Налоговые льготы для организаций которых работают инвалиды
Налоговые льготы для предприятий, на которых работают инвалиды, продлены до 2020 года
Нардепы поддержали законопроект, которым продлены до 2020 года налоговые льготы для предприятий, на которых работают инвалиды
Народные депутаты поддержали в первом чтении и в целом законопроект № 3623 "О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно обеспечения реализации прав предприятий, учреждений и организаций общественных организаций инвалидов на льготное налогообложение)". За соответствующее решение проголосовали 270 нардепов.
Законопроект предлагает предоставить предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которые основаны общественными организациями инвалидов и являющимися их собственностью, где количество инвалидов, которые имеют там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50% среднеучетного количества штатных работников, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда, относящихся к составу расходов производства право на налогообложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке до 2020 г. Соответствующие дополнения предлагается внести в пункт 195.1.2 пункта 195.1 статьи 195 Налогового Кодекса Украины.
Кроме того, предлагается дополнить пункт 189.4 статьи 189 Налогового кодекса новым абзацем, которым уточнить налогооблагаемую базу для уплаты налога на добавленную стоимость для предприятий, которые сотрудничают с предприятиями общественных организаций инвалидов.
Напомним, согласно предыдущей редакции пункта 8 подраздела 2 раздела XX Переходных положений Налогового Кодекса Украины. нулевая ставка налога на добавленную стоимость на поставку товаров и услуг для предприятий инвалидов действовала до 1 января 2015 г.
Доступ к полному тексту новости возможен только для зарегистрированных пользователей. Если Вы уже зарегистрированы на нашем сайте - пожалуйста, авторизируйтесь .
Если пока что нет - зарегистрируйтесь прямо сейчас: это просто, не требует Ваших персональных данных и займет не более одной минуты.
Доступ к полному тексту этой новости возможен только для подписчиков электронного Дебета-Кредита. Если вы подписчик, пожалуйста, авторизуйтесь .
Или оформите подписку . перейдя по ссылке стоимость минимального пакета Мой ассистент составляет всего 30 грн в месяц .
Анонсы
Столкнулись с трудностями при покупке полиса ОСАГО? Задайте свой вопрос эксперту Российского Союза Автостраховщиков. Ждем ваши вопросы на editor@garant.ru до 1 июля.
На какие налоговые льготы может рассчитывать организация, в которой работают инвалиды?
31 января 2012
Организация, принявшая на работу инвалидов, при исчислении налога на прибыль может уменьшить полученные доходы на величину произведенных расходов, потраченных на соцзащиту таких лиц. Это возможно при соблюдении следующих условий.
Во-первых, количество работников-инвалидов должно составлять не менее 50% среднесписочной численности всего штата сотрудников. Во-вторых, величина расходов на оплату их труда в общем объеме выплат должна быть не менее 25%.
При этом в среднесписочную численность сотрудников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим гражданско-правовым договорам.
На федеральном уровне налоговых льгот по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам для юрлиц, имеющих в своем составе работников-инвалидов, не установлено.
Вместе с тем законодательные органы субъектов Федерации могут предусматривать различные льготы при установлении транспортного налога и налога на имущество организаций. Такими же полномочиями наделены и представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога.
Инвалидам с детства, а также инвалидам I и II групп за каждый месяц налогового периода предоставляется стандартный налоговый вычет по НДФЛ. Он составляет 500 руб.
Кроме того, суммы, уплаченные работодателями за лечение и медицинское обслуживание своих работников, их супругов, родителей и детей, оставшиеся в их распоряжении после уплаты налога на прибыль организаций, не облагаются НДФЛ.
Рада продлила налоговые льготы для предприятий, на которых работают инвалиды
Льготы продлены до 2020, вместо 2015 года
Рада поддержала в первом чтении и в целом законопроект №3623 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины (относительно обеспечения реализации прав предприятий, учреждений и организаций общественных организаций инвалидов на льготное налогообложение)». За соответствующее решение проголосовали 270 депутатов.
Законопроектом предлагает предоставить предприятиям и организациям общественных организаций инвалидов, которые основаны общественными организациями инвалидов и являющимися их собственностью, где количество инвалидов, которые имеют там основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного периода не менее 50% среднеучетного количества штатных работников, и при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда, относящихся к составу расходов производства право на налогообложение налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке до 2020 г.
Соответствующие дополнения предлагается внести в пункт 195.1.2 пункта 195.1 статьи 195 Налогового Кодекса Украины.
Напомним, согласно предыдущей редакции пункта 8 подраздела 2 раздела XX Переходных положений Налогового Кодекса Украины, нулевая ставка налога на добавленную стоимость на поставку товаров и услуг для предприятий инвалидов действовала до 1 января 2015 г.
Источник: Минфин
Анонсы
Столкнулись с трудностями при покупке полиса ОСАГО? Задайте свой вопрос эксперту Российского Союза Автостраховщиков. Ждем ваши вопросы на editor@garant.ru до 1 июля.
2 июня 2014
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Специальных льгот по налогам для коммерческих организаций, занимающихся благотворительностью, НК РФ не содержит. По региональным налогам законодательными актами субъектов РФ могут устанавливаться налоговые льготы в регионе.
У жертвователя - юридического лица денежные средства, перечисленные в качестве пожертвования, не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль.
Обязанности по уплате НДС не возникает, так как данная операция по безвозмездной передаче денежных средств не подлежит обложению НДС.
Расходы организации на благотворительность не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН.
Обоснование вывода:
Гражданско-правовые аспекты
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (далее - Закон N 135-ФЗ) под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
В п. 1 ст. 2 Закона N 135-ФЗ определены цели, для реализации которых осуществляется благотворительная деятельность. Таковыми целями являются:
- социальная поддержка и защита граждан, включая улучшение материального положения малообеспеченных, социальная реабилитацию безработных, инвалидов и иных лиц, которые в силу своих физических или интеллектуальных особенностей, иных обстоятельств не способны самостоятельно реализовать свои права и законные интересы
- подготовка населения к преодолению последствий стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, к предотвращению несчастных случаев
- оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, промышленных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам
- содействие укреплению мира, дружбы и согласия между народами, предотвращению социальных, национальных, религиозных конфликтов
- содействие укреплению престижа и роли семьи в обществе
- содействие защите материнства, детства и отцовства
- содействие деятельности в сфере образования, науки, культуры, искусства, просвещения, духовному развитию личности
- содействие деятельности в сфере профилактики и охраны здоровья граждан, а также пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан
- содействие деятельности в сфере физической культуры и массового спорта
- охрана окружающей среды и защита животных
- охрана и должное содержание зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, и мест захоронения
- подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности
- социальная реабилитация детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, безнадзорных детей, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
- оказание бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения
- содействие добровольческой деятельности
- участие в деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- содействие развитию научно-технического, художественного творчества детей и молодежи
- содействие патриотическому, духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи
- поддержка общественно значимых молодежных инициатив, проектов, детского и молодежного движения, детских и молодежных организаций
- содействие деятельности по производству и (или) распространению социальной рекламы
- содействие профилактике социально опасных форм поведения граждан.
Законодательно установлено предоставление благотворительной помощи только некоммерческим организациям, к которым, в частности, относятся благотворительные фонды (п. 3 ст. 50 ГК РФ, ст. 7 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
В ст. 5 Закона N 135-ФЗ благотворители определены как лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах:
- бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности
- бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг.
Также установлено, что они могут определять цели и порядок использования своих пожертвований.
Договор пожертвования, в соответствии с п. 1 ст. 252 ГК РФ, является особым видом договора дарения, а именно дарением вещи или права в общеполезных целях. В свою очередь, ст. 128 ГК РФ к вещам относит и деньги.
Пожертвования делаются гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным организациям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом (п. 1 ст. 582. ст. 124 ГК РФ).
Пунктом 3 ст. 582 ГК РФ установлено, что пожертвование имущества юридическим лицам может быть обусловлено жертвователем использованием этого имущества по определенному назначению.
В письме Минфина России от 16.04.2010 N 03-03-06/4/42 по вопросу предоставления льгот коммерческим организациям, осуществляющим благотворительную деятельность, указано, что рассматривая вопросы стимулирования пожертвований на благотворительные цели со стороны коммерческих организаций, их не следует увязывать с обеспечением экономической выгоды жертвователя со стороны государства, в том числе за счет предоставления налоговых льгот, поскольку одаривание направлено, прежде всего, на оказание бескорыстной помощи, а не на извлечение экономических выгод. Кроме того, при осуществлении благотворительной деятельности и произведении дарения решается ряд задач, таких, например, как формирование положительного имиджа компаний-жертвователей, формирование благожелательного отношения к ним и т.д. которые в дальнейшем положительно сказываются на экономических показателях деятельности компаний.
Аналогичную позицию высказывали и налоговые органы (смотрите, например, письмо УФНС России по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825).
Налог на прибыль
Объектом обложения налогом на прибыль для Российских организаций признается прибыль, исчисленная как полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с положениями главы 25 НК РФ (пп. 1 ст. 247 НК РФ).
В п. 16 ст. 270 НК РФ указано, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (работ, услуг, имущественных прав) и расходы, связанные с такой передачей. При этом в целях применения НК РФ денежные средства относятся к имуществу (п. 2 ст. 38 НК РФ, ст. 128 ГК РФ).
Также не учитываются в целях налогообложения прибыли целевые отчисления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, к коим относятся, в частности, пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с ГК РФ (п. 34 ст. 270 НК РФ).
Таким образом, денежные средства, перечисленные в рамках благотворительной деятельности, в расходах при исчислении налога на прибыль не учитываются (письма Минфина России от 04.04.2007 N 03-03-06/4/40, УФНС РФ по г. Москве от 05.03.2011 N 20-15/020825. от 15.11.2005 N 20-12/85449. от 30.06.2004 N 26-12/43525).
Минфин России в письме от 22.04.2013 N 03-03-06/4/13800, ссылаясь на главу 25 НК РФ, на п. 1 ст. 582 ГК РФ, на Закон N 135-ФЗ, указал следующее. ". пожертвования (благотворительные пожертвования) являются добровольным волеизъявлением налогоплательщика, не имеющим под собой экономического обоснования. Следовательно, отнесение пожертвований (благотворительных пожертвований) к расходам не соответствует принципам определения расходов, предусмотренным главой 25 Кодекса. Возможность учета пожертвований для целей налогообложения прибыли организаций фактически будет означать осуществление организацией соответствующих расходов за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Концепция главы 25 Кодекса разрабатывалась в рамках проводимой Правительством Российской Федерации налоговой политики, одним из направлений которой являлось сокращение налоговых льгот и исключений из общего режима налогообложения. В этой связи льготы налогоплательщикам по налогу на прибыль организаций не предусмотрены."
В то же время согласно положениям абзаца 4 п. 3 ст. 12 НК РФ в отношении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
В соответствии с абзацем 4 п. 1 ст. 284 НК РФ законами субъектов РФ для отдельных категорий налогоплательщиков может быть понижена налоговая ставка налога на прибыль, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом указанная налоговая ставка не может быть ниже 13,5%, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
То есть в региональном законодательстве могут быть предусмотрены пониженные ставки налога на прибыль для налогоплательщиков, несущих расходы на благотворительность (смотрите, например, Закон Новгородской области от 31.10.2013 N 373-ОЗ "О налоговых ставках на территории Новгородской области", п. 3 ст. 8 Проекта Закона Тверской области "О благотворительной деятельности в Тверской области").
Объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения операции, указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ.
В пп. 1 п. 3 ст. 39 НК РФ определено, что не признается реализацией товаров, работ или услуг осуществление операций, связанных с обращением Российской или иностранной валюты.
Значит, при передаче денежных средств в рамках благотворительной деятельности у организации, передающей эти средства, объекта обложения НДС не возникает, поскольку передача денежных средств не является реализацией товаров (работ, услуг) (письмо Минфина России от 28.06.2006 N 03-03-04/4/112).
Налог при применении УСН
В соответствии с п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на суммы расходов, указанных в данной норме.
Налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уменьшают полученные доходы на расходы, перечисленные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Перечень расходов, приведенный в указанной норме, является закрытым (письмо ФНС России от 08.11.2010 N ШС-37-3/14932).
Ни п. 3.1 ст. 346.21, ни п. 1 ст. 346.16 НК РФ не содержат расходов в виде благотворительной помощи.
Поэтому данные расходы не учитываются при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, ни с объектом налогообложения "доходы", ни с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
В случае если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка устанавливается в размере 6% (п. 1 ст. 346.20 НК РФ).
В случае если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15%. Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5% до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 346.20 НК РФ).
То есть для налогоплательщиков, применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", в зависимости от их категории, законами субъектов РФ могут быть установлены пониженные налоговые ставки по налогу согласно п. 2 ст. 346.20 НК РФ.
При этом НК РФ не определено содержание понятия "категория налогоплательщиков".
Как указано в письме Минфина России от 02.06.2009 N 03-11-11/96, "вместе с тем, исходя из сущности этого понятия, следует, что в каждой конкретной категории налогоплательщиков отражаются наиболее общие признаки и существенные свойства, характерные только для соответствующей совокупности налогоплательщиков. Так, например, к таким признакам можно отнести виды экономической деятельности, продукции, услуг, категории субъектов малого (включая микропредприятия) и среднего предпринимательства, осуществление деятельности на удаленных, малозаселенных, депрессивных в экономическом развитии территориях".
О применении пониженных ставок по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов", например, в Московской области, смотрите письмо ФНС России от 16.08.2012 N ЕД-4-3/13608@.
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедия решений. Учет безвозмездной передачи материалов
- Энциклопедия решений. Учет перечисления денежных средств на благотворительные цели.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Карасёва Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Журнал "Право и безопасность"
Номер - 4 (37), Декабрь 2010
Благотворительность: налоговые и правовые аспекты
Ледакова Ю. Казарян А. Непомнящий А. "Deloitte&Touche Regional Consulting Services Limited"
***
В статье рассмотрены особенности организации и налогообложения благотворительной деятельности организаций и частных лиц.
Ключевые слова: благотворительность, налоговые льготы, налоговый вычет, целевой капитал.
***
Меценатство среди знатного сословия и дворянства было развито еще во времена царской России. В эпоху СССР и в первое время после его распада тема благотворительности была практически забыта. Однако в последние годы филантропия в нашей стране вновь получила широкое распространение. Следуя западным примерам, многие состоятельные Россияне и корпоративные структуры поддерживают науку, искусство, церковь и спорт, помогают детским домам, больницам и малоимущим гражданам. Сегодня в основном благотворительность осуществляется в виде:Налоговые преференции для жертвователей
В случае если физическое лицо - Российский налоговый резидент - делает пожертвования на благотворительные цели, ему полагается социальный налоговый вычет - 13% от суммы перечислений. Однако условия предоставления данного вычета существенно ограничивают круг его получателей.
Во-первых, согласно Налоговому кодексу РФ (НК РФ), сумма вычетане может превышать четверти дохода, облагаемого по ставке 13%. Это значит, что если на благотворительные цели переведена, например, половина дохода благотворителя, то освободить ее от налогообложения в полном размере не удастся. Кроме того, получить вычет можно только с денежных пожертвований. При оказании помощи в виде имущества налоговая инспекция имеет формальные основания отказать в возврате денег. Однако нам известно судебное решение, когда отказ налоговой инспекции в предоставлении вычета из-за формы пожертвования (имущество, а не денежные средства) был признан судом противоречащим нормам Гражданского кодекса и Конституции РФ и на этом основании оспорен. Но это довольно редкий случай, когда для спора с налоговыми органами были задействованы нормы Конституции.
Во-вторых, социальные налоговые вычеты на благотворительность предоставляются только при следующих пожертвованиях:Получатель благотворительной помощи должен строго удовлетворять критериям этого списка, в частности, иметь статус некоммерческой организации (НКО) или учреждения. В то же время нельзя получить вычет на перечисления частному благотворительному фонду или нуждающемуся физическому лицу. В нашей практике был случай, когда состоятельный бизнесмен поддерживал несколько футбольных клубов, но вычет он мог получить только из перечислений тем получателям, которые имели статус НКО, т.е. были должным образом зарегистрированы. Можно привести и другой практический пример, также рассмотренный налоговыми органами в письменных разъяснениях. Жертвуя средства напрямую учебному заведению - школе или вузу, имеющему государственную лицензию и аккредитацию, выплаты можно использовать для получения социального налогового вычета. Если же помощь перечисляется общественному фонду или попечительской организации той же школы или вуза, в предоставлении вычета может быть отказано.
Наконец, социальный налоговый вычет на благотворительность можно получить только на основании подачи налоговой декларации и подтверждающих документов. Это всевозможные расписки, квитанции, банковские выписки и т.д. Впрочем, перечень документов законодательно не утвержден и не ограничен, поэтому налоговые органы могут требовать любые документы, которые сочтут относящимися к делу. Например, уставные документы организаций - получателей пожертвований. Нетрудно догадаться, что на практике возврат налога из бюджета превращается в затяжной и очень трудоемкий процесс, что отпугивает многих благотворителей.
Что же касается организаций-жертвователей, налоговым законодательством не предусмотрено уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в части различного рода целевых отчислений, в том числе пожертвований, а также имущества, передаваемого на благотворительные цели. При этом налоговым законодательством предусмотрена возможность установления региональных льгот. Так, например, затраты, понесенные на благотворительные цели организациями Московской области, могут быть компенсированы (хотя бы частично) за счет уменьшения применимой ставки по налогу на прибыль, но в размере, не превышающем сумму произведенных расходов.
Льготы для организаций, делающих пожертвования на благотворительные цели, предусмотрены в отношении НДС: передача имущества в пользу НКО на осуществление уставной деятельности освобождается от налога.
Фонд имени меня
Сегодня среди Российских бизнесменов все более популярным становится оказание помощи не напрямую со своего банковского счета или наличными средствами, а с использованием специально создаваемых структур. В большинстве случаев это вызвано их желанием самостоятельно определять круг получателей пожертвований и контролировать свои расходы. Классический пример благотворительной структуры - создание именного фонда . который распределяет средства на лечение больных, поддержку образования, науки и культуры и др. Подобные структуры обычно регистрируются в соответствии с Российским законодательством, находятся на территории России, имеют штат сотрудников, отвечающих за поиск проектов и контроль за расходованием средств благотворителя.
Российские благотворительные организации и фонды в рамках ведения своей уставной деятельности освобождаются от налогообложения прибыли. Безвозмездная передача товаров, а также выполнение работ и оказание услуг в рамках благотворительной деятельности освобождается и от обложения НДС.
По итогам года такие организации обязаны предоставлять отчет о расходовании средств, полученных в рамках благотворительных взносов, по специальной форме. Если налоговые органы сочтут расходы несоответствующими уставным целям, полученные средства будут признаны доходом организации, подлежащим налогообложению.
В частности, в случае, если полученные организацией денежные средства были направлены не на нужды конечных получателей, а, например, на приобретение недвижимого имущества для самой компании, такие инвестиции будут признаны несоответствующими уставным целям. В этом случае полученные средства могут быть признаны доходом организации, подлежащим обложению налогом на прибыль.
Более того, благотворительные организации и фонды обязаны вести раздельный учет целевых средств, направленных на ведение благотворительной деятельности. Отсутствие раздельного учета может явиться основанием для оспаривания налоговыми органами применения организацией освобождения по налогу на прибыль в связи с невозможностью получить достоверное подтверждение о целевом использовании средств.
В современной практике зарубежных стран одним из популярных инструментов финансирования деятельности благотворительных НКО и фондов является формирование эндаумента - специального фонда, который управляется с целью использования для некоммерческих и благотворительных целей. Российским аналогом данного финансового механизма является целевой капитал . Возможность формировать и использовать целевой капитал возникла у НКО, зарегистрированных в России, относительно недавно, и практика использования данной формы финансирования пока еще находится в процессе формирования.
Целевой капитал представляет собой часть имущества НКО или учреждения, переданную в доверительное управление управляющей компании для получения дохода, который в дальнейшем используется для финансирования уставной деятельности данной организации. Также есть возможность создавать специализированные фонды исключительно для формирования и использования целевого капитала в пользу иных НКО (кроме государственных корпораций, политических партий и общественных движений).
Целевой капитал формируется исключительно за счет пожертвований физических и юридических лиц в виде денежных средств на основании договора пожертвования или завещания, но не может формироваться или пополняться за счет собственных средств организации или фонда. Средства целевого капитала могут использоваться исключительно в сферах образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), искусства, архивного дела и социальной помощи. Классическим примером создания фонда целевого капитала является создание специальных фондов развития при Российских университетах. Управлением такими фондами занимаются профессиональные управляющие компании.
Денежные средства, которые получены для формирования целевого капитала, освобождены от налога на прибыль. При этом доходы от размещения средств целевого капитала, полученные НКО от управляющих компаний и от специализированных организаций управления целевым капиталом, также освобождены от налогообложения.
Другой пример создания благотворительной структуры - использование разнообразных иностранных холдинговых механизмов (например, трастов, создаваемых в юрисдикциях англо-саксонского права). Они управляются опытными менеджерами, имеющими солидную репутацию и профессиональное признание. Средства из трастов могут направляться напрямую физическим лицам, общественным организациям либо получателям в рамках специальных проектов. Но в любом случае задачи траста и механизм осуществления распределений могут быть достаточно гибкими - в зависимости от целей конкретного жертвователя или самого траста. Во многом это вызвано тем, что механизм создания и использования траста обычно осуществляется с применением англо-саксонского права, что дает некоторые преимущества, недоступные в Российской правовой среде. Например, это возможность определять не только получателей средств, но и временные рамки и условия их распределения.
Не исключены случаи, когда благотворительные проекты осуществляются НКО, не имеющими статус благотворительной организации. При этом на практике контролирующие органы могут отказать в применении освобождения по налогу на прибыль в отношении средств и иного имущества, полученных такими организациями на осуществление благотворительной деятельности.
Налоги для получателя
Физические лица, получающие благотворительную помощь, как правило, освобождаются от уплаты налогов с пожертвования - в случае, если такая операция имеет достаточное документальное подтверждение. Если помощь получена от частного лица, то в большинстве случаев это можно квалифицировать как дарение, а подаренные средства не облагаются налогом. Исключение составляют дарение недвижимости, транспорта, акций, долей и паев. И даже в этих случаях, предусмотренных НК РФ, налог платить не надо, если даритель и одаряемый - близкие родственники или члены одной семьи.
Не придется платить налог и при получении некоторых видов финансовых перечислений от организаций. В частности, при соблюдении определенных условий (разных для каждого конкретного случая) от налога освобождены получатели грантов в области культуры, науки и искусства, премий за выдающиеся достижения в социально значимых областях, призеры международных спортивных соревнований, жертвы террористических актов, получатели материальной помощи из числа малоимущих и социально незащищенных категорий граждан и др.
Суммы благотворительной помощи также не подлежат обложению социальными взносами.
Зарубежный опыт и перспективы
Налоговое стимулирование благотворительности хорошо развито в США, а также в Великобритании и многих других странах Европы. Их организации и индивидуальные благотворители получают налоговые льготы, уменьшают свою налогооблагаемую базу и используют другие преференции. Реакция налоговых и административных органов государства на благотворительность часто не заставляет себя ждать. Например, после землетрясения на Гаити американские граждане жертвовали денежные средства и оказывали другую помощь пострадавшим. По сообщению Службы внутренних доходов США (IRS), налогоплательщики, которые оказали помощь гаитянам, могут в 2010 г. получить дополнительный налоговый вычет.
В России планируются изменения, направленные на стимулирование благотворительной деятельности. Так, в июле 2009 г. Распоряжением Правительства РФ была одобрена Концепция, определяющая основные направления государственной политики в области содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества. В частности, предполагается расширение налоговых стимулов, а также установление особого порядка налогообложения доходов. Основные направления развития законодательства в сфере благотворительности также были обозначены Президентом РФ в его послании Федеральному собранию в конце 2009 г.
В целях реализации намеченных целей буквально недавно на законодательном уровне было введено понятие социально ориентированных НКО*. В отношении таких организаций установлена приоритетность перед другими НКО при оказании государственной поддержки. В качестве одной из форм поддержки установлено предоставление льгот по уплате налогов и сборов. Льготы по уплате налогов и сборов могут предоставляться также юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным НКО материальную поддержку. Однако на федеральном уровне пока не закреплены конкретные виды налоговых льгот. Возможно, льготы будут предоставлены на уровне субъектов.
* Федеральный закон РФ от 05.04.2010 № 40-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
В настоящее время также ведется активная работа по совершенствованию Российского законодательства о целевом капитале: планируется расширить понятие целевого капитала, способы его формирования и пополнения (не только за счет денежных средств, но также за счет пожертвований в виде ценных бумаг и недвижимого имущества). Также предлагается расширить перечень видов деятельности, финансирование которых допускается из средств целевого капитала. Так, например, из средств целевого капитала может быть допущено финансирование деятельности по охране окружающей среды.
Несмотря на ограниченный пока список налоговых льгот и стимулов, благотворительность в России набирает обороты.
Для многих отечественных бизнесменов она становится обязательной составляющей социальной ответственности их бизнеса. Все больше компаний создают благотворительные корпоративные фонды, цель которых - сбор средств для нуждающихся. В волонтерских проектах и акциях участвуют сотрудники, владельцы, а часто и клиенты компаний. Один из последних ярких примеров частной филантропии - инициатива В.Потанина, который решил передать большую часть своего капитала на благотворительность. Важным фактом признания пользы подобных инициатив для общества могло бы стать установление нулевого режима налогообложения для подобных фондов и их учредителей.
Россияне поддерживают футбольные клубы и культурные организации в основном из идейных соображений, и налоговая составляющая для них в данный момент не так важна, но она может сыграть существенную роль в будущем.
Для корпоративных благотворителей создание необходимой и благоприятной инфраструктуры поддержки НКО может стать серьезным стимулом для развития в России.
Приглашаем Вас принять участие в работе нашего журнала! Присылайте предложения о сотрудничестве, по тематике материалов, свои статьи и замечания на электронный адрес редакции. Также приглашаем Вас принять участие в организуемых журналом мероприятиях (конференциях, круглых столах, обсуждениях), подробности можно узнать через электронный адрес редакции.
Материал из журнала "Право и безопасность ". Тексты статей всех выпусков журнала доступны в архиве. Условия подписки на печатную версию журнала Вы можете узнать на его сайте. Подписной индекс печатной версии журнала в объединенном каталоге "Пресса России" – 83130. Подписной индекс в каталоге«Газеты. Журналы» Роспечати – 82830. Почтовый адрес редакции: 101000, Москва, Главпочтамт, а/я 470. Телефон (495) 778-0319, тел./факс (499) 246-5781. (C) 2001 - 2014 "Право и безопасность ".
Какими налоговыми льготами могут пользоваться благотворительные организации общеРоссийского уровня, занимающиеся благотворительной деятельностью?
Какие льготы имеет ООО - благотворительная организация, входящая в благотворительную организацию Российского масштаба, если оно является собственностью этой Российской благотворительной организации. При этом ООО занимается коммерческой и производственной деятельностью, изготавливает и реализует продукцию бытового назначения для населения.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 5 ноября 1999 г. N 04-02-11
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее
Деятельность благотворительных организаций регулируется Федеральным законом от 11.08.1995 N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" (с изменениями и дополнениями).
Согласно ст.1 данного Федерального закона под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Вышеуказанным Федеральным законом установлено, что благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных вышеназванным Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности. Благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность только для достижения целей, ради которых она создана.
В соответствии с действующим порядком в составе доходов и расходов некоммерческих организаций (в том числе и благотворительных) не учитываются и, соответственно, не подлежат включению в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль доходы,
образующиеся в результате целевых отчислений на содержание указанных организаций, поступившие от других предприятий и граждан, членские вступительные взносы, долевые (паевые и целевые вклады участников этих организаций) и расходы, производимые за счет этих средств.
Что касается Ваших вопросов, связанных с предоставлением льгот благотворительным организациям и хозяйственным обществам, учрежденным такими организациями, сообщаем следующее.
Специальных льгот для благотворительных организаций и хозяйственных товариществ, образованных в установленном порядке такими организациями, законодательство Российской Федерации по налогам и сборам не содержит.
При этом не проводится различий между общеРоссийскими и региональными благотворительными организациями.
Согласно п.10 ст.2 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с учетом изменений и дополнений) некоммерческие (в том числе благотворительные) организации, имеющие доходы от предпринимательской деятельности, уплачивают налог на прибыль с полученной от такой деятельности суммы превышения доходов над расходами.
Вместе с тем для предприятий, осуществляющих взносы на благотворительные цели, установлена льгота пп."в" п.1 ст.6 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций", в соответствии с которой предприятия при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, могут уменьшать налогооблагаемую прибыль на суммы взносов на благотворительные цели организациям, перечисленным в указанном подпункте, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли.
Что касается хозяйственного общества, учрежденного благотворительной организацией, то оно в соответствии с законодательством Российской Федерации уплачивает налоги в общем порядке. Такое общество после уплаты в установленном порядке налогов распоряжается оставшейся прибылью в соответствии с решениями учредителей.
Что касается уплаты благотворительными организациями налогов в дорожные фонды, сообщаем следующее.
Согласно Закону Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 "О дорожных фондах в Российской Федерации" (с учетом изменений и дополнений) объектом налогообложения является выручка от реализации продукции (работ, услуг) и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо - сбытовой и торговой деятельности.
Исходя из вышеназванных норм Закона объектом обложения для благотворительной организации будет являться выручка от реализации продукции (работ, услуг) в случае реализации товаров (работ, услуг) нуждающимся в благотворительной помощи. При безвозмездной передаче таких товаров (работ, услуг) указанным лицам объект обложения налогом на пользователей автомобильных дорог не возникает.
В аналогичном порядке, по нашему мнению, следует исчислять налог на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, учитывая однородность объекта налогообложения.
05.11.1999 Заместитель руководителя
Департамента налоговой политики
Налоговые льготы как стимул для благотворителей
Доля людей, которые совершают благотворительные финансовые пожертвования, значительно выше в странах, предлагающих налоговые льготы для жертвующих, следует из международного исследования, обнародованного CAF. У России в этом исследовании 7 баллов из 11.
Первый в мире международный индекс способов государственной поддержки благотворительной деятельности показывает, что процент людей, жертвующих деньги на благотворительность, на 12% выше в странах с льготным режимом налогообложения для физических лиц (33%), чем в тех, где этого нет (21%).
Исследование проведено Nexus, McDermott Will & Emery LLP, Charities Aid Foundation (CAF) вместе с партнером NFP.
В исследовании рассматривалось влияние налоговых стимулов, льгот и других аспектов законодательства о благотворительности на объемы пожертвований. Было установлено, что влияние налоговых льгот на количество пожертвований не зависит от уровня экономического развития страны. Во всех областях экономического спектра, от богатых до бедных стран, те из них, которые предлагают налоговые льготы для жертвователей, демонстрируют более высокий уровень пожертвований.
Однако в разных странах мира есть определенное несоответствие между поддержкой государством корпоративных пожертвований и поддержкой пожертвований частных лиц. 77% исследованных стран имеют некоторые формы налоговых льгот для корпоративных доноров, но только 66% предлагают стимулы для индивидуальных доноров. Большинство стран имеют налоговые льготы для людей, делающих пожертвования в течение своей жизни, а 46% стран, которые облагают налогами наследство, предлагают налоговые льготы в том случае, если наследство передается на благотворительные цели.
Индекс Правил пожертвований был подготовлен в поддержку Глобальной кампании Nexus&rsquoa (Nexus Global Campaign for a Culture of Philanthropy), цель которой - обеспечивать условия для развития благотворительности по всему миру.
У России в этом исследовании 7 баллов из 11. Наша страна оказалась в одной группе с Грецией, Македонией и государством Сент-Винсент и Гренадины (Saint Vincent and Grenadines). В России существуют налоговые льготы для частных жертвователей, но их нет для жертвователей корпоративных. Также нет налоговых льгот на имущество и наследство, оставленное на благотворительность.
В России действующее налоговое законодательство позволяет коммерческим организациям, которые занимаются благотворительной деятельностью, оказывать благотворительную помощь только из чистой прибыли. При этом организации могут направить на благотворительность средства из чистой прибыли после уплаты налога на прибыль.
В октябре текущего года в Государственную Думу РФ внесены два законопроекта: первый предоставляет существенные налоговые льготы для Российских меценатов, жертвующих на развитие образования, культуры и сохранения культурных ценностей второй - упрощает для зарубежных меценатов процедуры получения гражданства и миграционного учета. Эксперты отмечали, что меценатство является лишь частью благотворительной деятельности, и непонятно, почему именно эту часть нужно специально регулировать законом и давать льготы только тем, кто занимается благотворительностью в сфере культуры.
В ноябре прошлого года Минэкономразвития опубликовало проект закона, который предоставляет налоговые льготы для юрлиц-благотворителей, делающих пожертвования в целевой капитал НКО.
Данную инициативу эксперты приветствовали и отмечали, что принятие такого закона будет означать, что государство ценит благотворительную деятельность бизнеса и намерено формировать благоприятные экономические условия для третьего сектора, сообщает АСИ.
Источники:
Следующие статьи:
- Имеет ли льготы инвалид 2 группы на налог недвижимость
- Льготы по уплате земельного налога для инвалидов
Комментариев пока нет!