Баланс «на грани»: обязательства России в рамках Таможенного союза при вступлении в ВТО
21 Июня 2012 Баланс «на грани»: обязательства России в рамках Таможенного союза при вступлении в ВТО
Каким образом будет обеспечиваться функционирование двух систем - системы Таможенного союза и системы ВТО? Какими правилами руководствоваться участнику внешнеэкономической деятельности - постоянно принимаемыми актами Таможенного союза или вступающими в силу нормами ВТО?
Вступление России в ВТО: самостоятельно или в рамках Таможенного союза?
В настоящее время Российская Федерация в рамках принятых международных обязательств является членом Таможенного союза вместе с Белоруссией и Казахстаном. С июля 2010 г., т.е. с момента образования Таможенного союза, таможенное законодательство России и других его участников претерпело значительные изменения. Это несло в себе как положительные, так и отрицательные моменты для участников внешнеэкономической деятельности.
Фактически, в формате Таможенного союза три его участника смогли создать общую таможенную границу, предусмотреть льготные положения для компаний, инкорпорированных на территории стран-участников, применять ставку НДС 0% при экспорте товаров, установить единый таможенный тариф. Таким образом, был устранен ряд внешнеэкономических барьеров, но преимущества этого могли испытать только члены Таможенного союза.
В ближайшее время Россия станет членом ВТО, которым также предусмотрен ряд обязанностей по устранению внешнеэкономических барьеров и препятствий. В числе прочего это повлечет за собой изменение таможенных пошлин, правил импорта, технических регламентов, сертификационных требований. Каким образом будет обеспечиваться функционирование системы Таможенного союза и системы ВТО? Не возникнет ли при этом парадоксальная ситуация, когда участнику внешнеэкономической деятельности будет непонятно, какими правилами руководствоваться: постоянно принимаемыми актами Таможенного союза или вступающими в силу нормами ВТО? Представляется негативной возможная коллизия правил ВТО и положений нормативных актов Таможенного союза. Особое внимание следует обратить на то, что Таможенный союз преимущественно регулирует вопросы мер таможенного регулирования, в то время как нормы и правила ВТО распространяются на значительно более широкий круг вопросов правовой системы присоединившегося к ней государства.
19 мая 2011 г. в Минске главы России, Белоруссии и Казахстана подписали Договор о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы1 (далее - Договор), направленный на решение проблемных моментов, возникающих в случае присоединения одного из членов Таможенного союза к ВТО. Следует отметить, что изначально три страны были намерены вступить в ВТО именно в рамках Таможенного союза. Нормы ВТО позволяют вступать в нее в качестве члена не только государствам, но и таможенным территориям. Например, Европейский Союз является полноправным членом ВТО. Пока в ходе переговорного процесса не удалось достигнуть соглашения о единовременном вступлении Таможенного союза в ВТО. Вероятно, признание Таможенного союза в качестве члена ВТО станет возможным только после присоединения к этой организации всех участников Таможенного союза. Подобное ожидание может затянуться, поскольку Казахстан и Белоруссия пока выполнили «нормативы» для вступления в ВТО в качестве индивидуальных членов не более чем на 50 и 30%, соответственно.
Последствия вступления России в ВТО для стран Таможенного союза
Для сглаживания неизбежных противоречий в нормах Таможенного союза и ВТО согласно Договору после вступления в организацию одного из членов Таможенного союза, которым в данном случае является Россия, нормы, предусмотренные Протоколом о ее присоединении к организации, становятся частью правовой системы Таможенного союза. Соответственно, правила ВТО станут обязательными и для Белоруссии с Казахстаном. При этом на Россию ложится обязанность по информированию этих государств о принятых ею обязательствах, которые потребуют внесения изменений в правовую систему Таможенного союза. Хотелось бы обратить особое внимание на то, что частью правовой системы Таможенного союза становятся только те обязательства России, которые прежде подпадали под его полномочия или были предусмотрены его международными договорами.
При последующем присоединении к ВТО Белоруссии и Казахстана их обязательства, принятые в качестве условия вступления в организацию, относящиеся к правоотношениям, полномочия по регулированию которых в рамках Таможенного союза делегированы Россией, Белоруссией и Казахстаном органам Таможенного союза, и правоотношениям, урегулированным международными соглашениями, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, также становятся частью правовой системы Таможенного союза. Тогда уже Белоруссия и Казахстан будут обязаны информировать Россию и координировать с ней действия в отношении включения в нормативную базу Таможенного союза тех обязательств ВТО, которые они примут на себя при вступлении в организацию.
Правовая система Таможенного союза допускает исключения из правил ВТО в части экспортных пошлин, торговли услугами и защиты прав на интеллектуальную собственность. Таким образом, обязательства России по торговле услугами не должны затрагивать обязательства других членом Таможенного Союза: Казахстан и Беларусь.
При наличии противоречий в части ставок импортных пошлин Россия, Белоруссия и Казахстан обязаны провести между собой консультации и в сжатые сроки вступить в переговоры с членами ВТО, чьи интересы затрагиваются такими противоречиями. При этом целью переговоров будет являться гармонизация импортных пошлин. Ставки Единого таможенного тарифа Таможенного союза не могут превышать ставки, согласованные в результате гармонизации, за исключением случаев, предусмотренных Соглашением ВТО.
Особо стоит заметить, что Белоруссия и Казахстан в переговорах по обязательствам системного характера и вопросам, входящим в компетенцию органов Таможенного союза, должны будут стремиться к формированию такого объема обязательств, который максимально соответствует обязательствам России как первой страны - участницы Таможенного союза, вступающей в ВТО. Принципиальные отклонения от таких обязательств подлежат обсуждению и согласованию сторонами Таможенного союза.
В настоящее время Белоруссия и Казахстан как государства, еще не являющиеся членами ВТО, фактически имеют право отступать от положений Соглашения ВТО и обязательств, принятых Россией и ставших частью правовой системы Таможенного союза. В Договоре прямо закреплено, что Белоруссия и Казахстан вправе отступать от тех обязательств, по которым правовая система Таможенного союза требует корректировки в соответствии с правилами ВТО или если такие правоотношения автономно регулируются в рамках национальной правовой системы этих государств. При этом страна, использующая такие отступления, обязана известить об этом Комиссию Таможенного союза, которая осуществляет публикацию извещения. После присоединения к ВТО страна может продолжить пользоваться такими отступлениями только в том случае, если они прямо предусмотрены условиями ее присоединения к организации. При этом стоит заметить, что ответственность за нарушения норм ВТО одним из участников Таможенного Союза не будет влечь их ответственность по процедуре, установленной ВТО. Таким образом, ответственность за нарушения норм ВТО одним из участников Таможенного Союза будет ложиться на Россию.
Россия, Белоруссия и Казахстан должны принять меры для приведения правовой системы Таможенного союза и решений его органов в соответствие с Соглашением ВТО. Это предусмотрено Протоколом о присоединении каждого из государств, включая их обязательства, принятые в качестве одного из условий присоединения к организации. До принятиях этих мер положения Соглашения ВТО формально имеют приоритет над соответствующими положениями международных договоров, заключенных в рамках Таможенного союза, и решений, принятых его органами.
Права и обязательства членов Таможенного Союза, принятые ими при вступлении в ВТО, не могут быть отмены или ограничены органами Таможенного союза, включая Суд ЕврАзЭС, или международным договором, заключенным между государствами - членами Таможенного союза. При этом международные договоры, заключаемые в рамках Таможенного союза, должны соответствовать положениям Соглашения ВТО уже с момента вступления в силу Договора о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы, то есть с момента вступления России в организацию. В то же время нормы правовой системы Таможенного союза, более либеральные по сравнению с Соглашением ВТО и не противоречащие ему, могут не корректироваться в течение переходного периода после вступления одного из государств Таможенного союза в ВТО в целях эффективного функционирования Таможенного союза и развития международной торговли.
Изменение тарифного регулирования Таможенного союза
Главный вопрос для компаний, учрежденных на территории стран-участников Таможенного союза, состоит в следующем: как будут сочетаться ставки, предусмотренные Единым таможенным тарифом Таможенного Союза, со ставками импортного тарифа, определенными Перечнем уступок и обязательств по доступу на рынок товаров? Фактически члены Таможенного союза, ратифицировав Договор, взяли на себя обязательства включить ставки таможенных пошлин, которые будут применяться для России после вступления в ВТО, в Единый таможенный тариф Таможенного союза. При этом на текущий момент почти треть предельных ставок, установленных обязательствами по ВТО, превышают применяемые в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза и вряд ли будут снижены на начальном этапе интеграции стран Таможенного союза в ВТО.
Рассмотрим основные отрасли промышленности, в которых должно произойти снижение таможенных ставок на импорт продукции после вступления России в ВТО и после включения правил ВТО в правовую систему Таможенного союза, при этом стоит учитывать, что процесс снижения ставок будет в ряде случае поэтапным.
Отрасль
Усредненная ставка ввозной таможенной пошлины до вступления России в ВТО, %
Усредненная ставка ввозной таможенной пошлины после вступления России в ВТО, %
Производство грузовых автомобилей
25
10
Производство легковых автомобилей
30
25
Химическая промышленность
10-15
5-6,5
Молочная промышленность
25
20
Производство мобильных телефонов
5
0
Производство сельскохозяйственной техники
15
5-10
Винная промышленность
20
12,5
Текстильная промышленность
10
7
Развитие ТС в рамках ВТО
Вступление России в ВТО неизбежно ставит острым вопрос о порядке принятия и опубликования решений комиссии Таможенного Союза, которые будут подвергаться изменениям и усовершенствованиям. Особенно этот вопрос становится актуальным в свете судебной практики Конституционного Суда РФ, который признал, что нарушение порядка опубликования международных договоров для всеобщего сведения влечет их неприменение2.
Таким образом, разумно ожидать, что процедура опубликования нормативных правовых актов Таможенного союза будет совершенствоваться (вместе с установлением рамок для принятия решения органами Таможенного союза) в части обеспечения соответствия норм Таможенного Союза правилам ВТО и исключения риска судебных разбирательств о признании обязанностей из этих актов недействительными.
Изменение ветеринарных и фитосанитарных требований будет являться одним из наиболее долгожданных событий, который снизит вероятность непредсказуемых ограничений и отказов в импорте товаров.
Вступление России в ВТО - только обязательства для членов Таможенного союза?
Согласно Договору о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы не присоединившиеся к ВТО страны - члены Таможенного союза фактически связывают себя всеми обязательствами по ВТО, принимаемыми Россией при вступлении в организацию. Белоруссия и Казахстан не получат права членов ВТО и, соответственно, преимущества от членства в данной организации до момента их присоединения к ней.
Нельзя не отметить усилия стран СНГ, направленные, в частности, на защиту внешнеторговых интересов участников Таможенного союза и установление преимуществ недискриминационного доступа на рынки договаривающихся государств. Так, 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге был подписан Договор о зоне свободной торговли между странами - членами СНГ3. Установленный им многосторонний режим свободной торговли предусматривает отмену таможенных пошлин, налогов и сборов при импорте и экспорте продукции договаривающихся государств; отмену количественных ограничений на ввоз и вывоз товаров при взаимной торговле государств-участников; предоставление друг другу национального режима, а также режима наибольшего благоприятствования при госзакупках; свободу транзита товаров и средств через территорию договаривающихся государств; осуществление государственного субсидирования в соответствии с нормами ВТО; установление порядка разрешения споров и т.д. Фактически данный договор предоставляет странам-участникам преимущества, сходные с теми, которые имеют страны - участницы ВТО, только в формате СНГ.
При этом необходимо обратить внимание, что ответственность за нарушения норм ВТО одним из участников Таможенного Союза не будет влечь их ответственность по процедуре, установленной ВТО. Таким образом, ответственность за нарушения норм ВТО одним из участников Таможенного Союза будет ложиться на Россию.
Следует отметить, что в Приложении № 6 к Договору о зоне свободной торговли между странами СНГ содержится определенный защитный барьер для применения норм ВТО в отношении стран Таможенного союза, которые пока еще не являются участниками организации. Суть его заключается в том, что если участие одного из членов СНГ в Соглашении о ВТО ведет к росту импорта в таких объемах, которые наносят ущерб / угрожают нанести ущерб промышленности Таможенного союза, то государства - участники Таможенного союза вправе согласовать введение пошлин в отношении импорта соответствующих товаров из такой страны - участницы ВТО в пределах размера ставки режима наибольшего благоприятствования.
Выводы
С момента ратификации соглашения о вступлении России в ВТО страны - участники Таможенного союза будут обязаны соблюдать требования этой организации в рамках обязательств по ВТО, взятых на себя Российской Федерацией, включая запрет на установление дискриминационных режимов в отношении иностранных партнеров и отказ от предоставления преференций национальным компаниям, снижение таможенных пошлин в соответствии с предельными ставками, установленными приложениями к Протоколу о вступлении России в организацию. При этом преимуществ, предоставляемых странам, уже являющимся членами ВТО, Белоруссия и Казахстан не получат до тех пор, пока не согласуют и не подпишут протоколы о своем вступлении в организацию. Иными словами, в результате вступления России в ВТО на Белоруссию и Казахстан распространятся обязательства, вытекающие из Соглашения ВТО, а не права, предоставляемые участникам общества. Частично данную проблему позволяет решить заключение соглашений о зоне свободной торговли в формате СНГ и планах по заключению такого соглашения с ЕС.
Вопросы коллизий норм ВТО и Таможенного союза пока остаются открытыми. Формальное закрепление в Договоре о функционировании Таможенного союза в рамках многосторонней торговой системы приоритета норм ВТО с момента вступления в него одного из договаривающихся государств не исключает возможного появления проблем имплементации положений Всемирной торговой организации в законодательство Таможенного союза на практике.
________
1Ратифицирован 19.10.2011 г. Федеральным законом № 282-ФЗ.
2Постановление Конституционного Суда РФ от 27.03.2012 N 8-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина И.Д. Ушакова"
3Ратифицирован Федеральным законом от 01.04.2012 г. № 21-ФЗ.
Комментариев пока нет!