Льготы и пособия пожилым инвалидам
Технологии социальной помощи престарелым и инвалидам
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Изменение социального статуса человека в старости и положение инвалида в обществе, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности, порождает серьезные социальные проблемы. Наиболее злободневной из них является ограничение жизнедеятельности пожилых людей и инвалидов и связанная с ней трансформация ценностных ориентиров. В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и
социальной помощи престарелым и инвалидам. Понятие «социальная реабилитация» включает в себя комплекс социально-психологических, экономических, политико-правовых, медицинских, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий для возвращения этих групп населения к нормальной жизнедеятельности и закрепления их социального статуса на всех уровнях государственной политики.
Социальная помощь - это обеспечение в денежной и натуральной формах, в виде льгот и услуг, предоставляемое с учетом законодательных норм и социальных гарантий, установленных государством для престарелых и инвалидов.
К традиционным формам социального обеспечения относятся денежные выплаты (пенсии, пособия и др.) натуральное обеспечение (продукты, медикаменты, одежда и др.) услуги и льготы стационарное и нестационарные виды обслуживания. На современном этапе развития экономических отношений важным условием социальной реабилитации данной категории общества является поддержание уровня жизни за счет повышения размеров пенсий. С учетом предложений и возможностей Пенсионного фонда Российской Федерации установлен новый минимальный размер пенсии и введен механизм индексаций пенсий в зависимости от роста цен. В Московской области на базе Пенсионного Фонда России проводится эксперимент по обработке модели будущей Федеральной пенсионной службы как самостоятельной финансово-банковской системы.
В настоящее время развивается сеть негосударственных пенсионных фондов как дополнительный источник социальной защиты пожилых людей.
Установлены льготы для предприятий, использующих труд инвалидов. Учреждения и организации, в которых занято 30% инвалидов от общей численности работающих, пользуются правом на льготное налогообложение, свыше 50% - полностью освобождаются от уплаты налогов и платежей. В связи со структурной перестройкой экономики отдается предпочтение созданию новых отраслей, экологически чистых производств (фермерские хозяйства, сферы малого и среднего бизнеса и др.).
Особая роль в системе реабилитации пожилых людей и инвалидов принадлежит медико-социальной реабилитации. Создается сеть федеральных и региональных центров восстановительного лечения, многопрофильной медицинской реабилитации, специализированных санаторно-курортных учреждений и т.д. Новые задачи поставлены и перед Главным управлением медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов (МСЭ, бывшая ВТЭК). В их функции входит разработка индивидуальных программ реабилитации с определением конкретного объема, видов и сроков их осуществления. Механизм социальной зашиты пожилых людей и инвалидов реализуется на государственном (федеральном) и региональном (местном) уровнях. На государственном уровне обеспечивается гарантированное предоставление установленных размеров пенсий, пособий и других видов натурального обеспечения, услуг и льгот. На региональном уровне решаются вопросы дополнительного повышения норм государственного обеспечения нуждающихся нетрудоспособных граждан.
В современных условиях происходит перенос центра тяжести социальной защиты пожилых людей и инвалидов непосредственно на местные органы власти. Во многих регионах установлены льготы по оплате проезда на транспорте пожилых людей и инвалидов. Развивается сеть специальных жилых домов-интернатов для одиноких престарелых и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. Проживание и все виды социальной помощи в домах-интернатах осуществляются бесплатно. Почти в каждом таком учреждении созданы лечебно-трудовые мастерские с различными видами занятости: швейные, галантерейные, сапожные, столярные и др. В сельских домах-интернатах имеются подсобные хозяйства с развитыми формами огородничества, садоводства, пчеловодства и т.д. Развивается система культурно-массовых мероприятий (концерты, экскурсии, спортивно-оздоровительные шоу, тематические вечера, клубы по интересам и т.п.), внедряются бригадные формы организации труда, коллективный и арендный подряд. Важное значение в настоящее время приобретает организация бесплатного питания за счет средств местных бюджетов, территориальных фондов социальной поддержки населения (Иркутская, Магадан-
екая, Орловская, Пензенская, Ростовская, Тамбовская и другие области).
Министерством социальной защиты населения Российской Федерации разработаны и внедряются федеральные целевые программы («Социальная защита инвалидов», «Социальная защита пожилых людей» и др.), рассчитанные на развитие маломобильных групп населения. На базе территориальных центров создаются службы срочной социальной помощи для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности престарелых и инвалидов. Приобретает систематический характер такая форма социального обслуживания, как помощь на дому (с 1987 года).
В России началась реформа всей системы социального страхования, появляются частные пенсионные и страховые фонды, совершенствуется медицинское страхование с установлением дополнительных гарантий для пожилых людей и инвалидов. Необходимо совершенствование правовой основы системы социальной защиты данной категории населения.
Одной из актуальных является проблема подготовки социальных работников с высшим специальным образованием для работы в домах-интернатах и реабилитационных центрах социально-бытовой и социально-психологической адаптации инвалидов и пожилых людей. В 1991 году в ряде вузов страны были открыты факультеты и курсы подготовки специалистов по социальной работе, создан Российский государственный социальный институт, но потребность в квалифицированных социальных работниках еще достаточно велика. Особый спрос на специалистов высокого класса наблюдается в сфере организации социально-культурной деятельности при решении жизненных проблем пожилых людей и инвалидов. Социальный работник в своей профессиональной деятельности может выполнять разные социальные роли: защитника интересов слабозащищенной категории людей, педагога-социолога, эксперта по вопросам социальной и правовой политики, консультанта-психолога и др. Совершенствование системы социальной защиты и социальной поддержки престарелых и инвалидов в современных условиях - необходимая гарантия их социальной реабилитации и обеспечения нор-
мальной жизнедеятельности в кризисный переходный период экономических отношений.
Социальная помощь пожилым людям и инвалидам осуществляется в соответствии с действующими в стране законами о пенсионном обеспечении. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463 утверждена «Программа пенсионной реформы в Российской Федерации», в которой дается оценка современного состояния пенсионного обеспечения, намечены основные направления развития концепции реформы, определены источники формирования финансовых ресурсов пенсионной системы, роль персонифицированного учета, даны необходимые рекомендации и разъяснения (см. Бюллетень Минтруда и социального развития РФ, 1998, №6).
Система пенсионного обеспечения представляет собой сложную технологическую цепь, состоящую из целого ряда звеньев - от назначения до выплаты пенсий. Действующим законодательством установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Порядок их исчисления, выплаты, перерасчета, индексации регулируются различными нормативными актами. Право на пенсию по старости на общих основаниях имеют: мужчины - по достижении 60 лет при общем трудовом стаже не менее 25 лет женщины - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже 20 лет. На льготных основаниях засчитывается пониженный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, в местах с особыми условиями труда. Нормативными актами установлено, что граждане могут обращаться за пенсией в любое время после возникновения права на нее, без ограничений каким-либо сроком и независимо от характера занятий ко времени обращения. Выплата пенсий осуществляется за счет Пенсионного фонда Российской Федерации. Трудовые пенсии, назначенные в связи с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, подразделяются следующим образом: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет. (Постановление Министерства труда РФ от 22.05.96 №29, ст.ст. 12, 78, 78-2). Согласно действующему законодательству в механизм исчисления пенсий заложен принцип учета длительности трудового стажа. Пенсия по старости определяется в размере 55% заработка и 1% за каждый
год общего трудового стажа, превышающего требуемый. Однако размер пенсии не должен превышать 75% заработной платы.
Порядок исчисления пенсий по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет имеет свои особенности. Размер пенсии при полной инвалидности (I-II группы) составляет 75% заработка, при частичной - 30%. Законом поощряется работа пенсионеров по старости и после назначения пенсии путем установки надбавки за каждый проработанный год. Пенсия по старости выплачивается в полном объеме, независимо от того, работает пенсионер или нет. Предусмотрен перерасчет пенсии в связи с увеличением трудового стажа. Размер пенсии за выслугу лет определяется в зависимости от имеющейся выслуги, но не от общего стажа. Среднемесячный заработок при назначении пенсии определяется (по желанию обратившегося за пенсией): за 24 последних месяца работы (службы, кроме срочной военной службы) перед обращением за пенсией либо за любые 60 месяцев работы (службы) подряд в течение всей трудовой деятельности перед обращением за пенсией (ст. 102 гл. VII Закона РФ «О государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.05.98). Из числа месяцев, за которые подсчитывается среднемесячный заработок, исключаются (по желанию обратившегося за пенсией) неполные месяцы работы. При этом исключенные месяцы заменяются другими, непосредственно предшествующими избранному периоду или непосредственно следующими за ним.
Пенсионерам, проработавшим после назначения пенсии не менее 24 месяцев с более высоким заработком, пенсия может пере-считываться (по их заявлению). Повышение пенсии предусмотрено:
• Героям Советского Союза, Героям РФ, Героям Социалистического Труда и гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней - на 50%, но не менее, чем на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)
• чемпионам Олимпийских игр - на 50% (ч. 1 ст. 17 Закона)
• участникам Великой Отечественной войны - на 100% (ч. 1 ст. 17 Закона)
• гражданам - бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, ГЕТТО и других мест принудительного содержания - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)
• гражданам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и впоследствии реабилитированным - на 50% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)
• инвалидам с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны либо с их последствиями - на 100% минимального размера пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона) и др.
Социальные пенсии устанавливаются гражданам, не имеющим по каким-либо причинам права на трудовую пенсию. Пенсионное законодательство обеспечивает право выбора вида пенсии. Право одновременного получения двух пенсий (по старости, за выслугу лет и инвалидности) предоставлено гражданам России, ставшим инвалидами в результате военной травмы. Социальной пенсией обеспечиваются инвалиды I и II групп, в том числе инвалиды с детства дети-инвалиды до 16 лет дети в возрасте до 18 лет, потерявшие одного или обоих родителей. Социальная пенсия -это гарантированное государством право пенсионного обеспечения тех граждан, которые по объективным причинам не приобрели необходимого трудового стажа.
Социальная пенсия устанавливается в следующих размерах:
- инвалидам с детства I и II групп, детям-инвалидам, а также детям, потерявшим обоих родителей и одинокой матери - в размере минимальной пенсии по старости (ч. 1 ст. 17 Закона)
- инвалидам II группы (кроме инвалидов из родителей и гражданам, достигшим 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), - в размере 2/3 минимальной пенсии по старости:
- инвалидам III группы - в размере 1/2 пенсии.
Заявление о назначении пенсии рассматривается органом
социальной защиты населения не позднее 10 дней после его поступления со всеми необходимыми документами (ст. 118, гл. IX Закона). Выплата пенсии производится за текущий месяц. Доставка и пересылка осуществляется за счет государства. Суммы назначенной пенсии, не полученные пенсионером своевременно, выплачиваются за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за их получением. Суммы пенсии, не полу-
ченные своевременно по вине органов, назначающих или выплачивающих пенсию, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ст. 123 гл. IX Закона).
В финансовой системе пенсионного обеспечения действуют механизмы компенсации и индексации пенсий в связи с ростом потребительских цен и инфляции. Пенсионное обеспечение осуществляется непосредственно государственными органами социальной защиты населения Российской Федерации и их пенсионными службами. Законодательством определен порядок выплаты пенсий за время пребывания пенсионера в доме для престарелых и инвалидов в случае лишения свободы по приговору суда и др. Существует судебный порядок разрешения споров в сфере пенсионного обеспечения.
Эффективной формой социального обеспечения населения являются пособия. Особую заботу проявляет государство об охране материнства и детства. Пособие по беременности и родам установлено в размере 100% заработной платы, независимо от трудового стажа матери. С 1993 года выплачиваются «детские» пособия, на детей до 1,5 лет - в размере минимальной заработной платы, до 6 лет - 70%, от 6 до 16 лет - 60%.
В 1,5 раза увеличены пособия на детей одиноким матерям, семьям военнослужащих и семьям, в которых отец уклоняется от уплаты алиментов. Социальные пособия (по временной нетрудоспособности, беременности и родам, по уходу за ребенком, на детей малообеспеченным семьям и др.) выплачиваются за счет Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и других внебюджетных фондов. Увеличение размеров пособий предусматривается законодательством с учетом семейного положения и местных условий.
За последние годы принят ряд правовых актов, нацеленных на повышение ответственности предприятий за возмещение ущерба от трудового увечья граждан, определение порядка выплаты пособия по безработице и др. Правительством Российской Федерации принято Постановление «Об утверждении порядка регистрации безработных граждан» от 22.04.97 № 458, разрабатываются программы обеспечения занятости. Государственный фонд занятости населения РФ осуществляет выплату пособий и компенсаций по безработице, стипендий на период прохождения переобучения и переподготовки, оказание материальной помощи и др.
В 1995 году была разработана Концепция реформы пенсионного обеспечения в РФ с целью установления критериев и упорядочения пенсионных льгот, выявлен интегральный показатель утраты нетрудоспособности.
Своевременная выплата гражданам пенсий и пособий является одной из важнейших функций системы социального обеспечения.
Вопросы для самоконтроля
1. Каковы основные проблемы социальной защиты пожилых людей и инвалидов в современных условиях?
2. Сущность понятий «социальная помощь» и «социальная реабилитация».
3. Дать характеристику видов пенсионного обеспечения.
4. Назвать основные условия порядка назначения и выплаты трудовой пенсии.
5. Сформулировать особенности исчисления социальных пенсий.
Список рекомендуемой литературы
1. Александрова Г. Годы и заботы. М. 1990.
2. Бисневска-Рошковска К Новая жизнь после шестидесяти. Пер. с польского. М. 1989.
Полезные мелочи в помощь пожилым и инвалидам
Полезные мелочи в помощь пожилым и инвалидам
Когда, всеми уважаемый глава семьи, достигает таких лет, что ему становится трудно держать вилку, читать газету, разговаривать по телефону, родственники решают, что настала пора кому-то делать это за него. А может быть, лучше поместить его в дом для престарелых.
Для пожилых людей, которых уже оставляют силы, такая развязка почти неизбежна. Но на помощь тем, кто теряет слух, зрение и силы, приходит техника. Многим бедам могут помочь легкодоступные, сравнительно недорогие приборы.
Специальные столовые приборы позволяют страдающей артритом женщине есть самой, а не испытывать унижение каждый раз, когда кто-то должен ее кормить. У таких приспособлений изогнутые или утолщенные ручки их можно для большего удобства прикрепить к запястью. Специальные устройства с дистанционным управлением могут включать и выключать свет, радио и телевизор, так что больным пальцам не приходится иметь дело с мелкими кнопками и рычажками. Термостаты, громко щелкающие каждый раз, когда регулятор комнатной температуры переставляется на два градуса, очень помогают старым людям со слабым зрением.
Но многие пожилые люди, а возможно и большинство, понятия не имеют о существовании таких приспособлений.
Некоторые люди прикованы к инвалидным креслам. Полезные новости они чаще всего узнают из телевизионных реклам, а не от служб помощи пожилым. Некоторые компании устанавливают, большей частью бесплатно, приспособления к разным приборам, например, к сушильным машинам или термостатам.
Принято думать, что только старикам иногда трудно распаковывать купленное или читать мелкий шрифт, но это неверно, - говорит Патриша Мор, индустриальный дизайнер, чья фирма Мор энд ассошиэйтс в Монтвейле. штат Нью-Джерси, разрабатывает товары для престарелых. - Если молодые проклинают изготовителя, когда не могут легко открыть коробку, то пожилые винят себя и отказываются даже от необходимых им вещей.
Чтобы лучше понять, какие физические трудности испытывают пожилые люди, Мор три года путешествовала, приняв облик престарелой женщины. Она подшила к одежде многочисленные подкладки, чтобы было тяжелее двигаться, смазала вазелином контактные линзы, чтобы хуже видеть, и симулировала тяжелый артрит пальцев. Компания «Проктер энд Гэмбл» обратилась к Мор за советом, прежде чем паковать стиральный порошок «Тайд» в коробки весом 1,2 и 2 кг не с перфорированной, а с клапанной крышкой. Мор также придумала для коробочек для пилюль крышки с часиками, работающими от батарейки, чтобы больной точно знал, когда он последний раз принимал лекарство.
Упомянутые товары свидетельствуют о том, что нелегко одновременно угодить покупателям с обычными и специфическими потребностями. Больные, страдающие артритом рук, с трудом открывали коробки «Тайда», а люди с ослабленным зрением не могли прочитать цифры на коробочках с лекарствами. Мор говорит, что клапанные крышки «Тайда» с приподнятыми уголками открывались бы легче, но об них можно поцарапаться. На коробочках для пилюль можно было бы сделать крышки со светящимися цифрами, но это увеличило бы их стоимость.
Если товары пригодны и для широкой публики, они поступают не в специализированные магазины или службы доставки по почте, а в обычные магазины, что делает их более доступными для стариков. Студенты-дизайнеры создают специальные товары для таких потребителей.
Уже разработаны электронные коды для одежды, на которые будут реагировать особые утюги, автоматически регулирующие температуру для глаженья данного материала. Отпадает необходимость читать надписи на ярлыках или беспокоиться о том, чтобы не повредить одежду перегретым утюгом.
Производители пока не проявили интереса к таким утюгам. Но в магазинах электронных товаров, телефонов и игрушек можно найти немало других весьма полезных вещей для инвалидов. Например, в магазинах электроники продается телефон с громкоговорителем, которым можно пользоваться без помощи рук, причем сила звука в таком телефоне регулируется.
Но самых простых приспособлений для инвалидов не всегда достаточно. Преклонный возраст сопровождают такие недуги, как катаракта, инсульты, болезни сердца, ухудшение зрения, слуха, координации движений, способности передвигаться. Инвалидам нужны ходунки, трости с четырьмя лапками на конце для лучшего упора, поручни в туалетных и ванных комнатах. Магазины медицинского оборудования, как и каталоги соответствующих фирм, полны самых разнообразных приспособлений для престарелых и инвалидов.
Некоторые исследователи считают, что технические средства, избавляющие человека от зависимости от посторонней помощи, обрекают его на одиночество. Но есть техника, которая спасает и от одиночества.
Глинская М.С. Выплата льгот и пособий гражданам пожилого возраста
М.С. Глинская
Выплата льгот и пособий гражданам пожилого возраста
и инвалидам в Советском районе
В условиях реформирования общества и становления рыночных отношений десятки миллионов людей (пенсионеров, инвалидов, детей-сирот, беженцев и др.) нуждаются в экстренной социальной помощи и защите. Под социальной защитой можно понимать систему мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
Социальную поддержку можно трактовать как специальные меры, направленные на поддержку условий, достаточных для существования слабых социальных групп, отдельных семей, личностей, испытывающих нужду в процессе жизнедеятельности и деятельного существования.
Социальная помощь – это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
Социальная поддержка и социальная защита людей определяются социальной политикой государства как определенной ориентации и системой мер по оптимизации социального развития общества, отношений между социальными и другими группами, созданию тех или иных условий для удовлетворения жизненных потребностей. Нестабильность экономики, ведущая к снижению уровня жизни граждан, ухудшение экологической ситуации, катастрофы, природные катаклизмы, военные конфликты – вот основные причины увеличения числа инвалидов. Только за 1998 г. число граждан, впервые признанных инвалидами, в Советском районе составило 594 человек. В настоящее время (в 2000 г.) в муниципальном образовании Советский район проживает 2359 инвалидов, в том числе 235 де тей.
24 ноября 1995 г. был принят Федеральный Закон РФ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации № 181-ФЗ, за крепляющий условия определения инвалидности, меры реабилитации граждан с ограниченными возможностями, льготы и компенсации. На основании этого закона в Советском районе были разработаны две целевые программы. Районная программа Ветеран–99 предусматривает реализацию системы мер, направленных на повышение жизненного уровня ветеранов, повышение качества жизни ветеранов, на предоставление им дополнительных льгот и прав на основании ФЗ О Ветеранах, принятом Государственной Думой 16 декабря 1994 г. Программа состоит из двух разделов: перечень категорий ветеранов и перечень льгот и расходов по видам льгот. Вторая программа – Об адресной социальной помощи малообеспеченным, льготным категориям населения по Советскому району включила в себя основные цели и принципы Программы, механизм ее реализации и перечень мероприятий по оказанию адресной социальной помощи.
В связи со сложным финансовым положением в 1998 г. лишь на 7,6% была профинансирована программа Инвалид. Несмотря на это, льготы инвалидам и семьям с детьми-инвалидами предоставляются за счет средств местного бюджета. В частности, предоставляются льготы по бесплатному и льготному (с 50-процентной скидкой) обеспечению лекарствами по рецептам врачей в пределах установленного перечня. Оплачивается зубопротезирование, приобретение слуховых аппаратов и других вспомогательных средств реабилитации. В апреле 1998 г. Управлением социальной защиты населения были закуплены трости, которые бесплатно выдавались нуждающимся инвалидам и престарелым гражданам.
Согласно договору между Управлением социальной защиты Ханты-Мансийского округа и протезными предприятиями Екатеринбурга и Тюмени бесплатно производится протезирование конечностей и обеспечение корсетами. Оплату за протезирование инвалидов производит Окружное управление социальной защиты. В 1997–1998 года протезировалось из Советского района 10 человек.
Все нуждающиеся инвалиды и престарелые граждане района обеспечены комнатными кресло-колясками. Всего Управлением выдано 150 инвалидных колясок: очередь была закрыта, но нет резерва колясок.
Один из самых тяжелых вопросов социальной защиты инвалидов – обеспечение спецтранспортом инвалидов, имеющих медицинские показания для его получения и разрешения на управление автомобилем. Обеспечение спецтранспортом (автомобилями Таврия и Ока) производится Окружным управлением социальной защиты населения. По состоянию на 1 мая 1999 г. в очереди на получение спецтранспорта стояли 65 инвалидов. За пять лет (1995–1999 гг.) в Советском районе инвалидам Великой Отечественной войны и к ним приравненным было выделено только 15 автомобилей. Два раза в год инвалиды, имеющие спецтранспорт и медицинские показания к его получению, получают в Управлении социальной защиты населения компенсацию на транспортное обслуживание. В 1997 г. было выплачено 44,5 тыс. р. 1998 г. – 41,5 тыс. р.
Нет возможности полностью обеспечить всех нуждающихся по медицинским показаниям и санаторно-курортными путевками. В 1998 г. возможность пролечиться за пределами района получили 40 инвалидов, 50 престарелых граждан и 100 детей-инвалидов. Летом отдохнули и оздоровились на территории Советского района в лагере Мечта 65 инвалидов и 35 престарелых граждан.
Всем инвалидам предоставляется льготы по проезду на городском и межпоселковом транспорте. Предоставляется 50-процентная скидка для проезда по территории России (в период с 1 октября по 15 мая) и 100-процентная – один раз в летний период. Возмещаются расходы инвалидам (до трех раз в год) по проезду на лечение по направлению комитета по здравоохранению. В 1998 г. был оплачен проезд в сумме 50,5 тыс. р. В апреле 1998 г. в Управление социальной защиты населения поступили листы талонов на проезд со 100% и 50% скидкой для инвалидов, детей-инвалидов и сопровождающих их лиц. Всего на 1 мая 1999 г. было выдано листов-талонов 908 инвалидам.
В соответствии с Законом РФ О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям были установлены государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях.
В частности, пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям соответственно 15 и 20 лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, получили право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха на территории Российской федерации и обратно.
За 1998 г. Управлением социальной защиты был оплачен проезд 445 пенсионерам и инвалидам к месту отдыха и обратно, за первые 4 месяца 1999 г. – 135 пенсионерам и инвалидам. Оплата производится при наличии личного заявления и подлинников билетов.
В полном объеме предоставляются льготы по оплате за жилье, коммунальные услуги, платы за телефон. В 1997 г. было выплачено 346,3 тыс. р. в 1998 г. – 400,2 тыс. р.
Решаются вопросы обучения и профобучения инвалидов. Дети-инвалиды, не посещающие школу, обучаются в Центре реабилитации детей-инвалидов Солнышко (7 чел.) и на дому (35 чел.). Профобучение инвалидов производится через сеть специальных учебных заведений Министерства труда и социального развития, однако очень немногие молодые инвалиды обращаются за направлениями для обучения (5–7 человек в год). Оплата обучения студентов–инвалидов предусмотрена и районной Программой мер социальной защиты населения за счет средств Фонда социальной поддержки населения.
Оказывается социально-бытовая, медицинская, материальная и другая адресная помощь инвалидам и детям–инвалидам районным Центром социального обслуживания населения, Центром реабилитации детей-инвалидов Солнышко, Клубом детей-инвалидов Светлячок пос. Коммунистический. Всего охвачено разными формами социального обслуживания (дневной, на дому, временного проживания, специализированной медицинской помощью, пунктом проката и др.) 400 инвалидов. В Центре социального обслуживания работает прокат для слабовидящих людей Говорящая книга: пользуются им 16 инвалидов по зрению, в наличии имеется 34 говорящих книги.
Потребность в развитии учреждений социальной защиты очевидна. В настоящее время (2000 г.) Управление социальной защиты населения совместно с главами администраций территорий прорабатывает вопросы открытия комплексных центров помощи инвалидам в поселках Зеленоборск и Алябьево, но немалым препятствием в этом становится дефицит денежных средств.
Одним из направлений социальной защиты населения инвалидом и пожилых людей является оказание адресной помощи. Все заявления на адресную помощь рассматриваются на заседаниях комиссий администраций поселков и города, в районном штабе социальной поддержки населения Управления социальной защиты. Выделяется материальная помощь на лечение, на приобретение продуктов питания, одежды, удовлетворение хозяйственных нужд. Малообеспеченным инвалидам оказывается помощь на дому. Инвалиды из числа малоимущих граждан получают ежеквартально пособие до установленного в районе минимума (4 МРОТ). Всего в 1998 г. было оказано только материальной помощи инвалидам на сумму 342,5 тыс. р.
Предоставляется льгота инвалидам, участникам Великой отечественной войны, гражданам, пострадавшим от политических репрессий, труженикам тыла и на подписку газет Путь Октября и Новости Югры.
Ежегодно проводится декада инвалидов и День пожилых людей, которые стали особыми формами социальной защиты населения, цель которых привлечь внимание общественности к проблемам инвалидов и пожилых людей, оказать им действенную помощь. В дни декады оказывается помощь на дому, в мелком ремонте жилья, особо нуждающимся устанавливаются телефоны, оказывается продуктовая и материальная помощь.
Одинокие инвалиды и пожилые люди, не имеющие жилья и нуждающиеся в постоянном постороннем уходе, имеют право на получение места в домах-интернатах. Открывшийся в Советском в феврале 1998 г. дом-интернат общего типа окружного значения решил проблему для инвалидов с общими заболеваниями, а вот места в дома-интернаты для психических больных приходиться ждать годами, так как в Округе таких домов-интернатов нет.
Тяжелый вопрос в районе – трудоустройство инвалидов 3-й группы. В районе проживает 638 таких инвалидов, из которых не работают 150 человек. В районе принято постановление Главы местного самоуправления от 6 мая 1998 г. № 106 О квотировании рабочих мест на предприятиях, учреждениях и организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите и трудоустройстве. Данным постановлением установлены квоты на трудоустройство лиц, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе инвалидов, для предприятий, получающих льготы по налогообложению, пользующихся льготными кредитами районного бюджета. Ввиду того, что условия производства в основных отраслях экономики района (лесная промышленность, строительство, транспорт) не позволяют использовать труд людей с ограниченными возможностями, постановлением предусмотрено трудоустройство только 29 инвалидов, что значительно ниже потребности в рабочих местах для инвалидов.
В 1998 г. льготы по налогообложению предоставлены 41 предприятию района, и через службу занятости было трудоустроено 6 инвалидов.
Успешно работает и Общество инвалидов. Большую помощь в работе общества оказывают администрации города и района, частные предприниматели. В 1996 г. был произведен капитальный ремонт помещения, в котором получили возможность нормально работать Районное общество ветеранов войны и труда и Общество инвалидов. В здании были установлены телефоны, при необходимости Управлением социальной защиты населения и городской администрацией выделяется транспорт. От Общества инвалидов работает сапожная мастерская, которая оказывает услуги всему населению, в том числе инвалидам с 50% скидкой.
Одним из актуальных направлений социального обслуживания населения в РФ является социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, которое представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей граждан пожилого возраста и инвалидов в социальных услугах.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов в соответствии с Законом РФ О социальном обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской помощи, правовой, социально-психоло-гической и натуральных видов помощи, помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.), которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому или в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности.
На территории Советского района с февраля 1995 г. вопросы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов решаются районным Центром социального обслуживания. В своей структуре ЦСО имеет отделения социальной помощи и специализированной социальной помощи на дому, дневного и временного пребывания, социальный дом Ветеран в пос. Агириш, дом комплексного социального обслуживания в пос. Зеленоборск, пункт проката электробытовой техники и др.
Учитывая значимость работы Центра социального обслуживания в решении вопросов социальной политики района, администрация района выделила Центру капитальное кирпичное здание, восстановленное после пожара, взамен ветхих деревянных построек бывшего детского сада. В этом здании было размещено отделение временного пребывания на 25 чел. отделение дневного пребывания и социальная столовая. В перспективе это даст возможность вести опытно-экспериментальную работу по оптимизации среды жизнедеятельности граждан старшего поколения в условиях Крайнего Севера.
И все же проводимых мер по социальной защите инвалидов, конечно, недостаточно. Сегодня почти не решаются вопросы обеспечения жильем инвалидов, семей с детьми–инвалидами. Проблемы наблюдаются и в обеспечении местами онкологических больных в хосписах, туберкулезных больных, проживание которых противопоказано в домах-интернатах общего типа. Инвалидам не созданы условия для свободного доступа к объектам инфраструктуры (нет въездов для колясочников, поручней и т. п.).
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов
Юридические основы социальной помощи пожилым и инвалидам
Основные направления социального обслуживания инвалидов закреплены в ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов. Согласно данному закону инвалиды, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Социальное обслуживание инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Социальное обслуживание осуществляется при условии добровольного согласия инвалидов на получение социальных услуг. Социальное обслуживание по желанию инвалидов может осуществляться на постоянной или временной основе.
Инвалиды, а также их законные представители имеют право отказаться от социального обслуживания, за исключением случаев, специально предусмотрены ФЗ от 02.08.1995 г. в редакции от 22.08.2004 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов». В случае отказа от социального обслуживания инвалидам, а также их законным представителям разъясняются возможные последствия принятого ими решения.
Отказ инвалидов от социального обслуживания, который может повлечь за собой ухудшение состояния их здоровья или угрозу для их жизни, оформляется письменным заявлением инвалидов или их законных представителей, подтверждающим получение информации о последствиях отказа.
Ограничения прав инвалидов при оказании им социальных услуг допускаются в случаях, если они лишены ухода и поддержки со стороны родственников или иных законных представителей и при этом не способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности (утрата способности к самообслуживанию и (или) активному передвижению) или признаны в установленном законом порядке недееспособными. Вопрос о помещении инвалидов в стационарные учреждениях социального обслуживания без их согласия или без согласия их законных представителей решается судом по представлению органов социальной защиты населения.
Отказ от услуг стационарных учреждений социального обслуживания инвалидов, утративших способность удовлетворять свои основные жизненные потребности или признанных в установленном законом порядке недееспособными, производится по письменному заявлению их законных представителей в случае, если они обязуются обеспечить указанным лицам уход и необходимые условия проживания.
Инвалидам, являющимся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения, может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Формы социального обслуживания:
1. социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание)
2. полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания
3. стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования)
4. срочное социальное обслуживание
5. социально-консультативную помощь.
Инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.
Социальное обслуживание на дому - одна из основных форм социального обслуживания, направленная на максимально возможное продление пребывание инвалидов в привычных для них социальной среде в целях поддержания их социального статуса, а также на защиту их прав и законных интересов.
Государством при надомном обслуживании гарантируется следующие социальные услуги:
1. организация питания, включая доставку продуктов на дом
2. помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости
3. содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в медицинские учреждения
4. поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями
5. содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг
6. содействие в организации ритуальных услуг
7. другие надомные социальные услуги.
При обслуживании инвалидов, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения, в число надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, включается содействие в обеспечении топливом и (или) водой.
Инвалидам могут предоставляться иные надомные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях, за исключением лиц, являющихся бактерио- или вирусоносителями, либо при наличии у них хронического алкоголизма, карантинных инфекционных заболеваний, активных форм туберкулеза, тяжелых психических расстройств, венерических и других заболеваний, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера инвалидам, остро нуждающимся в социальной поддержке. В связи с этим могут быть оказаны следующие услуги:
1. разовое обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами
2. обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости
3. разовое оказание материальной помощи
4. содействие в получении временного жилого помещения
5. организацию юридической помощи в целях защиты прав обслуживаемых лиц
6. организацию экстренной медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением для этих целей дополнительных телефонных номеров
7. иные срочные социальные услуги.
Социально-консультативная помощь инвалидам направлена на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства.
Эта помощь ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает:
1. выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи
2. профилактику различного рода социально-психологических отклонений
3. работу с семьями, в которых живут инвалиды, организацию их досуга
4. консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве инвалидов
5. обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем инвалидов
6. правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания
7. иные меры по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для инвалидов.
Порядок и условия представления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ФЗ от 17.07. 1999 г. в редакции от 25.11.2006 г. «О государственном социальном обслуживании» инвалиды могут обратиться с заявлением о предоставлении следующего набора услуг:
1. дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании
2. бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Перечень лекарственных средств, а также перечень санаторно-курортных учреждений утверждены соответствующими приказами Министерства здравоохранения и социального развития.
Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с момента установления ему ежемесячной денежной выплаты.
Социальные услуги предоставляются на календарный год. В случае если инвалид приобрел право на получение социальных услуг в течение календарного года, то периодом предоставления ему социальных услуг является период с момента приобретения права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Оплата социальных услуг производится путем вычета определенной суммы из ежемесячного денежной выплаты (ЕДВ). Например, если инвалид отказался от бесплатного проезда в железнодорожном транспорте, то из его ежемесячной денежной выплаты, размер которой зависит от степени ограничение способности к трудовой деятельности, будет удержано 97,53 рублей.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!