Таможенные льготы в сфере международного таможенного сотрудничества
Сандровський К.К. (ру) Таможенное право Украине (2000)
3. Система международного таможенного права
С учетом названных и других первоочередных задач, стоящих перед государствами, сотрудничающими между собой по таможенным вопросам, и происходит дальнейшее развитие международного таможенного права. В настоящее время система образующих его норм представляет собой уже десятки международных договоров универсального характера разработанных под эгидой Совета таможенного сотрудничества (ныне — Всемирная таможенная организация), договоров по линии ООН и ее специализированных учреждений включающих те или иные таможенные вопросы, и многочисленных региональных и двусторонних договоров государств по различным вопросам таможенного дела.
Соответственно развитию позитивного таможенного права заметно возрос интерес к разработке его теории и изучению практики правового регулирования в этой области. Так, в Украине за последние два-три года по проблемам таможенного права защищены одна докторская и две кандидатских диссертации". регулярно проводятся научно-практические конференции, издан ряд научных и учебно-методических работ, энциклопедия таможенного дела. Весьма активно
проблематика таможенного права (национального и международного) разрабатывается в Российской Федерации. Так, в учебнике "Международное право" (1995) под рей проф. Г.Ф. Игнатенко в разделе "Таможенное сотрудничество" отмечается, что нормы международного таможенного права содержатся как в торговых договорах, так и в специальных соглашениях по таможенным вопросам. Эти соглашения включают:
а) определение общих направлений таможенного сотрудничества
б) установление единых правил таможенного оформления и унификации таможенных документов
в) регламентацию видов, форм и методов таможенного контроля
г) согласование перечней запрещении для ввоза (вывоза товаров
д) унификацию таможенных льгот
е) регламентацию взаимоотношений между таможенными органами, включая оказание правовой помощи.
Все это свидетельствует о том, что в настоящее время о международном таможенном праве можно говорить и как о части общего позитивного международного права, и как об области научного знания и учебной дисциплине "Международное таможенное право".
правового регулирования межгосударственных таможенных отношений. Иначе говоря, изложенные в данной работе доктринальные положения строятся в большинстве случаев как известное обобщение реально существующих здесь юридических норм, содержащихся главным образом в универсальных таможенных конвенциях типа Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 г. (Конвенция Киото) или Международной конвенции о взаимной административной помощи по предотвращению, расследованию и наказаниям за таможенные правонарушения от 9 июня 1977 г. (Конвенция Найроби).
В целом таможенное законодательство Украины ориентировано на учет положений названных и других рассматриваемых в настоящей работе универсальных таможенных конвенций. Однако сегодня оно уже не отвечает новым требованиям, не учитывает в полной мере обстоятельств, связанных с выходом на внешний рынок предприятий всех форм собственности и осуществлением внешнеэкономических операций на условиях, применяемых в странах с рыночной экономикой.
Преодолеть нынешнее отставание, обеспечить условия для подлинного взаимодействия обеих систем регулирования таможенных дел Украины (норм национального и международного права) — все эти вопросы должен решить ожидаемый новый Таможенный кодекс Украины и акты в его развитие и конкретизацию. Поэтому наряду с теоретической разработкой некоторых основных понятий международного таможенного права и использованием полученных результатов в целях совершенствования преподавания одноименной учебной дисциплины стоит и задача практического плана — содействие разрешению отмеченной выше проблемы идентификации таможенного законодательства Украины с общепринятыми в этой области международными нормами и стандартами.
С учетом сказанного система учебной дисциплины "Международное таможенное право" подразделяется на общую и особенную части курса.
Общая часть ("Основы правового регулирования межгосударственных таможенных отношений") включает следующие блоки вопросов:
- понятие и предмет международного таможенного права как части позитивного международного права и одноименной учебной дисциплины
- национально-правовая и международно-правовая регламентация таможенных отношений Украины - проблемы их взаимодействия
- юридическая природа международного таможенного права (его субъекты, объект, источники, роль и место в системе общего международного права)
— таможенное пространство как сфера действия норм таможенного права - национального и международного (таможенный суверенитет и таможенная юрисдикция государства, таможенная территория, таможенная граница, их соотношение с государственной территорией и государственной границей).
Особенная часть ("Правовые формы сотрудничества государств по таможенным вопросам") охватывает следующие темы:
— институт свободных зон в международном таможенном праве
— таможенные союзы и зоны свободной торговли в международном праве и практике государств
— международные организации по таможенным вопросам
— универсальные и региональные международные договоры по таможенным вопросам
— международные стандарты в области упрощения и гармонизации таможенных процедур
— международно-правовые основы таможенных льгот и привилегий
— международно-правовое регулирование сотрудничества и взаимопомощи государств в таможенных делах.
87. МЕЖДУНАРОДНОЕ ТАМОЖЕННОЕ ПРАВО
Международное таможенное право – отрасль международного права, регулирующая таможенные отношения, возникающие между государствами, а также их объем и качество международно-правового регулирования.
Существуют следующие основные направления международного сотрудничества в области международных таможенных отношений:
1) определение таможенного режима
2) унификация таможенных правил и процедур
3) развитие средств тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности субъектов
4) создание таможенных союзов и организаций.
Всего существует три вида таможенных режимов:
1) режим наибольшего благоприятствования, который заключается в предоставлении другому государству, его юридическим и физическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений при условии соблюдения прав и интересов других участников международных таможенных отношений
2) национальный режим, который заключается в приравнивании предприятий и граждан одного государства к предприятиям и гражданам другого государства
3) режим преференций, который предполагает предоставление другому государству, его физическим и юридическим лицам особых льгот и преимуществ в области таможенных отношений.
По международным таможенным вопросам принимаются сотни соглашений. Можно назвать основные из них:
1) Конвенция об оценке товаров в таможенных целях 1950 г.
2) Конвенция о номенклатуре для классификации таможенных тарифов 1950 г.
3) Международная конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров 1983 г.
4) основы таможенного законодательства государств – участников СНГ 1995 г. и многие другие соглашения. Центральное место среди международных таможенных соглашений занимает Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Генеральное соглашение по тарифам и торговле было подписано в 1947 г. и вступило в силу в 1948 г. Основная функция Генерального соглашения по тарифам и торговле заключается в регулировании торговой политики государств, подготовке и принятии соглашений по экономическим вопросам и урегулировании международных споров.
В 1994 г. было подписано соглашение, которое предусматривало создание на базе Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации (ВТО).
Основная цель Всемирной торговой организации заключается в содействии экономическому сотрудничеству государств в интересах повышения жизненного уровня путем повышения жизненного уровня, обеспечивая полную занятость населения, рост производства и торгового обмена товарами и услугами, оптимального использования источников сырья с целью обеспечения долгосрочного развития.
Совет таможенного сотрудничества (СТС) был создан в соответствии с Конвенцией о создании Совета таможенного сотрудничества 1950 г.
Основными целями СТС являются:
1) обмен информацией о таможенных процедурах и таможенном регулировании
2) унификация таможенного законодательства стран-участниц
3) исследование вопросов взаимодействия таможенных систем
4) разработка проектов конвенций по таможенным вопросам.
88. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТУРИЗМА И ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ
Международно-правовое регулирование туризма и туристических услуг имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств.
Международный туризм как форма отдыха и человеческого общения людей развивается в соответствии с историческим процессом всего человеческого общества.
Международный туризм выполняет наряду с функцией отдыха и свободного времяпрепровождения людей определенные общественно-политические, экономические и культурные функции в зависимости от той или иной ступени развития общества и туристических услуг. Путешествия, туристические туры и различного рода поездки в другие страны вытекают из жизненной необходимости человеческого общества. Характер туризма по мере совершенствования такого рода услуг неуклонно изменяется и усложняется. Чем сильнее развито государство, чем лучше создаются условия для развития туризма, тем шире и многостороннее становятся связи между различными государствами.
Быстрое развитие туризма за последние 50 лет и одновременно рост его экономического значения привели к тому, что проблемы туризма и необходимость его нормативного регулирования появились в повестке дня многих международных организаций.
Согласно оценке экспертов ООН по туризму расходы на иностранный и внутренний туризм во всем мире возросли: в 1965 г. – 44 млрд долларов, в 2002 г. – несколько сот миллиардов долларов. Помимо чисто туристических затрат, огромные денежные ресурсы тратятся на сопутствующие отрасли. Например, затраты на пассажирский транспорт составляют до 30 % от затрат на туристические услуги. То есть речь идет о важной отрасли хозяйственной деятельности, поглощающей до 5 % мировых расходов на потребление, поэтому становится понятным, почему за последние годы наблюдается огромный поток капиталовложений во все отрасли предпринимательства, связанные с туризмом, почему правительственные органы и частные предприятия многих стран мира развивают те отрасли хозяйства, которые связаны с туризмом.
Кроме непосредственного влияния на многие отрасли хозяйства принимающей страны, международный туризм способствует повышению квалификации работников, занятых в сфере обслуживания, лучшему использованию природных богатств страны, возрождению некоторых отраслей народного творчества, которые без такой поддержки обречены на вымирание. Велико также культурно-воспитательное значение международного туризма. Знакомство с историей, природой, культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей.
Огромное влияние на отношение к международному туризму правительств многих государств оказывают Конференции ООН по международному туризму и путешествиям, которые разрабатывают вопросы, связанные с развитием международного туризма. Кроме того, большое внимание проблемам международного туризма уделяется на Конференциях ООН, затрагивающих другие отрасли мировой экономики. 1967 г. решением 21-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН был провозглашен международным годом туризма.
89. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ НАУКИ И ТЕХНИКИ
В процессе обменов научно-техническими достижениями между государствами складывался и совершенствовался механизм правового регулирования такого сотрудничества. Появлялись новые формы научно-технических связей, новые типы международных договоров, позволяющих сотрудничающим сторонам получить максимальную выгоду. К таким договорам относятся соглашения о научно-техническом сотрудничестве и международные программы научно-технического сотрудничества.
Складывалась система универсального международного сотрудничества в областях науки и техники. Субъектами этой системы являются как государства, так и международные организации.
Данная система охватывает:
1) международное содействие выполнению отдельных работ и созданию технологических процессов
2) обеспечение безопасного использования достижений научно-технического прогресса
3) предотвращение ущерба окружающей среде
4) международные научные связи, направленные на решение теоретических и экспериментальных задач фундаментальной и прикладной науки, и международные технические и технологические связи
5) подготовку кадров.
Система норм, регулирующих международное сотрудничество в области науки и техники, составляет фундамент международного научно-технического сотрудничества.
Правовые нормы научно-технического сотрудничества формируются в соответствии с общими принципами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к областям науки и техники.
Источниками международного права в области научно-технического сотрудничества являются международный обычай, международный договор и программы в области науки и техники. Нормы, сформулированные в этих программах, обращены в будущее и устанавливают параметры поведения в области использования достижений науки и техники.
На основе общих принципов международного права в области науки и техники сложились специфические международно-правовые принципы, отражающие интернационализацию научно-технических связей:
1) сотрудничества в области применения достижений научно-технического прогресса
2) научно-технического содействия
3) равноправия в научно-технических связях
4) эквивалентности при обмене научно-техническими достижениями
5) свободы научных исследований
6) взаимности и др.
Данные принципы отражают тесное взаимодействие норм международного права и научно-технического развития. Кроме того, данные принципы нашли отражение в резолюциях и международных договорах международных организаций. Генеральная Ассамблея ООН в резолюции 51⽣ 1996 г. «Достижения науки и техники и их воздействие на международную безопасность» рекомендовала государствам – членам ООН изучать пути и средства дальнейшего развития международно-правовых норм, которые затрагивают процесс передачи высоких технологий, имеющих военное применение.
Возрастающее сотрудничество государств в области промышленности, науки и техники привело к возрастанию объема обязательств договаривающихся сторон по международным договорам.
90. МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ
Международно-правовое сотрудничество в области культуры призвано создавать благоприятные условия для развития культурных связей и культурного обмена между странами, а также сотрудничества в области театрального, музыкального, изобразительного, эстрадного и циркового искусства, кино, телевидения и радиовещания, библиотечного и музейного дела, охраны и рационального использования памятников и других объектов культурно-исторического наследия, самодеятельного народного творчества, народных промыслов и других видов культурной деятельности. Международно-правовое сотрудничество в области культуры имеет большое значение в международно-правовом сотрудничестве государств. Международная культура выполняет наряду с функцией отдыха и свободного времяпрепровождения людей определенные общественно-политические, экономические и социальные функции в зависимости от той или иной ступени развития общества.
В процессе обменов культурными достижениями между государствами складывался и совершенствовался механизм правового регулирования такого сотрудничества. Система норм, регулирующих международное сотрудничество в области культуры, составляет фундамент международного сотрудничества государств в области культуры.
Правовые нормы культурного сотрудничества формируются в соответствии с общими принципами международного права на базе специальных принципов, складывающихся применительно к различным областям достижений культуры. Международная культура как форма выражения человеческих достижений развивается в соответствии с историческим процессом всего человеческого общества. Велико также воспитательное значение культуры. Знакомство с историей, природой, культурой других стран расширяет кругозор человека, углубляет его эстетическое восприятие художественных и природных ценностей, способствует развитию человека в прямом понимании этого слова. Чем сильнее развито государство, чем лучше создаются условия для развития культурных ценностей, тем шире и многостороннее становятся связи между различными государствами и людьми.
Россия заключила большое количество соглашений о сотрудничестве в области культуры со многими странами.
Основные направления международного сотрудничества в области культуры следующие:
1) взаимное признание документов об образовании, дипломов, учебных степеней и званий
2) развитие спорта и туризма
3) сотрудничество между библиотеками, архивами и другими учреждениями культуры
4) популяризация художественных и культурных ценностей других стран
5) информирование о конференциях, научных встречах и симпозиумах
6) организация досуга молодежи
7) обмен специалистами
8) взаимные командировки и стажировки ученых
Международное сотрудничество в таможенной сфере
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Интеграционный процесс в РФ. Специфика внутригосударственного таможенного регулирования. Нормативно-правовое регулирование и основные направления сотрудничества таможенных органов России и таможенных служб стран-участниц СНГ в рамках Таможенного союза.
реферат [27,3 K], добавлена 15.12.2009
Таможенное регулирование, его цели и задачи. Роль таможенных органов в системе международных отношений и организационно-правовые основы международных отношений в таможенной сфере. Содержание, значение и формы международных отношений таможенных органов.
дипломная работа [100,8 K], добавлена 30.09.2011
Понятие и принципы международного сотрудничества в области таможенного дела, его государственно-правовое регулирование и отражение в законодательстве. Главные цели и задачи. Участие таможенных органов Беларуси в работе Всемирной таможенной организации.
контрольная работа [34,7 K], добавлена 14.02.2015
Положения о таможенных платежах. Расчет величины таможенных пошлин. Ставки таможенных сборов. Налог на добавленную стоимость и акциз. Таможенные платежи при экспорте. Освобождение от уплаты акциза при экспорте. Таможенные сборы за таможенные операции.
курсовая работа [32,5 K], добавлена 28.05.2014
Проблема совершенствования управления организациями. Сущность и функции управления в таможенных органах. Требования, предъявляемые к управлению в таможенных органах. Личность руководителя таможенного органа и принципы эффективности его управления.
курсовая работа [71,2 K], добавлена 30.04.2011
Основные положения таможенного декларирования товаров. Виды таможенных деклараций в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары. Сроки предоставления таможенной декларации. Перечень сведений, подлежащих указанию в ней.
курсовая работа [91,4 K], добавлена 17.09.2014
Место в системе государственных органов таможенных органы России. Структура таможенных органов. Служба в таможенных органах. Принадлежность таможенных органов к исполнительной ветви государственной власти. Функция правореализации в таможенной сфере.
реферат [25,0 K], добавлена 06.02.2009
Правовое регулирование таможенного дела в России. Закон как источник таможенного права. Основные виды таможенных режимов. Условия помещения товаров под таможенный режим реимпорта и реэкспорта. Таможенные органы, их система. Полномочия таможенных органов.
курсовая работа [34,0 K], добавлена 27.04.2010
Основы управления и организационные структуры в системе таможенных органов. Международная деятельность ФТС, организация и порядок ее осуществления. Управление таможенного сотрудничества ФТС России. Международные организации и их характеристика.
курсовая работа [31,6 K], добавлена 01.06.2010
Структура и функции таможенных органов РФ. Понятие и значение таможенного регулирования ВЭД, меры его нетарифного регулирования. Особенности таможенного оформления и декларирования товаров и транспортных средств. Сущность и виды таможенных платежей.
контрольная работа [41,2 K], добавлена 18.06.2010
Размещено на http://www.allbest.ru/
РЕФЕРАТ
На тему:
"Международное сотрудничество в таможенной сфере"
Введение
Таможенное дело - это отношения, складывающиеся в системе внешнеэкономических отношений, одно из важнейших звеньев в международных отношениях на мировом региональном и национальном уровне. Таможенные отношения характеризуются прежде всего таможенной политикой, международными правилами, внешнеторговыми соглашениями, порядком и условиями перемещения через таможенные границы товарных, транспортных, финансовых и информационных потоков, а также общепринятыми мерами тарифного нетарифного регулирования, экспортного контроля и т.д.
Содержание понятия «Таможенные отношения» - весьма емкое и в целом определяет сущность таможенного дела. Вместе с тем некоторые весьма существенные вопросы остаются невыясненными и надо признаться, что содержание этого понятия в какой-то мере по-прежнему остается дискуссионным и малоразработанным.
Переход экономики на рыночные отношения, рост внешнеторговых обменных операций, увеличение пассажирооборота через таможенные границы, усиление мер по национальное и личной безопасности граждан, внедрение современных глобальных информационных технологий, формирование международных нормативно-правовой базы и организаций обусловили необходимость коренного реформирования всей системы таможенных отношений России. Этим качественным изменениям подверглись структурные, экономические и правовые аспекты осуществления таможенной деятельности. Помимо реорганизации внутренней системы управления таможенных органов, которая привела к созданию целой сети региональных таможенных органов управления, специальных управлений и других подразделений таможенной инфраструктуры, был также изменен подход к самой сущности поддержания международных таможенных отношений.
1. Сущность и особенности таможенных отношений
Современное понимание термина «отношения» предполагает связь между кем-либо, возникшая при контактах и общении. Таким образом с одной стороны, отношения могут быть межличностными, групповыми, межгрупповыми, международными и т.д. с другой стороны, можно рассматривать политические, экономические, социальные, культурные, таможенные отношения и т.д.
В соответствие с определением, данным в Большом экономическом словаре, под международными экономическими отношениями понимается « система хозяйственных связей между странами мира. Важнейшими формами международных экономических отношений является международная торговля, миграция рабочей силы, вывоз капитала и международный кредит, международные валютные(расчетные) отношения, международное научно-техническое и производственное сотрудничество. Эти формы тесно связаны и взаимодействуют друг с другом».
Среди особенностей понятия «международных экономических связей» можно назвать: охват значительного территориального пространства, выходящего за рамки национальных границ дополнительное привлечение и перемещение ресурсов и факторов производства за пределы отдельных стран в международных масштабах создание механизмов и инструментов, а также специальных организационных форм и структур, оформляющих и обеспечивающих экономические связи между странами.
Внешнеэкономические отношения стран, и прежде всего внешняя торговля непосредственно связано с таможенной деятельностью. Возникновение и развитие таможенного дела вызвано внутренними потребностями каждого государства в обеспечении национальных, в том числе и экономических интересов.
Необходимость управления внешней торговлей привела к созданию механизма тарифного регулирования, а также к появление специфических нетарифных мер и экспортного контроля, обеспечивающих защиту экономики, оформив, таким образом, систему таможенных отношений между странами. Современные таможенные отношения предполагают взаимодействие и, в некотором смысле, взаимообусловленность таможенных методов регулирования внешнеэкономической деятельности различных государств, что объясняется значительной зависимостью экономик стран мира друг от друга.
Интернационализация таможенных отношений выражается в заключение союзов и многосторонних соглашений, выработке единых тарифов, согласованных систем описания и кодирования товаров, в создании общей системы безопасности и международных организаций, устанавливающих правила, нормы, процедуры регулирования внешнеэкономической деятельности.
Развитие международных таможенных отношений следует общей тенденции включения стран в мировую торговую систему. Процесс интеграции национальных экономических систем приводит к созданию более стабильной и предсказуемой атмосферы торговли и к формированию регулируемых таможенных отношений.
Таможенные отношения оказывают существенное влияние на характер международных экономических отношений, а таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества. Но в ситуации, когда благополучие и процветание даже экономически развитых стран напрямую зависят от внешних рынков и связей, несогласованная и произвольная политика каждого государства в области внешнеэкономического регулирования становится нежелательной.
2 . Ра звитие таможенного сотрудничества с международными организациями
Целью сотрудничества Федеральной таможенной службы с международными организациями является модернизация таможенной службы России, а также продвижение ее интересов в мировом таможенном сообществе.
ФТС России поступательно выстраивает отношения таможенного сотрудничества с европейскими таможенными администрациями, сообществами и организациями, учитывая важность участия в формировании общих пространств в экономической и таможенной сферах. На данном направлении не менее важным остается развитие таможенного сотрудничества в области гармонизации и упрощения таможенных процедур, совместимости транзитных систем России и Европейского Сообщества, организации информационного обмена, развития таможенной инфраструктуры, консалтинга и обучения кадров.
Согласованы три приоритетных направления взаимодействия по преодолению существующей проблемы на совместной границе. К их числу относятся:
- содействие взаимной торговле путем выработки и принятия законодательных, административных и практических мер по урегулированию ситуации на границе России - ЕС
- реализация пилотного проекта по обмену таможенной информацией
- развитие пунктов пропуска и таможенной инфраструктуры на границе между РФ и ЕС.
Обсуждены вопросы, относящиеся к транзиту. Так вводится в эксплуатацию Российская национальная транзитная система «Транзит - 2», совместимая с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС (НКТС).
Первоначально проект будет сфокусирован на товаропоток из ЕС в Россию, а затем постепенно он будет расширен на перемещение товаров из России в ЕС.
Помимо широты охвата (проект охватит около 70 процентов всех грузоперевозок из Европейского союза в Россию автомобильным транспортом). К числу преимуществ проекта можно отнести высокую степень защищенности данных и взаимную стыковку транзитных систем.
Вместе с ФТС России и Комиссией европейских сообществ (КЕС) в проекте на добровольной основе участвуют 12 государств-членов Евросоюза (Австрия, Бельгия, Чехия, Эстония, Финляндия, Германия, Венгрия, Италия, Латвия, Литва, Польша и Швеция). Пилотный проект остается открытым для других стран ЕС, которые могут присоединиться к нему в любой момент.
В настоящее время между ФТС России и КЕС ведётся согласование текста Меморандума между Правительством Российской Федерации и Комиссией Европейских сообществ (КЕС) о взаимопонимании по вопросу финансирования в рамках Программы ТАСИС проектирования и строительства многостороннего автомобильного пункта пропуска Советск на Российско-литовской границе.
В рамках совершенствования законодательной базы сотрудничества ФТС России и ЕС в таможенной сфере подготовлены предложения для включения в проект нового Соглашения о стратегическом партнерстве Россия-ЕС, который придет на смену действующему, а также прорабатывается необходимость заключения с ЕС отдельного отраслевого соглашения о сотрудничестве в таможенной сфере.
ФТС России и КЕС продолжают тесное взаимодействие в области развития таможенной инфраструктуры на общей границе.
В соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве между Россией и ЕС сотрудничество ФТС России с Комиссией Европейских сообществ (КЕС) в таможенной сфере имеет своей целью, достижение совместимости таможенных систем Сторон.
В контексте многовекторной внешней политики Российской Федерации важное и всевозрастающее значение имеет Азиатско-Тихоокеанский регион, что обусловлено принадлежностью России к этому динамично развивающемуся району мира, заинтересованностью в использовании его возможностей при реализации программ экономического подъема Сибири и Дальнего Востока, необходимостью укрепления регионального сотрудничества. Эта линия определяет и приоритеты таможенного сотрудничества ФТС России в данном регионе, как на двусторонней основе, так и через региональные интеграционные структуры Азиатско-Тихоокеанского региона: форум «Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество» (АТЭС), Шанхайская организация сотрудничества (ШОС).
В 2008 году ФТС России осуществляла работу в Подкомитете по таможенным процедурам Комитета по торговле и инвестициям АТЭС, а также активно взаимодействовала с Секретариатом АТЭС по конкретным направлениям деятельности. В 2009 году ФТС России планируется обновление разделов Индивидуального Плана действия Российской Федерации в АТЭС.
3 . Ко нфликтология в таможенных отношениях
В основе любого конфликта в таможенных отношениях лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу в регулировании ВЭД (внешнеэкономическая деятельность), либо противоположные цели или средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, потребностей договаривающихся сторон и т.п. Конфликтная ситуация, таким образом, содержит субъект возможного конфликта и его объект.
Вместе с тем, чтобы конфликт в таможенных отношениях начал развиваться, необходим инцидент, при котором одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой стороны. В качестве субъекта взаимодействия в конфликте может выступать как отдельный таможенный сотрудник (как должностное лицо) или таможенный орган в целом (как субъект правоотношений), Государственный таможенный комитет РФ как полномочный представитель государства в данной сфере деятельности или Таможенный союз, в котором участвует Россия как один из субъектов данного союза.
Самая главная проблема - не допустить ослабление политической воли, поскольку с потерей государственной воли и настойчивости в доведении начатых дел до конца и начинают появляться конфликтные ситуации.
В конфликте весьма важную роль играет не только логический фактор, но и интуитивный - как наиболее сложно формализуемый. В этом случае очень важно иметь большой опыт в решении конфликтов, знать основные качественные характеристики поведения различных участников конфликта и другие моменты.
таможенный сотрудничество международный конфликтология
4 . Та моженное сотрудничество России с международными организациями : таможе нные аспекты в деятельности ВТО
Таможенные отношения России тесно связаны с деятельностью Всемирной торговой организации (ВТО) - важнейшего международного института, разрабатывающего правила и методы тарифного и нетарифного регулирования ВЭД.
Всемирная торговая организация, являющаяся преемницей действовавшего с 1947 года Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), начала свою деятельность с января 1995 года. Секретариат ВТО находится в Женеве (Швейцария).
ВТО-это действующий форум государств-членов для урегулирования проблем, возникающих в международной торговле. ВТО во многом функционирует как и ГАТТ, но при этом осуществляет надзор за более широким спектром торговых соглашений и имеет гораздо большие полномочия в связи с усовершенствованием ряда процедур принятия решений, в том числе по спорным вопросам.
Главной задачей ВТО является либерализация международной торговли путем ее регулирования преимущественно тарифными методами при последовательном сокращении уровня импортных пошлин, а также устранении количественных и других нетарифных барьеров в торговле.
Высшим органом в ВТО является Министерская конференция, объединяющая представителей всех государств-участников. Конференция назначает Генерального директора ВТО, который в свою очередь назначает сотрудников подразделений Секретариата ВТО, определяет их обязанности и условия службы в соответствии с положениями, принятыми Министерской конференцией.
Одним из главных условий присоединения новых стран к ВТО является приведение их национального законодательства в соответствие с положениями пакета соглашений Уругвайского раунда (с их последующей ратификацией законодательным органом данной присоединяющейся страны).
Страны-участницы ВТО должны осуществлять защиту своей экономики только с помощью мер таможенной политики. Уровень таможенного обложения должен постепенно снижаться путем взаимных переговоров, и сниженные таким путем ставки пошлин должны быть связаны против их нового увеличения в будущем. Каждая страна-членом ВТО имеет свои национальные перечни уступок и обязуется не вводить тарифные ставки и другие сборы выше уровня, указанного в перечня. Любая страна, стремящаяся улучшить доступ своих товаров на рынки других стран и добивающаяся снижения их тарифных ставок, должна быть готова сделать тарифные уступки на взаимной основе в тех областях, в которых эти страны их добиваются.
5 . Та моженные отношения в области тарифного регулирования
Тарифное регулирование является наиболее важным и трудоемким процессом. Важнейшим инструментом тарифного регулирования является таможенный тариф России, который служит и эффективным механизмом государственного\ регулирования внутреннего рынка товаров. Таможенный тариф обеспечивает взаимосвязь и взаимозависимость между внутренним производством товаров и мировым товарным рынком.
Таможенный тариф определен в Российском законодательстве как «инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком». Одной из главных задач таможенного тарифа - обеспечение условий для эффективной интеграции России в мировую экономику. Это задача не только тарифной, но и торговой политики в целом. «В интересах развития и укрепления международной экономической интеграции Российская Федерация создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствие с нормами международного права», - предусматривается в Таможенном кодексе РФ.
6 . Ос новные направления сотрудничества таможенных органов в рамках СНГ
Приоритетность с Содружеством независимых государств во внешней политике Российской Федерации определяет то значительное место, которое занимает в международном сотрудничестве ФТС России взаимодействие с таможенными службами государств ближнего зарубежья.
Сегодня таможенное сотрудничество ФТС России в формате СНГ строится с учетом Концепции дальнейшего развития Содружества независимых государств и Плана основных мероприятий по ее реализации, одобренных решением Совета глав государств СНГ в Душанбе 5 октября 2007 года.
В соответствии с Планом основных мероприятий разрабатывается Стратегия экономического развития СНГ, в рамках которой таможенное сотрудничество предполагается развивать по целому ряду направлений.
Одно из этих направлений - инвентаризация международной правовой базы СНГ в таможенной сфере. Основной целью инвентаризации является анализ эффективности действующих соглашений, выявление пробелов в правовом регулировании, а также устранение существующих коллизий.
Важным для достижения целей экономического сотрудничества стран СНГ будет оставаться комплекс вопросов, связанных с тарифным и нетарифным регулированием. По этому направлению взаимодействие таможенных служб развивается достаточно эффективно. Практически на каждом заседании Совета рассматриваются вопросы внесения изменений в товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности СНГ, а также практика ее применения. На основании разработанных таможенными службами документов Экономическим советом СНГ внесены изменения в Перечень условий, производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается произведенным в стране, в которой они имели место. Четкие критерии определения страны происхождения товара помогают таможенным службам пресекать случаи представления фальсифицированных документов.
Одним из важнейших направлений деятельности таможенных органов государств - участников СНГ является упрощение процедур таможенного оформления, где центральное место занимают использование современных информационных технологий и доступ к ним всех участников процесса международной торговли. В рамках решения данной проблемы на 48-м заседании СРТС СНГ 21 ноября 2008 года в городе Санкт-Петербурге был подписан Протокол об организации обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенные границы государств - участников СНГ, который служит основой для развития «информационного» направления сотрудничества.
К настоящему времени создана договорно-правовая база в отношении обмена предварительной информацией. В частности, Российской Федерацией подписаны двусторонние протоколы с Республикой Узбекистан, Украиной и Республикой Молдова, с таможенными службами которых разработаны и подписаны необходимые технические условия обмена предварительной информацией. Соответствующая работа проводится и с таможенными службами государств - участников СНГ, включая Армению, Таджикистан и другими.
Кроме многостороннего формата сотрудничество между таможенными службами государств - участников СНГ строится на двусторонней основе в рамках 11 межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству. Наиболее активно двусторонние связи развиваются с таможенными службами Белоруссии, Казахстана, Украины.
7 . Та моженное сотрудничество в рамках белорусско-Росси йского интеграционного процесса
Современный уровень экономического развития и политических связей между Республикой Беларусь и Российской Федерацией свидетельствует о неуклонном повышении уровня интеграции и согласованности действий в экономической и политической сферах двух государств.
Таможенное сотрудничество является одним из наиболее развитых направлений белорусско-Российской экономической интеграции. Республика Беларусь активно реализует таможенную политику, направленную на интегрирование и тесное сотрудничество в таможенной сфере. В соответствии с Таможенным кодексом Республики Беларусь (далее - ТК РБ) «Республика Беларусь стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. Таможенное дело в Республике Беларусь развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой». Одним из основных средств реализации таможенной политики Беларуси является участие республики в таможенных союзах и иных формах интеграции экономических связей с другими государствами. «Вступая в международные экономические отношения, государство должно стремиться к балансу интересов, когда каждая сторона этих отношений получала бы максимум выгод, не задевая при этом национальные интересы других стран». Поэтому таможенная политика является мощным инструментом регулирования внешнеэкономической деятельности и поддержания баланса интересов стран мирового сообщества.
В последние годы подписан ряд соглашений между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, предусматривающих усиление взаимодействия в сфере таможенных правоотношений. Сотрудничество в таможенных вопросах осуществляется в соответствии с нормами, установленными международными договорами. Республикой Беларусь заключено около 150 международных договоров в таможенной области. Согласно положению пункта 16 статьи 10 ТК РБ «таможенные органы Республики Беларусь обеспечивают выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части, касающейся таможенного дела участвуют в разработке международных договоров Республики Беларусь, затрагивающих таможенное дело осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела». Таким образом, таможенные органы Республики Беларусь создают благоприятные условия для развития экономического сотрудничества с другими государствами, а также для углубления интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В свете развития мировых тенденций экономической интеграции особого внимания заслуживает Таможенный союз Беларуси и России. Данная статья посвящена исследованию таможенного сотрудничества в рамках белорусско-Российского интеграционного процесса, ведущего в перспективе к формированию единого таможенного и экономического пространства. Цель статьи заключается в том, чтобы дать всесторонний анализ процессу становления Таможенного союза Беларуси и России и отразить специфику его функционирования на таможенной территории Союзного государства.
«В интересах развития и укрепления международных экономических отношений Республика Беларусь создает с другими государствами таможенные союзы, зоны свободной торговли, участвует в различных формах экономической интеграции, заключает соглашения по таможенным вопросам в соответствии с нормами международного права» (ст. 4 ТК РБ).
Функционирование таможенного союза требует изменений в подходах к управлению интеграционными процессами. Это обусловлено необходимостью создания постоянно действующих органов, регулирующих институтов, так как переход к единым таможенным пошлинам и совместным координационным мерам требует пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики становится необходимой координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне возникает потребность в переговорах по согласованию таможенно-тарифной политики, а также координации и приспособлению внутренних рынков к общим интересам возникает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства.
Таможенный союз способствует сохранению и укреплению экономического пространства в отношениях между государствами, обеспечению свободного движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы, проведению согласованной политики в таможенных связях в отношении третьих стран и унификации таможенного законодательства и таможенных процедур в целях защиты внутреннего рынка.
Таким образом, формирование Таможенного союза Беларуси и России создает благоприятные условия для приоритетного развития торговли между государствами, более полного обеспечения необходимыми видами энергоносителей, сырьевых ресурсов, машинотехнической продукцией, продовольствием и потребительскими товарами, что, в конечном счете, явится существенным шагом на пути к созданию общего рынка товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
Основополагающим межгосударственным документом белорусско-Российского таможенного сотрудничества является Соглашение о Таможенном союзе между Республикой Беларусь и Российской Федерацией, подписанное правительствами двух стран 6 января 1995 г. и вступившее в силу 30 декабря 1995 г. 10 января 1995 г. к Таможенному союзу Беларуси и России присоединилась Республика Казахстан, 29 марта 1996 г. - Кыргызстан, а 28 марта 1998 г. - Таджикистан. «Создание Таможенного союза пяти государств - это первый шаг международной интеграции в области таможенного дела в рамках СНГ. Возник принципиально новый тип взаимоотношений на постсоветском пространстве, отвечающий мировым нормам и требованиям». Подписание таких соглашений отражает стремление сторон к развитию сбалансированных и взаимовыгодных отношений, признанию международных общепринятых норм в экономических отношениях, ориентированных на правила ГАТТ/ВТО, и созданию благоприятных условий для активного выхода государств - членов Таможенного союза на мировой рынок. Данное Соглашение регулирует также вопросы распределения таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие условия введения временных ограничений во взаимной торговле путем использования тарифных, количественных либо иных равнозначных мер таможенного контроля на основе обеспечения единства управления таможенными службами.
Таким образом, Таможенный союз Беларуси и России создает благоприятные условия для развития торговли, производства, способствует укреплению не только экономических, но и политических связей двух государств, которые объединены общими экономическими интересами.
Специфика внутригосударственного таможенного регулирования проявляется среди прочего также и в его тесной взаимосвязи с международным правом. В сферу международно-правового таможенного регулирования входят вопросы стандартизации и сертификации продукции, международные перевозки находящихся под таможенным контролем грузов, способы оценки товаров для таможенных целей и др.
Закрепленный нормами Российского таможенного права принцип приоритета международно-правовых норм соответствует стремлению России к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела.
Россия и страны СНГ - участники Таможенного союза и СНГ в целом на пути их интеграции в единый, прочный и сбалансированный элемент мировой экономической системы уже прошли ряд организационных этапов. Дальнейшее развитие механизма его становления можно будет проследить в динамике по мере углубления уже начатых интеграционных процессов.
Сотрудничество России и стран-участниц СНГ в сфере таможенного дела по своему характеру весьма разнообразно и многофункционально. Его главными задачами являются правовое обеспечение единого таможенно-тарифного регулирования с учетом общепризнанных международно-правовых норм, формирование оптимальных правовых условий для интеграции национальной экономики той или иной страны в мировое хозяйство и проведение целенаправленной политики на укрепление стабильности внешнеторговых отношений.
Литература
1. http://www.customs.ru/index.php
2. Таможенное регулирование в рамках СНГ.
3. Баранов В.Д. Основы правового регулирования внешнеторговой деятельности России
4. Ершов A.Д. Международные таможенные отношения
Реферат: Международное сотрудничество в таможенной сфере 2
Название: Международное сотрудничество в таможенной сфере 2
Тип: реферат Добавлен 19:56:53 16 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 431 Комментариев: 0 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать
Международное сотрудничество в таможенной сфере
Установление и развитие международных отношений в таможенной сфере является одним из главных элементов процесса укрепления функциональных возможностей таможенных администраций во всем мире в целях ответа на вызовы и возможности XXI века. В этом контексте, Таможенная служба Республики Молдова проводит обширную и последовательную политику по интенсификации международного таможенного сотрудничества.
Принимая во внимание особую важность договоров в качестве источника международного права и средства международного сотрудничества, проведем обзор основных международных договоров в области таможенной деятельности, стороной которых является Республика Молдова.
Универсальные международные договора в рамках Всемирной таможенной организации (ВТО)
Конвенция о создании Совета таможенного сотрудничества (Брюссель, 15 декабря 1950)
Посредством присоединения к этому международному инструменту Республика Молдова, начиная с 28 октября 1994 года, стала членом ВТО. Основанная в 1952 году, ВТО является независимой межправительственной организацией в таможенной сфере, задачей которой является повышение эффективности деятельности таможенных администраций путем продвижения международных таможенных стандартов. На данный момент ВТО объединяет 174 таможенные администрации, которые обрабатывают приблизительно 98% мировой торговли.
Являясь форумом диалога и обмена опытом между таможенными ведомствами, ВТО предоставляет ее членам ряд конвенций и рекомендаций относительно различных аспектов таможенной деятельности, а также техническую помощь. В то же время, данная международная организация поддерживает и стимулирует усилия таможенных администраций в отношении модернизации и укрепления их возможностей.
Следует отметить, что на протяжении последних лет Таможенная служба Республики Молдова в сотрудничестве с ВТО достигла положительных результатов, среди которых выделяются следующие:
визиты Генерального секретаря ВТО в Республику Молдова (май 2007, январь 2008), которые обеспечили углубление сотрудничества с этой международной организацией
определение и внедрение стратегических приоритетов развития таможенной системы
включение Таможенной службы Республики Молдова в число пилотных проектов ВТО по оказанию помощи в целях внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения мировой торговли от 2005 года (Постановлением Правительства № 590 от 28.05.2007 года был утвержден План действий по внедрению рекомендаций ВТО в соответствии с Рамочными стандартами)
поддержка реформ, проводимых в таможенной системе
проявление Таможенной службы Республики Молдова на международной арене путем участия в различных международных событиях, организуемых для государств-членов.
Международная конвенция о взаимной административной помощи по предупреждению, расследованию и пресечению таможенных преступлений (Найроби, 9 июня 1977)
Таможенные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства (ст. 203)
Таможенные льготы, предусмотренные комментируемой статьей, распространяются
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!