Льготы по таможенным пошлинам автомобили
К вопросу о льготах для частных лиц, работавших за рубежом и желающих привезти из командировки автомобиль.
Уважаемая редакция «Автоцентра». Прочитал в вашем журнале («АЦ» № 16) статью о том, кто имеет логоты при ввозе автомобиля, купленного за средства, заработанные за границей. Хотел бы вернуться к этому вопросу еще раз. Согласно Постановлению Верховной Рады Украины от 05.05.96 г. № 162/96-ВР «О проекте Закона Украины о порядке налогообложения предметов, перемещаемых гражданами через таможенную границу Украины», пропуск в Украину и таможенное оформление предметов (кроме алкогольных и табачных изделий), в том числе транспортных средств, которые ввозят граждане-резиденты, выехавшие за пределы Украины в служебные командировки, в том числе работники дипломатических учреждений, моряки рыбопромыслового флота, торгового, речного флота и прочие, осуществляется без уплаты пошлины, акцизного сбора и налога на добавленную стоимость на сумму не более 50 процентов заработанной иностранной валюты.
К тому же, кроме дипломатов и моряков, такая схема уклонения от налогообложения используется другими гражданами – «и прочие» (как сказано в постановлении Верховной Рады), – а именно теневыми структурами, которые открывают фирмы в оффшорных зонах. На эти фирмы вполне легально с уплатой минимальных налогов, определенных оффшором, перечисляются средства, которые потом выдаются подставным лицам – сотрудникам владельца фирмы, фиктивно направленным в служебные командировки на оффшорную фирму (причем в законодательстве не определен минимальный период пребывания в такой командировке, т. е. справка о 100 тысячах долларов США, заработанных за 4 дня, является вполне легитимной). Пользуясь несовершенством законодательства, подставные лица ввозят автомобили, не уплачивая ни копейки в государственный бюджет.
Правда, правительство хотело оставить право беспошлинного ввоза автомобилей только за привилегированными лицами, согласно Постановлению Кабинета министров Украины от 01.06.98 г. № 761 «О порядке подтверждения суммы иностранной валюты, заработанной гражданами-резидентами, которые выезжали в служебную командировку за пределы Украины», определив, что заработанной считается иностранная валюта, полученная в качестве оплаты труда во время служебной командировки за границей работниками предприятий, учреждений и организаций Украины, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств.
Исходя из содержания данного постановления, предусмотренные льготы для ввоза автомобилей не распространяются на людей, которые хотя и были в командировке и заработали инвалюту, но не в качестве оплаты личного труда, а, например, за проведение коммерческой операции или когда расходы на командировку граждан за границу полностью финансируются коммерческими организациями без участия бюджетных средств.
Но в случаях отказа от предоставления льгот представители коммерческих структур, желающие ввезти авто без уплаты налогов, обращаются в суд (автор статьи упоминает о таких обращениях, но только до принятия вышеуказанного постановления Кабинета министров Украины), и суд на вполне законных основаниях принимает решение о предоставлении льгот представителям «теневых структур», аргументируя свое решение тем, что нормативно-правовой акт Верховной Рады Украины (в котором, кроме дипломатов и моряков, указаны прочие граждане, т.е. представители не только бюджетных структур) имеет большую юридическую силу, чем постановление Кабмина, которое предоставляет льготы только бюджетникам.
Т. е. льготы таких граждан-небюджетников прямо предусмотрены постановлением Верховной Рады, и без его изменения или отмены Кабинет министров не вправе лишать эту категорию установленных льгот, потому что если допустить противоположное, то постановление Кабинета министров фактически отменяет постановление Верховной Рады, что нелогично.
При этом существует ряд юридических противоречий и в действиях самой Гостаможслужбы Украины (ГТСУ), а именно: письмом Гостаможслужбы № 11/2-4187 от 28.04.98 г. был предусмотрен отказ в таможенном оформлении и обращении региональных таможен в органы прокуратуры или вышестоящий суд относительно незаконности судебных решений о таможенном оформлении транспортных средств гражданами-резидентами данной категории. Но на сегодня региональные таможни проводят льготное таможенное оформление такого автотранспорта согласно письму ГТСУ № 19/1-1371-ЭП от 12.05.99 г. которым определено, что при предъявлении заявителем решения суда о признании права на получение таких льгот таможенное оформление следует осуществлять на основании документов, определенных в этом решении, без обращений в органы прокуратуры или вышестоящий суд.
Кроме недоимки средств в государственный бюджет, существующее положение способно вызвать достаточно большое социальное напряжение в обществе. Даже если наша Гостаможслужба сможет отстоять в судах свое полное (я подчеркиваю!) право отсеивать «небюджетных» льготников, остается вопрос: почему граждане-«бюджетники» – дипломаты, госслужащие, моряки и прочие, которые уже получают достаточно высокую зарплату в иностранной валюте, должны иметь еще и льготы по налогообложению? К тому же, если подходить принципиально, то, например, военнослужащие в составе международных контингентов получают инвалюту не из бюджета, а моряки торгового флота бороздят моря на приватизированных кораблях от какого-нибудь АО «Синбад-Мореход». Поэтому нужно прекратить дискриминацию граждан Украины не только по расовому, национальному признаку, но и по сословному, профессиональному (согласно Конституции Украины, дискриминация граждан Украины по любому признаку запрещается). А Гостаможслужба будет только рада, когда ей не придется по судам отбиваться от толпы так называемых «льготников». Льготы должны быть только у инвалидов, престарелых, многодетных семей, а не у дипломатов и моряков!
Кстати, на рассмотрении Верховной Рады Украины уже второй год находится новый Таможенный кодекс, с принятием которого льготы по импорту автомобилей для вышеперечисленных категорий граждан будут упразднены.
Генеральный директор ВААИД Олег Назаренко
Льготы при растаможке авто
Граждан Российской Федерации, приобретающих транспортное средство за рубежом, наверняка интересуют следующие вопросы: какие льготы при растаможке авто они могут получить, на какие типы транспортных средств они распространяются и какие документы необходимо предоставить, чтобы их получить? Ведь если вспомнить весь процесс проведения таможенной очистки, то желание хоть немного уменьшить таможенные платежи и сборы выглядит вполне логичным.
Начнем с того, что льготы при растаможке авто в России не предоставляются юридическим лицам. Согласно законодательству Российской Федерации, все организации и предприятия, ввозящие транспортные средства из-за границы, должны уплатить в полном объеме все причитающиеся таможенные платежи. Процесс таможенной очистки автомобилей для юридических лиц происходит путем определения совокупного таможенного платежа.
С физическими лицами дела обстоят немного по-другому. Во-первых, физическое лицо вправе выбрать наиболее приемлемый для него способ таможенного оформления: либо по совокупному таможенному платежу, либо по единой таможенной ставке. Еще до вступления России в ВТО таможенное оформление через единую таможенную ставку считалось наиболее выгодным, ведь оно предполагало льготы при растаможке авто для собственных нужд. Теперь же ввезти автомобили по единой таможенной ставке можно только в том случае, если их возраст не превышает 5 лет. Следовательно, на транспортные средства старше этого возраста льгота уже не распространяется. Поэтому прежде чем искать, кто имеет льготы при растаможке автомобиля, изучите технические характеристики транспортного средства – вполне возможно, что его таможенная очистка влетит в «копеечку».
Еще одной немаловажной деталью для льготного процесса таможенной очистки является страна происхождения автомобиля. Получить льготу на ввоз транспортного средства можно только из тех стран, которые когда-то входили в состав Советского Союза – ввезти беспошлинно новенький автомобиль из Европы не получится. К тому же, законодательством Российской Федерации установлено количественное ограничение ввозов – не чаще, чем один раз в год. При превышении этого показателя ввозимые автомобили оформляются на общих основанием с полной уплатой всех таможенных платежей.
Также существуют льготные условия ввоза автомобилей для лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации. В том случае, когда подданный другого государства въезжает в страну на длительный срок, то он может ввозить свой автомобиль беспошлинно и не регистрировать его по месту пребывания. Единственным ограничением такого ввоза является срок – максимум один год, по истечение которого автомобиль должен быть вывезен, или же должны быть уплачены пошлины.
Особым порядком ввозятся и автомобили из Калининградской области: в другие регионы такие автомобили ввозятся на срок до двух месяцев (беспошлинно), к тому же у владельцев отсутствует право на продажу. При нарушении одного из этих условий автомобиль попадает под процесс таможенного оформления на общих основаниях с полной уплатой в бюджет всех таможенных платежей.
32 Ввозная пошлина - налог на внешнюю торговлю
Одним из наиболее распространенных инструментов регулирования внешнеэкономической деятельности является ввозная (импортная) пошлина Согласно предложенной классификации таможенного тарифа пошлины на импорт и ввозная пошлина за своей экономической природе являются эквивалентными понятиями Оно начисляется на товары и другие предметы при их ввозе на таможенную территорию страныи. Основные цели применения импортной пошлины - это:
• создание благоприятных условий для развития национального производства
• регулирование конкурентного влияния иностранных товаров на рынок Украины с целью установления добросовестной конкуренции
• влияние на хозяйственную деятельность и социальную обстановку как составляющей механизма ценообразования
• формирование рациональной структуры потребительского рынка, основанной на сбалансированной предложения внутренних и внешних ресурсов, а также на эскалации таможенного тарифа
• защита отдельных отраслей экономики от возможного причинения им существенные убытки от иностранных производителей:
• увеличение доходной части Государственного бюджета
• структурной перестройке экономики Украины
• содействие оптимизации соотношения экспорта и импорта государства, валютных расходов и поступлений, достижению оптимального торгового баланса
• решение торгово-политических целей во взаимоотношениях с иностранными государствами, их союзами и группами, т.е. использование таможенного тарифа с целью уступок в международных переговорах
По экономическому содержанию и характеру действия импортная пошлина относится к стоимостных рыночных регуляторов внешнеторгового оборота, т.е. как любой налог пошлина увеличивает цену товара и снижает его конк конкурентоспособность.
Хотя импортная пошлина - популярный мероприятие системы экономического инструментария регулирования внешнеэкономической деятельности, но часто его доля в структуре таможенных платежей не является наиболее существенным и ак, начисления по налогу на добавленную стоимость значительно превышают поступления по пошлинам при ввозе товаров Определить влияние пошлины на общий уровень товарных цен в стране значительно труднее, чем рассчитать под повышению цен на импортные товары Однако некоторые авторы, осуществив такие расчеты, доказывающие, что потери потребителей от общего повышения внутренних цен, которое было результатом применения импортного пошлин а в экономически развитых странах, в 4-5 раз превышали сумму взимаемого пошлинта.
Реализации указанных целей в определенной степени масс соответствовать структура таможенного тарифа, которую условно можно разделить на три уровня ставок пошлин, существующих в настоящее время Каждый уровень должен соответствовать стадии обрабо обкы продукции-сырье, полуфабрикаты и готовые изделия Данный раздел основывается на принципе эскалации тарифа, т.е. повышении ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции, представляющей звенья одной технологической цепи (например каучук-вулканизирована резина - резинотехнические изделия) Деление на уровне в целом соответствует основам построения Гармонизированной системы описания и кодирования товаре в (далее - ГС) и Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД) многих стран миріту.
Примером применения импортной пошлины на основе тарифной эскалации является использование специфического пошлины при ввозе на территорию Украины кофе: если кофе растворимый, то ставка ввозной пошлины на кофе составляла ить 3 EURO за 1 кг если кофе в зернах жареный, то ставка ввозной пошлины на кофе составляет 0,1 EURO за 1 кг если ввозится кофе в зернах не жареный, то ставка ввозной пошлины на кофе равна нул.
Зависимость уровня таможенного обложения от степени обработки товара имеет целью прежде всего защиту национальной обрабатывающей промышленности Если рассматривать структуру по уровню ставок, то за модель можно взять с структуру, предельный уровень которой в настоящее время наиболее приспособлен к экономическим условиям и проблем Украины, в частности импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается низким ставкам пошлин, в то время как на полуфабрикаты и особенно готовые изделия ставки пошлины существенно возрастают На практике данная закономерность такова: сырье и материалы - 0-5% полуфабрикаты и ко мплектуючи - 5-15% готовые изделия - 15-30%%,
Тарифная эскалация особенно ощутима в экономически развитых странах Таким образом они стимулируют производство сырья в развивающихся странах, и консервируют их технологическую отсталость, потому что в только с сырьевой продукцией, пошлина на которую минимальное, развивающиеся страны, реально могут пробиться на рынки экономически развитых стран, а рынок готовой продукции для них практически закрыт Ц е касается и Украины, экспортные товары которой являются преимущественно сырьевыми или с низким уровнем обработки, а выйти на мировой рынок готовой продукции при существующей тарифной эскалации для нее весьма проблематы чнно.
Вместе с тем следует отметить, что тарифная эскалация позволяет стран и-импортеру стимулировать производство или переработку определенного товара на его территории Так, в январе 2002 года с целью стимулирования фасовки ча аю в Украине были повышены льготные ставки ввозной пошлины на фасованный чай в упаковках массой до 3 кг-с EURO 0,2 за 1 кг до EURO 0,4 за кг (полная ставка - EURO 0,4 за кг) Относительно к продукту возится в упаковках массой более 3 кг, действует нулевая ставка пошлинита.
Повышение степени защиты отдельных отраслей экономики может происходить не только за счет повышения ставки импортной пошлины, но и путем выборочного его занижение, в первую очередь на те товары, которые являются является составной готовой продукции, товары (узлы, агрегаты, комплектующие, ввозимые из-за границы) Такой способ повышения таможенного протекционизма в современных условиях используется достаточно актив но в связи с расширением международной торговли полуфабрикатами, узлами, комплектующими.
Несложные расчеты показывают, как отмена пошлины на импортные агрегаты, входящие в состав национального изделия, повышает степень защиты последнего Например, национальная автомобильная промышленность продает автомобили на внутреннем рынке, который защищен пошлиной в 20%, по цене 10 000 грн Двигатель таких машин импортируется по цене 4000 грн, а пошлина составляет 20%, т.е. потребителям он обходится в 4800 грн Отмена пошлины на двигатель позволит предприятию получить дополнительно 800 грн (сумма пошлины, ранее платилось) Такой же эффект могло дать повышение пошлины на автомобиль еще на 8%, но в этом случае цена на автомобиль составляла бы не 10 000 грн, а 10 800 гр грн.
Этот пример подтверждает вывод, что выборочное снижение пошлин не означает, что соответственно будет уменьшена степень протекционистской защиты Важно и то, что выборочное снижение пошлин на отдельные комплектующие и сырье или полуфабрикаты не влечет за собой общее повышение цен в стране и рост инфляцииї.
Следует отметить, что в Украине такое эффективное средство практически не используется, а наоборот, существует проблема применения достаточно высокой ставки пошлины на сырье
Так, на мелассы (сырье для сельскохозяйственных предприятий) действует комбинированная ставка пошлины 50% таможенной стоимости, но не менее 0,08 евро за 1 кг, на кукурузу для промышленной переработки на предприятия ах пищевой-промышленности - 30% таможенной стоимости, но не менее 20 евро за 1 тонну Такие высокие ставки на ввоз сырья значительно повышают цену готовых изделий с неї.
Анализ механизма влияния пошлины на цены и конкурентоспособность товара позволяет сделать еще один вывод: эффективность тарифного протекционизма определяется не только абсолютной величиной ставки пошлины С Сопоставление структуры таможенного тарифа, структуры внутреннего производства и структуры импорта экономически развитых стран мира показало, что уровень протекционистской защиты готового изделия зависит не только от уровня обложения пошлиной самого готового изделия, но и от уровня пошлин на те составляющие и материалы, импортируемые для изготовления данного произу.
Как уже отмечалось, механизм влияния пошлины на цены многогранный, поэтому эффективность пошлины, а следовательно, и оценка его эффективного уровня зависят от многих факторов Необходимо учесть и то, что ставки таможенных их тарифов растут в период ухудшения экономической конъюнктуры и снижаются в период повышения деловой активностиі.
Построение импортного тарифа, применяемого в Украину, должна основываться на следующих основных принципах:
• эскалация таможенного тарифа-это повышение ставок пошлин по мере роста степени обработки продукции
• эффективный таможенный тариф - это установление низких ставок для товаров, необходимых для развития производства с высокой долей вновь созданной стоимости
• пополнение доходной части Государственного бюджета за счет установления высоких ставок пошлин для товаров с малой эластичностью спроса
• согласно теореме симметрии Лернера импортная пошлина - это налог и на экспорт, поскольку оно повышает реальный курс национальной валюты и снижает пользу экспорта
• осуществление структурной перестройки национальной экономики и ее развитие должны привести к рационализации тарифа и постепенного снижения ставок импортных пошлин по мере повышения конкурентоспособности и внутреннего производства, основным показателем которой является рост экспорта Если экспорт товара увеличивается, то необходимо снижать ставки импортной пошлины на сырье и комплектующие, використовуют ься для этого производства, а снижение ставок на конечную продукцию может быть обусловлено торгово-политическими соображениями.
Как было указано выше, импортная пошлина формируется на основе разницы между мировыми и национальными ценами Потому как метод политики протекционизма ввозная (импортная) пошлина используют практически все страны и мира и зачастую Только в экономически развитых странах, как правило, уровень импортной пошлины видносно4 низкий, а в менее развитых странах, где высокие национальные затраты, уровень импортной пошлины достаточно высокомий.
Как свидетельствует мировой опыт, для того чтобы уровень таможенно-тарифной защиты был эффективным, он должен быть не выше 10 - 15% таможенной стоимости товара Согласно существующим договоренностям в рамках ВТО в тариф фних пиков, т.е. максимальных ставок пошлин, относятся все ставки, превышающие 10% Максимальный предел пошлины не должна превышать 30% Превышение данного уровня приводит не к увеличению поступлений в Государственный бюджет страны, а наоборот - к их сокращению Более того, высокие ставки таможенных пошлин и налогов на импорт не защищают национальных товаропроизводителей, а приводят к значительному нарушению условий конкура нции на внутреннем рынке Помимо этого, высокие ставки таможенного тарифа стимулируют развитие коррупции и контрабанды в страныраїні.
По международным стандартам, уровень и влияние инструментов таможенно-тарифного регулирования можно определить по шкале:
таблице 32
Уровень средневзвешенной ставкии
Как ввезти автомобиль из-за границы
Возможны два варианта: машину ввозит либо гражданин-физлицо, либо субъект предпринимательской деятельности. Рассмотрим особенности таможенного оформления и основные моменты, которые необходимо знать в обоих случаях
На сегодняшний день отечест- венным автомобилем можно назвать только главный предмет шуток всех автомобилистов - Запорожец и его современного наследника - Таврию. Не оценивая качество этих машин, отметим только, что многие в Украине предпочитают импортные автомобили (в том числе и уже обычные для нас модели Тольяттинского, Ульяновского и Московского автозаводов), которые, само собой, нужно предварительно ввезти.
Что платим на таможне?
При ввозе какого-либо товара из-за границы в Госбюджет Украины уплачиваются таможенный сбор, ввозная пошлина, налог на добавленную стоимость и акцизный сбор.
Определим, что такое легковой автомобиль с точки зрения таможенника. Каждому товару соответствует десятизначный код Украинской классификации товаров внешнеэкономической деятельности (УКТВЭД) - его тарифная позиция, в соответствии с которой устанавливаются ставки пошлины и акцизного сбора. Легковой автомобиль, в зависимости от вида двигателя, объема цилиндров и года производства, классифицируется в позициях группы 8703 УКТВЭД, т. е. для таможенника ваш легковой автомобиль - это только транспортное средство, предназначенное для перевозки людей (не более 9 человек вместе с водителем), в том числе грузопассажирские автомобили, фургоны и гоночные автомобили.
Пример . Автомобиль с грузовым и пассажирским отсеком с посадочными местами на 8 человек классифицируется как легковой автомобиль в группе 8703 УКТВЭД, поскольку вместе с водительским имеет 9 посадочных мест. Аналогичный автомобиль с салоном на 9 человек будет классифицирован как микроавтобус в группе 8702 УКТВЭД.
Ставки таможенных сборов приведены в Постановлении КМУ №65. За оформление товаров таможня взимает сбор в размере, зависящем от таможенной стоимости:
при стоимости до 1000 долларов США взимается сбор в сумме, эквивалентной 5 долларам США
при стоимости свыше 1000 долларов США - в размере 0,2% таможенной стоимости, но не более эквивалента 1000 долларов США.
Если автомобиль проходил досмотр не в зоне таможенного контроля, где размещено подразделение таможни, также необходимо уплатить сбор в размере 20 долларов США за каждый час работы инспектора.
Кроме того, граждане платят сбор за выдачу удостоверений на право регистрации (перерегистрации) ввезенных в Украину транспортных средств в размере 15 долларов США за одно транспортное средство.
Ставки ввозной пошлины и акцизного сбора установлены законами №216 и №2371, ставка НДС - 20%. Сумма отчислений в значительной степени зависит от класса автомобиля, но в среднем все налоги (пошлина, акциз и НДС) для новой автомашины составляют сумму, которая приблизительно равна 30 - 35% таможенной стоимости. Обобщенные данные о среднем уровне налоговых отчислений в зависимости от стоимости автотранспорта приведены в таблице 1.
Виды ставок таможенных пошлин. Таможенный тариф
В Российской Федерации применяются следующие виды ставок таможенных пошлин :
1) адвалорные, т.е. установленные в процентах к таможенной стоимости товаров
2) твердые (специфические), т.е. установленные в евро за единицу измерения (веса, объема и т.д.) облагаемого товара
3) комбинированные, т.е. сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.
В настоящее время таможенный тариф содержит два вида комбинированных ставок:
1. Ставка № 1 (в процентах), но не менее ставки № 2 (в евро за единицу измерения). То есть, применяется та ставка, которая дает в результате наибольший размер таможенной пошлины.
2. Ставка № 1 (в процентах) плюс ставка № 2 (в евро за единицу измерения).
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных пошлин и налогов производится в валюте Российской Федерации.
По товарам, для которых установлены адвалорные ставки, таможенная пошлина рассчитывается по формуле:
где Тп – таможенная пошлина, руб.
Тс – таможенная стоимость товара, руб.
Сп – ставка таможенной пошлины, %.
Таможенная пошлина по товарам, на которые установлены специфические ставки пошлин, рассчитывается по следующей формуле:
где Тп – таможенная пошлина
Q – количество ввозимого товара
Сп – специфическая ставка таможенной пошлины, в евро
Ке – курс евро, установленный ЦБ РФ на день принятия таможенный декларации.
Таможенные пошлины по товарам, облагаемым по комбинированным ставкам первого вида, исчисляют следующим образом. Сначала определяют размер пошлины по специфической ставке в евро, затем по адвалорной. После этого выбирают наибольшую из этих величин.
Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, называется таможенным тарифом РФ. Вопросы применения таможенного тарифа регулируются Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (№ 5003-1 от 21 мая 1993 года). Ставки таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ и периодически изменяются. В настоящее время действуют ставки, установленные в постановлении Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 830. В нем приведены базовые ставки.
Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, видов сделок и других факторов, за исключением случаем, указанных в Законе РФ «О таможенном тарифе».
В этом законе предусмотрены следующие особые виды таможенных пошлин . специальные, антидемпинговые, компенсационные.
Специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Специальные пошлины применяются также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств и их союзов.
Антидемпинговые пошлины применяются при ввозе на территорию РФ товаров по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, при условии, что такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Компенсационные пошлины применяются к ввозимым в РФ товарам, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара. При этом они могу быть:
а) базовыми
б) преференциальными
в) максимальными.
Базовые ставки таможенных пошлин закреплены в Таможенном тарифе и применяются в размере 100% в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Поскольку Российская Федерация не является участницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), указанный режим устанавливается двусторонними международными договорами и соглашениями. Список таких стран приведен в Приложении 1.
Преференциальные ставки таможенных пошлин являются льготными ставками, входящими в национальную систему преференций Российской Федерации. Они применяются в размере 75% базовых величин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации. К этим странам в основном относятся развивающиеся страны и зависимые территории Азии, Африки и Латинской Америки. Перечень таких стран приведен в Приложении 2.
По ввозимым товарам, происходящим из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций Российской Федерации таможенные пошлины не применяются. Перечень этих стран приведен в Приложении 3.
Преференциальный режим не распространяется на некоторые виды товаров при их ввозе на территорию РФ. К таким товарам относятся отдельные продукты питания (натуральные соки, воды, пиво), подакцизные товары, аудио – и видеотехника, часы всех видов, автотранспортные средства и др. пошлины не применяются.
Таким образом, преференциальные ставки – это разновидность льготных ставок таможенных пошлин, предоставляемых отдельным странам или группам стран.
Базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятсвуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. Такие ставки называются максимальными ставками .
Ставки сбора за таможенное оформление товаров и транспортных средств фиксированы. Так, за оформление товаров, предназначенных не для коммерческих целей сбор взимается в Российских рублях в размере 0,1% таможенной стоимости оформляемых товаров. За оформление товаров, предназначенных для коммерческих целей, сбор складывается из 2-х составляющих:
1) в Российских рублях (0,1% таможенной стоимости)
2) в иностранной валюте (0,05% таможенной стоимости товаров и транспортных средств).
При этом валютная составляющая сбора оплачивается только в валюте, котирующейся ЦБ РФ.
§ 3. Льготы при уплате таможенных пошлин
Льготы по таможенным пошлинам называют тарифными льготами. Они предоставляются исключительно по решению и в порядке, установленном Правительством РФ. Основными видами тарифных льгот
1) заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня переплаты налогоплательщики, своевременно не привлеченные являются:
1) возврат уплаченной пошлины
2) освобождение от уплаты пошлины
3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
1. Возврат таможенных пошлин (налогов, сборов) производится в случаях:
– излишне взысканной их суммы
– отзыва таможенной декларации
– восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций
– при вывозе иностранных товаров с таможенной территории Российской Федерации или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров
– изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима.
В случае реэкспорта товаров возврат уплаченной пошлины производится при соблюдении следующих условий:
n реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в которой они были на момент ввоза
n реэкспортируемые товары не использовались для извлечения дохода
n реэкспорт товара осуществляется не позднее установленных сроков с момента ввоза.
2. От уплаты таможенных пошлин освобождаются :
а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути
б) предметы материально-технического снабжения и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности Российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промыслов, ввозимая на таможенную территорию РФ
в) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представительствами иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ
г) валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги
д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ
е) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые в качестве гуманитарной помощи: товары в целях ликвидации последствий аварий и катастроф и т.д.
ж) товары, выступающие в качестве безвозмездной помощи, поступающие на благотворительные цели по линии государства, правительства, включая оказание технического содействия
з) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности
и) пожарно-техническая продукция, ввозимая в РФ для обеспечения деятельности органов государственной противопожарной службы
к) иные товары, определенные законодательством.
В соответствии с Таможенным кодексом РФ таможенные пошлины не уплачиваются, если:
1) ввозимые товары освобождены от обложения таможенными пошлинами на основании Российских законов
2) общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5000 рублей
3) до выпуска иностранных товаров для свободного обращения они оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли в нормальных условиях транспортировки, хранения, использования или эксплуатации
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с законодательством
5) физическими лицами ввозятся культурные ценности (при условии их письменного декларирования)
6) товары ввозятся физическими лицами для личного пользования (не для коммерческих и иных целей) и их стоимость не превышает 65 тысяч рублей (за исключением ввоза транспортных средств). При этом Правительство РФ определяет количественные, стоимостные и иные ограничения на беспошлинный ввоз товаров.
Таможенные пошлины не взимаются, если ввозимые товары помещаются под следующие таможенные режимы:
– реимпорт
– транзит
– таможенный склад
– магазин беспошлинной торговли
– переработка товаров под таможенным контролем (если продукты переработки вывозятся)
– временный ввоз (применяется полное условное либо частичное освобождение)
– свободная таможенная зона и свободный склад
– переработка товаров вне таможенной территории (при ввозе продуктов переработки не уплачиваются по некоторым товарам – уплачиваются частично)
– реэкспорт (если были уплачены при ввозе – возвращаются)
– уничтожение
– отказ в пользу государства.
Таможенные пошлины не уплачиваются, если товары ввозятся из Азербайджана, Армении, Белоруссии, Грузии, Казахстана, Молдовы, Таджикистана, Узбекистана и Украины (п.6 Приказа ГТК России от 26 апреля 1996 г. № 258).
Специфическая для внешнеторговой деятельности льгота – это установленные тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз товаров. Тарифная квота – это определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение тарифных ставок таможенных пошлин.
§ 4. Порядок уплаты
При ввозе товаров таможенные платежи уплачиваются не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в таможенный орган в месте их прибытия на таможенную территорию Российской Федерации или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия.
При вывозе товаров таможенные пошлины уплачиваются не позднее дня подачи грузовой таможенной декларации.
В исключительных случаях плательщику может предоставляться отсрочка или рассрочка уплаты. Решение об этом принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. За предоставление отсрочки или рассрочки взимаются проценты, начисляемые на сумму задолженности, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей.
Отсрочка или рассрочка уплаты предоставляется при наличии следующих оснований:
– причинение плательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы
– задержка плательщику финансирования из федерального бюджета или оплаты выполненного им государственного заказа
– товары, перемещаемые через таможенную границу, являются товарами, подвергающимися быстрой порче
– осуществление плательщиком поставок по межправительственным соглашениям.
Таможенные платежи можно уплачивать как в безналичном порядке, так и наличными деньгами в кассу таможенного органа.
По желанию плательщика таможенные платежи уплачиваются как в валюте РФ, так и в иностранной валюте, котирующейся Центральным банком РФ.
Суммы излишне взысканных таможенных платежей подлежат возврату по письменному заявлению плательщика, поданному в таможенные органы не позднее трех лет с момента уплаты таких сумм.
При возврате таможенных платежей, проценты с них не выплачиваются, а их суммы не индексируются. Возврат таких платежей производится в той валюте, в которой производился платеж или списание. Перерасчет иностранной валюты в Российские рубли производится по курсу ЦБ РФ, действовавшего на момент принятия таможенной декларации.
В случае неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей применяются меры по их принудительному взысканию за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках, или за счет его иного имущества. При неуплате таможенных платежей в установленный срок уплачиваются пени. Они начисляются за каждый календарный день просрочки платежа в процентах в размере 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Учет таможенных пошлин
Уплата ввозной таможенной пошлины отражается в бухгалтерском учете проводкой:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»
КРЕДИТ 51 (52)
– уплачена в бюджет ввозная таможенная пошлина.
Сумма ввозной таможенной пошлины включается в покупную стоимость приобретаемых товаров. При этом делается проводка:
ДЕБЕТ 41 (08,10,15)
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»
– начислена ввозная таможенная пошлина.
Уплату вывозной таможенной пошлины отражают бухгалтерской проводкой:
ДЕБЕТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»
КРЕДИТ 51 (52)
– уплачена в бюджет вывозная таможенная пошлина.
Начисление вывозной таможенной пошлины отражается проводкой:
ДЕБЕТ 90 субсчет «Таможенные пошлины»
КРЕДИТ 68 субсчет «Расчеты по таможенным пошлинам»
– начислена вывозная таможенная пошлина.
Сумма экспортной выручки, подлежащая обязательной продаже, уменьшается на сумму вывозной таможенной пошлины в соответствии с п.8 инструкции ЦБ РФ от 29 июня 1992г. № 7 «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
Таможенные пошлины перечисляются в федеральный бюджет.
В налоговом учете расходы по уплате ввозной таможенной пошлины уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль (подп.1 п.1 ст. 264 НК РФ).
Контрольные вопросы
1. Какие виды обязательных платежей предусмотрены таможенным законодательством?
2. Какова роль таможенных платежей в регулировании внешнеэкономической деятельности и формировании доходной части бюджета?
3. Назовите основные цели введения таможенных пошлин.
4. Какова экономическая сущность таможенной пошлины?
5. Являются ли плательщиками таможенных пошлин физические лица?
6. Дайте характеристику видов таможенных пошлин.
7. Назовите виды ставок таможенных пошлин.
8. Что понимается под таможенным тарифом?
9. Каковы особенности установления ставок таможенных пошлин при ввозе товаров физическими лицами для личного пользования?
10. Каким законодательным актом закреплен порядок взимания таможенных пошлин?
11. Что такое таможенная стоимость товаров?
12. Какие методы используются для определения таможенной стоимости товаров?
13. Каков порядок применения методов определения таможенной стоимости товаров?
15. Каков порядок декларирования таможенной стоимости товара?
16. Какие бывают таможенные льготы и преференции?
17. В отношении каких стран Российской Федерацией установлена система преференций?
18. Каков порядок уплаты таможенных пошлин?
III. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
12. Прочие налоговые платежи, уплачиваемые организациями
12.4 Таможенная пошлина
При перемещении юридическими лицами товарно-материальных ценностей через таможенную границу РФ уплачиваются следующие виды таможенных платежей:
1) таможенная пошлина (ввозная и вывозная)
2) НДС
3) акцизы
4) таможенные сборы, в том числе:
- сборы за выдачу лицензий таможенными органами РФ и возобновление действия лицензий
- сборы за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров
- плата за информирование и консультирование
- плата за участие в таможенных аукционах и др.
Товарно-материальные ценности подлежат декларированию таможенным органом при их перемещении через таможенную границу, изменении таможенного режима. При декларировании товаров декларант обязан: 1) подать таможенную декларацию и представить в таможенный орган необходимые документы и сведения 2) по требованию таможенного органа предъявить декларируемые товары 3) уплатить таможенные платежи.
Объектом налогообложения таможенными пошлинами и другими платежами являются товары, перемещаемые через таможенную границу РФ. Налоговой базой для целей исчисления таможенных платежей являются таможенная стоимость товаров и (или) их количественные показатели. Основной таможенной стоимостью выступает цена сделки (контрактная цена). Помимо контрактной цены, в таможенную стоимость включаются также накладные расходы:
- стоимость транспортировки и погрузо-разгрузочных работ
- стоимость контейнеров и другой много оборотной тары, если они рассматриваются как одно целое с оцениваемыми товарами
- стоимость упаковки упаковочных материалов и работ по упаковке
- страховые и иные платежи осуществленные в качестве условия продажи
- комиссионные и брокерские вознаграждения
- лицензионные и иные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности
- прочие накладные расходы.
Таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным Законом РФ «О таможенном тарифе». Контроль за правильностью определения таможенной стоимости осуществляется таможенным органом.
Определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ производится путем применения одного из следующих методов: 1) по цене сделки с ввозимыми товарами 2) по цене сделки с идентичными товарами 3) по цене сделки с однородными товарами 4) методом вычитания стоимости 5) методом сложения стоимости 6) резервным методом.
Если не может быть использован основной метод (по цене сделки с ввозимым товаром) т. е. когда с точки зрения таможенного органа декларант не может документально доказать заявленные расходы, то применяется другой метод. Причем каждый последующий метод оценки применяется только тогда, когда таможенную стоимость нельзя определить по предыдущему методу.
Методы по цене сделки с идентичными товарами и по цене сделки с однородными товарами учитывают различия физических характеристик товаров, страны их происхождения, степень взаимозаменяемости и т. д.
Метод вычитания стоимости предполагает, что в качестве базы расчета принимается цена единицы товара, по которой оцениваемые товары продаются наибольшей партией на территории РФ. При этом из цены единицы товара вычитаются: все накладные расходы, суммы ввозных таможенных пошлин, налогов и иных платежей.
Метод сложения стоимости основан на данных о затратах на производство товара. Базой для определения таможенной стоимости является цена единицы товара, рассчитанная исходя из стоимости его изготовления и прочих затрат.
Резервный метод предполагает использование информационных справочников по мировым ценам и ценам внутренних рынков, статистических данных об уровнях комиссионных, о скидках, транспортных тарифах, прибыли и т. д.
Применяются следующие виды таможенных пошлин: 1) адвалорные, т. е. установленные в процентах к таможенной стоимости товаров 2) твердые (специфические), т. е. установленные в евро за единицу измерения (веса, объема и т. д.) облагаемого товара 3) комбинированные, т.е. сочетающие адвалорный и специфический виды таможенного обложения.
Предусмотрены следующие особые виды таможенных пошлин:
специальные пошлины применяются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную территорию РФ в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям аналогичных товаров. Специальные пошлины применяются также как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы РФ со стороны других государств и их союзов.
антидем n инговые пошлины применяются при ввозе на территорию РФ товаров по более низкой цене, чем их нормальная стоимость в стране вывоза, при условии, что такой ввоз наносит ущерб отечественным производителям подобных товаров.
компенсационные пошлины применяются к ввозимым в РФ товарам, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз может нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров.
Ставки таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара:
базовые ставки таможенных пошлин закреплены в таможенном тарифе и применяются в размере 100 % в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политических отношениях с которыми Россия применяет режим наиболее благоприятствуемой нации. Поскольку РФ не является участницей Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), указанный режим устанавливается двусторонними международными договорами и соглашениями.
преференциальные ставки таможенных пошлин являются льготными ставками, входящими в национальную систему преференций РФ. Они применяются в размере 75 % базовых величин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференций РФ. К этим странам в основном относятся развивающиеся страны и зависимые территории Азии, Африки и Латинской Америки.
По ввозимым товарам, происходящим из наименее развитых стран - пользователей схемой преференций РФ, таможенные пошлины не применяются. Преференциальный режим не распространяется на некоторые виды товаров при их ввозе на территорию РФ. К таким товарам относятся отдельные продукты питания (натуральные соки, воды, пиво), подакцизные товары, аудио- и видеотехника, часы всех видов, автотранспортные средства и др.
Базовые ставки таможенных пошлин увеличиваются в 2 раза в отношении товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ не применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена. Такие ставки называются максимальными.
Льготы по таможенным пошлинам называют тарифными льготами. Они предоставляются исключительно по решению и в порядке, установленном Правительством РФ. Основными видами тарифных льгот являются: 1) возврат уплаченной пошлины 2) освобождение от уплаты пошлины 3) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Возврат таможенных пошлин (налогов, сборов) производится в случае: излишне взысканной их суммы отзыва таможенной декларации восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций при вывозе иностранных товаров с таможенной территории РФ или при их уничтожении либо отказе в пользу государства, или при реимпорте товаров изменения с разрешения таможенного органа ранее заявленного таможенного режима.
В случае реэкспорта товаров возврат уплаченной пошлины производится при соблюдении следующих условий: реэкспортируемые товары должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент ввоза реэкспортируемые товары не использовались для извлечения дохода реэкспорт товара осуществляется не позднее установленных сроков с момента ввоза.
От уплаты пошлин освобождаются:
а) транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути:
б) предметы материально технического снабжения и другое имущество, вывозимое за пределы таможенной территории РФ для обеспечения деятельности Российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, а также продукция их промыслов, ввозимая на таможенную территорию РФ
в) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представительствами иностранных государств, физическими лицам, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ
г) валюта РФ, иностранная валюта, а также ценные бумаги
д) товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ
е) товары, ввозимые на таможенную территорию РФ и вывозимые в качестве гуманитарной помощи: товары в целях ликвидации последствий аварий и катастроф и т. д.
ж) товары, выступающие в качестве безвозмездной помощи, поступающие на благотворительные цели по линии государства, правительства, включая оказание технического содействия
з) товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ
и) товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами, и не предназначенные для производственной или коммерческой деятельности
к) пожарно-техническая продукция, ввозимая в РФ для обеспечения деятельности органов государственной противопожарной службы
л) иные товары, определенные законодательством.
Таможенные платежи не уплачиваются, если:
1) товары не облагаются таможенными пошлинами
2) общая стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в течение одной недели в адрес одного получателя, не превышает 5 000 руб.
3) до выпуска иностранных товаров для свободного обращения они оказались уничтоженными или безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественного износа или убыли в нормальных условиях транспортировки, хранения, использования или эксплуатации
4) товары обращаются в федеральную собственность в соответствии с законодательством
5) физическими лицами ввозятся культурные ценности (при условии их письменного декларирования)
6) товары ввозятся физическими лицами для личного пользования (не для коммерческих и иных целей) и их стоимость не превышает 65 тыс. руб. (за исключением ввоза транспортных средств).
При этом Правительство РФ определяет количественные, стоимостные и иные ограничения на беспошлинный ввоз товаров.
Специфическая для внешнеторговой деятельности льгота это установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Тарифная квота это определенная стоимость или количество импортируемых товаров, которые облагаются таможенными пошлинами в обычном размере.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!