Социальные гарантии льготы в современной России
Аннотация
Статья посвящена проблемам социальной и правовой защищенности сотрудников органов внутренних дел в современной России. В работе рассматривается круг вопросов, связанных с содержанием и проблемами реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел . Государственная политика в сфере реализации социальных льгот и гарантий для сотрудников органов внутренних дел является важнейшей составляющей политики, проводимой любым социально ориентированным государством. Не случайно во всех развитых странах существует довольно разветвленная система преимуществ для сотрудников силовых структур, организованная в зависимости от бюджетных возможностей.
Abstract 2010 year, VAK speciality - 12.00.00, author - KIRICHYOK E.V. Legal science and law enforcement practice
Группа исследователей из Университета Саутгемптона завершила полное описание крабов вида Kiwa tyleri. Эти крабы были открыты еще в 2010 году вблизи гидротермальных источников в Антарктиде, однако только сейчас ученым удалось с помощью генетического анализа подтвердить – Kiwa tyleri действительно совершенно новый и исключительно интересный вид крабов.
Американские астрономы во главе с Сыи Сюем (Siyi Xu) из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе обнаружили необычное инфракрасное свечение из окрестностей белых карликов. По их мнению, оно показывает, что у таких звезд могут сохраняться собственные планеты. Соответствующая работа <a href=http://iopscience.iop.org/2041-8205/806/1/L5/>опубликована</a> в <i><span></span>Astrophysical Journal Letters<span></span></i>, с ее препринтом можно <a href=http://arxiv.org/abs/1505.02614>ознакомиться</a> на arXiv.org, кратко о ней <a href=http://www.jpl.nasa.gov/news/news.php?release=2015-218&amprn=news.xml&amprst=4639>пишет</a> NASA.<p>
Читать полностью
4.2. Государственное социальное обеспечение в СССР и современной России
В СССР ст. 43 Конституции СССР 1977 г. широко декларировала право граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности и потери кормильца.
Социальное обеспечение осуществлялось в следующих организационно-правовых формах:
государственное социальное страхование рабочих и служащих, приравненных к ним лиц и их семей
социальное страхование колхозников за счёт централизованного союзного фонда социального страхования
социальное обеспечение колхозников за счёт централизованного союзного фонда Социальное обеспечение колхозников
социальное обеспечение государственными органами за счёт прямых ассигнований государственного бюджета
дополнительные формы Социального обеспечения за счёт средств отдельных колхозов, фондов, творческих союзов (писателей, художников, композиторов и др.).
Хотя каждая из форм социального обеспечения имела свою специфику с точки зрения круга обеспечиваемых лиц, способа образования общественного фонда, из которого производится обеспечение, а также органов, осуществляющих его, все они строились на единых общих принципах. В качестве таких принципов рассматривались:
всеобщность социального обеспечения (т. е. равное для всех трудящихся СССР право при наступлении конкретных обстоятельств получить определённые виды обеспечения, независимо от расы, пола, вероисповедания и т. д.)
всесторонность и многообразие видов социального обеспечения (пенсии, пособия, содержание в домах инвалидов и престарелых, протезирование, обучение инвалидов и их трудоустройство и т. д.)
обеспечение за счёт государственных и общественных средств без каких-либо удержаний из заработной платы трудящихся
обеспечение в высоких размерах, соответствующих сложившемуся уровню потребностей граждан (т. е. размер возмещения по социальному обеспечению достаточен для удовлетворения не только самых насущных жизненных потребностей, но и иных материальных и духовных запросов граждан).
Социальное обеспечение предоставлялось в двух основных видах:
во-первых, в виде пенсии (по старости, по инвалидности, за выслугу лет, по случаю потери кормильца)
во-вторых, в виде пособия (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, на детей малообеспеченным семьям, многодетным и одиноким матерям, на оплату проезда в санаторий и др.).
В систему социального обслуживания включалось и социальное обслуживание. Оно включало в себя сеть домов-интернатов, в том числе и для детей-инвалидов, с полным государственным обеспечением, протезирование и бесплатное или на льготных условиях предоставление средств передвижения льготы инвалидам и некоторым другим категориям пенсионеров по проезду на внутригородском, воздушном, железнодорожном и водном транспорте, а также жилищные, бытовые и налоговые льготы.
В ведении органов социального обеспечения находились техникумы-интернаты и профессионально-технические школы-интернаты, предназначенные для обучения и трудоустройства инвалидов.
Социальное обеспечение дополнялось бесплатной медицинской помощью, бесплатным содержанием в больницах, санаторно-курортным лечением, а также государственными и общественными формами содержания и воспитания детей в яслях, детских садах, детских домах, санаторно-лесных школах, пионерских лагерях, детских санаториях.
То, что в Советском Союзе декларировалось в официальных документах, далеко не всегда находило свою реализацию на практике. Например, многочисленные категории трудящихся вовсе не имели права на пенсионное обеспечение.
Во-первых, в стаж работы, дающий право на пенсию, не засчитывались годы труда в местах лишения свободы (и таким образом десятки и сотни тысяч людей, освободившихся из мест заключения, не получали пенсий из-за отсутствия достаточного трудового стажа, хотя они долгие годы трудились в тяжелых условиях заключения).
Во-вторых, не имели права на пенсию кустари, которые не причислялись к категории рабочих и служащих.
В-третьих, не назначались пенсии бывшим колхозникам, которые прекратили работу в колхозе до издания закона о пенсиях для колхозников (1964 г.) и стали престарелыми или инвалидами, не заработав трудового стажа в качестве рабочих и служащих.
В-четвертых, не получали пенсий многие люди, не имеющие по тем или иным причинам возможности подтвердить установленным законом способом наличие у них необходимого стажа работы.
В-пятых, не получали пенсии престарелые или инвалиды, которые по тем или иным причинам не имели требуемого законом стажа работы, а установленные законом случаи назначения так называемых пропорциональных пенсий (при неполном стаже) по старости требовали ряда условий (например, наступления пенсионного возраста в момент работы по найму и т. д.). Размеры этих неполных пенсий были, как правило, незначительны.
Кроме того, размеры пенсий были весьма невелики. Так, по данным Научно-исследовательского института труда, прожиточный минимум в СССР в 1974 г. составлял 50 рублей на человека в месяц, тогда как минимальный размер пенсий по старости - 45 рублей в месяц (полная пенсия), минимальный размер пенсии для инвалидов второй группы - 45 рублей в месяц, а третьей группы - 21 рубль в месяц (при инвалидности, наступившей вследствие трудового увечья или профзаболевания, пенсии были несколько выше). Минимальные размеры пенсий нетрудоспособным членам семьи, потерявшей кормильца, составляли: 23 рублей в месяц на одного члена семьи 45 рублей в месяц на двух членов семьи и 70 рублей в месяц на трех и более членов семьи. Если умерший кормилец семьи не имел полного трудового стажа, то минимальная пенсия на одного члена семьи составляла 5 рублей в месяц на двух членов семьи - 11 рублей в месяц на трех- и более членов семьи - 17 рублей в месяц.
Принятый в 1964 г. закон о пенсиях для колхозников устанавливал, при наличии определенного стажа работы в колхозе, минимальные пенсии в размерах от 16 рублей до 35 рублей в месяц (в зависимости от степени утраты трудоспособности и других условий).
Что касается пособий для матерей-одиночек (т. е. для женщин, не состоящих в замужестве, при неустановленном судебным порядком отцовстве, дающем право на получение алиментов), то их размер также был весьма низок. Государственные пособия одиноким матерям выплачивались в следующих размерах: на одного ребенка - 5 рублей в месяц (примерная стоимость 15 литров молока), на двух детей - 7 рублей 50 копеек в месяц, на трех и более детей - 10 рублей в месяц.
Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978 г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала существовать. Обретя государственный суверенитет, Россия встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.
В современной России право граждан на социальное обеспечение было закреплено в Конституции РФ от 12 декабря 1993 г. В ст. 39 Конституции РФ, в частности, говорится:
1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.
Социальное обеспечение в России включает в себя следующие виды:
пенсии (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные)
пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам многодетным и одиноким матерям на детей в малообеспеченных семьях и военнослужащих срочной службы инвалидов детства и др.)
содержание и обслуживание престарелых и инвалидов в специальных учреждениях (домах-интернатах)
профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов
протезно-ортопедическую помощь, врачебно-трудовую экспертизу и реабилитацию инвалидов
льготы и преимущества инвалидам1.
Всей системе социального обеспечения присущи общие черты, но в то же время каждый вид имеет свои особенности. Прежде всего, она предусматривает осуществление выплат, связанных с реализацией прав граждан на социальное обеспечение, которые производятся из страховых фондов, в которых сосредоточиваются собранные в виде налогов средства. В течение 1990-х гг. была создана система обязательного социального страхования. В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1999 г. Об основах обязательного социального страхования она представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
Финансовой основой системы обязательного социального страхования являются соответствующие фонды, не входящие в состав федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Средства этих фондов изъятию не подлежат и являются федеральной собственностью.
Источниками поступлений денежных средств в бюджеты обязательного социального страхования являются:
1) страховые взносы
2) дотации и другие средства федерального бюджета, а также средства иных бюджетов в случаях, предусмотренных законодательством РФ
3) штрафные санкции и пеня
4) денежные средства, возмещаемые страховщикам в результате регрессных требований к ответственным за причинение вреда застрахованным лицам
5) доходы от размещения временно свободных денежных средств обязательного социального страхования
6) иные поступления, не противоречащие законодательству РФ.
Основными доходами этих фондов являются страховые взносы. Их тарифы, т. е. размеры по отношению к начисленному заработку, устанавливаются законом, как и порядок уплаты взносов. Плательщиками взносов являются работодатели, а в Пенсионный фонд РФ - также наемные и некоторые другие работники. Тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование ежегодно устанавливаются федеральным законом. Размеры тарифов дифференцируются с учетом вероятности наступления социальных страховых рисков, а также возможности исполнения страховых обязательств.
В случае нехватки денежных средств для обеспечения выплат пенсий и пособий, медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и иных расходов Правительство РФ при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год предусматривает дотации финансовой системе социального страхования в размерах, позволяющих обеспечить выплаты по обязательному социальному страхованию.
Управление системой обязательного социального страхования осуществляет Правительство РФ в соответствии с Конституцией и законодательством РФ.
В России с начала 1990-х гг. в рамках системы обязательного социального страхования были созданы четыре фонда как самостоятельные кредитно-финансовые системы:
1. Пенсионный фонд РФ.
2. Фонд социального страхования РФ.
3. Государственный фонд занятости населения РФ1.
4. Фонды обязательного медицинского страхования.
Кроме сбора средств за счет обязательного социального страхования, финансирование системы социального обеспечения осуществляется за счет государственных вложений, ассигнованных из бюджетных средств (федерального, республиканских и местных бюджетов).
Круг лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, охватывает следующие категории населения:
во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными (это, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др.)
во-вторых, все население страны, пользующееся определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека. К таким видам обеспечения относятся:
1) социальные пособия в связи с рождением ребенка
2) ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 (учащимся - 18) лет
3) социальное пособие на погребение
4) пособие по безработице гражданам, ищущим работу впервые или после длительного перерыва
5) государственная социальная помощь
6) компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (например, трудоспособным, неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом учащимся на питание приемной семье на содержание детей и т. д.)
7) социальная помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам I и II групп, нуждающимся в постороннем уходе
8) полустационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания
9) профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспортными средствами
10) протезно-ортопедическая помощь, лекарственная помощь
11) санаторно-курортное лечение пожилых граждан и инвалидов
12) содержание детей в детских учреждениях
13) различного рода льготы.
Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, получает он те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств или не получает.
На современном этапе в России достаточно четко обозначилась и третья форма финансирования системы социального обеспечения - смешанная. Для нее характерно то, что на социальное обеспечение некоторых категорий трудящихся (занятых особой деятельностью) государство в качестве финансового источника использует одновременно средства фонда социального страхования и бюджетные средства.
К кругу лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, относятся, например, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Как и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых получают все виды страхового обеспечения в порядке обязательного социального страхования. В то же время, учитывая особую значимость их деятельности, государство вводит для них некоторые виды обеспечения за счет бюджетных средств: пенсионное обеспечение, а для судей - пожизненное денежное содержание доплаты к пенсии санаторно-курортное лечение отдельные виды пособий.
Существующая система социальных служб включает в себя государственную, муниципальную и негосударственную службы. Все социальные службы ориентированы прежде всего на обеспечение нуждающихся лиц различными видами социальных услуг.
Социальные службы призваны реализовывать следующие функции:
а) функцию социальной помощи, которая включает в себя учет и выявление нуждающихся в помощи лиц, профилактику бедности и надомные услуги нуждающимся
б) функцию консультирования, включающую консультации специалистов по различным вопросам, касающимся социальных аспектов
в) функцию информирования населения, изучения и прогнозирования социальных нужд
г) функцию участия, которая предусматривает разработку чрезвычайных программ и помощь по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов.
Современная система социального обеспечения в Российской федерации строится на основе следующих принципов:
принципа приоритета государственных начал в организации социальной службы и гарантировании прав граждан на получение социальных услуг
принципа опоры на общественное участие
принципа территориальности
принципа информированности, означающего право на сбор информации и сведений, необходимых социальным службам для выполнения их функций.
В настоящее время управление социальной службой осуществляется федеральными, региональными и местными органами социальной защиты населения. Эту работу они проводят совместно с органами здравоохранения, народного образования, культуры, физической культуры и спорта, правоохранительными органами, государственными службами по делам молодежи и занятости и иными органами управления, а также с общественными, религиозными, благотворительными организациями и фондами.
Конституция РФ относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Реализуя свое право на регулирование указанных отношений, субъекты РФ принимают собственные законы и другие акты, которые не могут понизить федеральный уровень стандарта в социальном обеспечении. Региональные органы власти и управления могут принимать дополнительные меры по социальному обеспечению населения на уровне субъекта РФ за счет собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами РФ.
Кроме того, дополнительные меры социального обеспечения могут приниматься и на местном уровне - органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений (например, профсоюзами), коллективного договора. Эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления.
На современном этапе формы социального обеспечения, принимаемые на местном уровне, приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального (местного) характера.
Система социального обеспечения России, ее современное состояние, перспективы дальнейшего развития
Заключение Подводя итог системе социального обеспечения во времена СССР, можно сделать вывод о том, что система социального обеспечения претерпела существенные изменения со времен СССР. Во многом законодательство становилось той самой основой, которая обеспечивала реализацию социального обеспечения в стране. От ситуации, когда обеспечение получали только сотрудники, которые трудились в промышленности, постепенно система социального обеспечения пришла к ситуации, когда государство стало обеспечивать законодательно права всех нуждающихся. Однако, в условиях государственного дефицита в постсоветской России возможность социальной помощи всем слоям населения не получила должного распространения. Сего¬дняшняя Россия, в силу низкой развитостью конкуренции в инновационных процессах, инвестициях, в науке и образовании, низкой производительностью труда, высоким уровнем коррупции, не готова отвечать вызовам глобализа¬ции. В этой связи государственной социальной политике необходимо учесть новые потребности сегодняшней жизни, способствовать достижению реальной конкуренции на мировом рынке. Очень многое сделано в настоящий момент в системе социального обеспечения, однако, еще больше должно быть сделано. В результате анализа, можно прийти к выводу о том, что социальное обеспечение не только не установилось в России, но меняется и должно изменяться. Естественно, что в первую очередь это коснется социального страхования и пенсионного обеспечения. Новые вызовы требует уже сейчас модернизации государственной социальной политики с учетом современных требований. Государственная соци¬альная политика обязана адаптироваться к вызовам как внешней среды, так и к новым требованиям внутреннего развития страны, чтобы общество не оказа¬лось снова в ситуации «шоковой терапии». С одной стороны, глобализация, вступление в ВТО, снятие таможенных барьеров и предстоящая полная реализация положений соглашения о Таможенном Союзе между Белоруссией, Казахстаном и Россией обостряют конкуренцию предприятий, побуждают их к инновациям, что может положи¬тельно сказаться на результатах и содержании труда. Глобализация расширяет границы применения творческих сил, поиска работы за пределами страны и т.д. С другой стороны, в России увеличивается поток иностранцев в поис¬ках работы, исчезают предприятия, не выдержавшие усиления конкуренции, что может значительно увеличить безработицу. В этой связи государственная социальная политика нуждается в формировании и её реализации с точки зрения расширяющегося мирового рынка, в целях успешного конкурирования на международной арене. Следует отметить, что наряду с процессом глобализации наиболее развитые страны переходят от индустриальной фазы развития к инновационной. В этом - важный аспект содержания современной модернизации. Вследствие научно-технического прогресса происходят глубокие изменения в современ¬ной экономике. С появлением новой электронных технологий, усовершенст¬вованием телекоммуникацией, спутниковой связи, Интернета кардинально меняются способы организации трудовой деятельности.
ВведениеВведение
Актуальность данного исследования определяют современный контекст развития политического и социального пространства и происходящие в нем эволюционные изменения, связанные с новейшими достижениями в области правовых технологий. Современное общество вступает в новую фазу демократического развития в ситуации усиленного влияния социального обеспечения на прогресс человечества, быстрота получения, объем и качество которой становятся фактором устойчивого и эффективного функционирования социально-экономических систем.
В свете этой ситуации огромное значение имеет правая норма. Вообще, основной задачей социального обеспечения становится обеспечение функционирования законодательства в этом русле. К таким относится забота государства о наименее обеспеченных гражданах – си
Показать все ротах, пенсионерах, людях с ограниченными возможностями. Стоит отметить, что законодательство страны не развивалось только в постсоветское время, когда в стране начались демократические реформы, но и реализовывалось в советское время, во многом предваряя современные преобразования.
Цель данной работы – рассмотреть особенность функционирования законодательства в сфере социального обеспечения.
В соответствии с целью необходимо решить ряд задач:
- Выявить понятие социального обеспечения в советский период
- Дать характеристику социального обеспечения в постсоветский период
- Охарактеризовать типологические особенности социального обеспечения в современных условиях
- Охарактеризовать перспективы развития социального обеспечения Российской Федерации
Объектом настоящей работы является социальное обеспечение России .
Предмет работы – специфика законодательства в сфере социального обеспечения.
Новаторство исследования заключается в том, что в нем впервые выводится эволюция законодательства в сфере социального обеспечения
В работе использовались следующие методы и приемы анализа и описания материала: метод первичного исследования материала, классификация материала приемы компонентного и когнитивного анализа.
Теоретическая значимость. Представленный в работе материал может послужить отправной точкой для более глубокого исследования реформ социального обеспечения в нашей стране от возникновения до современности.
Практическая ценность исследования видится в том, что его материалы и выводы можно использовать в изучении курсов юриспруденции, социологии, в организации социального обеспечения населения.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы
Скрыть
Введение 3
Глава 1. История развития законодательства о социальном обеспечении 5
1.1. История развития социального обеспечения в советский период 5
1.2. Специфика социального обеспечения в постсоветской России 24
Глава 2. Современная система социального обеспечения: правовое регулирование и тенденции его развития 36
2.2. Основные направления развития правового регулирования системы Российской системы социального обеспечения 51
Заключение 58
Библиографический список 60
Показать все
Скрыть
Библиографический список
1. Алексеев С. С Структура советского права. М: Юридическая литература, 1975. - 264 с.
2. Андреев B.C. Социальное обеспечение в СССР. М: Юридическая литература,
1971. - 256 с.
3. Азарова Е.Г. Социальное обеспечение и правовая защита детей // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.21-32.
4. Алебастрова И.А. Социальные права: конституционные обещания, пожелания или привидения? // Государство и право. - 2010. - N 4. - С.30-38.
5. Антипьева Н.В. Понятие и виды социального обеспечения военнослужащих // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.164-174.
6. Бачмага О.П. Особенности социального обеспечения личности на современном этапе // Черные дыры в рос. законодательстве. - 2011. - N 5. - С.23-25.
7. Благодир
Показать все А.Л. Структура общей части права социального обеспечения // Черные дыры в рос. законодательстве. - 2011. - N 3. - С.52-58.
8. Буянова М.О. Право социального обеспечения: учеб. пособие / М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева. - 2-е изд. перераб. и доп. - М. 2001. - 814с.
9. Васильева Ю.В. Цели кодификации Российского законодательства о социальном обеспечении // Государство и право. - 2013. - N 11. - С.17-24.
10. Гейц И.В. Трудовые и социальные гарантии, льготы, компенсации: учебно-метод. пособие. - М. Дело и сервис, 2003. - 256с. - (Библиотека журнала Заработная плата. Расчеты. Учет. Налоги Вып.6).
11. Голикова Т. Чего ждать от пенсионной реформы в ближайшее время? // Финансы и закон. - 2012. - N 4. - С.15-18.
12. Интервью главы Минздравсоцразвития Т.Голиковой газете Ведомости.
13. Горшков А.В. Право социального обеспечения: Учебное пособие. Омега-Л, 2009, 179 с.
14. Государственное право Российской Федерации./ Под. ред. Кутафина О.Е.- М.-1993
15. Гусева Т.С. «Право социального обеспечения в России» ЮРКОМПАНИ, 2009, 276 с.
16. Государственная поддержка творческой деятельности в РФ (социально-экономические льготы и поощрения): сборник. - Новосибирск, 2011. - 1 эл. опт. диск (CD ROM).
17. Гусева Т.С. Демографические функции права социального обеспечения // Журн. рос. права. - 2013. - N 3. - С.58-67.
18. Гусева Т.С. Пособие по беременности и родам: Российский и зарубежный опыт правового регулирования // Рос. юстиция. - 2012. - N 10. - С.25-27.
19. Гусева Т.С. Правовое регулирование пособий по безработице: международные стандарты, зарубежный опыт, Российская действительность // Рос. юстиция. - 2011. - N 2. - С.62-63.
20. Гусева Т.С. Российское законодательство о социальном обеспечении семьи, материнства, отцовства и детства: проблемы и перспективы развития // Рос. юстиция. - 2012. - N 4. - С.60-63.
21. Гусева Т.С. Структура и основные тенденции развития Российского законодательства о пособиях // Рос. юрид. журнал. - 2010. - N 6. - C.146-151.
22. Гусева Т.С. Субсидии как вид социальных выплат в системе социального обеспечения России // Рос. юстиция. - 2010. - N 6. - С.58-60.
23. Денисова И. Налоговое соучастие в накоплении пенсий // Финансы и закон. - 2010. - N 10. - С.23-26.
24. Долженкова Г. Д. Право социального обеспечения. конспект лекций. — М. Юрайт-Издат, 2007. — 187 с.
25. Жаворонков Р.Н. Законодательное регулирование порядка оказания реабилитационных услуг инвалидам // Журн. рос. права. - 2013. - N 1. - С.79-86.
26. Захаров К.В. История становления и развития современного законодательства России о деятельности трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений // Черные дыры в рос. законодательстве. - 2012. - N 2. - С.48-51.
27. Захаров М.Л. Тучкова ЭТ. Право социального обеспечения России: учебник.
М, 2004. 608 с.
28. Ильинская О.И. Международно-правовые аспекты защиты инвалидов // Журн. рос. права. - 2013. - N 10. - С.97-106.
29. Источники формирования и структура фондов социального обеспечения. НИИ труда Госкомтруда СССР. Отдел социального обеспечения. Ответственный исполнитель Л.П.Якушев. М. – 1982 // http://www.lawmix.ru/sssr/6426
30. Коваленко А.И. Основы конституционного права Российской Федерации. М.,1994.
31. Мачульская Е.Е. Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие для ВУЗов. 3-е изд. перераб. и доп. – М. Книжный Мир, 2001.
32. Локшина О.В. Пенсионное законодательство: основные положения и практика применения // Трудовое право. - 2003. - N 4. - С.15-23.
33. Любимов Б. Против извращения основ советского соцстраха. Профиздат. М.-1934 – 135 с.
34. Майфат А.В. Гарантии и стандарты социальных услуг: некоторые спорные вопросы правового регулирования / А.В.Майфат, Л.Н.Шипулина // Рос. юрид. журнал. - 2012. - N 3. - С.199-203.
35. Малинов И.П. Интерпретация социальной реальности в правотворчестве // Рос. юрид. журнал. - 2012. - N 5. - С.8-14.
36. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения в условиях рыночной эко¬номики: теория и практика правового регулирования: дис. д-ра юрид. наук. М„ 2000. 349 с.
37. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения: учебник. М. издательство Юрайт ИД Юрайт, 2010. 582 с.
38. Нелюбина Е.В. Гарантии и защита социальных прав человека и гражданина в Российской Федерации // Государство и право. - 2010. - N 5. - С.98-102.
39. Основные направления социальной политики в 2001 году. URL. http:// www. Pharnivest- nik.ru /issues/0195/documents/0195_000.Htm
40. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. URL http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.
41. Пенсионное законодательство. - М. 2002. - 258с.
42. Плохов С. К вопросу об эффективности уголовной ответственности за преступления коррупционной направленности в социальной сфере // Власть. - 2011. - N 10. - С.104-106.
43. Права ветеранов, инвалидов, пенсионеров и лиц, пострадавших от радиации / под общ. ред. В.Е.Крутских, В.Е.Сидорова. - М. 2001. - 624с.
44. Пути повышения благосостояния инвалидов России. Часть 1. Образованность как фактор, способный обеспечить улучшение экономического положения и формирование правосознания инвалидов / Чернышов М.Ю. и др. // Черные дыры в рос. законодательстве. - 2011. - N 2. - С.165-170.
45. Путин В. В. Россия сосредотачивается - вызовы, на которые мы должны ответить. URL. http://supercook.ru/decoration/prezident-putin-programma.html.
46. Разумовская Е.М. Формирование и перспективы развития системы социального обслуживания лиц с ограниченными возможностями здоровья в Республике Татарстан / Е.М.Разумовская, В.В.Цаликова // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.160-163.
47. Рузавина Э. Анализ судебной практики по делам, связанным с назначением досрочной пенсии медицинским работникам // Трудовое право. - 2013. - N 11. - С.75-84.
48. Сравнение позиций ПФР и судебных органов при решении вопросов о назначении досрочной пенсии.
49. Сабодаш А.Н. Правовые аспекты социальной защиты ветеранов боевых действий // Рос. юрид. журнал. - 2011. - N 6. - С.190-200.
50. Серегина Л.В. Социальные гарантии в сфере занятости населения: понятие, признаки и классификация // Журн. рос. права. - 2011. - N 2. - С.73-81.
51. Социальное положение государства: экономические, правовые и образовательные аспек¬ты. материалы междунар. науч.-практ. конф. / Е. В. Михайлова. К вопросу о противоречиях в современном Российском образовании. Люберцы, 2009. С. 205.
52. Соловьев А.П. Проблемы борьбы с преступлениями в сфере здравоохранения и социального развития // Аспирант и соискатель. - 2006. - N 3. - С.88-91.
53. Сулейманова.В Право социального обеспечения. Дашков и К, 2009, 448 с.
54. Федорова М.Ю. Проблема права собственности на социальные выплаты в решениях Европейского суда по правам человека и Конституционного суда Российской Федерации // Рос. юрид. журнал. - 2011. - N 4. - С.25-32.
55. Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года. № 173. ст. 5. «О тру¬довых пенсиях в Российской Федерации» // Российская газета. 2001. № 2859. С. 3-4.
56. Фиошин А.В. Материнский (семейный) капитал: некоторые особенности судебной практики // Рос. юстиция. - 2013. - N 1. - С.60-61.
57. Фролов О. Защитить права инвалидов // Охрана труда и соц. страхование. - 2014. - N 3. - С.24-32.
58. Фролов О. Социальный кодекс // Охрана труда и соц. Страхование. - 2013. - N 3. - С.56-62.
59. Назрела необходимость обновления действующего социального законодательства.
60. Шелудякова Т.В. Поддержка молодежи как один из конституционных приоритетов социальной политики // Рос. юстиция. - 2012. - N 5. - C.65-68.
61. Шелудякова Т.В. Социальная поддержка молодежи в субъектах Российской Федерации: правовое регулирование и практика реализации // Рос. юрид. журнал. - 2014. - N 1. - С.12-14.
62. Яцученко Т.В. Пределы правового регулирования отношений по социальной защите инвалидов нормами права социального обеспечения // Вестник НГУЭУ. - 2009. - N 2. - С.171-178.
Скрыть
Эта работа вам не подошла?
2.4. Особенности предоставления социальных льгот и гарантий на предприятиях
За время радикальных реформ в социально-трудовой сфере произошли колоссаль- ные перемены, одним из основных направлений которых стало преобразование в соответст- вии с новыми экономическими отношениями всей системы предоставления предприятиями и организациями социальных гарантий и льгот своим работникам. Вопросы, позволяющие анализировать соответствующие тенденции, включались в вопросники РМЭЗ с 2000 г.
Как свидетельствуют данные Российского мониторинга, подавляющее большинство
работающих граждан заняты на предприятиях и в организациях, которые гарантируют своим работникам предусмотренную законом оплату ежегодных отпусков, больничных листов, от-
пусков по беременности, родам и по уходу за ребенком (табл. 30). Причем до 2005 г. количе- ство таких работников только уменьшалось, но в дальнейшем немного увеличилось. Так, с
2004 г. по 2008 г. доля работников, которым обеспечивалась оплата ежегодного отпуска по
основному месту работы, увеличилась с 86,1 до 90% оплата больничных листов — с 83,7 до
87,8%. В целом указанные гарантии немного чаще обеспечивались женщинам, сельчанам и жителям небольших городов, работникам среднего возраста. Удельный вес женщин, которые имели возможность воспользоваться на своей работе оплачиваемым отпуском по беремен- ности, родам и по уходу за ребенком до 3-х лет, за этот же период увеличился с 75,8 до
77,6%.
Несмотря на эти изменения, отказ работодателя от оплаты отпуска или больничных листов относится к наиболее распространенным формам нарушений трудового законода- тельства наряду с приемом на работу по устной договоренности, сокрытием от налогообло- жения части или всего заработка и нередко приводит к увольнению с работы. Эти законные гарантии зачастую предоставляются формально. Желание работника воспользоваться ими не только не приветствуется администрацией предприятий, но и всячески осуждается. Чаще всего с таким отношением сталкиваются женщины, особенно с маленькими детьми, посколь- ку в основном женщины пользуются льготами, предназначенными для всех лиц с семейными обязанностями.
Таблица 30
Предоставление социальных льгот работникам предприятий и организаций
на основной работе (в %)
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГАРАНТИИ, ЛЬГОТЫ И ВЫПЛАТЫ
Оцените статью
Экономическое мышление является ровесником человеческого общества. Еще в сочинениях древних философов (Аристотель, Ксенофонт, Платон и др.) представлены варианты экономического бытия.
Термин экономия от греческого ойкос (дом, хозяйство) и номос (правило, закон) рассматривался вначале как наука о домашнем хозяйстве. В современных условиях экономика – это как бы синоним категории рыночное хозяйство 1 .
Экономическая функция социальной работы – это деятельность субъектов системы социальной защиты населения, направленная на создание ресурсной базы, комплекса условий, обеспечивающих средства существования и развития личности, семьи, общности и общества в целом. Она состоит их таких элементов, как формирование и рациональное распределение экономических ресурсов контроль за их эффективным использованием и др.
В реализации экономической функции по решению проблем достойного существования человека участвуют три субъекта: государство, общество и сам человек. В зависимости от конкретной ситуации каждый из них берет на себя большую и меньшую нагрузку.
Практика свидетельствует, что на современном этапе формирования рыночных отношений в обществе первостепенная роль в реализации экономической функции социальной работы принадлежит государству.
Социальная система относится к особенному классу систем, в элементный состав которых включены люди и отношения между ними.
Система социальной защиты населения – наиболее развитый вид социальной системы и для нее характерны такие системно создаваемые качества, как цель, иерархия, управление, синергия.
Каждая конкретная социальная система органически связана с социальной системой более широкого масштаба и с обществом в целом как макросистемой, детерминируется ею, хотя и сохраняет относительную самостоятельность. Эта самостоятельность социальных систем обеспечивает их огромное распространение, в том числе значительные отличия между ними в пределах одного и того же типа социальных систем, или же организации, семьи, населения.
Система социальной защиты населения, будучи производственной в сфере социального порядка, объективировалась в обществе и имеет в нем относительную автономию, собственные закономерности, принципы и методы социальной работы.
Принципы экономики социальной работы – это научно обоснованные, проверенные на практике положения о формах и методах экономической деятельности предприятий и учреждений системы социальной защиты населения. Для экономики социальной работы характерны как общие принципы функционирования социальной сферы, так и специфические 1 .
Принцип гуманизма, один из основополагающих, предполагает признание человека высшей ценностью, защиту его достоинств и гражданских прав, создание условий для всестороннего проявления способности личности. В современных условиях социально – экономическое благополучие человека – главная цель социальной работы.
Принцип социальной справедливости. Социально – экономическая справедливость выступает не в виде абсолютной уравнительности, а прежде всего в виде справедливой цены труда, справедливого дохода мелкого производителя, приближения минимальной заработной платы к средней, блокирования излишеств в заработках руководящего состава при нищем персонале на предприятиях государственной формы собственности, недопущения чрезмерных ведомственных перекосов в оплате лиц на государственной службе, введения директивно поддерживаемого соотношения между бюджетной сферой и основным народным хозяйством.
Она выступает в двух формах: справедливость обмена и справедливость распределения. Обе эти формы можно ассоциировать с рыночными механизмами распределения, с одной стороны, и с государственным механизмом регулирования – с другой, т.е. с двумя плюсами теории богатства - частной и общественной собственностью.
Принцип общественной целесообразности. Согласно этому принципу, контингент защищаемых в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к снижению трудовой мотивации и росту армии иждивенцев. Воплощением этого принципа в практике социальной работы стала система адресной социально – экономической помощи.
Принцип экономической эффективности отражает оптимальное соотношение объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Отчисления на финансирование социальной сферы должны соотноситься со всеми макроэкономическими показателями: валовым внутренним продуктом, фондом оплаты труда, доходами населения и др. Превышение оптимальной величины отчислений на социальные нужды провоцирует снижение эффективности производства. Кроме того, принцип экономической эффективности состоит в оптимальном соотношении между социальными выплатами и заработной платы.
Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы. Достигается это оптимальным соотношением пособий к законодательно устанавливаемой минимальной оплате труда (например, пособие на детей составляет 70% от минимальной оплаты труда) и определяемой стоимостью прожиточного минимума. Соблюдение этого принципа требует постановки конечной цели социального благополучия населения, расчета экономической эффективности ее скорейшего достижения с максимальной пользой для каждого индивида и общества.
Принцип приоритета государственных начал в социальной защите населения. Согласно этому принципу, именно государство выступает главным гарантом экономического обеспечения социально достаточного уровня жизни тем, кто не может сделать этого самостоятельно в силу объективных причин. В большинстве случаев средства социальной защиты представлены двумя основными категориями 1 :
1) постоянно действующие ограничители, не позволяющие рыночным эффектам достичь социально опасного уровня. Для этого государство регулирует минимальный уровень оплаты труда, максимально допустимые ставки налогообложения, гарантирует минимум бесплатного образования и медицинского обслуживания и др.
2) сеть социальных компенсаций в виде льгот, субсидий, рассрочек, бесплатных или частично оплачиваемых услуг, поддержка бедных, стимуляция различных благотворителей.
Принцип экономической самостоятельности местных органов предполагает разграничение экономических полномочий субъектов федерального и местного уровней.
Социальные пособия и другие выплаты должны гарантироваться в минимальных размерах на федеральном уровне, а все выплаты сверх того производства из местного бюджета и местных фондов социального страхования, чтобы население региона и его администрация были заинтересованы в развитии экономики региона и его самообеспечении.
Немаловажное значение имеют и такие экономические принципы, как принцип трудовой мотивации оплаты труда, повышение качества жизни,
Для нашего государства характерно объединение института власти и института собственности. В многоукладной экономике оно должно выступать не только в качестве субъекта собственности, но и субъекты управления, т.е. включается в сферу трудовых отношений.
По причине экономика учреждений и предприятий социальной защиты регулируются управляющим воздействием сверху вниз. Взаимосвязи между элементами системы, как экономическими ее субъектами, подчиняются принципам планирования, демократического централизма и, частично, хозяйственного расчета. Предприятиям предписываются категории обслуживаемых, ограничивается ассортимент услуг, определяются объемы финансовых, кадровых и других ресурсов.
Обращенность социальной работы к конкретной личности ставит социального работника перед проблемой поиска наиболее эффективных приемов, методов, технологий, направленных на восстановление нарушенных связей между личностью и обществом. Это связано как с расширением числа социально уязвимых членов общества, так и с потребностью совершенствования процесса их поддержки.
В технологии социальной поддержки социально – экономические методы – это способы достижения социальных целей на основе экономических принципов. А социальная цель состоит в обеспечении единства интересов общества, групп и отдельных личностей. Правильность применения экономических методов в технологии социальной работы оценивается их эффективностью, т.е. достижением наибольшего социального эффекта для клиента и общества при оптимальных затратах экономических средств.
Экономические методы социальной работы занимают одно из центральных мест в механизме социальной поддержки, ибо они воздействуют на основные аспекты концепции социальной защиты: с одной стороны, побуждая личность к самореализации ее потенциальных возможностей и самообеспечению, с другой – оказывая человеку, семье, группе конкретную социально – экономическую поддержку в условиях кризисной ситуации.
Социально – экономические методы на государственном уровне решают эти задачи через правовую и социальную политику, создание экономических и правовых условий, стимулирующих активную трудоспособную часть общества самим обеспечивать благосостояние – свое, своей семье и всего общества.
К основному экономическому методу решения этой комплексной социальной задачи можно отнести введение системы минимальных социально – экономических гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
В отдельные периоды для сохранения уровня обеспечения пенсиями и пособиями применяется такой социально – экономический метод, как компенсация расходов. Компенсация расходов – это возмещение расходов населения различных социальных групп органами власти в связи с ожиданием или наступившим ростом цен в связи с:
катастрофами природного или антропогенного характера
затратами на рождение ребенка
по уходу за инвалидами и др.
В целях социальной защиты применяются и такие социально – экономические методы, как система льгот и компенсаций, а также система государственных пособий отдельным категориям населения, определяемых законодательно.
Государственная социальная помощь представляет собой предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в данном законе, социальных пособий, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров 1 :
социальное пособие - безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
субсидия - имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг
набор социальных услуг - перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Важнейшим принципом социальной защиты является адресность социальных программ (выплат). Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями. Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей. Заметим, что в западной литературе и нормативных документах по социальной политике, понятия материальное положение практически не используется, обычно речь идёт об оценке уровня доходов или уровня потребления . Для нас предпочтительнее термин материальное положение , поскольку он: а) устоявшийся и привычный для населения б) позволяет учитывать не только денежные доходы, но и натуральные поступления в) оценивать общее благосостояние в семье, ведущей единый бюджет. Под материальным положением имеются ввиду: 1) денежные доходы 2) натуральное поступление от сада, огорода и т.д. 3) необходимая помощь других членов семьи, родственников если это им по силам 2 .
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь – создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
В настоящее время виды государственной помощи значительно сужены. Так, например, нет таких видов оказания социальной помощи как оказание социальных услуг, в том числе на дому, организация бесплатного питания и др. но тем не менее такие мероприятия ещё проводятся в рамках благотворительных акций помощи нуждающемуся населению. Однако это не означает, что в настоящее время государственная социальная помощь будет оказываться в значительно меньших размерах, так как Федеральный закон О государственной социальной помощи предусматривает наиболее общие виды оказания данной помощи, прежде всего ,данный закон предусматривает большее количество денежных выплат, которые могут расходоваться её получателями как по своему усмотрению, так и в соответствии с теми целями, на которые она предоставлена.
В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи 1 :
- денежные выплаты (социальные пособия, субсидии, компенсации и другие выплаты )
- натуральная помощь ( топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи).
В соответствии с внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 5 августа 2004 г. одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 8 августа 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 22 августа 2004 г. при переходе к системе социальной защиты граждан «субъекты Российской Федерации и муниципальные образования должны:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!