Льготы по налогу имущество организаций устанавливаются отменяются
5.1. Отмена некоторых льгот
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. № 139-ФЗ была введена в действие Глава 30 Налогового кодекса “ Налог на имущество” с 1января 2004 г. Данным законом была также предусмотрена отмена с 1января 2006 года пунктов 6,7 и 16 статьи 381 Налогового кодекса РФ.
Пункт 6 статьи 381 Налогового кодекса РФ до настоящего года предоставлял организациям возможность освобождать от обложения налогом на имущество объекты жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
К объектам жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса относятся водопроводные сети, тепловые сети, газоснабжение, канализация, котельные, линии электропередач и т. п. К таким основным средствам можно было применять льготу при наличии следующих условий:
– такие объекты находятся на балансе организации, работающей в жилищно-коммунальной сфере
– включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса
– используются при оказании жилищно-коммунальных услуг
– полностью или частично финансируются из бюджета.
Письмом Минфина РФ от 16 августа 2005 г. № 03-06-01-02/27 разъясняется, что данная льгота распространяется лишь на те объекты основных средств, которые включены в состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса территории соответствующего муниципального образования, фактически используются в целях оказания жилищно-коммунальных услуг и содержание которых полностью или частично финансируется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов.
При определении состава объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, рекомендуется финансовым ведомством руководствоваться положениями Градостроительного кодекса РФ и другими документами, регламентирующими градостроительную деятельность. Сведения об объектах инженерной инфраструктуры и благоустройстве территорий включаются в Градостроительный кадастр (пункт 5 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ).
Кроме того, перечень таких объектов содержится в Федеральном законе от 30 декабря 2004 года № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». К ним отнесены трубопроводы, линии электропередач и иные объекты, используемые в сфере электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В состав объектов инженерной инфраструктуры жилищно – коммунального комплекса, включаются объекты коммунально-бытового назначения, к которым согласно Положению о порядке передачи объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения федеральной собственности в государственную собственность Российской Федерации и муниципальную собственность (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 г. № 235) относятся, сооружения и сети водопровода и канализации, котельные, тепловые сети, электрические сети, объекты благоустройства, другие сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры. К ним относятся также эксплуатационно-ремонтные организации, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов коммунального хозяйства (водопроводных, канализационных, теплофикационных, электрических сетей и устройств внутридомового оборудования).
В целях уточнения конкретного состава объектов, входящих в инженерную инфраструктуру жилищно-коммунального комплекса рекомендуется также использовать Классификатор работ и услуг в жилищно-коммунальном комплексе по видам деятельности, в том числе «Эксплуатация инженерной инфраструктуры городов и других населенных пунктов», утвержденный Постановлением Госстроя России от 25.05.2000 г. № 51.
Пункт 7 статьи 381 Налогового кодекса РФ ранее представлял льготу организациям в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения.
Поскольку в некоторых регионах местное законодательство не отменило в отношении указанных объектов льготное налогообложение, то по-прежнему актуальны следующие разъяснения:
· При отнесении основных средств к объектам социально-культурной сферы Минфин России в письме от 03.06.2004 г. № 03-05-06/63 рекомендует руководствоваться ОбщеРоссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), поскольку группировки объектов в ОКОФ образованы в основном по признакам назначения, связанным с видами деятельности, осуществляемыми с использованием этих объектов и производимыми в результате этой деятельности продукцией и услугами. Указанная льгота предоставляется организациям независимо от источника приобретения имущества, а также любых форм собственности при условии использования основных средств социально-культурной сферы (движимых и недвижимых) непосредственно этими организациями, либо специализированными организациями, привлеченными налогоплательщиками для оказания соответствующих услуг, по целевому назначению. При этом подчеркивается, что объектами культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для культуры, Соответствующее предназначение объекта основных средств (движимого и недвижимого) определяется уставом (положением) организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
· Льгота не применяется в отношении объектов социально-культурной сферы, полностью используемых в течение налогового (отчетного) периода не для нужд культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения, а, например, для сдачи в аренду или при ведении торговой деятельности. Для определения налоговой базы по налогу на имущество в этом случае организация должна обеспечить раздельный (обособленный) учет такого имущества (Письмо Минфина РФ от 13 апреля 2006 года № 03-06-01-04/85). Более того, ФНС России в письме от 5 августа 2005 г. № 21-4-04/294 довела до сведения налогоплательщиков следующие условия для предоставления льготы по налогу на имущество:
– наличие на балансе организации объектов социально-культурной сферы
– подтверждаемое уставными документами организации соответствующее предназначение указанного имущества
– использование указанного имущества для нужд физкультуры и спорта непосредственно балансодержателем, подтверждаемое распорядительными документами организации.
При этом подчеркивается, что если на балансе организации находятся отдельно стоящие общедоступные для населения объекты бытового обслуживания населения, торговли и общественного питания (магазины, рестораны, столовые) и другие аналогичные объекты, используемые или полностью сданные в аренду для ведения иных видов деятельности, то они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Хотя даже если имущество, предназначенное для использования в указанных в статье 381 целях, сдавалось в аренду, суды зачастую вставали на сторону налогоплательщиков. Для этого необходимо было, чтобы деятельность арендатора совпадала с деятельностью, для которой предусмотрена льгота.(постановления ФАС СЗ от 19.04.04 по делу №А21-8432/03-С1, Уральского от 15.02.05 по делу №Ф09-326/05-АК)
· Если же имущество частично используется для указанных нужд, а частично сдается в аренду, то в таком случае нормативными документами по бухгалтерскому учету и главой 30 Налогового кодекса РФ не предусмотрено ведение раздельного учета объекта, относящегося к основным средствам и являющегося единым инвентарным объектом, используемого одновременно для целей культуры, искусства, образования и сдачи в аренду. Поэтому основным условием применения льготы, предусмотренной в п. 7 ст. 381 НК РФ, является сам факт его использования организацией-балансодержателем по целевому назначению.
Таким образом, если учреждение использует помещения не полностью в своей основной деятельности, оно имеет право на льготу по налогу на имущество, установленную п. 7 ст. 381 НК РФ. На практике возникновение подобных ситуаций встречается довольно часто, например, образовательное учреждение днем обучает студентов, а вечером сдает в аренду организациям, проводящим семинары, в поликлиниках и больницах аптеки и организации общественного питания арендуют помещения для осуществления там своей деятельности. В письме Минфина РФ от 25 августа 2004 г. № 03-06-01-04/12 изложена подобная точка зрения.
Подтверждает данные рассуждения и судебная практика, например, постановление Федерального Арбитражного суда Поволжского округа от 24.03.05 по делу А57-18394/2004-22.
· Если организация для осуществления своей уставной деятельности помимо объектов социально-культурной сферы или здравоохранения, которые подлежат льготированию, имеет в собственности основные средства, прямо не относящиеся к подобного рода объектам, как то административные здания, объекты коммунального хозяйства, склады, ремонтные мастерские, гаражи, то такое имущество также включается в состав льготного.
· Однако на практике у медицинских центров могут быть жилые поселки, подсобные сельскохозяйственные производства и прочие объекты, обеспечивающие нормальное функционирование и жизнедеятельность лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений. В соответствии с позицией Минфина РФ, изложенной в письме от 19 марта 2004 г. № 04-05-06/23 такое имущество не льготируется, мотивируя это тем, что организация вправе воспользоваться данной льготой только при условии непосредственного использования указанного имущества по целевому назначению. Объекты, обеспечивающие непрерывный рабочий процесс лечебно-профилактических и санаторно-курортных учреждений, такие как жилые поселки и подсобные сельскохозяйственные производства не относятся к вышеназванным объектам социально-культурной сферы (поскольку относятся к объектам жилищного фонда и к объектам, используемым для производства сельскохозяйственной продукции) и подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Пунктом 16статьи 381 освобождались от налога на имущество научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств – в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Таким образом, с 2006 года организациям, обладающим имуществом, указанным в пунктах 6,7,16, придется уплачивать налог со всей стоимости такого имущества на основании федерального законодательства. Однако налог на имущество относится к региональным налогам и законами субъектов РФ отмена данных льгот может быть не предусмотрена, поэтому организациям, пользовавшимися ранее такими льготами, необходимо руководствоваться местным законодательством.
Например, согласно п. 1 статьи 4 Закона г. Москва от 5 ноября 2003 г. № 64 освобождаются от налогообложения организации, финансируемые из бюджета г. Москвы или муниципальных образований, в соответствии с п. 10 статьи 4 не облагаются налогом на имущество организации в отношении объектов жилищного фонда.
Здесь необходимо обратить внимание налогоплательщиков на следующий факт, что согласно п.2 ст.372 Налогового кодекса РФ помимо льгот, установленных на федеральном уровне, можно дополнительно пользоваться теми, которые предусмотрены региональными законодателями, причем льготами, указанными в статье 381, организации вправе применять независимо от того, прописаны они в региональных законах или нет. Данная позиция изложена в письме МНС России от 9 июня 2004 г. № 21-3-05/233, где оговаривается, что налог на имущество организаций является региональным и согласно пункту 1 статьи 372 Налогового кодекса РФ устанавливается Кодексом и законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Установленные главой 30 Кодекса положения являются обязательными при взимании налога на имущество организаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Поэтому льготы по налогу на имущество организаций, предусмотренные статьей 381 НК РФ, должны непосредственно применяться на территории всех субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном Кодексом.
К компетенции же субъектов Российской Федерации пунктом 2 статьи 372 НК РФ отнесено, в частности, установление дополнительных льгот по налогу и оснований для их использования.
Как сообщается в средствах массовой информации, Минфин не планирует сокращать льготы по налогу на имущество, поскольку, как сообщил А.Кудрин в своем выступлении в Совете Федерации, количество действующих федеральных льгот по региональным и местным налогам в настоящий момент сведено до минимума.
Льготу по земельному налогу могут отменить
Льготы по налогу на землю и имущество организаций
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ 2015: льготу по земельному налогу могут отменить.
В недрах Минфина зреет предложение об отмене с 2013 года части льгот по земельному налогу и налогам на имущество организаций. Сейчас большая часть земель находится в распоряжении государства, в том числе у Минобороны, и с них отчислений в казну не происходит. В результате у собственников не возникает потребности рационально использовать земельные ресурсы и проводить инвентаризацию недвижимого имущества. Если льготу государственным организациям отменят, это приведет к резкому скачку цен. Информацию об этом поведал журналистам исполняющий обязанности министра финансов России Антон Силуанов на международной научно-практической конференции " Налогообложение - современный взгляд ".
Кого затронет отмена налоговых льгот по налогу на землю?
Если инициатива Минфина примет форму законопроекта, его с радостью поддержат местные администрации: многие муниципальные органы власти уже давно точат зуб на земельные участки в госсобственности, которые хотелось бы вернуть в свое распоряжение, или хотя бы взимать сборы за их использование. Федеральному центру, напротив, придется изыскивать средства на компенсацию госструктурам оплаты земельного налога . по которому они утратят льготы после 2013 года.
Налог на имущество организации
Читайте также:
Формы организации использования с-х техники на пр. Их преимущества и недостатки
Источники приобретения с-х техники. Их преимущества и недостатки
Формирование технической базы с-х пр связано с решением массы проблем: платежеспособность пр. В зависимости от их фин возможностей источники приобретения техники, оборудования, инвентаря м/б: собственные средства (независимость, большие кап вложения), безвозмездная передача ОС в счет фондового пая работникам создающим крестьянские хоз-ва (выгодно тем раб-ам с-х пр кот продолжительное время проработали в нем. Они имеют преимущества в получении техники если она была закреплена за ними. ), кредиты коммерч банка, лизинг, прокат, аренда, средства спонсоров заинтересованных в конечных рез-от деят-ти пр.
Налог на имущество организаций – это один из налогов налоговой системы Российской Федерации, который установлен федеральным законодательством. Этим налогом облагаются основные средства, находящиеся на балансе организации.
Устанавливая налог на имущество организаций, законодательные (представительные) органы субъектов РФ вправе определять налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ порядок и сроки уплаты налога форму отчетности по налогу.
Налогоплательщиками налога на имущество являются:
- Российские организации
- иностранные организации
- иностранные организации не осуществляющие деятельность в РФ, через постоянные представительства.
Налоговым периодом признается календарный год.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, данные периоды отражены в схеме 1.
Законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Льготы по налогу на имущество организаций могут отменить
Президент РФ Дмитрий Медведев заявил о необходимости провести инвентаризацию льгот по региональным и местным налогам и рассмотреть возможность отмены льгот по налогу на имущество организаций и по земельному налогу.
Требуется приступить к инвентаризации установленных федеральным законодательством льгот по региональным и местным налогам и оценке их эффективности. Речь идет, в первую очередь, о льготах по налогу на имущество организаций и по земельному налогу, - говорится в бюджетном послании, текст которого размещен в среду на сайте Кремля.
Возможная отмена таких льгот - это не только переход к более справедливому способу распределения собственных налоговых доходов между субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями, но и способ повышения налоговой автономии региональных и местных властей, а значит - и ответственности за принимаемые ими решения, - отмечается в послании.
Медведев также заявил о необходимости оценить, какие льготы необходимы для проведения модернизации производства и стимулирования инновационной деятельности.
Следует подчеркнуть настоятельную необходимость, с одной стороны, в систематизации действующих льгот и их оценке на предмет согласованности и проблем администрирования, а с другой - в выявлении тех налоговых льгот, которые наиболее актуальны в целях модернизации производства и внедрения инноваций, - говорится в документе.
Источники:
Следующие статьи:
- Заявление на предоставление льготы по подоходному налогу детей
- Льготы по уплате транспортного налога в Москве
Комментариев пока нет!