Льготы по федеральным налогам и их стимулирующая роль
Льготы по федеральным налогам и сборам и их стимулирующая роль на примере ЕСН
Содержание Содержание
Введение 3
1. Правовой статус Единого Социального налога (ЕСН) в теории финансового и налогового права 6
1.1. Признаки налоговых льгот 6
1.2. Характеристика налоговых льгот 8
1.3. Формы налоговых льгот 12
3. Возможные пути решения проблем 36
Заключение 39
Список используемой литературы 41
Введение Введение
В теории права, а также в финансовом и налоговом праве проблеме использования льгот и поощрений придается достаточно важное значение.
"В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной, предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение - одна из главных функций Российского государства". При этом отмечается, что льготы - это прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность.
Под правовой льготой понимается правомерное облегчение положения субъекта, позволяющее ему полнее удовлетворить свои интересы и выражающееся как в предоставлении дополнительных, особых прав (преимуществ), так и освобождении от обязанностей.
С 1 января 2001 г. был введен единый социальный налог (взнос), который фактически заменил собой страховые взносы, взимаемые в государственные социальные внебюджетные фонды, собираемые с фонда оплаты труда работников предприятий. Данный налог относится к числу федеральных налогов и сборов и является одним из наиболее значительных налогов, уплачиваемых большинством предприятий, занимающихся производственной и коммерческой деятельностью.
Актуальность избранной темы заключается в том, что переход России к рыночной системе отношений ознаменовал собой новый этап в формировании системы социальной защиты граждан.
Федеральный закон от 24.07.2007 года 216 О внесении изменений в часть вторую налогового кодекса РФ и некоторые другие законодательные акты РФ вступает в силу с 01.01.2008 года.
Внесены изменения в следующие главы Налогового кодекса РФ: 23 "Налог на доходы физических лиц", 24 "Единый социальный налог", 25 "Налог на прибыль организаций", 25.3 "Государственная пошлина", 30 "Налог на имущество организаций", 31 "Земельный налог".
В частности, глава 23 дополнена нормой, устанавливающей особенности определения налоговой базы по НДФЛ при налогообложении доходов в виде процентов, получаемых по вкладам в банках.
В соответствии с внесенными изменениями не будут облагаться ЕСН выплаты и вознаграждения, начисленные в пользу физических лиц, являющихся иностранными гражданами и лицами без гражданства, в связи с осуществлением деятельности за пределами Российской Федерации.
На адвокатов, учредивших самостоятельно адвокатские кабинеты, распространяется порядок уплаты ЕСН, предусмотренный для индивидуальных предпринимателей, с применением налоговых ставок, предусмотренных для адвокатов и нотариусов. Глава 25 дополнена, в частности, положениями, регулирующими особенности признания доходов и расходов при приобретении предприятия как имущественного комплекса.
Целью данной работы является изучение льгот по федеральным налогам и сборам и их стимулирующей роли на примере ЕСН, а так же разработка практических рекомендаций по решению проблемных вопросов.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
- изучение правового статуса Единого Социального налога (ЕСН) в теории финансового и налогового права, с более глубокой остановкой на признаках и характеристиках налоговых льгот, а так же их правовой классификации
- новшества в ЕСН
- рассмотрение проблем, связанных с установлением льгот по ЕСН
- возможные пути решения проблем льготирования по ЕСН.
1. Правовой статус Единого Социального налога (ЕСН) в теории финансового и налогового права
1.1. Признаки налоговых льгот
Единый социальный налог (далее - ЕСН) регламентируется нормами главы 24 части второй Налогового кодекса РФ, которая введена в действие с 1 января 2001 г. Этот налог является федеральным и имеет целевое назначение. Он предназначен д
Список литературы Список используемой литературы
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон от 5 марта 2004 г. N 10-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах обязательного социального страхования" в связи с введением единого социального налога"
4. Ежегодное послание Владимира Путина Федеральному собранию Российской Федерации от 26.05.2004
5. Баканов М.А. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник для вузов. 4-е изд. перераб. и доп. М. Финансы и статистика, 2002. 416 с.
6. Басовский Л.А. Теория экономического анализа: Учебное пособие для вузов. М. Инфра-М, 2001. 221 с.
7. Быкадаров В.Л. Алексеев П.Д. Финансово - экономическое состояние предприятия. - М. ПРИОР, 2003.- 158 с.
8. Воробьева Е. Новый ЕСН суть изменений // Бухгалтерское приложение к газете Экономика и жизнь. 2004. - 33.
9. Годин А. М. Подпорина И. В. Бюджет и бюджетная система РФ. - М. Дашков и К. 2005.
10. Джаарбеков С.М. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М. МЦФЭР, 2002. 452с.
11. Дмитриева Н.Г. Дмитриев Д.Б. Налоги и налогообложение. Ростов н/д: Феникс, 2003. 325 с.
12. Донцова Л.В. Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. М. Дело и сервис, 2004. 336 с.
13. Донин Ю.Л. Единый социальный налог в 2005г. // Все о налогах. 2004. - 6.
14. Дроздов А. Обязательная регрессия // Двойная запись. 2005. - 1. с. 25.
15. Забелина О.В. Толкаченко Г.Л. Финансовый менеджмент. М. Экзамен, 2005. 224с.
16. Карагод В.С. Худолеев В.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. М. Форум: ИНФРА М, 2004. 365 с.
17. Комарова Л. Изменения в Налоговом кодексе РФ и в Законе об обязательном пенсионном страховании // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2004. - 37.
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М. Финансы и статистика, 2002. 512 с.
19. Леонтьев В.Е. Бочаров В.В. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. СПб. ИВЭСЭП, Знание, 2004. 520 с.
20. Любушин Н.П. Лещева В.Б. Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. М. ЮНИТИ ДАНА, 2002. 354 с.
21. Маркарьян Э. А. Герасименко Г. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие. М. Приор, 2003. 321 с.
22. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник. М. ИНФРА М, 2004. 432 с.
23. Налоги: Учеб. пособие. Под. ред. Д.Г. Черника. 4-е издание, перераб. и доп. М. Финансы и статистика, 2003. 251 с.
24. Налоги и налогообложение / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб. Питер, 2004. 256 с.
25. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации. М. МЦФЭР, 2003. 352 с.
26. Павлова Л. Н. Финансовый менеджмент. М. ЮНИТИ -ДАНА, 2003. - 269с.
27. Прыкин Б.В. Экономический анализ деятельности предприятия. М. ЮНИТИ ДАНА, 2000. 360с.
28. Савиных А.Н. Анализ и диагностика финансово хозяйственной деятельности предприятия. Новосибирск: НГАЭиУ, 2004. 222с.
29. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. М. ИНФРА-М, 2003. 344с.
30. Семенюта О. Г. Деньги, кредит, банки в РФ. М. Банки и биржи, 2003. 188с.
31. Юткина Т.Ф. Налоги и налогобложение. - М. ИНФРА-М, 2004. 321 с
32. Уткин Э.А. Финансовый менеджмент. Учебник для вузов. М. Издательство Зерцало, 2003. 272 с.
33. Финансы: Учебное пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. М. Финансы и статистика, 2004. 384 с.
34. Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / Под ред. Е.С. Стояновой. М. Перспектива, 2004. 656 с.
35. Черник Д.Г. и др. Налоги и налогообложение: Учебник. М. ИНФРА М, 2004. 324 с.
36. Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: Учебник. М. Дело и сервис, 2002. 320 с.
37. Шеремет А.Д. Негашев Е.В. Методика финансового анализа. М. Инфра-М, 2001. 208 с.
38. Экономико-статистический анализ: Учебное пособие для вузов / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильенкова и др. М. ЮНИТИ-ДАНА, 2002. 215 с.
39. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 20 февраля 2008 г. N А66-1159/2007 Заявление Предприятия о признании недействительным решения ИФНС о взыскании пеней за счет средств налогоплательщика на счетах в банках не удовлетворено, так как, в частности, заявитель не представил доказательств отсутствия у него денежных средств на счетах в банках, а также иного имущества, помимо арестованного, равно как и невозможности уплаты ЕСН именно ввиду наложения ареста на имущество по решению налогового органа
40. Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 февраля 2008 г. N А72-3736/07 Судами правомерно установлено, что в соответствии с индивидуально правовым актом реструктуризации подлежит вся задолженность общества по налогам и сборам перед федеральным бюджетом и по страховым взносам перед государственными внебюджетными фондами. Следовательно, суды обоснованно пришли к выводу о том, что налоговый орган не имел права на принудительное взыскание задолженности по ЕСН, которая подлежала реструктуризации.
41. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 февраля 2008 г. N 03-04-06-02/13 Об отнесении выплат аспирантам к затратам для исчисления налога на прибыль организаций, а также начисления на данные суммы ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование
42. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 15 февраля 2008 г. N 03-04-06-02/14 Об уплате ЕСН, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и НДФЛ с выплат, производимых по гражданско-правовым договорам иностранным гражданам, работающим за пределами РФ
43. Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 14 февраля 2008 г. N Ф09-313/08-С2 Суд признал недействительным решение инспекции в части начисления единого социального налога, поскольку выплаты работникам, произведенные из прибыли налогоплательщика, не включаются в налоговую базу по ЕСН
44. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2008 г. N А42-8063/2006 Заявление Предпринимателя о признании недействительным решения ИФНС в части доначисления НДФЛ, ЕСН и НДС, начислении пеней и штрафов частично удовлетворено, поскольку, в частности, суд сделал вывод о недоказанности Инспекцией факта необоснованного занижения Предпринимателем цены товаров, реализованных ООО, а также о несоответствии НК РФ составленного Инспекцией расчета суммы дохода, которая может быть принята при исчислении НДФЛ, ЕСН и НДС
45. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14 февраля 2008 г. N А56-51267/2006 Заявление ОАО о признании недействительным требования Фонда об уплате недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пени удовлетворено, так как, в частности, суммы региональных надбавок не могли быть отнесены к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу по налогу на прибыль, следовательно, такие выплаты могли быть осуществлены налогоплательщиком только за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении ОАО, а значит, оснований для включения указанных надбавок в налогооблагаемую базу по ЕСН и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование не имелось
46. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 февраля 2008 г. N 03-04-06-02/12 Об уплате ЕСН с сумм взносов в негосударственный пенсионный фонд по договорам негосударственного пенсионного обеспечения работников
47. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 февраля 2008 г. N 03-04-06-02/10 Об уплате ЕСН с выплат работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер
48. Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 февраля 2008 г. N 03-04-06-02/11 Об уплате ЕСН и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с сумм среднего заработка, сохраняемого за время нахождения работника в отпуске в связи с обучением в учебных заведениях
49. Письмо Минфина РФ от 12 марта 2008 г. N 03-04-06-02/29
50. www. minfin.ru официальный сайт министерства финансов РФ
Похожие работы
Согласно плану счетов и Инструкцией по его применению, учет расчетов по налогам и сборам ведется на счете 68. Так, указанно, что "счет 68 "Расчеты по налогам и сборам" предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обще-стве с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм госу-дарственного устройства всегда сопровождается преобразованием государства налоговой системы. В современном обществе налоги - основная форма доходов [12, с.
Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачивают предприятия и физические лица. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачивают предприятия и физические лица. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачивают предприятия и физические лица. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации. Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.
Введение Важнейшей целью финансовой политики является увеличение объема фи-нансовых ресурсов на базе экономического роста, соответствующее наращива-ние государственных финансов, необходимых для наиболее полного удовле-творения потребностей общества. В связи с этим большое значение приобретают вопросы оптимального рас-пределения государственных финансов и их эффективного целевого использо-вания, в том числе для реализации целевых программ.
На протяжении десятка последних лет налоговая система России постоянно подвергается изменениям, а законодательные органы правительства как России, так и ее субъектов находятся в постоянном поиске оптимальных решений в сфере налогообложения. Это оправданно, так как в условиях мирового рынка и международной конкуренции преимущество имеют те страны, которые проводят рациональную и сдержанную налоговую политику, что способствует сбыту товаров и услуг на мировых рынках за счет снижения доли налогового компонента в издержках их производства.
Задача Инспекция по налогам и сборам Первомайского района города Омска обратилась в Арбитражный суд г. Омска с иском к предприятию "А" о взыскании штрафных санкций в размере 5000 рублей за нарушение сроков предоставления в налоговый орган сведений об открытии организацией расчетного счета на основании п.
Задача Инспекция по налогам и сборам Первомайского района г.Омска обратилась в Арбитражный суд г. Омска с иском к предприятию "А" о взыскании штрафных санкций в размере 5000 рублей за нарушение сроков предоставления в налоговый орган сведений об открытии организацией расчетного счета на основании п.
Задача Инспекция по налогам и сборам Первомайского района г.Омска обратилась в Арбитражный суд г. Омска с иском к предприятию "А" о взыскании штрафных санкций в размере 5000 рублей за нарушение сроков предоставления в налоговый орган сведений об открытии организацией расчетного счета на основании п.
1. Основы и принципы взаимоотношений бюджетов регионов с Федеральным Бюджетом Конституцией Российской Федерации 1993г. закреплено федеративное устройство нашего государства, которое основано на государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Налоговые льготы как фактор стимулирующий развитие производства
Администрация Курской области
Комитет образования и науки Курской области.
Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Курской области.
Курский институт государственной и муниципальной службы
Кафедра «Налоги и налогообложение»
«Налоговые льготы как фактор, стимулирующий развитие производства»
Выполнила: студентка 4 курса
группы «Налоги и налогообложение»
Прудникова М.
Руководитель: Воробьева Л. Т.
Курск 2009г.
Введение
Льготы реально функционируют на всех уровнях социальной иерархии, оказывают существенное влияние на социально-экономические отношения, финансируются государством и другими субъектами хозяйственной деятельности. Льготы являются органичной частью общественного сознания, элементом повседневной социальной и экономической практики, выступая традиционным для России способом разрешения наиболее злободневных трудовых и социальных проблем.
Отсутствие научного (прежде всего, экономического) обоснования правомерности и целесообразности применения льгот порождает многочисленные дискуссии в средствах массовой информации по проблеме отмены, трансформации, сохранения существующей системы льгот. Высказываемые позиции и аргументы часто имеют популистскую направленность или отражают ведомственные или узкогрупповые интересы. Льготы являются ареной политической и даже классовой борьбы как трудящихся, так и всего населения России за свои права, которые понимаются одними общественными силами как право на льготы, а другими как право на отказ в предоставлении льгот. В современной научной литературе (экономической, юридической, социологической) также отсутствует единая точка зрения относительно правомерности и целесообразности существования льгот, а также не представлена фундаментальная проработка проблемы в теоретико-методологическом аспекте. Неясным остается даже самый общий вопрос о месте и роли льгот в современном демократическом обществе, их социальной и экономической востребованности. Если юридическое содержание льгот имеет определенную теоретическую и практическую правоприменительную основу, то экономическая и социальная сторона проблемы, как правило, не выводится за рамки бюджетных ограничений, в то время как льготы могут обладать значительным экономическим потенциалом. Не имеет достаточного экономического обоснования не только практика применения, но и практика отмены льгот.
В современной России происходят преобразования в экономической, политической, правовой сферах. Меняется характер общественных отношений, изменяются и юридические нормы, регламентирующие данные отношения. Соответственно трансформируются цели, способы, социальная направленность правового опосредования запросов отдельных групп населения. Находит новое отражение в законодательстве и учет особых интересов субъектов, средством которого выступают правовые льготы.
В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы, основанные преимущественно на системе налогов. Роль льгот резко возрастает. Ведь установление основной части льгот связано именно с налогами в различных сферах жизнедеятельности: хозяйственной и предпринимательской, финансовой и социальной, научно-технической и демографической, культурной и благотворительной и т.п. Налогообложение – одна из главных функций Российского государства.
Подобные модификации отражаются и на правовом регулировании, методы которого тоже претерпевают изменения. Более широкое использование льгот в правовом воздействии символизирует собой в определенной мере расширение диспозитивных (а в какой-то степени и поощрительных) методов, создает новый морально-психологический и юридический климат в обществе.
Льготы есть прежде всего социальная мера, в этом проявляется их общественная ценность. В сегодняшней весьма неблагоприятной социально-экономической ситуации требуется радикальное изменение системы льгот, с тем чтобы преодолеть нарастание негативных тенденций в этой сфере и поддержать нуждающиеся в социальной защите многочисленные слои населения.
Кроме того, льготы все активнее используются в Российской правовой системе в качестве одного из важнейших юридических инструментов для разрешения задач федеративного устройства России, развития местного самоуправления и др.
Необходима детальная и системная проработка проблемы льгот в рамках экономической теории, включающая оценку эффективности (как экономической, так и социальной) их применения, сравнение их с другими экономическими инструментами и механизмами, решающими те же проблемы, исследование влияния системы льгот на функционирование рыночных механизмов. Только современная научная теория может являться критерием (возможно, не единственным, но обязательным) оценки льгот, определять направления трансформации, перспективы существования и развития, сделать практику их применения максимально полезной для людей и выгодной для государства.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о широком применении налоговых льгот в самых различных целях. Льготы активно используются в таких развитых рыночных странах как Великобритания, Германия, Франция. Причем, если социальные льготы носят более постоянный характер и призваны обеспечивать равенство и справедливость, то льготы, стимулирующие экономическое развитие, инвестиционную деятельность, гибко изменяются в зависимости от приоритетного направления развития отраслей производства.
В России практика использования налоговых льгот развивалась скорее революционным путем. На первоначальном этапе формирования современной налоговой системы существовало большое число льгот, которые не носили целенаправленного характера. Такое положение приводило к тому, что льготы не реализовывали стимулирующую функцию налога, а использовались лишь для снижения налогового бремени. Результатом такого использования налоговых льгот стало широкомасштабное их сокращение, что не самым лучшим образом повлияло на развитие экономики. В связи с вышесказанным можно отметить, что в России не было периода рационального и эффективного регулирующего использования налоговых льгот как инструмента налоговой политики, что делает изучение именно такого их аспекта наиболее актуальным и полезным. Сущность, функции и роль налоговых льгот относятся к числу недостаточно изученных и дискуссионных вопросов в налоговой теории. Исследованию теоретических аспектов налоговых льгот посвящены работы таких авторов, как B.C. Бард, СВ. Барулин, Н.Г. Вишневская, И.В. Горский, В.Г. Пансков, С. Никитин, И. Николаев, Л.П. Павлова, Н.И. Сидорова, СВ. Бадьина, И.П. Мерзляков и другие. Нет единого мнения относительно сущности налоговых льгот. Часть авторов рассматривают налоговые льготы только как факультативный элемент налога, другие считают важным их использование в качестве инструмента налоговой политики. Также существуют мнения о налоговых льготах как косвенных расходах бюджета. Недостаточная теоретическая разработанность принципов установления и их классификации приводит к противоречиям в законодательстве и нарушению принципов. налогообложения. Непроработанность механизмов отдельных видов льгот влечет за собой их неэффективное использование, что лишает данный инструмент истинного регулирующего смысла.
В данной работе рассмотрены понятие и классификация налоговых льгот в РФ, теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ, налоговые льготы в системе налогового планирования и другие вопросы, что поможет более углубленно познакомиться с ситуацией, касающейся применения налоговых льгот в России. Одной из главных целей курсовой работы является анализ функционирования налоговых льгот в Российской Федерации и поиски путей совершенствования налоговой системы в части применения налоговых льгот.
1. Теоретические аспекты налоговых льгот, их значимость для налоговой системы РФ
1.1 Понятие, классификация, виды налоговых льгот
Налоговыми льготами, иначе льготами по налогам и сборам, принято называть те преимущества, которые предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, по сравнению с другими плательщиками. В том числе понятие налоговых льгот включает в себя возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере, что следует из ст. 56 НК РФ.
Налоговые льготы — важнейший элемент любого налога, имеющий исключительный характер. Благодаря применению данного налогового инструмента государством достигаются две цели. Главная цель состоит в сокращении размеров налогового обязательства налогоплательщика. Вторая цель, которая на практике преследуется относительно реже, — это отсрочка или рассрочка платежа. Однако и вторую цель надлежит рассматривать как способ косвенного сокращения налоговых обязательств налогоплательщика, поскольку отсрочка или рассрочка платежа фактически являются кредитом, предоставленным бесплатно или на льготных условиях.
Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных социальных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций. Налоговая льгота не может иметь индивидуальный характер. Налогоплательщик в праве отказаться от льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ. Существует классификация налоговых льгот. В зависимости от субъектов и элементов налогового производства налоговые льготы делятся на четыре группы, предоставляемые: по объекту (изъятия, скидки) по ставкам (понижение ставки) по срокам уплаты (отсрочка уплаты, налоговый кредит) по отдельным субъектам (комбинация из перечисленных льгот, налоговые каникулы). Последняя группа налоговых льгот предоставляется только отдельным налогоплательщикам, способы предоставления налоговых льгот могут быть различными (понижение ставок, установление более позднего срока уплаты и др.). Остальные три группы налоговых льгот предоставляются всем налогоплательщикам на равных условиях. В зависимости от элемента структуры налога (предмета (объекта) налогообложения, налоговой базы или окладной суммы), на изменение которого направлена льгота, налоговые льготы делятся на три группы: налоговые изъятия, налоговые скидки и налоговые кредиты.
Рассмотрим их в заявленном порядке. Изъятия представляют собой налоговую льготу, которая направлена на выведение из-под налогообложения отдельных предметов (объектов) налогообложения. В частности, в отношении налогов на имущество изъятия сводятся к освобождению от налогообложения отдельных видов имущества. Наиболее ярко сказанное иллюстрирует налог на прибыль, в случае с которым изъятия выражаются в том, что прибыль изымается из состава налогооблагаемой прибыли (не подлежит налогообложению), если была получена плательщиком от определенного вида деятельности. Число изъятий по этому налогу невелико, однако они существуют и предусмотрены гл. 25 НК РФ.
--PAGE_BREAK--Кроме того, изъятия предусмотрены Налоговым кодексом при обложении доходов физических лиц. Например, не подлежат налогообложению суммы международных, иностранных или Российских премий за выдающиеся достижения, рассматриваемые в качестве поощрения. Аналогично полностью не взимается налог с сумм единовременной материальной помощи пострадавшим от стихийных бедствий, поскольку такая помощь наделяется в налоговом праве свойством экстраординарности. Виды такого рода доходов, которые не подлежат налогообложению, вне зависимости от свойств этих доходов в налоговом праве, объединяются в ст. 217 НК РФ.
Налоговая скидка— сумма, подлежащая полному или частичному исключению из налоговой базы при расчете суммы налога. Налоговые скидки являются одним из элементов налоговой политики и преследуют социальные и экономические цели. Скидки подразделяются на:
1) лимитированные скидки (размер скидок ограничен) и нелимитированные скидки (налоговая база может быть уменьшена на всю сумму расходов налогоплательщикам)
2) общие скидки (ими пользуются все плательщик, например, имущественные налоговые вычеты для всех плательщиков НДФЛ) и специальные скидки (действующие для отдельных категорий субъектов например, 3000 руб. для инвалидов ВОВ при исчислении этого же налога).
Наиболее распространены налоговые скидки для следующих видов налогов:
Налог на доходы физических лиц (необлагаемый налогом минимальный доход, скидка для определенных категорий плательщиков: пожилых, одиноких, семейных, имеющих малолетних детей и т. д.)
налог на прибыль организаций (скидки на капиталовложения, скидки за экспорт и т. д.)
Налоговый кредит — предоставление налогоплательщикам кредита в форме налоговых льгот, что позволяет использовать сэкономленные средства как кредит. Налоговый кредит может предоставляться как по одному или нескольким видам налогов в отношении всей их суммы, так и части этой суммы. Он предоставляется по налогам, срок уплаты которых еще не наступил.
Налоговые кредиты являются одной из разновидностей налоговых льгот и призваны обеспечить решение многих социально-экономических задач государства, в частности: стимулировать инвестиции в капиталоемкие секторы экономики или в производство с низкой нормативной прибылью (инвестиционный налоговый кредит ) развивать внешнеэкономическую деятельность (зарубежный налоговый кредит ) обеспечивать занятость населения в регионах со сложной социальной структурой и высоким уровнем безработицы (кредит для стимулирования занятости).
В отличие от обычной отсрочки, рассрочки уплаты налога, предоставляемых только на основании решения уполномоченного органа, основанием предоставления налогового кредита является решение уполномоченного органа и договор между уполномоченным органом и налогоплательщиком, заключаемый после принятия такого решения. Уполномоченным органом, принимающим решение об обычной отсрочке, рассрочке, о предоставлении налогового кредита, и заключающим соответствующий договор, в соответствии с п.6 ст.9, ст.63 НК является финансовый орган. Это Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации либо муниципального образования — в зависимости от того, в бюджет какого публично-правового образования поступают доходы по налогу, срок уплаты которого изменяется.
Предусмотрены основные виды льгот: необлагаемый минимум объекта налогообложения изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий налогоплательщиков понижение налоговых ставок целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), прочие налоговые льготы. Прочие льготы предусмотрены в законах о конкретных налогах.
1.2 Значимость налоговых льгот для налоговой системы РФ. Особенности налоговых льгот в РФ
Можно выделить некоторые особенности налоговых льгот:
— порядок и условия применения налоговых льгот не могут носить индивидуальный характер, так как установлены Налоговым Кодексом
— налогоплательщик имеет право отказаться от льготы или приостановить ее действие на время
— судебные органы исполнительной власти не в праве отменять льготы, установленные Налоговым Кодексом РФ
— Конституционный суд имеет право принимать решение об отмене отдельных положений Налогового Кодекса РФ
— органы исполнительной власти РФ имеют право устанавливать льготные ставки налогообложения в соответствии с Налоговым Кодексом РФ.
Известно, что налоговая система любого государства выполняет не только фискальную функцию, но и функцию, стимулирующую деловую активность. Налоговые льготы предусматриваются в законодательстве практически всех развитых стран. Так, например, в США и Канаде по налогам на доходы корпораций имеется довольно большое количество налоговых льгот, к которым относятся вычеты из налогооблагаемой базы взносов на благотворительные цели, расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и т.д. В Испании предоставляются налоговые скидки на инвестиции в основной капитал фирмы. С помощью налоговых льгот осуществляется стимулирование инвестиций не только в отдельные сферы производства, но и в определенные регионы. В Германии налоговыми льготами поддерживаются фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли. В Дании и Финляндии установлены специальные повышенные ставки амортизационных отчислений для зданий, машин и оборудования, принадлежащего предприятиям, зарегистрированным на территории зон свободного предпринимательства. Налоговые льготы по подоходному налогу физических лиц довольно часто сориентированы на социальную политику. Так, самой распространенной льготой по подоходному налогу выступает необлагаемый минимум доходов с учетом семейного положения налогоплательщика (США, Великобритания, Германия, Япония и др.).
Будучи элементом осуществляемой государством фискальной политики, налоговые льготы могут оказывать влияние на развитие производства, совершенствование его отраслей и территориальной структуры, создание нужных инфраструктурных объектов и т.д. С их помощью решаются важные социальные задачи: регулируются доходы разных групп населения, освобождаются от обложения лица, находящиеся за чертой бедности, учитываются требования демографической политики. Во внешнеэкономической сфере налоговые льготы наиболее широко применяются для поощрения иностранных инвестиций.
Налоговые льготы выступают одним из главных инструментов реализации регулирующей функции налогообложения, суть которой состоит в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают серьезное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Налоговые льготы являются важнейшим инструментом государственного регулирования деятельности больших и малых предприятий, частных предпринимателей и реальных доходов физических лиц.
По мнению экономистов, налоговые льготы — это формы практической реализации регулирующей (стимулирующей) функции налогов. Вместе с изменением массы налоговых поступлений, заменой одного способа или формы налогообложения другими, дифференциацией ставок налогов, изменением сферы их распространения и трансфертами налоговое льготирование является одним из основных методов государственного налогового регулирования.
Таким образом, значимость налоговых льгот как для налоговых органов, так и для самих налогоплательщиков достаточно велика. Выполняя свои функции, льготы выполняют функцию налогового регулирования.
2. Теоретические и практические основы применения льгот в налоговой системе РФ
2.1 Налоговые льготы в системе налогового планирования
Одним из важных факторов, определяющих уровень корпоративного налогового бремени, является возможность использовать различные налоговые льготы, которые занимают важное место в текущем налоговом планировании хозяйствующих субъектов. Одновременно это один из способов для государства стимулировать те направления деятельности и сферы экономики, которые ему необходимы в силу их социальной значимости или из-за невозможности государственного финансирования. Налоговые льготы позволяют одновременно удерживать от слишком темпов развития отрасли, находящиеся на подъеме, при этом поддерживать те отрасли, которые находятся на спаде. Снижение ставок, прежде всего, налога на прибыль и существование льгот по данному налогу создает для хозяйствующих субъектов возможности более интенсивного развития. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. Еще в 1865 г. К. Гок указывал на целесообразность льготирования построек, служащих высшим целям — религиозным, государственным, общественным, художественным, научным.
По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100-160 млрд руб. в год, однако никто не посчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Поэтому необходимо еще раз указать на недопустимость превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в современной Российской налоговой системе налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект и контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств.
Налоговое законодательство устанавливает необходимые условия и требования, соблюдение которых дает налогоплательщикам право использования соответствующих льгот: например, наличие лицензий для освобождения определенных операций от НДС и т. п. Кроме того, могут устанавливаться основания, ограничивающие применение льгот во времени: например, установление временных ограничений для пролонгированных льгот по налогу на прибыль, по льготам соответствующих Российских свободных экономических зон и т. д. На практике большинство льгот достаточно жестко очерчивает круг тех, кто может ими воспользоваться. Это определено тем, что именно эти структуры сами и предлагают, и лоббируют введение таких льгот, что вполне закономерно.[680]
Льготы в значительной степени различаются в зависимости от вида налога, по которому они действуют, и от местного законодательства. Каждому субъекту Федерации в этой области предоставлены определенные права и, как правило, значительную часть льгот предоставляют законы субъектов Федерации, даже в условиях ужесточения подхода к льготам по налогу на прибыль в главе 25 НК РФ.
Налоговые льготы рассматриваются практически в каждом учебнике по налогам и налогообложению применительно к конкретным налогам и сборам, им уделяется значительное внимание в публикациях по проблемам налогового планирования. Однако следует констатировать, что отсутствует обобщение существующих современных условиях налоговых льгот.
Таким образом, практика показывает, что государство применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Занимаясь вопросами налогового планирования, как в своей стране, так и за рубежом, необходимо тщательно изучать вопросы льготирования определенных направлений деятельности в соответствующей стране, в чем существенную помощь может оказать знакомство с проведенной нами систематизацией льгот. продолжение
--PAGE_BREAK--
Налоговые льготы по определению направлены на стимулирование как отдельных видов деятельности, так и эффективного использования прибыли. В основном предприятия используют льготы в чистом виде, но более правильным подходом в рамках проведения грамотного налогового планирования является использование льгот в сочетании с другими приемами: учетной и договорной политикой и т. д.
Снижение налогового бремени при формально высоких налоговых ставках в России доступно для большинства организаций, хотя и носит избирательный характер. В частности, существуют особые льготы для предприятий, осуществляющих социально значимые виды деятельности, в рамках которых применяются значительные льготы, вплоть до полной отмены ряда налогов. В большей части это касается налогов, устанавливаемых на уровне субъектов Федерации и уровне муниципальных образований (местных органов власти).
Для максимально эффективного применения в налоговом планировании льгот, предоставляемых законодательством, необходимо иметь специальную подборку льгот из законодательной базы (подборка по налогам хозяйствующих субъектов в настоящее время содержит более 250 льгот, предоставляемых действующим законодательством). Проведенный нами анализ существующих льгот для хозяйствующих субъектов в РФ позволяет сделать вывод, что они носят несистемный, разрозненный, разнонаправленный характер, что свидетельствует об отсутствии на государственном уровне достаточно четкой стратегии по стимулированию определенных направлений деятельности и сфер экономики.
Набор льгот для каждого предприятия строго индивидуален и зависит в значительной степени от возможности интерпретации хозяйственно-финансовой политики, а также диверсификации деятельности организации. Значительные ограничения на использование льготного налогообложения накладывает часто жестко целевой характер использования средств, полученных от их использования. К наиболее льготируемым сферам традиционно относятся общественные объединения инвалидов, организации, использующие труд инвалидов организации образования и социально-культурной сферы и др.
На начальной стадии налогового планирования необходимо из федерального, регионального и местного законодательства по налогам и сборам выбрать льготы возможные и целесообразные к применению в конкретной организации. Необходимо также определить, соблюдение каких условий и требований дает налогоплательщикам право на использование соответствующих льгот какие временные ограничения для этих льгот установлены.
Так как задачей налогового планирования является удовлетворение интересов собственников, в том числе путем максимизации чистой прибыли, то наибольший интерес, представляет изучение льгот инвестиционного характера.
Стимулирование инвестиционной активности с помощью налоговых льгот осуществляется по НДС, налогу на имущество и другим налогам. Анализ налогового законодательства показывает, что из имеющихся в настоящее время более 250 льгот на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10. Такое положение вряд ли соответствует ориентации государственной политики России на экономический рост. Следует отметить, что отрицательное влияние на инвестиционную политику оказывает не только уровень налогообложения, но и высокая ставка процента и рост доли прибыли, выплачиваемой в виде дивидендов.
Некоторые страны, в частности Япония, Франция, США, Канада и Австралия, осуществляют дополнительное стимулирование исследований и разработок путем предоставления налогового кредита. Например, во Франции за каждые дополнительные 1 тыс. франков, потраченных на исследования, из налоговых обязательств компании вычитаются 500 франков. Тем не менее, до недавнего времени считалось, что степень реакции стоимости исследований и разработок на изменение налогового режима очень низка и составляет приблизительно 0,2-0,3%.
В условиях, происходящих в мире процессов всесторонней, в том числе налоговой, глобализации необходимо разработать мероприятия по повышению привлекательности налогового кредита и инвестиционного налогового кредита, предусмотренных действующим Российским законодательством. В настоящее время они используются крайне незначительным количеством хозяйствующих субъектов.
Использование хозяйствующими субъектами налоговых льгот позволяет им получать налоговую экономию и снижать налоговое бремя. Мультипликативная модель расчета налогового бремени позволяет рассчитывать влияние на налоговое бремя в числе прочих факторов также и льгот по различным налогам. Здесь же представляется целесообразным сгруппировать налоговые льготы по вариантам расчета их влияния на налоговую экономию.
Налоговая экономия представляет собой разницу между суммой налога, исчисленной до и после проведения мероприятий по налоговому планированию, в данном случае — после использования соответствующей льготы.
Возможно выделить следующие варианты расчета налоговой экономии, получаемой в результате использования хозяйствующими субъектами существующих налоговых льгот:
1. Налоговая экономия рассчитывается как произведение ставки налога (Нс) на сумму льгот (Л1), уменьшающих налоговую базу, изымающих из-под налогообложения определенные объекты налогообложения, освобождающих от уплаты налога или сбора полностью или частично отдельные категории налогоплательщиков или виды продукции. В данном случае формула расчета налоговой экономии принимает вид:
Эп=Нс*Л1
В качестве примера можно привести использование организацией льготы по налогу на имущество. Л1 в данном случае может быть стоимостью объектов, используемых исключительно для охраны природы, пожарной безопасности или гражданской обороны. Например, стоимость пожарной сигнализации, имеющейся у организации, равняется 10 тыс. руб. тогда при условии абстрагирования от расчета среднегодовой стоимости имущества налоговая экономия составит 10 000 х 0,02 — 200 руб. Л1 может также равняться стоимости всего имущества соответствующей организации, подпадающей под полное освобождение от налога на имущество. Аналогичные расчеты возможно производить и по другим налогам.
2. Налоговая экономия рассчитывается как произведение изменения ставки налога (∆Нс) на налоговую базу (Нб) в случае применения пониженных налоговых ставок. Формула расчета налоговой экономии в данном случае принимает следующий вид:
Эн = ∆Нс*Нб
В качестве примера можно привести различные варианты снижения налоговой ставки по НДС с 18 до 10% в случае выпуска продукции, облагаемой по пониженной ставке вследствие неэластичности изменения ставок НДС и цены.
Налоговая экономия является одним из показателей, характеризующих эффективность налогового планирования. Однако, как и любому абсолютному показателю, ей присущи определенные недостатки. Более того, в условиях взаимосвязи отдельных налогов и налоговых баз, налоговая экономия по одному налогу может оказывать влияние на повышение суммы другого налога (например, уменьшение налога на имущество приводит к увеличению налога на прибыль).
Показатель налогового бремени позволяет наиболее полно судить об уровне налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект, а уменьшение данного показателя свидетельствует об эффективности налогового планирования. Кроме того, именно показатель налогового бремени концентрирует в себе факторы и международного налогового планирования, и элементы учетной, договорной политики, и налоговые льготы. Показатель налогового бремени целесообразно относить к системе показателей, характеризующих финансовое состояние хозяйствующего субъекта, и именно на его основе возможно производить расчеты эффективности процесса налогового планирования.
Использование льгот, являющихся одним из факторов налогового бремени, по различным налогам позволяет хозяйствующим субъектам получать налоговую экономию и комплексно решать проблемы налогового планирования.
2.2 Недостатки системы налоговых льгот в РФ и пути ее реформирования
Изменение экономической ситуации в стране требует радикального изменения системы экономических льгот. Общий вектор реформирования: минимизация льгот и максимизация доходов.
Несмотря на принятые меры по снижению числа льгот и их упорядочиванию, налоговая система России по-прежнему характеризуется существованием большого числа льгот. Существующие льготы закреплены не только в соответствующих главах Налогового кодекса России, но и в неотмененных статьях законов об отдельных видах налогов. Как следствие, определить полный перечень льгот по какому-либо платежу не всегда просто.
В рамках отдельных налогов системе льгот существенно недостает упорядоченности: существует значительное число получателей, но нет четкого разделения причин и оснований для выделения льготы в результате реформирования налогового законодательства происходит дальнейшее видоизменение и усложнение структуры, связанное с добавлением новых льгот и ликвидацией старых.
Большой, неупорядоченный объем льгот не только приводит к потерям доходов, но и значительно усложняет налоговую систему, что увеличивает трансакционные издержки по сбору налогов.
В ряде случаев льготы используются нецелевым образом: льгота предоставляется тем, кто в ней не нуждается (частая ситуация для компенсационных льгот), имеет место использование льготы для ухода от налогообложения, без достижения тех целей, ради которых предоставлялась льгота. Наиболее ярко это выражалось в случае с ныне отмененными льготами по налогу на прибыль. В результате проведенной налоговой реформы возможности частного сектора по минимизации налогообложения посредством получения льгот сократились, но окончательно не исчезли.
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по транспортному налогу для пенсионеров московской области
- Налоговые льготы для бизнеса России
Комментариев пока нет!