Система льготных режимов сэз
Понятие и виды свободных экономических зон. Специальный правовой режим в СЭЗ
В РЕСПУБЛИКЕ БеларуСЬ
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВОБОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ЗОН
1 Понятие и виды свободных экономических зон. Специальный правовой режим в СЭЗ.
2 Порядок создания и ликвидации свободных экономических зон. Органы управления СЭЗ.
3 Приобретение статуса резидента свободных экономических зон.
Одним из способов привлечения денежных средств в экономику страны является создание на ее территории свободных экономических зон (СЭЗ). Они обеспечивают благоприятные условия для развития экономики отдельных территорий и регионов, в том числе способствуют ускорению научно-технического прогресса, формированию новых рабочих мест и т.д.
В Республике Беларусь предпосылки создания СЭЗ возникли в 1991 году с появлением законодательства об инвестициях, но лишь 20 марта 1996 года был издан указ Президента № 114, давший определение СЭЗ, установивший органы, инициирующие создание СЭЗ и т.д. Этим же указом в Бресте была создана свободная экономическая зона «Брест». Основным документом, регулирующим правовые основы создания, деятельности и ликвидации свободных экономических зон, регулирования в них налоговых, таможенных, валютно-финансовых, трудовых отношений, стал Закон Республики Беларусь от 7 декабря 1998 года «О свободных экономических зонах» (далее – Закон).
Согласно статье 1 Закона под свободной экономической зоной понимается часть территории Республики Беларусь с точно определенными границами и специальным правовым режимом, устанавливающим более благоприятные, чем обычные, условия осуществления предпринимательской и иной хозяйственной деятельности
В Республике Беларусь уже создано шесть свободных экономических зон. Указом Президента от 2 марта 1998 г. N 93 была создана сроком на 50 лет СЭЗ Гомель-Ратон.
В соответствии со статьей 2 Закона в СЭЗ действует специальный правовой режим - совокупность правовых норм, устанавливающих особый порядок и условия налогообложения, валютного, таможенного и иного регулирования.
1. создания благоприятных условий для инвестиций и развития отдельных регионов и экономики Республики Беларусь
2. внедрения наиболее прогрессивных ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий
3. содействия международной интеграции и сотрудничеству
4. гармоничного сочетания на основе Конституции Республики Беларусь республиканских и местных интересов, интересов субъектов хозяйствования и граждан.
На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Тип каждой конкретной СЭЗ определяется целями ее создания и направлением инвестиционной деятельности. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.
Свободные экономические зоны могут быть комплексными, т.е. сочетать в себе функции, свойственные нескольким функциональным типам СЭЗ. Все СЭЗ, действующие в Республике Беларусь, являются именно комплексными зонами. Например, СЭЗ Гомель-Ратон включает производственную, экспортную и свободную таможенную зоны.
В СЭЗ допускается осуществление всех видов деятельности, кроме запрещенных законодательством Республики Беларусь, а также указанных в статье 7 Закона. Закон налагает запрет на осуществление в СЭЗ хозяйственно-коммерческой деятельности, связанной с производством, хранением и продажей оружия, взрывчатых веществ, опасных и радиоактивных материалов, наркотиков, иных сильнодействующих материалов производство некоторых видов алкогольных напитков, табачных изделий и т.д.
Закон установил, что территория СЭЗ является частью таможенной территории Республики Беларусь. В отношении взимания таможенных пошлин, налогов и применения мер экономической политики СЭЗ может рассматриваться как находящаяся в таможенном режиме свободной таможенной зоны(СТЗ). Статья 17 Закона устанавливает, что при ввозе иностранных и отечественных товаров на территорию СТЗ налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. При ввозе товаров с территории СТЗ на остальную часть таможенной территории Республики Беларусь налоги, таможенные платежи взимаются и меры экономической политики применяются в зависимости от происхождения товаров.
При вывозе с территории СЭЗ товаров, происходящих с территории СЭЗ, за пределы Республики Беларусь налоги, таможенные платежи, за исключением сборов за таможенное оформление, не взимаются и меры экономической политики не применяются. В отношении товаров, не происходящих с территории СЭЗ, взимание налогов, таможенных платежей и применение мер экономической политики при их вывозе с территории СЭЗ за пределы Республики Беларусь осуществляется в соответствии с законодательством республики.
Территория свободной таможенной зоны может не совпадать с территорией СЭЗ и определяться внутри СЭЗ администрацией СЭЗ по согласованию с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь.
Налогообложение в СЭЗ осуществляется в соответствии с действующим налоговым законодательством с учетом льгот, устанавливаемых для резидентов СЭЗ Президентом либо по его поручению – Правительством. Льготный налоговый режим – один из наиболее привлекательных стимулов для субъектов хозяйствования при регистрации в качестве резидентов СЭЗ. Значительное снижение налоговых ставок, вплоть до нулевых по некоторым видам налогов и сборов закреплено в положениях о каждой из существующих в Республике Беларусь СЭЗ.
Нормальный инвестиционный процесс предполагает установление не только налоговых и иных льгот, но и определенных государственных гарантий инвесторам. Соответственно, на территории СЭЗ гарантируются закрепленные законодательством Республики Беларусь права и свободы личности, не допускаются дискриминация и другие незаконные ограничения прав субъектов хозяйствования, не допускаются принудительные национализация, реквизиция, либо аналогичные по своему действию меры, за исключением временного прекращения вызова инвестируемой собственности с территории СЭЗ, до погашения инвестором задолженности по обязательствам.
На иностранных инвесторов в СЭЗ распространяется система государственных гарантий охраны инвестиций, которая предусмотрена законодательством Республики Беларусь об иностранных инвестициях. Государство гарантирует иностранным инвесторам СЭЗ право на возврат своей доли в имуществе предприятия по остаточной стоимости, а также перевод причитающихся им сумм доходов, в том числе и в иностранной валюте, полученных от вложенных в зону инвестиций, за пределы СЭЗ и Республики Беларусь.
1.docx
Не получается скачать реферат Режим хозяйственной деятельности в СЭЗ: система льгот и стимулов . - Техническая поддержка
1.docx
Режим хозяйственной деятельности в СЭЗ: система льгот и стимулов.
Мировая практика свидетельствует, что стремление различных стран образовать на своей территории свободные экономические зоны в основном мотивировано предоставлением иностранному и местному капиталу, действующему в СЭЗ, таможенных, налоговых и иных финансовых и административных льгот. Определенному типу зон соответствуют конкретные льготы и стимулы. Цель последних состоит в решении каких-либо конкретных задач (например, ускоренное создание отдельных видов производственной инфраструктуры) либо в поощрении определенных видов деятельности (например, создание экспортного производства, предоставление банковских, информационных услуг и т.д.), либо в привлечении в свободную зону инвесторов определенного типа (например, мелкие или крупные компании).
Выделяют четыре основные группы льгот.
1. Таможенные (внешнеторговые) льготы предусматривают введен ие на территории СЭЗ особого таможенного режима (снижение или мену экспортно-импортных пошлин) по сравнению с остальной ча стью страны и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций.
2. Налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения п редпринимателей. Эти льготы могут включать налоговые каникулы от 5 до 20 лет), освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость, местных налогов, полностью или частично, от налогов на прибыль, недвижимость, имущество, собственность, доходы иностранного персонала, перевод за границу прибыли и т.д. В отдельных случаях для иностранных инвесторов предусмотрены и другие льготы, такие, как инвестиционные ссуды и инвестиционные дотации. Инвестиционные ссуды представляют собой дополнительные скидки с подоходного на лога (10—50%) в зависимости от основного оборудования и приме няются по истечении льготного периода. Инвестиционные дотации — безвозмездные денежные субсидии новым инвесторам. Эти субсидии зависят от размера капиталовложений и, как правило, предо ставляются компаниям с ограниченными финансовыми возможнос тями и предприятиям с низкой рентабельностью.
3. Финансовые льготы включают различные формы субсидий, ко торые предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участ ками и производственными помещениями, льготных кредитов и др. Кроме того, во многих государствах мира, где успешно функциони руют свободные экономические зоны, практикуется не только вре менное использование и аренда земли иностранцами, но и свободная продажа земли. Иностранцами это воспринимается как естественное и очень весомое доказательство серьезности намерений принимаю щей стороны. По сути дела, это действует как существенная льгота для иностранных инвесторов.
4. Административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг предприятиям, расположенным на территории зоны. Во многих странах, где образованы специальные экономические зоны, широкое распространение получили также системы обслуживания инвесторов «в одном месте» или «за 24 часа», когда все вопросы выдачи необходимых разрешений и лицензий, связанных с регистрацией компаний и осуществлением капиталовложений, решаются в оперативном порядке на месте.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях в зависимости от условий деятельности той или иной СЭЗ. Тем не менее, для каждого типа зоны существует стандартный набор льгот и стимулов, определяющий ее типовую специфику и принадлежность. В зонах свободной торговли основные льготы касаются сферы таможенного обложения. Товары иностранного производства, ввезенные на территорию СЭЗ, не подлежат в период их хранения в СЭЗ (до их реэкспорта или импорта на внутренний рынок) обложению таможенными пошлинами, а также освобождаются от других видов контроля над импортом. Товары, которые экспортируются из зоны в третьи страны, не облагаются таможенными пошлинами и, как правило, не подлежат внутреннему налогообложению, т.е. освобождаются от налога на добавленную стоимость, от местных налогов и налога на имущество (при импорте на территорию страны базирования зоны все налоги взимаются).
В торгово-производственных зонах льготы призваны не только содействовать росту предпринимательской активности, но и регулировать приток капитала и объем выпускаемой продукции в соответствии с приоритетами экономического развития страны и ее отдельных территорий.
Наиболее часто в экспортно- производственных зонах применяются следующие льготы:
о с в о б о ж д е н и е о т и м п о р т н ы х п о ш л и н н а с ы р ь е. п о л у ф а б р и к а т ы и г о т о в ы е т о в а р ы, и с п о л ь з у е м ы е в п р о и з в о д с т в е э к с п о р т н о й п р о д у к ц и и о с в о б о ж д е н и е о т у п л а т ы н а л о г а н а п р о д а ж и э к с п о р т н о й п р о д у к ц и и, т а к ж е к а к и н а в с е т о в а р ы и у с л у г и, п р и о б р е т а е м ы е в с т р а н е б а з и р о в а н и я з о н ы и и с п о л ь з у е м ы е в п р о ц е с с е п р о и з в о д с т в а н а л о г о в ы е к а н и к у л ы и л и ч а с т и ч н о е о с в о б о ж д е н и е о т н а л о г а н а п р и б ы л ь и л и д о х о д ы п р е д п р и я т и й. у ч а с т в у ю щ и х в э к с п о р т н о м п р о и з в о д с т в е п р е д о с т а в л е н и е с у б с и д и р у е м ы х у с л у г. с в я з а н н ы х с а р е н д о й з е м л и. о ф и с н ы х п о м е щ е н и й. и с п о л ь з о в а н и е м в о д о с н а б ж е н и я. э л е к т р и ч е с т в а и т. д .Свободные экономические зоны в России. Периодизация создания СЭЗ в России. Льготный режим, определяемый Российским законодательством для СЭЗ. Опыт функционирования СЭЗ в России.
Читайте также:
Разновидности свободных экономических зон. Торговые зоны: свободные таможенные зоны, бондовые склады, свободные порты, торгово-производственные. Промышленно-производственные зоны: импортозамещающие зоны, экспортно-ориентированные зоны. Технико-внедренческие зоны: технополисы, технопарки, инновационные центры. Сервисные зоны: оффшорные зоны, налоговые гавани. Комплексные зоны: зоны свободного предпринимательства, специальные экономические зоны, территории особого режима. Международные зоны: СЭЗ Туманган, приграничные СЭЗ, еврорегионы.
Сущность и цели создания свободных экономических зон. Понятие свободной экономической зоны. Причины создания СЭЗ. Основные задачи, решаемые государствами при создании СЭЗ. Виды льгот в СЭЗ: внешнеторговые, налоговые, финансовые, административные.
Тема 9. Свободные экономические зоны
Свободные экономические зоны (СЭЗ) представляют собой часть национального экономического пространства, где используется особая система льгот и стимулов, не применяемая в остальных частях страны. Как правило, СЭЗ — это в той или иной степени географически обособленная территория.
В системе мировых хозяйственных связей свободные экономические зоны являются фактором ускоренного экономического роста за счет активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов.
СЭЗ получили широкое распространение во многих странах с 1973 г. – времени подписания Киотской конвенции, определившей свободную зону как своеобразный внешнеторговый анклав, где товары считаются находящимися за пределами таможенной территории. В 90-х гг. в мире функционировало более 4 тыс разного рода СЭЗ (от таможенных зон до технопарков, от зон свободной торговли до оффшорных зон). Международные корпорации в поисках льготных условий для своей деятельности рассматривают СЭЗ как благоприятные территории, где можно получить сверхприбыль. Так, норма прибыли в СЭЗ в среднем составляет 30—35%, а в азиатских зонах — более 40%. Сроки окупаемости капиталовложений в СЭЗ сокращаются в 2—3 раза. Многие международные корпорации считают организацию собственного производства в СЭЗ важнейшим направлением своей экспансии.
Цели создания СЭЗ зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и цели создания СЭЗ в каждом конкретном случае могут различаться. Так, в промышленно развитых странах, таких как США, Великобритания, Франция, СЭЗ часто создавались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в районах, подверженных экономической депрессии, на выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, нежели в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Эти программы не имели специальной ориентации на привлечение иностранного капитала.
Так, во Франции с начала 1997 г. 38 городов, а также Корсика объявлены «свободными зонами». Создаваемые в них мелкие и средние предприятия получают максимальные налоговые льготы. Эти предприятия на пять лет освобождаются от выплаты различных налогов и прочих обязательных отчислений. На Корсике различные льготы распространяются на сельское хозяйство, туризм, жилищное строительство и др. Одной из главных задач политики «свободного зонирования» является создание новых рабочих мест. При выборе 38 городов, примерно 10 из которых приходятся на парижские пригороды, власти руководствовались такими критериями, как высокий уровень безработицы, превышающий 13,5%, большой процент молодежи, не имеющей образования, низкий потенциал во взимании налогов.
Со сходной целью создавались СЭЗ и в ряде развивающихся государств. Однако в отличие от промышленно развитых стран в этих государствах упор при создании СЭЗ делается на привлечение иностранного каптала, технологий, модернизацию промышленности, повышение квалификации рабочей силы.
Показателен опыт создания и развития СЭЗ в США, где за период 80-90-х годов число СЭЗ достигло 2000. Они представляют собой разнообразные формы внешнеэкономической и предпринимательской деятельности, в рамках которой действуют зоны внешней торговли, в том числе зоны общего назначения и специализированные зоны, предпринимательские зоны, технологические парки. Предпринимательские зоны, на которые приходится примерно 70% всех американских СЭЗ, ставят своей задачей оживление мелкого и среднего бизнеса путем предоставления инвесторам большей свободы деятельности и значительных финансовых льгот в экономически депрессивных регионах. Благодаря их деятельности в 90-е годы в США ежегодно было создано и сохранено 95 тыс рабочих мест.
Помимо названных целей и причин создание СЭЗ увязывается с тремя основными задачами:
• стимулированием промышленного экспорта и получением на этой основе валютных средств
• ростом занятости
• превращением зон в полигоны по опробованию новых методов хозяйствования, полюсы роста национального хозяйства.
При создании свободных экономических зон рекомендуется четко выбрать число целей, которые будут предопределять выбор системы льгот, предоставляемых субъектам хозяйственной деятельности. Множественность целей ведет к неоправданной распыленности льгот. Выделяют четыре основные группы льгот:
• внешнеторговые льготы. Они предусматривают введение особого таможенно-тарифного режима (снижение или отмену экспортно-импортных пошлин) и упрощенного порядка осуществления внешнеторговых операций
• налоговые льготы содержат нормы, связанные с налоговым стимулированием конкретных видов деятельности или поведения предпринимателей. Эти льготы могут затрагивать налоговую базу (прибыль, стоимость имущества и т.д.), отдельные ее составляющие (амортизационные отчисления, издержки на заработную плату, НИОКР, транспорт), уровень налоговых ставок, вопросы постоянного или временного освобождения от налогообложения
• финансовые льготы включают различные формы субсидий. Они предоставляются в виде более низких цен на коммунальные услуги, снижения арендной платы за пользование земельными участками и производственными помещениями, льготных кредитов и др.
• административные льготы предоставляются администрацией зоны с целью упрощения процедур регистрации предприятий и режима въезда-выезда иностранных граждан, а также оказания различных услуг.
Названные льготы применяются в самых различных комбинациях. Льготы, предоставляемые СЭЗ, не всегда являются главным стимулом для притока иностранного капитала. Более существенными в этом отношении могут оказаться такие факторы, как политическая стабильность, инвестиционные гарантии, качество инфраструктуры, квалификация рабочей силы, упрощение административных процедур и др. Вместе с тем при таких равных условиях на первый план выступают предоставляемые зоной льготы.
Создание СЭЗ требует значительных финансовых средств. По данным Института востоковедения РАН, который провел исследования 26 стран, их собственные затраты по привлечению иностранных капиталовложений составили 4 долл. на 1 долл. зарубежных инвестиций. В Китае собственные вложения в четыре СЭЗ к концу 80-х гг. превысили 22 млрд долл. а иностранные инвестиции составили только 4 млрд долл.
Создание СЭЗ рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика СЭЗ имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
В то же время образование СЭЗ может означать то, что страна не желает полностью открывать свою экономику иностранному капиталу или повсеместно использовать особый инвестиционный климат, использует частичную, локальную открытость в виде спецзоны. В последнее десятилетие в мировой экономике развернулась острая конкуренция между государствами в области налоговых и иных льгот, предоставляемых для привлечения капиталовложений из других стран. Волна разного рода налоговых льгот, зафиксированных национальными законодательствами, получила название «налоговая революция». СЭЗ в этом процессе играют достаточно заметную роль. Фактически они представляют собой своеобразные ловушки для мигрирующих в масштабах мирового хозяйства капиталов.
Организационно-функциональная структура СЭЗ достаточно многообразна. Иногда довольно трудно определить особенности той или иной СЭЗ, поскольку каждая из них обладает чертами многих зон. По профилю деятельности большинства хозяйствующих в зоне фирм можно выделить следующие зоны:
· торговые (свободные таможенные, бондовые склады, свободные порты, торгово-производственные)
· промышленно-производственные (импортозамещающие, экспортно-ориентированные)
· технико-внедренческие (технополисы, технопарки, инновационные центры)
· сервисные (оффшорные, налоговые гавани)
· комплексные (зоны свободного предпринимательства Западной Европы и Канады, специальные экономические зоны КНР, территории особого режима в Бразилии и Аргентине)
· международные (СЭЗ Туманган, приграничные СЭЗ, Еврорегионы).
При организации СЭЗ используют два различных концептуальных подхода: территориальный и функциональный (точечный). В первом случае зона рассматривается как обособленная территория, где все предприятия-резиденты пользуются льготным режимом хозяйственной деятельности. Согласно второму подходу зона — это льготный режим, применяемый к определенному виду предпринимательской деятельности независимо от местоположения соответствующей фирмы в стране.
Примером реализации первого подхода являются СЭЗ Китая, зона «Манаус» (Бразилия), многие экспортно-производственные зоны в развивающихся странах. Результатом второго подхода являются точечные зоны, представленные отдельными предприятиями (оффшорные фирмы, магазины «дьюти фри»).
2.1. Торговые зоны
Одной из простейших форм СЭЗ являются свободные (беспошлинные) таможенные зоны (СТЗ). Эти зоны представляют собой транзитные или консигнационные склады для хранения, упаковки и незначительной обработки товаров, предназначенных для экспорта. Такие зоны часто называют свободными таможенными территориями. В них обычно открывают свои филиалы нерезидентные для данной страны предприятия-импортеры. СТЗ освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров. Они имеются во многих странах, но более всего они распространены в индустриальных странах.
Зоны свободной торговли (ЗСТ). Также широко распространены в мире. Наибольшее развитие ЗСТ получили в США. Такие зоны представляют собой ограниченные участки территории США, в пределах которых установлен льготный по сравнению с общим режим хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности.
К числу простейших ЗСТ можно отнести специальные магазины «дьюти фри» в крупных международных аэропортах. С точки зрения режима они рассматриваются как находящиеся за пределами государственных границ. К ЗСТ относятся также и традиционные свободные гавани (порты) со льготным торговым режимом.
2.2. Промышленно-производственные зоны
Промышленно-производственные зоны относятся к зонам второго поколения. Они возникли в результате эволюции торговых зон, когда в них стали ввозить не только товар, но и капитал, заниматься не только торговлей, но и производственной деятельностью.
Промышленно-производственные зоны создаются на территории со специальным таможенным режимом, где производится экспортная или импортозамещающая продукция. Эти зоны пользуются существенными налоговыми и финансовыми льготами. Наибольшее распространение, особенно в развивающихся странах, получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Современная модель таких зон берет начало от зональной структуры, созданной в 1959 г. в ирландском аэропорту «Шеннон». Наибольший эффект от таких зон был получен в новых индустриальных странах (в основном азиатских).
2.3. Технико-внедренческие зоны
Технико-внедренческие зоны относят к зонам третьего поколения (70—80-е гг.). Они образуются стихийно (США) или создаются специально с государственной поддержкой вокруг крупных научных центров (Япония, Китай). В них концентрируются национальные и зарубежные исследовательские, проектные, научно-производственные фирмы, пользующиеся единой системой налоговых и финансовых льгот.
Наибольшее число технико-внедренческих зон функционирует в США, Японии, Китае. В США их называют технопарками, в Японии — технополисами, в Китае — зонами развития новой и высокой технологии.
Самый известный в мире и крупнейший в США технопарк «Силикон вэлли» дает 20% мирового производства средств вычислительной техники и компьютеров. В нем занято около 20 тыс. работников. Всего в США более 80 подобных зон. В Японии в рамках специальных правительственных программ создано два десятка технополисов на базе ведущих научных организаций. В КНР подобные зоны также создаются, как правило, в ходе реализации государственных планов по развитию науки и техники. В середине 90-х гг. в Китае функционировало более 50 зон развития новой и высокой технологии.
2.4. Сервисные зоны
Сервисные зоны представляют собой территории с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм и организаций, оказывающих различные финансово-экономические, страховые и иные услуги.
К числу сервисных зон относятся оффшорные зоны (ОЗ) и налоговые гавани (НГ). ОЗ и НГ привлекают предпринимателей благоприятным валютно-финансовым, фискальным режимом, высоким уровнем банковской и коммерческой секретности, лояльностью государственного регулирования.
Главное требование от компании, зарегистрированной в ОЗ и претендующей на получение налоговых и иных льгот, — не быть резидентом страны, где находится оффшорный центр, и не извлекать на его территории прибыль. Налоговые гавани отличаются от оффшорных зон тем, что в них (в НГ) все фирмы (как местные, так и иностранные) получают налоговые льготы на все или некоторые виды деятельности. В настоящее время в мире насчитывается более 300 оффшорных центров. Среди них налоговых гаваней около 70.
В числе стран, где уже давно функционируют оффшорные компании, Лихтенштейн, Панама, Нормандские острова, остров Мэн (Великобритания), Антильские острова, Гонконг, Мадейра, Либерия, Ирландия, Швейцария и др. В последнее десятилетие ОЗ появились на Мальте, в Маврикии, Западном Самоа, Израиле и других странах.
Для стран, организующих ОЗ, выгода состоит в привлечении дополнительных иностранных капиталов, получении дохода от пребывания зарегистрированной компании в ОЗ, создании дополнительных рабочих мест для местных специалистов, что в целом способствует развитию национальной экономики.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило, в банковском и страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью, в трастовой (доверительной) деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций, в консалтинге. По некоторым оценкам, капитал, задействованный в сфере оффшорного бизнеса, достигает 500 млрд долл. В нем участвуют почти 2 млн вкладчиков (юридических и физических лиц), и каждый год регистрируется несколько тысяч новых компаний, увеличивающих объемы оффшорной деятельности.
Деятельность ОЗ оценивается специалистами весьма неоднозначно. Признавая их важную роль в международном движении капитала, многие сходятся во мнении, что оффшорные центры зачастую являются местом отмывания «грязных денег» и разного рода банковских афер.
2.5. Комплексные СЭЗ
Комплексные зоны образуются путем установления особого, льготного по сравнению с общим режима хозяйственной деятельности на территории отдельных административных образований.
Комплексные СЭЗ появились сравнительно недавно, в начале 80-х гг. Некоторые из них были созданы с нуля, а большинство сформировались на базе зон с экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленностью и представляют собой новую, более высокую ступень развития. Отличие комплексных СЭЗ от других форм заключается в больших пространственных масштабах, более высокой концентрации производства и более широком поле деятельности. Их функции составляют единое целое: преимущественное развитие международной торговли, импортозамещающего производства, развитие финансового рынка, коммуникаций, туризма.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, «открытые районы» КНР, а также бразильскую зону «Манаус», территорию «Огненная Земля» в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах.
2.6. Международные СЭЗ
В 90-е гг. активизируются процессы по формированию международных СЭЗ. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган. Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР. Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90—110 млрд долл. СЭЗ предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России.
Отработка деловых контактов не на межгосударственном, а на региональном уровне привела к появлению так называемых еврорегионов как формы организации внешнеэкономического взаимодействия. Еврорегион представляет собой добровольное объединение пограничных областей различных государств, прежде всего в хозяйственной сфере, с целью интенсификации внешнеэкономических связей друг с другом. Высшие органы каждой страны, осуществляющей свою деятельность в еврорегионе, делегируют данной области полномочия, способствующие интенсификации приграничных хозяйственных и иных связей. Активную роль в создании еврорегионов играют Польша, Словакия, Чехия, Венгрия, а также Украина и Белоруссия. К середине 90-х гг. созданы еврорегионы «Карпаты», «Буг», «Померания».
В 1994 г. подписано соглашение о создании Российско-китайской торговой приграничной зоны в районе китайского города Суйфэнхэ. Совместное образование или использование приграничных СЭЗ с определенными странами ближнего и дальнего зарубежья, особенно на границе с Китаем, Финляндией, Норвегией, в Калининградской области, может способствовать развитию приграничной торговли, реализации крупных совместных проектов на основе использования сырьевых ресурсов и производственных мощностей обеих сторон, прежде всего Российской.
Начало процесса создания СЭЗ было положено еще в рамках СССР. В 1989 г. Правительством СССР было принято постановление о создании СЭЗ в городах Выборг и Находка. В течение 1990 г. Верховный Совет РСФСР принял документы об учреждении 11 свободных зон на территории Российской Федерации. Зоны были учреждены в Находке, Выборге, Санкт-Петербурге, на территории Алтайского края, в Калининградской, Новгородской, Кемеровской, Читинской, Сахалинской областях, в Еврейской автономной области и в городе Зеленограде.
Процесс образования СЭЗ в начале 90-х гг. характеризовался отсутствием четкого понимания реальных целей и задач СЭЗ, огромностью отводимых территорий для СЭЗ, массовой раздачей льгот и привилегий зонам и лоббированием их интересов в Правительстве РФ, стремлением местных властей к суверенитету через создание СЭЗ.
В России положения о СЭЗ впервые были зафиксированы в соответствующем разделе закона Об иностранных инвестициях в РСФСР, принятом в 1991 г. Они утратили силу после принятия нового Закона Об иностранных инвестициях в Российской Федерации № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. В настоящее время существование СЭЗ никакими федеральными законами не регламентируется. В течение 1997 г. в Российском парламенте рассматривался законопроект О свободных экономических зонах, внесенный Правительством и группой депутатов. В середине 1997 г. проект был принят обеими палатами Федерального Собрания, однако Президент России наложил на него вето. После этого согласительные процедуры по законопроекту были прекращены. Поэтому в 90-е годы законодательная база формирования СЭЗ осуществлялась на основе президентских указов или постановлений Правительства РФ.
В СЭЗ установлен льготный режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранным участием:
· упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями (для предприятий со вкладом иностранных инвесторов до 75 млн руб. регистрация производится непосредственно в СЭЗ)
· налогообложение по льготным ставкам (до 50% установленных на территории РФ для иностранных инвесторов)
· понижение ставки платы за пользование землей и другими природными ресурсами предоставление права на долгосрочную аренду (сроком до 70 лет) с правом субаренды (вне СЭЗ этот срок до 50 лет)
· понижение таможенных пошлин на ввоз, вывоз товаров упрощенный порядок пересечения границ, въезда и выезда иностранных граждан, в том числе безвизового
· наличие права безлицензионного экспорта и импорта, предусмотренное законом для предприятий полностью принадлежащих иностранным инвесторам и предприятий с долей иностранных инвестиций более 30%.
Валютная выручка предприятий от экспорта собственной продукции полностью остается в их распоряжении.
Однако после начала реформ в 1992 г. отношение Правительства к СЭЗ изменилось. Новое законодательство в области внутри- и внешнеэкономических отношений не предусматривает особого статуса СЭЗ. В целом в развитии СЭЗ стал ощущаться застой. В Правительстве возобладал подход к ликвидации зон, охватывающих огромные территории. Например, зона Даурия включала всю Челябинскую область, площадь которой превосходит размеры многих европейских государств. Взамен предложена концепция формирования микрозон – разновидностей свободных таможенных зон и зон экспортного производства. В основу отбора зон положен принцип сочетания выгодного географического расположения зоны и минимизации затрат на их инфраструктурное обустройство. Первая в мире зона экспортного производства, созданная в районе международного аэропорта Шэннон в Ирландии, размещалась первоначально на площади 10 га. Но это не помешало ей стать одной из наиболее эффективных зон экспортного производства. Зарубежные эксперты рекомендуют на первом этапе ограничивать территории зон 140-160 гектарами.
В 1994-1995 гг. Российское правительство предприняло новые шаги с целью улучшения инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов на зональных территориях. Среди них можно отметить предоставление льгот при налогообложении прибыли, освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и другие.
В последние годы новые СЭЗ создавались только на региональном уровне – за счет использования полномочий субъектов Федерации по регулированию ставок региональных и местных налогов. Примерами является создание зон наибольшего благоприятствования в Новгородской области, зон экономического развития в Санкт-Петербурге, свободной экономической зоны вокруг Елабужского автозавода в Татарстане и т.д. В ряде случаев отдельные субъекты Федерации (Калмыкия, Горный Алтай) проводили на своей территории резкое снижение региональных налогов, объявляя себя внутренними оффшорами.
В перспективе работа СЭЗ в России зависит от принятия федерального закона О свободных экономических зонах, целью которого является обеспечение более благоприятного инвестиционного климата для иностранных и отечественных инвесторов.
Наиболее известной комплексной зоной на территории России является СЭЗ Янтарь (Калининградская область). Она имеет благоприятное географическое местоположение. Столицы пяти европейских государств расположены от нее на расстоянии 500 км. Калининградская область обладает развитой инфраструктурой для формирования транспортной системы Европа – Центральная Россия – страны АТР. Через область проходит автомобильный путь в Западную Европу. В городе Калининграде имеется современный железнодорожный узел с пунктом перехода с Российской на европейскую железнодорожную колею, функционирует морской порт. В СЭЗ Янтарь создано 770 совместных предприятий. Однако приток иностранных инвестиций ниже прогнозируемого (16 млн долл. в 1995 г.). Главный сдерживающий фактор – это нестабильная правовая база зоны Янтарь.
Одной из старейших СЭЗ, добившейся заметных результатов, является СЭЗ Находка. На ее территории зарегистрировано 3,3 тыс предприятий. Из них 2054 принадлежат частным лицам. Объем экспортной продукции СЭЗ в 1995 г. составил 42,3 млн долл. в три раза превысив импорт. На территории СЭЗ осуществляются проекты по организации и функционированию Российско-корейского технопарка и Российско-американского промышленного парка. Эти промышленные комплексы должны иметь ключевое значение для индустриализации СЭЗ. В зоне действуют 15 банковских институтов. Для предприятий с долей иностранного участия более 30% в зоне установлены следующие льготы:
- федеральный налог на часть прибыли, перевозимой за границу, составляет 7 %, а соответствующий местный налог – не более 3%
- прибыль и часть прибыли, перевозимой за границу, полностью освобождены от налогообложения на 5 лет (после объявления о регулярном получении прибыли)
- часть прибыли, реинвестируемой в развитие производства, а также в объекты инфраструктуры и социальной сферы СЭЗ, полностью освобождаются от налога.
На современном этапе в зоне Находка реализуется новая стратегия ее развития. Основные направления этой стратегии состоят в создании ряда локальных свободных зон, которые будут способствовать созданию благоприятного инвестиционного климата в СЭЗ, и в превращении Находки в центр переработки грузов стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
Хотя СЭЗ Находка находится на начальном этапе своего развития уже можно говорить о первых позитивных результатах: сравнительно высоких темпах экономического роста и создании многих рабочих мест.
Негативный опыт функционирования СЭЗ продемонстрировала СЭЗ Алтай. Многие совместные предприятия, зарегистрированные в зоне, фактически бездействовали. Вместо привлечения иностранного капитала преобладал процесс ввоза и перепродажи ширпотреба. Было много нарушений при выдаче квот и лицензий на вывоз сырьевых стратегических ресурсов, экспорт которых ограничен законом. Коммерческая деятельность учредителей зоны принесла многочисленные убытки при осуществлении торговых сделок. В итоге, просуществовав три года СЭЗ Алтай была ликвидирована.
Следует отметить, что налоговые льготы и инфраструктурные условия функционирования СЭЗ в России менее привлекательны по сравнению с зарубежными аналогами.
Анализируя мировой опыт создания и функционирования СЭЗ, можно предположить, что для России, обладающей многообразными отраслевыми, транспортно-региональными и другими особенностями, механизм свободных зон может стать важной частью национальной стратегии.
СЭЗ в России должны выполнить свою роль в концентрации экспортно-ориентированного и импортозамещающего производства, а также ловушек для иностранных инвестиций, стимулируя внешнеэкономические связи. Они также должны способствовать сосредоточению технико-технологических инноваций, освоению современного рыночного механизма хозяйствования.
Организация СЭЗ в России должна стать одним из путей интеграции экономики страны в мировое хозяйство как средство интенсификации ее международных экономических связей.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Дисциплина: Налоги и налогообложение
Барнаул-2008
План:
1. Налогообложение в свободных экономических зонах…………………3
2. Практическое задание……………………………………………………13
3. Список литературы………………………………………………………14
1.Налоговые оазисы
Высокие налоговые ставки заставляют плательщиков крупных налоговых сумм искать различные способы экономить на уплате налогов. Один из наиболее часто применяемых приемов уклонения от налогов - перевод капиталов в страны с более выгодными условиями налогового обложения - офшорные зоны. Это название происходит от английского слова Off-shore - на расстоянии от берега, т.е. территория, удаленная от главных финансовых центров развитых стран мира.
Офшорные зоны - обычно небольшие островные или прибрежные государства и территории, проводящие политику привлечения капиталов из-за рубежа путем предоставления им широких налоговых льгот. Юридической предпосылкой такого способа служит территориальная ограниченность налогового суверенитета государства.
Льготный налоговый режим подразумевает отсутствие налогов или очень низкий их уровень, особенно для нерезидентов (иностранного капитала и иностранных физических лиц). Часто вместо налогов взимается фиксированный сбор. Кроме того, предпринимателей привлекают такие условия как, простота и дешевизна оформления, отсутствие валютных ограничений, таможенные льготы, простота финансовой отчетности, отсутствие минимального размера уставного капитала, охрана тайны личности владельцев фирм, недорогие услуги местных секретарских фирм, обслуживающих офшорные компании. Эти и подобные им льготы предоставляются офшорной компании только для операций с иностранными резидентами и в иностранной валюте. То есть, иностранная компания на территории данной страны может называться офшорной только в том случае, если она не осуществляет экономической деятельности с национальными фирмами и физическими лицами и не работает с валютой данной страны, а работает на внешних для данной страны рынках.
Обычно офшорные компании открываются не для производственной, а для коммерческой, финансовой, управленческой, фрахтовой и страховой деятельности, для размещения инвестиций через холдинговые компании и т.д.
Предоставление офшорных привилегий - одно из основных средств конкуренции между странами за привлечение иностранных компаний на свою территорию. Именно на различиях в условиях налогообложения в разных странах играют многие корпорации, переводя свои капиталы в государства с более выгодными условиями обложения доходов.
Необходимым условием того, чтобы эти налоговые убежища и оазисы действительно привлекали иностранный капитал, является наличие гарантий безопасного предпринимательства в регионе (стабильная политическая обстановка, отсутствие военных действий).
Некоторые страны распространяют офшорный режим для иностранных компаний на всю свою территорию. Такие страны получили название офшорных центров.
Другие устанавливают его в пределах выделенных зон, это - свободные экономические зоны.
Третьи предоставляют офшорный статус только отдельным видам компаний. Так, безналоговый статус для судовладельцев предоставляют Либерия, Панама, Греция.
Условно можно выделить две группы стран, играющих роль своеобразных налоговых оазисов.
К первой группе стран могут быть отнесены некоторые развивающиеся страны, которые активно проводят политику привлечения зарубежных капиталов. Для этого они устанавливают иностранным гражданам очень низкие ставки налогов или вовсе отменяют налогообложение импортируемого капитала. Особенностью этой группы стран является отсутствие налоговых соглашений с другими странами, что гарантирует иностранным инвесторам конфиденциальность финансовой информации и отсутствие юридических обязательств по уплате налогов в стране их резидентства.
Вторая группа стран характеризуется тем, что относительные льготы в налогообложении возникают там применительно лишь к некоторым видам доходов и обусловлены либо особенностями внутреннего налогового законодательства, либо спецификой заключенных с другими странами налоговых соглашений.
В Европе к разряду налоговых оазисов могут быть отнесены, прежде всего малые государства. Среди них определилась своеобразная специализация: законодательство Нидерландов выгодно для холдинг-компаний, Люксембурга - для банков (поскольку в стране нет налогов, в том числе НДС на операции с золотом), Лихтенштейна и Швейцарии - для торговых домов и посреднических фирм (гарантируется тайна вкладов ).
В Монако физические лица налогами не облагаются, а уровень налогов для фирм- 8%, в Сан - Марино 23%, в Андорре нет налогов на корпорации, налога на источники дохода, подоходного налога. На английских островах в проливе Ла-Манш подоходный налог в 20% существует только для резидентов, а за оффшорные сделки в любом объеме уплачивается лишь годовой сбор в размере 500 фунтов стерлингов. В греческой части острова Кипр налог для иностранцев -5%.
За пределами европейского континента выделяются: Багамские острова (отсутствуют налоги на корпорации, налог на доходы физических лиц, с дарения и наследства, на прибыль от продажи товаров, фирмы платят только пошлину за регистрацию компаний и таможенные пошлины), Каймановы острова, Науру и Объединенные Арабские Эмираты (нет налогов вообще), Гонконг и Сейшельские острова (иностранное имущество налогами не облагается), Панама (офшорные сделки налогами не облагаются) и ряд других.
Обычно индустриальные страны борются с офшорными центрами, так как не заинтересованы в том, чтобы доходы их резидентов ускользали от налогообложения. Эта борьба обычно заканчивается соглашением об избежании двойного налогообложения. Налоговые власти, согласно сложившейся практике, могут обмениваться лишь той информацией, которая касается облагаемых доходов.
Однако в тех офшорных центрах, где налоги не взимаются, не требуется и информации о доходах. Это дает возможность тем, кто пользуется услугами офшорных центров (налоговых оазисов), получать дополнительный доход от избежания или недоплаты налогов на законных основаниях, т.е. не нарушая законов своих стран.
Наряду с отдельными странами налоговые оазисы появляются в границах одного государства вследствие налоговой экстерриториальности отдельных районов: портов, пограничных или приморских зон. Такие территории относятся к свободным экономическим зонам.
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - это особые экономические районы (комплексные зоны, открытые города) в границах одного государства, где действует не только льготный режим налогообложения, но и льготные таможенные, инвестиционные и другие условия экономической деятельности для иностранных и отечественных предприятий и предпринимателей. Все это стимулирует предпринимательскую активность и привлекает иностранные инвестиции в национальную экономику. При этом свободная экономическая зона выступает как органическое звено народнохозяйственного комплекса (или его части), связанная с ним различными факторами - социально-экономическими, демографическими, географическими и др.
Среди целей создания свободных экономических зон можно выделить следующие: они создаются для повышения эффективности производства, для развития производительных сил и экспортного потенциала государства, для расширения производства импортозамещающей продукции, для инвестиционного, научно-технического прогресса, для развития финансовых и товарных рынков на территориях свободных экономических зон, для увеличения доходов бюджета государства, для выравнивания уровней развития территорий.
Товары, произведенные в свободных экономических зонах и вывозимые в другие страны, освобождаются от таможенных пошлин и других платежей (кроме таможенных сборов). К указанным товарам не применяются меры экономической политики (по нетарифному государственному регулированию внешнеторговой деятельности). Товары, ввозимые из других стран в свободные экономические зоны, освобождаются от ввозных таможенных пошлин и других платежей (кроме таможенных сборов). Не взимаются таможенные платежи и не применяются количественные ограничения на ввоз и вывоз товаров, ввозимых из других стран в свободные экономические зоны и затем вывозимые в зарубежные страны.
В настоящее время (по состоянию на 2003 г.), по данным исследований, проведенных в рамках ООН, в мировой практике насчитывается около 30 разновидностей СЭЗ. Они существуют не только в развивающихся странах, но и в США, Англии, Германии, Голландии, Японии, Мексике, всего более 600 зон в 80 странах мира.
Можно выделить несколько типов свободных экономических зон.
1.Свободные торговые зоны (свободные порты, транзитные и таможенные зоны). Функционируют на основе отмены или смягчения таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами, поступающими в зону.
2.Экспортные промышленные зоны (для производства экспортной и частично импортозамещающей продукции). Их деятельность основывается как на применении льготных торгового и таможенного режимов, так и на либерализации инвестирования и налогового режима для национальных и иностранных предпринимателей.
3.Налоговые гавани (банковские и страховые зоны). Ориентированы на льготный режим осуществления банковских и страховых операций.
4. Зоны технического развития. Специализируются на разработке и внедрении современной техники и технологии с помощью не только национальных предприятий и организаций, но и иностранных фирм. В этих зонах используется система различных льгот, в том числе частичное (полное) освобождение корпораций от подоходного налога.
Свободные экономические зоны, функционирующие на основании различных нормативно-правовых актов, нашли широкое распространение в России. Создание свободных экономических зон направлено на привлечение зарубежных и Российских инвестиций с целью ускорения экономического роста, расширения экспортного потенциала, эффективного использования природных, материальных и трудовых ресурсов определенных зон Российской Федерации. Для достижения указанных целей в свободных экономических зонах, как правило, действуют льготные налоговый и таможенный режимы, а также упрощенный порядок осуществления экспортно-импортных операций, что создает благоприятные условия для укрепления и развития хозяйствующих субъектов свободных экономических зон. Создание первых зон офшорного типа в России приходится уже на середину 1990-х гг. старейшими из них являются учрежденные в 1994 г. зона экономического благоприятствования Ингушетия и зона льготного налогообложения в Республике Калмыкия. Позже возникли внутренние офшоры в Алтайском крае (СЭЗ Алтай, ЭЭР Алтай, г. Барнаул), Республике Бурятия, городах Центральной России - Углич, Курск, Шаховском районе Московской области, районах Новгородской и Калужской областей и пр.
Экономическое значение системы налоговых льгот и их влияние на развитие производства
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!