При обложении подоходным налогом предусмотрены налоговые льготы
РАЗЪЯСНЕНИЯ ГНИ по г. Череповцу от 21.01.1997
ГНИ ПО Г. ЧЕРЕПОВЦУ
от 21 января 1997 года
ЛЬГОТЫ ПРИ ОБЛОЖЕНИИ ПОДОХОДНЫМ
НАЛОГОМ ДОХОДОВ ГРАЖДАН
Законом РФ "О подоходном налоге с физических лиц" предусмотрены льготы при обложении подоходным налогом доходов граждан. Законодательство устанавливает для отдельных категорий граждан исключение из их облагаемого дохода соответствующего размера минимальной месячной оплаты труда (далее ММОТ). Иными словами, у гражданина ежемесячно подлежит налогообложению не весь начисленный доход, а сумма его за минусом положенных гражданину вычетов в размерах, установленной на этот месяц минимальной месячной оплаты труда.
Для наглядности основные льготы приведены в таблице:
Льготы
При наличии у физического лица права на уменьшение дохода по нескольким основаниям вычеты производятся по тому основанию, по которому предусмотрен более льготный размер уменьшения налогооблагаемого дохода.
Указанными льготами граждане и предприниматели могут воспользоваться по основному месту работы, и только в случае его отсутствия - в налоговом органе. Для применения льготы в бухгалтерию предприятия представляется заявление от работника и необходимые документы (в частности по группам):
1. Справка врачебно-трудовой экспертной комиссии, специальное удостоверение инвалида, удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, а также другие, выданные уполномоченными органами документы, являющиеся основанием для предоставления льготы.
2. Книжка Героя СССР или РФ, орденская книжка, удостоверение инвалида ВОВ, удостоверение инвалида о праве на льготы, справка врачебно-трудовой экспертной комиссии, пенсионное удостоверение, справка военного комиссариата и т.д.
3. Пенсионное удостоверение, в котором проставлен штамп "вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина", свидетельство о праве на льготу и справки военного комиссариата, военной части, военного учебного заведения, решения органов опеки, медицинские справки и справки жилищного органа о совместном проживании.
Кроме того, совокупный годовой доход дополнительно уменьшается на:
- суммы доходов, перечисленные на благотворительные цели предприятиям и организациям культуры, образования, здравоохранения и социального обеспечения, финансируемым из соответствующих бюджетов
- суммы, удержанные в Пенсионный фонд РФ
- суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах ММОТ за каждый полный месяц, в котором получен доход
- расходы по приобретению и новому строительству квартир, жилых домов, дач из личных доходов граждан, а также на суммы гашения кредитов, полученных на эти цели в кредитных учреждениях.
В связи с часто возникающими вопросами расскажем о некоторых льготах более подробно.
Льгота на содержание детей и иждивенцев
Совокупный годовой доход физических лиц уменьшается на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера ММОТ за каждый месяц, в котором получен доход:
- на каждого ребенка в возрасте до 18 лет
- на студентов и учащихся дневной формы обучения до 24 лет
- на каждого другого иждивенца, не имеющего самостоятельного источника дохода.
Уменьшение дохода производится обоим супругам, если брак зарегистрирован. При расторжении брака - тому из супругов, с кем проживает ребенок.
К студентам и учащимся относятся: студенты и учащиеся дневной формы обучения высших, средних, специальных, профтех. учебных заведений, начальных, средних школ и слушатели духовных учебных заведений, расположенных на территории РФ. Льгота представляется независимо от того, имеют ли они самостоятельные источники доходов.
У супругов, дети которых являются курсантами, указанные расходы исключаются до достижения курсантами возраста 18 лет.
К числу иждивенцев относятся лица, проживающие на средства физического лица и не имеющие самостоятельных источников дохода. В частности, к числу иждивенцев относятся женщины, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и не имеющие других доходов, кроме ежемесячных пособий и компенсаций, получаемых в размерах, установленных законодательством. Лица, получающие пенсии, пособия по безработице, воспитанники детских домов, учащиеся, находящиеся на государственном обеспечении (старше 18 лет), не относятся к числу иждивенцев.
Для предоставления указанной льготы физическое лицо в течение календарного года (до выплаты ему заработной платы за 1-ю половину января следующего года) обращается в бухгалтерию по месту основной работы (в случае отсутствия такового - в налоговый орган до 1 апреля года, следующего за текущим). При этом необходимо представить следующие документы:
- письменное заявление на льготу по установленной форме
- свидетельство о рождении ребенка
- свидетельство о браке супругов
- справки учебных заведений о том, что дети являются студентами или учащимися дневной формы обучения
- документы соответствующих органов, подтверждающих факт иждивенчества и т.д.
При уменьшении числа иждивенцев гражданин обязан поставить в известность бухгалтера не позднее 20 числа следующего за этим изменением месяца.
Льгота застройщикам и покупателям
жилья и дачных домиков
В настоящее время многие граждане либо строят себе новое жилье, дачи, либо покупают дома и квартиры.
В материальном смысле это самая значительная льгота, поскольку лица, приобретающие или строящие для себя жилье, могут быть полностью освобождены от подоходного налога. В связи с этим следует знать более подробно об этой налоговой льготе и о всех условиях, при которых она предоставляется.
Суммы, направленные в течение отчетного календарного года, но не более чем в течение трех лет физическими лицами из своих личных доходов на новое строительство или на покупку жилого дома, или квартиры, или дачи, или садового домика на территории РФ, исключается из совокупного облагаемого подоходным налогом дохода, включая и суммы, направленные на погашение кредитов, полученных физическими лицами в банках и других кредитных учреждениях на эти цели, и проценты по ним.
Льгота предоставляется как лицам, осуществляющим строительство или приобретающим жилье в индивидуальном порядке, так и тем гражданам, которые являются членами жилищно-строительных, дачно-строительных кооперативов, жилищных и дачных кооперативов или заключили договоры с предприятиями на долевое участие в строительстве и уплачивают взносы в счет погашения стоимости жилого объекта.
Следует иметь в виду, что исключение из налогооблагаемой базы расходов, связанных со строительством или покупкой жилья, может быть предоставлено только по одному из объектов, то есть если гражданин строит дачу и одновременно в том же году купил квартиру, то льгота может быть предоставлена лишь по затратам на тот объект, который он считает более целесообразным. Причем в состав расходов включаются только те, которые непосредственно связаны со строительством, либо стоимость приобретенного объекта, указанная в договоре.
Суммы расходов, учитываемые при налогообложении, не могут превышать сумму дохода, полученного в отчетном календарном году. При этом в состав совокупного годового дохода должны учитываться и суммы районных коэффициентов.
Как было сказано выше, следует иметь в виду, что при предоставлении такой льготы учитываются фактически произведенные расходы на покупку или строительство жилья отчетного года в пределах полученного в этом году дохода, но не более пятитысячекратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда. В случае, если такие расходы превысили полученный доход (например, кроме заработной платы отчетного года использовались суммы, накопленные в прошлые года), то на последующие годы эти расходы не принимаются.
Указанная льгота предоставляется физическим лицам по месту основной работы по заявлению, в случае отсутствия его - налоговым органом по месту жительства гражданина. При строительстве жилого дома, или дачи, или квартиры, или садового домика, а также при получении кредита на эти цели льгота предоставляется в течение трех лет, начиная с года, в котором подано заявление об исключении из совокупного дохода указанных расходов.
Для получения соответствующей льготы гражданин обязан подтвердить, что является застройщиком или покупателем.
В подтверждение того, что гражданин является застройщиком, он должен в бухгалтерию предприятия или в налоговый орган представить копию разрешения на строительство, выданного органами местной администрации, либо справки правлений жилищных, дачных, садоводческих кооперативов либо садоводческих товариществ, копию договора, заключенного физическим лицом со строительной организацией, о долевом участии в жилищном строительстве конкретного жилого объекта для этого лица.
Расходы по строительству по желанию плательщика могут быть исключены из облагаемого дохода в течение года по мере получения физическим лицом доходов на основании документов, подтверждающих фактические затраты по строительству, или один раз при завершении бухгалтерией налоговых расчетов с физическим лицом за истекший год. На подлинном документе, представленном в бухгалтерию, в обязательном порядке делается отметка бухгалтерией предприятия: ставятся штамп организации, дата и подпись (разборчиво) ответственного работника.
Документами, подтверждающими произведенные расходы, могут быть: договоры с юридическими или физическими лицами на строительство жилья, счета на приобретение строительных материалов, акты закупки строительных материалов у физических лиц с обязательным указанием в них полных сведений об этом физическом лице (фамилия, имя, отчество, точный адрес местожительства, паспортные данные), кредитные договоры, квитанции к приходному кассовому ордеру на погашение кредитов и процентов по ним, а также другие документы. При этом договоры, заключенные между физическими лицами на выполнение работ по строительству, на приобретение строительных материалов, подлежат учету в налоговом органе по месту постоянного жительства физического лица - застройщика. Учет договора производится в присутствии физического лица в день его обращения. Без отметки налогового органа на договоре льгота не предоставляется.
При покупке физическими лицами жилого объекта на праве общей долевой собственности у каждого покупателя из совокупного дохода исключается сумма фактических расходов на приобретение, но не более суммы расходов, приходящихся на его долю в собственности.
При приобретении физическими лицами жилья на праве общей совместной собственности льгота предоставляется по их заявлению либо одному, либо по их желанию всем собственникам, но в пределах общей суммы затрат.
При строительстве объекта льгота предоставляется только застройщику (на чье имя оформлен договор на строительство).
Если по заявлению налогоплательщика производится погашение кредитов и процентов по ним, то наряду с принятием к зачету сумм погашенных кредитов и процентов по ним принимаются расходы по строительству или приобретению в размере фактически произведенных затрат, но в общей сумме не более пятитысячекратного размера установленной законом минимальной месячной оплаты труда, учитываемой за год. При этом зачет расходов по строительству или приобретению производится по окончании года.
Суммы, направляемые физическими лицами в погашение ссуды, полученной ими от предприятий или организаций, не имеющих лицензии на проведение банковских операций, из облагаемого подоходным налогом дохода не исключаются.
Документы, подтверждающие произведенные расходы, должны быть представлены физическими лицами в бухгалтерию предприятия, учреждения или организации не позднее срока, установленного для начисления заработной платы за декабрь истекшего календарного года, и при исключении этих расходов налоговым органом - не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.
ПОДОХОДНЫЕ НАЛОГИ
INCOME TAXES
Федеральные П.н. в США постоянно взимаются с 1 марта 1913 г. После ратификации штатами в феврале 1913 г. Шестнадцатой поправки к Конституции США в октябре 1913 г. был принят первый Закон о федеральном подоходном налоге. Поправка не наделяла федеральное правительство дополнительными полномочиями в сфере налогообложения, а лишь предусматривала, что Конгресс должен обладать правом облагать П.н. без разбивки поступлений от таких налогов между административными органами штатов и без учета данных переписи населения. Т. о. Конгресс действительно имел право облагать П.н. и до 1 марта 1913 г. однако в соответствии с решением Верховного суда США дело Поллок против Компании фермерских ссуд и трастов (Pollock v. Farmers Loan and Trust Company 157 U.S. 429 вторичное слушание дела, 158 U.S. 601) от 1895 г. те П.н. являлись прямыми налогами и до принятия Шестнадцатой поправки поступления от таких налогов подлежали разбивке между административными органами штатов в соответствии с конституционными требованиями, касающимися прямых налогов
США в годы Гражданской войны имели введенный в законодательном порядке федеральный П.н. (введен в действие в 1861 г. изменен шесть раз, срок действия истекал в 1872 г.). В то время, когда вводился этот федеральный П.н. шесть штатов уже имели законы о П.н. так что введение П.н. не явилось нововведением федеральных властей. В 1894 г. Конгресс принял др. закон о П.н. к-рый в результате рассмотрения дела Поллока был признан неконституционным. В 1909 г. Конгресс США предложил штатам одобрить Шестнадцатую поправку, о ратификации к-рой штатами и было объявлено прокламацией от 25 февраля 1913 г.
Первым штатом, к-рый ввел у себя в 1911 г. современную систему П.н. был Висконсин. На начало 1980 г. 44 штата и федеральный округ Колумбия имели системы П.н. к-рые отличались друг от друга в различных штатах по степени жесткости.
После принятия Закона о налоговых поступлениях 1913 г. утвердившего концепции нормального (подоходного) налога, добавочного П.н. (surtax) и индивидуального освобождения от налогообложения (personal exemptions), произошли следующие важные изменения:
1916 г. Закон о налоговых поступлениях 1916 г. установил налог на наследство.
1917 г. Благотворительным взносам был придан статус взносов, освобожденных от налогообложения было разрешено индивидуальное освобождение от налогообложения.
1924 г. С целью предотвращения неуплаты налога на наследство был введен налог на дарение.
1935 г. Принят Федеральный закон о социальном обеспечении (за счет гос. налогов).
1939 г. Налоговый кодекс 1939 г. отдельно кодифицировал законы о налоговых поступлениях.
1943 г. Закон об уплате текущих налогов принял систему выплаты пенсий из текущих доходов.
1950 г. Введение налога на самостоятельную занятость.
1954 г. Налоговый54 г. Налоговый кодекс 1954 г. осуществил полную ревизию ранее принятых федеральных законов о подоходном налоге.
1964 г. Закон о налоговых поступлениях 1964 г. был предназначен для стимулирования экономики, находящейся в условиях спада. Предусмотрено значительное снижение налогообложения корпораций и частных лиц.
1974 г. Закон о защите пенсионного обеспечения лиц наемного труда предусматривал существенные изменения в частной системе пенсионного обеспечения.
1977 г. Закон о снижении налогов и упрощении системы налогообложения упростил систему налогообложения. Установил льготы по освобождению от налогообложения суммы валового дохода.
1978 г. Закон о налоговых поступлениях пересмотрел шкалу налогообложения корпораций. Предусматривал взимание налога с первых 100 тыс. дол. доход по повышающейся шкале - от 17 до 40% и по ставке 46% со всей суммы налогооблагаемого дохода, превышающего 100 тыс. дол.
1978 г. Закон о налогообложении расходов на электроэнергию предусматривал налоговые льготы при экономии электроэнергии в жилищах.
1980 г. Закон о налогообложении непредвиденного дохода предусматривал взимание акцизного сбора с доходов, полученных от реализации нефти местной добычи.
1981 г. Закон о налогах на экон. восстановление снизил высший уровень ставок налогообложения частных лиц с 70 до 50%. Предусматривал создание системы ускоренного возмещения издержек. Увеличил размер разрешенных (санкционированных) взносов в пенсионные программы, созданные согласно плану Кео, а также в др. программы пенсионного обеспечения.
1982 г. Закон о справедливом налоговом обложении и бюдж.-налоговой ответственности предусматривал полную ревизию законодательства о федеральном П.н.
1983 г. Поправки 1983 г. к Закону о социальном обеспечении предусматривали вывод системы социального обеспечения из полосы переживаемых ею трудностей.
1984 г. Закон о сокращении дефицита 1984 г. Реформировал налоговое законодательство и разработал программу сокращения федеральных расходов.
1986 г. Принятие Закона о реформе системы налогообложения 1986 г. явилось наиболее значительным и далеко идущим шагом, предпринятым во всей истории налогового законодательства, связанным с его пересмотром. С момента принятия закона Налоговый кодекс именовался Налоговым кодексом 1986 г. Основной ныне действующей федеральной системы налогообложения является свод законов, именуемый ныне Налоговым кодексом 1986 г. Закон также скорректировал налоговый диапазон (tax brackets) c учетом инфляции, применяя индексацию на базе индекса потребительских цен.
1987 г. Закон о налоговых поступлениях 1987 г. внес существенные изменения в правила налогообложения предпринимателей, включая учет долгосрочных контрактов, ограничение использования метода частичных платежей (в рассрочку) и применение корпоративных налоговых ставок к компаниям с ограниченной ответственностью и неограниченной ответственностью главного партнера и многие др. изменения.
1991 г. Налоговое законодательство 1991 г. изменило правила, определяющие метод, в соответствии с к-рым налогоплательщики, уплачивающие более высокий П.н. должны показывать оценочный размер причитающихся с них налогов, взимаемых с подавляющего большинства налогоплательщиков. Наряду с общим увеличением налогов на потребление, были введены новые налоги на потребление предметов роскоши. Пособия по болезни (выплачиваемые при гос. страховании) были несколько снижены. Были установлены новые ограничения на перечисленные в законодательстве позиции.
1992 г. Ежегодно с момента введения в действие Закона 1986 г. Конгресс США проводил корректировку Налогового кодекса путем принятия дополнительных законов о налоговых поступлениях.
До периода депрессии 1932 г. и последующего пересмотра законодательства, касающегося взимания П.н. как на федеральном, так и на уровне штатов, широкое распространение получила практика индивидуального освобождения от налогообложения, что привело к тому, что группы населения с низким уровнем дохода в весьма незначительной степени были охвачены П.н. и многим удавалось избегать уплаты налогов из-за отсутствия надежной системы удержания налогов из заработной платы. По имеющимся оценкам, до депрессии 1932 г. только одна из девяти семей уплачивала федеральный П.н. Однако с 1932 г. был сокращен круг лиц, освобождаемых от налогообложения, были повышены налоговые ставки и значительно расширился охват различных групп населения П.н.
Личный П.н. является важнейшим источником федеральных доходов. Поступления от взимания личных П.н. примерно в три раза превышают размер поступлений от налогообложения корпораций аналогичным налогом за последние фин. годы общая сумма поступлений от взимания как личных, так и корпоративных доходов составила примерно 60% общего объема налоговых поступлений в федеральный бюджет. С точки зрения антициклической бюдж.-налоговой политики, П.н. считается чем-то вроде `автоматического стабилизатора`, чья функция проявляется в том, что он ограничивает инфляционные тенденции в периоды высокого уровня налоговых поступлений благодаря росту уровня прибылей и доходов и облегчает налоговое бремя, что является важным фактором восстановления экономики в периоды низкого уровня налоговых поступлений в результате снижения уровня прибылей и доходов. Более того, ставки П.н. и система освобождения от налогообложения могут изменяться в зависимости от характера наступившего экон. цикла, что может рассматриваться как более оперативная и гибкая мера по нейтрализации воздействия циклических изменений на экон. конъюнктуру, чем корректировка политики в области расходов. В штатах объем совокупных поступлений от всех видов налога с оборота и налогов на продажу автомобильного горючего превышает объем поступлений от взимания личных и корпоративных П.н. вследствие чего указанные налоги являются основным источником поступления средств в доходную часть бюджетов штатов. Прилагаемая таблица показывает размер валового сбора налогов (по источникам поступления) в период с 1970 по 1990 гг.
Обзор актуальных вопросов, связанных с подоходными налогами. По Конституции США, Палата представителей Конгресса США ответственна за инициирование налогового законодательства. Однако налоговое законодательство может возникать и в результате действий Сената в форме дополнительных статей (дополнений), вносимых в неналоговые законодательные акты. Законодательные инициативы по вопросам налогообложения часто выдвигаются Президентом США и Казначейством. (См. схему к ст. ПОДОХОДНЫЕ НАЛОГИ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС.)
Первостепенной задачей Закона о федеральном П.н. является поступление доходов от налогообложения для обеспечения деятельности правительства. В последние годы федеральное правительство расширило масштабы применения им налогового законодательства с целью решения различных экон. и социальных задач. Федеральный П.н. используется также как инструмент бюдж.-налоговой политики с целью стимулирования частных инвестиций, снижения уровня безработицы и смягчения воздействия инфляции на экономику. Закон также нацелен на стимулирование определенного рода деятельности специализированных предприятий и малого бизнеса путем поощрения исследовательских работ, разрешая немедленное списание определенного вида расходов, и введения специальных налоговых льгот в случае роста расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В 1981 г. Конгресс оказал поддержку ссудосберегательным учреждениям и организациям жилищного строительства, разрешив выпуск не облагаемых налогом универсальных сберегательных сертификатов (особая форма сбережений, введенная в США) для частных лиц сроком на 2 года. Налоговое законодательство применялось с целью стимулирования желательной, с точки зрения общества, деятельности и, наоборот, для предотвращения нежелательной, с точки зрения общества, деятельности. Напр. были разработаны специальные планы, предусматривавшие налоговые льготы для определенных пенсионных схем и схем по разделу прибыли, предназначенные для лиц наемного труда и лиц, обеспечивающих самостоятельную занятость, в качестве дополнения к пенсионной системе, обеспечиваемой по линии гос. социального обеспечения. Следует добавить, что с целью поощрения взносов на цели благотворительности, на взносы в благотворительные фонды и организации распространяются налоговые льготы.
Сведения о методах налогообложения поступают из законодательных административных и судебных источников. Общие формулировки, используемые в Налоговом кодексе, делают необходимым в дополнение к законодательным актам (статутам) прибегать к толкованиям налогового законодательства административными и судебными (судебные решения) органами. Ныне действующий Налоговый кодекс, известный как Налоговый кодекс 1986 г. с внесенными в него поправками или просто как Кодекс, представляет собой раздел 26 Кодекса федеральных законов США. Нормы, содержащиеся в кодексе, обладают высшей законодательной силой при исследовании вопросов, связанных с налогообложением при его планировании и контроле за соответствием практики налогообложения требованиям, содержащимся в кодексе. Положения кодекса охватывают подоходный налог, налог на дарение, взносы в фонд страхования по безработице, налог на спиртные напитки и табачные изделия и др. акцизные сборы. Соответствующие разделы являются наиболее часто цитируемыми структурными составляющими кодекса.
Инструкции Казначейства, отражающего толкование кодекса Казначейства, являются основным административным источником федерального налогового законодательства. Казначейство также издает имеющие силу закона инструкции и толковательные инструкции. Нац. бюро Налогового управления США издает несколько видов заключений или административных толкований закона, включая постановления (руководящие заключения), касающиеся налогообложения, процедуры взимания налогов, меморандумы, содержащие рекомендации технического свойства по вопросам налогообложения, а также информационные бюллетени.
Суды установили судебные доктрины, применимые к налоговому законодательству. Судебные доктрины используются судами, Конгрессом США и Казначейством в процессе применения закона и при разработке новых законов и правил.
Ниже следуют примеры некоторых судебных доктрин, применимых к налоговому законодательству:
• Приоритет содержания (сущности) перед формой. Суды придают большее значение экон. сущности сделки, чем ее юр. форме (т. е. ссуда, предоставленная матерью дочери, может рассматриваться как дар).
• Правило выигрыша на налогах. Полученная в следующем году обратно ден. сумма, в результате использования к-рой в предшествующем году был получен выигрыш на налогах, подлежит налогообложению, и получатель бонуса (выигрыша) должен уплатить налог на эту сумму за год получения выигрыша на налогах.
• Презумпция получения дохода. Налогоплательщик, использующий кассовый метод бухучета, не может исключить из налогообложения получение дохода, если средства были однозначно выделены в предшествующем году (т. е. работник должен уплатить налог на бонус, полученный в конце года именно за этот год, хотя, возможно, он и отложил получение наличных по чеку с суммой бонуса до наступления следующего года).
Подавляющее большинство ревизий и проверок, проводимых Налоговым управлением США, инициируются компьютерами управления, к-рые обследуют каждую из 120 млн налоговых деклараций, представляемых ежегодно, и группируют их по специальным категориям на основе сложного математического моделирования. Формируемые при помощи компьютеров категории, выполняющие функцию различения дифференцирования (discriminant function), отражают взаимосвязь различных позиций, включаемых в налоговую декларацию, и позволяют, напр. сравнить налоговую льготу на процент по закладной, отраженную в налоговой декларации какого-либо лица, с типичной налоговой льготой, на к-рую обычно претендует какое-либо др. лицо, включенное в ту же категорию налогоплательщиков (исходя из критерия уровня доходов), что и первое лицо.
Налоговая служба предоставила следующие сведения за 1992 фин. год, в к-рых указаны количество поданных деклараций и процент проверенных налоговых деклараций по различным их категориям:
Процент
Количество проверенных
поданных налоговых
Категория налоговой декларации деклараций деклараций
Личные декларации (формы 1040, 1040А
или 1040ЕZ), доход ниже 25 тыс. дол. 62096000 0,7%
Личные декларации, доход 25-50 тыс. дол. 274492300 0,6
Личные декларации, доход 50-100 тыс. дол. 13656900 1,0
Личные декларации доход свыше 100 тыс. дол. 3172700 4,9
Шкала С (единоличная собственность),
совокупный валовой доход ниже 25 тыс. дол. 2184700 1,5
Шкала С, доход 25-100 тыс. дол. 2804700 2,0
Шкала С, доход в 100 тыс. дол. или выше 1581600 4,0
Шкала (фермы), доход ниже 100 тыс. дол. 572300 1,1
Шкала, доход в 100 тыс. дол. и выше 278000 2,2
Всего 113829200 0,9
Отражаемые в личных декларациях доходы представляют собой суммы до произведения каких-либо вычетов, учета убытков и др. корректировок.
С целью ограничения возможностей манипулирования налоговыми платежами, включая личный и корпоративный П.н. лица, систематически отказывающиеся от уплаты налогов, а также определенные категории налогоплательщиков снабжаются специальными холлеритовыми1), закодированными перфокартами (читаемые компьютером), к-рые должны представляться в банк одновременно с уплатой налогов. Перфокарты затем направляются в федеральные резервные банки, к-рые завершают процедуру перфорирования и пересылают карты в бюро Секретаря Казначейства в Вашингтон. Сотрудники бюро министра переносят данные с перфокарт на магнитную ленту компьютеров, к-рые затем передаются в Налоговое управление США для выверки имеющихся данных с данными, включенными налогоплательщиком в свою налоговую декларацию. Такая процедура позволяет избежать традиционного метода обработки налоговых платежей и переводов в деятельности министерства и ускорить процесс кредитования налоговых платежей на счет министерства. При такой процедуре можно использовать электронную систему обработки данных. Прилагаемая таблица демонстрирует действующие (средние) и предельные (приростные) налоговые ставки по выборочным группам доходов: 1970-1990 гг.
Оценка подоходного налога. Ни один др. налог в системе налогообложения США не вызывает столько споров, как П.н. Особым предметом спора является так называемый принцип прогрессивности налогообложения (размер налогов возрастает в большей степени, чем происходит рост доходов). Карл Маркс в своем `Манифесте коммунистической партии` защищал идею значительного прогрессивного П.н. `как второй из перечня десяти мер, к к-рым должен прибегнуть пролетариат с целью уничтожения старого социального порядка (системы) путем ликвидации неравенства в распределении богатства`. (В СССР существовали относительно невысокие ставки П.н. система налогообложения базировалась в основном на взимании налога с оборота (дифференцированного налога с оборота.) Экономисты либерального толка защищают принцип прогрессивности как наиболее полно отвечающий задачам осуществления принципа `способности платить` и как способствующий расширению рынков массового производства. С др. стороны, экономисты консервативного толка полагают, что высокие налоговые ставки представляют собой серьезное вмешательство в процесс экон. роста, ослабляя стимулы к труду и предпринимательскому риску. Др. объектами критики, касающейся П.н. являются горизонтальная и вертикальная несправедливость, связанная с взиманием П.н. наличие стимула к уклонению от уплаты П.н. путем использования не облагаемых налогом ценных бумаг, сокрытия доходов от прироста капитала, использования счетов расходов и системы отложенной компенсации, а также сложность оформления налоговой декларации и высокий уровень административных расходов.
С точки зрения размера поступлений от налогообложения, чувствительность, П.н. к изменениям экон. цикла превращает П.н. в крайне нестабильный источник гос. доходов, хотя эта характерная черта рассматривается и как преимущество в качестве антициклического фактора.
См. НАЛОГОВЫЙ СУД БИЛЛЬ О ПРАВАХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА.
БИБЛИОГРАФИЯ:
Annual Report of the Commissioner. U.S. Department of the Treasury.
COMMERCE CLEARING HOUSE. CCH Federal Taxation: Basic Principles. Latest edition.
CCH Federal Taxation Advanced Topics. Latest edition.
Complete Internal Revenue Code. Prentice-Hall, Paramus, NJ. Annual.
Federal Income Tax Requlations. Prentice-Hall, Paramus, NJ. Annual.
Federal Tax Locator. McGraw-Hill, Colorado Springs, CO.
INTERNAL REVENUE SERVICE. Your Federal Income Tax. Latest edition.
PRENTICE-HALL PUBLISHING CO. Federal Income Tax. Latest edition.
Помощь: Об обложении подоходным налогом расходов, связанных с празднованием Нового года
ОБ ОБЛОЖЕНИИ ПОДОХОДНЫМ НАЛОГОМ РАСХОДОВ, СВЯЗАННЫХ С ПРАЗДНОВАНИЕМ НОВОГО ГОДА
С приближением Нового года у организаций (индивидуальных предпринимателей) возникают вопросы, связанные с порядком исчисления подоходного налога, а именно: являются ли объектом налогообложения расходы на проведение новогоднего вечера, культурно-массовых мероприятий, а также расходы на приобретение подарков к праздникам, билетов на новогодние представления работникам и их детям? А поскольку в соответствии с нормами Закона РБ от 21.12.1991 № 1327-XII О подоходном налоге с физических лиц (с учетом изменений и дополнений, внесенных Законом РБ от 29.12.2006 № 190-З, далее - Закон) не всякий доход, полученный гражданами, признается доходом, подлежащим налогообложению, то и перечисленные расходы также не всегда включаются в доход сотрудников в целях исчисления подоходного налога.
Расходы на приобретение подарков к праздникам, билетов на новогодние представления
В 2006 г. налогообложение доходов в виде подарков, билетов на новогодние представления производится с учетом льгот, предусмотренных подп.1.17 и 1.24 п.1 ст.12 Закона, и зависит от того, кому они предназначаются и за счет каких средств выделяются.
Так, не подлежат обложению подоходным налогом доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, получаемые от:
- организаций и индивидуальных предпринимателей в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода (подп.1.17 п.1 ст.12 Закона). Указанная льгота может быть предоставлена и в том случае, когда получатель подарка не является работником этой организации (индивидуального предпринимателя).
При этом определение размера дохода, не подлежащего обложению подоходным налогом, должно производиться с учетом изменения размера базовой величины - ее увеличение влечет изменение не подлежащей налогообложению предельной величины совокупной суммы доходов (при условии, что выплаты таких доходов производятся после ее увеличения).
Пример 1
В феврале 2006 г. организацией за своего работника на счет учреждения здравоохранения на лечение перечислена сумма в размере 4 500 000 руб. Не подлежащим налогообложению признается доход, полученный в пределах 4 350 000 руб. (29 000 руб. (размер базовой величины в январе 2006 г.) x 150).
Доход, равный 150 000 руб. (4 500 000 руб. - 4 350 000 руб.), подлежит налогообложению в установленном порядке.
В июне этому же работнику организацией приобретен годовой абонемент на посещение бассейна стоимостью 200 000 руб.
Не подлежащим налогообложению признается доход в размере 300 000 руб. (31 000 руб. (размер базовой величины в июне) x 150 - 4 350 000 руб. (льгота, использованная в январе 2006 г.)). Таким образом, стоимость абонемента не облагается подоходным налогом. У работника остается неиспользованной льгота в сумме 100 000 руб. (поскольку размер базовой величины не изменялся до конца 2006 г.).
В декабре 2006 г. этому же физическому лицу выделен ценный подарок к Новому году стоимостью 118 000 руб. (с учетом НДС). В налогооблагаемый доход будет включаться сумма 18 000 руб. (118 000 руб. - 100 000 руб.)
- профсоюзных организаций членами этих профсоюзных организаций в пределах 30 базовых величин в сумме от всех источников (профсоюзных организаций (профсоюзов (объединений профсоюзов) и их организационных структур (подразделений)) в течение налогового периода (подп.1.24 п.1 ст.12 Закона). Размер дохода, не подлежащего налогообложению, определяется в порядке, указанном в примере 1.
Необходимо отметить, что налоговые агенты обязаны вести учет указанных выплат по каждому плательщику.
Таким образом, на основании изложенного плательщику одновременно может быть предоставлена льгота в размере 180 базовых величин:
1) в размере 150 базовых величин от организации (индивидуального предпринимателя) независимо от того, является он ее (его) работником либо нет
2) в размере 30 базовых величин - при условии, что он является членом профсоюзной организации и рассматриваемые доходы выдаются из средств этой организации.
Кроме того, стоимость, например, букета живых цветов, получаемого плательщиком по случаю празднования Нового года, в соответствии с п.7 главы 3 Инструкции о порядке реализации взимания подоходного налога с физических лиц и формах налогового учета, утвержденной постановлением МНС РБ от 28.02.2006 № 33 (далее - Инструкция), не признается объектом обложения подоходным налогом независимо от количества подаренных живых цветов и их стоимости. Причем в отношении таких доходов налоговым агентам не следует вести и карточку налогового учета.
Расходы на проведение культурно-массовых мероприятий
В целях налогообложения (согласно п.7 главы 3 Инструкции) не признаются объектом обложения подоходным налогом суммы средств, израсходованных юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на проведение культурно-массовых мероприятий (презентаций, юбилеев и иных аналогичных мероприятий, связанных с осуществляемой ими деятельностью), суммы понесенных ими представительских расходов (на прием и обслуживание делегаций и отдельных лиц, в т.ч. не являющихся иностранными). Таким образом, если, например, в программу собрания по поводу подведения итогов работы за текущий финансовый год будет включена программа, связанная с поздравлением передовиков производства за достижение высоких результатов в труде, с последующим фуршетом или банкетом, то эти расходы не будут считаться доходом физических лиц. Если же мероприятия по празднованию Нового года (и других праздников) не связаны с производственной деятельностью, то расходы признаются доходом физических лиц - участников мероприятия и подлежат обложению подоходным налогом.
В иных случаях (праздничные мероприятия не связаны с осуществляемой деятельностью) расходы организации (индивидуального предпринимателя) признаются доходом физического лица - участника мероприятия и, следовательно, подлежат обложению подоходным налогом. При этом учет таких доходов ведется по каждому физическому лицу.
Указанные доходы можно рассматривать в качестве доходов, не подлежащих налогообложению, на основании подп.1.17 п.1 ст.12 Закона.
Пример 2
В связи с 10-летием со дня создания организации планируется проведение ряда торжественных мероприятий (торжественные собрания с последующим концертом, банкет с участием работников организации и приглашенных).
С учетом того, что расходы организации связаны с осуществляемой ею деятельностью (юбилей со дня образования), они не являются доходами физических лиц - как работников организации, так и приглашенных лиц.
Пример 3
Организация несет расходы на проведение корпоративных огоньков, концертов по случаю празднования Нового года, 8 марта и т.п.
В связи с тем, что расходы организации на проведение культурно-массовых мероприятий, производимые в интересах физических лиц (в частности, проведение корпоративных огоньков, связанных с празднованием Нового года, 8 марта), не связаны с осуществляемой ею деятельностью, они признаются доходами физических лиц, полученными в натуральной форме. Исчисление подоходного налога с данных доходов производится у источника его выплаты и осуществляется с учетом льготы по налогу, предусмотренной подп.1.17 п.1 ст.12 Закона, согласно которой не подлежат обложению подоходным налогом доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, получаемые от организаций и индивидуальных предпринимателей, в т.ч. в виде материальной помощи, подарков и призов, оплаты стоимости путевок, в пределах 150 базовых величин в сумме от всех источников в течение налогового периода.
Порядок уплаты налога с доходов, подлежащих налогообложению
Суммы средств, оплаченные организацией (индивидуальным предпринимателем), свыше установленного Законом предела подлежат налогообложению по совокупности с другими полученными от данного источника выплаты доходами. При этом из облагаемого дохода физического лица могут быть произведены стандартные налоговые вычеты, перечисленные в ст.13 Закона, но только при условии, что рассматриваемые доходы выплачивались по месту основной работы.
Причем вычеты, предусмотренные указанной нормой, могут быть произведены и из доходов не по месту основной работы - по окончании календарного года налоговым органом, например, когда физическое лицо работало по договорам подряда и места основной работы у него в течение года не было. Так, при представлении физическим лицом налоговой декларации (расчета) налоговый орган обязан произвести вычеты из рассматриваемых доходов в размере базовой величины (подп.1.1 п.1 ст.13 Закона), а при наличии оснований - в случае если физическое лицо имеет детей в возрасте до 18 лет и иждивенцев - двукратной базовой величины на каждого такого ребенка и иждивенца, вдовам (вдовцам), одиноким родителям, опекунам или попечителям установленный стандартный налоговый вычет предоставляется в двойном размере (подп.1.2 п.1 ст.13 Закона), а также 10 базовых величин участникам Великой Отечественной войны и другим категориям лиц, указанных в подп.1.3 п.1 ст.13 Закона, за каждый месяц года.
31.01.2007 г.
Александр Зелевский, старший государственный налоговый инспектор
Приватизация и льготы ивалидам
Здравствуйте
Проживаю с матерью(она инвалид и пенсионер), недавно приватизировали квартиру, причем мама написала отказ от
приватизации(чтобы избежать обмана пожилого человека на рынке жилья). В этом месяце пришла платежка за квартиру,где у мамы
нет льготы за содержание и ремонт. Я обратился в ЕИРЦ, там ответили, что с инвалида-собственника снимается льгота 50% оплаты на содержание и ремонт.
Вопросы:
1)действительно ли инвалид лишается льгот при приватизации квартиры, если да то каких?
2)какой статус теперь у моей мамы? то есть квартира теперь в моей собственности,у нее отказ от приватизации, она -собственник или наниматель?
3)получается, что отказ от приватизации ущемляет ее в правах(она не собственник,а льготы и субсидии снимают)?может не надо было его писать? какие преимущества и недостатки у отказа от приватизации(в том числе для пожилого человека)?
Собираемся приватизировать квартиру. Чеков нет. Двое из членов семьи являются инвалидами с детства (1-я и 3-я группы), во времена выдачи чеков были несовершеннолетними. По договору квартиронанимателем является третий член семьи, не инвалид. Так вот вопросы:
1. При приватизации льгота на инвалида с детства распространяется, если он является квартиросъемщиком по документам, или это может быть любой член семьи?
2. В моем случае льготу получат оба инвалида или только кто-то один?
3. Квартиронаниматель является пенсионером, в настоящий момент работает. Может ли он воспользоваться льготой как неработающий пенсионер, проживающий вместе с инвалидом с детства, если уволится с работы до подачи заявления на приватизацию?
В соответствии со статьей 12 Закона Республики Беларусь О приватизации жилищного фонда в Республике Беларусь от 16 апреля 1992 г. № 1593-XII, безвозмездно (с учетом жилищной квоты, суммы квот) передаются в собственность занимаемые жилые помещения следующим категориям граждан Республики Беларусь:
- Героям Беларуси, Героям Советского Союза, Героям Социалистического Труда, полным кавалерам орденов Отечества, Славы, Трудовой Славы
- реабилитированным гражданам - жертвам политических репрессий, детям, которые находились вместе с родителями в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении, детям, оставшимся в несовершеннолетнем возрасте без опеки родителей, необоснованно репрессированных по политическим мотивам
- инвалидам с детства
- гражданам, заболевшим и перенесшим лучевую болезнь, инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, в том числе детям-инвалидам вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
- гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС
- гражданам, принимавшим непосредственное участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия
- лицам, занимающим жилые помещения в одноквартирных блокированных жилых домах, имеющих не более одного надземного этажа, при их износе на 60 процентов и выше.
Вышеуказанным гражданам жилые помещения передаются в собственность безвозмездно в пределах 20 кв. метров общей площади, а также 20 кв. метров общей площади на каждого проживающего вместе с ними нетрудоспособного неработающего члена семьи с учетом полностью начисленной им жилищной квоты, суммы квот. Гражданам, занимающим жилые помещения в одноквартирных блокированных жилых домах, имеющих не более одного надземного этажа, при их износе на 60% и выше жилые помещения передаются в собственность безвозмездно независимо от размера их общей площади с учетом полностью начисленной жилищной квоты, суммы квот лиц, участвующих в приватизации.
Жилые помещения, приватизируемые на льготных условиях, передаются участникам приватизации в равных долях.
Та часть жилых помещений, которая превышает размер общей площади, передаваемой безвозмездно, приватизируется на общих основаниях. При этом доля участия в приватизации денежными средствами определяется по соглашению между участниками приватизации.
Таким образом, при приватизации не важно, является ли гражданин главным квартиросъемщиком (нанимателем) или является членом семьи нанимателя, приватизировать можно на любого члена семьи нанимателя.
Льготы получат оба инвалида в том случае, если они будут приватизировать на двоих.
Главный квартиросъемщик, если он пенсионер, может воспользоваться льготой как неработающий пенсионер, проживающий вместе с инвалидом с детства, если уволится с работы до подачи заявления на приватизацию, и при этом квартира не будет приватизироваться на него и если он относится к нетрудоспособному неработающему члену семьи гражданина, на которого будет приватизирована квартира.
Граждане, имеющие право на приватизацию жилых помещений на льготных условиях и имевшие, но не реализовавшие право на начисление жилищной квоты до 1 июля 1999 года, имеют право на одноразовое использование льготы.
Для оформления в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного жилищного фонда наниматель жилого помещения, совершеннолетние члены его семьи, а также иные граждане, за которыми сохраняется равное с нанимателем право пользования этим жилым помещением, обращается в местный исполнительный и распорядительный орган для подачи заявления.
Перечень документов и (или) сведений, прилагаемых к заявлению, бланк которого выдается в местном исполнительном и распорядительном органе или органе управления юридического лица, и срок принятия решения о приватизации жилого помещения указаны в пункте 1.1.9 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан.
За более детальной информацией вы можете обратиться в отдел приватизации того района, где расположена квартира.
Хмыль Алесь Максимович, зам. директора по юридическим вопросам, агентство недвижимости "Арива"
Просмотров сегодня/7 дней/всего: 3/24/4581
Приватизировал-льготы потерял
С нашими законами не знаешь,
С нашими законами не знаешь,
где найдёшь - где потеряешь
Татьяна ГОРОХОВА
по письмам читателей
«Уважаемая редакция, обращаюсь к вам с такой проблемой. Недавно решил приватизировать свою квартиру. Как положено, обратился в БТИ, пришли специалисты, обмерили мою жилплощадь. По их замерам оказалось, что принадлежащие мне квадратные метры меньше тех, что указаны в платёжке за квартиру. Меньше не намного, но для меня, инвалида 1 группы, это существенно - ведь получается, что я переплачиваю за квартиру уже в течение многих лет. Обратился я в ДЕЗ, в РКЦ - расчётно-кассовый центр, чтобы мне сделали перерасчёт. И тут вдруг мне говорят, что если сделают перерасчёт, я потеряю право на льготы как инвалид. Поясните, правда ли это?» - с таким вопросом обратился к нам Иван Михайлович, житель Заречного, инвалид 1 группы. За разъяснениями мы направились в ООО «ДЕЗ» и вот что нам сказали:
- Если при обмере квартиры БТИ не совпадают размеры жилья, необходимо обратиться в ООО «ДЕЗ» с документами БТИ и с заявлением на перерасчёт квартплаты. Необходимый перерасчёт будет сделан по замерам БТИ. Действительно, иногда бывает так, что размеры квартиры не совпадают с теми, что указаны в паспорте дома.
Что касается льгот, действительно, при приватизации квартиры по закону льготы инвалидам на содержание жилья не сохраняются, а на коммунальные услуги льготы продолжают действовать - таков закон.
Версия для печати
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!