Анализ льгот по ндс
Отмена некоторых налоговых льгот
[02.11.03]
Принятие Верховной Радой в 1-м чтении законопроекта "О внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам налогообложения в связи с принятием Закона Украины "О государственном бюджете на 2004 г." (23.10) является наиболее принципиальным событием в социальной сфере за последний период. Аналогичная попытка коренным образом изменить ситуацию с социальными льготами предпринималась лишь при правительстве В. Ющенко.
В целом законопроект направлен на решение актуальных проблем, и большинство льгот, которые в нем предполагается ликвидировать, действительно требует отмены - хотя с существенными оговорками, которые рассмотрены ниже отдельно.
Однако система адресной социальной помощи не создана и далека от создания.
Глава правительства совсем недавно признал, что в ближайшей перспективе переход к адресной социальной помощи невозможен, предстоит длительный подготовительный этап. Сложность решения этой задачи была в свое время явно недооценена.
Поэтому радикальные изменения в существующей системе неадресных льгот, а в особенности - тех, которые касаются малообеспеченной части населения, явно неприемлемы и нереальны.
Иначе обстоит дело с отраслевыми льготами по НДС, прибыли и другим налогам для товаропроизводителей. Их отмена может обеспечить существенное наращивание бюджетных доходов. Более того, именно этот аспект (а не льготы для малообеспеченных граждан) важен во взаимоотношениях с международными финансовыми организациями и для вступления в ВТО.
Дополнение: анализ льгот, которые предлагается отменить
23 октября Верховная Рада приняла в первом чтении "Закон о внесении изменений в некоторые Законы Украины по вопросам налогообложения в связи с принятием Закона Украины "О государственном бюджете на 2004г.". Официально закон внесен нардепом Бондаренко Г. И. (фракция -группа "Европейский выбор"). Учитывая недавнее прошлое г. Бондаренко в качестве зама главы ГНАУ, экспертами данный законопроект воспринимается как официальная версия Кабмина и ГНАУ.
Принятие такого закона представляется попыткой решить сразу две задачи: достичь бюджетного компромисса в определении суммы доходов и попутно угодить некоторым международным организациям, настаивающим на отмене налоговых льгот в Украине. 24 октября этот закон уже успел похвалить представитель Всемирного банка в Украине Душан Войнович (учитывая даты, сомнительно, что он успел к тому моменту его прочесть).
По нашему мнению, обе эти задачи данным законопроектом выполнены не были. В то же время законопроект содержит ряд более чем сомнительных положений, уже вызвавших обоснованную критику экспертов и политиков.
Предлагаемая отмена льгот не принесет бюджету ощутимых доходов, но, безусловно, обострит социальную обстановку в обществе. Кроме того, в законопроекте есть новое положение о вводе пени за несвоевременное погашение задолженности бюджета по возврату НДС в размере 14% годовых. Такими средствами бюджет Украины не располагает, и решение проблемы задолженности эти мера не только не решает, а значительно усложняет. Данное предложение эксперты расценивают как лоббирование интересов крупных экспортеров металла.
Суть предлагаемых изменений
1. Отмена налоговых льгот по НДС
(изменения к закону "О налоге на добавленную стоимость")
• Изменение в системе льгот по НДС для продажи лекарственных средств.
Комментарий. В результате предлагаемых изменений, цена на большинство лекарств поднимется на 20%, а по спиртосодержащим (в связи с изменением ставки акциза) увеличится в 2-3 раза.
• Отмена льгот по предоставлению услуг государственными службами занятости. (п. 1.11. действующей редакции закона ниже также всюду ссылки на действующую редакцию)
Комментарий. Качество работ государственной службы занятости еще далеко от оптимального уровня (если учитывать колоссальную скрытую безработицу). Отмена льгот по НДС только ухудшит реальное положение в сфере занятости и трудоустройства .
• Отмена льгот по перевозке пассажиров городским и пригородным транспортом. (п. 1.13)
Комментарий. Отмена льгот по НДС для городского и пригородного транспорта приведет к автоматическому росту цены этих услуг на 20 %. В то же время, цены на городские перевозки - это серьезный социальный вопрос, затрагивающий бюджет большинства Украинцев (причем бедных - в первую очередь), и попытки повышения тарифов в различных городах уже неоднократно приводили к резкому обострению социальной напряженности в обществе .
• Введение НДС при бесплатной передаче подвижного состава от одного государственного железнодорожного предприятия другому. (п. 1.18)
Комментарий. Похоже, что авторам законопроекта не ясна сама суть работы предприятий государственной железной дороги и особенности маневрирования подвижным составом. Требование уплаты НДС при бесплатной передаче вагонов по производственной необходимости просто противоречит здравому экономическому смыслу .
• Введение НДС при продаже нового жилья, а также после реконструкции и капитального ремонта действующего жилого фонда (п. 5.1.20).
Комментарий. Введение НДС и, следовательно, удорожание нового жилья - серьезный социальный удар по молодежи и среднему классу. Введение НДС на капитальный ремонт экономически не обосновано, если принять во внимание высокую изношенность жилого фонда Украины (80%).
• Отмена льгот по НДС для фундаментальных исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. (п. 5.1.22).
Комментарий. Научно-исследовательский потенциал Украины сейчас и так переживает не лучшие времена. Ужесточение налогового пресса может окончательно "добить" эту сферу. Особенно это касается фундаментальных научных исследований, где ученым весьма трудно получить какое-либо дополнительное финансирование в виде прикладных работ (хозтем).
• Отмена льгот библиотекам государственной и коммунальной форм собственности (п. 5.1.23).
Комментарий. Незначительные платные дополнительные услуги, оказываемые государственными и коммунальными библиотеками (такие, как ксерокопирование) ориентированы в настоящее время преимущественно на малоимущие слои населения: учащихся, пенсионеров и пр. не имеющих возможности приобретать новые книги. Отмена льгот нанесет удар как по этим социальным группам, так и по самим библиотекам, бюджетное финансирование которых явно недостаточно.
• Отмена льгот при бесплатной передаче предприятиями продукции собственного производства домам престарелых (п. 5.1.23).
Комментарии. Этот вопрос в комментариях не нуждается .
• Отмена льгот при ремонте школ, дошкольных учреждений, интернатов, расположенных в сельской местности, оказание им материальной помощи (п. 5.2.4).
Комментарии. Как и в предыдущем вопросе, сама социальная направленность этой деятельности требует поиска возможностей по увеличению ее финансирования, а не сокращения.
• Отмена льгот для Олимпийского и параолимпийского движения Украины (п. 5.8. 5.9. 5.10).
Комментарии. Льготы для олимпийского движения касаются только ввоза из-за границы той экипировки и инвентаря, которые в Украине не производятся (или качество отечественной продукции еще существенно уступает требуемым стандартам). Льготы для параолимпийского движения (спорт среди инвалидов) во всех странах гораздо больше, чем в Украине, и их отмена - это серьезный удар по социальной адаптации инвалидов.
2. Отмена льгот по налогообложению предприятий
(изменения к закону "О налогообложении прибыли предприятий").
• Отмена льготы в виде 50% налогообложения прибыли от проведения научно-исследовательских и реставрационных работ в сфере охраны культурного наследия (п. 7.13.4. действующей редакции закона).
Комментарии. В Украине только архитектурно-исторических памятников насчитывается около 160 тыс. Этим, естественно, культурно-историческое наследие страны не исчерпывается. Т. о. насущной необходимостью является поиск дополнительных источников финансирования реставрационных и др. работ, а не сужение действующих источников финансирования .
• Освобождение от налогообложения доходов от профильной деятельности дошкольных детских учреждений (п. 7.13.6).
Комментарии. Деятельность дошкольных детских учреждений находится на переходном этапе от советской к новой экономической системе. Вводить налогообложение сейчас - экономически нецелесообразно и социально не оправдано.
• Освобождение от налогообложения (на период становления: 3-5 лет) фермерских хозяйств (п. 7.13.8).
Комментарий. Согласно принятой государственной политике в сельском хозяйстве, фермерское (хуторское) движение - это практически безальтернативная форма развития Украинского села. Лишение льгот в налогообложении прибыли будет существенным отступлением от этой политики и значительно замедлит процессы реформации Украинского села.
• Отмена льгот по налогообложению инновационной деятельности инновационных центров, внесенных в государственный реестр (п. 7.14).
Комментарии. Действующее налоговое законодательство дает 50% льгот по налогообложению прибыли сроком на первые 3 года деятельности инновационного центра. Это положение полностью отвечает принятой политике, направленной на усиление инновационной деятельности в стране.
Подведем итоги.
Законопроект имеет ярко выраженный антисоциальный характер. Большинство предлагаемых к отмене льгот касаются наиболее обездоленной части общества: пенсионеров, инвалидов и т.д.
Что касается экономической мотивации (увеличения доходной части бюджета), то выбранные статьи пополнения бюджета не несут существенной экономической нагрузки, соответственно, и экономия на них не способна дать заметного увеличения доходов бюджета. Авторами законопроекта даже не представлено экономическое обоснование - обязательная составляющая столь важного документа.
Если же говорить о вопросе вступления Украины в ВТО - то здесь основные претензии к Украине (равно как и требования других международных финансовых организаций по отмене отраслевых льгот) касаются ликвидации бюджетных дотаций в развитие базовых отраслей. Настоящий законопроект этих вопросов не решает, а отменяемые им льготы Западу просто не интересны.
Об утверждении формы отчета N 1-ПП, Инструкции о порядке ее заполнения и Правил учета налога на добавленную стоимость с целью совершенствования исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета Украины
Приказ Государственной налоговой администрации Украины
Государственного комитета статистики Украины
от 23 июля 2004 года N 419/453
Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины
28 июля 2004 г. за N 938/9537
С изменениями и дополнениями, внесенными
приказом Государственной налоговой администрации Украины
Государственного комитета статистики Украины
от 1 декабря 2005 года N 539/397
На выполнение статьи 3 Указа Президента Украины от 23 июня 2004 года N 671 "О безотлагательных мероприятиях по повышению эффективности взимания налога на добавленную стоимость" и с целью совершенствования методики учета потерь бюджета в результате использованных плательщиками прав на льготы в налогообложении, а также в соответствии с требованиями статьи 60 Бюджетного кодекса Украины о ежеквартальном формировании отчетности относительно льгот в налогообложении и Закона Украины "О государственной статистике" ПРИКАЗЫВАЕМ :
1. Утвердить форму отчета N 1-ПП "О суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности", Инструкцию о порядке заполнения формы отчета N 1-ПП "О суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности" и Правила учета налога на добавленную стоимость с целью совершенствования исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета Украины (прилагаются).
2. ГНА Украины ввести в действие форму отчета N 1-ПП "О суммах льгот при налогообложении юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности", Инструкцию о порядке ее заполнения и Правила учета налога на добавленную стоимость с целью исчисления стоимостной величины влияния льгот по этому налогу на формирование доходной части Государственного бюджета, начиная с отчета за 9 месяцев 2004 года.
3. ГНА Украины разработать по утвержденной форме техническое задание относительно форм и их обобщения. Обеспечить разработку и внедрить в эксплуатацию программное обеспечение в сроки, определенные в техническом задании.
4. Государственной налоговой администрации Украины обеспечить представление в Верховную Раду Украины, Администрацию Президента Украины, Кабинет Министров Украины, Счетную палату Украины, Министерство финансов Украины, Государственный комитет статистики Украины сводную информацию "О суммах льгот в налогообложении юридических лиц и физических лиц - субъектов предпринимательской деятельности" (квартальная, годовая) в разрезе платежей и видов льгот не позднее 30 дней после установленных сроков представления квартальной бухгалтерской (финансовой) отчетности".
5. Считать таким, который утратил действие приказ Министерства статистики Украины от 23.12.96 г. N 376 "Об утверждении формы государственной статистической отчетности "О суммах полученных льгот по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот относительно каждого вида налога" и Инструкции по ее заполнению", зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 27.12.96 г. за N 753/1778.
6. Контроль за выполнением этого приказа возложить на заместителя Председателя Государственной налоговой администрации Украины В. А. Копылова и первого заместителя Председателя Государственного комитета статистики Украины В. А. Головко.
Председатель Государственной налоговой
администрации Украины
cveta_2005 пишет:
Подскажите пожалуйста .впервые за 1кв.была льгота по НДС(операции особожденные от НДС) .нужно заполнить отчет по льготам .в каких случаях заполняется колонка 9 и 10(целевое назначение) в справочнике льгот стоит 1 -напротив льготы .нужно их заполнятьили нет?Спасибо большое!
И еще вопрос а как вообще правельно (нужно ли)учитыватьв бух.учете сумму льгот?
По льготам, если коротко, то я в для отчета по льготам считаю так: суммирую все льготируемые продажи(ряд.5 декларации по ПДВ) за все месяцы, умножаю на средний процент наценки (по продажам этой группы товара) и еще раз на 20% (ПДВ на наценку). Сермяжный смысл этой процедуры таков:льгота по налогу-это то, что недополучил бюджет. А недополучил он 20% с вашей наценки. Т.е. разницы между ценой продажи и покупки. Чтобы не рассчитывать, почем же мы это купили поштучно и применяем средний % наценки. Это если перевести на общедоступный налоговое шаманство: Освобождение от обложения НДС (см. п. 1 раздела ІІ Порядка № 167 - Порядок определения сумм налогов и сборов, не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям, осуществляемым на таможенной территории Украины, утвержденный приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. № 167.)
СП = (V пост. зв. - (V прид. з податком + V прид. без податку)) х розмір ставки податку, где СП — сумма льготV пост. зв. — объемы поставки товаров (услуг), освобожденных от обложения НДС
V прид. з податком, V прид. без податку — объемы операций по приобретению товаров (услуг), которые используются в операциях, освобожденных от обложения НДС. Сюда включаются только расходы, касающиеся объема поставки товаров (услуг) отчетного налогового периода, за который подается Отчет о льготах. Например, если предприятие в I-III квартале 2011 года приобрело товары и отразило их в разделе II Налоговый кредит декларации по НДС, но до конца этого периода их не реализовало, они в I-III квартале не относятся к показателю объема понесенных расходов приведенной формулы, а попадут сюда только в том налоговом периоде, в котором состоится их продажа. Такие объемы должны браться без НДС.
Если это ретранслировать на человеческий язык, то налоговики нам говорят, что их мало интересует то, что вы там в кредите по деке показываете. Брать нужно именно реализацию и учитывать входную цену того товара, что продан (под эту реализацию). Минуса тут по определению быть не может.
Касаемо целевого назначения-я тупо ставлю прочерки. В бухгалтерском учете сумма льгот учитывается тогда, когда вы создаете налоговые накладные ( с соответствующими проводками).И напоследок-отчет этот как произвольная программа в танцах-особо не карается за отступления.
Сообщение отредактировано:28 апреля 2014 г. 4:04
ЛЬГОТЫ ПО НДС ДЛЯ АГРАРИЕВ НЕОБХОДИМО ОСТАВИТЬ, ЭКСПЕРТ
Досрочная отмена льготного режима по НДС повлечет за собой снижение показателей в аграрном производстве и сокращение экспорта более чем на 2 миллиарда долларов. Кроме того, такой шаг приведет к ухудшению сальдо платежного баланса Украины. Данное заявление прозвучало сегодня от главы Института аграрной экономики Юрия Лупенко.
Эксперты провели исследование, анализ которого показал, что переход на общий режим налогообложения для аграриев и отмена специальных льгот по НДС грозит существенному уменьшению объемов производства товаров сельскохозяйственного назначения. Как утверждают ученые, показатель по аграрной отрасли в целом может упасть более чем на 3%.
Юрий Лупенко придерживается мнения, что вследствие непродуманных шагов со стороны налогового ведомства, имидж нашего государства может заметно пострадать. Международные страны неоднократно заявляли о том, что наша страна способна прокормить огромное количество людей, благодаря своим плодородным землям, поскольку 25% мирового запаса чернозема приходится именно на долю Украины. Таким образом, уверен директор Института, негативная динамика экспорта аграрной продукции не добавит Украине престижа на мировой арене.
Необходимо отметить, что отмена специального режима НДС может привести к реформированию самого производства, которое будет направлено на высокодоходные культуры с поддержкой возврата НДС.
В то же время, глава ГФС Роман Насиров заявил вчера, что в его ведомстве планируют внедрить переход аграриев на общую систему налогообложения с 2016 года. Однако он считает, что разрешить фермерам добровольно переходить на данный вид налогообложения необходимо уже сегодня, а данный законопроект уже практически готов. Он утверждает, что аграрным предприятиям, которые имеют огромный товарооборот выгоднее быть на общей системе налогообложения, получая при этом возврат НДС. Экономический эффект в этом случае будет больше, нежели от применения специального льготного режима.
PR — менеджер компании
LLC «LEGAL BUSINESS CONSULTING »
Таможенные платежи
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Понятие и виды таможенных платежей. Общие условия уплаты таможенных платежей. Сроки и порядок уплаты таможенных пошлин и налогов. Статистический анализ таможенных платежей. Основания, условия и порядок изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин.
курсовая работа [76,1 K], добавлена 14.12.2013
Понятие и виды таможенных платежей. Фискальная политика таможенных органов. Сроки уплаты таможенных пошлин и налогов. Взимание таможенных пошлин при таможенной процедуре. Изменение ставок таможенных пошлин в условиях Всемирной торговой организации.
курсовая работа [31,6 K], добавлена 07.04.2014
Особенности уплаты таможенных платежей в 2010 году. Прекращение обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов. Помещение товаров под таможенные режимы. Сумма таможенных платежей, подлежащих уплате. Характеристика изменений временного ввоза товаров.
реферат [22,6 K], добавлена 15.11.2010
Понятия, классификация и основные элементы таможенных пошлин, налогов и сборов. Ставки таможенных платежей как фактор, влияющий на объем взимаемых платежей. Сущность и роль таможенной стоимости. Льготы, предоставляемые при уплате таможенных пошлин.
курсовая работа [684,6 K], добавлена 13.12.2013
Банковская гарантия в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей. Прядок уплаты таможенных пошлин. Пересчет иностранной валюты для целей исчисления таможенных пошлин, налогов. Таможенные сборы - обязательные платежи, взимаемые таможенными органами.
контрольная работа [32,9 K], добавлена 18.12.2011
Экономическая сущность и виды таможенных платежей. Определение круга плательщиков таможенных пошлин и налогов. Общие условия и способы обеспечения уплаты таможенных платежей. Сроки уплаты таможенных пошлин в Таможенном Союзе, ответственность за неуплату.
курсовая работа [64,1 K], добавлена 21.10.2014
Сроки уплаты таможенных платежей. Порядок уплаты льготных и трехпроцентных таможенных пошлин и налогов. Классификация видов отсрочки платежей, расчет суммы процентов. Описание процедуры помещения товара под определенный таможенный режим, ее особенности.
реферат [19,0 K], добавлена 19.11.2009
Понятие и сущность таможенных платежей, их роль и место в государственной политике. Особенности таможенной процедуры выпуска для внутреннего потребления. Порядок уплаты таможенных платежей. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов.
курсовая работа [206,5 K], добавлена 26.10.2014
Структура и порядок взыскания и возврата таможенных платежей. Их плательщики (обязательные и возможные), исчисление и сроки уплаты. Содержание, определение требования об уплате таможенных платежей. Сроки, порядок взыскания и возврата таможенных платежей.
курсовая работа [53,4 K], добавлена 23.04.2015
Необходимость уплаты платежей при "растаможке" товаров. Таможенный режим свободного обращения, временного ввоза, переработки на таможенной территории. Уплата таможенных пошлин, акцизов и налога на добавленную стоимость. Исчисление таможенных платежей.
реферат [27,8 K], добавлена 09.03.2009
Размещено на http://www.allbest.ru/
Введение
Современное экономическое развитие характеризуется ярко выраженной тенденцией интеграции национальных экономик в региональные и единый мирохозяйственный комплексы. Начинает формироваться мировой рынок с едиными правилами, регламентирующими оборот как товаров. Внешние экономические связи стали объективно обусловленными и превратились в важнейший фактор экономического роста.
В системе органов государственного управления внешнеэкономической деятельностью Республики Беларусь особая роль отводится таможенной службе. Основной целью таможенной политики является обеспечение наиболее эффективного использования методов таможенного контроля и регулирования внешнеэкономической деятельности юридических и физических лиц, участие в реализации задач по защите белорусского рынка, стимулирования развития национальной экономики. Таможенные платежи являются основным инструментом реализации цели таможенной политики Республики Беларусь, так как их применение представляет собой основу таможенно-тарифного (таможенные пошлины) и нетарифного (налог на добавленную стоимость и акцизы) регулирования внешней торговли. Также таможенные платежи являются самым стабильным источником доходной части бюджета Республики Беларусь. С этих позиций достаточно интересным, актуальным и необходимым представляется изучение существующих таможенных платежей и их применения в Таможенном союзе, одной из участниц которого является Республика Беларусь.
Главная цель данной работы заключается в определении понятия и сущности таможенных платежей, а так же в целом механизма их правового регулирования.
Основные задачи:
1. Дать характеристику каждому из видов таможенных платежей, применяемых в Республике Беларусь, а так же изучить льготы по этим платежам
2. Изучить порядок исчисления и уплаты таможенных платежей.
Для написания данной работы были использованы следующие источники: нормативно-правовые акты, монографии, периодические издания, электронные статьи, публицистика.
В первой главе использовались в основном практические и учебные пособия, с помощью которых были охарактеризованы основные виды таможенных платежей и их льготы. В связи с тем, что вторая глава данной курсовой работы является достаточно узкой и практически направленной основными источниками литературы для нее стали законодательные акты Республики Беларусь и Таможенного союза, в частности Таможенный кодекс Таможенного союза, международные соглашения государств-членов таможенного союза, декреты и указы президента Республики Беларусь.
1. Виды таможенных платежей
1.1 Характеристика таможенных платежей
Исторически сложился такой порядок, при котором пересечение товаром границ государства влечет за собой взимание с товаров обязательных платежей и прохождение других таможенных формальностей.
Многообразие обязательных платежей, связанных с перемещением товаров через таможенную границу объясняется тем, что все они имеют различную природу и выполняют разные функции. [3, с. 4]
При перемещении через таможенную границу Таможенного союза уплачиваются таможенные платежи. Их взимание регулируется таможенным и налоговым законодательством. [14, с. 18]
К таможенным платежам относятся установленные законодательством обязательные платежи, взимаемые таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу, а также в иных установленных случаях. Таможенные платежи включают в себя как таможенные пошлины (таможенный тариф), так и налоги и сборы, относящиеся к нетарифным инструментам государственного регулирования внешней торговли. [12, с. 250]
Конкретный перечень взимаемых таможенными органами таможенных платежей в Таможенном союзе определен статьей 70 Таможенного кодекса Таможенного союза и статьей 3 Соглашения о порядке исчисления и уплаты таможенных платежей в государствах-участниках таможенного союза и включает:
1. Ввозные таможенные пошлины
2. Вывозные таможенные пошлины
3. Таможенные сборы
4. Косвенные налоги:
· налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза
· акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза
5. Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины, устанавливаемые в соответствии с международными договорами государств-членов Таможенного союза и законодательств государств-членов Таможенного союза. [18, с. 66] [10, c. 2]
При этом согласно статье 73 Таможенного кодекса Таможенного союза добровольно внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров денежные средства называются авансовыми платежами. Авансовые платежи не могут рассматриваться как таможенные платежи либо денежные средства (деньги), внесенные в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, до тех пор, пока лицо, осуществляющее платеж, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи. [18, c. 67-68]
Далее рассмотрим подробнее каждый из видов таможенных платежей, взимаемых таможенными органами в Таможенном союзе.
Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию государства и вывозе товара с его территории, который является неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Как и всякий налог, она прежде всего увеличивает размер стоимости товара и снижает его конкурентоспособность. Так же таможенная пошлина обладает протекционистской функцией и используется как инструмент торгово-политического соперничества на внешних рынках. [14, c. 310]
Международная практика тарифного регулирования включает несколько видов пошлин, которые классифицируются по следующим критериям:
· Направление движения товара (импортные, экспортные, транзитные)
· Способ установления пошлины (адвалорные, специфические, смешанные (комбинированные), альтернативные)
· Способ введения (автономные, конвенционные, сезонные)
· Особые виды (специальные, компенсационные, антидемпинговые)
· Уровень защиты отечественного рынка (карательные, контингентные, уравнительные, протекционистские)
· Тип ставки (постоянные, переменные)
· Способ вычисления (номинальные, эффективные)
· Страна происхождения (максимальные (генеральные и общие), минимальные, преференциальные)
· Другие виды рынка (кумулятивные, запретительные, лесные, покровительственные, наступательные, экспансионистские, охранительные). [14, c. 311] [19, c. 153-156] [15, c. 52]
Основные виды таможенных пошлин, применяемых на таможенной территории Таможенного союза устанавливаются Таможенным кодексом Таможенного союза. Среди них выделены ввозные (импортные) и вывозные (экспортные) таможенные пошлины.
Импортные таможенные пошлины устанавливаются на ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза товары и предназначены для:
· защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции
· создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в государствах-членах Таможенного союза
· пополнение доходной части государственного бюджета государств-членов Таможенного союза
· оптимизация соотношения между экспортом и импортом с позиции требований платежного и торгового баланса государств-членов Таможенного союза.
Экспортные таможенные пошлины в основном применяются для оперативного регулирования внешнеэкономической деятельности:
· Ограничения вывоза за пределы государства товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности страны
· Сдерживания вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной переработки и стимулирования экспорта высокотехнологических товаров, продуктов высокой степени обработки. [3, с. 8]
Одним из основных элементов таможенной пошлины является ставка, под которой понимается величина налога на единицу обложения. Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу, видов сделок и других факторов. [12, с. 259] Виды ставок таможенных пошлин закреплены в Таможенном кодексе Таможенного союза. Они подразделяются на:
1. Адвалорные - устанавливаются в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров
2. Специфические - устанавливаются в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объемы или иных характеристик), но не от цены этого товара
3. Комбинированные - сочетающие в себе оба выше названных вида ставок. Они рассчитываются как с таможенной стоимости товаров, так и с их объема в натуральном выражении, затем эти суммы сравниваются и уплачивается большая из них (по некоторым видам товаров обе суммы). [18, с. 66-67]
Основой для исчисления таможенной пошлины является:
· таможенная стоимость - при исчислении таможенной пошлины по адвалорной ставке
· количество товаров в натуральном выражении - по исчислении таможенной пошлины по специфическим ставкам. [20, с. 74]
Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан, Правительство Российской Федерации в целях согласованного применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер в отношении импорта товара во взаимной торговле и в торговле с третьими странами, желая обеспечить защиту национального производства, создание условий, способствующих развитию конкуренции между национальными и зарубежными товаропроизводителями, а также повышению конкурентоспособности национальной продукции, стремясь минимизировать потери государств-участников Таможенного союза от применяемых мер по защите внутреннего рынка и национальных производителей продукции, руководствуясь общепринятыми нормами и принципами международного права, согласились об установлении того, что:
· специальные защитные меры могут быть введены в форме количественных ограничений импорта товара или в форме специальных пошлин
· антидемпинговые меры могут быть введены в форме антидемпинговых пошлин либо принятия ценовых обязательств
· компенсационные меры могут быть введены в форме компенсационных пошлин либо принятия ценовых обязательств.
Таким образом в таможенном законодательстве Таможенного союза различают следующие виды таможенных пошлин:
· специальная пошлина - пошлина, которая применяется как защитная мера, если товары ввозятся на таможенную территорию Таможенного союза в количестве и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественному производителю подобных или непосредственно конкурирующих товаров ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы государства, со стороны других государств или их союзов.
· антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется в случаях, когда в государство ввозятся товары по цене более низкой, чем в стране их производства, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению производства подобных товаров в государстве.
· компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется в случае ввоза на таможенную территорию государства (Таможенного союза) товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в государстве. [11]
Налоговое регулирование внешнеторговых операций тесно взаимодействует с тарифным, поскольку налог и таможенная пошлина оказывают прямое влияние на цену импортного товара.
Роль налогового инструмента регулирования импорта особо возросла в связи с общей тенденцией снижения ставок таможенных пошлин в международной торговли. Импортные налоги, увеличивая цену иностранного товара, с одной стороны, ведут к сокращению его потребления на внутреннем рынке, снижению объемов импорта в целом, а с другой - к росту цен на национальные товары. [14, c. 312]
К косвенным налогом относятся налог на добавленную стоимость и акциз.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, которая создается на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации. НДС взимается со всех товаров независимо от того, произведены они внутри страны или импортированы.
НДС при ввозе товаров взимается по ставкам: 20% или 10%. Ставка НДС в размере 10% применяется в отношении товаров для детей и продовольственных товаров. [20, c. 78]
Взимание НДС при импорте товаров носит не дискриминационный, в отличии от импортной таможенной пошлины, характер, поскольку обеспечивает равное налогообложение между товарами внутреннего производства и импортными. Таким образом природу НДС можно определить как уравнительную. Косвенный характер НДС подкрепляется правилом о возврате налога при экспорте товаров в соответствии с положениями Генерального соглашения о тарифах и торговле. [3, c. 9]
Акцизы - вид таможенных платежей, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза, относящийся к косвенным налогам. [20, c. 76]
Акцизы представляют собой пример специального налога, так как налагаются на отдельные виды товаров. В отношении облагаемых товаров акциз также носит уравнительный характер, поскольку распространяется и на внутренние, и на импортированные товары. [3, c. 10]
Акцизы уплачиваются при ввозе товаров на таможенную территорию.
Подакцизными товарами являются: спирт гидролизный технический спиртосодержащие растворы алкогольная продукция пиво табачная продукция нефть сырая автомобильные бензины дизельное топливо, иное топливо, используемое в качестве автомобильного, масло для дизельных и (или) карбюраторных двигателей микроавтобусы и автомобили легковые, в том числе и переоборудованные в грузовые в независимости от рабочего объема двигателя, за исключением легковых автомобилей, предназначенных для профилактики и реабилитации инвалидов.
В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов как для подакцизных товаров, произведенных на территории Республики Беларусь, так и для подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Республики Беларусь и (или) реализуемых на таможенной территории Республики Беларусь.
Ставки акцизов по подакцизным товарам устанавливаются согласно приложению Налогового кодекса. [20, c. 77]
Акцизы и НДС выполняют две основные функции:
· являясь экономической нетарифной мерой регулирования внешнеэкономической деятельности, способствуют созданию равных условий для конкуренции отечественных и иностранных товаров на внутреннем рынке
· фискальную функцию, которая связана с пополнением доходной части государственного бюджета.
Экономическая природа косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) близка экономической природе таможенной пошлины, поскольку они увеличивают продажную цену товара и взимаются при пересечении товарами таможенной границы государства. Как и таможенная пошлина, эти налоги уплачиваются только при таможенном оформлении ввозимых товаров. Поэтому эти налоги следует рассматривать отдельно от внутренних НДС и акцизов, которые уплачиваются регулярно и регулируются исключительно налоговым и финансовым законодательством.
Таким образом, к таможенным платежам относятся только те суммы акцизов и НДС, которые взимаются таможенными органами при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу государства, и не относятся акцизы и НДС, которые подлежат уплате в соответствии с налоговым законодательством государства и не связаны с перемещением товаров через таможенную границу. [12, c. 260]
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных законодательством государства-члена Таможенного союза.
В Таможенном кодексе Таможенного союза указано, что виды и ставки таможенных сборов устанавливаются законодательством государства-члена Таможенного союза. [18, с. 67] В Республике Беларусь виды таможенных сборов за совершение таможенными органами юридически значимых действий, случаи возникновения и прекращения налогового обязательства по их уплате, сроки использования налогового обязательства, а также плательщики в зависимости от вида таможенного сбора определены Указом президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года №443. [19, с. 18]
Таможенными органами взимаются следующие таможенные сборы за:
· таможенное оформление
· таможенное сопровождение товаров
· осуществление мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности
· выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
· принятие таможенными органами предварительного решения
· включение в реестр банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, признанных таможенными органами гарантами уплаты таможенных платежей [13]
Плательщики таможенных сборов и отдельные элементы обложения применительно к таможенным сборам могут также определяться таможенным кодексом Республики Беларусь, Таможенным кодексом Таможенного союза, Налоговым кодексом Республики Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь. [20, c. 80]
1.2 Льготы по уплате таможенных платежей
Льготами по таможенным платежам признаются предоставленные отдельным категориям плательщиков предусмотренные законодательством преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать платеж либо уплачивать его в меньшем размере.
Существует несколько источников возникновения таможенных льгот:
· таможенные льготы, предусмотренные международными конвенциями, к которым присоединилась Республика Беларусь. Подобные льготы предоставляются иностранным юридическим и физическим лицам определенных категорий
· заключенные Республикой Беларусь международные соглашения, предусматривающие предоставление таможенных льгот на двусторонней основе
· международные интеграционные процессы, имеющие своим результатом формирование зон свободной торговли, таможенных союзов, сама сущность которых обуславливает наличие таможенных льгот, то есть льгот по уплате налогов и таможенных платежей и льготное таможенное оформление
· законодательные акты Республики Беларусь, что обусловлено национальными экономическими интересами
· льготы по уплате таможенных платежей могут вытекать из особенностей таможенных процедур, в соответствии с которыми происходит таможенное оформление товара, а также из характера сделок или других обстоятельств, при которых товары и транспортные средства перемещаются через таможенную границу.
Таким образом, правовое регулирование таможенных льгот обеспечивается:
· международными конвенциями и договорами
· законодательством Республики Беларусь
· решениями Комиссии Таможенного союза по предоставлению отдельным категориям плательщиков преимуществ в виде льгот по уплате таможенных платежей. [3, c. 71]
Льготы по уплате таможенных платежей могут устанавливаться в виде:
· освобождения от уплаты таможенных платежей
· снижения по сравнению с обычным уровнем ставок
· возмещение уплаченных сумм таможенных платежей
· в ином виде. [3, c. 72]
В Таможенном кодексе Таможенного союза под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1. Тарифные преференции
2. Тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3. Льготы по уплате налогов
4. Льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции предоставляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза. [18, с. 69]
Особенности взимания таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров. Основное назначение определения страны происхождения товара заключается в проведении государством преференциальной либо протекционистов политики. Это означает, что в зависимости от страны, в которой товар производится и импортируется на таможенную территорию Таможенного союза, учреждается льготный режим налогообложения либо налагаются определенные ограничения на перемещение, либо устанавливаются повышенные ставки таможенных пошлин. [20, с. 75-76]
В соответствии с законодательством Республики Беларусь льготы по налогам и таможенным платежам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Законами Республики Беларусь, причем льготы юридическим и физическим лицам индивидуально предоставляются исключительно Президентом Республики Беларусь.
Таможенными пошлинами, акцизами и налогами на добавленную стоимость не облагаются товары, предназначенные для производственных целей, ввозимые юридическими лицами на таможенную территорию Республики Беларусь по контрактам, платежи по которым вносятся за счет иностранных кредиторов, выданных под гарантию правительства Республики Беларусь.
Товары, ввозимые в качестве вклада иностранных участников в уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями, освобождаются от обложения НДС и таможенными пошлинами при условии, что эти товары:
· относятся к основным производственным фондам
· не являются подакцизными
· ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного фонда предприятия с иностранными инвестициями, а в случае создания предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в сроки, определенные договором о совместной деятельности по созданию этого фонда
Их суммарная стоимость не должна превышать указанного в учредительных документах размера на денежный вклад иностранного участника, а в случае создания предприятия с иностранными инвестициями в форме акционерного общества - в иных документах, касающихся формирования уставного фонда. [20, c. 78]
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления, определяются в соответствии с таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств-членов Таможенного союза. [18, c. 69]
При ввозе товаров на таможенную территорию государств-участников Таможенного союза или на единую таможенную территорию государств-членов Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества могут применяться тарифные льготы в виде освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины или снижения ставки ввозной таможенной пошлины, независимо от страны происхождения товаров. Тарифные льготы не могут носить индивидуальный характер.
Допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров:
· ввозимых под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных процедур, установленных таможенным законодательством
· ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала
· ввозимых в рамках международного сотрудничества государств Сторон в области исследования и использования космического пространства, а также соглашений об услугах по запуску космических аппаратов, по перечню, утверждаемому Комиссией.
Так же в статье 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании указывается перечень товаров, освобождающихся от уплаты при ввозе из третьих стран на единую таможенную территорию государств Сторон. [9]
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств-членов таможенного союза. [18, c. 69]
В Республике Беларусь они регулируются указом Президента Республики Беларусь №443 «О таможенных сборах». [13]
Таким образом, таможенные платежи представляют собой денежные средства, взимаемые таможенными органами с лиц, участвующих в процессе перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. В данной главе были рассмотрены основные виды таможенных платежей и льготы по ним, которые закреплены в Таможенном кодексе Таможенного союза, международных договорах государств-членов таможенного союза и в законодательстве Республики Беларусь.
2. Порядок исчисления и сроки уплаты таможенных платежей
2.1 Исчисление таможенных пошлин, налогов, сборов
Обязательные платежи в бюджет - необходимое условие существования государства. Однако установить тот или иной налог либо таможенную пошлину - не значит дать им название. Для того чтобы обязательный платеж был установлен, необходимо в акте законодательства определить лицо, на которое возлагается обязанность по уплате, то есть плательщика, а также все существенные элементы налоговых обязательств. Только совокупность элементов обложения, установленных законами о конкретном налоге, таможенной пошлине или сборе, обладающем налоговыми свойствами, устанавливают обязанность плательщика по его уплате.
Основными составляющими любого обязательного платежа в бюджет Республики Беларусь, как, впрочем, и других стран, являются:
· объект налогообложения
· основа для исчисления (облагаемая база)
· ставка
· порядок исчисления
· порядок и срок уплаты.
Рассмотрим отдельные характеристики каждого из основных элементов налогового обязательства в преломлении таможенных платежей. [3, c. 11]
Плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с Таможенным Кодексом, международными договорами государств - членов Таможенного союза и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов. [18, c. 72]
Объектом обложения таможенными платежами признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика таможенное законодательство связывает возникновение обязанности по уплате конкретного налога, таможенной пошлины или сбора. [3, c. 11]
Согласно таможенному законодательству Таможенного союза объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. [18, c. 69]
Необходимо иметь ввиду, что если в обиходе, а также в налоговом законодательстве под товарами понимается имущество, реализуемое либо подлежащее реализации, то в таможенном законодательстве понятие товара имеет иное, более широкое значение. Так, в соответствии со статьей 4 таможенного кодекса таможенного союза, товар - это любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу. [18, c. 13]
Таким образом, таможенные органы обеспечивают контроль за уплатой таможенных платежей в отношении любых материальных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом. [18, c. 71]
Как уже было сказано выше, в таможенном законодательстве таможенного союза закреплены следующие виды ставок таможенных пошлин:
· адвалорная
· специфическая
· комбинированная.
По разным видам таможенных платежей могут применяться разные виды ставок.
Адвалорная ставка таможенной пошлины устанавливается в процентах от облагаемой базы. Подобный способ установления размеров ввозной и вывозной таможенной пошлины связан с повышением роли защитной (регулирующей) функции таможенной пошлины: он позволяет более справедливо регулировать внешний товарооборот в рыночных условиях. Переход на адвалорный способ взимания таможенной пошлины поддерживается международными торговыми организациями и соглашениями.
Обложение товаров таможенной пошлиной по специфической ставке позволяет избежать колебаний в поступлении средств в казну государства при значительных изменениях в рыночной стоимости товаров, а также в случае уклонения от уплаты таможенных пошлин при осуществлении экспортно-импортных операций путем искусственного занижения таможенной стоимости товара, являющейся основой для ее исчисления.
Комбинированная ставка чаще используется в случае недостаточной эффективности адвалорной ставки таможенной пошлины в целях предотвращения возможного искусственного занижения стоимости облагаемого товара.
В отличии от таможенной пошлины, при взимании акцизов с товаров применяются только два вида ставок: адвалорная и специфическая. Причем в основном акцизы можно охарактеризовать как специфический налог: они облагаются по фиксированной ставке на единицу изменения товаров.
Налог на добавленную стоимость исчисляется только по адвалорной ставке. [3, c. 12-13]
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза. [18, c. 69]
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!