Система налоговых льгот сфере культуры
Налогообложение в сфере физической культуры и спорта. Система льгот
Читайте также:
Федеральным законом о физической культуре и спорте 2007 г. определеныобщие положения о налогообложении в области физической культуры и спорта. Закон предусматривает следующие основные правила налогообложения в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Физкультурно-спортивные организации, спортивные сооружения всех форм собственности, осуществляющие деятельность в области оздоровления, массовой физической культуры и спорта, в соответствии с законодательством о налогах и сборах могутосвобождаться от налогообложения, отчислений и сборов в бюджеты всех уровней, в том числе за трудовые и природные ресурсы, пользование водными объектами.
Отчисления организаций, спонсоров на нужды физического воспитания граждан, содержание спортивных команд, сборных команд Российской Федерации по различным видам спорта, а также доходы от предпринимательской деятельности физкультурно-спортивных объединений (за исключением ввоза на таможенную территорию Российской Федерации, производства и реализации подакцизных товаров), перечисляемые на специальные счета и используемые на уставные цели указанных объединений, могут освобождаться от налогообложения в соответствии с законодательством (п. 1 ст. 36).
Не включаются в совокупный облагаемый доход при налогообложении с физических лиц:
– стоимость питания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, получаемых спортсменами и работниками физкультурно-спортивных организаций для учебно-тренировочного процесса и участия в спортивных соревнованиях
– премии и призы (в денежной и натуральной формах), получаемые спортсменами за завоевание первых и призовых мест на Олимпийских играх, чемпионатах и кубках мира и Европы от организаторов указанных спортивных соревнований и на основании постановлений Правительства Российской Федерации, на чемпионатах и кубках Российской Федерации – от организаторов указанных спортивных соревнований (п. 2 ст. 36).
Кроме того, п. 3 ст. 16 федерального закона о физическое культуре и спорте 2007 г.
Минспорт России, Олимпийский комитет России, общеРоссийские физкультурно-спортивные объединения, зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, могут освобождаться от уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов за импортируемые в Российскую Федерацию специальное спортивное оборудование, инвентарь, спортивную технику и иные товары для проведения спортивных соревнований, в том числе международных спортивных соревнований, организации учебно-тренировочных сборов для спортсменов и физкультурно-спортивных занятий с различными категориями населения. Указанные льготы могут распространяться также на предприятия спортивной промышленности и импортируемые в их адрес материалы и оборудование.
Порядок установления налоговых льгот определен Налоговым Кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ). В п. 1 ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками плательщиками
сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Например для, физкультурно-спортивных организаций льготы предусмотрены, в частности, в части налога на добавленную стоимость, единого социального налога, налога на имущество и земельного налога.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. По общему правилу налогоплательщик вправе отказаться от использования льгот либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
Раскроем далее специфику различных видов налогов, применяемых в сфере физкультурно-спортивной деятельности.
Налог на добавленную стоимость (НДС) .
В Российской Федерации впервые он был введен 1 января 1992 г. и за это время законодательный порядок и особенности его исчисления изменялись и уточнялись свыше 25 раз, а нормативное регулирование на уровне инструкции Госналогслужбы – 14 раз (не считая различных писем и разъяснений), что в конечном итоге привело к тому, что НДС стал самым сложным налогом в налоговой системе России как для понимания, так и для практического применения. В настоящее время этому федеральному налогу посвящена глава 21 НК РФ.
Налогоплательщиками НДС признаются:
– организации
– индивидуальные предприниматели
– лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (ст. 320).
Согласно подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются, в частности, услуги, фактически оказанные на территории Российской Федерации, в сфере культуры, искусства, образования, физической культуры, или туризма, отдыха и спорта.
В связи с признанием Указом Президента РФ от 22 ноября 1993 года № 1973 всемерной поддержки физической культуры и спорта Налоговый кодекс РФ для участников физкультурно-спортивной деятельности предусматривает ряд льгот.
В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях. Под такими услугами следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.
Согласно п. 6.6 Методических рекомендаций по применению главы 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ, утвержденных Приказом МНС РФ от 20 декабря 2000 г. № БГ-3-03/447, в случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона РФ «Об образовании».
В подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ к операциям, не подлежащим налогообложению, отнесены: реализация входных билетов, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, организациями физической культуры и спорта на проводимые ими спортивно-зрелищные мероприятия а также оказание услуг по предоставлению в аренду спортивных сооружений для про ведения указанных мероприятий.
При применении порядка освобождения от налога, предусмотренного подп. 13 п. 3 ст. 149 НК РФ, необходимо принимать внимание, что формы входных билетов на проводимые организациями физической культуры и спорта спортивно-зрелищные мероприятия приравниваются в целях главы 21 НК РФ к формам входных билетов для посещения спортивно-массовых мероприятий, образцы которых утверждены приказом Минфина России от 25 февраля 2000 г. № 20н «Об утверждении бланков строгой отчетности». При реализации таких входных билетов индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.
При оказании организациями любой формы собственности ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками спортивных сооружение услуг по предоставлению в аренду указанных спортивных сооружений организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий налог не взимается.
При проведении спортивных мероприятий организаторы нередко продают права на съемки и фотографирование этих мероприятий редакциям теле- и радиовещания. Реализация данных прав является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Развитие физической культуры и спорта в стране требует постоянной научной поддержки, в том числе проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в данной сфере. В соответствии с подп. 16 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации:
– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций
– выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе договоров на выполнение НИОКР.
Существенные налоговые льготы предусмотрены для организаций и учреждений, объединяющих спортсменов-инвалидов. Так, согласно подп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:
– общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов
– организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных выше общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов
– учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются вышеуказанные общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.
Согласно подп. 2 п. 1 ст. 150 НК РФ освобождается от налогообложения ввоз на таможенную территорию Российской Федерации технических средств и материалов, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, в том числе приспособлений для занятий спортом. Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № 998 утвержден перечень технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость.
В соответствии с общепринятой мировой практикой, в Российской Федерации предоставляются льготы в отношении средств и имущества, передаваемых безвозмездно некоммерческим организациям, в том числе федерациям (союзам и ассоциациям) по различным видам спорта на осуществление их уставной деятельности.
Согласно подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом по общему правилу передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг). Между тем в силу подп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ не признается реализацией товаров (работ, услуг) передача основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью. Таким образом, безвозмездная передача денежных средств, а также основных средств и (или) иного имущества спортивной федерации на осуществление уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью, не является объектом налогообложения по НДС.
Экономические науки/ 15.Государственное регулирование экономики
Бекзат Айкумис
магистрант, Казахского Университета технологий и Бизнеса
Налогообложение в сфере культуры в зарубежных странах
В странах Европы сфера культуры и искусства традиционно пользовалась значительными налоговыми преференциями. Это объясняется спецификой творческого труда и особой общественной значимостью создаваемого им продукта. Налоговые методы стимулирования культуры стали применяться еще шире, когда резкое увеличение дефицита бюджета в большинстве стран привело к определенной переориентации государственной политики от использования прямых инструментов регулирования экономики к косвенным. Система налоговых льгот обычно распространяется как на производителей товаров и услуг культурного назначения, так и на финансовых доноров культуры. Налоговые льготы призваны стимулировать рост производства и обеспечивать разнообразие товаров и услуг, поддерживать стабильность цен в этой сфере и содействовать притоку в нее негосударственных финансовых ресурсов. Введение налоговых льгот для творческих работников нацелено на улучшение материального положения артистов, художников, писателей и т. д. Наиболее радикально поступили в Ирландии, где уже более 35 лет все творческие работники освобождены от подоходного обложения. Центральный бюджет ежегодно теряет на этом значительные суммы. Во Франции аналогичная льгота распространяется только на художников и скульпторов. В Финляндии не облагаются подоходным налогом государственные гранты, которые получают писатели и другие деятели культуры. Чтобы смягчить бремя налогов на работников творческих профессий, имеющих нерегулярные заработки, в большинстве стран разрешается при налогообложении распределять полученный авторский гонорар на несколько последующих лет (во Франции, например, — на пять лет, в Финляндии — на три года). Артисты, художники и другие творческие работники обычно пользуются правом на вычет из налоговой базы расходов на профессиональную деятельность. В Швеции из облагаемой налогом суммы дохода свободного художника или писателя вычитаются деньги, перечисленные им на банковский авторский счет, приносящий проценты подоходный налог взимается только при снятии средств со счета. В Италии с 1985 года введены новые правила налогообложения творческих работников, которые получили право выбирать способ обложения. Они могут декларировать свои доходы либо как поступления от предпринимательской деятельности, либо как трудовые доходы. Во втором случае дополнительно к постатейному вычету расходов применяется единая скидка с налогооблагаемой базы для художников и скульпторов в размере 21% дохода, а для творческих работников, производственные издержки которых меньше, — 16%. Кроме того, художники и скульпторы пользуются единой скидкой в размере 16% для компенсации их расходов на выплату НДС по приобретаемым ими товарам и услугам, для остальных творческих работников аналогичная скидка составляет 6%.
Самой распространенной налоговой льготой для организаций и предприятий культуры является освобождение от налогов товаров и услуг, производимых в этой сфере, или же снижение налога на добавленную стоимость и налогов на продажи. В 80-е годы в Ирландии был отменен НДС на книги, в Италии он был снижен до 2% (при этом периодические издания были полностью освобождены от налога), в Германии — до 7%, во Франции — до 5,5%, в Испании — до 6%. В Бельгии ставка НДС на предметы искусства снижена с 19% до 6%. В Италии более низкий уровень НДС был установлен для ремонтно-строительных работ, направленных на сохранение культурного наследия.
Для поощрения кинопроизводства в ряде стран закон разрешает вычитать из налоговой базы инвестиции в кинопродукцию. Во Франции, например, юридические лица имеют право на вычет из налогооблагаемого дохода 50% инвестиций, а физические — 100% своих вложений, если они не превышают 25% совокупного чистого дохода. В Италии эта мера распространяется на производителей не только кино-, но и телепродукции и позволяет выводить из-под налогообложения до 70% личных и корпоративных доходов.
Литературы
1. Дымникова А.И. Практика фандрэи зинга в учреждениях культуры / А.И. Дымникова // СПб. Изд-во СПбГУ – 2004. – 172 с.
2. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждении культуры: учеб. пособие для вузов культуры и искусства / Л.С. Жаркова Моск. гос. ун-т культуры. - М. 2004. - 86 с.
3. Загоскин Д.В. Коммерческая деятельность музеев: возможности информационных технологии для продвижения на рынок музеи ного продукта / Д.В. Загоскин // СПб. Изд-во СПбГУ – 2004. – 84 с.
4. Игнатьева И.Л. Экономика культуры: учеб. пособие. – М. ГИТИС, 2004. – 232 с.
Налоговое стимулирование в рамках фандрейзинга
Одной из актуальных проблем развития фандрейзинга в России является отсутствие эффективных мер налогового стимулирования лиц, выделяющих благотворительные и спонсорские средства в ходе фандрейзинга.
Согласно социологическому исследованию ВЦИОМ, 76% представителей Российских коммерческих компаний оценили условия для ведения благотворительной деятельности в стране скорее как неудовлетворительные. Причем названные ими причины сложившейся ситуации в основном связаны с государственной политикой, а именно: несовершенством налоговой и законодательной сфер, а также недостатком государственной поддержки и признания благотворителей. Большинство опрошенных особенно подчеркивали, что существующая налоговая политика не оказывает заметного влияния на рост поддержки некоммерческих организаций культуры со стороны физических и юридических лиц.
Федеральные налоговые льготы для физических лиц. Согласно ст. 219 главы 23 Налогового кодекса РФ от 5.08.2000 № 117-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2001 г. при определении размера налоговой базы по налогу на доходы физических лиц налогоплательщик имеет право на получение социальных налоговых вычетов в сумме доходов, перечисляемых на благотворительные цели в виде денежной помощи организациям культуры, частично или полностью финансируемым из средств соответствующих бюджетов, в размере фактически произведенных расходов, но не более 25 процентов суммы дохода, полученного в налоговом периоде.
Отсюда следует, что применение данной налоговой льготы ограничено, с одной стороны, суммой, на которую уменьшается налогооблагаемая база по налогу на доходы физических лиц, а с другой стороны, условием оказания помощи организациям культуры только в денежной форме и исключительно финансируемым из бюджета.
Первое ограничение является новым, введенным с 1 января 2001 г. Налоговым кодексом. До 31 декабря 2000 г. в соответствии с утратившим силу законом РФ О подоходном налоге с физических лиц 1991 г. рассматриваемая налоговая льгота распространялась на всю сумму дохода, учитываемого при налогообложении за соответствующий календарный год, т. е. закон не ограничивал суммы, которые могут направляться на благотворительные цели и на которые может уменьшаться налогооблагаемый доход физического лица. Однако, несмотря на отсутствие в законе данного ограничения уровень благотворительности в сфере культуры все равно оставался крайне низким. Таким образом, можно утверждать, что введенное Налоговым кодексом ограничение вряд ли окажет существенное влияние на снижение объемов благотворительной деятельности в стране.
Второе условие, существовавшее также и в законе О подоходном налоге с физических лиц, существенно тормозило и тормозит развитие благотворительности в сфере культуры, т. к. под льготу не подпадают натуральная безвозмездная поддержка (передача товарно-материальных ценностей, оказание услуг и выполнение добровольных работ), а также поддержка тех некоммерческих организаций культуры, которые не финансируются из средств бюджетов. Учитывая тот факт, что с каждым годом все меньше и меньше организаций культуры являются получателями бюджетных средств, масштабы применения данной налоговой льготы имеет тенденцию к сокращению.
Кроме того, необоснованным выглядит распространение данных ограничений на организации культуры, ставя их в менее выгодное положение, по сравнению, например, с религиозными и физкультурно-спортивными организациями. Причем на практике приоритеты при выборе сфер поддержки, согласно результатам исследования ВЦИОМ, отдаются в меньшей степени организациям культуры, чем религиозным и спортивным организациям (табл. 20).
Для сравнения приведем данные по США.
В США для частных лиц при направлении благотворительных средств в денежной и натуральной формах в организации культуры от налога освобождается до 50% совокупного дохода, при условии наличия льготного налогового статуса организации культуры.
Таким образом, в США критерием определения налоговых льгот для благотворителей выступает не наличие
Таблица 20. Приоритеты при выборе сфер поддержки сотрудниками компаний в РФ (2002 г.)
бюджетного финансирования организаций культуры, а их налоговый статус, что расширяет сами возможности получения льгот для частных лиц. Кроме того, под льготу подпадают натуральные благотворительные взносы в организации культуры, и сумма, на которую может уменьшаться налогооблагаемый доход физического лица, в два раза выше Российского уровня. Причем, при натуральных благотворительных взносах дополнительно предоставляются льготы по налогу на имущество. Налоговые скидки могут доходить до 75% от стоимости взноса.
Федеральные налоговые льготы для юридических лиц. Для юридических лиц, осуществляющих благотворительную деятельность в сфере культуры, согласно введенной в действие с 1 января 2002 г. главы 25 второй части Налогового Кодекса, налоговые льготы на прибыль не предусмотрены.
До 1 января 2002 г. согласно утратившему силу закону РФ О налоге на прибыль предприятий и организаций 27.12.1991 № 2116-1, для предприятий была предусмотрена льгота по налогу на прибыль в случае оказания ими благотворительной поддержки. Однако отмененная льгота имела существенные количественные ограничения, что не увеличивало заинтересованность организаций в оказании благотворительной помощи в сфере культуры. Так, на основе ст. 6 приведенного закона, при определении налогооблагаемой базы прибыль вправе быть уменьшенной на сумму благотворительных взносов, а также взносов, направленных на восстановление объектов культурного наследия, в фонды поддержки образования и творчества и др. в пределах 3% облагаемой налогом прибыли а в случае перечисления средств государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, творческим союзам и т. д. - не более 5%. При этом общая сумма благотворительных взносов не может превышать пяти процентов налогооблагаемой прибыли. Для банков и страховых организаций сумма благотворительных перечислений ограничивалась еще более низким уровнем в 3% .
Для сравнения в США для юридических лиц при перечислении благотворительных взносов некоммерческим организациям культуры действует льгота сокращения налогооблагаемой прибыли до 10%.
Кроме того, по мнению юриста А. К. Толмасовой, до 2001 г. наибольшие психологические трудности вызывала у благотворителей необходимость платить налоги, если в качестве пожертвования передавались не деньги, а товар или неиспользуемые ими основные средства, например, автомобиль или оргтехника.
В соответствии со ст. 3 Закона РФ О налоге на добавленную стоимость 1991 г. объектом обложения налогом на добавленную стоимость являлись среди прочих обороты по передаче безвозмездно или с частичной оплатой товаров (работ, услуг) другим организациям или физическим лицам. Плательщиком НДС в этом случае являлась передающая сторона.
Таким образом, законодательство до 2001 г. не предусматривало исключений по уплате НДС при безвозмездной или льготной передаче имущества, оказания услуг и выполнения добровольных работ в рамках фандрейзинга. Благотворители или спонсоры должны были исчислить и заплатить НДС в том же размере, как если бы они продали свою продукцию или выполнили объем работ по рыночной стоимости. В результате, действующая налоговая политика снижала заинтересованность предприятий в натуральных формах поддержки и, в целом, оказывала отрицательный эффект на развитие фандрейзинга в стране.
Попытки реформирования Российского налогового законодательства применительно к западному опыту уже имели место, но пока не привели к ожидаемым результатам. Так, с 1 января 2001 г. согласно ст. 149 Налогового кодекса, не подлежат обложению НДС операции по передаче товаров (выполнению работ, оказанию услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом О благотворительной деятельности и благотворительных организациях, за исключением подакцизных товаров . Однако из Налогового кодекса следует, что НДС продолжают облагаться в рамках благотворительной деятельности операции по льготной передаче имущества, оказанию услуг и выполнению добровольных работ спонсорская поддержка, а также добавляются обороты по передаче подакцизных товаров в рамках благотворительной деятельности. Таким образом, проблема уплаты НДС с благотворительной и спонсорской поддержки в натуральной форме решена законодательством лишь частично.
Налоговые льготы для юридических лиц на уровне субъектов федерации. О законодательных инициативах на уровне субъектов федерации можно также с уверенностью утверждать, что они не решили проблем налогового стимулирования участников фандрейзинга в сфере культуры.
Санкт-Петербург. 28 декабря 1995 г. в Санкт-Петер- бурге был принят закон О льготном налогообложении участников благотворительной деятельности, который предусматривает дополнительные к федеральным льготы. Согласно данному закону, при исчислении налога на прибыль в бюджет Санкт-Петербурга налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму средств, направленных на реализацию благотворительных программ или переданных безвозмездно общественным объединениям, в пределах 3%. Однако введенная льгота носит крайне ограниченный характер, поэтому не оказывает заметного стимулирующего воздействия на масштабы благотворительной деятельности в сфере культуры.
Москва. На уровне субъектов РФ к эффективным методам стимулирования благотворительной деятельности можно отнести действующие законодательные акты г. Москвы. Московское законодательство позволяет в большем объеме уменьшать налогооблагаемую прибыль предприятий, а также вводит жесткие требования к определению статуса благотворительной организации. Так, согласно ст. 3 закона г. Москвы О ставках и льготах по налогу на прибыль от 29.11.1999 г. № 35, при исчислении налога на прибыль, подлежащего уплате в столичный бюджет, юридические лица имеют право исключать из налогооблагаемой базы средства, направленные на благотворительные цели в организации, имеющие статус благотворительная в г. Москве, но не более 5% налогооблагаемой прибыли. Статус благотворительная, согласно ст. 8 закона г. Москвы О благотворительной деятельности от 5.07.1995 г. № 11-46, официально присваивается Городским благотворительным советом и подтверждается особым документом - паспортом благотворительной организации.
Кроме того, согласно Закону г. Москвы О ставках и льготах по налогу на прибыль предприятия могут уменьшать сумму налога на прибыль на величину фактически произведенных затрат, связанных с реализацией московских благотворительных программ, утвержденных Городским благотворительным советом. Другими словами, сумма взноса (в денежной или натуральной форме), направленного на благотворительную программу с официальным статусом, вычитается из суммы налога на прибыль, подлежащего зачислению в столичный бюджет. Таким образом, законодательство г. Москвы позволяет существенно уменьшать налоговые платежи в бюджет субъектов РФ.
Однако опыт Москвы не получил широкого распространения за пределами столицы. В целом по стране стимулирование благотворительности как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях осуществляется крайне неэффективно.
Из приведенных примеров следует, что система налоговых льгот, установленных для участников фандрейзинга в сфере культуры, не является достаточно гибкой и привлекательной. Актуальными остаются проблемы разработки стимулирующего механизма налоговых льгот для физических и юридических лиц, осуществляющих поддержку сферы культуры. На это указывают также 65% опрошенных в ходе социологического исследования ВЦИОМ.
Для решения данных проблем необходимо, на наш взгляд, внести серьезные изменения в налоговое законодательство РФ. В частности, разработать гибкую дифференцированную систему налоговых льгот, как для организаций культуры, так и для участников фандрейзинга. Данная система должна не просто фиксировать потенциальные налоговые льготы физических и юридических лиц, а активно стимулировать последних в финансировании сферы культуры.
Автором предлагается ввести льготы по налогу на прибыль для юридических лиц, занимающихся благотворительной деятельностью, и расширить соответствующие налоговые льготы на доходы физических лиц. В частности, предлагается установить налоговые вычеты из прибыли юридических лиц, осуществляющих благотворительные взносы, в размере 10% и увеличить налоговые вычеты из доходов физических лиц до 50% расширить формы благотворительной поддержки - помимо денежной формы предусмотреть взносы в натуральной форме (передача товарно-материальных ценностей, оказание услуг, выполнение работ ит. д.) и увеличить круг благополучателей (включить организации культуры, не финансируемые из средств бюджетов). Крайне важным является также освобождение от НДС операций по передаче с частичной оплатой товаров, услуг, работ в рамках благотворительной деятельности, а также спонсорской поддержки.
Дополнены налоговые льготы для организаций сферы культуры и искусства
Федеральным законом № 215-ФЗ от 23.07.2013 установлены налоговые преференции для организаций, осуществляющих деятельность в сфере культуры и искусства, и уточнен порядок начисления амортизации по основным средствам.
В перечень операций, освобождаемых от налогообложения налогом на добавленную стоимость, включены, в частности, услуги по предоставлению музейных предметов и коллекций, по организации выставок, показу спектаклей, концертов и иных зрелищных программ вне места нахождения организации, осуществляющей данную деятельность. Изменения вступают в силу с 1 октября 2013 года.
Кроме того, театрам, музеям, библиотекам, концертным организациям, являющимся бюджетными учреждениями, предоставлено право признания расходов по приобретению (созданию) амортизируемого имущества (за исключением недвижимого) в составе материальных расходов по мере ввода их в эксплуатацию.
Также указанные учреждения освобождаются от исчисления и уплаты авансовых платежей по налогу на прибыль организаций и представления налоговых деклараций по данному налогу по итогам отчетных периодов (налоговая отчетность представляется только по истечении налогового периода). Поправки начнут действовать с 1 января 2014 года.
Внесено уточнение в порядок начисления амортизации по объектам, подлежащим государственной регистрации и введенным в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года.
Напомним, что до 1 января 2013 года начало начисления амортизации должно было совпадать с выполнением двух условий одновременно: ввод объекта основных средств в эксплуатацию и документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию. Изменениями, внесенными в статью 259 НК РФ, с 23 августа 2013 года момент возникновения права на начисление амортизации связан только с моментом введения объекта в эксплуатацию.
Внесенными поправками уточнено, что новый порядок амортизации не распространяется на основные средства, введенные в эксплуатацию до 1 декабря 2012 года. При этом установлено, что налогоплательщики, начавшие с 1 января 2013 года начислять амортизацию таких основных средств без представления документов на государственную регистрацию, освобождаются от уплаты пеней и штрафов.
//УФНС по Магаданской области
Введение
В современных условиях учреждения культуры зависят от экономических аспектов. Сегодня вряд ли уместно рассчитывать получение недостающих на первоочередные нужды развития культуры финансовых вливаний. Всё более настойчиво в практической деятельности утверждается мысль, что нужны новые экономические формы функционирования учреждений и организаций культуры.
С одной стороны, это подрывает административно-командную систему в сфере культуры, развивает предприимчивость и инициативу в интересах потребителей культурных благ.
С другой стороны, создаются условия для преодоления нищенского. Уравнительного уровня оплаты труда творческих работников.
Многие годы общество не могло обеспечить достойные условия функционирования учреждений культуры и их работникам, особенно в сельской местности.
По существу административно- командная система посадила потребителей культурных благ на нищенский паёк, решая за них, что им надо и что им «во вред». По данным ЮНЕСКО наша страна занимала 28-е место в мире по культурно-образовательному уровню населения.
Вместе с этим, культура не может быть переведена полностью на хозрасчёт, самоокупаемость и самофинансирование. Здесь дело не только в экономической стороне вопроса.
Во-первых, есть социальные гарантии каждого человека на общедоступность культурных благ в пределах их нормативной величины, объём которой должен постоянно возрастать. Эти положения закреплены Основным законом – Конституцией Российской Федерации. Перевод на полный хозрасчёт всех учреждений культуры лишит возможности пользоваться благами культуры значительной части малоимущих слоёв населения. Поэтому исключительное значение в новой модели хозяйствования должна иметь система социальных гарантий. Рыночная Экономика может быть приемлемой только в органической связи с глубоко продуманной и сильной политикой государства, направленной на поддержание и укрепление социальной позиции граждан, включая создание равных возможностей для их духовного развития.
Во-вторых, хозрасчётные отношения приведут к определённым духовным победам общества в долговременной перспективе.
Конечно, это не означает, что в сфере культуры не должно быть поиска новых форм экономической жизнедеятельности организации и учреждений, включающих элементы хозрасчёта, развитие платных услуг, арендных отношений, индивидуальных форм, основанных на личной собственности, Включая собственность на продукты интеллектуального, творческого труда.
Таким образом, необходимо произвести изменения функциональных и организационных характеристик с учётом расширения их досуговых возможностей.
Нуждается в реструктуризации сеть учреждений культуры при непременном образовании новых, нетрадиционных типов.
Необходим переход от административных методов управления преимущественно к экономическим, перераспределив при этом права в пользу производственного звена учреждений культуры.
Ориентируясь на концепцию государственной культурной политики и реальные финансовые возможности, автором сделан соответствующий выбор темы дипломной работы.
Цель исследования состоит в определении налогообложения предприятий культуры и искусства.
Исходя из этого, определены основные задачи исследования:
1. Изучение нормативно-правовой базы учреждений культуры
2. Анализ источников финансирования, сложившихся в практике деятельности клубных учреждений
3. Определение особенностей налогообложения предприятий культуры и искусства.
Объектом исследования – является финансово-хозяйственная деятельность учреждений культуры и искусства.
Предметом – налоги предприятий культуры и искусства.
Методы исследования:
1. Поиск и анализ нормативно-правовых актов Гражданского Кодекса РФ
2. Структурный анализ финансовых источников деятельности учреждений культуры и искусства
3. Экспертные оценки финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры и искусства.
Обзор литературы по теме исследования позволяет заключить, что несмотря на накопленные знания в области теории налогообложения малого предпринимательства, некоторые аспекты этой проблемы остались без должного внимания и требуют углубленного исследования. В частности, к ним относится вопрос о теоретических аспектах установления специальных налоговых режимов. Не проанализирована проблема недостаточного развития малого бизнеса и ее связь с вопросами налогообложения. Не полностью выявлены причины того, что не получили широкого применения такие специальные налоговые режимы как упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход.
Поэтому перед учредителями малых предприятий, возникает весьма нелегкая для решения задача – выбрать именно ту форму и систему учета на своем предприятии, которая в наибольшей степени отвечает их интересам и возможностям.
Применение специальных режимов налогообложения уменьшает налоговое бремя, упрощает налоговый и бухгалтерский учет и отчетность для небольших предприятий, что в свою очередь способствует развитию малого бизнеса в России и роста эффективности экономики страны в целом.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составили исследования ведущих ученых и практиков налогообложения, материалы научно-практических конференций по данной проблеме. В работе использованы законодательные акты РФ, Постановления Правительства РФ и другие нормативно-правовые акты законодательных и исполнительных органов власти федерального и регионального уровня. Информационно-статистическую базу исследования составили данные Госкомстата РФ, Федеральной Налоговой Службы.
Методологическая основа исследования основана на принципах диалектической логики: используются методы исторического, логического и системного анализа, восхождения от абстрактного к конкретному, синтеза теоретического и практического материала, моделирования, прогнозирования, статистической обработки, выборки, группировки, сравнения.
Научная новизна выпускной квалификационной работы заключается в выработке конкретных рекомендаций по реформированию системы налогообложения малого бизнеса Российской Федерации на основе исследования предприятия культуры.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, ЕЕ СТРУКТУРА И РОЛЬ В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
1.1. Сущность, функции, виды налогов
Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами. Эти денежные отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию денежных средств в распоряжение государства. Поэтому налог может рассматриваться в качестве экономической категории с присущими ей функциями.
Налоги, как отмечают К. Маркс и Ф. Энгельс, появились с разделением общества на классы и возникновением государства, как взносы граждан, необходимые для содержания. публичной власти. . 1 В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.
Таким образом, налогообложение — это система распределения доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона.
Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику, какой либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.
В переходный к рынку период налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.
В налогах заложены большие возможности по регулированию социально-экономических процессов в стране со стороны государства. При умелом использовании они могут быть сильным регулирующим механизмом в системе социального управления.
Так, налоги могут использоваться для регулирования производства - стимулирования развития определенных отраслей, ограничения развития или сдерживания каких-либо экономических процессов и т.п.
С помощью налогов возможно регулирование потребления. Например, такой налог, как акциз, особенно высокие его размеры, влияет на спрос и покупательную способность населения в отношении тех товаров, на которые распространяется этот налог.
В налогах заложены возможности и регулирования доходов населения. Они могут быть нацелены на ограничение доходов высокого уровня, могут учитывать необходимость поддержки малоимущих граждан путем предоставления льгот.
Налоги могут быть элементом механизма, регулирующего демографические процессы, молодежную политику, иные социальные явления.
Но налоги это не только экономическая категория, но и одновременно финансовая категория. Как финансовая категория налоги выражают общие свойства, присущие всем финансовым отношениям, и свои отличительные признаки и черты, собственную форму движения, то есть функции, которые выделяют их из всей совокупности финансовых отношений.
Под налогом понимается обязательный платеж, поступающий государству в определенных законодательством размерах и в установленные сроки.
В практике налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рассматривать как плату государству за те услуги, которые оно оказывает населению и другим субъектам экономики в виде внутренней и внешней безопасности, экономической и социальной стабильности и других благ, относящихся к категории общественных.
Взимается налог по определенной ставке, представляющей собой долю облагаемых налогом средств субъектов экономики. При этом налог может быть денежным и натуральным.
По объектам обложения налоги делятся:
- на налог на доходы (выручку, прибыль, заработную плату, проценты, дивиденды, ренту)
- налог на добавленную стоимость продукции, работ, услуг
- налог на имущество (предприятий и граждан)
- налог на определенные виды деятельности и сделки (например, сделки с ценными бумагами)
- налог за пользование природным ресурсами.
Налоги могут устанавливаться на различных уровнях государственной власти: федеральном, региональном, местном. Это означает, что они поступают в соответствующие бюджеты.
Налоги могут поступать не только в госбюджет, но и во внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд занятости, дорожный фонд и т.д.
Для понимания сущности налогов не малое значение имеет знание и понимание признаков налогов. К ним относятся:
1. Императивность - то есть требование со стороны государства обязательности налогового платежа. При невыполнении налогового обязательства, применяются соответствующие санкции.
2. Смена собственника - в частности, через налоги, доля частной собственности становится государственной или муниципальной, образуя бюджетный фонд.
3. Безвозвратность и безвозмездность — налоговые платежи обезличиваются и не возвращаются к конкретному плательщику. Налог предстает как безвозмездное изъятие государством части средств предприятий, организаций и населения по заранее установленным нормативам и срокам. Вот почему налоги взимаются принудительно, проявляя тем самым как бы неэкономический характер.
Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов. К важнейшим элементам налогов относятся:
1. Субъект налога - налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог.
2. Носитель налога - юридическое или физическое лицо, уплачивающее налог из собственного дохода. При этом носитель налога вносит налог субъекту налога, а не государству. Классический пример этому - субъект налога - производитель или продавец товара, например, по налогу НДС, а носитель налога — покупатель товара.
3. Объект налога - доход или имущество, измеренные количественно, которые служат базой для исчисления налога.
4. Налоговая база - денежная или физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
5. Источник налога - это доход, из которого выплачивается налог.
6. Единица обложения - единица, в которой измеряется величина налога.
7. Ставка налога - величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твёрдой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой.
8. Оклад налога.
9. Налоговый период - срок, в который должен быть уплачен налог, и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
10. Налоговая льгота - полное или частичное освобождение плательщика от налога.
Способ взимания налога - тоже достаточно существенное звено в понимании существа налогов и налоговой системы. Дело в том, что от того каким именно образом происходит, взимание налогов зависит, например сумма, которой распоряжается гражданин. Например, одно дело - получать заработную плату, тратить её и уже после этого платить налоги, и совсем другое дело, когда налог взимается сразу и заработная плата автоматически оказывается с вычетом налога. Налоги могут взиматься следующими способами:
1. Кадастровый способ — (от слова кадастр — таблица, справочник) когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает.
2. На основе декларации. Декларация — документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль.
3. У источника. Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход. Поэтому оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога. Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. То есть до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику.
Для того, чтобы достоинства налогов усиливались, а их недостатки нейтрализовались или ослаблялись, очень важно соблюдение основных принципов налогообложения.
Определение и соблюдение этих принципов важно также и для того, чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей.
Первые пять принципов (наиболее фундаментальных), ставших классическими, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы, в свое время выделил А. Смит. Они сводятся к следующему:
1. Принцип справедливости налогообложения. Суть принципа заключается в обеспечении равномерного наложения налогового бремени на всех плательщиков. Правда, история свидетельствует об относительности понятия «справедливость». Так, А.Смит застал феодальный подушный налог, согласно которому каждый человек должен был платить подушный налог, который для всех был одинаков.
Таблица 1, показывает, что для бедного человека такой налог может представлять тяжкое бремя, а для богатого — он совсем не ощутим.
Таблица 1
Влияние различных типов налогов на разные доходы
Дополнительные налоговые льготы будут предоставлены государственным и частным организациям в сфере культуры
Дополнительные налоговые льготы будут предоставлены организациям в сфере культуры независимо от форм собственности. Об этом корреспонденту БЕЛТА сообщила начальник экономического управления Министерства культуры Беларуси Ольга Кононюк, комментируя указ №145 О некоторых вопросах налогообложения в сферах культуры и информации , который 14 апреля подписал Президент.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!