Порядок предоставления льгот уплате таможенных платежей
О порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями
Внимание! Данный документ утратил силу
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
В соответствии с порядком, определенным пунктом 7 письма ГТК России от 13.03.97 N 01-15/4452, Государственный таможенный комитет Российской Федерации рассмотрел обращение от 04.08.97 и документы, представленные ЗАО "ЭЛИЗЕ" по вопросу применения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе в качестве вклада в уставный капитал мебели и оборудования для оснащения магазина (торгового зала), и сообщает следующее.
В соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации (статьи 174, 182), Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" (статьи 34 и 37), Федеральным законом Российской Федерации от 17.03.97 N 54-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" и поручением Правительства Российской Федерации от 02.10.96 N ОД-П2-33039 об отнесении к основным производственным фондам материальных фондов, указанных в ОбщеРоссийском классификаторе основных фондов (при условии, что описание товаров в данном Классификаторе не используется в таможенных целях при декларировании товаров), определен порядок предоставления вышеуказанных льгот, доведенный ГТК России до сведения таможенных органов указанием от 13.08.96 N 01-14/892, письмом от 15.08.96 N 01-15/14741, телетайпограммой от 25.03.97 N Т-5642, письмом от 04.08.97 N 01-15/14758.
ГТК России не возражает против предоставления предприятию с иностранными инвестициями ЗАО "ЭЛИЗЕ" льгот по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при ввозе иностранным инвестором компанией "ОРСЕЙ ЛИМИТЕД" в качестве вклада в уставный капитал мебели и оборудования для оснащения магазина (торгового зала) на сумму 47.500.00 ам.
Кроме того, ЗАО "ЭЛИЗЕ" дополнительно должны быть представлены документы (свидетельство о праве собственности на здание или договор об аренде здания, план здания и проч.), подтверждающие необходимость ввоза данной мебели и оборудования и в данном количестве. В случае если у таможенного органа, производящего таможенное оформление ввозимых ЗАО "ЭЛИЗЕ" товаров, имеются основания полагать, что сведения, указанные в данных документах, не являются достоверными, льготы могут быть предоставлены только при наличии Акта осмотра здания, подписанного должностными лицами таможенного органа, производившими осмотр, и заверенного печатью таможенного органа.
Следует учитывать, что строительные, отделочные, облицовочные и т.п. материалы не относятся к основным фондам (отсутствуют в Классификаторе).
Таким образом, для решения вопроса о предоставлении указанных льгот необходимо представить в Московское таможенное управление все требуемые документы (копии документов), в том числе: Свидетельство о регистрации предприятия, выданное ГРП России, Устав и Учредительный договор, зарегистрированные ГРП России, Спецификацию или Акт о передаче имущества (или аналогичный документ) с указанием количества, номенклатуры, стоимости за единицу товара (предмета) и общей стоимости имущества, подписанный и заверенный печатями участников (иностранных инвесторов и получателей), и др. В случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы должны быть представлены также (копии документов): Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы, выданное ГРП России, новые редакции Устава и Учредительного договора, зарегистрированные ГРП России, и т.д.
Заместитель Председателя Комитета
Порядок предоставления льгот по уплате таможенных пошлин и налогов
инвестициями в счет вклада в уставный
(складочный) капитал
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 N 883 "О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями" установлено, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
относятся к основным производственным фондам (ОбщеРоссийский классификатор основных фондов ОК 013-94)
ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
В случае реализации товаров, причитающиеся, к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации.
Абзацем 3 пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15.07.2011 N 728 (ред. от 19.03.2012) вступившего в силу с 18 августа 2011 г. введены условия (ограничения) целевого использования условно выпущенных товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, к которым отнесены: выход иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, а также совершение этой организацией сделок, предусматривающих переход права собственности на товары, ввезенные с освобождением от таможенных пошлин, либо передача таких товаров во временное пользование. В случае несоблюдения таких ограничений в отношении указанных товаров обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и Федеральным законом от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 200 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, считаются условно выпущенными. Такие товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до момента уплаты таможенных пошлин и налогов, от которых они были освобождены при условном выпуске (пункт 3 статьи 200 ТК ТС).
В соответствии с пп.3 п.2 ст.137 311-ФЗ исполнение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обеспечивается при условном выпуске товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате по уплате таможенных пошлин, налогов сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению товарами.
Освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость предоставляется в соответствии с подпунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса Российской Федерации при ввозе технологического оборудования (запасных и комплектующих частей к нему) в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации. Таким образом, на момент таможенного оформления льготы по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость могут быть предоставлены таможенным органом в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации.
При таможенном оформлении товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.96 N 883 и Налогового кодекса Российской Федерации, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот.
Для определения статуса таких товаров, в таможенных целях при принятии решения о предоставлении льгот по уплате ввозной таможенной пошлины применяются соответствующие федеральные законы, регулирующие порядок внесения вкладов (в том числе вещами) в уставные (складочные) капиталы организаций, к которым относится Федеральный закон №14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее Закон). Согласно статье 14 Закона уставный капитал организации, созданной в форме общества с ограниченной ответственностью, состоит из номинальных долей участников (учредителей) общества. Оплата каждой доли производится участником путем внесения вклада, соответствующего размеру доли. Вклад по Федеральному закону может быть внесен в имущественном виде. Размер уставного капитала, доли участников, вид и размер вклада каждого участника определяются в учредительных документах общества, которыми являются устав и учредительный договор общества.
Указанным Законом предусмотрен перечень сведений, которые должны содержаться в уставе общества с ограниченной ответственностью. Кроме того, Устав может содержать иные положения, не противоречащие Закону и иным федеральным законам. Таким образом, при таможенном оформлении товаров, с целью подтверждения заявленного статуса товара и получения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины, в таможенный орган должны быть предоставлены Устав и прошедшие государственную регистрацию изменения в Устав, содержащие сведения, которые позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад иностранного участника в уставный капитал организации, а также сведения, позволяющие осуществить контроль соблюдений условий, необходимых для получения льгот по уплате ввозной таможенной пошлины.
Декрет Президента Республики Беларусь от 28 августа 2002 г. № 21 О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам
ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
28 августа 2002 г. № 21
О порядке предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам
В соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь постановляю:
1. Установить, что льготы по таможенным платежам физическим лицам, являющимся инвалидами I группы или многодетными родителями, при ввозе ими товаров на таможенную территорию Республики Беларусь предоставляются индивидуально Президентом Республики Беларусь.
Такие льготы могут быть предоставлены в виде освобождения от уплаты таможенных платежей, снижения их ставок, возмещения сумм уплаченных таможенных платежей.
Товары, ввезенные на таможенную территорию Республики Беларусь с предоставлением льгот по таможенным платежам, используются для личных, бытовых, семейных и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
При нецелевом использовании данных товаров право на льготы утрачивается, а суммы таможенных платежей, пени и штрафов взыскиваются в соответствии с законодательством.
2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке предоставления физическим лицам, являющимся инвалидами I группы или многодетными родителями, льгот по таможенным платежам.
3. Настоящим Декретом не регулируется порядок предоставления физическим лицам льгот по таможенным платежам, связанным с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
4. Совету Министров Республики Беларусь в трехмесячный срок:
обеспечить приведение актов законодательства в соответствие с настоящим Декретом
принять иные меры, направленные на реализацию положений данного Декрета.
5. Настоящий Декрет:
вступает в силу со дня вступления в силу Указа Президента Республики Беларусь от 2 июля 2002 г. № 347 О признании утратившими силу Декрета Президента Республики Беларусь от 27 февраля 2001 г. № 6, отдельных положений декретов Президента Республики Беларусь и внесении изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 13 ноября 2001 г. № 28 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002 г. № 77, 1/3818), за исключением пункта 4 и настоящего пункта, которые вступают в силу со дня официального опубликования данного Декрета
является временным и в соответствии с частью третьей статьи 101 Конституции Республики Беларусь представляется на рассмотрение Национального собрания Республики Беларусь.
О порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ
РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 января 1998 года N 01-45/1737
О порядке предоставления льгот
по уплате таможенных платежей при ввозе
товаров в качестве вклада в уставный
капитал предприятий с иностранными
инвестициями
В соответствии с порядком, определенным пунктом 7 письма ГТК России от 13.03.97 N 01-15/4452. Государственный таможенный комитет Российской Федерации рассмотрел обращение от 10.12.97 N 1124 и документы, представленные ЗАО БРАНДТ по вопросу применения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе в качестве вклада в уставный капитал компьютерной системы COMPAQ стоимостью 25 млн.рублей, и сообщает следующее.
С учетом изложенного предприятию с иностранными инвестициями ЗАО БРАНДТ могут быть предоставлены льготы по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость при ввозе иностранным инвестором в качестве вклада в уставный капитал компьютерной системы COMPAQ на сумму не более 25000000,00 рублей (двадцать пять миллионов рублей), предназначенной для включения в состав основных производственных фондов, при соблюдении требований, перечисленных в вышеуказанных законодательных и нормативных актах. При невыполнении этих требований взимание таможенных платежей производится в общеустановленном порядке.
Таким образом, для решения вопроса о предоставлении указанных льгот необходимо представить в Северо-Западное таможенное управление документы (копии), зарегистрированные в порядке, установленном законодательством, в том числе: Свидетельство о регистрации предприятия, учредительные документы (в случае внесения изменений и дополнений в учредительные документы - Свидетельство о внесении изменений в учредительные документы, новые редакции учредительных документов), Спецификацию или Акт о передаче имущества (или аналогичный документ) с указанием количества, номенклатуры, стоимости за единицу товара (предмета) и общей стоимости имущества, подписанный и заверенный печатями участников (иностранных инвесторов и получателей) и др. Для оперативного решения вопроса следует представить также следующие сведения о ввозимых товарах (в виде таблицы): порядковый номер товара, наименование и код товара по ТН ВЭД, наименование и код товара по ОбщеРоссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94. стоимость за единицу товара, количество единиц товара, общая стоимость всех поименованных товаров, заверив их подписью руководителя и печатью предприятия.
Следует отметить, что государственная регистрация коммерческих организаций топливно-энергетического комплекса с иностранными инвестициями независимо от величины уставного капитала, а также коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые превышает 100 млн.рублей, осуществляется Государственной регистрационной палатой Российской Федерации при Минэкономики России (ГРП России) согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 06.06.94 N 655. Государственную регистрацию коммерческих организаций, объем иностранных инвестиций в которые не превышает 100 млн.рублей, производят регистрирующие органы субъектов Российской Федерации согласно постановлению Правительства РСФСР от 28.11.91 N 26 О регистрации предприятий с иностранными инвестициями .
Заместитель
Председателя Комитета
В.В.Шпагин
Текст документа сверен по:
официальная рассылка
О порядке предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал предприятий с иностранными инвестициями
I. Порядок приема в Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» победителей и призеров олимпиад школьников в 2015 год (ВШЭ)
II. Порядок приема и льготы для победителей и призеров олимпиад в Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
III. Порядок приема и льготы для победителей и призеров олимпиад в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС)
IV. Порядок приема и льготы для победителей и призеров олимпиад в Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
V. Порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников в Санкт-Петербургский Государственный Университет (СПбГУ)
VI. Порядок предоставления льгот для победителей и призеров олимпиад школьников в Московский Государственный Университет (МГУ)
Новые авторы
Порядок предоставления льгот победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, при приеме в Ивановский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» в 2012 году
1. Льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, при поступлении в Ивановский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее – Ивановский филиал РАНХиГС) регламентируются следующими документами:
- Порядок приема граждан в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 10 декабря 2009 г № 000 (зарегистрирован Минюстом России 10 декабря 2009 г. регистрационный № 000), в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 марта 2010 г. № 58 (зарегистрирован Минюстом России 1 марта 2010 г. регистрационный № 000), от 11 мая 2010 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом России 17 июня 2010 г. регистрационный № 000)
- Положение о всеРоссийской олимпиаде школьников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 2 декабря 2009 г. № 000, в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 февраля 2011 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом России 18 марта 2011 г. регистрационный № 000)
- Порядок проведения олимпиад школьников, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2007 г. регистрационный № 000), в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2008 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом России 1 октября 2008 г. регистрационный № 000), от 01.01.01 г. № 92 (зарегистрирован Минюстом России 27 апреля 2009 г. регистрационный № 000), от 6 октября 2009 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом России 24 ноября 2009 г. регистрационный № 000) и от 11 октября 2010 г. № 000 (зарегистрирован Минюстом России 22 октября 2010 г. регистрационный № 000)
- Перечень олимпиад школьников на 2011 – 2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 07 ноября 2011 г. № 000
- Правила приема граждан в Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» и его филиалы на 2012 год.
2. Победители и призеры заключительного этапа всеРоссийской олимпиады школьников, члены сборных команд Российской Федерации,
участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Министерством
образования и науки Российской Федерации, а также победители и призеры заключительного этапа олимпиад школьников (I, II и III уровней), входящих в Перечень олимпиад школьников на 2011 – 2012 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации :
- принимаются в Ивановский филиал РАНХиГС без вступительных испытаний по направлениям подготовки, соответствующим профилю всеРоссийской олимпиады школьников, международной олимпиады, олимпиады школьников
- приравниваются к лицам, набравшим максимальное количество баллов (100 баллов) по единому государственному экзамену по общеобразовательному предмету, при приеме на направления подготовки, не соответствующие профилю всеРоссийской олимпиады школьников, международной олимпиады, олимпиады школьников. Данная льгота распространяется на общеобразовательные предметы, соответствующие Перечню вступительных испытаний на направление подготовки, на которое осуществляется прием.
3. Соответствие направлений подготовки, реализуемых в Ивановском филиале РАНХиГС в 2012 году, профилю олимпиад школьников* различного уровня приведено в таблицах № 1 и № 2.
Таблица 1
Перечень общеобразовательных предметов, соответствующих профилю
олимпиад школьников*, победители и призеры которых пользуются правом
зачисления без вступительных испытаний при поступлении на направления
подготовки, реализуемые в Ивановском филиале РАНХиГС в 2012 году
Льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьник
Главная > Для студента > Льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьник
Льготы, предоставляемые победителям и призерам олимпиад школьников различного уровня, проводимых в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников
1. При поступлении в 2012 году в ШГПИ для обучения по направлениям подготовки бакалавриата и на очном и заочном отделениях за счет средств федерального бюджета или на места с полным возмещением затрат на обучение засчитываются результаты олимпиад включенных в Перечень олимпиад школьников, утвержденный приказом Минобрнауки России от 7 ноября 2011 г. №2598. (Приложение).
Порядок проведения олимпиад школьников утвержден HYPERLINK http://mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/4287/ \t _blank приказом Минобрнауки России от 22 октября 2007 г. № 285 (зарегистрирован Минюстом России 16 ноября 2007 г. регистрационный № 10496). В соответствии пунктом 19 Порядка проведения олимпиад школьников при поступлении в государственные и муниципальные вузы победителям (призерам) олимпиад школьников по решению вуза предоставляется одна из льгот первого или второго порядка (льгота первого порядка считается льготой более высокого порядка).
2. Результаты олимпиад разного уровня для победителей (диплом 1 степени) и призеров (диплом 2 или 3 степени) дают право на одну из следующих льгот первого или второго порядка.
Льготой первого порядка является зачисление в ВУЗ без вступительных испытаний на направления подготовки соответствующие профилю олимпиады.
Льготой второго порядка является приравнивание к лицам, набравшим максимальное количество баллов (сто (100) баллов) по единому государственному экзамену (вступительному испытанию) по общеобразовательному предмету, соответствующему профилю олимпиады.
3. Победители и призеры олимпиад школьников могут использовать льготу при подаче заявления о приеме в один вуз соответственно на одно направление (специальность) подготовки по выбору поступающего лица.
В другие имеющие государственную аккредитацию высшие учебные заведения указанные лица вправе поступать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации в области образования.
4. При подаче заявления такой поступающий представляет в приемную комиссию вуза следующие документы:
документы, удостоверяющие личность, гражданство (оригинал или заверенную ксерокопию)
оригинал документа государственного образца об образовании.
При этом в заявлении указываются наличие диплома победителя или призера соответствующей олимпиады школьников, наименование олимпиады, реквизиты диплома победителя или призера данной олимпиады.
Достоверность представленных реквизитов диплома подтверждается на портале Российского совета олимпиад школьников (www.rsr-olymp.ru) в разделе Дипломы РСОШ .
Диплом победителя или призера заключительного этапа всеРоссийской олимпиады школьников не имеет срока действия, то есть обучающиеся, ставшие победителями или призерами заключительного этапа в 9-10 классах, могут воспользоваться предоставленным Законом Российской Федерации Об образовании правом после окончания образовательного учреждения.
5. Победители и призеры олимпиад школьников, поступающие на педагогические специальности вуза зачисляются без вступительных испытаний.
6. Победителям и призерам олимпиад школьников, поступающим на непедагогические специальности вуза, выставляются наивысшие результаты вступительных испытаний ( 100 баллов) по общеобразовательным предметам соответствующим профилю олимпиады (в соответствии с Порядком проведения олимпиад школьников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 октября 2007 года №285 в редакции приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 4 сентября 2008 г. №255 и решением приемной комиссии вуза).
7. Результаты победителей и призеров заключительного этапа всеРоссийской олимпиады школьников, членов сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам и сформированных в порядке, определяемом Министерством образования и науки Российской Федерации, признаются как наивысшие результаты вступительных испытаний ( 100 баллов) по этим общеобразовательным предметам при приеме на специальности, не соответствующие профилю олимпиады.
8. Иностранные граждане, имеющие право на прием для обучения за счет средств федерального бюджета и являющиеся победителями и призерами заключительного этапа HYPERLINK consultantplus://offline/main?base=LAWn=111893fld=134dst=100011 ВсеРоссийской олимпиады школьников, принимаются без вступительных испытаний по направлениям подготовки (специальностям), соответствующим профилю всеРоссийской олимпиады школьников.
Результаты победителей и призеров заключительного этапа всеРоссийской олимпиады школьников признаются институтом как наивысшие результаты вступительных испытаний («100» баллов) по этим общеобразовательным предметам при приеме на направления подготовки (специальности), не соответствующие профилю олимпиады.
Каковы новые правила проведения школьных олимпиад
05.10.2011 feodorff 2019 89 2
Однако логика Минобрнауки, изменившего правила школьных олимпиад, экспертам не вполне ясна .
Совсем недавно, на прошлой неделе, глава Рособрнадзора Любовь Глебова приоткрыла планы Минобрнауки по сокращению льгот для олимпиадников. И ведомство не заставило себя долго ждать: проект приказа об утверждении нового порядка проведения олимпиад среди школьников уже состряпан и опубликован на сайте министерства. Раньше их победители имели право подавать документы в пять вузов на три направления в каждом (итого 15 направлений). В итоге обычные егэшники нередко жаловались на то, что олимпиадники заняли все бюджетные места и создали чрезмерный конкурс. Еще нередко писалось о лжепобедителях интеллектуальных соревнований школьников.
Теперь же все будет по-другому. В соответствии с проектом планируется существенно урезать права призеров олимпиад: они смогут воспользоваться льготой только в одном вузе и по одному направлению, на остальные 14 они должны поступать на общих основаниях.
Победители и призеры олимпиад школьников, претендующие на предоставление льготы первого порядка, могут воспользоваться предоставленным им правом однократно при подаче заявления о приеме в одно образовательное учреждение среднего профессионального или высшего профессионального образования на одно направление подготовки (специальность) по выбору поступающего. В иные государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования, а также в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования указанные лица вправе поступать на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации, - говорится в тексте проекта приказа.
Все, казалось бы, не так уж и плохо: власти пытаются уравнять шансы всех абитуриентов. Меж тем есть одно серьезное но: нововведение не касается победителей ВсеРоссийской олимпиады, которые по-прежнему смогут подавать документы по всем выбранным 15 направлениям. Именно этот пункт встревожил Союз ректоров, который курирует проведение Российских олимпиад школьников.
О том, что олимпиадникам необходимо урезать льготы, ректор МГУ, президент Союза ректоров Виктор Садовничий говорил еще в прошлом году. Тогда, напомним, по итогам приемной кампании зашла речь о конфликте интересов льготников и тех, кто поступает по ЕГЭ. Садовничий заявил о том, что олимпиадников надо профессионально сориентировать, прекратить абитуриентский туризм и не снижать шансы тех, кто поступает по ЕГЭ. Однако, выступая с инициативой, он даже не подозревал, что вводимое Минобрнауки правило будет распространяться лишь на победителей Российских олимпиад школьников (их курируют как раз Совет ректоров и Российский совет олимпиад школьников (РСОШ), главой которых Садовничий и является), в то время как призеры ВсеРоссийской олимпиады окажутся в более привилегированном положении.
В Союзе ректоров посчитали, что нововведение ущемляет права и свободы школьников. Поэтому Виктор Садовничий направил министру образования и науки Андрею Фурсенко письмо (его фрагмент оказался в распоряжении KM.RU), в котором просил, исходя из принципов единства образовательного пространства и равенства граждан. содействовать обеспечению идентичности применения льгот, предоставляемых победителям и призерам ВсеРоссийской олимпиады школьников и олимпиад школьников, проводимых под эгидой Российского совета олимпиад школьников.
Между тем в Минобрнауки, как пишет Газета.Ru, заявили, что приказ никак не может ущемлять гражданские права школьников: все дело лишь в законодательных несостыковках. Оказывается, порядок проведения олимпиад школьников можно изменить приказом Минобрнауки, а вот над ВсеРоссийской олимпиадой школьников ведомство не властно, т. к. правила прописаны в Законе Об образовании. Сейчас в министерстве видят только два выхода из сложившейся ситуации: или внести поправки в действующее законодательство, или дождаться нового закона, который до сих пор проходит стадию обсуждения. В том, что изменения будут внесены, ведомство не сомневается, но вот конкретные сроки ставить не берется. В свою очередь, ректорское сообщество недоумевает, почему нельзя было подождать внесения изменений по ВсеРоссийской олимпиаде, а затем уже, одновременно с этим, сокращать льготы и для победителей Российских олимпиад школьников.
Ответственный секретарь РСОШ Наталья Бочарова по просьбе обозревателя KM.RU прокомментировала ситуацию с урезанием льгот для олимпиадников.
- Вводит ли приказ Минобрнауки какие-то нововведения, кроме того что ограничивает права участников различного вида олимпиад школьников?
- В настоящее время на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации размещены два проекта: первый - проект порядка приема граждан в вузы, второй - проект порядка проведения олимпиад школьников. Единственным нововведением обоих проектов является ограничение прав победителей и призеров вузовских олимпиад. Соответственно, нормативная деятельность министерства в данный момент сосредоточена исключительно вокруг вопроса льгот победителям и призерам олимпиад школьников, проводимых под эгидой РСОШ.
- Ухудшает ли положение призеров олимпиад этот приказ Минобрнауки?
- Проект порядка проведения олимпиад школьников в равной мере изменяет положение как победителей, так и призеров олимпиад школьников. В настоящее время дипломанты олимпиады по решению вуза могут рассчитывать на получение двух видов льгот - поступление без вступительных испытаний или получение ста баллов за профильное вступительное испытание. Такая льгота является важным и необходимым поощрением школьника, который участвовал в интеллектуальном соревновании.
Законом Об образовании предусматриваются 6 категорий граждан, которые обладают льготой поступление без вступительных испытаний. К ним, наряду с дипломантами олимпиад школьников, относятся победители и призеры заключительных этапов ВсеРоссийской олимпиады школьников, победители и призеры международных олимпиад и др. Все указанные абитуриенты обладают одинаковыми правами по использованию данных льгот.
- Какой выход из сложившейся ситуации Вам кажется наиболее верным: оставить льготы для призеров всех олимпиад, сократить для всех или убрать вовсе? Почему?
- Количество победителей и призеров олимпиад школьников, которые по решениям вузов получают льготу поступление без вступительных испытаний, соизмеримо с количеством школьников других категорий, которым предоставляется такая же льгота. Таким образом, неясна логика министерства образования и науки, которое ограничивает использование льгот для дипломантов олимпиад школьников, проводимых под эгидой РСОШ, одним вузом, но при этом сохраняет возможность для использования диплома победителя/призера, к примеру, ВсеРоссийской олимпиады школьников при поступлении в пять вузов.
Соглашаясь с тем, что абитуриенты-олимпиадники должны на момент поступления в вуз уже определиться со своими предпочтениями, заранее сделать свой выбор, в какой вуз и на какую специальность поступать, полностью поддерживаю идею введения правила одна льгота - один вуз.
Однако такое ограничение, безусловно, должно в равной степени касаться всех категорий граждан, которые используют льготу поступление без экзаменов. Регулирование льгот должно быть единообразным для всех льготников - победителей и призеров интеллектуальных соревнований. Только такое общее регулирование отвечает идее единства образовательного пространства и принципу паритетности.
Т. к. в настоящее время порядок предоставления льгот устанавливается нормативными актами различной силы (законом и актами Минобрнауки России), для обеспечения единства регулирования прав льготных категорий граждан необходимо вводить ограничения льгот такого рода на законодательном уровне, путем внесения изменений в Закон Об образовании.
Председатель Российского студенческого союза Артем Хромов также прокомментировал для KM.RU опубликованный Минобрнауки проект приказа, утверждающий новый порядок проведения олимпиад школьников:
- В этом году было подано большое количество заявок в престижные вузы от олимпиадников, что создало некое напряжение. Менять систему, конечно, надо. Возможно, стоит подумать, чтобы победителям ВсеРоссийской олимпиады тоже уменьшить льготы, иначе получается некая несправедливость.
Еще есть важный момент, который до сих пор остается неурегулированным. Если человек является олимпиадником одного вуза, то он поступает в один вуз. А если олимпиадником нескольких вузов. Здесь складывается юридический казус. Поэтому нам кажется, что проект приказа стоит доработать.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!