Объем льгот инвесторам рязанская область
Рязанской областной Думой введены новые налоговые льготы для инвесторов
21 мая 2015 г. на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru опубликован Закон Рязанской области от 20.05.2015 № 21-ОЗ «О внесении изменений в Закон Рязанской области «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области» и Закон Рязанской области «О налоговых льготах».
В соответствии с данным законом для инвесторов, являющихся получателями государственной поддержки, установлен ряд налоговых льгот.
Так, снижена ставка налога на прибыль организаций, подлежащего зачислению в областной бюджет, на 4,5 пункта (процента) для получателей государственной поддержки в соответствии с Законом Рязанской области от 06.04.2009 № 33-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области», осуществляющих реализацию особо значимых, приоритетных и основных инвестиционных проектов, в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционных проектов, на налоговые периоды 2015-2017 г.г.
Также освобождены от уплаты авансовых платежей по транспортному налогу и налогу на имущество организаций в текущем налоговом периоде и уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций по итогам налогового периода получатели государственной поддержки, осуществляющие реализацию особо значимых и приоритетных инвестиционных проектов, в отношении транспортных средств и имущества, которые определены инвестиционным соглашением, заключаемым в соответствии с Законом Рязанской области от 06.04.2009 № 33-ОЗ, на налоговые периоды 2015-2017 г.г.
Законодательство в инвестиционной деятельности
Инвестиционная деятельность на территории Рязанской области осуществляется в соответствии с федеральными и областными нормативно-правовыми актами, создающими правовое поле для взаимодействия инвестора и государства.
Основным законодательным актом, формирующим понятийный аппарат и условия взаимодействия государства в лице областных органов власти и инвестора, является областной закон от 26 октября 2004 года № 119-ОЗ «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Рязанской области».
В соответствии с ним областью предоставляются следующие виды государственной поддержки инвестиционной деятельности:
В развитие этого областного закона существуют другие нормативно-правовые акты, раскрывающие основные условия получения и механизмы предоставления государственной поддержки.
Закон Рязанской области от 29 апреля 1998 года № 68 «О налоговых льготах» определяет для инвесторов – участников Инвестиционной программы Рязанской области:
Постановление Правительства Рязанской области от 29 декабря 2004 года № 196 «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения инвестиционных проектов, об обязательных требованиях по оценке эффективности инвестиционных проектов и порядке заключения инвестиционных соглашений» подробно раскрывает обязательное содержание инвестиционного проекта, инвестиционного соглашения с областными и муниципальными органами власти, а также процедурные и документационные вопросы взаимодействия инвестора и органов государственной власти.
Важным документом для инвестора, рассчитывающего на государственную финансовую поддержку области в виде субсидий и субвенций, является постановление Правительства Рязанской области от 7 декабря 2004 года № 166 «Об утверждении положения об условиях и порядке предоставления субсидий и субвенций за счет средств областного бюджета», определяющее процедурные вопросы получения государственной поддержки, сроки принятия решений и документооборот.
Закон Рязанской области от 20 сентября 2005 года № 95-ОЗ «Об условиях предоставления государственных гарантий Рязанской области, порядке их оформления и учета» определяет, что государственные гарантии могут получить юридические лица на срок до 5 лет на условиях предоставления поручительства или залога имущества на полную стоимость гарантии. Государственные гарантии предоставляются на конкурсной основе или без конкурса для обеспечения обязательств инвесторов, включенных в инвестиционную программу Рязанской области.
В настоящее время Правительством Рязанской области готовится новый пакет нормативных документов, регулирующих вопросы инвестиционной деятельности на территории региона.
Инвестиционная политика Рязанской области
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
"Стратегия-2025" развития Волгоградской области, ее основные цели и задачи. Матрица SWOT социально-экономического развития региона. Направления инновационной политики Волгоградской области. Стратегии социально-экономического развития области до 2020 года.
реферат [91,8 K], добавлен 18.09.2014
Теоретические аспекты формирования и функционирования механизмов активизации инвестиционной деятельности. Тенденции развития инвестиций в регионе и анализ основных проблем. Оценка инвестиционной привлекательности Рязанской области. Маркетинг территорий.
дипломная работа [966,6 K], добавлен 25.06.2012
Анализ экономического положения Тюменской области, выявление проблем и их решение. Ресурсный потенциал региона, отраслевая структура экономики. Характеристика социально-политических процессов региона. Межбюджетные отношения и целевые программы в области.
курсовая работа [177,3 K], добавлен 14.05.2015
Краткая характеристика социально-экономического развития Челябинской области. Государственное регулирование структуры производства в долгосрочном плане. Разработка актуальных направлений совершенствования промышленной политики в Челябинской области.
дипломная работа [711,2 K], добавлен 28.08.2014
Отрасли сельского хозяйства Рязанской области, состояние агропромышленного комплекса области. Производство валовой продукции хозяйства. Основные закупщики зерна. Средние закупочные цены на зерно. Производство основных видов продукции животноводства.
презентация [1,0 M], добавлен 02.12.2014
Нормативно-правовое обеспечение инвестиционной безопасности Ленинградской области. Обзор управления, структуры и функций комитета экономического развития. Показатели оценки инвестиционной безопасности и стратегия развития инвестиционной политики региона.
отчет по практике [173,7 K], добавлен 11.12.2012
Стратегия инвестиционного развития Воронежской области. Социально-экономическое положение региона. Инвесторы, проекты и объекты инвестирования в области. Предприятия, занимающиеся инвестиционной деятельностью. Место региона по рейтинговой системе оценки.
реферат [59,0 K], добавлен 04.01.2015
Организационные основы государственной инвестиционной политики Гомельской области. Анализ инвестиционного потенциала и инвестиционной привлекательности региона. Организационно-экономический механизм привлечения иностранных инвестиций в экономику области.
курсовая работа [1,5 M], добавлен 23.08.2014
Сущность и причины инфляции. Основные проявления финансово-экономического кризиса в России. Методы борьбы с инфляцией. Приоритеты и направления государственной антикризисной социальной политики. Комплекс мер социальной защиты жителей Рязанской области.
курсовая работа [412,7 K], добавлен 17.10.2011
Сущность и механизм региональной экономической политики. Характеристика социально-экономического развития Ростовской области и его тенденции. Инструменты реализации и направления совершенствования политики экономического развития Ростовской области.
курсовая работа [41,4 K], добавлен 21.02.2014
Размещено на http://www.allbest.ru/
Содержание
экономический рязанский промышленный инвесторВведение
Инвестиционная деятельность является одним из главных показателей региональной экономики. С инвестиционной привлекательностью связано не только настоящее, но и будущее региона, стабильность и рост основных параметров его социально-экономического развития.
Рязанская область имеет благоприятное географическое положение и располагает необходимыми внутренними ресурсами и источниками роста экономики. Регион является центром европейской части России с развитой транспортной, энергетической и телекоммуникационной инфраструктурой. Область обладает значительным производственно-техническим и кадровым потенциалом. Продукция рязанских предприятий пользуется устойчивым спросом на внешнем и внутреннем рынках.
Имеющиеся научный и образовательный ресурсы позволяют осуществлять разработку и внедрение перспективных инновационных проектов и поддерживать современную эффективную систему образования.
В Рязанской области существует одна из наиболее привлекательных в ЦФО РФ региональная правовая база для инвесторов.
Развитие инвестиционной деятельности, улучшение инвестиционного климата и увеличение сбыта производимой продукции, в том числе за рубеж, являются сегодня приоритетами для любого Российского региона.
Стратегическая цель инвестиционной политики Рязанской области на период до 2025 года - создание максимально благоприятных условий для всех категорий инвесторов, чтобы вывести Рязанскую область в число наиболее привлекательных для ведения бизнеса регионов.
Для обеспечения реализации социально ориентированных и крупных инфраструктурных проектов будет задействован потенциал институтов развития федерального уровня: государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", инновационного центра "Сколково", открытых акционерных обществ: "РОСНАНО", "Российская венчурная компания", "Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий", Федерального гарантийного фонда.
В соответствии с комплексной программой социально-экономического развития Рязанской области на период 2013 - 2017 годов будут созданы региональные инвестиционный и залоговый фонды, что позволит оказывать поддержку социально значимым для региона проектам, в том числе с привлечением федерального финансирования.
Цель курсовой работы - исследование инвестиционной привлекательности, а также исследование целей и основных направлений инвестиционной политики Рязанской области на перспективу.
Достижение цели предопределило постановку и решение ряда задач:
ѕ выполнена оценка экономического потенциала и инвестиционной привлекательности Рязанской области (уровень социально-экономического развития и промышленный потенциал региона)
ѕ рассмотрены меры государственной поддержки инвесторов в Рязанской области
ѕ исследовано состояние инвестиционного климата в Рязанской области и факторы, сдерживающие привлечение инвестиций
ѕ проанализированы цели и задачи инвестиционной политики Рязанской области на период до 2025 года
ѕ рассмотрены отраслевые и территориальные приоритеты инвестиционной политики Рязанской области.
Объект исследования - Рязанская область.
Предмет исследования - инвестиционная привлекательность.
Информационной базой исследования послужили законодательные акты РФ и Рязанской области, учебные издания и научные статьи по выбранной тематике.
1. Оценка экономического потенциала и инвестиционной привлекательности Рязанской области
1.1 Уровень социально-экономического развития Рязанской области
Рязанская область расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины. Площадь территории - 39,6 тысяч квадратных километров. Регион граничит на юге с Тамбовской, Липецкой областями, на западе - с Тульской областью, на северо-западе - с Московской областью, на севере - с Владимирской областью, на северо-востоке - с Нижегородской областью, на востоке - с Республикой Мордовия, на юго-западе - с Пензенской областью.
Численность постоянного населения Рязанской области на 1 января 2014 года составила 1 140,8 тыс. человек (Приложение 1). В общей численности населения на долю городского приходится 71,1%, сельского - 28,9%. Рязанская область - одна из хорошо освоенных и плотно заселенных областей России. Средняя плотность населения - 28,8 человека на квадратный километр. В административном центре - г. Рязани, расположенном в 180 километрах к юго-востоку от Москвы, проживает 530,3 тыс. человек.
По территории Рязанской области протекает в среднем течении р. Ока, на которой располагается областной центр. Север и юг Рязанской области резко отличаются по природным условиям: на севере располагаются хвойные леса на подзолистых почвах заболоченной Мещерской низменности, южная часть представлена широколиственными лесами и лесостепью на плодородных серых лесных почвах и черноземах.
В сравнении с субъектами Российской Федерации, входящими в состав ЦФО, Рязанский регион занимает 11 место по численности населения и 6 место по площади территории.
Рост валового регионального продукта (далее - ВРП) за период с 2005 по 2012 год составил 38%. Наибольший удельный вес в ВРП составляют промышленность, торговля и общественное питание, сельское хозяйство, транспорт и связь. При этом доля добавленной стоимости Рязанской области в общей добавленной стоимости ЦФО и Российской Федерации невелика и составляет соответственно 1,4% и 0,5%.
Объем ВРП на душу населения с 2005 по 2012 год вырос в 2,4 раза. По показателю объема ВРП на душу населения, составившего в 2012 году 215,6 тыс. рублей на человека, Рязанская область занимает 9 место среди регионов ЦФО.
По индексу промышленного производства в 2013 году Рязанская область находилась на 8 месте среди регионов ЦФО, а значение показателя - 103,8%, было выше, чем в среднем по округу (101,4%) и Российской Федерации в целом (100,4%). По показателю среднедушевого объема промышленного производства Рязанская область в 2013 году занимала среднее положение среди регионов ЦФО - 10 место.
Значительное место в экономике региона занимает сельское хозяйство, так как определяет уклад жизни, экономическое и социальное положение около трети населения Рязанской области и обеспечивает продовольственную безопасность региона. При этом удельный вес агропромышленного комплекса в ВРП в последние годы снизился и составляет около 9%. Доля произведенной в Рязанской области в 2013 году сельскохозяйственной продукции в общем ее объеме по ЦФО и Российской Федерации была невелика (таблица 1).
Таблица 1 Доля произведенной в Рязанской области в 2013 году сельскохозяйственной продукции в общем ее объеме по ЦФО и Российской Федерации
Наименование сельскохозяйственной продукции
Прямая линия с инвестором
Фото автора.
На снимке: Открытие инвестиционного форума
В Москве прошли Инвестиционные дни Рязанской области. На форум съехались представители федеральных и региональных органов власти, делового истеблишмента, инвестфондов, банков, корпораций&hellip Инвестиционные дни - это выставка проектов, уже реализуемых в области и только ожидающих деловых партнеров, бизнес-контакты, интервью участников прямо на сцене форума и инвест-ринги, где обсуждаются плюсы и минусы вложений в региональные экономики.
Но самое главное, пожалуй, - насыщенный размышлениями разговор о будущем инвестиционной политики в России на ближайшую и среднесрочную перспективу. Понятно, что в сложных геополитических условиях он приобретает особую остроту. Ждать ли нам иностранных капиталовложений или лучше заняться систематической работой с внутренними инвесторами? А если ждать - то в каких отраслях их участие предпочтительнее? Стоит ли разграничивать инвестиции на приоритетные и неприоритетные? Или бизнесу лучше не указывать - в каком направлении двигаться? Но как тогда совмещать интересы развития территорий, где необходимы рабочие места, с устремлениями предпринимателей, нацеленных на быструю оборачиваемость капитала и максимальную прибыль?
Что может стать катализатором деловой активности в переменчивых экономических условиях? И как должны изменяться форматы поддержки бизнеса, когда вновь наступают времена жесткой бюджетной экономии? Последний вопрос как раз бурно обсуждается сейчас на федеральном уровне. Так, комитет Госдумы по экономической политике, инвестиционному развитию и предпринимательству, по словам его председателя Игоря Руденского, выступает за увеличение преференций, льгот, дотаций для развивающегося бизнеса, но эту позицию не совсем разделяет Минфин, стоящий на страже увеличения денежной массы в экономике. Не случайно взоры аналитиков обращены в сторону инвестиционно привлекательных регионов, а Рязанская область как раз входит в их число, согласно рейтингу, подготовленному авторитетными агентствами. Как дела обстоят там, что дает максимальный эффект? В Рязанской области, например, сосредоточились на поддержке малых и средних предприятий, уже доказавших свою жизнеспособность. Губернатор области Олег Ковалев подробно рассказал со сцены форума о том, что представляет собой региональная инвестиционная стратегия, приведя в пример ряд успешно реализуемых проектов с крупными инвестициями, таких, как Гардиан Стекло Рязань, крупнейший в Восточной Европе биотехнологический комплекс по выпуску лекарственных препаратов ФОРТ, Дата-центр Яндекс, первое в России предприятие по производству высокоточного крепежа Бервел и т.д.
Сидевший рядом заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб отреагировал репликой: Только регионы могут выступать сейчас драйверами инвестиционной активности, отметив положительный опыт Рязанской области в этом направлении. Многое зависит от того, какие возможности мы создадим для деловых партнеров и как уменьшим их риски, - продолжал развивать тему Олег Ковалев. Поиску наиболее жизнестойких моделей работы с инвесторами и была посвящена большая часть дискуссий. Инструментов их привлечения и поддержки хватает. Ректор Московской школы управления Сколково Андрей Шаронов говорил о проекте повышения квалификации муниципальных служащих, который удалось успешно реализовать в Рязанской области. Заместитель министра промышленности и торговли Сергей Цыб привел в пример совместные усилия с руководством рязанского региона по реализации плана импортзамещения и поддержки отечественного товаропроизводителя. Работа в тесном контакте дала свои плоды. Появились не только новые производства. Возрождаются отрасли, составлявшие некогда основу промышленного потенциала региона, - станкостроение, текстильное производство. Одно из инвестсоглашений, подписанное на форуме, как раз касалось создания текстильного кластера на базе прядильно-ткацкой фабрики в Кораблине, где будет создана тысяча рабочих мест, а дизайном тканей займется знаменитый модельер Валентин Юдашкин. Всего на форуме было подписано пять соглашений о сотрудничестве в рамках реализации инвестиционных проектов - с Агентством кредитных гарантий, дающим возможность наращивать инвестиционные потоки, с Агропромышленным хозяйством Унгор, Михайловским заводом строительных материалов, ООО Торедо Александро-Невского муниципального района, Национальной инвестиционно-финансовой корпорацией. Объемы привлекаемых средств измеряются миллиардами рублей.
Ну а как насчет мобильного телефона Губернатора? Нужно ли давать его номер инвесторам для быстрого решения проблем? Сей факт в последнее время приводится в пример, когда хотят живописать степень благоприятности инвестиционного климата в том или ином регионе. Тема обсуждалась и всерьез, и в шутливой тональности. Тут было о чем подумать - и о повышенной ответственности органов власти, и о слабости институциональной среды, когда все рычаги управления замыкаются на первое лицо. Договорились о том, что ни один пример, пусть и очень красивый, нельзя возводить в символ. От красот и метафор лучше побыстрее переходить к делу.
Точка зрения
Олег Ковалев,
Губернатор Рязанской области:
- Подписанные на форуме соглашения - это увеличение валового регионального продукта, высокоэффективные рабочие места, высокая заработная плата. Одно из соглашений направлено на возрождение кораблинской мануфактуры. При поддержке Минпрома, Правительства РФ удалось привлечь инвестиции, необходимые для развития легкой промышленности в России. Ряд соглашений очень важен для промышленности стройматериалов и аграрного сектора Рязанской области. Нам необходимы современные логистические центры с базой хранения и предпродажной подготовкой овощей и фруктов. Мы видим хороший потенциал у малого бизнеса, занимающегося выпуском высокотехнологичной продукции на экспорт, и постараемся оказать ему содействие, чтобы такие предприятия переходили уже в сегмент среднего бизнеса. Есть все предпосылки для создания Иннограда - сети инновационных предприятий радиоэлектроники. В любой сфере важна конкурентная среда, и мы ее создаем, в том числе и в медицине. Одноканальное финансирование открыло большие возможности для частных клиник - они начинают на равных конкурировать за пациентов с государственными медучреждениями. И, конечно же, одно из стратегических направлений экономического развития - это государственно-частное партнерство, особенно необходимое при реализации проектов в туризме, по созданию дорожно-транспортной инфраструктуры и в сфере ЖКХ, производстве и поставке коммунальных ресурсов. Региональное инвестиционное законодательство предоставляет выгодные преференции бизнесу - в части уплаты налогов на прибыль, имущество, землю&hellip Скажем, инвестор может использовать часть налога на прибыль для дальнейшего развития производства, эта часть ему возвращается и таким образом приобретает характер субсидии. Ряд инвесторов уже воспользовались этой льготой, например, Гардиан Стекло.
Сергей Цыб,
заместитель министра промышленности и торговли РФ:
Энергосбережение в Украине
Читайте также:
Помимо общемировых тенденций актуальность внедрения энергосберегающих технологий в Украине обусловлена, в первую очередь существенной зависимостью экономики от импорта топливно-энергетических ресурсов. Это существенно тормозит процесс становления Украины как экономически независимого государства. Данную проблему дополнительно усугубляют несколько дополнительных факторов.
На сегодняшний день большинство промышленного оборудования и технологий, используемого в Украине, являются устаревшими и потребляют большее количество энергии по сравнению с современными аналогами. Это приводит к неэффективному использованию энергоресурсов. На сегодняшний день в Украине на создание единицы продукции затрачивается в 2,6 раза больше энергоносителей, чем в Европе.
Украина удовлетворяет свои потребности в природных энергоресурсах за счет собственной добычи приблизительно на 45%. В большинстве стран мира уровень энергетической самообеспеченности такой же или даже более низкий. При этом Украина – одна из стран мира, где уровень энергозатрат чрезвычайно высок. Ее доля в мировом потреблении энергии составляет 1,9%, в то время как население составляет менее 1% населения Земли. С точки зрения энергетики, неэффективность производства вызвана двумя основными причинами: несбалансированной структурой энергопотребления и нерациональным использованием энергии во всех отраслях экономики.
Например, в 1995 г. стоимость использованных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) в нашей стране составляла около 25% объема ВВП. Во франции, например, этот показатель составляет менее 3%. В 1996 г. топлива было импортировано на сумму более 7,5 млн. долларов США, что в несколько раз превысило затраты государственного бюджета на финансирование социальной сферы, науки и культуры вместе взятых.
После того как Украина стала независимым государством, были проведены исследования, выявившие основные проблемы энергетического сектора:
· очень высокий уровень энергоемкости
· значительная зависимость от импорта газа, нефти и ядерного топлива
· низкая эффективность использования энергии
Таким образом, актуальным стало решение ряда фундаментальных проблем энергетического сектора, с учетом ряда обстоятельств:
· местные (собственные) природные источники энергии ограничены запасами угля, нефти и газа, небольшими запасами гидроресурсов и значительными запасами низкокачественного урана
· государство вынуждено закупать энергоносители по ценам, близким к мировым.
· отсутствие достаточного количества денежных средств приводит к необходимости проведения взаиморасчетов за энергоносители по бартеру. Это приводит к увеличению стоимости энергоресурсов, и, следовательно установить реальную стоимость закупаемых Украиной ресурсов очень сложно.
Сегодня самыми энергоемкими отраслями производства в Украине являются:
· черная металлургия – 22,5%
· машиностроение и металлообработка – 10%
· нефтехимическая промышленность – 8%
· топливная промышленность – 8%
· цветная металлургия – 3,2%
· производство строительных материалов – 3%.
В Украине сохраняется тенденция роста энергозатратности. Топливно-энергетическая составляющая в общей себестоимости продукции возросла в различных отраслях с 5% до 50% и на каждые 1000 грн. произведенной продукции в целом по Украине составляет 1,626 тонн условного топлива. 1,549 тыс. кВтч электроэнергии и 1,942 Гкал тепловой энергии.
Поэтому, необходимость повышения уровня энергетической безопасности является одной из главных задач нашего государства на современном этапе ее социально-экономического развития, а энергосбережение в народном хозяйстве Украины поднято на уровень государственной политики.
Фактор энергосбережения является одним из определяющих для энергетической стратегии Украины. В соответствии с Основными направлениями энергетической стратегии до 2030 года, за счет энергосбережения энергоемкость ВВП в 2030 году должна уменьшиться вдвое – с нынешнего уровня 0,89 кг у.т./долл. до 0,41 кг у.т./долл.
Одним из наиболее эффективных и масштабных направлений энергосбережения является отраслевое энергосбережение по таким основным направлениям, как внедрение новых энергосберегающих технологий и оборудования усовершенствование существующих технологий и оборудования сокращение расхода энергоносителей.
Важными событиями являются подписание Европейской энергетической хартии, а также Конвенции ООН об изменении климата, согласно которой Украина имеет статус страны, экономика которой находится в процессе перехода к рыночной.
Каждая из подписавших конвенцию стран обязалась проводить национальную политику и принимать надлежащие меры для предотвращения изменений климата. Странам ОЭКР предоставлена определенная гибкость в реализации данных обязательств.
Поэтому энергосбережение рассматривается как длительная и спланированная программа действий, которая соответствует национальным интересам. Основными направлениями политики энергосбережения в Украине являются:
· технологическое – внедрение систем учета, регулирования и контроля энергии, разработка современных устройств силовой электроники и компенсации реактивной мощности, современных систем освещения, способов утилизации тепловых потоков, использование возобновляемых источников энергии
· отраслевое – охватывающее энергоемкие отрасли и отрасли с экспортным потенциалом (черная и цветная металлургия, энергетика, нефтехимическая, цементная, сахарная промышленность, агропромышленный комплекс)
· социально-коммунальная и бытовая сферы
· использование промышленных отходов и вторичных энергоресурсов
· формирование необходимого информационно-методического обеспечения
· создание льготного налогово-методического механизма для производителей и потребителей энергоэффективных технологий
· формирование нормативных показателей энергопотребления на единицу продукции, за увеличение которых могут быть применены экономические, административные санкции
В следующие несколько лет энергосбережение в различных отраслях возможно в основном за счет уменьшения нерационального использования энергоресурсов. Это будет достигаться следующими способами:
· контроль и учет общих затрат энергоресурсов
· нормирование потребления энергоресурсов на единицу продукции или услуги
· стимулирование механизмов энергосбережения.
Основные способы энергосбережения
Сокращение затрат энергии на освещение производственных и жилых помещений, улиц производится следующими способами:
· изменение графика работы производства для максимального использования дневного света
· увеличение площади и прозрачности окон
· повышение отражающей способности стен и потолка
· возможность регулирования количества используемых светильников
· увеличение светового потока светильников за путем повышения прозрачности плафонов, использования рефлекторов, формирования направленного потока
· использование местного освещения
· использование экономичных ламп
· использование автоматических устройств управления освещением (датчики движения, датчики освещенности, программируемые таймеры)
· разработка и установка интеллектуальных систем управления освещением.
Сокращение затрат на обогрев производственных и жилых помещений производится следующими способами:
· использование современных материалов, оконных конструкций, дверей с низкой теплопроводностью, при строительстве и модернизации зданий
· повышение эффективности источников теплоты
· оптимизация размещения источников теплоты, использование локального обогрева
· замена электрообогрева на обогрев газом или подключение к системе центрального отопления (если такое подключение экономически оправдано)
· уменьшение тепловых потерь при транспортировке тепла путем использования современных теплоизоляционных материалов
· оптимизация гидравлических режимов тепловых сетей
· использование вторичных энергоресурсов
· использование внутренних источников теплоты
· учет количества выработанного и потребленного тепла.
Снижение затрат энергии на приготовление пищи:
· подбор оптимальной мощности и типа нагревательных устройств
· повышение эффективности нагревательных устройств, использование современных устройств
· использование устройств регулировки температуры, устройств автоматического включения и отключения, снижения мощности в зависимости от температуры, программируемых таймеров
· использование тепловых аккумуляторов
· использование посуды с широким и плоским дном.
Для бытовых и промышленных холодильных установок и кондиционеров основными способами снижения потребляемой мощности являются:
· оптимальный выбор мощности установки
· использование современного оборудования
· оптимальное размещение установки (вдали от источников тепла)
· использование автоматических режимов поддержания заданной температуры внутри помещения или холодильной камеры.
Снижение потребляемой мощности бытовых и промышленных устройств:
· использование современных устройств, с пониженным энергопотреблением
· использование устройств с импульсными источниками питания
· использование спящих и дежурных режимов работы устройств.
Снижение потерь на транспортировку электрической энергии производится с помощью:
· увеличения сечения проводов кабелей
· использование кабелей с медными проводниками
· контроль за количеством выработанной и потребленной энергии.
Энергопотребление Украины в период промышленного кризиса
В 1989 г. при одинаковом суммарном потреблении энергии (1 трлн кВт) в СССР продукции производили в 2 раза меньше, чем в США. И это при том, что на ее получение энергии затрачивалось в 4 раза больше, чем на социально-бытовые нужды. Во всех "энергетических программах" дальнейший рост ВНП ставился в прямую зависимость от количества выработанной электроэнергии. Это, между прочим, красноречиво свидетельствовало об отсталости и низком технологическом уровне промышленности. Все эти программы благополучно, как и многие другие "Постановления об улучшении. ", канули в Лету, оставив след лишь в архивах, и будущие историки смогут сделать обоснованный вывод о некомпетентности их составителей. Ведь известно, что такое развитие промышленности, происходящее параллельно нарастанию энергопотребления, характерно только для стран с очень слабой технической базой.
Украина в 1985 г. занимала 6-е место в мире по энергопотреблению (278,6 млн т в угольном эквиваленте), а сейчас оказалась в тисках жесточайшего энергетического кризиса. Закономерен вопрос: почему? Во-первых, потому что собственные ресурсы покрывали немногим более половины потребности в энергоносителях: в 1990 г. Украина использовала 132,3 млн т газа в условном топливе (собственная добыча 32,4 млн т), 82,2 млн т нефти (соответственно 7,5 млн т), в том числе произведенных из нее 20 млн т топочного мазута, 21,4 млн т дизельного топлива и 16,6 млн т автомобильного бензина. Весьма иллюстративно в этом плане металлургическое производство, наиболее, как известно, энергоемкое: в 1989 г. Англия, Франция, Италия в сумме производили 350 кг стали на душу населения, СССР – 875 кг, причем постоянно испытывал острый дефицит металла и даже завозил его из-за рубежа. На Западе производительность труда к 1990 г. повысилась в 1,5–2,5 раза, в Украине с 1990 г. развивался резкий спад производства в этой отрасли, составивший к 1996 г. почти половину уровня 1990 г. И это при том, что вследствие карикатурной организации учета и отчетности, от искусственно созданной иллюзии избытка энергоносителей, бензин тогда даже сливали в сточные канавы, двигатели автомобилей часами работали на холостом ходу.
И при таком избытке энергоносителей Украина по объему ВНП находилась на 16-м месте в мире, хотя по валовому производству чугуна и опережала США (это произошло лишь потому, что США сократили его производство, предпочитая импортировать чугун из других стран). Отсюда – во-вторых, энергетический кризис в Украине разразился не столько потому, что нам не поставляют нужного количества энергоносителей, а главным образом из-за безнадежно устаревших, производящих никому не нужную продукцию агрегатов, потребляющих в 4–6 раз больше энергии, чем рядовые производства западных фирм. Но ведь гораздо легче и политически выгоднее обвинять в своих бедах кого-то, чем -заниматься кропотливой и незаметной для митингующей публики работой по структурной и технологической перестройке промышленности. Легче требовать избыточных энергоносителей, чем закрыть ненужные и неэффективные производства. И полностью вне поля зрения осталось то существенное обстоятельство, что за последние 15 лет, в течение которых Украина наращивала объемы энергопотребления, консервируя тем самым и усиливая свою отсталость, в США энергоемкость ВНП снизилась на 31, в Японии – на 27 %. Во всем же мире потребление энергоресурсов оставалось все эти годы стабильным, не превышая 5 млрд т условного топлива.
Опубликовано: 2006-04-05 12:21:00
Правительство намерено ввести так называемый нулевой класс энергопотребителей, куда войдут предприятия, характеризующиеся наивысшими в Украине объемами энергопотребления и получающие электроэнергию по льготным ценам.
29 марта на очередном заседании Кабинет Министров Украины планирует принять окончательное решение о введении нового класса энергопотребителей, так называемого нулевого. Эта категория будет сформирована из предприятий, входящих пока в так называемый первый класс, со среднемесячным потреблением электроэнергии более 50 млн кВт-ч по итогам прошлого года. Предполагается, что тарифы на электроэнергию для предприятий этого типа будут на 10% ниже рыночных. Точную же цену Национальная комиссия регулирования энергетики будет устанавливать каждый месяц. Таким образом, если в марте средневзвешенный тариф для потребителей первого класса составил 21,5 коп./кВт-ч, то уже с апреля для тех предприятий, которые будут отнесены к нулевому классу, он составит в среднем 19 коп./кВт-ч.
Инициаторами данной меры, которая изначально была одобрена Президентом Украины Виктором Ющенко, стали Министерство промышленной политики, Министерство экономики и Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ). Так, еще в конце зимы Минпромполитики начало готовить на рассмотрение Кабмина комплекс предложений по введению дифференцированных тарифов на электроэнергию для энергоемких и энергозатратных предприятий — в основном предприятий горно-металлургического комплекса и машиностроения.
Дело в том, что, как отметил в свое время Секретарь СНБОУ Анатолий Кинах, на сегодня Украина на одну гривну валового внутреннего продукта расходует 1,65 кг условного топлива, в то время как в Европе этот показатель вдвое-втрое меньше. А по объему потребления природного газа — 76 млрд кубометров в год — Украина находится на седьмом месте в мире. Разумеется, такой уровень энергозатрат оказывает колоссальное влияние на рост себестоимости производимой в Украине продукции, а значит — и на ее конкурентоспособность.
Между тем, как известно в начале осени прошлого года правительство своим постановлением ввело единые тарифы на электроэнергию, и промпроизводители Донецкой, Луганской, Днепропетровской и Запорожской областей стали платить за электроэнергию в 1,5 раза больше, чем до этого. В результате крупные, но энергозатратные предприятия экспортноориентированных отраслей оказались в крайне уязвимом положении. Поэтому уже в конце зимы с целью поддержки их конкурентоспособности возникла идея выделения наиболее энергозатратных предприятий в особую категорию и введения для них льготных энерготарифов.
Итак, как уже определил Кабмин, нулевой класс энергопотребителей будет образован из 23 предприятий. В частности, в него войдут предприятия со среднемесячным энергопотреблением по итогам прошлого года более 100 млн кВт-ч. А именно: Южный горно-обогатительный комбинат, Днепровский металлургический комбинат, «Mittal Steel-Кривой Рог», Ингулецкий горно-обогатительный комбинат, Никопольский завод ферросплавов, «Запорожсталь», Запорожский завод ферросплавов, Запорожский алюминиевый комбинат, Алчевский металлургический комбинат, Полтавский горно-обогатительный комбинат, металлургический комбинат «Азовсталь», Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича. Кроме того, к этому классу будут отнесены предприятия со среднемесячным энергопотреблением по итогам прошлого года в пределах 75-100 млн кВт-ч, в частности Стахановский завод ферросплавов, Черкасский «Азот» и Енакиевский металлургический завод. И, наконец, в него включат и предприятия, чьи энергозатраты составили 50-75 млн кВт-ч в месяц по итогам 2005 года: Центральный горно-обогатительный комбинат, Макеевский металлургический комбинат, «Укрпромводчермет», «Днепрспецсталь», концерн «Стирол», Побужский ферроникелевый завод, Северо-Донецкое объединение «Азот».
Кроме выведения всех этих промпроизводителей в отдельный класс, правительство намерено провести внутри него еще и внутреннюю дифференциацию. Дело в том, что среднемесячные объемы потребления электроэнергии для отдельных предприятий, входящих в этот список, колеблются от 50 до более чем 300 млн кВт-ч. И, следовательно, предоставлять всем одинаковые льготы правительство считает нецелесообразным. Однако пока критерии внутренней дифференциации тарифов для энергопотребителей нулевого класса только разрабатываются.
Вполне закономерно, что представители международных финансовых институтов, в частности, Всемирного банка, уже высказались с резкой критикой предполагаемого нововведения. Ведь, как известно, отечественное ценообразование в электроэнергетике, в числе ряда других макроэкономических механизмов, не только вызывали постоянные нарекания мирового сообщества, но и служили основанием для многих экономических санкций и торговых ограничений. Поэтому планируемая мера – вполне целесообразная и оправданная с точки зрения параметров Украинской экономики – в глазах мировой экономической общественности выглядит просто «нерыночной». Так, эксперт Всемирного банка заявил, что «Украине необходимо избавляться от практики предоставления привилегий, в том числе потребителям энергии», и посоветовал «компенсировать последствия роста цен на газ снижение общей энергоемкости Украинской экономики на 12%».
Между тем, вполне очевидно, что резкий скачок в данном направлении невозможен, поскольку снижение энергоемкости в Украинской металлургии – процесс, объективные рамки которого составляют 7-10 лет. Более того, он потребует немалых затрат, на которые необходимо изыскать ресурсы в условиях во всех отношениях неблагоприятных как с точки зрения мировой конъюнктуры, так и с точки зрения макроэкономических показателей отечественной экономики. А потому, льготные энерготарифы, которые правительство намерено предоставить ряду крупных предприятий, это, так сказать, наименьшее из того, что оно вообще может для них сделать. И в этой связи вовсе неудивительно, что представители промышленных гигантов встретили данные символические преференции без бурного восторга и требуют от властей более существенных и масштабных уступок. Однако таковые гораздо менее вероятны, нежели очередные антидемпинговые санкции мирового сообщества. А значит, льготникам следовало бы более тщательно соотнести потенциальные потери и преимущества возможного государственного протекционизма.
Елена Герасимова ,
корреспондент
(www.e-news.com.ua)
Внимание. При перепечатке авторских материалов с E-NEWS.COM.UA активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая. ) на портал "Деловые новости E-NEWS.COM.UA " обязательна.
"Зелёная" энергетика в Украине
Предпосылки реализации "зеленых" проектов
Энергетическая ситуация, побуждающая к внедрению альтернативных источников энергии:
Законодательные стимулы внедрения альтернативных источников энергии:
Установление &ldquoзеленого&rdquo тарифа на электроэнергию (Закон Украины &ldquoОб электроэнергетике&rdquo) Льготы на импорт оборудования и другие налоговые льготы (Налоговый кодекс Украины) Действие механизма совместного осуществления проектов по сокращению единиц выбросов парниковых газов (Киотский протокол) Государственные гарантии защиты иностранных инвестиций (Законы Украины &ldquoО защите иностранных инвестиций в Украине&rdquo, &ldquoО режиме иностранного инвестирования&rdquo)."Зелёный" тариф до 1 апреля 2013 года
В Украине действует законодательство о "зелёном" тарифе . которое устанавливает повышенные тарифы на электроэнергию из альтернативных (возобновляемых) источников энергии, таких как ветер, солнце, биомасса, и вырабатываемую малыми ГЭС.
"Зелёный" тариф определяется путём умножения соответствующего коэффициента, установленного для каждого указанного источника энергии, и розничного тарифа на электроэнергию для второго класса потребителей по состоянию на 01.01.2009:
ЗТ = К × 58,46 коп./кВт·час.
Размер "зелёного" тарифа пересматривается госрегулятором ежемесячно с учётом официального курса НБУ гривны в евро.
По состоянию на 01.01.2013*
Вид электростанции (ЭС)
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!