденных постановлением Совета Министров РСФСРот 06.09.1991 г. № 464. Какие произошли изменения? Сохранится ли по новым правилам право медработников на льготный расчет страховой пенсии?
ОТДЕЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Ясно одно - ее авторы и сторонники хотят заставить Российских граждан вести себя правильно всю жизнь: они должны работать долго, стремиться получать много и отказаться от всех видов неофициальных денежных поощрений.
как начисляется льготная пенсия для медработника на селе
Наталья Просветленный (20726) 4 года назад
Список N 2
производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и
тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по
возрасту (по старости) на льготных условиях
(утв. постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10)
22600000 XXIV. Учреждения здравоохранения и социального
22600000-1754a Работники, занятые в противочумных учреждениях
22600000-1754б Работники, непосредственно обслуживающие больных:
2260000а а) в туберкулезных и инфекционных учреждениях,
отделениях, кабинетах:
2260000а Средний медицинский персонал
2260000а Младший медицинский персонал
___________________________________________________________________________
Перечень
структурных подразделений учреждений здравоохранения
и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев
|4. Отделы (отделения) всех |4. Врачи - судебно-медицинские|
|наименований бюро |эксперты, в том числе|
|судебно-медицинской экспертизы. |врачи-заведующие, и средний|
|центральной судебно-медицинской |медицинский персонал, проводящие|
|лаборатории, центральной лаборатории |судебно-медицинские вскрытия, |
|медико-криминалистической |исследования трупов и трупного|
|идентификации, судебно-медицинской |материала, обработку трупного|
|лаборатории, предназначенные для |материала |
|судебно-гистологического и | |
|судебно-медицинского исследования | |
|трупов | |
———————————————————————————————————————————————————————————————————————
Вариант 1 с инфекционкой относится в подпункту 2 пункта 1 статьи 27 закона О трудовых пенсиях и отработать нужно женщине 10 лет
Вариант 2 Медработники. Требуемый стаж 30 лет. Судмедэксперт год за полтора. Медработник пусть даже в инфекции год за год.
Расчет пенсии по-новому для военных и медиков
Сегодня директор департамента пенсионного обеспечения Минтруда и соцполитики Николай Шамбир ответил на вопросы, которые возникают у военнослужащих, госчиновников, медиков и инвалидов.
НАЧИСЛЕНИЕ ПЕНСИИ
Я 1963 г. рождения, т. е. на пенсию выйду в 60 лет. У меня 28 лет стажа плюс год на учете в службе занятости. Как будет начислена пенсия, если у меня нет требуемых 30 лет и не удастся найти работу?
Пенсию вы получите. Для назначения пенсии по возрасту необходимо 15 лет страхового стажа. При стаже 30 лет женщине устанавливается пенсия по возрасту. Она не может быть меньше, чем прожиточный минимум для лиц, потерявших трудоспособность. Такой минимум с 1.12.2011 г. составляет 800 грн. Если у вас 29 лет стажа (28 лет + 1 год учета в службе занятости), то ваша пенсия будет уменьшена пропорционально вашему стажу.
Травмировался на производстве в 2006 г. в 34 года. В результате — инвалид 2-й гр. Сегодня мне 39 лет, и стажа у меня 22 года. Получаю минимальную пенсию. Когда мне начислят 90% пенсии по возрасту (как инвалиду 2-й гр.)?
Пенсии по инвалидности в размере 90% от пенсии по возрасту назначаются инвалидам 2 гр. общего заболевания согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Пенсия по инвалидности от несчастного случая на производстве назначается согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, которые повлекли потерю трудоспособности» и является частью страховой выплаты. Также при назначении пенсии по возрасту согласно ЗУ «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» период пребывания на пенсии по инвалидности от несчастного случая на производстве будет засчитан в страховой стаж.
С начала 2009 г. я не работал из-за болезни, а с 1.05.2010 г. до 1.05.2011 г. получал пенсию по инвалидности 2300 грн при стаже 40 лет. С марта 2011 г. устроился на работу и сейчас работаю. Инвалидность с меня сняли, т. к. я не прошел через год медкомиссию. Планирую выход на пенсию по возрасту в 60 лет 26.12.2012 г. Как будет определен мой заработок за последние 3 года перед выходом на пенсию, если общий трудовой стаж составит 41,5 года?
При определении зарплаты для расчета пенсии учитывается зарплата за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года. Вся зарплата с 1 июля 2000 года учтена в системе персонифицированного учета и будет предоставлена отделом персонифицированного учета, то есть пенсионеру не нужно предоставлять справки о зарплате за этот период. До 1 января 2016 года по желанию пенсионера для расчета пенсии также может учитываться еще и зарплата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд до 1 июля 2000 года (при условии подтверждения справки о заработной плате первичными документами).
ПЕНСИЯ ПО ПОТЕРЕ КОРМИЛЬЦА
Мне 59 лет, я инвалид 2-й группы и получаю пенсию госслужащего по инвалидности (пожизненно). Общий стаж работы 37 лет. Кроме того, имею надбавку к пенсии как участник боевых действий. Может ли моя супруга (тоже пенсионерка) претендовать на часть моей пенсии в случае моей смерти?
Да, может. Женам умерших участников боевых действий, признанных при жизни инвалидами, пенсии повышаются на 10% прожиточного минимума для лиц, которые потеряли трудоспособность (с 1.12.2011 — 800 грн). Кроме того, Законом «О государственной службе» предусмотрено право на пенсию по потере кормильца нетрудоспособным членам семьи умершего, который, в частности, получал пенсию по данному Закону. К нетрудоспособным членам семьи относится, в частности, жена, которая достигла пенсионного возраста. Размер пенсии в связи с потерей кормильца, который был госслужащим, на одного нетрудоспособного члена семьи — 70% суммы зарплаты умершего кормильца, а на двух и больше членов семьи — 90%. Однако следует учитывать, что, согласно ст. 10 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», человеку, который имеет право на разные виды пенсии (по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца), будет назначен один из этих видов по его выбору. Как теперь, в связи с пенсионной реформой, будет насчитываться пенсия по потере кормильца?
С принятием пенсионной реформы расчет пенсии по случаю потери кормильца не изменился. Согласно ст. 37 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», она по-прежнему назначается: на одного нетрудоспособного члена семьи — 50% пенсии по возрасту умершего кормильца на двух и больше — 100% пенсии по возрасту умершего кормильца, которые распределяются между ними равными долями.
ПЕНСИЯ ДЛЯ ВОЕННЫХ И МИЛИЦИОНЕРОВ
Какие изменения произошли в пенсиях для военных летчиков и работников милиции? Остается ли льготная выслуга лет?
Основное изменение — устранение возможности выхода на пенсию в 30—35 лет. Начиная с 1.10.2011 введено календарное исчисление выслуги лет для определения права на пенсию. 1 год будет равен 365 календарным дням. При этом льготный порядок исчисления выслуги лет будет сохранен: за 20 лет выслуги (с учетом всех льгот) — 50% денежного содержания (55% — для уволенных в отставку) и 3% за каждый год выслуги сверх 20 лет, но не более чем 80% денежного обеспечения. Предусматривается и постепенное увеличение выслуги лет, дающей право на пенсию, с 20 календарных лет и 6 мес. с 1.10.2011 до 25 календарных лет в 2020 г. повышая выслугу лет, дающую право на назначение пенсии, ежегодно на 6 мес. При этом механизм выплаты пенсии работающим военным пенсионерам сохраняется без изменений.
ОДНОРАЗОВАЯ ПОМОЩЬ
Я медицинский работник, фармацевт. Сейчас подаю документы на оформление пенсии. Скажите, имею ли я право на получение одноразовой помощи при выходе на пенсию? И если имею, каким документом могу руководствоваться?
Если вы имели право на пенсию по выслуге лет, но им не воспользовались (и вам не назначали любую другую пенсию), то при назначении пенсии по возрасту вы имеете право на одноразовую выплату в размере десяти месячных пенсий, насчитанных на день выхода на пенсию. Выплата производится при условии, что на день достижения пенсионного возраста вы продолжаете работать на соответствующей должности в учреждениях государственной или коммунальной формы собственности, а также имеете необходимый стаж работы на этих должностях (35 лет для мужчин и 30 лет для женщин). Предусмотрено это пунктом 7’ раздела ХV Заключительные положения Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». Порядок исчисления стажа, который дает право на назначение одноразового пособия, и механизм его выплаты утвержден Кабинетом Министров Украины
www.segodnya.ua
начисление льготной пенсии мед.работнику
Соколов Дмитрий Николаевич (10.12.2013 в 16:45:15)
Добрый день!
специальный стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков (пункт 5 Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации. Соответственно отпуск по беременности и родам будет включен в специальный стаж.
Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трех лет, начавшийся после 6 октября 1992 года, то есть после вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде не будет засчитываться в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Соответственно если отпуск по уходу начался до 06 октября 1992 года то он войдет в стаж, если после 06 октября 1992 года то не войдет.
Досрочная пенсия: как подсчитать льготный стаж?
Работникам, которые имеют стаж работы на вредных и тяжелых условиях производства, а также в районах Крайнего Севера, назначается досрочная пенсия. Как суммируется льготный стаж, если человек в течение жизни менял профессию, место работы и жительства?
Вопросов при определении права на льготную пенсию возникает немало, особенно когда специальный стаж "смешанный" или же не выработан полностью ни по одному основанию.
Требования по специальному стажу
Правительством закреплен список производств и профессий, которые дают право на льготы. Но они во многом устарели, законодательство постоянно изменяется и не все предприятия подают сведения в ПФР о своих работниках.
Основные проблемы возникают, когда человек не может подтвердить имеющийся специальный стаж документами, и в случае, когда трудно определить: есть право на пенсию или нет.
Условия назначения пенсий при работе во вредных и тяжелых условиях не меняются с 1956 года, когда они впервые были установлены.
По Списку 1:
По списку №2:
По «Северу»:
Кроме названных, законом установлены так называемые "малые списки", которые предусматривают досрочную пенсию для представителей отдельных профессий: геологов, железнодорожников, водителей пассажирского транспорта на регулярных городских маршрутах — всего их около полутора десятков. Требования для них разные, но все они снижают пенсионный возраст на 5 лет.
По Спискам №1 и №2 допускается пропорциональное снижение возраста, если отработано не меньше половины требующегося стажа. В первом случае, 1 год за год работы, во втором случае — 1 год снижения за 2,6 года работы для мужчин, и за 2 года для женщин. Для "Севера" также предусматривается 4 месяца снижения за каждый отработанный год. Для выхода на пенсию по "малым спискам" — нужно иметь полный требуемый стаж.
По каким правилам учитывается льготный стаж?
Достаточно часто встречаются ситуации, когда у человека не имеется полного требуемого стажа для досрочной пенсии, но в то же время он работал в особых условиях по нескольким основаниям. Например, он жил и трудился 6 лет на Севере, а после выезда — еще 10 лет водил БелАЗ на угольном карьере.
"Северные" права он не приобрел, так как для этого требуется 15 лет водители грузового транспорта на вывозке руды также уходят на пенсию досрочно, лишь отработав полные 15 лет.
В подобных случаях допускается суммирование льготного стажа, но по особым правилам. Соблюдается принцип: к работе, дающей право на выход по менее льготным условиям, может быть прибавлен период работы с такими же условиями или дающий большие преимущества.
Так, например, по Списку №2 — снижение составляет 5 лет, а по Списку №1 — 10 лет. Для получения права на льготу по 2-му списку в специальный стаж включаются периоды по 1-му списку обратный вариант — не допускается.
Какие же виды льготного стажа могут быть объединены для приобретения права?
К работе по Списку №1, а это "подземные", вредные (химическое производство) и горячие (металлургия) условия труда, приравнивается только деятельность по ликвидации последствий чернобыльской аварии.
К работе по Списку №2 (тяжелые условия труда) — прибавляется работа по 1-му списку. Кроме того, в него могут быть включены периоды работы на ж/транспорте, водителем грузовика на вывозе руды из карьеров, сезонные работы на лесосплаве, плавсоставе, в геологоразведочных экспедициях, на рыбном промысле. Перечисленные виды будут учтены только, если при суммировании набирается полный требуемый стаж —12,6 лет.
К "северному" стажу — приплюсовываются Списки №1 и №2 и практически все "малые" списки" дающие снижение по возрасту на 5 лет. Здесь нужно обратить внимание на то, что "Север" не только дает возможность выйти на пенсию досрочно, но и влияет на ее размер. При наличии справки о зарплате с повышенным коэффициентом (хотя бы за один месяц) — размер будет выше. Кроме того, "северная" льгота рассчитывается пропорционально отработанному стажу, если отработано 7,5 и более лет.
Возвращаясь к примеру с водителем БелАЗа, можно сделать вывод о том, что к имеющемуся "Северному" периоду может быть прибавлена работа водителем ("малые списки") и в результате приобретается право на снижение возраста на пять лет.
Какая пенсия выгоднее при "смешанном" стаже?
Нередко бывает, что у человека имеется разный льготный стаж, в том числе его достаточно для того, чтобы уйти на досрочную пенсию по нескольким основаниям. Например, мужчина выработал 10 лет в подземных условиях и имеет право на пенсию по Списку №1 в 50 лет. Но также в трудовой книжке отмечено 5 лет на Севере. По исполнении 55 лет, он вправе обратиться с заявлением о переводе его на пенсию по "северному" основанию. Эта работа суммируется. Тогда расчет будет сделан с применением "северного" коэффициента.
Возможность использовать заработок в повышенном размере была введена в закон с 1 января 2002 года. Поэтому, если он обращается за назначением уже в "обычной" местности, но на указанную дату проживал на Севере — льгота применяется независимо от его возраста. Другими словами, сначала он использует льготу по возрасту, а затем — возможность увеличить размер пенсии.
Важно! Если у вас имеется различный льготный стаж и разные основания для выхода на досрочную пенсию, необходимо получить консультацию у специалистов Пенсионного фонда. Законом допускаются разные варианты определения как льготы по возрасту, так и размера пенсии. Они зависят от периода работы, времени и местности, где она протекала. Условие непрерывности для этого не требуется.
Читайте далее: Что такое медико-социальная экспертиза, каким будет размер трудовой пенсии по инвалидности и какова процедура ее оформления?
Документ. Льготные пенсии: без ВЗ, но и без ответственности
Льготные пенсии: без ВЗ, но и без ответственности
ВОПРОС: Включаются ли расходы на выплату и доставку льготных пенсий в состав валовых затрат предприятия?
ОТВЕТ: Прежде чем приступить к ответу на поставленный вопрос, на наш взгляд, следует разобраться в том, о каких видах льготных пенсий может идти речь в вопросе.
В соответствии со ст. 2 Закона от 05.11.91 г. № 1788-XII “О пенсионном обеспечении” (далее - Закон № 1788) пенсии по возрасту на льготных условиях являются одним из видов государственных трудовых пенсий. Перечень работников, которые имеют право на пенсию по возрасту на льготных условиях, определен в ч. 1 ст. 13 Закона № 1788. Если кратко классифицировать категории таких работников, то можно говорить о работниках, занятых на работах по Списку № 1 и Списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утвержденным Постановлением КМУ от 16.01.2003 г. № 36, с изменениями (далее - Список № 1 и Список № 2).
Согласно п. 2 раздела XV “Заключительные положения” Закона от 09.07.2003 г. № 1058-IV “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании” (далее - Закон № 1058) предприятия обязаны возмещать Пенсионному фонду (далее - ПФ) расходы на выплату и доставку льготных пенсий, назначенных по Списку № 1 и Списку № 2.
Порядок возмещения “льготнопенсионных” расходов регулирует раздел 6 Инструкции о порядке исчисления и уплаты страхователями и застрахованными лицами взносов на общеобязательное государственное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Украины, утвержденной постановлением правления ПФУ от 19.12.2003 г. № 21-1, с изменениями (далее - Инструкция № 21-1). Пунктом 6.4 Инструкции установлено, что органы ПФ ежегодно уведомляют предприятия о расчете сумм фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, а те в свою очередь согласно п. 6.8 обязаны ежемесячно до 25 числа перечислить ПФ указанную в уведомлении месячную сумму возмещения.
Однако помимо “списочных” существует, в частности, и другой вид льготных пенсий. Речь идет о так называемых научных пенсиях.
В соответствии со ст. 24 Закона от 13.12.91 г. № 1977-ХП “О научной и научно-технической деятельности” в редакции Закона от 01.12.98 г. № 284-XIV, с изменениями (далее - Закон № 1977) научные и научно-педагогические работники при определенных условиях имеют право на повышенный размер пенсии. При этом разница между суммой “научной” пенсии, назначенной по Закону № 1977, и суммой пенсии, исчисленной в соответствии с другими законодательными актами, на которую имеют право работники государственных небюджетных предприятий, финансируется за счет средств этих предприятий в порядке, определенном КМУ.
Постановлением КМУ от 24.03.2004 г. № 372 утвержден Порядок финансирования разницы между суммой пенсии, назначенной научным (научно-педагогическим) работникам государственных небюджетных предприятий, учреждений, организаций и высших учебных заведений III - IV уровней аккредитации согласно Закону Украины “О научной и научно-технической деятельности”, и суммой пенсии, исчисленной в соответствии с другими законодательными актами, на которую имеют право указанные лица (далее - Порядок № 372). Порядком № 372 установлено, что финансирование 50% разницы в размере пенсии научным работникам осуществляется за счет средств государственных небюджетных предприятий, уплачивающих ПФ средства на выплату указанной разницы.
Изучение Порядка № 372 приводит к выводу о том, что механизм выплаты “научнопенсионной” разницы аналогичен механизму возмещения ПФ расходов на выплату и доставку льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2, установленному в разделе 6 Инструкции № 21-1: размер расходов на финансирование разницы определяется в расчете на год органами ПФ до 20 января текущего года и в течение 10 дней по вновь назначенным в соответствии с Законом № 1977 пенсиям, о чем ПФ уведомляет соответствующее предприятие.
Далее предприятия, получившие такие уведомления, самостоятельно определяют сумму разницы, которая подлежит уплате, в расчете на месяц. Эта сумма перечисляется местным органам ПФ ежемесячно до 25числа (п. 5 Порядка № 372).
Как видим, “научные” пенсии, как и пенсии по Спискам № 1 и № 2, тоже являются пенсиями льготными, и покрытие части разницы по ним законодатель “догадался” возложить на плечи соответствующих предприятий.
Естественно, такие предприятия живо интересуются возможностью отнесения рассматриваемых “списочных” возмещений и “научно-пенсионных” разниц в состав валовых затрат.
Проанализируем эти возможности по порядку.
Возмещение льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2
Примечательно, что проблема отнесения расходов на выплату и доставку льготных пенсий уже имеет свою почтенную историю: ГНАУ на протяжении нескольких лет искала правильный ответ, то разрешая, то запрещая “льготнопенсионные” валовые затраты. Причем обоснование своей позиции ГНАУ меняла как перчатки.
Так, в самом первом письме на эту тему - от 22.02.2000г. № 872/6/15-1116 - ГНАУ сочла, что денежные средства, внесенные предприятиями в ПФ на покрытие выплат льготных пенсий по Списку № 2, относятся в состав валовых затрат в соответствии с п/п. 5.7.1 Закона О Прибыли*.
Впрочем, уже в письме от 16.08.2000г. № 4680/6/15-0116 (далее - письмо от 16.08.2000 г.) ГНАУ одумалась и, не усмотрев расходов на возмещение льготных пенсий (Список № 2) в расходах на оплату труда**, запретила их отнесение в состав валовых затрат по п/п. 5.7.1.
В нашем комментарии к этому письму выражалось согласие с позицией ГНАУ в том, что это действительно не расходы на оплату труда. При этом высказывалась мысль, что ничто не мешает отнести такие расходы на ВЗ по п/п. 5.2.1 или 5.6.2 Закона О Прибыли как обязательные выплаты, установленные законодательством.
Чуть позже ГНАУ продемонстрировала иное обоснование валовозатратности: в “Вестнике налоговой службы Украины” № 44/2000 начальник Главного управления прямых налогов ГНАУ А. Фурман разъяснил, что, поскольку в связи с изменениями, внесенными в абз. 4 ст. 2*** Закона от 26.06.97 г. № 400/97-ВР “О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование” (далее - Закон № 400), фактические расходы на выплату и доставку пенсий (по Списку № 2) являются объектом обложения пенсионным сбором, то с 15.03.2000 г.**** они относятся на валовые затраты в соответствии с п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли.
Однако идиллия длилась недолго: уже в “Вестнике налоговой службы Украины” № 13/2001 ответственные работники ГНАУ (Т. Савченко и А. Задорожный) вообще отказали возмещению по льготным пенсиям (опять по Списку № 2) во включении в валовые затраты, снова (как в письме от 16.08.2000 г.) не обнаружив их трудового характера в Инструкции по статистике заработной платы.
В 2002 году ГНАУ продолжила изучение данного вопроса: в “Вестнике налоговой службы Украины” № 27/2002 Т. Савченко смягчилась и решила позаимствовать идею, высказанную А. Фурманом в “Вестнике налоговой службы Украины” № 44/2000: фактические расходы на выплату и доставку льготных пенсий (как вы догадались - по Списку № 2) являются сбором на обязательное государственное пенсионное страхование, который приведен в перечне общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей) в ст. 14 Закона “О системе налогообложения”. Поскольку требования п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли соблюдены, значит, есть возможность включить эти расходы в валовые затраты, правда, при условии что “льготнопенсионный” работник продолжает трудиться на благо предприятия.
Таким образом, налоговики вновь подтвердили свое позитивное отношение, ко включению в валовые затраты расходов на возмещение по льготным пенсиям, правда, только кия работников, которые сохранили трудовую связь с родным предприятием.
По нашему мнению, данное требование не совсем стыкуется с “налоговым” п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли, а больше соответствует обоснованиям по п/п. 5.6.1 и п/п. 5.7.1.
В последующих консультациях налоговики опять возвращались к уже ранее обнародованным взглядам по этому вопросу, отдавая предпочтение п/п. 5.7.1 Закона О Прибыли. Причем полной идентичности с более ранними разъяснениями не было, а наметился явный прогресс: в валовые затраты разрешалось относить возмещения по льготным пенсиям как по Списку № 2, так и поСписку № 1.
2004 год ознаменовался возвращением в довольно заезженную колею “налогового” п/п. 5.2.5 Закона О Прибыли.
И наконец, в письме от 25.05.2005г. № 10200/7/ 15-1117 (далее - письмо от 25.05.2005 г.) ГНАУ полностью отказалась от либеральных разъяснений предыдущих лет, запретив включение рассматриваемых расходов в состав ВЗ и заявив:
“Другие разъяснения ГНА Украины, противоречащие настоящему письму, не применять”.
В нашем комментарии к этому письму отмечалось, что подход ГНАУ к фактическим расходам на возмещение расходов на выплату и доставку льготных пенсий можно назвать возмутительным, особенно если принимать во внимание приведенные аргументы.
На наш взгляд, ни п/п. 5.6.1, ни п/п. 5.7.1 Закона О Прибыли не подходят для решения вопроса о включении “льготнопенсионных” расходов в валовые затраты. Согласно Закону № 400 такие расходы имеют статус сборов, а согласно Закону № 1058 - не являются объектом для начисления взносов. А вот отрицать очевидную связь указанных расходов с хоздеятельностью как-то неестественно.
Поэтому эти расходы вполне могут вписываться в валовые затраты по п. 5.1 и п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли. Ведь уплата предприятием расходов на выплату и доставку льготных пенсий с его хозяйственной деятельностью безусловно связана и является обязательной (ведь без подобной компенсации нельзя использовать труд лиц, которым положена льготная пенсия).
Тем более что прямых и явных запретов на отнесение этих расходов в состав валовых затрат Закон О Прибыли не содержит, а его п. 5.11 вообще запрещает устанавливать дополнительные ограничения.
Еще один аргумент в защиту валовых затрат: в связи с обязательностью “льготнопенсионных” расходов для обоснования их валовозатратности может быть использована норма п/п. 5.6.2 Закона О Прибыли. Этот подпункт устанавливает, что дополнительно к выплатам, предусмотренным п/п. 5.6.1, в состав валовых затрат плательщика налога включаются обязательные выплаты, предусмотренные законодательством.*****
“Научнопенсионные” разницы
Свою позицию по вопросу включения “научнопенсионных” разниц в состав валовых затрат ГНАУ изложила в письме от 01.03.2002г. № 3752/7/15-1217.
В нем подчеркивалось, что Законом № 400 выплаты разницы между суммой пенсии, назначенной научным работникам государственных небюджетных предприятий, и пенсии, исчисленной на общих основаниях, не относятся к обязательным платежам. Поэтому в общем порядке “научнопенсионные” разницы, по мнению ГНАУ, не включаются в валовые затраты. Однако такие выплаты по пенсиям тех работников, которые продолжают двигать науку на своих предприятиях, в состав валовых затрат включаются.
Аргумент в пользу отнесения на валовые затраты части “научнопенсионной” разницы для работающих пенсионеров ГНАУ видит в п/п. 5.6.2 Закона О Прибыли, поскольку такие выплаты являются обязательными как предусмотренные Законом № 1977.
Итак, “научнопенсионные” разницы для пенсионеров, которые продолжают трудиться на наукоемком предприятии, свой валовозатратный подпункт в Законе О Прибыли благополучно нашли (с помощью ГНАУ). А вот расходы предприятий по выплате разниц бывшим работникам, а ныне - не работающим пенсионерам могут попасть в затраты только по “общехозяйственному” п/п. 5.2.1 Закона О Прибыли. И то - только с позиции смелого плательщика налогов.
Обоснование в пользу применения п/п. 5.2.1 (и п. 5.1) - см. в разделе, посвященном возмещению льготных пенсий по Спискам № 1 и № 2.
Ответственность
Итак, выше мы выяснили, что все виды выплат по льготным пенсиям являются обязательными платежами, но к пенсионным сборам/взносам не относятся.
Кроме того, ГНАУ к письме от 25.05.2005 г. запретила отнесение таких расходов на валовые затраты.
Естественно, возникает вопрос об ответственности предприятия за невозмещение льготных пенсий.
Как известно, статьей 106 Закона № 1058 предусмотрена ответственность за неуплату пенсионных взносов, а не каких-либо иных платежей. Поэтому оштрафовать предприятия за невозмещение расходов по льготным пенсиям в соответствии с Законом № 1058 нельзя.
Данный вывод подтверждается и в письме ПФУ от 02.08.2005г. № 9180/03-20 (далее - письмо от 02.08.2005 г.). В нем сообщается:
“Пеня и штрафные санкции, предусмотренные п. 2 ч. 9 ст. 106 Закона № 1058, применяются за неуплату (неперечисление) или несвоевременную уплату (несвоевременное перечисление) страхователями страховых взносов. Поскольку плата, покрывающая фактические расходы на выплату и доставку льготных пенсий и пенсий, назначенных научным (научно-педагогическим) работникам, не является страховыми взносами в понимании Закона Украины "Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, положения статьи 106 Закона относительно начисления штрафных санкций и пени за невнесение вышеуказанной платы не применяются. Взыскание своевременно не уплаченных сумм осуществляется 5 судебном порядке”.
Правда, п. 6.9 Инструкции № 21-1 предусматривает штрафные санкции и пеню в соответствии с нормами Эпохального Закона за неуплату и/или несвоевременную уплату сумм фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий. Однако:
во-первых, эта норма действует только в отношении льготных пенсий по Списку № 2. Получается, что за невозмещение льготных пенсий по Списку № 1 ответственность вообще не установлена
во-вторых, штрафы по Эпохальному Закону применяются только за неуплату согласованных обязательств, а суммы возмещений согласованию не подлежат. Об этом прямо говорится в письме от 02.08.2005 г.:
“При этом не происходит ежемесячное согласование сумм к возмещению”.
Поэтому на сегодняшний день за ““перечисление сумм возмещений и разниц по льготным пенсиям никаких финансовых санкций нет. И если у предприятий нет денег (или совести), то взыскать такие суммы можно только в судебном порядке.
Ну и дела.
___________
* Напомним, что п/п. 5.7.1 разрешает относить в состав валовых затрат “суммы сбора на обязательное государственное пенсионное страхование и взносов на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные на выплаты, указанные в подпункте 5.6.1 настоящей статьи, в размерах и порядке, установленных законом”.
** А именно - не найдя их в прочих поощрительных и компенсационных выплатах в п. 2.42 тогда действовавшей Инструкции по статистике заработной платы.
*** В настоящее время - абз. 3 п. 1 ст. 2 указанного Закона.
**** Дата вступления в силу изменений к Закону № 400.
***** Между прочим, подобная мысль высказывалась ГНАУ в письме от 01.03.2002г. № 3752/7/15-1217 в отношении “научных” пенсионеров.
“Бухгалтер” № 6, февраль (II) 2006 г.
Льготные пенсии
Льготные пенсии — одна из государственных социальных гарантий. В этой статье мы рассмотрим, работники каких специальностей имеют право на льготную пенсию, действия администрации предприятия, использующего труд наемных работников, с вредными условиями труда, последние изменения в законодательстве по этому вопросу.
Кто имеет право на льготную пенсию
Законодательство Украины предусматривает возможность назначения пенсий по возрасту на льготных условиях. Чем тяжелее и вреднее условия труда, тем ниже возраст выхода на пенсию, меньше требования к стажу, необходимому для назначения пенсии, выше размеры пенсий (поскольку выше заработная плата, с которой уплачены взносы в Пенсионный фонд).
Снижение возраста выхода на пенсию и стажа должно сократить период трудовой деятельности работника в неблагоприятных условиях, а значит, уменьшить вредное воздействие таких условий на его здоровье.
Например, труд шахтеров, металлургов и лиц многих других профессий связан с тяжелыми, вредными для здоровья условиями труда. Соответственно такие работники должны получать более высокую зарплату при меньшей продолжительности рабочего дня.
Категории работников, имеющих право на льготную пенсию, определяет ст. 13 Закона о пенсионном обеспечении.
Рассмотрим, при каких условиях назначаются пенсии по возрасту на льготных условиях (см. таблицу 1).
Что же нужно для того, чтобы работник получал льготную пенсию?
Прежде всего необходимо правильно оформить документы. Начинаем с приказа, в котором следует перечислить рабочие места с льготным пенсионным обеспечением. Указанный перечень после согласования с профсоюзным комитетом хранится в течение 50 лет. Выписки из приказа прилагаются к трудовой книжке работников, должности которых внесены в перечень.
Упомянутая льгота обязательно записывается в коллективный договор.
Конечно, не обойтись без аттестации рабочего места по условиям труда. Аттестация проводится согласно Постановлению №442 1. Санитарно-гигиенические исследования факторов производственной среды и трудового процесса осуществляются:
1 Постановление КМУ от 01.08.92 г. №442 «О порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».
1) санитарными лабораториями предприятий и организаций, аттестованных органами Госстандарта и Минздрава по спискам, которые согласовываются с органами Государственной экспертизы условий труда
2) на договорной основе лабораториями территориальных санитарно-эпидемиологических станций.
По результатам аттестации составляются перечни:
1) рабочих мест, профессий, должностей, работникам которых подтверждено право на льготы и компенсации, предусмотренные законодательством
2) рабочих мест, профессий, должностей, работникам которых предлагается установить льготы и компенсации за счет предприятий.
Контроль за качеством проведения аттестации, правильностью применения списков №1 и №2 производств, работ, профессий должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, льготы и компенсации, возлагается на органы Государственной экспертизы условий труда.
То есть аттестация рабочего места должна быть заверена органом Государственной экспертизы условий труда. Для назначения пенсии согласно ст. 100 Закона №1788-ХІІ (т.е. для работников, заработавших льготный стаж до 1991 года) аттестация не обязательна.
Стаж, дающий право на льготную пенсию, отражается в годовой отчетности в Пенсионный фонд «ИНДАНИ» (приложение 8 форма СПП). Часть 2 ст. 101 Закона №1788-ХІІ оговаривает, что предприятия несут материальную ответственность за ущерб, причиненный гражданам или государству в результате несвоевременного оформления или подачи пенсионных документов, а также за выдачу недостоверных документов, и возмещают ее.
Документы, поданные в органы Пенсионного фонда для назначения льготной пенсии, проверяются выездной проверкой специалистов фонда.
Для назначения льготной пенсии следует подать следующие документы:
1) заявление о назначении пенсии
2) паспорт (копию)
3) идентификационный код
4) документы о страховом (трудовом) стаже.
Разумеется, инспектор отдела кадров готовит представление. В случае если в трудовой книжке отсутствуют сведения, определяющие право на пенсию на льготных условиях, для подтверждения специального стажа принимаются уточняющие справки предприятий (организаций). В такой справке указываются:
— период работы, которая засчитывается в специальный стаж
— профессия (должность), характер выполняемой работы
— наименование (номер) списка, в который включается этот период работы
— первичные документы, на основании которых составлена справка (например, наряды, из которых видно, что каменщик Ружицкий В.А. положил 50 тыс. штук кирпича сменные рапорты о выполнении работ по фрезерованию торфяника механизатором Диким А.М) 1
5) справку о заработке лица и/или информацию в систему персонифицированного учета
6) документы, подтверждающие стаж, дающий право на льготную пенсию (карту условий труда)
7) извлечение из колдоговора.
Финансирование льготной пенсии
В соответствии с положениями Закона №1058-IV предприятия и организации обязаны возмещать Пенсионному фонду Украины фактические расходы на выплату и доставку льготных пенсий. Льготную пенсию бывший работник получит после перечисления предприятием средств, необходимых на выплату и доставку пенсии на счет Пенсионного фонда в сроки, предусмотренные Законом о пенсионном страховании. Причем пенсии, назначенные согласно списку №2 (кроме сельхозработников) или на основании решения предприятия согласно Порядку №937 компенсируются в 100% размере.
Расходы на выплату и доставку пенсий работникам, занятым полный рабочий день на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда по списку №1, предприятие компенсирует отделению ПФУ в 2007 году в размере 50% фактических расходов на выплату и доставку этих пенсий. В следующих годах процент компенсации пенсий увеличивается на 10% каждый год до достижения в 2012 году 100% погашения расходов.
Размер сумм, которые следует перечислить в Пенсионный фонд, на текущий год определяется органами Пенсионного фонда Украины ежегодно в уведомлениях о расчете сумм фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий, отправляемых предприятиям до 20 января текущего года и в течение 10 дней по новоназначенным пенсиям (п. 6.4 Инструкции №21-1), а предприятия ежемесячно до 25 числа вносят в Пенсионный фонд указанную в уведомлении месячную сумму.
О налоговом и бухгалтерском учете льготных пенсий
Расходы на компенсацию выплат и доставки льготных пенсий обязательны для предприятий, использующих труд рабочих по специальностям, предусмотренным списками №1 и №2.
Относительно фактических расходов на выплату и доставку льготных пенсий см. также письмо ПФУ от 02.08.2005 г. №9180/03-20 и от 05.05.2006 г. №5620/03-20.
Подпунктом 5.2.5 Закона о прибыли определено, что в состав валовых расходов налогоплательщика включаются суммы внесенных (начисленных) налогов, сборов (обязательных платежей), установленных Законом о системе налогообложения. В ст. 14 этого Закона указан только сбор на обязательное пенсионное страхование.
Формально основания для включения расходов на выплату и доставку льготных пенсий в состав ВР отсутствуют.
Но письмо ГНАУ от 28.04.2007 г. №8820/7/15-0317 (см. «ДК» №22/2007) разрешает относить к составу валовых расходов расходы на выплату и доставку льготных пенсий.
И это логично. Льготное пенсионное обеспечение — государственная гарантия. Почему бы она не включалась в валовые расходы? Правда, сумму льготной пенсии, назначенной согласно Порядку №937, до получения специальных разъяснений включать в валовые расходы не рекомендуем. Надеемся, что законодатели закрепят «валоворасходность» всех видов льготных пенсий. А вот в бухгалтерском учете эти расходы учитываем на счете 949 «прочие расходы операционной деятельности».
Пример Строительное предприятие «Уютный дом» назначает льготную пенсию каменщику Ружицкому В. (список №2) и работнику ПТО Кудерявцу Я.П. занимавшемуся копированием, заправкой картриджей, которому, согласно Порядку №937, также назначена льготная пенсия (см. таблицу 2 ).
Таблица 1
Условия для назначения пенсии по возрасту на льготных условиях*
Категории работников, имеющих право на назначение пенсии по возрасту на льготных условиях
Возраст выхода на пенсию
Льготный трудовой стаж
Льготный трудовой стаж учитывается в отношении фактически отработанного времени в специальных (вредных или особых) условиях труда.
Основная категория лиц, которым действующим законодательством установлено право на пенсию в связи с особыми условиями труда (более 90 %) содержится в Списках № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение (далее - Списки № 1 и 2), которые применяются в полном объеме на территории РФ в соответствии с постановлением Совмина РСФСР от 02.10.91 № 517.
Расчет льготного стажа законодательно закрепляется в Постановлении Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации [1]. Согласно вышеназванному Постановлению в льготный стаж включаются периоды отпусков (как основного, так и дополнительного), а также периоды временной нетрудоспособности гражданина. Не засчитывается в льготный стаж административный отпуск.
Так, например, специальный трудовой стаж учитывается при установлении:
- пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (в стаж включается время инвалидности I и II групп вследствие профессионального заболевания или увечья, связанного с производством, на котором получено указанное увечье или заболевание)
- времени начала выплаты пенсии в связи с работой на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (в таких случаях пенсия устанавливается: мужчинам по достижении 50 лет и женщинам по достижении 45 лет, если они соответственно трудились не менее 10 лет и 7 лет и 6 месяцев и их общий трудовой стаж не менее 20 и 15 лет, а если не менее половины стажа приходится на подземные работы, на работы с вредными условиями труда и в горячих цехах, то пенсия назначается с уменьшением возраста на один год за каждый полный год такой работы мужчинам и женщинам). [2]
Особым видом специального трудового стажа является и выслуга лет. Но в отличие от специального стажа, выслуга лет установленной продолжительности служит юридическим фактом, дающим право на пенсию независимо от возраста при условии увольнения с работы, в связи с которой назначается пенсия. [3]
Литература:
1. Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
[1] Постановление Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!