Налоговые льготы для некоммерческих организаций
Налогообложение некоммерческих организаций
Рефераты >> Налоги >> Налогообложение некоммерческих организаций
2.2.Налоговые льготы некоммерческих организаций
С принятием части второй Налогового кодекса РФ число налоговых льгот для некоммерческих организаций значительно сократилось. Наиболее существенной стала отмена льгот по уплате налога на прибыль для некоммерческих организаций.
Налог на прибыль.
Согласно главе 25 Налогового кодекса[8], вступившей в действие с 1 января 2002 г. все некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль независимо от того, ведут они предпринимательскую деятельность или нет. Налоговая ставка составляет 24 процента от суммы налогооблагаемой прибыли. Для целей налогообложения учитываются доходы от реализации товаров (услуг, работ), имущественных прав, а также внереализационные доходы. Однако в ст. 251 Налогового кодекса определены доходы, не учитываемые при определении налоговой базы. Для некоммерческих организаций это преимущественно целевые поступления. К ним относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики – получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
К указанным целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся:
1) осуществленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы (отметим, что данные взносы могут собираться только некоммерческими организациями, основанными на системе членства – общественными организациями, ассоциациями (союзами), некоммерческими партнерствами), целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации[9].
2) имущество, переходящее некоммерческим организациям по завещанию в порядке наследования
3) суммы финансирования из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций
4) средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности
5) использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям
6) имущество (включая денежные средства) и (или) имущественные права, которые получены религиозными организациями на осуществление уставной деятельности.
7) средства в виде полученных от физических лиц, некоммерческих организаций (в том числе иностранных и международных организаций и объединений по перечню таких организаций, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.02 № 923) грантов на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны окружающей среды, а также на проведение конкретных научных исследований.
Налог на добавленную стоимость.
Налог на добавленную стоимость взимается с некоммерческих организаций в случае реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, а также передачи имущественных прав, в том числе передачи прав собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе[10]. Налог взимается по ставке 20 (10) процентов от стоимости реализованных (переданных, оказанных) товаров (работ, услуг), исчисленной исходя из рыночных цен (с учетом акцизов), без включения в них налога с продаж. Согласно ст. 149 Налогового кодекса РФ освобождается от налогообложения реализация (а также передача, выполнение) на территории Российской Федерации:
1) медицинских товаров, важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации
2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно–эпидемиологических услуг
3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения
4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях
5) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями
6) услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно–производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений
7) ремонтно–реставрационных, консервационных и восстановительных работ, выполняемых при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций
8) оказываемых учреждениями культуры и искусства услуг в сфере культуры и искусства, к которым относятся:
- услуги по предоставлению напрокат аудио-, видеоносителей из фондов указанных учреждений, звукотехнического оборудования, музыкальных инструментов, сценических постановочных средств, костюмов, обуви, театрального реквизита, бутафории, постижерских принадлежностей, культинвентаря, животных, экспонатов и книг
- услуги по изготовлению копий в учебных целях и учебных пособий, фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию с печатной продукции, музейных экспонатов и документов из фондов указанных учреждений услуги по звукозаписи театрально–зрелищных, культурно–просветительных и зрелищно–развлекательных мероприятий, по изготовлению копий звукозаписей из фонотек указанных учреждений
- услуги по доставке читателям и приему у читателей печатной продукции из фондов библиотек услуги по составлению списков, справок и каталогов экспонатов, материалов и других предметов и коллекций, составляющих фонд указанных учреждений
- услуги по предоставлению в аренду сценических и концертных площадок другим бюджетным учреждениям культуры и искусства, а также услуг по распространению билетов
Некоммерческая организация как субъект налоговых отношений
Некоммерческие организации в настоящее время действуют в общем для всех организаций налоговом поле. Это касается как уставной непредпринимательской, так и предпринимательской деятельности. Для НКО не предусмотрены налоговые льготы только в связи с тем, что они не ведут предпринимательскую деятельность. Льготы зависят от целого ряда факторов: в какой форме поступили средства (пожертвования, гранты и т.п.), какую организационно-правовую форму имеет НКО, занимается ли она благотворительностью, имеет ли членство и т.д.
Даже не занимаясь предпринимательской деятельностью, НКО могут быть обязаны уплачивать следующие налоги.
на доходы физических лиц (в качестве налоговых агентов, если осуществляются выплаты физическим лицам).
на имущество организаций (если это имущество не подпадает под льготы по налогу в соответствии с главой 30 НК РФ и региональным законодательством).
земельный (если НКО является собственником земли, землевладельцем или землепользователем, кроме арендаторов).
транспортный (если у организации имеется транспортное средство и налог введен на территории субъекта Российской Федерации, в котором находится организация).
Некоммерческая организация также признается плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее — ПФР), Фонд социального страхования Российской Федерации (далее — ФСС России) и фонды медицинского страхования (Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — ФФОМС, территориальный фонд обязательного медицинского страхования — ТФОМС), если она осуществляет выплаты физическим лицам — наемным работникам.
Даже в случае если НКО не реализует товары, работы, услуги либо совершает эти операции эпизодически, в ее деятельности могут возникнуть НДС и налог на прибыль — например, при реализации ненужного имущества (основных средств, нематериальных активов и пр.).
Если организация занимается предпринимательской деятельностью, основную налоговую нагрузку, как правило, составляют налог на прибыль, НДС, водный налог, единый налог, уплачиваемый при применении упрощенной системы налогообложения, единый налог на вмененный доход (ЕНВД), таможенные пошлины. Тем не менее налоговые отношения государства с некоммерческим сектором строятся на более льготных условиях, чем с коммерческим. Так, в соответствии со ст. 31 Закона об НКО органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своей компетенции могут оказывать некоммерческим организациям экономическую поддержку в различных формах, в том числе: 1)
предоставлением льгот по уплате налогов, таможенных и иных сборов и платежей — некоммерческим организациям, действующим в благотворительных, образовательных, культурных и научных целях, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта с учетом организационно-правовых форм НКО 2)
предоставлением НКО иных льгот, в том числе полного или частичного освобождения от платы за пользование государственным и муниципальным имуществом 3)
размещением среди НКО государственных и муниципальных социальных заказов 4)
предоставлением в соответствии с законом льгот по уплате налогов гражданам и юридическим лицам, оказывающим НКО материальную поддержку.
Не допускается предоставление льгот по уплате налогов в индивидуальном порядке отдельным некоммерческим организациям, а также отдельным гражданам и юридическим лицам, оказывающим этим некоммерческим организациям материальную поддержку.
Все некоммерческие организации по наличию дополнительных налоговых льгот и освобождений (исключений из налоговой базы), установленных федеральным законодательством, помимо льгот, предусмотренных для всех НКО, можно разделить на две группы: 1)
имеющие дополнительные налоговые льготы — благотворительные организации (НДС, НДФЛ, налог на прибыль) общины коренных малочисленных народов России (НДФЛ, земельный налог) религиозные организации (НДС, налог на прибыль, государственная пошлина, налог на имущество, земельный налог) адвокатские объединения (налог на имущество, НДС) общественные объединения инвалидов (НДФЛ, НДС, налог на прибыль, государственная пошлина, налог на имущество) бюджетные учреждения (НДС, налог на прибыль, государственная пошлина) товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы (НДС, налог на прибыль), государственные корпорации (налог на прибыль) профсоюзы (налог на прибыль) 2)
не имеющие дополнительных налоговых льгот — остальные некоммерческие организации.
Помимо федеральных льгот некоммерческие организации отдельных видов могут иметь льготы по региональным и местным налогам, а также сниженную ставку по налогу на прибыль в части, зачисляемой в соответствующие бюджеты.
Таким образом, основными особенностями налогообложения некоммерческих организаций в России являются.
право не облагать налогом на прибыль и НДС целевые поступления и некоторые другие виды доходов (однако это право обусловлено многочисленными оговорками и дополнительными требованиями).
наличие льгот по ряду налогов для некоммерческих организаций отдельных форм.
необходимость раздельного учета при основной и предпринимательской деятельности, ограничения на включение административных расходов в число затрат, уменьшающих налогооблагаемую прибыль.
право не удерживать налог на доходы физических лиц при осуществлении некоторых выплат, связанных с благотворительной деятельностью, а также с деятельностью членов общин малочисленных коренных народов.
В налоговой политике на 2009 г. и в плановом периоде на 2010— 2011 гг. было предусмотрено внесение изменений в налоговое законодательство в целях создания благоприятных условий для функционирования некоммерческих организаций в социально значимых областях, в частности: 1)
изменение порядка налогообложения НКО, а также физических лиц — благополучателей при благотворительной деятельности 2)
установление равных условий для НКО и бюджетных учреждений при освобождении от налогообложения НДС социально значимых услуг, в том числе услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, по содержанию детей в дошкольных организациях 3)
освобождение от обложения НДС ряда услуг по социальному обслуживанию детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, граждан пожилого возраста, безнадзорных и иных лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации услуг в сфере физической культуры и спорта, профессиональной ориентации, культуры и искусства, оказываемых в рамках государственных или муниципальных контрактов.
В налоговую политику на 2010 г. и плановый период 2011—2012 гг. было включено содействие практике благотворительной деятельности и добровольчества.
На среднесрочную перспективу предлагаются следующие направления деятельности в сфере благотворительной деятельности. 1.
Расширение налоговых стимулов для участия в благотворительной деятельности и снижение налоговых издержек, связанных с осуществлением благотворительной деятельности. Для этого предполагается, в частности, распространить право на получение социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц на суммы произведенных налогоплательщиками — физическими лицами пожертвований по следующим направлениям.
пожертвования НКО, занятым в приоритетных, общественно значимых направлениях (наука, культура, образование, здравоохранение, социальное обеспечение, охрана окружающей среды).
пожертвования благотворительным организациям.
пожертвования на цели формирования и пополнения целевого капитала некоммерческих организаций.
В настоящее время указанный социальный налоговый вычет применяется только в отношении пожертвований в пользу организаций, полностью или частично финансируемых из бюджетных источников. 2.
Исключение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц выплат добровольцам за наем жилого помещения и проезд, связанных с осуществлением добровольческой деятельности. Основанием для получения такой льготы станет факт наличия соглашения о добровольческой деятельности. 3.
Предоставление права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций (в пределах устанавливаемых в законодательстве ограничений в виде доли полученных организацией- жертвователем доходов, но не выше предельной суммы вычитаемых пожертвований в год) расходы в виде осуществляемых налогоплательщиками благотворительных пожертвований. Круг таких пожертвований на первом этапе может быть ограничен пожертвованиями в целях формирования и пополнения целевого капитала НКО. В дальнейшем возможно распространить указанную норму на правила учета в целях налога на прибыль организаций иных пожертвований, в том числе пожертвований некоммерческим организациям.
В качестве дополнительных условий получения некоммерческими (в том числе благотворительными) организациями соответствующего статуса законодательно могут быть закреплены.
деятельность НКО в социально значимых направлениях.

наличие наблюдательных или попечительских советов, закрепление основных прав и обязанностей членов таких советов, базовых процедур их деятельности, требований к составу и полномочиям органов управления.
соблюдение дополнительных требований, связанных с регистрацией указанного статуса и ведением отчетности.
проведение ежегодного независимого аудита для подтверждения целевого использования средств.
публикации в Интернете отчетов о деятельности НКО в соответствии с установленными требованиями.
Установление особого порядка налогообложения некоммерческих (в том числе благотворительных) организаций налогом на прибыль, предполагающего освобождение их доходов, получаемых в связи с предпринимательской деятельностью, от данного налога при соблюдении ограничений и условий, касающихся связи предпринимательской деятельности с основной деятельностью. В отношении более широкого круга НКО можно рассмотреть вопрос о предоставле нии права учитывать при определении налоговой базы по налогу на прибыль расходы по формированию резервов предстоящих расходов для уставной деятельности. 5.
Распространение на негосударственные некоммерческие организации действующей в отношении автономных учреждений нормы целевого финансирования, не учитываемого при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, — в отношении субсидий, предоставляемых из федерального бюджета и бюджетов других уровней. 6.
Расширение перечня видов деятельности, поддержка (гранты) которых не учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, с включением в него программ в области охраны здоровья населения, физической культуры и массового спорта (за исключением профессионального спорта) и др. При этом ввести ограничения, позволяющие обеспечить эффективное администрирование целевого использования таких средств. 7.
Расширение перечня целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, не облагаемых налогом на прибыль организаций, включение в него услуг (работ), полученных безвозмездно в целях поддержки уставной деятельности НКО, а также труда добровольцев. 8.
Содействие развитию благотворительной деятельности через институт социальной рекламы, внесение в законодательство изменений, позволяющих установить разграничение между понятиями «реклама» и «социальная реклама». Это позволит исключить начисление НДС при изготовлении и распространении социальной рекламы, осуществляемой на безвозмездной основе, а также относить на расходы, учитываемые в целях налогообложения по налогу на прибыль организаций (в пределах норм), суммы, направленные на изготовление и распространение социальной рекламы.
Контрольные вопросы и задания 1.
В чем проявляется специфика формирования финансов НКО? 2.
Каковы основания возникновения финансовых отношений НКО? 3.
Классифицируйте источники формирования имущества НКО. 4.
Охарактеризуйте источники формирования имущества НКО, закрепленные ст. 26 Закона об НКО. 5.
Опишите порядок формирования и использования целевого капитала НКО. 6.
Назовите правовые основы предпринимательской деятельности НКО. 7.
Какие существуют виды предпринимательской деятельности некоммерческих организаций? 8.
Перечислите ограничения, которые устанавливает законодательство Российской Федерации для ведения предпринимательской деятельности НКО в их отдельных организационноправовых формах. 9.
Охарактеризуйте целевые поступления как основной источник формирования имущества НКО. 10.
Как классифицируются: 1) доходы от предпринимательской деятельности НКО 2) расходы по предпринимательской деятельности НКО? 11.
В чем состоит учет расходов, возникающих в рамках основной (уставной) деятельности НКО? 12.
Дайте определение НКО как участникам налоговых отношений. 13.
Перечислите особенности налогообложения НКО в Российской Федерации и подтвердите их примерами из действующего законодательства о налогах и сборах. 14.
Опишите перспективы развития законодательства Российской Федерации о налогообложении НКО. 15.
Изучите изменения в законодательстве о налогах и сборах, принятые в 2008—2009 гг. касающиеся деятельности НКО, и оцените их полезность для НКО и общества в целом. 16.
Проанализируйте статистический материал по структуре источников финансирования деятельности НКО в России и за рубежом. 17.
Оцените результативность предпринимательской деятельности НКО (в целом по России на примере отдельного вида НКО — например, образовательных учреждений).
Налоговые льготы для некоммерческих (общественных) организаций
17 ноября 2010
Завьялов Кирилл,
Мельникова Елена,
эксперты службы
Правового консалтинга ГАРАНТ

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Одной из форм некоммерческих организаций является общественная организация, которой признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ).
На сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд специфических норм, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
Так, в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов
- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%
- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде:
- сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. 10 ст. 217 НК РФ)
- доходов, не превышающих 4000 рублей, полученных в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.
Налог на прибыль
Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы.
Так, п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе:
- осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ).
При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Также не учитываются при налогообложении имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ (пп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики (общественные организации инвалидов) вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Расходы на формирование такого резерва учитываются в составе прочих расходов (п. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361).
Прочие налоги
Главой 25.3 НК РФ также установлен ряд льгот, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
Так, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков (п. 2 ст. 333.37 НК РФ). Однако цена иска не должна превышать 1 000 000 руб. (п. 3 ст. 333.37 НК РФ).
В свою очередь, п. 4 ст. 333.38 НК РФ указывает, что от уплаты государственной пошлины за совершение всех видов нотариальных действий освобождаются общественные организации инвалидов.
В заключение отметим, что общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении земельного налога.
От налогообложения данным налогом освобождаются земельные участки, используемые общеРоссийскими общественными организациями инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).
В заключение хотелось бы отметить, что законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении некоммерческих организаций, а также основания для их использования налогоплательщиками.
Список литературы
1. Налоговый кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
3. Федеральный закон от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций".
4. Письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361.
Налоговые льготы для некоммерческих организаций
Компания ГАРАНТ
Предусмотрены ли налоговые льготы для некоммерческих организаций, в частности для общественных организаций (не ЖСК, ТСЖ и т.п.)?
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ) некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ (п. 2 ст. 2 Закона N 7-ФЗ).
Одной из форм некоммерческих организаций является общественная организация, которой признается добровольное объединение граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых они созданы (п. 1 ст. 6 Закона N 7-ФЗ).
На сегодняшний день НК РФ предусмотрен ряд специфических норм, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
Так, в силу пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) на территории РФ реализация товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
- общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов
- организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%
- учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
В части исчисления НДФЛ следует учитывать, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) доходы физических лиц в виде:
- сумм, уплаченных общественными организациями инвалидов за лечение и медицинское обслуживание инвалидов при условии наличия у медицинских учреждений соответствующих лицензий, а также наличия документов, подтверждающих фактические расходы на лечение и медицинское обслуживание (п. 10 ст. 217 НК РФ)
- доходов, не превышающих 4000 рублей, полученных в виде сумм материальной помощи, оказываемой инвалидам общественными организациями инвалидов.
Налог на прибыль
Статья 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при исчислении налоговой базы.
Так, п. 2 ст. 251 НК РФ предусматривает, что при определении налоговой базы не учитываются целевые поступления. К ним, в частности, относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению.
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности относятся, в том числе:
- осуществленные в соответствии с законодательством РФ о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, паевые взносы, пожертвования (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- средства и иное имущество, которые получены на осуществление благотворительной деятельности (пп. 4 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями на формирование целевого капитала, которое осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 30.12.2006 N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" (далее - Закон N 275-ФЗ) (пп. 13 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями - собственниками целевого капитала от управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление имуществом, составляющим целевой капитал, в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 14 п. 2 ст. 251 НК РФ)
- денежные средства, полученные некоммерческими организациями от специализированных организаций управления целевым капиталом в соответствии с Законом N 275-ФЗ (пп. 15 п. 2 ст. 251 НК РФ).
При этом налогоплательщики (получатели указанных целевых поступлений) обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Также не учитываются при налогообложении имущественные права в виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом, полученные по решениям органов государственной власти и органов местного самоуправления некоммерческими организациями на ведение ими уставной деятельности (пп. 16 п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, утвержденный в ст. 264 НК РФ, также содержит ряд расходов, присущих некоммерческим организациям.
К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы налогоплательщиков - общественных организаций инвалидов, а также налогоплательщиков - учреждений, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, в виде средств, направленных на осуществление деятельности указанных общественных организаций инвалидов и на цели, указанные в пп. 38 п. 1 ст. 264 НК РФ (пп. 39 п. 1 ст. 264 НК РФ). Получатели средств, предназначенных на осуществление деятельности общественной организации инвалидов и на цели социальной защиты инвалидов, по окончании налогового периода представляют в соответствующие налоговые органы по месту своего учета отчет о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 267.1 НК РФ налогоплательщики (общественные организации инвалидов) вправе создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов. Указанные резервы могут создаваться на срок не более пяти лет. Расходы на формирование такого резерва учитываются в составе прочих расходов (п. 39.2 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Также п. 3 ст. 286 НК РФ предусматривает, что некоммерческие организации, не имеющие дохода от реализации товаров (работ, услуг), уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода.
В свою очередь, п. 2 ст. 289 НК РФ содержит нормы, определяющие, что некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода. Иными словами, у некоммерческой организации, у которой не возникает обязательство по уплате налога на прибыль, отсутствует обязанность по представлению в налоговый орган налоговых деклараций по налогу на прибыль по итогам отчетных периодов (письмо Управления ФНС по г. Москве от 15.03.2005 N 20-12/16361).
Прочие налоги
Главой 25.3 НК РФ также установлен ряд льгот, применяемых исключительно некоммерческими организациями.
Так, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются общественные организации инвалидов, выступающие в качестве истцов и ответчиков (п. 2 ст. 333.37 НК РФ). Однако цена иска не должна превышать 1 000 000 руб. (п. 3 ст. 333.37 НК РФ).
В свою очередь, п. 4 ст. 333.38 НК РФ указывает, что от уплаты государственной пошлины за совершение всех видов нотариальных действий освобождаются общественные организации инвалидов.
В заключение отметим, что общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, освобождаются от обложения налогом на имущество в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности (п. 3 ст. 381 НК РФ).
Аналогичная норма предусмотрена и в отношении земельного налога.
От налогообложения данным налогом освобождаются земельные участки, используемые общеРоссийскими общественными организациями инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, для осуществления уставной деятельности (п. 5 ст. 395 НК РФ).
В заключение хотелось бы отметить, что законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении некоммерческих организаций, а также основания для их использования налогоплательщиками.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Завьялов Кирилл
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор Мельникова Елена
24 июня 2010 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
Налоговые льготы: экономить реально
Согласитесь, мало кто из нас хочет платить налоги. Сколько налогоплательщиков вздохнуло бы свободнее, узнав об их отмене. Может, стоит не отменять их, а лишь значительно уменьшить? Есть ли такая возможность или это нереально?
В статье 56 НК РФ дается определение понятия «налоговые льготы»: «льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».
Информация о праве пользования налоговыми льготами при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах, дается в подр. 3 п. 1 ст. 21 НК РФ.
Налоговые льготы можно группировать по-разному, например:
Оговоримся, что в данной статье речь пойдет именно о льготах, а не о налоговых преференциях. Понятие «преференция» намного шире и включает в себя налоговые льготы, отсрочки и рассрочки по уплате налогов, налоговый кредит и др. Поскольку данная тема довольно обширна, то рассмотрим в основном льготы, предоставляемые юридическим лицам.
Основанием для предоставления льгот могут быть:
Налоговые льготы, в первую очередь, это инструмент контроля и стимулирования развития различных экономических секторов.
Государство в случае необходимости уменьшает налоговое бремя для определенных налогоплательщиков. С одной стороны, ему невыгодно использовать налоговые льготы, ведь поступления в бюджет уменьшаются. Это отметил и министр финансов РФ, вице-премьер Алексей Кудрин, будучи на Московской налоговой конференции 19 ноября 2010 г. где выступил за отмену большинства налоговых льгот. По сообщению РИА «Новости», Кудрин пояснил свою позицию следующим образом: «Если нам нужно провести сокращение дефицита на 4,6 % ВВП, то отмена всех льгот без повышения ставок могла бы решить эту проблему».
Московские чиновники уже решительно сокращают налоговые льготы. В частности 17.11.2010 был принят закон г. Москвы № 49 «О внесении изменений в статью 4 Закона г. Москвы от 5.11.2003 г. № 64 “О налоге на имущество организаций”». В данном законе приняты нормы, увеличивающие ставку земельного налога для спортивных объектов, а также лишающие льгот по налогу на имущество научные учреждения, городские специализированные похоронные службы, аэродромы и аэропорты.
Но с другой стороны, отсутствие сиюминутной выгоды может повлечь за собой куда большие дивиденды. Ведь умеренное налогообложение юридических и физических лиц несомненно увеличивает благосостояние граждан и стимулирует производство. Высвободившиеся от применения льгот средства организация может использовать на развитие собственного бизнеса.
Государство в настоящее время обращает внимание на развитие инновационных технологий. И отвело часть льгот на налоговое стимулирование организаций, чья деятельность является научно-технической или внедренческой.
Льготы предоставляются не только организациям, но и физическим лицам. Данный инструмент направлен на поддержание социальной сферы для сглаживания социального неравенства и перераспределения доходов и благ в обществе. Например, имущественный вычет. Кто из физических лиц не желает воспользоваться своим правом на имущественный вычет, предоставляемый в сумме, израсходованной на новое строительство либо приобретение жилого дома, квартиры или доли (долей) в них, в размере фактически израсходованных денежных средств, а также в сумме, направленной на погашение процентов по целевым займам (кредитам), полученным от кредитных и иных организаций РФ? Другой вопрос — у кого из нас и когда это произойдет.
К сожалению, стоит отметить, что не все предприятия знают, какие льготы они могут использовать. У малой части организаций есть специалисты разных уровней, готовые изучать огромный пласт законодательства, а потом отстаивать права на эти льготы перед фискальными органами.
Обратите внимание! Еще раз отметим, что льготы зависят от вида налога, по которому они действуют и от местного законодательства. Каждому субъекту федерации в этой области даны значительные права, и, как показывает практика, значительную часть льгот предоставляют местные законы.
Ниже приведена таблица с указанием налоговых льгот для организаций (законами субъектов РФ могут быть предусмотрены и другие налоговые льготы в отношении различных организаций в зависимости от их вида деятельности, а также основания для их использования налогоплательщиками).
Налоговые льготы для юридических лиц
6.3. Налоговые льготы
Освобождаются от налогообложения:
организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций
религиозные организации - в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности
общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процен-тов, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности
организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, - в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями
организации - в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке
организации - в отношении объектов жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов
организации - в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения
организации - в отношении ядерных установок, используемых для научных целей, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также хранилищ радиоактивных отходов
организации - в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов. Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством РФ
организации - в отношении космических объектов
имущество государственных научных центров
научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!