Оптимизация льготных ставок по земельному налогу
Новости - Земельный налог
В п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ предусмотрены две ставки земельного налога. Первая ставка - не более 0,3 процента. Эта ставка применяется, например, в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса для жилищного строительства приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства. Вторая ставка - не более 1,5 процента. Эта ставка применяется в отношении прочих земельных участков.
ИФНС неправомерно отказала в возврате переплаты по земельному налогу, посчитав, что организация, подав заявление о возврате 12.10.2011, пропустила трехлетний срок его подачи, исчисляемый со дня уплаты авансовых платежей за I и II кварталы 2008 г. сформировавших переплату. Суд отметил, что окончательный размер земельного налога, подлежащего уплате, определяется по итогам налогового периода, поэтому до окончания года узнать о возникновении переплаты организация не может.
Способы оптимизации налогов
Способы налоговой оптимизации разнообразны по своей природе. Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют: метод замены отношений метод разделения отношений метод отсрочки налогового платежа метод прямого сокращения объекта налогообложения метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту метод принятия учетной политики с максимальным использованием предоставленных возможностей для снижения размера налоговых платежей метод применения законодательно установленных льгот и преференций для различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения и ряд других.
Рис. 9.
Рассмотрим подробнее некоторые из названных методов.
Суть метода замены отношений заключается в том, что предприятие при юридическом оформлении хозяйственных отношений со своими контрагентами выбирает гражданско-правовую норму с учетом налоговых последствий применения этих гражданско-правовых норм. Иными словами, происходит замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения, при этом экономическая сущность хозяйственной операции остается неизменной. Необходимо отметить, что заменяться должны именно правоотношения (весь комплекс прав и обязанностей), а не только формальная сторона сделки, то есть замена не должна содержать признаков мнимости или фиктивности, в противном случае сделка может быть признана недействительной.
Например. замена внутриРоссийского договора на договор экспорта продукции позволяет перейти на обложение НДС реализации товаров в режиме экспорта по ставке 0 %.
Замена договора купли-продажи основного средства на договор лизинга. При этом оно должно учитываться на балансе лизингополучателя. Выгоды: можно применить повышающий коэффициент 3 к норме амортизации лизинговые платежи, направляемые на выкуп основного средства можно включать в расходы, учитываемые в целях налогообложения
Замена разовых стимулирующих выплат премиями по результатам работы, предусмотренными положением предприятия по системе оплаты труда. В этом случае выплачиваемые премии подлежат отнесению на расходы, принимаемые для целей налогообложения прибыли.
Метод разделения отношений. как и метод замены, также основывается на принципе диспозитивности в гражданском праве, но в данном случае происходит не замена одних хозяйственных отношений на другие, а разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций, хотя первое может функционировать и самостоятельно.
Например. отношения по поводу реконструкции здания, целесообразно разделить на собственно реконструкцию и капитальный ремонт, поскольку затраты на капремонт, в отличие от реконструкции, расходы на которую увеличивают стоимость основного средства и производятся за чистой прибыли и других средств предприятия, относятся на себестоимость продукции и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Разделение договора купли-продажи имущества на собственно договор купли-продажи и договор на оказание информационно-консультационных услуг. Сумма, уплаченная по договору на оказание информационно-консультационных услуг, единовременно относится на себестоимость продукции. Выгоды: уменьшается стоимость имущества и налог на имущество в части услуг расходы списываются единовременно, а не через амортизацию в течение нескольких лет.
Метод отсрочки налогового платежа основывается на том обстоятельстве, что срок уплаты большинства налогов тесно связан с моментом возникновения объекта налогообложения и календарным периодом (месяц, квартал, год).
Например, организация-покупатель до 1 января 2006 г. могла отсрочить возникновение облагаемого НДС оборота путем перечисления денежных средств в последний день налогового (отчетного) периода до момента получения продукции. Это происходит из-за того, что минимальное время прохождения платежей через банки составляет не один день, а в среднем около трех дней (для организаций, находящихся в разных регионах). Поэтому покупатель, перечислив денежные средства за приобретенную продукцию в последний день текущего периода, может включить расходы на ее приобретение в состав расходов этого периода, хотя продукция будет получена и использоваться в следующем периоде, а также может в текущем периоде произвести налоговые вычеты по НДС. Организация-продавец, в свою очередь, получив оплату, отразит ее уже в следующем отчетном периоде и, тем самым, отсрочит уплату налога на прибыль на три месяца и уплату НДС на один месяц, что, в конечном итоге, приведет к увеличению оборотных средств организации (при условии, что поступившие средства не будут оформлены в качестве предоплаты в счет предстоящих поставок продукции или длительность производственного цикла превышает 6 месяцев).
Метод прямого сокращения объекта налогообложения преследует цель избавиться от ряда налогооблагаемых операций или имущества, и при этом не оказать негативного влияния на хозяйственную деятельность предприятия. Среди прочего могут использоваться: сокращение объекта налогообложения при совершении операций купли-продажи и мены путем занижения (завышения) стоимости товаров (работ, услуг) с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса РФ (до 20 % от уровня цен по идентичным или однородным товарам) сокращение объекта обложения по налогу на имущество путем проведения инвентаризаций, по результатам которых списывается имущество, пришедшее в физическую негодность, или морально устаревшее имущество сокращение стоимости налогооблагаемого имущества путем проведения независимым оценщиком переоценки стоимости основных средств в сторону снижения (повышения для обложения налогом на прибыль).
Метод делегирования налоговой ответственности предприятию-сателлиту заключается в передаче ответственности за уплату основных налоговых платежей специально созданной организации, деятельность которой призвана уменьшить фискальное давление на материнскую компанию всеми возможными способами. Данный способ минимизации налоговых отчислений наиболее часто используется при планировании налога на прибыль.
Использование метода применения законодательно установленных льгот и преференций д ля различных отраслей народного хозяйства и групп налогоплательщиков стало возможно благодаря установлению особых режимов налогообложения для: отдельных отраслей, видов деятельности (сельское хозяйство, телекоммуникации, НИОКР и др.), наиболее нуждающихся в государственной поддержке для обеспечения роста экономики и экономической безопасности страны отдельных групп налогоплательщиков (организации, занятые в сфере малого бизнеса, инвесторы в порядке соглашений о разделе продукции при разработке полезных ископаемых) отдельных территорий (районы крайнего Севера, свободные экономические зоны, технопарки и т. п.), организаций, участвующих в решении социальных вопросов (трудоустройство инвалидов, оказание благотворительной помощи некоммерческим организациям и нуждающимся индивидуумам, помощь в проведении спортивных мероприятий и др.) предприятий, ориентируемых на экспорт и других субъектов.
Метод смены юрисдикции сбытового управления или центра принятия управленческих решений предприятия в виде учреждения самостоятельного юридического лица либо перенос самих производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения базируется на праве субъектов РФ самостоятельно, в рамках установленных Налоговым кодексом РФ пределов, устанавливать конкретные ставки региональных и местных налогов (по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному налогу) и льготных режимов налогообложения определенных территорий РФ (Закрытые административные территориальные образования: г. Саров, г. Снежинск и др.).
Перечисленные методы в своем большинстве сепаративны (не взаимодействуют в комплексе друг с другом) и краткосрочны. Наиболее эффективным является такое сочетание методов налоговой оптимизации, которое позволяет предприятию достичь поставленных целей (рост продаж, прибыли и др.) в наиболее короткий промежуток времени с наименьшими затратами с учетом долговременной перспективы экономического роста и финансовой стабильности организаций.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Оптимизация земельного налога на предприятии ООО «НЧХК»
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты земельного налогообложения 5
1.1. Экономическая сущность земельного налога 5
1.2. Основные элементы налогообложения 6
1.3. Зарубежный опыт налогообложения земли 17
2. Анализ налогообложения предприятия ООО «НЧХК» 21
2.1. Характеристика деятельности ООО «НЧХК» 21
2.2. Анализ налоговой нагрузки ООО «НЧХК» 24
2.3. Порядок расчета уплаты и заполнения декларации по земельному налогу 31
3. Оптимизация уплаты земельного налога на предприятии ООО «НЧХК» 34
Заключение 39
Список используемой литературы 42
Введение
Актуальность темы исследования. Одним из факторов, оказывающих определенное влияние на экономику Российской Федерации, является формирование эффективных норм законодательства о налогах и сборах, что предполагает установление надлежащего правового регулирования налоговых отношений. Потребность в этом связана с повышением роли налогообложения земли в формировании доходов бюджетов, необходимостью обеспечения в процессе налогообложения имущественных интересов граждан и юридических лиц.
Земельный налог занимает особое место в налоговой системе Российской Федерации. Несмотря на сравнительно невысокую долю земельного налога в общем объеме доходных поступлений, земельный налог выступает в качестве важного источника формирования местных бюджетов. Отсутствие экономически обоснованного принципа формирования налоговой ставки, отражающего различия в местоположении и плодородии земельных участков, а также наличие значительного количества необоснованных льгот не создавало стимулов к эффективному использованию земель. Все это вызывало многочисленные судебные разбирательства, в том числе в отношении ежегодного индексирования ставок, а также дифференцирования ставок по зонам различной градостроительной ценности. Поскольку система налогообложения земли уже не отвечала существующим в стране экономическим условиям, было принято решение изменить эту систему. Тем более, что в условиях современной экономики установление размера земельного налога должно осуществляться на основе кадастровой стоимости земельных участков.
Введение земельного налога, основывающегося на кадастровой стоимости земельного участка, является совершенно новым подходом к налогообложению земель.
Актуальность темы работы заключается в том, что в экономический кризис повлек за собой две совершенно противоположные тенденции в налоговом планировании. С одной стороны, компании в своем стремлении максимально сократить расходы стали применять более агрессивные методы налоговой оптимизации. Им явно не хватило тех поблажек, которые предоставило государство в виде поправок в НК РФ. С другой – чиновники усилившие контроль за пополнением бюджета. В такой ситуации особую важность приобретает для компаний тщательная продуманность при разработке новых и реализации существующих способов оптимизации.
Целью исследования является разработка комплекса научных предложений и практических рекомендаций по применению схем налоговой оптимизации на предприятии ООО «НЧХК», в частности земельного налога.
Для достижения намеченной цели в работе были поставлены следующие задачи:
определить теоретические основы земельного налогообложнеия проанализировать существующую налоговую нагрузку предприятия ООО «НЧХК» разработать пути оптимизации налогообложения данного предприятия в части уплаты земельного налога.Объектом исследования является предприятие ООО «НЧХК».
Предметом исследования является существующая система налогообложения в ООО «НЧХК».
Теоретической основой исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых таких, как: Гусов В.С. Косолапов А.И. Митрофанов Р.А. Петров А.В. Викуленко А.Е. Брызгалин А.В. Блохин К.М. Савченко В.Я. Козлов Д.А. Боброва А.В. Мазуркевич В.Ю. Савченко В.Я. Овсянников М.А.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы сформулированы в виде конкретных рекомендаций, которые могут быть использованы предприятиями для повышения эффективности налогообложения и деятельности в целом.
1. Теоретические аспекты земельного налогообложения
1.1. Экономическая сущность земельного налога
В настоящее время ст. 8 НК РФ определяет налог как обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Земельный налог можно определить следующим образом:
· Прямой
· Местный
· Общий
· Количественный
· Регулярный
Земельный налог взимается в процессе приобретения и накопления материальных благ, что определяет прямой характер этого налога.
Ст. 3 Закона РФ «О плате за землю» устанавливает положение о том, что размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей. Он (налог) устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год.
Земельный налог относится также к группе количественных (долевых, квотативных) налогов. Они исходят не из потребности покрытия определенного государством расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог, учитывая при этом имущественное состояние налогоплательщика.
Он выделяется в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используется исключительно на:
- финансирование мероприятий и компенсацию затрат (по нормативу) землепользователя (в том числе по погашению ссуд) по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель
- инженерное и социальное благоустройство территории.
Регулярные (систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия плательщиком каким-либо видом деятельности, приносящей доход. К числу регулярных относится и земельный налог, который взимается на ежегодной основе.
Кроме того, в соответствии с классификацией, закрепленной НК РФ (ст.12-15), земельный налог относится к группе местных налогов и сборов. Представительные органы местного самоуправления в нормативных определяют элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
1.2. Основные элементы налогообложения
Земельный налог устанавливается Налоговым Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге налог устанавливается Налоговым Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законами указанных субъектов Российской Федерации и обязателен к уплате на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации - в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций
2) организации - в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования
3) религиозные организации - в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения
4) общеРоссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общеРоссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов, - в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общеРоссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг)
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общеРоссийские общественные организации инвалидов, - в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям
5) организации народных художественных промыслов - в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов
6) физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов - в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов
7) организации - резиденты особой экономической зоны - в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок.
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт - Петербурга), на территории которого введен налог.
Не признаются объектом налогообложения:
1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации
2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия
3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд
4) земельные участки из состава земель лесного фонда
5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Определение налоговой базы
1. Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
2. Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
3. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного ( бессрочного) пользования.
Комментарии к изменениям, внесенным в Налоговый кодекс Украины: плата з землю
Законом Украины № 3609 внесен ряд изменений в Налоговый кодекс по плате за землю. В частности, перенесен срок представления налоговой декларации по земельному налогу и арендной плате за земельные участки государственной и коммунальной собственности, изменен порядок налогообложения земельных участков, относящихся к железнодорожному транспорту, земельных участков, на которых расположены аэродромы, а также бюджетных учреждений в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) в аренду дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям, освобождены от уплаты земельного налога субъекты судостроительной промышленности и т. п. Рассмотрим последовательно изменения в налогообложении земли и порядок их применения.
1. В п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса слова и до 1 февраля текущего года заменены словами и не позднее 20 февраля текущего года, а в п. 286.3 слова налоговой декларации до 1 февраля текущего года заменены словами налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года.
Пунктом 286.2 ст. 286 Налогового кодекса предусматривалось, что плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога на соответствующий год и представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию до 1 февраля текущего года. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с декларацией представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.
Получение справки о размере нормативной денежной оценки земельного участка, безусловно, требует определенного времени. Ежегодно по состоянию на 1 января осуществляется индексация нормативной денежной оценки земельного участка, о чем Госкомзем Украины на основании данных, полученных от Госкомстата Украины, который предоставляет ему индекс потребительских цен за предыдущий год, доводит до налогоплательщиков и уведомляет ГНС Украины о коэффициенте индексации нормативной денежной оценки земли. Поэтому в целях своевременного представления в налоговые органы отчетности по налогу на землю ее представление перенесено на более поздний срок - не позднее 20 февраля текущего года.
2. В п. 276.1 ст. 276 Налогового кодекса, которая определяет особенности установления некоторых ставок земельного налога, слова которые используются без получения прибыли гаражно-строительными заменены словами которые используются без получения прибыли, гаражно-строительными.
В этом пункте внесены редакционные правки, то есть после слова прибыли поставлена запятая, в связи с чем четко определено, что земельный налог за земельные участки гаражно-строительных, дачно-строительных и садоводческих товариществ в пределах населенных пунктов облагаются налогом по ставке 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.
Напомним, что ст. 274 Налогового кодекса устанавливает ставку налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от места нахождения), составляющую 1% их нормативной денежной оценки (за исключением земельных участков, указанных в статьях 273, 276 и 278).
Статья 275 Налогового кодекса определяет ставки налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена. Ставки установлены в гривнях за 1 метр квадратный по группам населенных пунктов в зависимости от численности населения, исходя из которых и с учетом соответствующих коэффициентов ставки за такие земельные участки дифференцируют и утверждают сельские, поселковые, городские советы.
3. Налогообложение земельных участков железнодорожного транспорта.
В ст. 14 Налогового кодекса пп. 14.1.236 п. 14.1 определение термина полоса отведения железных дорог исключено, а пп. 14.1.78 п. 14.1 дополнен пп. 14.1.78 1. в котором дано определение термина земли железнодорожного транспорта. Такое определение соответствует ст. 68 Земельного кодекса.
Так, к землям железнодорожного транспорта относятся земли полос отведения железных дорог под железнодорожным полотном и его обустройством, станциями со всеми зданиями и сооружениями энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйства, сигнализации и связи, водоснабжения, канализации под защитными и укрепительными насаждениями, служебными, культурно-бытовыми зданиями и другими сооружениями, необходимыми для обеспечения работы железнодорожного транспорта.
Пункт 276.4 ст. 276 Налогового кодекса устанавливал, что в пределах населенных пунктов налог за земельные участки, предоставленные для железных дорог в пределах полос отведения, взимается в размере 25% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 этого Кодекса, то есть от суммы земельного налога, исчисленного на общих основаниях.
Изменениями предусмотрено, что по ставке 25% исчисляется налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях).
За пределами населенных пунктов ставка налога в размере 0,02% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области была установлена за земельные участки в пределах полос отведения.
Сейчас по ставке 0,02% будут облагаться налогом земельные участки, относящиеся к землям железнодорожного транспорта (кроме земельных участков, на которых находятся отдельно расположенные бытовые здания и другие сооружения и которые облагаются налогом на общих основаниях).
Земельные участки железнодорожного транспорта, на которых находятся отдельно расположенные культурно-бытовые здания и другие сооружения за пределами населенных пунктов, облагаются налогом по ставке, установленной п. 278.1 ст. 278 Налогового кодекса, в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.
4. Внесенные Законом № 3609 изменения вводят отдельные ставки земельного налога для земельных участков, на которых расположены аэродромы.
Так, в п. 276.4 ст. 276 и в п. 278.2 ст. 278 Налогового кодекса включены слова за земельные участки, на которых расположены аэродромы.
Следовательно, в пределах населенных пунктов земельный налог за земельные участки, на которых расположены аэродромы, исчисляется по ставке 25% суммы налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.
За пределами населенных пунктов земельный налог за земельные участки, на которых расположены аэродромы, взимается по ставке 0,02% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.
Вместе с тем для таких земельных участков установлен отдельный верхний предел размера арендной платы за землю.
Так, пп. 288.5.2 п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса после подпункта а дополнен новым подпунктом следующего содержания:
б) для земельных участков, находящихся в государственной или коммунальной собственности и предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, - четырехкратный размер земельного налога, устанавливаемый этим разделом.
Статья 288 Налогового кодекса регулирует вопрос арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, а п. 288.5 этой статьи - размер этой платы.
Согласно внесенным изменениям годовой размер арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности (арендодателями которых являются в пределах населенных пунктов - сельские, поселковые и городские советы, а за пределами населенных пунктов - соответствующие госадминистрации) для земельных участков, предоставленных для строительства и/или эксплуатации аэродромов, не может превышать четырехкратный размер земельного налога, который рассчитывается в порядке, установленном разделом XIII Налогового кодекса.
5. Уплата земельного налога плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога.
Норма по освобождению от уплаты земельного налога на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога собственников земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователей при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога из ст. 282 Налогового кодекса, которая устанавливает льготы по уплате земельного налога для юридических лиц, перенесена в ст. 281, которая определяет такие льготы для физических лиц. Данная норма приведена в соответствие с законодательством, поскольку плательщиками фиксированного сельскохозяйственного налога являются сельскохозяйственные товаропроизводители - юридические лица, и взаимоотношения между такими лицами по уплате фиксированного сельскохозяйственного налога определяются отдельным разделом.
Также ст. 282 Налогового кодекса дополнена новой нормой, согласно которой от уплаты земельного налога освобождаются плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога за земельные участки, используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.
Данное изменение обусловлено тем, что ст. 307 Налогового кодекса с 1 января 2011 г. установлено, что плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога не являются плательщиками, в частности, земельного налога, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые для ведения сельскохозяйственного товаропроизводства.
Определение земель сельскохозяйственного назначения и порядок их использования приведено в Земельном кодексе, который является основным документом, регулирующим земельные отношения в Украине, и предусмотрено, что для ведения товарного сельскохозяйственного производства земли сельскохозяйственного назначения передаются в собственность и предоставляются в пользование сельскохозяйственным предприятиям. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, проводится на основании данных государственного земельного кадастра.
6. Особенности льготного налогообложения бюджетных учреждений.
Налоговым кодексом определено, что если плательщики земельного налога, пользующиеся льготами по уплате этого налога, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и за земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.
При этом указанная норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.
Изменениями, внесенными Законом № 3609, установлено, что данная норма не распространяется также на земельные участки, которые используют бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) не только другим бюджетным учреждениям, но и дошкольным, общеобразовательным учебным заведениям независимо от форм собственности и источников финансирования.
7. Обложение земельным налогом субъектов судостроительной промышленности.
Пунктом 4 подраздела 6 раздела ХХ Налогового кодекса было определено, что до 1 января 2016 г. от уплаты земельного налога освобождаются субъекты судостроительной промышленности, определенные в соответствии со ст. 1 Закона № 1242. Вместе с тем ст. 1 этого Закона согласно п. 23 раздела 1 Закона № 2856, вступившего в силу 1 января 2011 г. исключена.
Таким образом, п. 4 подраздела 6 раздела ХХ Налогового кодекса содержит ссылку на ст. 1 Закона № 1242, которая утратила силу, а следовательно, законодательные основания для применения льготного обложения земельным налогом субъектов судостроительной промышленности отсутствуют.
Законом № 3609 изменена редакция п. 4 подраздела 6 раздела ХХ Налогового кодекса, согласно которой до 1 января 2016 г. от уплаты земельного налога освобождаются субъекты судостроительной промышленности (класс 35.11 группа 35 КВЭД ДК 009:2005). По указанному классу строительство и ремонт судов определено, какие виды экономической деятельности этот подкласс включает, а какие не включает.
Подытоживая вышеприведенное, отметим, что изменения в части взимания платы за землю, принятые Законом № 3609, должны быть учтены плательщиками земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности при налогообложении предоставленных им земельных участков.
Екатерина Гривнак . начальник отдела платежей за землепользование и местных налогов Департамента налогообложения юридических лиц ГНС Украины
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
Рассмотрим, включаются ли суммы уплаченной арендной платы за земельный участок в расходы физического лица - предпринимателя, которое применяет общую систему налогообложения.
Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, поставленные во время проведения телефонной линии.
Сколько налоговых деклараций по плате за землю (земельный налог и/или арендная плата за земельные участки государственной или коммунальной собственности) должно представить юридическое лицо, имеющее участки в разных населенных пунктах или в разных районах одного населенного пункта (города), которые относятся к одному контролирующему органу, но коды органов местного самоуправления согласно КОАТУУ разные.
С 01.01.2015 г. к местным налогам относятся налог на имущество и единый налог. Налог на имущество состоит, в частности, из платы за землю.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!