Налоговые льготы по ндс и порядок их применения
Налоговые вычеты по НДС и порядок их применения
Согласно ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму исчисленного налога на установленные указанной статьей налоговые вычеты.
Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления.
- имущество, работы, услуги и имущественные права приняты к учету
- принятые к учету имущество, работы, услуги и имущественные права будут использованы для осуществления операций, облагаемых НДС
- имеется счет-фактура, оформленный в соответствии со ст. 169 НК РФ, кроме случаев, когда вычет предоставляется на основании других документов
- в случаях, предусмотренных НК РФ, - после уплаты НДС или после оплаты товаров (работ, услуг).
Вычетам подлежат:
- суммы налога, уплаченные в соответствии с п. 4 ст. 173 НК РФ покупателями - налоговыми агентами
- суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них, а также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг) в случае отказа от этих работ (услуг)
- суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ, и суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства
- суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
- суммы налога, исчисленные налогоплательщиком-продавцом (исполнителем) с сумм оплаты, частичной оплаты, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).
Вычетам у налогоплательщика, получившего в качестве вклада (взноса) в уставный (складочный) капитал (фонд) имущество, нематериальные активы и имущественные права, подлежат суммы налога, которые были восстановлены акционером (участником, пайщиком) в порядке, установленном п. 3 ст. 170 НК РФ, в случае их использования для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения.
Вычетам у налогоплательщика-покупателя, перечислившего суммы оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, подлежат суммы налога, предъявленные продавцом этих товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Порядок применения налоговых вычетов установлен ст. 172 НК РФ.
Рассмотрим особенности применения налоговых вычетов, предусмотренные указанной статьей.
Предприятие занимается международной перевозкой груза и пользуется нулевой ставкой по НДС. Нужно ли подавать Отчет о налоговых льготах? Как рассчитать сумму налоговой льготы?
Предприятие занимается международной перевозкой груза и пользуется нулевой ставкой по НДС. Нужно ли подавать Отчет о налоговых льготах. Как рассчитать сумму налоговой льготы?
Согласно п. 2 Порядка учета сумм налогов и сборов. не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот. утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1233, предприятие. не платит налоги и сборы в связи с получением налоговых льгот. ведет учет сумм таких льгот и составляет отчет о суммах налоговых льгот ( далее - Отчет ) .
Суммы налоговых льгот по налогу на добавленную стоимость рассчитываются в зависимости от особенностей налогообложения. Согласно п. 2 подраздела. 2 разд. II Порядка определения сумм налогов и сборов. не уплаченных субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот по операциям. осуществляемым на таможенной территории Украины. утвержденного приказом ГНАУ от 29.03.2011 г. № 167 ( далее - Порядок № 167 ). не внесенные плательщиками в государственный бюджет суммы налога на добавленную стоимость путем применения нулевой ставки рассчитываются путем определения суммы налога на добавленную стоимость по установленной основной ставке налога от объемов операций по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и / или операций по поставке товаров (услуг ) на таможенной территории Украины. облагаемых по нулевой ставке. уменьшенных на объемы операций по приобретению товаров (услуг ). использованных в операциях по экспорту товаров (сопутствующих услуг) и / или в операциях по поставке товаров (услуг ) на таможенной территории Украины, облагаются налогом по нулевой ставке. Алгоритм такого расчета определен п. 3 подразд. 2 разд. II Порядка № 167.
Казалось бы, все так просто и понятно. но давайте рассмотрим внимательнее и возьмем ситуацию из жизни. ведь на практике все обычно сложнее.
Пример . Предприятие осуществляет международные перевозки груза стоимостью 8 тыс. грн. Отгрузив товар. при возвращении обратно. все там же. за границей. предприятие приобретает товар на сумму 50 тыс. грн. Который везет в Украину. На таможне уплачивает налог на добавленную стоимость - 20 % от стоимости приобретенного инвентаря. По окончании квартала мы такие суммы в налоговой декларации:
Код строки
І. Налоговые обязательства
Актуальные вопросы по НДС
Как в соответствии с Приказом Министерства Финансов Украины № 1492 исправить самостоятельно выявленные ошибки в составе Налоговой декларации по НДС за какой-либо следующий налоговый период?
В отличие от предыдущей формы декларации по НДС в строках 8 и 16 новой Налоговой декларации по НДС, которая утверждена приказом Минфина Украины от 25.11.2011 года № 1492 предусмотрена возможность корректировки налоговых обязательств и налогового кредита только по четко определенному в строках отчетности перечню оснований, а корректировки в результате самостоятельно выявленных ошибок или по другим основаниям могут отражаться только в соответствующих строках уточняющего расчета.
Согласно п. 50.1 ст.50 Налогового кодекса Украины налогоплательщик в случае самостоятельного (в том числе за результатам электронной проверки) обнаружения факта занижения налогового обязательства прошлых налоговых периодов, обязан, за исключением случаев, установленных пунктом 50.2 этой статьи Кодекса:
- либо направить уточняющий расчет как отдельный документ и уплатить сумму недоплаты и штраф в размере трех процентов от такой суммы до представления такого уточняющего расчета
- либо отразить сумму недоплаты в составе декларации по этому налогу, которая подается за налоговый период, следующий за периодом, в котором выявлен факт занижения налогового обязательства, увеличенную на сумму штрафа в размере пяти процентов от такой суммы, с соответствующим увеличением общей суммы денежного обязательства по этого налога и приложением к этой декларации уточняющего расчета как приложения к декларации.
Какой порядок начисления НДС операций по экспорту товаров в рамках договоров комиссии?
Даты возникновения налоговых обязательств и налогового кредита по операциям по поставке товаров по договорам, не предусматривающим перехода права собственности на такие товары, в частности, комиссии, определяются в соответствии с нормами Налогового кодекса Украины по правилу первого события.
Однако, согласно п. 189.6 ст. 189 НКУ, такое правило не распространяется на операции по экспортированию товаров за пределы таможенной территории Украины.
В соответствии с п. 187.11 ст. 187 НКУ предварительная (авансовая) оплата стоимости экспортируемых или импортируемых товаров не изменяет значения сумм НДС, которые относятся к налоговому кредиту или налоговым обязательствам налогоплательщика, такого экспортера или импортера.
Согласно п. 187.1 ст. 187 НКУ датой возникновения налоговых обязательств при экспорте товаров является дата оформления таможенной декларации, удостоверяющей факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной согласно требованиям таможенного законодательства.
Операции по экспорту товаров (сопутствующих услуг), если их экспорт подтвержден таможенной декларацией, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодатель¬ства, облагаются НДС по нулевой ставке.
Следовательно, по экспорту (вывозу) товаров за пределы таможенной территории Украины налоговые обязательства по НДС определяются по нулевой ставке на дату фактического осуществления такого вывоза.
Дополнительно необходимо добавить, что при осуществлении операций по экспорту товаров с привлечением комиссионера право на применение нулевой ставки налога и, соответственно, на получение бюджетного возмещения имеет только продавец экспортной продукции - ее собственник (комитент). При этом стоимость услуг комиссионера (комиссионное вознаграждение) подлежит обложению НДС по основной ставке 20%.
Как необходимо перерассчитывать часть использования необоротных активов по сроку их использования, если приобретение и ввод в эксплуатацию необоротных активов возможны ежемесячно в течение года, а перерасчет необходимо сделать через 12, 24 и 36 месяцев использования? Нужно ли в таком случае проводить ежемесячный перерасчет части использования необоротных активов?
На сегодняшний день норма относительно необходимости ежемесячного перерасчета налогового кредита по НДС в действующем законодательстве Украины отсутствует.
Согласно требований п. 199.4 ст. 199 Налогового кодекса Украины при вводе в эксплуатацию необоротных активов ежемесячно в течение года перерасчет доли их использования по результатам 12, 24 и 36 месяцев необходимо осуществлять ежемесячно.
Результаты такого перерасчета отражаются в таблице 3 приложения 7 к Налоговой декларации по НДС и в строке 16.4 этой Налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, на который приходятся 12-й, 24-й и 36-й месяцы использования необоротных активов.
Подлежит ли обложению налогом на добавленную стоимость пеня за несвоевременную оплату работ либо услуг?
Согласно п.185.1 ст.185 Налогового кодекса Украины пеня, как и штраф не являются объектом обложения НДС. Кроме того, согласно разделу 3 НКУ, они также не включаются в расходы.
Требуют ли факторинг либо услуги уступки права собственности начисления и уплаты НДС?
В принципе, любая операция по переуступке требования не может являться объектом налогообложения НДС, поскольку в ходе такой операции не создается добавленная стоимость, но на сегодняшний день налоговое законодательство Украины четкого ответа на этот вопрос не дает.
Налоговый кодекс Украины выводит из-под объекта налогообложения лишь отдельные виды переуступок. Так, согласно пп.196.1.5 п.196.1 ст.196 Налогового кодекса Украины не являются объектами налогообложения НДС операции по:
- переуступке финансовых кредитов финансовых учреждений
- торговле за денежные средства долговыми обязательствами, кроме инкассации долговых требований и некоторых видов факторинга (факторинговых операций)
Понятие отступления права требования определено пп.14.1.255 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины и предполагает отступление права требования с авансовой или последующей компенсацией. Т.е. Кодексом не предусмотрено отступление права требования в полном объеме (то есть включая бесплатную переуступку) прямо не освобождается от НДС.
Вместе с тем системный анализ вышеуказанных норм и пп.пп. 14.1.185 (определение термина поставки услуг), 14.1.191 (определение термина поставки товаров) Налогового кодекса Украины свидетельствует о том, что переуступка, осуществляемая нефинансовыми учреждениями (например, бесплатная переуступка), не является объектом налогообложения НДС.
Подлежат ли обложению налогом на добавленную стоимость суммы полученных роялти?
Нет, не подлежат. Согласно пп.196.1.6 п. 196.1 ст. 196 не являются объектом обложения НДС сли оформить договор о предоставлении консультаций в этой сфере, услуга облагаться налогом не будет. также не будут облагаться НДС выплаты роялти. Кроме того, подпунктом 14.1.225 п.14.1 ст.14 Налогового кодекса Украины определено, что роялти - это любой платеж, полученный как вознаграждение за пользование или за предоставление права на пользование любым авторским и смежным правом на литературные произведения, произведения искусства или науки, включая компьютерные программы, другие записи на носителях информации, видео-или аудиокассеты, кинематографические фильмы или пленки для радио-или телевизионного вещания, передачи (программы) организаций вещания, любым патентом, зарегистрированным знаком на товары и услуги или торговой маркой, дизайном, секретным чертежам, моделью, формулой, процессом, правом на информацию относительно промышленного, коммерческого или научного опыта (ноу-хау). Поэтому вышеуказанная льгота может быть применена при заключении соответствующего лицензионного договора на использование авторского права.
Как правильно выписывать налоговую накладную плательщиком НДС при получении услуг от нерезидента на таможенной территории Украины?
Согласно п. 208.2 ст. 208 Налогового кодекса Украины получатель услуг, поставляемых нерезидентами, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, начисляет налог по основной ставке налога на базу налогообложения согласно п. 190.2 ст. 190 этого Кодекса.
Кроме того, в порядке, определенном ст. 201 Налогового кодекса Украины, получатель услуг составляет налоговую накладную с указанием суммы начисленного им налога, которая является основанием для включения сумм налога в налоговый кредит в установленном порядке.
Такая налоговая накладная составляется в одном экземпляре, является оригиналом и остается у получателя услуг - плательщика налога.
Следовательно, в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной делается соответствующая пометка Х рядом с полем Оригінал видається покупцю, но указывается тип причины 14 (выписанная покупателем (получателем) услуг от нерезидента).
Кроме того, согласно п. 8.2 Порядка № 1379 при выписке налоговой накладной покупателем (получателем) услуг от нерезидента, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины:
-в строке Індивідуальний податковий номер продавця отражается условный ИНН 300000000000, а в случае если такие услуги не предназначаются для использования в хозяйственной деятельности или приобретены с целью их использования для поставки услуг за пределами таможенной территории Украины или услуг, место поставки которых определяется в соответствии с п. 186.3 ст. 186 Налогового кодекса, - условный ИНН 200000000000
-в строке Номер свідоцтва про реєстрацію платника податку на додану вартість (продавця) проставляется нуль.
-в строках Особа (платник податку) - продавець, Місцезнаходження (податкова адреса) продавця, Номер телефону указываются соответствующие данные продавца-нерезидента.
Остальные реквизиты заполняются в соответствии с Порядком № 1379 без существенных особенностей.
Должен ли резидент отображать в Реестре выданных и полученных налоговых накладных и в декларации по НДС операции по поставке им услуг нерезиденту, место поставки которых в соответствии со ст. 186 Налогового кодекса определяется за пределами таможенной территории Украины?
Согласно пп. б п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса Украины объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых в соответствии со ст. 186 этого Кодекса расположено на таможенной территории Украины.
Подпунктом 3.5 п. 3 раздела V Порядка № 1492 предусмотрено, что в строке 4 раздела І налоговой декларации по НДС указывается объем операций по поставке услуг за пределами таможенной территории Украины и услуг, место поставки которых определено в соответствии с пунктами 186.2 и 186.3 ст. 186 Налогового кодекса за пределами таможенной территории Украины.
Поскольку операции по поставке резидентом услуг нерезиденту, место поставки которых определено за пределами таможенной территории Украины, подлежат отражению в строке 4 раздела І налоговой декларации по НДС, такие операции подлежат отражению и в Реестре выданных и полученных налоговых накладных.
Форма Реестра выданных и полученных налоговых накладных и порядок ведения реестра налоговых накладных утвержден приказом Министерства финансов Украины от 17.12.2012 года № 1340 .
На какие цели могут быть использованы средства фермерского хозяйства, которые числятся на спецсчете НДС и предусмотренна ли ответственность за их нецелевое использование?
Пунктом 209.2 ст. 209 Налогового кодекса Украины определено, что согласно специальному режиму налогообложения сумма НДС, начисленная сельскохозяйственным предприятием на стоимость поставленных им сельскохозяйственных товаров (услуг), не подлежит уплате в бюджет и полностью остается в распоряжении такого сельскохозяйственного предприятия для возмещения суммы налога, уплаченной (начисленной) поставщику на стоимость производственных факторов.
Согласно пп. 209.15.1 п. 209.15 ст. 209 Налогового кодекса Украины производственные факторы это:
-товары / услуги, приобретаемые сельскохозяйственным предприятием для их использования в производстве сельскохозяйственной продукции, а также основные фонды, приобретаемые (сооружаемые) с целью их использования в производстве сельскохозяйственной продукции
-услуги, сопутствующие поставке сельскохозяйственного товара, который выращивается, откармливается, вылавливается или собирается (заготавливается) непосредственно плательщиком налога
Указанные суммы НДС аккумулируются сельскохозяйственными предприятиями на специальных счетах, открытых в учреждениях банков в Порядке аккумулирования сельскохозяйственными предприятиями сумм налога на добавленную стоимость на специальных счетах, открытых в банках и / или органах, осуществляющих казначейское обслуживание бюджетных средств. утвержденном постановлением Кабинета Министров Украины от 12 января 2011 года № 11 (Порядок №11). Налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить сумму налогового обязательства, указанную в представленной им налоговой декларации по НДС (сокращенной), в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации.
Правомерность использования со спецсчета на выплату заработной платы, оплаты коммунальных услуг, фиксированного сельскохозяйственного налога (ФСН), арендной платы за арендуемые угодья, процентов по кредитам на приобретение сельхозтехники зависит от наличия непосредственной связи таких расходов с ведением сельхоздеятельности. За счет средств, аккумулированных на спецсчета, можно оплатить:
- заработную работникам основного и вспомогательного производства (полеводам, садоводам, агрономам, дояркам, пастухам, трактористов, комбайнеров)
- арендную плату за арендованные сельхозугодья, при условии, что на них сельхозпредприятие же выращивает продукцию (без передачи их в субаренду)
- процентов по кредитам на приобретение сельхозтехники, при условии, что она используется для производства продукции растениеводства, животноводства и предоставления услуг другим сельхозпредприятиям - субъектам спецрежима НДС.
Последнее положение следует из письма ГНАУ от 4 февраля 2011 года № 3052/7/16-1417. в котором налоговики утверждают, что объемы поставок сельскохозяйственных услуг, предоставленных субъектами специального режима налогообложения в условиях действия НКУ другим сельскохозяйственным предприятиям - субъектам специального режима налогообложения с использованием сельскохозяйственной техники, отражаются в налоговой декларации по НДС, в которой указываются результаты деятельности по поставке сельскохозяйственной продукции, а объемы поставок сельскохозяйственных услуг, предоставленных другим субъектам хозяйствования, которые не являются субъектами специального режима налогообложения, или предоставленных без использования сельскохозяйственной техники, отражаются субъектами специального режима налогообложения в налоговой декларации по НДС, согласно которой осуществляются расчеты с бюджетом. Здесь следует отметить, что прямая норма, которая требовала такого отображения сельскохозяйственных услуг, в Налоговом кодексе Украины отсутствует.
Об ответственности сельскохозяйственного предприятия за нецелевое использование суммы налога на добавленную стоимость (абз. 2 п. 4 Порядка № 11), то использование налогоплательщиком (должностными лицами налогоплательщика) сумм, которые не уплачены в бюджет вследствие получения (применения) налоговой льготы, не по назначению и / или вопреки условиям или целям ее предоставления согласно закону по вопросам соответствующего налога, сбора (обязательного платежа) дополнительно к штрафам, предусмотренным п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса Украины, влечет взыскание в бюджет суммы налогов, сборов (обязательных платежей), которые подлежали начислению без применения налоговой льготы (т.е. по общей системе). Абзацем 2 п.132.1 ст.132 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что уплата штрафа не освобождает таких лиц от ответственности за умышленное уклонение от налогообложения.
Кроме того, согласно п. 112.1 ст. 112 Налогового кодекса Украины, привлечение к финансовой ответственности налогоплательщиков за нарушение законов по вопросам налогообложения, другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не освобождает их должностных лиц при наличии соответствующих оснований от привлечения к административной или уголовной ответственности.
Что касается перечисления со спецсчета сумм заработной платы административному персоналу (руководителям, бухгалтерам и т.д.), коммунальных услуг, фиксированного сельскохозяйственного налога, то, по мнению налоговиков, покрытие расходов должно осуществляться с текущих счетов предприятия.
Вопрос оплаты коммунальных услуг и фиксированного сельскохозяйственного налога со спецсчета является дискуссионным, поскольку такие расходы, как электроэнергия, вода, газ непосредственно связаны с производственным процессом.
Кроме того, в бухгалтерском учете, фиксированный сельхоз налог (ФСН) отражается в составе производственных затрат. Так, согласно п. 2.21 Методических рекомендаций по планированию, учету и калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг) сельскохозяйственных предприятий. утвержденных приказом Минагрополитики Украины от 18 мая 2001 года № 132, в бухгалтерском учете сумма ФСН учитывается на отдельном субсчете счета 91 Общепроизводственные расходы . Тем не менее следует отметить, что такой показатель как ФСН отсутствует в форме № 50-сг Основные экономические показатели работы сельскохозяйственных предприятий. Форма 50 сг Бланк утвержден Приказом Госстата Украины от 17.07.2012 года № 301, инструкция по заполнению формы государственного статистического наблюдения № 50-сг Основные экономические показатели работы сельскохозяйственных предприятий утвержденная Приказом Госкомстата Украины от 06.11.2007 года №403.
До какого периода будет действовать специальный режим налогообложения НДС для сельхозпроизводителя?
Согласно пп. 4 п. 2 раздела XIX Заключительные положения Налогового кодекса Украины право пребывания на спецрежиме НДС предприятия имеют возможность использовать до 1 января 2018 года.
Нужно ли сельхозпроизводителю предоставлять в налоговый орган документы, которые подтверждают перечисление средств на специальный счет?
Да, необходимо. Согласно абз.3 п.3 Порядка №11 сельскохозяйственное предприятие подает по месту своей регистрации не позднее последнего календарного дня месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом, органу государственной налоговой службы копии платежных поручений о фактически зачисленных на специальный счет суммы налога на добавленную стоимость за каждый отчетный (налоговый) период.
Заказать необходимую юридическую услугу: "Юридическая консультация Кировоград", "Аудиторское сопровождение Кировоград" Вы можете обратившись по телефонам: (067) 302-1-455, (099) 011-0-113 или по адресу юридической компании "Укрзакон": г. Кировоград, ул. Карла Маркса, 84 ( Большая Перспективная, 84).
Тема 4. Налог на добавленную стоимость
Читайте также:
Место и роль налога на добавленную стоимость в налоговой системе
Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой федеральный косвенный налог. Введение этого налога в налоговую систему РФ обусловлено необходимостью решения следующих задач:
• гармонизация налоговой системы РФ с налоговыми системами стран-членов Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС) (Наличие НДС в налоговой системе являлось одним из обязательных условий вступления в ЕЭС начиная с 1957 г)
• обеспечение стабильного источника доходов бюджетной системы
• систематизация доходов.
Основная функция НДС — фискальная, в 2002 г. поступления по этому налогу составили 46,3% всех доходов федерального бюджета РФ (начиная с 2001 г. налог в полном объеме зачисляется в федеральный бюджет) и 22,8% всех доходов консолидированного бюджета РФ (Консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет РФ, а также бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты). Таким образом, НДС в настоящее время является основным бюджетообразующим налогом и для федерального, и для консолидированного бюджетов РФ.
В настоящее время НДС взимается в соответствии с правилами, установленными гл. 21 НК РФ.
Налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговые ставки, налоговые льготы, порядок исчисления налога, налоговые вычеты и порядок их применения, порядок и сроки уплаты налога. Порядок зачета и возмещения НДС. Особенности исчисления НДС по экспортно-импортным операциям. Порядок определения таможенной стоимости товаров
Налогоплательщики
Налогоплательщиками НДС признаются:
• организации
• индивидуальные предприниматели
• лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) которых без учета НДС не превысила за три предшествующих последовательных календарных месяца в совокупности 1000000 руб. имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС.
Освобождение не распространяется:
• на налогоплательщиков, реализующих подакцизные товары и (или) подакцизное минеральное сырье в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев
• на ввоз товаров на таможенную территорию РФ, подлежащий налогообложению.
Лица, использующие право на освобождение, должны не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение, представить в налоговый орган по месту своего учета соответствующее письменное уведомление и установленные документы, подтверждающие право на такое освобождение.
Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (либо о продлении срока освобождения), не могут отказаться от освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда они потеряют это право в установленном порядке.
По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:
• документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала 1 000 000 руб.
• уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.
Налогоплательщики утрачивают право на освобождение, если в течение периода освобождения произойдет любое из следующих событий:
• сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысит 1 000 000 руб.
• налогоплательщик осуществит реализацию подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.
Право на освобождение утрачивается начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место любое из указанных условий утраты, и не может быть возобновлено до окончания периода освобождения. Сумма налога за месяц, в котором имело место любое из условий утраты, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.
В случае если налогоплательщик не представил подтверждающие документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает установленные ограничения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.
Документами, подтверждающими право на освобождение (продление срока освобождения), являются:
• выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации)
• выписка из книги продаж
• выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели)
• копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.
Налогоплательщик вправе направить уведомление и подтверждающие документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма.
После отправки уведомления об использовании права на освобождение суммы НДС, ранее принятые налогоплательщиком к вычету в обычном порядке по товарам, работам, услугам (в том числе по основным средствам и нематериальным активам), приобретенным для осуществления подлежащих налогообложению операций, но не использованным для таких операций, подлежат восстановлению путем уменьшения налоговых вычетов в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение.
Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение, до утраты такого права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении подлежащих налогообложению операций, принимаются к вычету в установленном порядке.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения признаются следующие операции:
1) реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав, в том числе передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе
2) передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления
4) ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Налоговое законодательство не включает в число объектов налогообложения:
1) операции, не признаваемые реализацией в соответствии с частью первой НК РФ (ст. 39):
• операции, связанные с обращением Российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики)
• передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества организации ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации
• передачу основных средств, нематериальных активов и (или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью
• передачу имущества, если такая передача носит инвестиционный характер (в частности, вклады в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ, вклады по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности), паевые взносы в паевые фонды кооперативов)
• передачу имущества в пределах первоначального взноса участнику хозяйственного общества или товарищества (его правопреемнику или наследнику) при выходе (выбытии) из хозяйственного общества или товарищества, а также при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества или товарищества между его участниками
• передачу имущества в пределах первоначального взноса участнику договора простого товарищества (договора о совместной деятельности) или его правопреемнику в случае выдела его доли из имущества, находящегося в общей собственности участников договора, или раздела такого имущества
• передачу жилых помещений физическим лицам в домах государственного или муниципального жилищного фонда при проведении приватизации
• изъятие имущества путем конфискации, наследование имущества, а также обращение в собственность иных лиц бесхозяйных и брошенных вещей, бесхозяйных животных, находки, клада в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ
• иные операции в случаях, предусмотренных НК РФ
2) передачу на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению)
3) передачу имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации
4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных Работ (оказания услуг) установлена законодательством РФ либо субъектов РФ, актами органов местного самоуправления
5) передачу на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
Налоговая база
Налоговая база определяется как выручка от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных как в денежной, так и в натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Указанные доходы учитываются в случае возможности их оценки и в той мере, в какой их можно оценить. В случае если налогоплательщиком совершаются операции по реализации (передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд) товаров (работ, услуг) облагаемых по различным ставкам, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.
Налоговое законодательство предусматривает несколько вариантов исчисления налоговой базы:
Порядок исчисления налоговой базы
Льготы по НДС
Курсовая работа
ВВЕДЕНИЕ
1. НАЛОГОВЫЙ ИНСТИТУТ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ НДС
1.1 Понятие налоговых льгот по уплате НДС
1.2 Условия и порядок применения льгот по уплате НДС
2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ ПО УПЛАТЕ НДС
2.1 Освобождение от обязанностей налогоплательщика
2.2 Применение пониженных налоговых ставок
2.3 Особый момент определения налоговой базы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства). Налог на добавленную стоимость имеет французское происхождение. Фраза «налог на добавленную стоимость» впервые была сформулирована в 1954 году французским экономистом Морисом Лоре. Налог на добавленную стоимость представляет собой косвенный налог, эволюционировавший в течение двадцатого века от налога на рост оборота, имевшего «каскадный» характер (при продаже товаров налогом каждый раз облагалась вся стоимость товара) до налога, которым облагается лишь дополнительная стоимость, в то время как основная стоимость переходит от сделки к сделке в неизменном размере.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в настоящее время широко распространен в мире – около 50 государств применяют ту или иную его разновидность в своей фискальной политике. Существует НДС и в нашей стране.
Одной из тенденций развития Российского налогового законодательства является сужение границ использования термина «налоговая льгота» при одновременном сохранении указанного понятия в терминологии Налогового кодекса РФ. Реализуя регулирующую функцию налогов, государство устанавливает определенные преференции при исчислении тех или иных налогов, которые могут являться налоговыми льготами, а могут являться обязательными элементами налога.
Вопрос, является ли та или иная норма НК РФ налоговой льготой, имеет не только теоретический, но и практический интерес. При исчислении косвенных налогов, в особенности НДС, необходимо четко разграничивать нормы, относимые к механизму исчисления налога, и нормы, относимые непосредственно к налоговым льготам.
Целью работы является анализ юридических вопросов, связанных с льготами по уплате НДС. Поставленная в работе цель требует решения следующих задач:
• Анализ сущности налоговых льгот по уплате НДС.
• Изучение сущности и порядка применения льгот по уплате НДС.
• Выявление видов налоговых льгот по уплате НДС и анализ особенностей их применения.
Выдержка из основной части
Как уже отмечалось выше, в ст. 149 НК содержится перечень осуществляемых на территории Российской Федерации операций, которые хотя и признаются объектом налогообложения, тем не менее, не подлежат налогообложению НДС.
В соответствии с п. 1 статьи 149 НК не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. Данные положения применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и Российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере международных отношений совместно с Министерством финансов Российской Федерации.
В п. 2 ст. 149 НК содержится перечень товаров (работ, услуг), реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) которых на территории Российской Федерации не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения).
Выбирать между применением льготы или отказом от освобождения можно в отношении, например, следующих операций (ч. 3 ст. 149 НК):
• реализация предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ), которые произведены и продаются религиозными организациями или учрежденными ими организациями (пп. 1 п. 3 ст. 149 НК РФ)
• реализация товаров (за рядом исключений), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и продаваемых, в частности, общественными организациями инвалидов, а также организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов (пп. 2 п. 3 ст. 149 НК РФ)
Глава 21 НК РФ, посвященная НДС, дает плательщикам НДС возможность использовать различные льготы по налогу, но при этом ограничивает их применение довольно жесткими условиями. При этом большинство законоведов выделяет следующие виды льгот по уплате НДС:
• льготы по освобождению от обязанностей налогоплательщика
• льготы по применению пониженных процентных ставок
• льготы по особому моменту определения налоговой базы.
Все льготы по НДС по освобождению от обязанностей налогоплательщика можно разбить на три группы:
• реализация определенных видов товаров (работ, услуг)
• реализация товаров (работ, услуг) определенными категориями плательщиков НДС
• выполнение плательщиком НДС определенных хозяйственных опе-раций.
Все условия освобождения от НДС условно можно рассматривать как специальные, предъявляемые в отношении использования конкретных льгот, и общие, распространяемые на все виды льготных операций без исключения. К основным условиям применения льгот относятся следующие:
• если деятельность налогоплательщика, в отношении которой предусмотрен льготный налоговый режим, является лицензируемой, то применять льготу можно только при наличии лицензии
• использование льготного режима налогообложения будет признано правомерным только при наличии раздельного учета операций, обла-гаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения
• льготный режим налогообложения применяется налогоплатель-щиком в своих интересах.
Операции, в отношении которых установлена льгота по НДС, разделены на две группы. К первой относятся операции, освобождаемые от налогообложения в обязательном порядке, они перечислены в п. п. 1 и 2 ст. 149 НК РФ. Во вторую входят операции, по которым налогоплательщики вправе отказаться от применения льготы – они перечислены в п. 3 ст. 149 НК РФ.
1. Налоговый Кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998 №146-ФЗ (в ред. от 27.12.2009).
2. Налоговый Кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (в ред. от 27.12.2009).
3. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. от 25.11.2009).
4. Аронов А.В. Кашин В.А. Налоги и налогообложение. – Ростов-на-Дону. Магистр, 2007.
5. Бирюкова Н. Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС.// Налоги и налогообложение. 2005. №2.
6. Борисов А.Н. Комментарий к части первой НК РФ. – М. 2006.
7. Борисов А.Н. Постатейный комментарий к Главе 21 НК РФ. – М. 2006.
8. Бурыкина Н.В. Спорный НДС. // ЭЖ-Юрист. 2005. №27.
9. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации Налоговый и бухгалтерский учет. – Спб. Питер, 2006.
10. Волков Д.Б. Налоговые льготы: теория и правоприменение на примере НДС. // Финансы. 2009. №7.
11. Гордеева О.В. Налоговые льготы: классификация и особенности применения. // Налоги и финансовое право. 2008. №:6.
12. Денисова Г. Как отказаться от льготы по НДС. // НДС. Налог на добавленную стоимость. // 2008. №12.
13. Кудряшова В.Е. Понятие «косвенные налоги» в нормативных документах и практике. // Налоговый вестник. 2006. №3.
14. Постатейный комментарий к главе 21 НК РФ. Под ред. Гуева Е.Н. – М. 2007.
15. Семенихин В.В. Условия применения льгот по НДС. // Налоговый вестник. 2009. №8.
Налоговые льготы и освобождение по НДС
Файлы: 1 файл
2. Льготы, предоставляемые определенным категориям фирм и предпринимателей.
К таким категориям относят:
услуги в сфере образования реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли услуги учреждений культуры и искусства в сфере культуры и искусства, реализацию входных билетов организациями физкультуры и спорта работы организаций кинематографии по производству кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма реализацию товаров (работ, услуг) общественными организациями инвалидов и организациями, собственниками которых являются общественные организации инвалидов реализацию товаров (работ, услуг) государственными унитарными предприятиями при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения, а также уголовными мастерскими лечебных исправительных учреждений услуги санаторно-курортных, оздоровительных организаций и организаций отдыха, организаций отдыха и оздоровления детей, детских оздоровительных лагерей на территории России, оформленные путевками или курсовками реализацию продукции сельскохозяйственными производителями архивные услуги ритуальные услуги банковские операции и обслуживание банковских карт услуги по страхованию услуги по негосударственному пенсионному обеспечению проведение основанных на риске игр организациями игорного бизнеса услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведение занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях и студиях реализацию предметов религиозного назначения и религиозной литературы услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты услуги аптечных организаций по изготовлению лекарственных средств, изготовлению или ремонту очковой оптики (кроме солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий оказание услуг коллегиями адвокатов, адвокатскими бюро, адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации или Федеральной палатой адвокатов своим членам в связи с осуществлением ими профессиональной деятельности услуги, за которые уполномоченными органами взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных, патентных пошлин и сборов, таможенных сборов за хранение, сборов при предоставлении фирмам и физическим лицам определенных прав передачу товаров для собственных нужд организациями уголовно-исполнительной системы.3. Льготы, предоставляемые при осуществлении определенных операций.
В частности, к таким операциям относят:
предоставление в аренду помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации выдачу займов в денежной форме и оказание финансовых услуг по предоставлению таких займов реализацию долей в уставном капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок работы, выполняемые в процессе реализации целевых социально-экономических программ жилищного строительства для военнослужащих передачу товаров, работ, услуг безвозмездно в рамках благотворительной деятельности уступку (приобретение) прав (требований) кредитора по договорам займа и кредитным договорам проведение работ в портовой особой экономической зоне резидентами этой зоны выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет бюджетных средств и в целях создания новой продукции и технологий предоставление в пользование жилых помещений проведение лотерей по решению властей, включая услуги по реализации лотерейных билетов.- Налоговые льготы по НДС, предоставляемые
общественным организациям инвалидов.
К сожаленью, численность граждан РФ, получивших инвалидность, растет с каждым днем. Эти люди нуждаются в каждодневной поддержке и защите со стороны государства и общества.
Вопросы социальной поддержки и защиты инвалидов следует отнести к наиболее важным и трудно решаемым проблемам.
Налоговые льготы в виде исключения из объекта обложения НДС некоторых операций предоставляются общественным организациям инвалидов.
Статья 149 НК устанавливает налоговые льготы по НДС, затрагивающие экономические интересы не только организаций, к которым относятся общественные объединения инвалидов, но и физических лиц, имеющих инвалидность и являющихся фактическими плательщиками налога.
В соответствии с пп. 1 п. 2 статьи 149 НК не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача, выполнение) для собственных нужд на территории РФ:
протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним (абз. 4 пп. 1 п. 2 статьи 149 НК) технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов (абз. 5 пп. 1 п. 2 статьи 149 НК).Кроме того, в соответствии с пп. 3 п. 2 статьи 149 НК освобождается от НДС оказание услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения.
Содержание рассмотренных норм прямо указывает на то, что предоставленная инвалидам льгота не только выводит из-под объекта обложения операции, которые имеют социальную направленность, и тем самым уменьшает налоговую базу налогоплательщика-организации и стимулирует их производство, но также способствует снижению экономического давления на инвалида-покупателя, так как в результате установленной льготы в цену реализованных организацией товаров и услуг не включается НДС.
Наряду с этим пп. 2 п. 3 статьи 149 НК устанавливается льгота, которая предоставляется непосредственно общественным объединениям инвалидов. Таким образом, из объекта обложения НДС исключаются операции по реализации, в том числе передачи, выполнению и оказанию для собственных нужд товаров, работ, услуг общественными организациями инвалидов и организациями, созданными общественными организациями инвалидов.
Магазин готовых работ
1. Общие правила применения льгот по НДС 3
1.1. Основные условия, необходимые для освобождения налогоплательщика от обязанностей по исчислению и уплате НДС 3
Заключение 24
Список использованной литературы 26
Выдержка из работы
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Правительство РФ совершенствует и собирается продолжить работу по совершенствованию налоговой политики по НДС, с тем, чтобы этот налог, оставаясь одним из наиболее важных источников доходов бюджета, не являлся слишком обременительным для налогоплательщиков с точки зрения администрирования.
Налоговое законодательство, предоставляя налогоплательщикам право пользоваться льготами, устанавливает при этом жесткие условия, необходимые для правомерного использования льгот. Несоблюдение этих условий приводит к потере права на льготу.
Немногие организации могут похвастаться возможностью на законных основаниях не платить налоги.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!