Льготы по местным налогам и их стимулирующая роль
НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
1. Налоговый кодекс РФ как правовая основа налоговой системы РФ.
2. Основы налогово-правового статуса участников налоговых правоотношений.
3. Экономическая сущность налогов и их роль в экономике государства.
4. Экономическое содержание налогов, его эволюция.
5. Теоретические положения налогообложения и их связь с современной Российской экономикой.
6. Классические принципы налогообложения и основные начала законодательства о налогах и сборах РФ.
7. Налоги как инструмент бюджетного регулирования.
8. Налоги – важнейшая экономическая и финансовая категория.
9. Социально-экономическая роль налогов в современном обществе.
10. Налоги в механизме управления экономикой.
11. Налоги: функции, структура.
12. Налоговые доходы федерального бюджета РФ.
13. Налоговые доходы субъекта РФ (на конкретном примере).
14. Налоговые доходы местного бюджета (на примере местного муниципального образования).
15. Воздействие налогового механизма на развитие социально-экономических процессов в обществе.
16. Экономические аспекты оптимизации налогов.
17. Налогообложение в зарубежных странах, его особенности
18. Налоговая система РФ: этапы становления, реформы и эффективность.
19. Налоги Российской Федерации в рыночной системе хозяйственных отношений.
20. Налоговый федерализм и особенности его реализации в РФ.
21. Организация, структура и эффективность функционирования налоговой системы в России.
22. Действующая система налогообложения юридических и физических лиц и направления ее совершенствования.
23. Налоговая политика в Российской Федерации: проблемы и перспективы.
24. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики.
25. Налоговая политика как основная часть экономической политики государства.
26. Налоги и инвестиции.
27. Организация налоговой службы.
28. Оценка эффективности работы налоговых органов (на примере ИФНС или УФНС).
29. Ответственность за нарушения налогового законодательства: понятие и признаки, виды, содержание и основания применения.
30. Организационно-правовые основы налоговых проверок.
31. Виды налоговых правонарушений по налогу на доходы физических лиц и меры ответственности за их совершение.
32. Федеральные налоги, основные виды федеральных налогов, методика их расчетов.
33. Современный НДС: значение, эффективность, аудит.
34. Особенности налогового учета расходов организации.
35. Оценка и анализ доходов организации в целях налогообложения прибыли.
36. Местные налоги.
37. Налоговое регулирование участников внешнеэкономической деятельности.
38. Налог на прибыль организаций: налогообложение отдельных видов доходов организации.
39. Фискальное и регулирующее значение налога на прибыль организации.
40. Порядок исчисления налоговой базы по налогу на прибыль организаций (на конкретном примере).
41. Эволюция единого социального налога в РФ.
42. Единый социальный налог и практика его применения (на примере конкретной организации).
43. Льготы по федеральным налогам и их стимулирующая роль.
44. Льготы по региональным налогам и сборам и их стимулирующая роль (на примере конкретного налога).
45. Льготы по местным налогам и их стимулирующая роль.
46. Заработная плата: налоги и иные обязательные платежи.
47. Земельный налог: правовое регулирование, бухгалтерский и налоговый учет.
48. Водный налог: правовое регулирование и порядок взимания.
49. Эволюция акцизного налогообложения отдельных видов товаров.
50. Подакцизная продукция: особенности учета и налогообложения.
51. Платежи за природопользование – регуляторы рационального использования природных ресурсов.
52. Эволюция налога на игорный бизнес в РФ.
53. Эволюция налогообложения доходов физических лиц.
54. Налогообложение физических лиц – нерезидентов.
55. Налоговый контроль по налогу на доходы физических лиц.
56. Льготы в системе налогообложения физических лиц.
57. Налоговая декларация - действенный инструмент контроля за доходами физических лиц.
58. Эволюция налога на имущество физических лиц в РФ и практика его применения в муниципальных образованиях.
59. Налоговый учет имущества физических лиц и особенности расчета налога.
60. Практика налогообложения имущества физических лиц.
61. Эволюция налога на имущество организаций и практика его применения в субъекте РФ (на конкретном примере).
62. Эволюция транспортного налога и практика его применения (на примере субъектов РФ).
63. Сравнительный анализ и практика применения транспортного налога в России и в других странах.
64. Эволюция земельного налога в РФ и практика его применения (на примере Москвы или муниципальных образований).
65. Государственная пошлина - особый вид неналоговых платежей.
66. Законодательство о природоресурсных платежах: современные проблемы и пути совершенствования.
67. Платежи за природопользование – регуляторы рационального использования природных ресурсов.
68. Малые предприятия: налогообложение, учет и отчетность.
69. Налогообложение индивидуальных предпринимателей.
70. Сравнительный анализ специальных налоговых режимов в РФ и странах СНГ.
71. Налогообложение доходов индивидуальных предпринимателей.
72. Становление и развитие налогообложения индивидуальных предпринимателей.
73. Упрощенная система налогообложения и практика его применения (по данным ИФНС РФ либо Управления ФНС России по субъекту РФ).
74. Упрощенная система налогообложения и практика ее применения (на примере индивидуальных предпринимателей).
75. Упрощенная система налогообложения и ее эффективность (на примере конкретной организации).
76. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения (по данным ИФНС РФ либо Управления ФНС России по субъекту РФ).
77. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения (на примере конкретной организации).
78. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности и практика его применения (на примере индивидуальных предпринимателей).
79. Эффективность применения УСН в сравнении с общим режимом налогообложения (на примере организаций).
80. Эффективность применения УСН в сравнении с общим режимом налогообложения (на примере индивидуальных предпринимателей).
81. Эффективность применения системы в виде ЕНВД в сравнении с общим режимом налогообложения (на примере организаций).
82. Эффективность применения системы в виде ЕНВД в сравнении с общим режимом налогообложения (на примере индивидуальных предпринимателей).
83. Применение УСН на основе патента.
84. Налоговый контроль индивидуальных предпринимателей.
85. Налоговая нагрузка организации и методы ее оценки.
86. Налоговый потенциал как фактор экономического роста.
87. Налоговая оптимизация: принципы и методы.
88. Прогнозирование и планирование поступлений по основным федеральным, региональным и местным налогам и анализ их собираемости.
ЛИТЕРАТУРА
1. Александров И.М. Налоги и налогообложение. – М. Дашков и Ко, 2007.
2. Борисов А.Н. Комментарий к гл. 25.3 НК РФ «Государственная пошлина». – М. Юстицинформ, 2005.
3. Борисов А.Н. Комментарий к части первой Налогового кодекса Российской Федерации (постатейный). – М. Юстицинформ, 2006.
4. Борисов А.Н. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности: комментарий к главе 26.3 НК РФ (постатейный). – М. Юстицинформ, 2007.
5. Брызгалин А.В. Бухгалтерский учет налогов. Комментарий к Налоговому кодексу РФ / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин. – М. Налоги и финансовое право, 2006.
6. Брызгалин А.В. Бабанин В.А. Штромвассер И.Р. Актуальные вопросы налогового, гражданского и корпоративного права. – М. Налоги и финансовое право, 2004.
7. Все об упрощенной системе налогообложения и ЕНДВ: Справ.-информ. пособие / Сост. Т.А. Иванова, Л.М. Гинзбург. – М. Экономика и жизнь, 2004.
8. Вылкова Е.С. Романовский М.В. Налоговое планирование. – СПб. Питер, 2006.
9. Гладких С.Р. Транспортный налог: комментарий к гл. 28 ч. 2 НК РФ (постатейный). – М. Юстицинформ, 2005.
10. Голубева Н.В. Комментарий к главе 31 НК РФ «Земельный налог» (постатейный). – М. Юстицинформ, 2005.
11. Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. – М. Экзамен, 2005.
12. Дадашев А.З. Налоговое планирование на предприятии. – М. Книжный мир, 2007.
13. Доброхотова, В.Б. Налоговые проверки: книга для налогоплательщика и налоговика [Текст]. / В.Б. Доброхотова, А.В. Лобанов. – М. МЦФЭР, 2007.
14. Евстигнеев Е.Н. Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законо-дательства. – СПб. Питер, 2004.
15. Истратова М.В. Упрощенная система налогообложения и ЕНВД. – М. Статус-Кво 97, 2004.
16. Леонова Л.А. Налоговый учет. – М. Учебно-методологический центр при МНС РФ, 2003.
17. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. – 4-е изд. перераб. и доп. – М. ИНФРА-М, 2007.
18. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебник для экономических вузов. – 3-е изд. доп. и перераб. – М. МЦФЭР, 2006.
19. Пархачева, М.А. Упрощенная система налогообложения: просто ли быть «упрощенцем». – М. Эксмо, 2007.
20. Перов А.В. Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студентов, "Налоги и налогообложение", "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика". – М. Юрайт, 2007
21. Постатейный комментарий к Закону РФ «О налоговых органах РФ» / Под ред. д-ра юрид. наук А.А. Ялбулганова. – М. КонсультантПлюс, 2006.
22. Разгулин С.В. Налог на игорный бизнес: просто о сложном. Глава 29 НК РФ в новой редакции: практический комментарий. – М. Информцентр ХХI век, 2004.
23. Рюмин С.М. Налоговое планирование: общие принципы и проблемы // Налоговый вестник, 2005, № 2.
24. Сальникова Л.В. Налоговые проверки: практическое пособие. – М. Альфа-Пресс, 2004.
25. Сергеева Т.Ю. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) в вопросах и ответах. – М. Альфа-Пресс, 2004.
26. Сердюков А.Э. Налоги и налогообложение. Учебник для вузов. – СПб. Питер, 2006.
27. Тихонов Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. – М. Альпина Бизнес Букс, 2004.
28. Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к главе 26.2 Налогового кодекса РФ «Упрощенная система налогообложения». – М. Юрайт-Издат, 2003.
29. Толкушкин А.В. Комментарий к гл. 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». – М. Экономист, 2004.
30. Толкушкин А.В. Комментарий к гл. 31 НК РФ «Земельный налог». – М. Экономист, 2004.
31. Толкушкин А.В. Комментарий к гл. 26 НК РФ «Налог на прибыль организаций». – М. Экономист, 2004.
32. Тэпман Л.Н. Малый бизнес. Опыт зарубежных стран. – М. ЮНИТИ, 2004.
33. Тютюриков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Европа и США: Учебное пособие. – М. Дашков и Ко, 2002.
34. Финансово-кредитный энциклопедический словарь. – М. Финансы и статистика, 2004.
35. Черник Д.Г. Павлова Л.П. Князев В.Г. Налоги и налогообложение: Учебник. – 3-е изд. – М. МЦФЭР, 2006.
36. Черская Ю.М. Организация и методика проведения налоговых проверок в РФ: Учебное пособие. – Томск: ТМЦДО, 2004.
37. Шаталов С.Д. Комментарий к НК РФ ч. II (постатейный). Гл. 21-24 НК РФ. – М. МЦИФЭР, 2004.
38. Юмаев М.М. Платежи за пользование природными ресурсами: Научно-практическое пособие. – М. Статус-Кво 97, 2005.
39. Ялбулганов А.А. Давыдова М.В. Единый социальный налог: постатейный комментарий к гл. 24 НК РФ. – М. КонсультантПлюс, 2006.
Для подготовки курсовой работы студент СГА имеет возможность работать с литературой по теме, используя телекоммуникационную двухуровневую библиотеку (ТКДБ) СГА, при этом не имеет значения местонахождение студента, т.е. доступ к ресурсам ТКДБ имеется в любом
учебном центре. Кроме информационных ресурсов, размещаемых на серверах базового вуза и учебного центра, ТКДБ предоставляет доступ в режиме виртуального читального зала к ресурсам удаленного доступа трех электронных библиотек:
- Центральной библиотеки образовательных ресурсов Минобрнауки РФ (ЦБОР)
- Научной электронной библиотеки (НЭБ)
- Библиотеки электронных диссертаций Российской Государственной Библиотеки (ЭБД РГБ).
Балтийская Международная Академия Туризма
Вступление…………………………………………………………..3
Сущность налогов………………………………………………….4
Виды налогов……………………………………………………….8
Принципы налогообложения.…………………………………. 10
Анализ основных видов налогов………………………….…….14
Функции налогов. ………………………………………….……21
Налоговая система России………………………………………24
Заключение……………………………………….………..………27
Список использованной литературы……………….………….28
Вступление.
На протяжении всей истории человечества складывалась система налогообложения. Если сначала налоги взимались в виде различных натуральных податей и служили дополнением к трудовым повинностям или формой дани с покоренных народов, то по мере развития товарно-денежных отношений налоги приобрели денежную форму.
Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.
Ни одно государство не может существовать без налогов. За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей, формируются финансовые ресурсы государства. Налоги обеспечивают реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государства. Они идут на содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, финансирование образования, здравоохранения, науки. Из собранных в виде налогов средств государство строит школы, высшие учебные заведения, больницы, детские дома, государственные предприятия платит зарплату преподавателям, врачам, государственным служащим, стипендии и пенсии. Часть средств идет на социальные пособия пожилым и больным людям, защиту здоровья матери и ребенка, окружающей среды и т.д.…
Хотя налоги чаще вызывают возмущение, чем одобрение общества, без них ни одно государство существовать не сможет.
Я выбрала тему налогообложения, т.к. она очень актуальна именно в России, в стране с не развитой, но пытающейся выйти из кризиса экономикой.
Сущность налогов.
Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоги - это обязательные индивидуально-безвозмездные денежные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц на основе специального налогового законодательства.
Конституцией РФ и Законом «Об основах налоговой системы в РФ» определены и закреплены основные принципы налогов:
· власть вправе устанавливать налоги
· всеобщность (каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы)
· однократность налогообложения (один и тот же объект не может облагаться налогами одного вида два раза за один период налогообложения)
· очередность взимания налогов из одного источника (для уменьшения налогового бремени)
· определенность налогообложения (что и по какой ставке облагается налогом).
Налогообложение базируется на ряде принципов. Главный принцип: как бы велики ни были потребности государства в финансовых средствах, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности. Следующий важный принцип – определённость: порядок налогообложения устанавливается заранее, размеры налога и сроки его уплаты известны заблаговременно. Общепризнанные принципы: однократный, обязательный характер уплаты налога, простота и гибкость.
Первый принцип заключается в том, что физические и юридические лица должны уплачивать налоги, пропорционально тем выгодам, которые они получили от государства. Логично, что те, кто получил большую выгоду от предлагаемых правительством товаров и услуг должны платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров и услуг. Некоторая часть общественных благ финансируется главным образом на основе этого принципа. Например, налоги на бензин обычно предназначаются для финансирования и строительства и ремонта автодорог. Таким образом, те, кто пользуется хорошими дорогами, оплачивают затраты на поддержание и ремонт этих дорог.
Но всеобщее применение этого принципа связано с определенными трудностями. Например, в этом случае невозможно определить, какую личную выгоду, в каком размере и т.д. получает каждый налогоплательщик от расходов государства на национальную оборону, здравоохранение, просвещение. Даже в поддающемся на первый взгляд оценке случае финансирования автодорог мы обнаруживаем, что оценить эти выгоды очень трудно. Отдельные владельцы автомобилей извлекают пользу из автодорог хорошего качества не в одинаковой степени. И те, кто не имеет машины, также получают выгоду. Предприниматели, безусловно, значительно выигрывают от расширения рынка в связи с появлением хороших дорог. Кроме того, следуя этому принципу, необходимо было бы облагать налогом, например, только малоимущих, безработных, для финансирования пособий, которые они получают.
Второй принцип предполагает зависимость налога от размера получаемого дохода, т.е. физические и юридические лица, имеющие более высокие доходы, выплачивают и большие налоги и наоборот.
Рациональность данного принципа заключается в том, что существует, естественно, разница между налогом, который взимается из расходов на потребление предметов роскоши, и налогом, который хотя бы даже в небольшой степени удерживается из расходов на предметы первой необходимости. Брать ежемесячно по 50000 руб. у лица получающего 500 тыс. руб. дохода вовсе не значит лишать его источника средств к существованию и определенных удобств жизни. И разве можно сравнить этот эффект с тем, когда берут 500 руб. у человека с доходом в 5000 руб. Жертва последнего не только больше, но и вообще несоизмерима с жертвой первого. Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на не столь необходимые товары и т.д.
Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако, проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социально-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах.
Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности.
Налоговая система базируется на соответствующем законодательстве, которое устанавливает конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К элементам налогов относятся:
- субъекты налога – лицо, которое по закону обязано платить налог
- носитель налога – лицо, которое фактически уплачивает налог
- объект налога – доход или имущество, с которого начисляется налог (заработная плата, недвижимое имущество и т.д.)
- ставка налога – размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Определяется либо в твёрдой сумме, либо в проценте.
Различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки.
1. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода (например, на тонну нефти или газа).
2. Пропорциональные - действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины (например, действовавший в СССР до 1 июля 1990 г. налог на заработную плату в размере 13 %) .
3. Прогрессивные - средняя ставка прогрессивного налога повышается по мере возрастания дохода. При прогрессивной ставке налогообложения налогоплательщик выплачивает не только большую абсолютную сумму дохода, но и большую его долю.
4. Регрессивные - средняя ставка регрессивного налога понижается по мере роста дохода. Регрессивный налог может приносить большую абсолютную сумму, а может и не приводить к росту абсолютной величины налога при увеличении доходов.
В общих чертах видно, что прогрессивные налоги - это те налоги, бремя которых наиболее сильно давит на лиц с большими доходами, регрессивные налоги наиболее тяжело ударяют по физическим и юридическим лицам, обладающим незначительными доходами.
Налогоплательщик обязан:
· своевременно и в полном размере уплачивать налоги
· вести бухгалтерский учет, составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности
· представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения
· выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах
Налогоплательщик имеет право:
· пользоваться льготами по уплате налогов
· знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами
· обжаловать решения налоговых органов и действия их должностных лиц
Виды налогов
Налоги весьма разнообразны по видам и образуют довольно разветвленную совокупность. Попытки унифицировать налоги, уменьшить количество их видов пока не имели успеха. Возможно, это происходит потому, что правительствам удобнее вместо одного большого налога взимать множество не столь больших, в этом случае налоговые поборы станут менее заметными и чувствительными для населения.
В практике налогообложения используются различные виды налогов.
1. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги
Прямые налоги платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны платежеспособности. Это подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог на землю и др.
При косвенном налогообложении субъект налога и его носитель обычно не совпадают. Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей. Так, например, акцизы на табачные и алкогольные товары уплачиваются производителем, который включает их в цену реализации. Соответственно, покупатель этих товаров становится фактическим плательщиком налога. К косвенным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, монопольный налог.
Таким образом, создается впечатление, что косвенные налоги – несправедливые налоги. Чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде этих налогов.
В западных странах косвенные налоги находят более широкое применение. Они позволяют оперативно и регулярно получать крупные суммы, что позволяет стимулировать или сдерживать производство по тем или иным направлениям, а так же регулировать потребление. В развитых капиталистических странах при всех негативных сторонах косвенного налогообложения оно не противодействует развитию экономики.
2. Налоги по их использованию подразделяются на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго определенное назначение, например, налоги на реализацию горюче-смазочных материалов поступают в дорожные фонды и предназначены для строительства, реконструкции и текущего ремонта дорог.
3. В зависимости от того, в распоряжение какого органа поступает налог, различают федеральные налоги, региональные налоги субъектов Федерации и местные налоги.
Федеральные налоги устанавливаются законодательными актами, принимаемыми Федеральным собранием. К ним относятся налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, подоходный налог, таможенные пошлины и др.
К республиканским налогам относится налог на имущество предприятий, налог на добычу природных ресурсов.
К местным налогам относится налог на недвижимое имущество граждан, налог на транспортные средства, регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, другие сборы.
Принципы налогообложения
Налогообложение относится к числу давно известных способов регулирования доходов и источников пополнения государственных средств. Еще А. Смит сформулировал четыре основных требования к налоговой системе, которые верны и сегодня:
1. Подданные государства должны, по возможности, соответственно своим способностям и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственно доходу, как им они пользуются под покровительством государства.
2. Налог, который обязывается уплачивать каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа, - все это должно быть ясно и определено для плательщика и всякого другого лица.
3. Каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его.
4. Каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы он брал и удерживал из кармана народа возможно сверх того, что он приносит казначейству государства.
Как видно, А. Смит исходил из следующих принципов налогообложения:
равномерность, понимаемую как равнонапряженность, общность для всех налогоплательщиков правил и норм изъятия налога
определенность, означающую четкость, ясность, стабильность норм, ставок налогообложения
простата и удобство, понимаемые в прямом смысле этих слов
не отягощенность, т.е. умеренность, ограниченность налога суммами, уплата которых ложится тяжким бременем на налогоплательщиков.
В практике большинства государств получили распространение три способа взимания налогов :
1) кадастровый - (от слова кадастр - таблица, справочник), когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта.
Примером такого налога может служить налог на владельцев транспортных средств. Он взимается по установленной ставке от мощности транспортного средства, не зависимо от того, используется это транспортное средство или простаивает. Таким образом, этот способ устанавливает доходность объекта неточно.
2) на основе декларации
Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет годового дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода. Примером может служить налог на прибыль.
3) у источника
Этот налог вносится лицом, выплачивающим доход, поэтому оплата налога производится до получения дохода налогоплательщиком, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.
Например, подоходный налог с физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо. Т.е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет. Остальная сумма выплачивается работнику. Этот способ наиболее распространен в нашей стране.
Исследую связь между величиной ставки налогов и поступлением налоговых средств в государственный бюджет, американский экономист Артур Лаффер показал, что не всегда повышение ставки налога ведет к росту налоговых доходов государства. Если налоговая ставка превышает некую объективную границу, то налоговые поступления начнут уменьшаться. А. Лаффер доказал, что один и тот же по величине доход в государственный бюджет может быть обеспечен и при высокой и при низкой налоговых ставках.
Это положение можно проиллюстрировать графически:
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
- ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет
- ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет также нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»)
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство их получать:
r в точке А: при определенном значении r(a) достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а r(a) считается оптимальным уровнем ставки налога, T(a) - максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если ставка налога будет увеличиваться по сравнению с r(a), то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы налоговых поступлений в бюджет, т.е. при r(b)>r(a), T(b)<T(a), поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.
Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается в следующем: если экономика находится справа от точки А (например в точке В), то уменьшение уровня налогообложения до оптимального (ra) в краткосрочный период приведет к временному сокращению налоговых поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде – к их увеличению, поскольку возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой» в легальную экономику.
Трудно рассчитывать на то, что можно теоретически обосновать идеальную шкалу налогообложения доходов. Она должна быть откорректирована на практике. Немаловажное значение в оценке её справедливости имеют национальные, психологические и культурные факторы. Американцы, например, считают, что при такой шкале налогообложения, которая существует в Швеции - 75%. в США никто не стал бы вкладывать капитал в производство. Так, рост производственной активности в США после налоговой реформы 1986 года в значительной степени был связан со снижением предельных ставок налогообложения.
Высшая ставка налога должна находиться в пределах 50 - 70% налога.
Исследования А. Лаффера теоретически доказали: чем богаче граждане, тем богаче государство.
Анализ основных видов налогов
Подоходные налоги.
Практика подоходного налогообложения различает валовой доход, вычеты и облагаемый доход. Валовой доход - это общая сумма доходов, полученных из различных источников. Законодательно из валового дохода разрешается вычесть производственные, транспортные, командировочные, рекламные издержки. Кроме того, к вычетам относятся различные налоговые льготы - необлагаемый минимум (определенная величина дохода, свободная от налога), скидка с дохода лиц, имеющих на иждивении детей (в РФ - каждому из родителей на всех детей, находящихся на иждивении), для инвалидов, льготы предприятиям, фирмам в виде ускоренной амортизации, освобождения от налогов сумм, направленных на благотворительные цели и т.п.
Таким образом,
Облагаемый доход = Валовой доход - Вычеты
При подоходном налогообложении чрезвычайно важно рассчитать оптимальные ставки налогов. Если ставки чрезмерно высоки, то подрывается стимул к нововведениям, рискованным проектам, в высоких ставках налога таится опасность снижения трудовой активности людей.
В подоходном налогообложении различают подоходный налог с населения и подоходный налог с предприятий, организаций корпораций.
Подоходный налог с населения относится к прямым, в большинстве стран прогрессивным налогом.
Действующие системы личного подоходного налогообложения несколько сглаживают неравенство в доходах после вычета налогов. График в несколько преувеличенном виде показывает, в какой мере прогрессивные ставки налога могут повлиять на неравенство доходов. Это видно потому, как сужается площадь, отображающая неравенство доходов: прогрессивное налогообложение перемещает сплошную линию влево (до пунктирной линии), ближе к линии равномерного распределения доходов, идущей под углом в 45 градусов.
Налог на добавленную стоимость.
НДС представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения, и определяемой как разница между стоимостью реализуемой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.
НДС является косвенным налогом, т.е. надбавкой к цене товара (работ, услуг), который оплачивается конечным потребителем.
В соответствии с законом РФ “ О налоге на добавленную стоимость” плательщиками НДС являются:
1) предприятия и организации, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, имеющие, согласно законодательству РФ, статус юридических лиц, включая предприятия с иностранными инвестициями
2) полные товарищества, реализующие товары от своего имени
3) индивидуальные (семейные) частные предприятия, включая крестьянские хозяйства
4) филиалы, отделения и другие особенные подразделения предприятий, находящиеся на территории России
5) международные объединения и иностранные юридические лица, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность на территории РФ.
В настоящее время установлены следующие льготы по НДС. От налога освобождаются: экспортируемые товары, услуги городского пассажирского транспорта, квартирная плата, стоимость приватизированного имущества, арендная плата за арендные предприятия, операции по страхованию и ссудам операции по обращению валюты и ценных бумаг продажа почтовых марок, открыток, конвертов выдача, получение и уступка патентов, авторских прав, лицензий услуги в сфере народного образования научно-исследовательские работы платные медицинские услуги для населения обороты казино ритуальные услуги продукция собственного производства.
Система НДС предполагает 2 способа освобождения от налога:
1. Товары обладают правом вычета сумм налога, уплачиваемых поставщиком, принимается либо в уменьшение сумм налога, исчисляемым по собственной реализации, либо возмещается налоговым инспекциям на основе представленных счетов.
А) цена реализации товара
Регулирующая функция налогов и ее реализация в современных условиях
• налоги и их функциональные элементы (категории
налогоплательщиков, объект налога, налоговая база, налоговые
ставки и льготы)
• способы исчисления и сроки уплаты налогов, сборов.
Налоговое регулирование может осуществляться следующими способами:
- кардинальное или частичное реформирование структуры налоговой системы
- варьирование уровнем налогообложения отдельных видов деятельности, видов доходов и имущества, отдельных категорий налогоплательщиков и регионов
- реструктуризация налоговых обязательств
- предоставление инвестиционного налогового кредита и/или отсрочки/рассрочки налогов
- ужесточение /смягчение штрафных санкций за нарушение налогового законодательства.
Способы налогового регулирования:
1. Кардинальное или частичное реформирование структуры налоговой системы, предполагает:
2. Варьирование уровнем налогообложения отдельных видов деятельности, видов доходов и имущества, отдельных категорий налогоплательщиков и регионов осуществляется посредством:
т.д.)
Для достижения цели решаются следующие задачи налогового регулирования:
Варьируя налоговыми инструментами и соответственно изменяя фискальное бремя:
Механизм налогового регулирования включает:
- принятие налогового законодательства, внесение изменений и дополнений в налоговые законы, которые увеличивают или уменьшают налоговую нагрузку определенных категорий налогоплательщиков, видов деятельности или регионов
- контроль исполнения налогового законодательства, выявление причин налоговых правонарушений и несовершенства налогового законодательства
- прогноз влияния предполагаемых изменений в налогообложении или в налоговой базе на финансы государства, регионов и налогоплательщиков
- анализ и мониторинг последствий для налогоплательщика и регионов внесенных изменений в налогообложение
5) планирование налоговых поступлений по уровням бюджетной системы и разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства и налоговой системы.
При переходе к рыночной экономике в России изменилась роль налогов и налоговой системы, возникла потребность в использовании не только их фискальной, но и регулирующей функции. Однако налоги стали одним из кризисообразующих факторов по следующим причинам:
• Отсутствие экономически обоснованной политики налогового
регулирования и несоответствие осуществляемых принципов налогообложения уровню развития национальной и региональной экономики.
• Некомпетентное использование инструментов налогового регулирования, вследствие чего негативные последствия на финансовое положение предприятий и населения оказали многочисленные
налоги, объектом обложения которых являлись реализация товаров
(работ, услуг) и фонд оплаты труда. Указанные налоги вызвали рост
цен, инфляции, препятствовали уравновешиванию предложения и
спроса. Организации были обязаны их уплачивать независимо от
финансовых результатов своей деятельности.
• В условиях системных преобразований, стагнации/неустойчивости экономики, финансового кризиса в стране или мирового
финансового кризиса возрастает необходимость государственного
регулирования развития экономики, так как обострены проблемы
рыночной экономики (инфляция, безработица, бедность).
Противоречивое воздействие на состояние национальной и региональной экономики оказало налоговое регулирование посредством реформирования налогообложения в 1992-2004 гг. Преобладали мотивы «политической целесообразности», а не экономической эффективности в разграничении налоговых и расходных полномочий регионов, что привело к неравномерным налоговым нагрузкам регионов, тенденции децентрализации России (1992-1998 гг.).
Обострились региональные различия не только в экономическом развитии, но и в возможностях налогового стимулирования инвестиционной и предпринимательской деятельности, что ещё более ухудшило положение депрессивных регионов.
Действующая структура налоговой системы, утвержденная в Налоговом Кодексе, не способствует формированию региональных и местных бюджетов.
Наблюдается несоответствие налоговой и социальной политики. В структуре налоговой системы преобладают косвенные налоги. Основная тяжесть налогообложения переложена на население. Для малообеспеченного населения бремя таких налогов непосильно. Несмотря на это, при резкой дифференциации уровней жизни населения тяжесть налогообложения перенесли с высоко обеспеченных категорий населения на малообеспеченные.
Анализ главных тенденций налогового регулирования в России показал необходимость корректировки концепции и инструментов налогового регулирования.
Практика налогового регулирования показывает необходимость создания целостного механизма налогового регулирования, отвечающего современным требованиям и масштабам поставленных задач. Для обеспечения эффективности воздействия налоговых инструментов структура механизма налогового регулирования должна включать:
Вследствие длительности процесса от разработки и принятия налогового законодательства до получения экономических результатов, меры налогового регулирования запаздывают, в то время как налоговое прогнозирование позволяет работать на опережение и предупреждать негативные последствия налогообложения.
В государственном управлении для достижения главной цели экономического роста и улучшения благосостояния населения следует учитывать такие важные задачи, как обеспечение национальной безопасности, политической и социальной стабильности, соблюдение нравственных ценностей общества.
Вследствие этого налоговое регулирование в Российской Федерации должно быть направлено не только на подъем национальной экономики, ее структурные и институциональные преобразования, но и выравнивание уровней социально-экономического развития регионов, снижение безработицы, сокращение бедности для сохранения политической и социальной стабильности общества.
2.2. Стимулирующая и дестимулирующая подфункции как помощники регулирования
В рамках регулирующей функции проявляется:
- стимулирующая подфункция, которая реализуется через систему
налоговых льгот
- дестимулирующая (сдерживающая) подфункция, которая
реализуется посредством повышенных таможенных пошлин в отношении отдельных товаров, вводимых или выводимых с таможенной территории РФ, других налоговых механизмов.
Рассмотрим подробнее эти подфункции.
Понятие стимулирующей подфункции как системы налоговых льгот
Налоговый кодекс РФ (ст. 56) так определяет налоговые льготы: «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками и плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньших размерах». Предоставление индивидуальных налоговых льгот не допускается.
По всем федеральным налогам и сборам льготы устанавливаются НК РФ. При введении регионального налога законодательными органами субъекта РФ кроме установленных НК могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
Налоговые льготы имеют большое экономическое и социальное значение для страны. Они используются государством как важный инструмент регулирования экономических процессов. Изменяя их размер, государство положительно или отрицательно воздействует на воспроизводство. Кроме того, налоговые льготы улучшают материальное положение физических лиц и ослабляют их неравенство. Однако чрезмерно благоприятный налоговый режим может вызвать ограничение доходов бюджета, что в последствии отрицательно скажется на Федеральных и муниципальных образований (школ, больниц и т.д.).
Проводя политику налоговых льгот, государство должно учитывать интересы трех субъектов:
- государства, чтобы налоговые льготы не снизили доходности
бюджета
- юридических лиц, чтобы налоговые льготы не вызывали
сокращения производства и не влияли на темпы экономического роста
- население, чтобы налоговые льготы не приводили к социальным
конфликтам ввиду неравномерности их распределения.
В соответствии с НК по налогам и сборам предоставляются следующие виды льгот:
Отсрочка или рассрочка – особенно важный вид налоговых льгот в условиях нехватки у предприятий средств. Отсрочка или рассрочка по уплате налога – это изменение срока уплаты налога (при наличии оснований) на срок от 1 до 6 месяцев с единовременной или по этапной налогоплательщика суммы задолженности.
Элементы налогообложения
Читайте также:
Система налогов и сборов в Российской Федерации
Глава 2 НК РФ посвящена системе налогов и сборов в Российской Федерации. В данном случае речь идет именно о платежах, которые различаются между собой. Законодатель не использует термин «налоговая система», так как он может толковаться более широко, например, как совокупность платежей или система налоговых органов.
В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные, местные.
Федеральные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. Исключение составляет положение об установлении специальных налоговых режимов, которыми могут предусматриваться особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов, предусмотренных статьями 13 – 15 НК РФ.
К федеральным налогам и сборам относятся:
1) налог на добавленную стоимость
2) акцизы
3) налог на доходы физических лиц
4) единый социальный налог
5) налог на прибыль организаций
6) налог на добычу полезных ископаемых
7) водный налог
8) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
9) государственная пошлина.
Региональными признаются налоги, установленные НК РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога, а также устанавливаются налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения устанавливаются НК РФ.
К региональным налогам относятся:
1) налог на имущество организаций
2) налог на игорный бизнес
3) транспортный налог.
Местными признаются налоги, установленные НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. Местные налоги в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в соответствии с НК РФ и законами указанных субъектов РФ о налогах, кроме того, они обязательны к уплате на территориях этих субъектов. При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, а также могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ.
К местным налогам относятся:
1) земельный налог
2) налог на имущество физических лиц.
Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ.
В экономической литературе отмечается, что налоговая система как совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, а также методов их построения, должна отвечать следующим принципам (сформулированы А. Смитом): нейтральности, справедливости, простоты расчета.[7]
Нейтральность налоговой системы заключается в обеспечении равных налоговых стандартов для равных налоговых плательщиков.
Принцип справедливости обеспечивает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц, не ущемляющего интересов каждого плательщика и в то же время обеспечивающего достаточными средствами бюджетную систему.
Принцип простоты предполагает построение налоговой системы с учетом потребностей общества, возможностей государства и имеющейся базы налогообложения. При этом следует учитывать внутренние и внешние интересы государства и интересы предприятий, отраслей, регионов и граждан. Это предполагает использование набора функциональных инструментов определения облагаемого дохода, налоговой ставки и величины налога, понятных налогосборщикам и налогоплательщикам.
В странах с федеральным устройством при проектировании налоговой системы широко используется принцип равномерного распределения налогового бремени по отдельным регионам и субъектам РФ.
Налоговые системы развитых стран, построенные с учетом рассматриваемых принципов, являются одним из самых эффективных инструментов воздействия на экономические процессы и предполагают широкое применение налоговых льгот приоритетным отраслям промышленности и крупным экономическим проектам.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены:
- налогоплательщики
- элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога
- в необходимых случаях – налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В данном случае речь идет о потенциально возможной обязанности организаций и физических лиц, признаваемых законодателем плательщиками тех или иных налогов и сборов, а не об обязанности по уплате конкретной суммы налога или сбора, которая в соответствии со ст. 44 НК РФ возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.[8]
Права и обязанности налогоплательщиков установлены соответственно в ст.ст. 21 и 23 НК РФ. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно главе 4 НК РФ налогоплательщик может участвовать в налоговых правоотношениях через законного или уполномоченного представителя.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!