Тарифные льготы преференции шпаргалка
Общая система преференций
Общая система преференций (ОСП) Европейских сообществ является системой тарифных льгот, предоставленных в одностороннем порядке развивающимся странам и странам с переходной экономикой с целью содействия их экономическому развитию и интеграции в мировую экономику.
ОСП, изначально разработанная в рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), была имплементирована в Сообществе с 1971 г. Роль ОСП в качестве инструмента общей торговой политики была подтверждена Судом ЕС1. Реализация ОСП выражается в предоставлении льготных ставок таможенных пошлин либо освобождении от таможенных пошлин при ввозе в Сообщество промышленных и некоторых сельскохозяйственных продуктов, экспортируемых развивающимися странами, включенными в ОСП. В 1994 г. была разработана новая схема преференций для развивающихся стран, вступившая в силу 1 января 1995 г. и рассчитанная на десятилетний период (Регламент № 3281/94 для промышленных товаров и Регламент № 3283/94 для сельскохозяйственных продуктов). Приоритетами этой новой схемы являются: поддержка развития стран-бенефициаров в широком смысле, включая социальные и экологические аспекты соответствие преференциальных мер Сообщества Генеральному соглашению по тарифам и торговле стимулирование интеграции развивающихся стран в мировую экономику и вступления их в ВТО.
В целом, роль ОСП значительно возросла по сравнению с периодом начала 80-х гг. Характерно, что Азия является абсолютным лидером по объему товаров, пользующихся льготами в Сообществе. Уже в 1992 г. доля товаров из азиатских стран составляла 70% от всего объема преференциального импорта в Сообщество. Львиная доля преференциального импорта приходится на Китай — около 25% товаров, импортируемых в рамках ОСП.
Схема преференций на 2002—2004 гг. была конкретизирована Регламентом № 2501/2001. Товары, не относящиеся к категории чувствительных, импортируются в Сообщество из стран-бенефи- циаров без взимания таможенных пошлин. Товары, относящиеся к сектору текстиля и одежды, получают 20% снижение ставок импортных пошлин Общего таможенного тарифа.
Для наименее развитых стран Регламент предусматривает специальные условия по принципу «все, кроме оружия». Фактически Сообщество предоставляет наименее развитым странам беспошлинный доступ на рынок ЕС без каких-либо количественных ограничений для всех товаров за исключением вооружений. Сообщество предоставляет беспошлинный ввоз промышленных и сельскохозяйственных товаров из стран, вовлеченных в незаконное производство и оборот наркотических средств (страны Центральной и Южной Америки, Пакистан), с целью поддержки их политической, экономической и социальной стабильности.
Регламент содержит защитную оговорку, позволяющую Комиссии отменить тарифные преференции и восстановить действие ставок ОТТ в случае, если продукт, происходящий в стране- бенефициаре, импортируется в Сообщество на таких условиях и (или) в таком объеме, при которых возникает существенный ущерб или его угроза производителям аналогичных продуктов внутри Сообщества.
Европейский Союз и страны СНГ:
правовые основы торговых отношений
Отношения между Европейским Союзом и странами, образовавшимися после распада СССР (кроме республик Балтии), регулируются соглашениями о партнерстве и сотрудничестве.
Эти соглашения имеют смешанное содержание. В отношении компетенции Сообщества они базируются на ст. 133 и 308 Договора о Европейском сообществе. Для реализации торгово- экономических разделов соглашений о партнерстве и сотрудничестве предусматривается заключение дополнительных соглашений.
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой, было подписано 24 июня 1994 г. и вступило в силу 1 декабря 1997 г.[93] Соглашение принято на 10 лет с возможностью последующего продления. В апреле 2004 г. СПС было распространено на 10 новых государств — членов ЕС.
СПС преследует несколько целей: обеспечить рамки для политического диалога способствовать развитию торговли и инвестиций и установлению гармоничных экономических отношений между сторонами на основе принципов рыночной экономики укрепить политические и экономические свободы, поддержать экономические и политические реформы в России создать основу для сотрудничества в других сферах, представляющих взаимный интерес обеспечить рамки для постепенной интеграции России и расширения сотрудничества в Европе. Важнейшим положением Соглашения является провозглашение его целью создание зоны свободной торговли между ЕС и Россией при этом Соглашение оговаривает и соответствующие процедурные вопросы. Однако создание зоны свободной торговли обусловлено целым рядом факторов, важнейший из которых — вступление России в ВТО.
На сегодняшний день в отношении торговли товарами СПС устанавливает принцип взаимного предоставления режима наибольшего благоприятствования в том понимании, которое содержится в ст. 1 ГАТТ. Стороны предоставляют для импортируемых товаров национальный режим в сфере внутреннего налогообложения и в сфере торговли. Фундаментальным условием достижения целей Соглашения провозглашается свобода транзита.
Товары, происходящие на территории одной из сторон, могут быть импортированы на территорию другой стороны без количественных ограничений. Это положение, однако, не распространяется на текстиль, товары номенклатуры ЕОУС и ядерные материалы. До вступления России в ВТО стороны обязуются проводить консультации в Комитете по сотрудничеству в отношении их импортной тарифной политики, в особенности перед повышением импортных пошлин. Отсутствие положений об автоматическом снижении тарифов частично компенсируется тем, что в отношении ряда Российских товаров действует ОСП. Соглашение содержит пункт об освобождении от импортных пошлин и таможенных сборов товаров, подлежащих временному ввозу.
В дополнение к стандартным исключениям из принципа свободы импорта, экспорта и транзита, Соглашение содержит положения о защитных мерах. Если товары импортируются в таких количествах и при таких условиях, что это приводит или угрожает привести к значительному ущербу для внутренних производителей подобных или непосредственно конкурирующих товаров, то соответствующая сторона может принять необходимые защитные меры. Однако до принятия каких-либо мер сторона должна предоставить в Совместный комитет всю необходимую для принятия решения информацию. Если в течение 30 дней не достигнуто согласия, то сторона, обратившаяся за консультацией, вправе ограничить импорт рассматриваемого продукта или принять другие необходимые меры для предотвращения или возмещения ущерба. В критических обстоятельствах, когда задержка может вызвать ущерб, который будет трудно возместить в дальнейшем, стороны могут принять защитные меры до консультаций при условии, что консультации будут проведены незамедлительно после принятия этих мер. В выборе защитных мер стороны должны отдавать предпочтение тем, которые создадут наименьшие препятствия для достижения целей Соглашения.
На основе СПС между Российской Федерацией и ЕС заключено пять специальных соглашений: Соглашение о торговле некоторыми изделиями из стали 1997 г. Соглашение о торговле текстильными товарами 1998 г. Соглашение о сотрудничестве в области науки и технологий 2000 г. Соглашение о сотрудничестве в области ядерной безопасности 2001 г. и Соглашение о сотрудничестве в области ядерных реакций 2001 г.
49. ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ
К экономическим средствам регулирования внешней торговли относятся таможенные тарифы, которые по характеру своего действия, в том числе внешней торговли, являются классическим методом регулирования ВЭД.
Таможенный тариф – это систематизированный перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при импорте, а в отдельных случаях и при экспорте из данной страны.
Существует два основных вида таможенной политики государства, отражающих уже упоминавшиеся общие подходы к международной торговле:
1) протекционизм
2) «свободная торговля». Протекционизм предусматривает установление высокого уровня таможенного обложения ввозимых (а иногда и вывозимых – экспортный налог) на внутренний рынок страны иностранных товаров, а политика «свободной торговли» направлена на всемерное поощрение импорта и экспорта товаров путем установления минимального уровня таможенных пошлин или освобождения от них полностью.
По экономическому содержанию таможенные пошлины делятся на:
1) фискальные, призванные увеличить доходы государственного бюджета
2) протекционистские, которые используются в целях защиты некоторых отраслей национальной промышленности от притока иностранных товаров
3) преференциальные ввозные пошлины для некоторых товаров из определенных стран
4) льготные пошлины, вводимые для отдельных стран с целью поощрения импорта каких-либо товаров
5) уравнительные, т. е. дополняющие основные ввозные пошлины с целью выравнивания цен импортных товаров и цен на товары национального производства
6) компенсационные, которые используются в том случае, если на импортируемые товары давались государственные субсидии при их производстве или экспорте страной-экспортером
7) антидемпинговые, которые применяются для противодействия импорту из тех стран, чье правительство предоставляло своим предпринимателям экспортные премии.
Таможенные тарифы промышленно развитых стран, как правило, являются многоколонными, т. е. один и тот же товар может облагаться разными по уровню пошлинами в зависимости от страны происхождения. Колонка ставок общего тарифа, содержащая наиболее высокие пошлины, распространяется на государства, не пользующиеся режимом наибольшего благоприятствования. Под режимом наибольшего благоприятствования понимается условие в международных торговых и экономических соглашениях, которое предусматривает предоставление договаривающимися государствами друг другу всех тех прав, преимуществ и льгот (в отношении пошлин, налогов, сборов и др.), которыми пользуется или будет пользоваться у них любое третье государство.
Учитывая глубокое воздействие пошлин на экономику страны, промышленно развитые государства договорились в многостороннем порядке и с 1 января 1948 г. ввели в действие Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ), которое в течение всего послевоенного периода регулировало и до настоящего времени (в виде ВТО) регулирует режим взаимной торговли и торговую политику стран-участниц. Его главной целью было проведение внешнеторговой политики с помощью таможенных тарифов и регулярные переговоры с целью их снижения.
Шпаргалка по Товароведению
Ответы на с экз. вопросы.doc
— 784.00 Кб
23 Система тарифных льгот применяемых при регулировании внешнеторговой деятельности в РФ.Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу в виде: - установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в РФ- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза - происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций РФ, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет. Предоставление тарифных льгот допускается также в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:- ввозимых и вывозимых временно под таможенным контролем в рамках соответствующей таможенной процедуры. установленной № 311 О ТАМОЖЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ В РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями РФ- вывозимых в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд РФ- ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ.
24 Система тарифных преференций применяемых при регулировании внешнеторговой деятельности в РФ.Тарифные преференции - Льготы по ставкам таможенного тарифа, установление которых допускается в виде освобождения от обложения таможенной пошлиной, снижения ставок пошлин или установления квот на льготный ввоз в отношении тех товаров, которые определены законодательством страны.
Как правило, под системой преференций РФ понимается совокупность правил, определяющих условия и порядок предоставления РФ преимуществ по уплате ввозных таможенных пошлин, в отношении иностранных товаров, происходящих из определенных стран (групп стран). При осуществлении торгово-политических отношений РФ с иностранными государствами допускается предоставление преференций в виде: - установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации - освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет. Для получения права на преференцию необходимо предоставлять документы (сертификат происхождения, удостоверение гуманитарной помощи и пр.).
25 Налоговые льготы, применяемые при регулировании внешнеторговой деятельности в РФ. НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ - полное или частичное освобождение от уплаты налога, предоставленное налоговым законодательством при наличии объекта налогообложения, а также иное смягчение налогового бремени для налогоплательщика. Налоговые льготы - важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Цель налоговых льгот — сокращение налогового обязательства налогоплательщика, реже - отсрочка и рассрочка платежа, что, в конечном счете, косвенно также приводит к сокращению налоговых обязательств (отсрочку или рассрочку платежа можно рассматривать как фактическое представление бесплатного или льготного кредита). Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты. В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки) по ставкам (понижение ставки) по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит) по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков понижение налоговых ставок целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.
26 Система таможенных и налоговых льгот применяемых при регулировании внешнеторговой деятельности в Российской Федерации.В законодательстве – понятия таможенных льгот не содержится, однако в некоторых его нормах присутствуют упоминания о возможности применения льготного порядка либо об условиях предоставления льгот. Нормативный акт оперирует исключительно термином «льготы», не употребляя смежных с данной категорией понятий преимуществ, иммунитетов, стимулов, поощрений и пр. Льготы- именуются тарифными либо тарифными преференциями. Однако они являются разновидностью широкого спектра преимуществ в области таможенного дела, которые, помимо льгот по уплате таможенных платежей, могут касаться осуществления таможенного оформления и производства таможенного контроля. При классификации таможенных льгот следует учесть, что они могут предоставляться различным субъектам: физическим лицам (при перемещении ими товаров не для коммерческой деятельности) беженцам или вынужденным переселенцам дипломатическим, консульским и иным представительствам, а также их сотрудникам юридическим лицам (при наличии ,оснований, установленных законом) государствам (в соответствии с международными соглашениями). Кроме того, по времени действия льготы могут быть постоянными (бессрочными) и временными (устанавливаемыми на определенный срок). В отношении физических лиц, перемещающих товары для личного пользования в пределах установленных количественных и стоимостных ограничений, льготы применяются на постоянной основе. Установление льгот на определенный период времени характерно, например, для некоторых таможенных процедур. Например, товар может храниться на таможенном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения запретов и ограничений экономического характера, как правило, не более трех лет. Это значит, что льготы в данном случае будут действовать лишь в течение этого срока. Введение льгот временного характера может быть продиктовано мероприятиями по реализации каких-либо государственных программ, которые, как правило, рассчитаны на определенный период. Так же смотрим ответ 25,24,23.
27 Особенности применения НДС при экспорте товаров и порядок возмещения ранее уплаченного НДС. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в процедуре экспорта, применяется налоговая ставка 0 процентов. В соответствии со статьей 165 НК РФ для обоснованного применения нулевой ставки НДС необходимо, чтобы в качестве покупателя экспортируемых товаров выступало иностранное лицо. Правом на возврат НДС обладают только плательщики НДС, а юридические и физические лица, экспортирующие товар по упрощенной системе налогообложения, возмещение НДС не получают. Для получения налоговых вычетов в ФНС должны быть представлены в 180-дневный срок с момента помещения товара под экспортной процедурой: двусторонний контракт (копия) налогоплательщика с иностранным юридическим лицом на поставку экспортного товара (услуг) выписка из банка о фактическом поступлении выручки от иностранного юридического лица (или документы о ввозе товаров в случае бартерных операций) грузовая таможенная декларация копии транспортных, товаросопроводительных документов с отметками пограничных таможенных органов. После этого в течение 90 дней ФНС принимает решение о возврате НДС или отказе в возврате денег. При вывозе товаров при экспорте через границу РФ с государством - участником Таможенного союза, на которой таможенный контроль отменен, представляются копии транспортных и товаросопроводительных документов с отметками таможенного органа РФ, производившего таможенное оформление указанного вывоза товаров.
28 Таможенный контроль товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу стран таможенного союза. Таможенный контроль- это совокупность мер, осуществляемых таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. Правовой основой является глава 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21. ТК ТС. Согласно статье 94 ТК ТС при проведении таможенного контроля таможенные органы исходят из принципа выборочности и, как правило, ограничиваются только теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства ТС. При выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками. При этом под риском понимается вероятность несоблюдения таможенного законодательства ТС. Согласно статье 110 ТКТС формами таможенного контроля являются: 1) проверка документов и сведений 2) устный опрос 3) получение пояснений 4) таможенное наблюдение 5) таможенный осмотр товаров и транспортных средств 6) таможенный досмотр товаров и транспортных средств 7) личный досмотр 8) проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков 9) осмотр помещений и территорий для целей таможенного контроля 10) таможенная ревизия. Документы, необходимые для таможенного контроля должны храниться лицами не менее трех календарных лет после года, в течение которого товары утрачивают статус находящихся под таможенным контролем.
29 Основные положения таможенного оформления. Порядок декларирования товаров.Таможенное оформление представляет собой действия должностных лиц таможенных органов, осуществляемые в установленной последовательности и направленные на обеспечение соблюдения действующего законодательства и установленного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и включает в себя также соблюдение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования при помещении товаров и транспортных средств под определенную таможенную процедуру. Товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и электронной формах с использованием таможенной декларации. Виды диклораций1) декларация на товары2) транзитная декларация3) пассажирская таможенная декларация4) декларация на транспортное средство. Перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения таможенного законодательства таможенного союза и иного законодательства государств - членов таможенного союза. В качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой. Подача таможенной декларации в письменной форме должна сопровождаться представлением таможенному органу ее электронной копии. Товары декларируются таможенному органу РФ, в котором производится таможенное оформление товаров. Транспортные средства, перевозящие товары, декларируются одновременно с товарами исключение составляют морские, речные и воздушные суда — они декларируются в порту либо аэропорту прибытия (отправления) на таможенную территорию. Порожние транспортные средства и транспортные средства, перевозящие пассажиров, декларируются при пересечении таможенной границы.Таможенная декларация подается в срок не превышающий 15 дней с даты представления товаров и транспортных средств, перевозящих товары, таможенному органу РФ. При перемещении через границу РФ физическими лицами товаров не для коммерческих целей в ручной клади и сопровождаемом багаже таможенная декларация подается одновременно с представлением товаров. Так же смотри 31,32.
30 Источники таможенного права в РФ.Таможенное законодательство РФ регулирует отношения: в области таможенного дела по установлению порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу возникающие в процессе таможенного оформления возникающие в процессе таможенного контроля возникающие в процессе обжалования актов, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц по установлению и применению таможенных процедур по установлению, введению и взиманию таможенных платежей. Основные источники таможенного права: Конституция РФ международные договоры, ратифицированные в установленном законом порядке Таможенный кодекс РТС Закон РФ «О таможенном тарифе» ФЗ «О службе в таможенных органах РФ» ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» ФЗ «Об основах государственного регулирования ФЗ «о таможенном регулировании в РФ» УК РФ КоАП РФ НКРФ Постановления Правительства РФ нормативные акты, принятые Государственным таможенным комитетом иные нормативно-правовые акты. Акты таможенного законодательства, указы Президента РФ и постановления и распоряжения Правительства РФ применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, и не имеют обратной силы, однако правовые акты Таможенного законодательства РФ, улучшающие положение лиц, имеют обратную силу, если прямо предусматривают это. В иных случаях акты таможенного законодательства могут иметь обратную силу, если это предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ. Акты таможенного законодательства вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП 1975 г.) –Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза 1961-Конвенция о временном ввозе(Стамбульская конвенция 1990г)-Конвенция о ГС 1983- Международная Конвенция о взаимном административном содействии в предотвращении, расследования и пересечения таможенных правонарушений 1977.-Таможенная Конвенция о контейнерах 1972-ряд двухсторонних договоров РФ с иностранным государствами в области таможенного дела. Поскольку таможенное регулирование отнесено Конституцией РФ к ведению государственной власти, законодательство о таможенном деле представлено исключительно юридическими актами государственного уровня.
31 Таможенное оформление и таможенное декларирование. Все перемещаемые через таможенную границу ТС (РФ) товары и транспортные средства подлежат таможенному оформлению. Таможенное оформление производится одновременно с таможенным контролем и представляет собой совокупность действий должностных лиц таможенных органов по обеспечению соблюдения установленного нормами таможенного законодательства Российской Федерации (ТС) порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Таможенное оформление — это процедура помещения товаров и транспортных средств под определенный таможенную процедуру и завершения действия этой процедуры в соответствии с требованиями и положениями Таможенного кодекса ТС. Таким образом, целью таможенного оформления является помещение товаров и транспортных средств под определенный таможенную процедуру. Таможенное оформление товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, делится на основное таможенное оформление и предварительное. В ряде случаев таможенное оформление может осуществляться в упрощенном (льготном) порядке, например — при ввозе на территорию России и вывозе с этой территории товаров, необходимых при стихийных бедствиях, авариях, катастрофах, живых животных, скоропортящихся продуктов, радиоактивных материалов и пр. Упрощенный порядок таможенного оформления предусматривает упрощение процедуры таможенного оформления и сокращение времени его производства, но при этом строго в рамках и с соблюдением основных принципов таможенного оформления, предусмотренных ТК ТС. Декларирование — это операция, являющаяся составной частью процедуры помещения товаров и транспортных средств под определенной таможенной процедурой или по завершению действия такой процедуры. Суть декларирования заключается в заявлении по установленной форме таможенному органу сведений о товарах и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу ТС, товарах и транспортных средствах, уже перемещенных через таможенную границу, таможенная процедура которых изменяется, а также о других товарах и транспортных средствах, которые подлежат декларированию. Декларирование товаров и транспортных средств является одним из обязательных условий перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС и выполняет следующие функции:• обеспечивает таможенные органы необходимыми для таможенных целей сведениями о перемещаемых через границу товарах и транспортных средствах• служит подтверждением законности совершаемых декларантом (лицом, производящим декларирование) действий в отношении товаров и транспортных средств, помещаемых им под избранный таможенную процедуру• носит контрольную функцию, суть которой состоит в том, что на основе декларирования таможенные органы проверяют соответствие декларируемых сведений о товарах и транспортных средствах фактическим данным. Декларирование производится путем заявления по установленной форме точных сведений о товарах и транспортных средствах и об их таможенной процедуре, а также иных сведений, необходимых для таможенных целей (например, сведений о принадлежности физического лица, перемещающего товары через таможенную границу, к субъектам предпринимательской деятельности и др.). Так же смотри 29, 32.
5. Тарифные льготы (преференции)
Тарифные льготы ( тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются Законом «О таможенном тарифе» и не могут носить индивидуального характера. Конкретный перечень и размер льгот устанавливается Правительством РФ.
Под тарифной льготой ( преференцией) понимается льгота (предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке) в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ в виде:
возврата ранее уплаченной пошлины
освобождения от уплаты пошлины
снижения ставки пошлины
установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Согласно приказу ГТК (26.04.1996):
базовый уровень ставок пошлины применяется для товаров, ввозимых из стран, в торгово-политических отношениях с которыми РФ применяет режим наиболее благоприятствуемой нации (РНБ)
для товаров, страна происхождения которых не известна или не применяется РНБ, ставки пошлины увеличиваются в 2 раза
для развивающихся стран, пользователей системой преференций, ставка пошлины составляет 75 % от базового уровня
для наименее развитых стран ввозные пошлины не взимаются
для товаров, ввозимых из стран СНГ, установлен особый порядок взимания пошлин.
Тарифные преференции в виде тарифных квот на ввоз товаров устанавливаются Постановлением Правительства на отдельные товары и на определенный срок.
Режим наибольшего благоприятствования - один из главных принципов ГАТТ. По международной классификации развивающиеся страны делятся на две категории: развивающиеся и наименее развитые страны. Перечень наименее развитых стран определяет ООН по соответствующей методике.
Список собственно развивающихся стран устанавливается самостоятельно каждым государством и по разным критериям. В РФ долгое время действовал список, установленный в СССР, когда преференции определялись не только по экономическим, но и политическим мотивам.
В других странах подход более прагматичен: страна получает статус развивающейся, если средний доход на душу населения в ней ниже, чем в собственном государстве, или ниже установленной планки.
В настоящее время в РФ изменяются принципиальные основы введения преференций. Прежде всего Постановлением Правительства установлен исчерпывающий перечень товаров, попадающих под преференциальный режим. Из этого списка исключаются товары, не типичные для развивающихся стран. Далее список будет уточняться. Перечень развивающихся стран также может быть изменен.
Этот принцип отвечает генеральной идее предоставления тарифных преференций, установленной ООН: развитые страны создают определенные преимущества для товаров развивающихся стран, чтобы поддерживать становление их экономики.
В основе предоставления тарифных преференций лежит подтверждение страны происхождения товара.
Принципы определения страны происхождения товара основываются на существующей международной практике.
Порядок определения страны происхождения товара утвержден ТК и Законом «О таможенном тарифе».
Страной происхождения товара считается страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной переработке. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран.
Товарами, полностью произведенными в данной стране, считаются:
полезные ископаемые, добытые из недр данной страны, в ее территориальном море или на его морском дне
продукция растительного происхождения, выращенная или собранная в данной стране
животные, родившиеся и выращенные в данной стране
продукция, полученная в данной стране из выращенных в ней животных
продукция, полученная в результате охотничьего и рыболовного промысла в данной стране
продукция морского рыболовного промысла, полученная судном данной страны
продукция высоких технологий, полученная на космических объектах.
Критерии достаточной переработки. Если в производстве товаров участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товаров, отвечающие критериям достаточной переработки.
Критериями достаточной переработки являются:
изменение классификационного кода товаров по Товарной номенклатуре ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков
выполнение определенных производственных или технологических операций, достаточных для того, чтобы страной происхождения товаров считалась страна, где эти операции имели место
правило адвалорной доли - изменение стоимости товаров, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли в цене конечной продукции.
Для отдельных товаров, ввозимых из стран, которым РФ предоставляет тарифные преференции, Правительство РФ вправе определять условия применения правил непосредственной закупки и прямой отгрузки.
Подтверждение страны происхождения товаров. Документами, подтверждающими происхождение товаров из данной страны, являются декларации о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Декларация может быть составлена в произвольной форме, при условии, что в ней указаны сведения, позволяющие определить страну происхождения товаров.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный компетентными органами.
При ввозе товара на таможенную территорию сертификат о происхождении товара предоставляется в обязательном порядке:
на товары, происходящие из стран, которым РФ предоставляет преференции по таможенному тарифу
на товары, ввоз которых из данной страны регулируется количественными ограничениями (квотами)
если это предусмотрено международными соглашениями.
При вывозе товаров сертификат о происхождении товара выдается, если указанный сертификат необходим по условиям контракта, по национальным правилам страны ввоза товаров или если наличие сертификата предусмотрено международными договорами.
Сертификат представляется одновременно с таможенной декларацией и другими документами при таможенном оформлении товаров, ввозимых в РФ.
В случае признания сертификата происхождения товара действительным в соответствующей графе ставится отметка «сертификат признан действительным». При поставке из стран дальнего зарубежья используется форма А сертификата, при поставке из стран СНГ - форма СТ-1.
Организацией, выдающей в РФ сертификат о происхождении товара, является торгово-промышленная палата.
Юридический словарь
Наверное, нет ни одного человека, который бы не сталкивался с далеко не всегда понятной юридической терминологией, применяемой в документах или литературе. И в этом случае на помощь может придти толковый юридический словарь.
Ответ на многие вопросы можно найти здесь, в нашем юридическом словаре. Но очень большая просьба не забывать, что определения и понятия, данные в этом словаре юридических терминов, не претендуют на уникальность, полноту и точность. Они лишь призваны помочь получить общее представление о том или ином термине.
Словарь прекрасно подойдёт для учащихся юридических и экономических вузов, предпринимателей, депутатов всех уровней, сотрудников правоохранительных органов и других государственных служащих, а также широкого круга читателей, интересующихся проблемами права.
Статьи словаря расположены в алфавитном порядке и содержат необходимые сведение по тому или иному термину.
СТАТЬЯ 34. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ
Раздел V. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРА
Раздел VI. ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ
Статья 34. Тарифные льготы
Тарифные льготы (тарифные преференции) в отношении товаров устанавливаются настоящим Законом и не могут носить индивидуального характера, за исключением случаев, предусмотренных статьями 35, 36 и 37 настоящего Закона. Тарифные льготы предоставляются исключительно по решению Правительства Российской Федерации.
При этом под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Порядок предоставления льгот, установленных настоящим Законом, определяется Правительством Российской Федерации.
Страницы: 20 из 24
12.2. Предоставление тарифных преференций (снижение ставки пошлины)
При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу России в виде освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров (ст. 36 Закона РФ О таможенном тарифе):
происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза
происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации.
Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.
Тарифные преференции предоставляются в отношении товаров, происходящих из государств, образующих вместе с РФ зону cвободной торговли или таможенный союз. В сентябре 1993 г. главы государств и правительств стран - участниц СНГ подписали в Москве Договор о создании экономического союза, в котором согласились в целях создания межгосударственной ассоциации свободной торговли взять курс в своих взаимоотношениях на последовательное снижение и отмену таможенных пошлин. Главы государств и правительств СНГ 15 апреля 1994 года подписали Соглашение о создании зоны cвободной торговли. Зону свободной торговли образуют двенадцать стран, входящих в СНГ, а именно: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина.
В феврале 1999 года происходит формирование таможенного союза в рамках СНГ. Договор О таможенном Союзе и Едином экономическом пространстве подписали пять государств: Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия.
Товары из этих стран полностью освобождены от уплаты таможенных пошлин при их ввозе на территорию этих стран при наличии сертификата о происхождении товара по форме СТ-1.
Товары, происходящие из развивающихся стран, пользуются системой преференций Российской Федерации, если выполняются следующие условия:
страна попадает в перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций (приказ ГТК от 26 апреля 1996 г. N 258 с изменениями от 26 марта 1997 г. 24 марта 1999 г.)
страна попадает в перечень наименее развитых стран - пользователей схемой преференций (приказ ГТК России от 26 апреля 1996 г. N 258)
товар попадает в список товаров, на которые распространяется преференциальный режим (приказ ГТК от 10 марта 1999 г. N 154)
на товар представлен сертификат о происхождении товара по форме А (указание ГТК России от 18 апреля 1997 г. N 01-14/489)
произведена прямая закупка товара, т.е. контрактодержателем является резидент страны происхождения товара
произведена непосредственная отгрузка товара, т.е. товар отгружен с территории страны происхождения товара.
Причем последние четыре условия должны выполняться одновременно.
Правилу прямой поставки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин, при условии, что товары в странах транзита, в том числе при их временном складировании на территории этих стран, находятся под таможенным контролем.
Непосредственно закупленным считается товар, приобретенный импортером у лица, зарегистрированного в качестве субъекта предпринимательской деятельности в стране, на которую распространяются тарифные преференции.
В том случае, когда товары происходят из страны, включенной одновременно в перечень наименее развитых стран и в перечень государств, с которыми у Российской Федерации установлен режим наибольшего благоприятствования (или одновременно в перечень развивающихся стран - пользователей системой преференций Российской Федерации и в перечень государств, с которыми у Российской Федерации установлен режим наибольшего благоприятствования), и поставляются без выполнения перечисленных выше условий, при обложении таможенной пошлиной используется базовая ставка.
Российская Федерация имеет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-политических отношениях с более чем 130 государствами и двумя сообществами: Европейским союзом и Европейским сообществом по атомной энергии.
Перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации включает более 100 государств. В подавляющем большинстве случаев это государства Азии, Африки и Латинской Америки, но есть и несколько европейских государств - Румыния, Югославия, Словения, Хорватия и др.
Как правило, промышленно развитые страны облагают импортные товары, происходящие из государств - пользователей преференциальным режимом, таможенными пошлинами по ставкам вполовину меньше базовых. Однако в Российской Федерации постановлением Правительства от 26 апреля 1996 года N 413 установлено, что с 15 мая 1996 года товары, попадающие под действие преференциального режима, облагаются ввозными пошлинами по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.
Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения).
В настоящий момент в список таких стран входят около 40 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на Российскую таможенную территорию беспошлинно.
Преференциальный режим распространяется не на все товары, ввозимые на территории Российской Федерации. Список товаров, на который преференциальный режим распространяется при импорте на территорию Российской Федерации, утвержден приказом ГТК России от 10 марта 1999 г. N 154.
Предоставление Российской Федерацией большой группе стран преференциальных льгот при ввозе их товаров на территорию Российской Федерации делает необходимым и важным точно определить страну происхождения товара. Унифицированные правила, определяющие страну происхождения товара развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, разработаны и приняты на II и IV Сессиях Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!