Льготы по уплате налога имущество для пенсионеров
54. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ, УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
Сумма налога на имущество исчисляется по итогам налогового периода как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога и суммами авансовых платежей по налогу, исчисленных в течение налогового периода.
Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно:
– в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации
– в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс
– в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс, или постоянного представительства иностранной организации
– в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется по итогам каждого отчетного периода в размере 1/4 произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости имущества.
Сумма авансового платежа по налогу в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций исчисляется по истечении отчетного периода как 1/4 инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, умноженная на соответствующую налоговую ставку.
Законом субъекта РФ может быть предусмотрено для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи в течение налогового периода.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу. Если в законе региона авансовые платежи не установлены, то они не уплачиваются. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога.
В отношении имущества, находящегося на балансе организации, налог и авансовые платежи подлежат уплате в бюджет по местонахождению организации.
Авансовые платежи уплачиваются ежеквартально по окончании отчетного периода как 1/4 суммы налога, исчисленной по состоянию на 1-е число месяца, следующего за отчетным периодом.
Налог на имущество уплачивается с начала квартала, следующего за кварталом, в котором указанное имущество было принято на учет, в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
Российские организации уплачивают налог и авансовые платежи:
– в отношении имущества, которое находится на балансе по местонахождению организации – в бюджет по местонахождению организации
– в отношении объектов недвижимого имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, налог перечисляется в бюджеты субъектов РФ пропорционально стоимости этого имущества. Иностранные организации уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет:
– осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства – по месту постановки постоянных представительств на учет в налоговых органах
– в отношении отдельных объектов недвижимости – по местонахождению объекта недвижимого имущества.
ПРОВЕРКА НАЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ 1.
Цель и задачи
Целью проведения проверки по налогу на имущество организаций является проверка правильности расчета налоговой базы и полноты отражения в декларации сумм исчисленного и уплаченного налога.
При проведении проверки налога на имущество организаций основными задачами проверки являются: •
выявление взаимоувязки данных налоговых расчетов, бух- галтерского баланса, главной книги, журналов-ордеров •
выявление соответствия данных журналов-ордеров первичным документам •
полнота и своевременность оприходования основных средств, материальных ресурсов •
проверка правильности формирования налоговой базы •
проверка правильности включения в налогооблагаемую базу стоимости основных средств в связи с их переоценкой •
правильность определения среднегодовой стоимости имущества •
правильность применения ставок и льгот •
проверка правильности расчета суммы налога, подлежащей уплате в бюджет •
проверка правильности заполнения форм отчетности и своевременности уплаты налога на имущество. 2.
Перечень основных нормативных документов, регулирующих порядок исчисления и уплаты налога
Аудит налога на имущество организаций осуществляется на базе следующих нормативных документов: 1.
Гражданский кодекс РФ. 2.
Налоговый кодекс РФ (гл. 30 «Налог на имущество организаций»). 3.
Закон РФ от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с изменениями и дополнениями). 4.
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ 1/98) «Учетная политика организации», утвержденное приказом Министерства финансов РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н (с последующими редакциями). 5.
Инструкция по заполнению налоговой декларации по налогу на имущество организаций (налогового расчета по авансовому платежу), утвержденная приказом МНС России от 23 марта 2004 г. № САЭ-3-21/224. 3.
Источники информации для проверки
Основными источниками информации при проведении проверки налога на имущество организаций являются следующие документы, наличие которых отмечается в рабочем документе аудитора.
Источники информации для проверки расчетов по налогу на имущество
организаций №
ф Наименование документа Наличие Ответственный за ведение Ф.
И.О. Приме
чания Учетная политика Налоговые декларации Регистры синтетического и аналитического учета Главная книга Книга покупок Книга продаж Журнал учета полученных счетов-фактур Счета-фактуры Акты выполненных работ Платежные документы Выписки ИЗ банка по расчетному счету 4. Основные направления проверки
Регулирование налога на имущество организаций осуществляется гл. 30 «Налог на имущество организаций» части второй НК РФ, а также законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных гл. 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Рассмотрим порядок проверки налога на имущество организаций по следующим элементам. 1)
Проверка субъектов налогообложения
В соответствии со ст. 373 «Налогоплательщики» НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются: •
Российские организации •
иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Не признаются налогоплательщиками организации, являющиеся организаторами Олимпийских и Паралимпийских игр в соответствии с Федеральным законом «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних итр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в отношении имущества, используемого в связи с организацией и проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Деятельность иностранной организации признается приводящей к образованию постоянного представительства в РФ в соответствии со ст. 306 «Особенности налогообложения иностранных организаций.
Постоянное представительство иностранной организации» НК РФ, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. 2)
Проверка объектов налогообложения
При проверке необходимо учитывать, что в соответствии со статьей 374 «Объект налогообложения» объектом налогообложения для Российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета. В соответствии со ст. 378 «Особенности налогообложения имущества, переданного в доверительное управление» НК РФ имущество, переданное в доверительное управление, а также имущество, приобретенное в рамках договора доверительного управления, подлежит налогообложению (за исключением имущества, составляющего паевой инвестиционный фона) у учредителя доверительного управления.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представи тельства, признается движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Иностранные организации ведут учет объектов налогообложения в соответствии с установленным в РФ порядком ведения бухгалтерского учета.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признается находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее указанным иностранным организациям на праве собственности.
Не признаются объектами налогообложения: •
земельные участки и иные объекты природопользования (водные объекты и другие природные ресурсы) •
имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. 3)
Налоговая льгота по уплате налога на имущество организаций
Документы: 1. Закон Красноярского края от 08.11.2007 № 3-674 «О налоге на имущество организаций» 2. Постановление Правительства Красноярского края от 25.02.2010 № 81-п «Об утверждении Порядка отбора инвестиционных проектов для предоставления государственной поддержки в форме налоговой льготы»
Меры поддержки: финансовые меры поддержки
Объемы предоставления: Ставка налога на имущество организаций в размере 1,1 процента Ставка налога на имущество организаций в размере 0,5 процента Освобождение от уплаты налога на имущество организаций
Получатели: Организации, осуществляющие добычу сырой нефти и природного газа, в отношении имущества, принятого к бухгалтерскому учету в качестве инвентарных объектов основных средств после 31 декабря 2003 года организации, осуществляющие производство нефтепродуктов, в отношении имущества, принятого к бухгалтерскому учету в качестве инвентарных объектов основных средств после 31 декабря 2005 года организации, осуществляющие инвестиционную деятельность на территории Красноярского края с объемом инвестиций в форме капитальных вложений в сумме свыше 50 млн рублей по одному инвестиционному проекту. организации, осуществляющие деятельность воздушного пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию. организации, осуществляющие использование древесных отходов, используемого исключительно для производства одного или нескольких следующих видов продукции: древесных топливных гранул, древесных топливных брикетов, древесной муки, биомазута, биогаза, биоугля,биодизеля, тепловой электрической энергии, древесно-стружечных плит, ламинированных древесно-стружечных плит, древесно-волокнистых плит, древесно-стружечных плит средней плотности, плит с ориентированной плоской стружкой, облегченных ячеистых (сотовых) плит, гипсостружечных плит, строительных материалов на основе гипсостружечных литьевых смесей, цементно-стружечных плит, арболитов, спиртов, смол, кислот, дегтей, канифолей, растворителей, лечебно-профилактических средств, экстрактов, масел, концентратов, эмалей, сургуча, биологически активных веществ организации, осуществляющие производство поликристаллического кремния организации, осуществляющие обработку неметаллических отходов и лома (за исключением обработки отходов драгоценных камней) организации, осуществляющие производство электроэнергии тепловыми электростанциями организации, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию организации, осуществляющие производство первичного алюминия на территории Красноярского края.
Условия предоставления: Налоговая льгота применяется при соблюдении следующего условия: - объемы добычи сырой нефти на территории Красноярского края (на основании форм федерального государственного статистического наблюдения, бухгалтерского и налогового учета) составляют не менее 3 млн тонн в первый год, далее нарастающим итогом за два года не менее 15 млн тонн, за три года не менее 34 млн тонн, за четыре года не менее 52 млн тонн, за пять не менее 70 млн тонн с начала применения пониженной ставки налоговая льгота применяется при соблюдении следующего условия: - ежегодные объемы переработки нефти на территории Красноярского края составляют не менее 7,0 млн тонн, для вновь образованных организаций - не менее 3,0 млн тонн налоговая льгота применяется при выполнении следующего условия: период времени между созданием, приобретением, модернизацией, реконструкцией, техническим перевооружением вышеуказанного имущества и принятием его к бухгалтерскому учету не превышает трех лет. налоговая льгота применяется в отношении воздушных судов, авиадвигателей и наземной авиационной техники, приобретаемых по договорам лизинга или договорам купли-продажи и принятых к бухгалтерскому учету в качестве инвентарных объектов основных средств после 31 декабря 2004 года. налоговая льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: - период времени между приобретением, сооружением и изготовлением вышеуказанного имущества и принятием его к бухгалтерскому учету не превышает 10 лет - объемы использованных организациями древесных отходов составляют не менее 110 тонн в первый год применения налоговой льготы и не менее 850 тонн во второй год и последующие годы применения налоговой льготы. Налоговая льгота применяется организациями не более чем в течение пяти налоговых периодов. налоговая льгота предоставляется при выполнении следующего условия: объемы производства поликристаллического кремния на территории Красноярского края составляют не менее 2 тонн в первый год, не менее 150 тонн во второй год, не менее 500 тонн ежегодно – в третий и последующие годы применения налоговой льготы. налоговая льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: - объем и доля отсортированных или переработанных неметаллических отходов и лома (за исключением отходов драгоценных камней) в налоговом периоде составляют соответственно не менее 15 тысяч тонн и не менее 30 процентов от общего объема отходов, принятых организацией - доля выручки от реализации товаров (работ, услуг), созданных (выполненных, оказанных) в результате осуществления деятельности по обработке неметаллических отходов и лома (за исключением обработки отходов драгоценных камней), составляет не менее 70 процентов от общего объема выручки от реализации товаров (работ, услуг) в налоговом периоде. налоговая льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: - в общем доходе предприятия от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации мощности, электрической и тепловой энергии, произведенных тепловыми электростанциями, составляет не менее 75 процентов - применяется организациями при осуществлении капитальных вложений в объекты, предназначенные для производства электрической и тепловой энергии тепловыми электрическими станциями, в сумме не менее 5 млрд рублей на территории Красноярского края в течение трех лет в отношении имущества, вновь созданного, приобретенного, модернизированного, реконструированного, технически перевооруженного, принятого к бухгалтерскому учету в качестве инвентарных объектов основных средств после 31 декабря 2011 года. налоговая льгота предоставляется при выполнении следующего условия: - в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов. налоговая льгота предоставляется при одновременном выполнении следующих условий: - в общем доходе организации от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации первичного алюминия составляет не менее 65 процентов в первый год применения налоговой льготы и не менее 90 процентов во второй год и последующие годы применения налоговой льготы - в отношении имущества, вновь созданного, приобретенного, принятого к бухгалтерскому учету в качестве инвентарных объектов основных средств после 31 декабря 2012 года - капитальные вложения в объекты, используемые для производства первичного алюминия на территории Красноярского края, составляют не менее 10 млрд рублей в течение трех лет до 31 декабря 2012 года - средства на проектирование, строительство и (или) реконструкцию объектов жилищного фонда, инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, образования, здравоохранения на территории Красноярского края составляют не менее 1 млрд рублей в первый год применения налоговой льготы, далее нарастающим итогом за два года не менее 2 млрд рублей, за три года не менее 3 млрд рублей, за четыре года не менее 3,2 млрд рублей, за пять лет не менее 3,4 млрд рублей, за шесть лет не менее 3,8 млрд рублей, за семь лет не менее 4 млрд рублей с начала применения налоговой льготы.
Налог на имущество юридических лиц
Оглавление
Введение………………………………………………………………..
1.Плательщики налога на имущество юридических лиц……………
2.Организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество полностью………………………………………………………………………….
3. Льготы для организаций по уплате налога на имущество…………………
4. Объекты налогообложения…………………………………………………
5. Порядок расчета и уплаты налога на имущество…………………………
Заключение…………………………………………………………………..
Список использованных источников……………………………………………..
Введение
Для того чтобы понять механизм налогообложения в Российской Федерации, я выбрал тему для курсовой работы «Налог на имущество организаций».
В настоящее время эта тема очень актуальна. Образуется огромное количество предприятий, учреждений и организаций, одни становятся банкротами и закрываются, другие открываются вновь под другим наименованием как в таких меняющихся условиях происходит уплата налога на имущество юридических лиц?
Для того чтобы в этом разобраться, мне потребовалась изучить современное законодательство о налогах на имущество.
Имущество организаций облагается согласно статье 1 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий» (в ред. от 08.01.98 № 1-ФЗ и в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ) также, как и другие юридические лица: предприятия, учреждения, в том числе с иностранными инвестициями.
Налог на имущество организаций относится к категории прямых (подоходно-поимущественных) налогов и взимается с владельца имущества (как собственника, так и обладателя иных вещных прав на имущество). Экономическая сущность данного налога - изъятие части предполагаемого среднего дохода, получаемого в конкретных экономических условиях от использования облагаемого налогом имущества. Из этого вытекает стимулирующая функция налога на имущество предприятий (субъектов предпринимательской деятельности) — эффективное производственное использование имущества, сокращение размеров неиспользуемых запасов сырья, материалов.
Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» налог на имущество юридических лиц отнесен к категории налогов республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округов (субъектов РФ)( статья 20).
Данный налог зачисляется в равных долях в бюджеты субъектов РФ и местные (районные) бюджеты. Органы представительной власти субъектов РФ вправе корректировать ставку налога в пределах, установленных федеральным законом (максимальный размер 2 %) и вводить для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы (в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов РФ). Однако введение и порядок взимания данного налога регулируется Федеральным Законом № 2030-1 от 13.12.91 г. «О налоге на имущество предприятий» (далее — Закон РФ «О налоге на имущество») с учетом последующих изменений и дополнений. На его основании Инструкция № 33 от 08.06.95 г. «О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на имущество предприятий» (далее Инструкция № 33), разъясняющая порядок исчисления и уплаты налога. По состоянию на 01.04.2002 г. в текст Закон РФ «О налоге на имущество» внесено 11 поправок, в Инструкцию № 33 — 6 изменений.
Кроме того, следует учитывать и положения части I Налогового кодекса РФ, изменившие налоговый статус филиалов предприятий, которые имеют расчетный счет и самостоятельный баланс. До 01.01.99 г. (момента введения в действие части I Налогового кодекса РФ) они признавались самостоятельными налогоплательщиками, а с 01.01.99 г. выполняют обязанности головной организации по уплате налога.
В первой главе курсовой работы представлен круг плательщиков налога на имущество согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий».
Во второй и третьей главах курсовой работы рассмотрим, кому предоставляются льготы по уплате налога на имущество.
В четвертой главе курсовой работы конкретизируются объекты налогообложения.
В пятой главе – порядок расчета и уплаты налога на имущество.
I. Плательщики налога на имущество
юридических лиц
Круг плательщиков налога на имущество определен ст. I Закона РФ «О налоге на имущество предприятий», а также — п. I Инструкции ГНС РФ № 33 от 08.06.95 г. «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество предприятий», изданной на основании Закона.
В соответствии с данными нормативными актами плательщиками налога на имущество предприятий являются юридические лица, а также их структурные подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. Плательщиками налога являются иностранные и международные организации и их подразделения, имеющие имущество на территории РФ, континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц регулируется Инструкцией ГНС РФ от 15 сентября 1995 г. № 38 «О порядке исчисления и уплаты налога на имущество иностранных юридических лиц в Российской Федерации».
При этом отметим, что с момента вступления в действие ч.1 Налогового кодекса РФ, изменился налоговый статус структурных подразделений организаций, которые имеют отдельный баланс и расчетный (текущий) счет. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
При этом установлено, что филиалы и иные обособленные подразделения Российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Согласно ст.5 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» до введения в действие части второй Кодекса и признания утратившим силу Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» ссылки в ст. 19 Кодекса на недействующие положения Кодекса приравниваются к ссылкам на Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Учитывая, что в силу ст. 19 Кодекса филиалы и иные обособленные подразделения не являются налогоплательщиками, при рассмотрении вопроса о порядке уплаты налога на имущество предприятий организациями, имеющими в своем составе филиалы, а также иные обособленные подразделения (как имеющие отдельный баланс и расчетный (текущий) счет, так и не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего) счета), необходимо руководствоваться нормами ст.7 Закона Российской Федерации «О налоге на имущество предприятий».
В соответствии со ст.7 Закона организации, в состав которых входят филиалы и иные обособленные подразделения (в том числе с 01.01.2000 филиалы и иные обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс и счета в банке), зачисляют налог на имущество предприятий в доходы бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов по месту нахождения указанных подразделений в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти подразделения, на стоимость основных средств, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов и товаров этих подразделений.
Понятие обособленного подразделения в содержится в ст.11 Налогового кодекса РФ. Согласно данной норме под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Согласно ст.1 Федерального закона РФ от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» рабочее место — место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, то налог на имущество предприятий должен уплачиваться по месту нахождения недвижимого имущества юридического лица (месту государственной регистрации).
Одновременно необходимо учитывать, что в соответствии со ст.83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения. Разъяснения по вопросу уплаты филиалами и иными обособленными подразделениями Российских организаций налогов и сборов в связи с введением Налогового кодекса РФ содержаться в письме МНС РФ от 02.03.1999 г. № ВГ-6-15/151.
2. Организации, которые освобождаются от уплаты налога на имущество полностью
Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1, от 06.03.93 № 4618-1, от 03.06.93 № 5093-1 Федеральных законов от 11.1 1.94 № 37-ФЗ, от 25.04.95 № 62-ФЗ, от 23.06.95 № 94-ФЗ, от 22.08.95 № 151-ФЗ, от 08.01.98 № 1-ФЗ, от 10.02.99 № 32-ФЗ, от 04.05.99 № 95-ФЗ) статьи 4, данным налогом не облагается имущество:
а) бюджетных учреждений и организаций, органов законодательной (представительной) и исполнительной власти, органов местного самоуправления, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Государственного фонда занятости населения Российской Федерации, Федерального Фонда обязательного медицинского страхования
коллегий адвокатов и их структурных подразделений (пп. а в Ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
б) предприятий по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, выращиванию, лову и переработке рыбы и морепродуктов при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от продукции (работ, услуг) (в ред. Закона РФ от 16.07.92 № -1, Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ),
в) специализированных протезно-ортопедических предприятий
(в ред .Закона РФ от 1 6.07.92 №3317-1)
г) используемое исключительно для нужд образования и культуры (в ред. Закона РФ от 6.07.92 № 3317-1)
д) религиозных объединений и организаций, национально-культурных обществ
е) предприятий народных художественных промыслов (пп. V в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
ж) используемое для образования страхового и сезонного запасов на предприятиях, связанных с сезонным (природно-климатическим) циклом поставок и работ, а также запасов, созданных в соответствии с решениями федеральных органов исполнительной власти, соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (пп. ж в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
з) жилищно-строительных, дачно-строительных и гаражных кооперативов, садоводческих товариществ
общественных объединений, ассоциаций, осуществляющих свою деятельность за счет целевых взносов граждан и отчислений предприятий и организаций из оставшейся в их распоряжении после уплаты налогов и других обязательных платежей прибыли на содержание указанных общественных объединений, ассоциаций, если они не осуществляют предпринимательскую деятельность (пп. з в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
и) общественных организаций инвалидов, а также других предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 процентов от общего числа работников (в ред. Законов РФ от 16.07.92 № 3317-1, от 22.12.92 № 4178-1 Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
к) научно-исследовательских учреждений, предприятий и организаций Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств, составляющих их научно-исследовательскую, опытно-производственную или экспериментальную базу
государственных научных центров, а также научно-исследовательских, конструкторских учреждений (организаций), опытных и опытно-экспериментальных предприятий независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме работ которых научно-исследовательские, опытно-конструкторские и экспериментальные работы составляют не менее 70 процентов (пп. мкм в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
л) используемое (предназначенное) исключительно для отдыха или оздоровления детей в возрасте до 18 лет (в ред. Закона РФ от 03.06.93 № 5093-1 Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
м) предприятий учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (пп. м введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
н) Российского фонда федерального имущества, фондов имущества субъектов Российской Федерации, районов (за исключением районов в городах), городов (за исключением городов районного подчинения) (пп. н введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
о) специализированных предприятий (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации), производящих медицинские и ветеринарные иммунобиологические препараты, предназначенные для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями (пп. о введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
п) органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими своих функций, установленных законодательством Российской Федерации (пп. ипм введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
р) иностранных и Российских юридических лиц, используемое на период реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства Российской Федерации уполномоченными им органами государственного управления, (в ред. Федерального закона от 23.06.95 № 94-ФЗ).
Перечень юридических лиц, которые освобождаются от уплаты налога, определяется Правительством Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 11.11.94 № 37-ФЗ, от 25.04.95 № 62-ФЗ)
с) профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований (пп. с введен Федеральным законом от 22.08.95 № 151-ФЗ)
т) используемое исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции, в случае, если такое имущество находится в собственности инвесторов в соответствии с указанными соглашениями, а также в случае, если в соответствии с условиями указанных соглашений такое имущество передано инвесторами в собственность государства при сохранении за ними исключительного права на пользование указанным имуществом, (пп. введен Федеральным законом от 10.02.99 № 32-ФЗ)
3. Льготы для организаций по уплате налога на имущество
Согласно Закону Российской Федерации от 13 декабря 1991 года № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий» ( в ред. от 04.05.99 № 95-ФЗ), статьи 5, стоимость имущества предприятия, исчисленная для целей налогообложения, уменьшается на балансовую (нормативную) стоимость:
а) объектов жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, полностью или частично находящихся на балансе налогоплательщика
б) объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны (в ред. Закона РФ от 03.06.93 №5093-1)
в) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, выращивания, лова и переработки рыбы (в ред. Закона РФ от 22.12.92 № 4178-1)
г) ледоколов, судов с ядерными энергетическими установками и судов атомно-технологического обслуживания магистральных трубопроводов, железнодорожных путей сообщения, автомобильных дорог общего пользования, линий связи и энергопередачи, а также сооружений, предназначенных для поддержания в эксплуатационном состоянии указанных объектов (пп. V1 в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ)
д) спутников связи
е) земли
ж) специализированных судов, механизмов и оборудования, необходимых для использования не более трех месяцев в году для обеспечения нормального функционирования различных видов транспорта, а также автомобильных дорог общего пользования (пп. ж введен Законом РФ от 16.07.92 № 3317-1)
з) эталонного и стендового оборудования территориальных органов Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (пп. з введен Законом РФ от 22.12.92 №4178-1)
и) мобилизационного резерва и мобилизационных мощностей (пп. и введен Федеральным законом от 25.04.95 № 62-ФЗ)
к) имущества, полученного за счет безвозмездной помощи (содействия) в первые два года, а также имущества, используемого для непосредственного осуществления безвозмездной помощи (содействия), на срок его использования в данных целях, (пп. к введен Федеральным законом от 04.05.99 № 95-ФЗ)
Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать для отдельных категорий плательщиков дополнительные льготы по налогу в пределах сумм, зачисляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации, (часть 2 в ред. Федерального закона от 25.04.95 № 62-ФЗ).
Предоставление данных льгот основывается на нормах, закрепленных в п.5 Инструкции № 33. Показателями, которые дают право на применение данных льгот, могут быть: отраслевая принадлежность предприятия, показатели выручки от определенного вида деятельности, состав работающих. Если предприятие по какому-либо из показателей имеет право воспользоваться льготой, то льготируется все его имущество, независимо от функционального назначения или фактического использования тех или иных единиц этого имущества.
Например, в соответствии с подп. в п.5 Инструкции № 33 льготированию подлежит все имущество специализированных протезно-ортопедических предприятий, в том числе, например, компьютер и легковой автомобиль, не используемые непосредственно для лечения и протезирования.
Предоставление льгот по определенному виду имущества осуществляется в соответствии с п.6 Инструкции № 33. При этом льгота предоставляется только при использовании имущества по целевому назначению. Такое имущество может принадлежать любому предприятию, независимо от его отраслевой принадлежности, показателей выручки или состава работающих. Так, например, имущество, используемое в целях пожарной безопасности, подлежит льготированию у любого его владельца - юридического лица.
Основными требованиями, предъявляемые к имуществу, по которому предприятие пользуется льготным порядком налогообложения, являются
— раздельный учет льготируемого имущества (данное требование содержится в абз. 18 п.6 Инструкции № 33),
— использование имущества по целевому назначению.
Если, например, в подвале производственного корпуса находится бомбоубежище, и предприятие намерено учитывать его при расчете льготы по налогу на имущество ( п.6 Инструкции № 33), то данный объект, по стоимости, пропорциональной его площади, должен быть учтен как отдельная инвентарная единица.
Перечень льгот по налогу на имущество содержится в п.5 и п.6 Инструкции № 33. Однако для правомерного использования льгот необходимо учитывать и положения ряда специальных документов. Это обусловлено тем, что возможность использования льгот зависит от ряда факторов:
— отраслевой принадлежностью предприятия (жилищностроительные кооперативы, научно-исследовательские учреждения)
— вида выпускаемой продукции и оказываемых услуг (сельскохозяйственная продукция, образовательные услуги, медицинские услуги для детей в возрасте до 18 лет и др.)
— функционального назначения того или иного объекта основных фондов (объекты жилищно-коммунальной и социально-культурной сферы, объекты, используемые для пожарной безопасности, линии связи и энергопередачи и др.).
Поэтому, при применении льгот по налогу на имущество следует руководствоваться нормами, закрепленными в ряде специальных документах. К таким документам относятся:
— Классификатор отраслей народного хозяйства № 1-75-018,
— ОбщеРоссийский классификатор продукции ОК 005-93,
— ОбщеРоссийский классификатор основных фондов ОК 013-94.
Строго придерживаясь определений, содержащихся в названных документах, предприятие будет застраховано от ошибок при решении вопроса о применении конкретной льготы.
В некоторых случаях для применения льготы требуется решение государственного органа власти или местного самоуправления. Так, согласно действующему налоговому законодательству предусмотрено исключение из налогооблагаемой базы стоимости имущества, используемого для образования запасов, созданных в соответствии с решениями соответствующих органов государственной власти и управления. К таким запасам относятся основные средства, другие материальные ценности, временно законсервированные или выведенные в резерв в соответствии с решением органов государственной власти и органов местного самоуправления (подп. ж п.5 Закона). Основанием для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на имущество являются следующие документы:
— приказ руководителя о решении перевести на консервацию определенный перечень основных фондов
— справка с точным перечнем имущества, переводимого на консервацию, стоимость, начисленный износ на определенную дату
— решение органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе на консервацию именно этого перечня оборудования.
В тоже время распространенной ошибкой является льготирование по данному основанию законсервированных по приказу руководителя (в связи с простоями, отсутствием заказов и т.д.) без наличия соответствующего распоряжения органа государственной власти или органа местного самоуправления. Кроме того, в некоторых случаях предприятиями включается в льготу балансовая стоимость производственных и вспомогательных помещений, используемых для содержания законсервированного имущества и оборудования. Такие операции являются нарушением действующего законодательства и ведут к занижению налогооблагаемой базы налога на имущество.
Кроме того, хотелось бы обратить внимание на то, что в ряде случаев, если предприятие не может воспользоваться льготой в полном объеме, то можно применить иную льготу и уменьшить сумму налога частично.
Например:
Льгота, предусмотренной подпунктом 6 п.5 Инструкции № 33, используется в том случае, если выручка от видов деятельности (производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции) составляет не менее 70 процентов общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг). Если выручка от указанных видов деятельности составляет менее 70 процентов, то использование вышеуказанной льготы неправомерно.
Однако сумму налога на имущество можно уменьшить, если воспользоваться другой льготой. Согласно подп. в п. 6 для целей налогообложения стоимость имущества предприятия уменьшается на балансовую стоимость (за вычетом суммы износа по соответствующим объектам) имущества, используемого для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. При этом необходимо учитывать, что к сельскохозяйственной продукции относится продукция, включенная в ОбщеРоссийский классификатор продукции ОК 005-93, принятый Постановлением Госстандарта России от 30 декабря 1993 г. № 301 и введенный в действие с 1 июля 1994 года.
Таким образом, если предприятие имеет документальное подтверждение того, что данное имущество используется для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, то его стоимость не будет учитываться при расчете налога.
При этом еще раз обращаем внимание на необходимость раздельного учета по льготирумому и нельготируемому имуществу.
Необходимость в раздельном учете возникает и в следующей достаточно типичной ситуации. Многие (особенно крупные) предприятия имеют на балансе объекты основных фондов, которые используются как в предусмотренных для льготирования целях, так и для иных нужд. Например, таковым может быть топливно-энергетический цех, который вырабатывает тепло как для нужд производства, так и для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы. В таком случае, по нашему мнению, предприятие имеет право уменьшить в целях налогообложения стоимость такого имущества в части доли стоимости, приходящейся на оказание услуг, льготирование которых предусмотрено законодательством (в нашем примере льготируемая часть имущества должна определяться по удельному весу тепла, отпускаемого для отопления объектов жилищно-коммунальной сферы). В рассматриваемом случае ведение раздельного учета обязательно.
Таким образом, действующий порядок использования льгот по налогу на имущество таков:
1. Следует определить вид используемой льготы и возможность использования льготы в полном объеме, либо частично
2. Необходимо подтвердить правомерность использования льготы с учетом действующих требований (например: соответствие одному из приведенных классификаторов, наличие организационно-распорядительного Документа необходимого для применения льготы и т.д.)
3. Обеспечить раздельный учет льготируемого и нельготируемого имущества.
В целях правильного применения льгот рекомендуется использовать письмо МНС РФ от 11 марта 2001 г. № ВТ-6-04/197 «Методические рекомендации для использования в практической работе при осуществлении контроля за правомерностью использования налогоплательщиком льгот по налогу на имущество предприятий».
4. Объекты налогообложения
Объектом налогообложения являются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Основные средства, нематериальные активы, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы для целей налогообложения учитываются по остаточной стоимости (статья 2 Закона РФ «О налоге на имущество предприятий»).
Стоимость имущества, являющегося объектом налогообложения и объединенного предприятиями в целях осуществления совместной деятельности без образования юридического лица, для целей налогообложения принимается в расчет участниками договоров о совместной деятельности, внесшими это имущество, независимо от счетов бухгалтерского учета, на которых оно учитывается, а созданного (приобретенного) в результате этой деятельности - участниками договоров о совместной деятельности в соответствии с установленной долей собственности по договору.
Для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества предприятия.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на 1 января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Если предприятие создано с начала какого-либо квартала, кроме первого, среднегодовая стоимость имущества определяется как частное от деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на первое число квартала создания (1 апреля, I июля, 1 октября), половины стоимости на первое число следующего за отчетным периодом месяца и стоимости имущества на первое число всех остальных кварталов отчетного периода.
Если предприятие создано в первой половине квартала (до 15 числа второго месяца квартала включительно), то при исчислении среднегодовой стоимости имущества период создания принимается за полный квартал если предприятие создано во второй половине квартала, среднегодовая стоимость рассчитывается начиная с первого числа квартала, следующего за кварталом создания.
Налоговая база по налогу на имущество предприятий определяется исходя из стоимости основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, отражаемой в активе баланса.
5. Порядок расчета и уплаты налога на имущество
В соответствии со статьей 6 Закона РФ «О налоге на имущество» предельный размер налоговой ставки на имущество предприятия не может превышать 2 процентов от налогооблагаемой базы.
Конкретные ставки налога на имущество предприятий, определяемые в зависимости от видов деятельности предприятий, устанавливаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ.
Устанавливать ставку налога для отдельных предприятий не разрешается. При отсутствии решений законодательных (представительных) органов субъектов РФ об установлении конкретных ставок налога на имущество предприятий применяется максимальная ставка налога.
Алгоритм расчета налогооблагаемой базы налога на имущество— среднегодовой стоимости имущества— закреплен в п.З Инструкции № 33. Согласно положениям данного пункта для целей налогообложения определяется среднегодовая стоимость имущества
В общем случае, когда предприятие действует и имеет налого-облагаемое имущество с начала года, схема расчета налогооблагаемой базы может быть представлена в следующем виде.
Среднегодовая стоимость имущества предприятия за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев и год) определяется путем деления на 4 суммы, полученной от сложения половины стоимости имущества на I января отчетного года и на первое число следующего за отчетным периодом месяца, а также суммы стоимости имущества на каждое первое число всех остальных кварталов отчетного периода. Расчет налога производится ежеквартально, нарастающим итогом.
Пример расчета налога на имущество организаций
1. Стоимость имущества предприятия по состоянию на:
01.01.02 - 100,0 тыс. руб.
01.04.02 - 100,0 тыс. руб.
01.07.02 - 200,0 тыс. руб
01.10.02 - 200,0 тыс. руб
01.01.03 - 200,0 тыс. руб.
2. Среднегодовая стоимость имущества, подлежащая налогообложению:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!