Налоговые льготы предприятиям использующим труд инвалидов
Налоговые льготы для организаций, использующих труд инвалидов
Подобные документы
Закон "Об основах социального обслуживания населения" регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите граждан пожилого возраста и инвалидов.
контрольная работа
Конституционно-правовой статус общественных объединений, нормативные основы их организации и деятельности в Украине. Порядок регистрации общественных организаций. Роль общественных организаций в формировании социальной политики в Украинском обществе.
дипломная работа
Государственная поддержка физической культуры и спорта среди людей с ограниченными возможностями. Регулирование на уровне федерального законодательства социальной поддержки спортсменов-инвалидов. Пути совершенствования Российского законодательства.
Нормы и условия труда женщин, имеющих детей до 3-х лет. Условия труда несовершеннолетних работников. Продолжительность рабочего времени на предприятии, продолжительность отдыха. Возмещение ущерба при повреждении здоровья или же смертного случая работника.
контрольная работа
Формы принятия на работу, увольнение, льготы и компенсации молодого специалиста. Особенности социальной поддержки работников, аспирантов и студентов в Республике Беларусь. Меры по улучшению обеспечения сельскохозяйственных организаций специалистами.
реферат
Понятие, виды и правовой статус общественных организаций. Политические партии и профессиональные союзы в системе общественных объединений. Правовое положение религиозных организаций и взаимоотношения религиозных организаций и государственных органов.
контрольная работа
Особенности налогообложения прибыли организаций от реализации производимой ими продукции растениеводства, пчеловодства, животноводства и рыбоводства. Применение льготы по налогу на прибыль в соответствии с Декретом №9. Право применения единого налога.
реферат
Ознакомление с основами законодательства об охране труда. Рассмотрение требований к организации труда.
контрольная работа
Цели и история развития государственной социальной помощи, её получатели и порядок назначения. Государственная политика в отношении инвалидов, нетрудоспособных граждан и других категорий. Особенности социальной политики в разных сферах жизнедеятельности.
Место конституционного права на свободу объединений в системе прав и свобод человека. Общественные объединения как форма налаживания коммуникации между обществом и государством на современном этапе развития гражданского общества в Республике Беларусь.
реферат
Изучение структуры (государственная, муниципальная, частная), функций (оказание медицинской и протезно-ортопедической помощи, реабилитация инвалидов, проведение судебно-психиатрических экспертиз), организации управления в сфере здравоохранения РФ.
реферат
Понятие, значение, виды и принципы медицинской помощи и лечения. Cоциальное обслуживание населения в Российской Федерации. Обеспечение инвалидов средствами передвижения и транспортными средствами. Сроки и условия оказания протезно-ортопедической помощи.
реферат
Назначение целевого ежемесячного пособия на ребенка. Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов. Положения Федерального закона о трудовых пенсиях в России. Право на пенсию по потере кормильца. Критерии массового увольнения работников.
практическая работа
Формы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Порядок назначения трудовых пенсий. Право военнослужащих и работников летно-испытательного состава на получение пенсии за выслугу лет. Единовременные пособия беженцам и переселенцам.
контрольная работа
Принципы правового регулирования некоммерческих организаций: потребительского кооператива, общественных и религиозных объединений, фондов, ассоциаций и учреждений. Учредительные документы, реорганизация и ликвидация, отчетность и финансы организаций.
Нормы трудового права в отношении труда несовершеннолетних граждан (лиц, не достигших 18 лет). Государственная поддержка работающих студентов. Характеристика льгот в определении рабочего времени, времени отдыха, приема на работу, расторжения договора.
презентация
Понятие и виды льгот по системе социального обеспечения в Республике Беларусь, круг лиц, пользующихся ими. Предоставление инвалидам средств передвижения и компенсация расходов на их транспортное обслуживание. Права и льготы, предоставляемые ветеранам.
реферат
Международное законодательство регулирования проблем социально-правовой защиты лиц с ограниченными возможностями государственная политика, органы социальной защиты в Украине деятельность Межрегионального центра реабилитации инвалидов в г. Евпатория.
дипломная работа
Понятие налогового права. Льготы по налогам и сборам. Закон о налоге на прибыль предприятий. Влияние скидок на результаты налогообложения. Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Организация и осуществление налоговых изъятий у физических лиц и организаций.
контрольная работа
Религия в Республике Беларусь. Нормативные основы административной процедуры регистрации религиозных организаций. Анализ административной процедуры регистрации религиозных организаций в Республике Беларусь.
Налоговая оптимизация с использованием труда инвалидов
Файлы: 1 файл
Реферат Налоговая оптимизация с использованием труда инвалидов.docx (39.42 Кб) — Открыть , Скачать
Полностью освобождается от уплаты НДС (кроме посреднической деятельности и за исключением подакцизных товаров и т.д.) Полностью освобождается от уплаты налога на имущество Освобождается от уплаты единого социального налога с сумм доходов, не превышающих 100 000 рублей в течение налогового периода на каждого отдельного работника.- Учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям:
- В случае, если предприятие не имеет уставного капитала, состоящего полностью из вкладов общественных организаций и инвалидов, но численность работающих инвалидов составляет не менее 50% от общей численности работающих, предприятие:
В отношении налога на имущество необходимо обратить внимание на то, что в отличие от НДС и ЕСН льготу имеют не любые общественные организации, а только общеРоссийские.
Значительные ограничения по подпадающим под льготный порядок видам деятельности и товаром (кроме посреднической деятельности, кроме подакцизных товаров и т.д.) существенно сокращает сферу применения данных льготных предприятий. Использование предприятия, имеющего 100-процентный уставный капитал общественной организации инвалидов не выгодно фактическим учредителям предприятия: так как предприятие формально принадлежит общественной организации инвалидов, то и вся прибыль и имущество предприятия принадлежит организации инвалидов.
Однако предприятие инвалидов, используемое в порядке, аналогичном порядку использования территориального оффшора, может принести значительный эффект в плане оптимизации налогообложения.
Например, компания, учрежденная любым коммерческим предприятием и имеющая 50% работников-инвалидов, используется как финансовый аккумулятор. Посредством дилерских отношений (компания приобретает товар по цене, близкой к себестоимости, а реализует по рыночным ценам) практически вся прибыль «оседает» в компании.
Аналогично, прибыль предприятия может быть переведена в компанию на основании договора на оказание информационно-консультационных услуг. Аккумулированная прибыль может быть направлена на приобретение для предприятия основных производственных фондов. приобретенные основные фонды могут быть переданы предприятию в текущую аренду с отражением арендованного имущества на балансе арендодателя-компании. Налицо экономия на налоге на имущество (компания, имеющая 50% работников-инвалидов, налог на имущество не уплачивает). При этом все имущество легально полностью подконтрольно предприятию, учредившему компанию инвалидов.
При использовании компании инвалидов необходимо предельно ответственно отнестись к основному критерию предоставления льгот – численности работников-инвалидов. Малейшая небрежность может обернуться признанием применения льгот незаконным и, соответственно, штрафами.
Работодателю, желающему применять труд инвалидов для оптимизации налогообложения следует помнить и о дополнительных расходах, связанных с приемом на работу инвалидов.
В частности, согласно п.23 ст.255 Налогового кодекса РФ, расходы на доплаты инвалидам, предусмотренные законодательством РФ, включаются в расходы на оплату труда, учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли. Например, при переводе инвалида по медицинским показаниям на нижеоплачиваемую работу компания может компенсировать ему потерю в деньгах, назначив доплату до размера прежнего заработка. Эту компенсацию работник-инвалид получает до момента восстановления трудоспособности.
Не стоит забывать и еще одну тонкость Российского налогового законодательства. Права на льготу по имущественному налогу и НДС имеют организации, где 50% и более работников признаны инвалидами, а их доля в фонде оплаты труда составляет не мене 25%. Однако в эти 50% не входят инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера.
Пп. 38 п.1 ст. 264 Налогового кодекса РФ говорит о том, что расходы, произведенные налогоплательщиком- организацией, где трудятся инвалиды, на цели их социальной защиты, учитываются в составе прочих расходов. Мероприятия по социальной защите инвалидов, на которые распространяется данное правило, перечислены так же в ст.264 НК РФ:
улучшение условий и охраны труда инвалидов создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (приобретение и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников) обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов изготовление и ремонт протезных изделий приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников) санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов защита прав и законных интересов инвалидов мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия) обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов) приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов, видеоматериалов с субтитрами или сурдопереводом взносы, направленные общественным организациям инвалидов на их содержание.Однако работодатели, у которых работают люди с ограниченными физическими возможностями, вправе начислять страховые взносы с выплат работникам-инвалидам по пониженному тарифу 20,2 (а не 34,2) до 2014 г. включительно. С 2015 г. все организации и индивидуальные предприниматели будут перечислять страховые взносы в общем порядке. В соответствии со ст.2 Федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» организации имеют право применять льготу по выплатам, исчисленным в пользу работников-инвалидов I, II и III групп, в размере 60% страхового тарифа. Здесь следует учитывать, что класс профессионального риска, на который начисляются страховые взносы с работающими инвалидами, будет ниже, чем в других организациях.
Заключение
Не смотря на большое количество налоговых льгот, многие работодатели стремятся избежать приема на работу людей с ограниченными физическими возможностями. Нередко это сопряжено с тем, что для них нужно оборудовать рабочее место, которое будет соответствовать санитарным и другим нормам, предъявляемым к рабочему месту инвалида. Также работодатель должен быть готов к тому, что работник этой категории будет часто уходить на длительные больничные, раньше заканчивать работу и позже на ней появляться, а начальник никак не сможет повлиять на ситуацию. Чтобы как-то уладить этот вопрос, законодательством РФ были установлены квоты для приема на работу инвалидов (2-4% к среднесписочной численности работников). Пока это касается организаций, численность работников которых составляет более 100 человек.
Однако все это чаще приводит к «серым» схемам ухода от налогов. К тому же специалистами налоговой службы РФ регулярно выдвигаются предложения отменить льготы для компаний, использующих труд инвалидов – все из-за эти же «серых схем», использования «мертвых душ» для уменьшения нагрузки на бизнес и т.п. Отмена льгот вряд ли приведет к отмене льгот по трудоустройству инвалидов, но организации останутся без вознаграждения за проявленную социальную позицию, что приведет к еще большему распространению новых «серых» схем оптимизации налогообложения.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Налоговый кодекс с пояснениями. По материалам интернет-сайта http://www.snezhana.ru
3. Федеральный закон о социальной защите инвалидов в РФ от 24.11.1995 № 181 ФЗ. По материалам интернет-сайта http://www.staffexpert.ru
4. Налоговые льготы для организаций, использующих труд инвалидов. По материалам интернет-сайта http://www.credoaudit.ru
О льготах по налогу на прибыль предприятий, применяющих труд инвалидов
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
Вопрос: Каков порядок применения льгот по налогу на прибыль, подлежащего уплате в бюджет Москвы, предприятия, в среднесписочной численности которого 3 человека, два из которых инвалиды?
Ответ:
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона города Москвы от 22.12.99 N 39 "О ставках и льготах по налогу на прибыль" освобождаются от уплаты налога предприятия и организации, в среднесписочной численности которых льготная категория работающих - инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, к ним приравненные, составляют более 50 процентов либо инвалиды, участники Великой Отечественной войны и лица, к ним приравненные, и пенсионеры - более 70 процентов.
Названная льгота предоставляется предприятиям и организациям, осуществляющим деятельность в сфере промышленности, сельского, лесного и рыбного хозяйства, транспорта и связи, строительства, торговли и общественного питания, бытового обслуживания населения, при условии:
а) наличия в льготной категории работающих не менее 50 процентов инвалидов
б) наличия в годовом объеме оборота или прибыли не менее 70 процентов льготируемых видов деятельности
в) направления в текущем финансовом году льготируемых средств на социальные нужды инвалидов.
При нецелевом использовании льготируемых средств они подлежат изъятию в бюджет города Москвы.
Льготы для предприятий, применяющих труд инвалидов и пенсионеров, предусмотренные Законом города Москвы, установлены в дополнение к аналогичным льготам, определенным Законом Российской Федерации от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (в редакции изменений и дополнений).
Перечень социальных нужд инвалидов, направление средств на которые является обязательным условием для применения как федерального законодательства, так и городского, определен в пункте 4.6 и приложении 5 инструкции Госналогслужбы Российской Федерации от 10.08.95 N 37 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций".
При этом льготируемые средства должны быть направлены в текущем году на нужды инвалидов, работающих на данном предприятии.
Таким образом, средства, направленные предприятием на социальные нужды всех работающих на данном предприятии инвалидов, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско - правового характера, являются использованными по целевому назначению.
Организация должна обеспечить раздельный учет расходов, связанных с удовлетворением социальных нужд инвалидов и производимых за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия на основании первичных документов.
Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" под первичными документами понимаются оправдательные документы, составленные по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной документации, и содержащие следующие обязательные реквизиты: наименование документа, дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание хозяйственной операции, измерители операции в денежном и натуральном выражении, наименование должностей лиц, ответственных за совершение операции, личные подписи этих лиц.
Таким образом, содержание хозяйственных операций, отраженное в первичных документах, должно соответствовать целям обеспечения социальных нужд инвалидов.
Заместитель
руководителя Управления
государственный советник
налоговой службы III ранга
Исаев за предоставление льгот компаниям, использующим труд инвалидов
Исаев, выступая на заседании Совета по делам инвалидов в Кремле, отметил, что "в свое время были устранены налоговые льготы, которыми пользуются эти предприятия".
МосквА, 7 апр - РИА Новости. Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев считает необходимым вернуть налоговые льготы предприятиям, использующим труд инвалидов, а также дать им возможность предоставления вне конкурса госзаказов.
Исаев, выступая на заседании Совета по делам инвалидов в Кремле, отметил, что "в свое время были устранены налоговые льготы, которыми пользуются эти предприятия".
"В свое время это решение имело свою логику, так как в 90-е годы льготы использовались в том числе для обхода закона, а иногда и для преступной деятельности", - отметил депутат.
"Вместо этих налоговых льгот были установлены финансовые компенсации, которые выплачиваются из бюджета соответствующим организациям, и мы постоянно слышим, что эти финансовые компенсации отстают от реально утраченных налоговых льгот", - сказал Исаев.
В связи с этим он обратился к президенту РФ с просьбой дать поручение Минфину, Минздравсоцразвития "совместно с организациями, которые имеют соответствующие предприятия, использующие труд инвалидов, обсудить и реально сопоставить потери в связи с утратой налоговых льгот и финансовую помощь".
"Это было бы чрезвычайно важно", - подчеркнул депутат.
"Кроме того, можно было бы обсудить возможность, учитывая, что эти предприятия уникальны и что кризис, конечно, сказывается и на них, возможность предоставления им вне конкурса государственных и муниципальных заказов, чтобы поддержать деятельность этих предприятий", - сказал глава думского комитета.
Совет при президенте РФ по делам инвалидов был образован 17 декабря 2008 года, в его состав вошли 25 человек - представители органов государственной власти, государственного корпуса, общественной организации инвалидов. В заседании принимают участие, в частности, председатель совета, руководитель администрации президента Сергей Нарышкин, заместитель председателя совета, помощник президента Аркадий Дворкович, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова.
Система налоговых льгот предприятиям, осуществляющим природоохранную деятельность.
Описать применяемый в РФ механизм экономического стимулирования охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. Рассмотреть зарубежный опыт в области применения налоговых льгот предприятиям, осуществляющим природоохранную деятельность.
Экологический аудит.
Охарактеризовать понятие экологического аудита, основные этапы развития и становления аудита в России. Привести понятие аудиторской деятельности. Описать процедуру аудита, перечислить методы, используемые в практике аудита, охарактеризовать правовую базу аудита.
Стандартизация объектов охраны окружающей среды.
Описать систему стандартов и нормативов в области охраны окружающей среды, используемых в РФ. Рассмотреть порядок разработки и утверждения нормативов выбросов, сбросов и образования отходов.
Кадастры природных и вторичных ресурсов.
Сформулировать понятие кадастра природных ресурсов, перечислить основные. Описать государственный земельный кадастр, государственный кадастр месторождений, государственный водный кадастр, государственный лесной кадастр, государственный кадастр особо охраняемых природных территорий, реестр охотничьих животных, реестр рыбных запасов, реестр загрязнении природной среды.
Экологический менеджмент.
Сформулировать определение экологического менеджмента, основные понятия, общие и специальные цели, функции. Назвать факторы, определяющие инфраструктуру экологического менеджмента, изложить основные принципы экологического менеджмента.
В заключительной части раздела «Природопользование и охрана окружающей среды» дипломник делает выводы о соответствии уровня негативного воздействия на окружающую природную среду рассматриваемого предприятия установленным нормативным значениям, вносит предложения и рекомендации по повышению уровня экологической безопасности.
Экономическое стимулирование охраны окружающей среды
Проблемы совершенствования налоговых льгот для предприятий, проводящих природоохранные мероприятия.
В законе РФ “об охране О.С.” заложены следующие правовые основы стимулирования рационального природопользования и охраны О.С.:
· Установление налоговых и других льгот предприятиям при внедрении малоотходных технологий, использования вторичных ресурсов, осуществление других видов природоохранной деятельности
· Введение ускоренной амортизации основных фондов природоохранного назначения
· Применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию
· Введение специального налогообложения экологически вредной продукции, а также продукции, выпускаемой с применением экологически опасных технологий
· Применение льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих мероприятия по охране О.С.
В настоящее время, предприятиям, эффективно осуществляющих мероприятия по охране О.С. предоставляются налоговые льготы:
· Изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
· Налоговый кредит
· Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков.
Несмотря на законодательное закрепление названных мер по стимулированию охраны О.С. практическая их реализация затруднена ввиду возрастания дефицита бюджета, нестабильной экономики, спада производства.
За последние 5 лет среднегодовые капитальные вложения на охрану О.С. в Р.Ф. составили 2 млрд. рублей (в ценах 1991 года). По экспертным оценкам поддержание уровня экологической безопасности необходимо увеличить объем инвестирования в 2-4 раза. В республиканском бюджете Р.Ф. финансирование природоохранной деятельности за счет бюджетных средств не предусмотрено. Таким образом, главным источником финансирования природоохранной деятельности являются средства экологических фондов и собственных срелств предприятий.
Объем средств, привлеченных на указанные цели, зависит от эффективности экономических стимулов, побуждающих вкладывать деньги в охрану природы. Снижение доли централизованных средств в источниках финансирования природоохранных мероприятий необходимо компенсировать повышением заинтересованности во вложении собственных средств, направляемых на природоохранные мероприятия.
Определенные налоговые льготы могут быть предоставлены предприятиям местными органами власти, в части налогов, которые зачисляются в местный бюджет.
В настоящее время средства экологических фондов являются важнейшим источником финансирования природоохранных мероприятий. Поэтому важным стимулирующим моментом является освобождение от НДС работ и услуг, выполняемых за счет средств экологических фондов.
Вопросы введения льготного кредитования предприятий, эффективно осуществляющих природоохранные мероприятия.
Одним из экономических рычагов стимулирования рационального стимулирования рационального природопользования может явиться льготное кредитование предприятий, эффективно осуществляющих природоохранные мероприятия.
В настоящее время привлечение банковских кредитов для финансирования природоохранных мероприятий позволит решить несколько задач:
· Проявятся преимущества банковского кредитования по сравнению с бюджетным финансированием, заключающиеся в возвратности, платности предоставляемых средств
Появится возможность направить бюджетные средства для финансирования других мероприятий, поскольку в данном случае за счет бюджета будет покрываться только налоговая льгота, представляемая банку, кредитирующему природоохранные мероприятия.
Система кредитования предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, должна быть построена таким образом, чтобы предприятиям было выгодно проводить эти мероприятия, а банкам – выдавать кредиты на указанные цели. Для предприятий это может выражаться в первоочередности кредитования, получение кредита на льготных условиях.
Заинтересованность коммерческих банков в льготном кредитовании предприятий, осуществляющих природоохранные мероприятия, может быть обеспечена лишь при полной компенсации средств, затраченных банками на выдачу кредитов под пониженный процент.
Компенсация потерь банков при выдаче льготных кредитов может осуществляется путем предоставления коммерческим банкам дополнительных льгот, а также выдачи государственных дотаций для покрытия затрат банков, выдающих льготные кредиты.
Источниками компенсации потерь банков могут выступать как бюджетные ассигнования, так и средства, выделяемые из государственных внебюджетных экологических фондов.
Экологический налог как инструмент ограничения производства экологически вредной продукции.
В составе цен экологически вредной продукции плюс к этому продукции, выпускаемой с применением опасных технологий, необходимо предусматривать специальный налог, назначением которого является создание экономических условий для ограничения как производства вредной продукции, так и ее использование.
Могут быть установлены два вида специального экологического налога:
· Налог на продукцию, производимую с использованием экологически опасных технологий
· Налог на продукцию, потенциально опасную в потреблении, хранении и захоронении после истечения ее срока годности.
Специальные экологические налоги устанавливаются на конкретные технологии, производство которых должно быть ограничено, а также в тех случаях, когда утилизация отходов производства и потребления какой-либо продукции требует определенных затрат.
Основой для определения величины специальных налогов должны выступать затраты на замену экологически опасных технологий или видов продукции более прогресивными, затраты на повышение экологической безопасности производственных объектов или затраты, необходимые для ликвидации и предотвращения ущерба, наносимого предприятием окружающей среды в результате применения экологически опасных технологий.
Методические положения по взиманию платы за загрязнение окружающей среды
Настоящие методические положения разработаны на основе закона Р.Ф. “Об охране О.С.”.
Плата за загрязнение взимается с природопользователей осуществляющих следующие виды воздействия на О.С.:
· Выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников,
· Сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, а также любое подземное размещение загрязняющих веществ,
· Размещение отходов.
Внесение платы за загрязнение не освобождает природопользователей от выполнения мероприятий по О.С. а также уплаты штрафных санкций за экологические правонарушения и возмещения вреда, причиненного загрязнением О.С. здоровью и имуществу граждан, в соответствии с законом Р.Ф.
В случае, когда подразделения и филиалы предприятий, расположенные на отдельных от предприятия территориях, не являются юридическими лицами и не имеют расчетного счета, плату за загрязнения ими вносят головные предприятия. Платежи поступают в экологические фонды тех территорий, где расположены вышеуказанные подразделения и филиалы предприятия.
Принципы определения базовых нормативов платы за загрязнение окружающей среды
За основу, при определении базовых нормативов платы за загрязнение О.С. приняты нормативы, утвержденные постановлением СовМина Р.Ф. от 09.01.91. года.
Плата за загрязнение О.С. представляет собой форму возмещения экологического ущерба от выбросов и сбросов в О.С. которая возмещает затраты на компенсацию воздействия выбросов и сбросов в пределах нормативов, а также затраты на проектирование и строительство природоохранных объектов.
Базовые нормативы платы за выбросы и сбросы конкретных загрязняющих веществ определяются как произведение удельного экологического ущерба от выбросов и сбросов загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов и лимитов выбросов, сбросов на показатели относительной опасности конкретного загрязняющего вещества.
Базовые нормативы платы за размещение отходов как произведение удельных затрат за размещение единицы массы отхода 4-го класса токсичности на показатели, учитывающие классы токсичности отходов, и на коэффициенты индексации платы.
Показатели относительной опасности вещества (Аi) рассчитываются на основании нормативных документов по формуле: Ai = 1/ ПДКi.
Источники платежей за загрязнение О.С.:
· Платежи в пределах допустимых нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов возмещаются за счет себестоимости продукции, работ, услуг,
· Платежи за превышение допустимых нормативов выбросов, сбросов, размещения отходов возмещаются за счет прибыли,
В себестоимость продукции включаются так же текущие затраты, связанные с содержанием и эксплуатацией природоохранных фондов.
Порядок определения дифференцированных ставок платы за загрязнение окружающей среды
Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.
Коэффициенты экологической ситуации вводятся для учета суммарного воздействия, оказываемого выбросами загрязняющих веществ на данной территории.
Коэффициенты экологической ситуации и экологической значимости состояния воздуха и почвы рассчитаны по данным оценки лаборатории мониторинга природной среды и климата.
Коэффициенты экологической ситуации могут увеличиваться решением госорганов:
· Для природопользователей расположенных в районах экологических бедствий, в районах Севера, заповедниках – до 2 раз,
· Для природопользователей, осуществляющих загрязнения в крупных городах – на20%.
Порядок расчета платы за загрязнение окружающей среды
Размер платежей природопольователей определяется как сумма платежей за загрязнение:
Порядок определения массы загрязнений, поступающих в окружающую среду
Масса выбросов (сбросов) загрязняющих веществ подразделяется:
· На предельно допустимые ( ПДВ, ПДС)
· Временно согласованные (ВСВ, ВСС)
· Сверхлимитные выбросы, сбросы.
Фактическая масса годового выброса загрязняющих веществ указывается природопользователем в годовой статистической отчетности по формам 2-ТП (воздуха) и 2-ТП (вода).
Фактическая масса годового выброса загрязняющих веществ подразделяется:
· На массу нормативных ПДВ, ПДС
· На массу ВСВ, ВСС
· На сверхлимитную массу.
Исходными данными для расчета Фактическая масса годового выброса загрязняющих веществ могут служить:
· Данные контрольно-измерительных лабораторий
· Данные о расходе топлива, сырья, материалов
· Данные о временном режиме работы оборудования за год
· Нормативы образования отходов и веществ, применяемые при проектировании хоз. объектов.
Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий
Порядок корректировки размеров платежей природопользователей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий в соответствии с законодательством о корректировке подлежат 90% платежей за загрязнение, поступающих на специальные счета экологических фондов.
Конкретные природоохранные мероприятия, затраты на выполнение которых могут защитыватся в общих платежах природопользователя, определяются в соответствии с “Перечнем природоохранных мероприятий”.
Основаниями отнесения мероприятий к природоохранным являются:
· Повышение экологичности выпускаемой продукции
· Сокращение объема потребления природных ресурсов
· Сокращение объемов выбросов, сбросов
· Снижение концентрации токсичных выбросов.
Оформление корректировки размеров платежей с учетом освоения ими средств на выполнение природоохранных мероприятий осуществляется территориальными органами Министерства охраны О.С.
Порядок понижения размеров платы за загрязнение окружающей среды
Понижение или освобождение от платы может производится по инициативе администрации республик, краев, городов.
§ 6. Правовое регулирование экономического стимулирования (льготы)
РЕКЛАМА
В соответствии с Законом об ООС (ст. 14 и 17) внедрение наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использование вторичных ресурсов, переработка отходов, осуществление других эффективных мер по ООС, соответствующих законодательству, а также предпринимательская деятельность, направленная на ООС, государством не только поддерживается, но и поощряется посредством установления налоговых и других льгот.
Примером стимулирующей налоговой политики по отношению к предприятиям, осуществляющим свою деятельность в природоохранной сфере, являются нормы законов об ООПТ (п. 6 ст. 11) и Закона РФ от 11 октября 1991 г. № 1738-1 О плате за землю (в редакции законов от 9 августа 1994 г. и 20 декабря 2001 г.) (ст. 12), которые устанавливают налоговые льготы и освобождают от земельного налога государственные природные заповедники, национальные и дендрологические парки, ботанические сады, предприятия, и граждан, занимающихся традиционными промыслами в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, а также народными художественными промыслами и ремеслами в местах их традиционного бытования. Кроме этого, освобождаются от земельного налога научные организации, опытные, экспериментальные и учебно-опытные хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного и лесохозяйственного профиля, а также научные учреждения и организации другого профиля за земельные участки, непосредственно используемые для научных, научно-экспериментальных, учебных целей и для испытаний сортов сельскохозяйственных и лесохозяйственных культур.
Закон об ООПТ (п. 3 ст. 20) устанавливает налоговые льготы, определенные законодательством РФ, для природных парков, а также собственников, владельцев и пользователей земельных участков в границах территорий природных парков, которые имеют ограничения в их использовании своих участков, в связи с соблюдением режима охраны.
Следует отметить, что Закон об ООПТ предоставляет возможность самостоятельного использования благотворительных взносов, а также штрафов, налагаемых в административном порядке, за нарушение режима особой охраны ООПТ, предприятиями, создаваемыми в порядке, установленном данным законом, на цели обеспечения рационального природопользования и ООС.
Современное нормативное регулирование в России предусматривает возможность включения затрат, связанных с природоохранной деятельностью, в себестоимость продукции. Так, пп. 7 п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ относит к материальным расходам затраты налогоплательщика, связанные с содержанием и эксплуатацией основных средств и иного имущества природоохранного назначения. В их числе расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией очистных сооружений, золоуловителей, фильтров и других природоохранных объектов, расходы на захоронение экологически опасных отходов, на приобретение услуг сторонних организаций по приему, хранению и уничтожению экологически опасных отходов, очистке сточных вод, платежи за предельно допустимые выбросы (сбросы) загрязняющих веществ в природную среду и другие аналогичные расходы.
Большинство нормативных актов, регулирующих отношения природопользования и ООС содержат нормы, предусматривающие развитие механизма экономического стимулирования в этой области. Например, ст. 54 Закона О животном мире устанавливает экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира, посредством установления налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим не только охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, но и охрану, и улучшение состояния среды его обитания. Закон говорит о предоставлении юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира и о премировании должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства РФ об охране и использовании животного мира.
Стимулирование рационального природопользования и природоохранной деятельности регулируется также законами Об исключительной экономической зоне и О континентальном шельфе. Так, ст. 38 Закона Об исключительной экономической зоне предусматривает экономическое стимулирование работников органов охраны. Такое симулирование осуществляется в соответствии с законодательством РФ и включает в себя установление налоговых и иных льгот, должностных надбавок за особые условия охраны исключительной экономической зоны и ее живых и неживых ресурсов и премирование за выявление нарушения данного закона и международных договоров Российской Федерации.
Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть установлены дополнительные виды экономического стимулирования.
Контрольные вопросы и проверочные задания:
Назовите элементы экономико-правового механизма природопользования и ООС.
Дайте характеристику системы финансирования ООС в России.
Раскройте содержание принципа платности природопользования.
Что такое экологическое страхование?
Назовите меры экономического стимулирования рационального природопользования и ООС.
Практические методы управления качеством окружающей природной среды
Файлы: 1 файл
Налоговые льготы предоставляются при осуществлении деятельности, направленной на повышение эффективности природопользования и обеспечение природоохранительного эффекта.
2.4 Экологическое страхование
Цель экологического страхования - образование страховых фондов для предупреждения экологических аварий и катастроф возмещения убытков, причиненных юридическим и физическим лицам вследствие загрязнения окружающей среды.
Исходя из целевой установки экологического страхования, можно определить следующие его основные функции:
Формирование экологической ответственности физических и юридических лиц за результаты антропогенной деятельности как важнейшей составляющей экологической культуры населения.
Стимулирование противоаварийных мероприятий за счет дифференциации страховых тарифов и денежных выплат предприятиями за безаварийную работу.
Обеспечение компенсационных гарантий пострадавшим независимо от финансового положения предприятия - виновника аварийного загрязнения окружающей среды.
Обеспечение устойчивости финансового положения предприятия при необходимости возмещения ущерба пострадавшим от аварийного загрязнения окружающей среды и затрат на восстановление собственного производства.
Обеспечение реализации правовых гарантий экологической защиты физических и юридических лиц за счет сформированных страховых фондов.
3. Рыночные методы управления природоохранной деятельностью
Создание рыночных отношений в экологической сфере предполагает формирование рынка для единиц загрязнения, разрешая фирмам покупать, продавать, торговать или перераспределять права на загрязнение. Этот подход базируется на первоначальном распределении разрешений на загрязнение, которыми затем обеспечиваются фирмы. Естественно, рыночные отношения в рыночной сфере предполагают создание основных элементов рыночной инфраструктуры, обслуживающей и обеспечивающей сделки по торговле правами на выбросы. В то время как под воздействием стандартов фирмы просто определяют удовлетворяющую их с наименьшими затратами комбинацию первичных ресурсов, технологию и очистное оборудование, рынок прав на загрязнение дает дополнительные возможности варьировать затратами. Фирмы могут сильно снизить загрязнение, за что они получают компенсацию, обеспечив соблюдение стандарта частично использованием очистного оборудования, а частично покупая у других фирм права на выбросы.
Принцип пузыря. Концепция пузыря это трактовка множественных источников загрязнения как единой регулируемой системы. Объем выбросов устанавливается для целого региона, а находящиеся на его территории предприятия могут совместно найти наиболее выгодный для них способ обеспечить этот объем. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь требуемого сокращения выбросов, которое будет финансироваться за счет других фирм, находящихся в пузыре, не вкладывающих средств в собственное очистное оборудование. На этом пути можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Например, если на одной территории расположены крупная электростанция и ряд мелких котелен, то бывает выгоднее улавливать окиси серы и азота именно на крупном источнике, а не пытаться бороться с выбросами от каждого мелкого источника. В таком случае средства расходуются экономно, они не распыляются по мелким объектам. Принцип пузыря создает внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне региона.
Разрешения на выброс распределяются между отдельными заводами. От фирмы требуется выполнение стандарта либо через инвестиции в очистные технологии, либо приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем это предусмотрено было после первоначального распределения разрешений. Данный подход создает стимулы такого рода:
1) для фирм, предоставляющих права на загрязнение на продажу, становится выгодным использовать экономию от масштаба осуществления природоохранных инвестиций и достигать установленного стандарта наиболее эффективным способом, фактически получая компенсацию у других фирм за сэкономленные права
2) фирмы, у которых издержки на утилизацию отходов очень велики, могут достигнуть стандарта, покупая права на выбросы, а не делая инвестиции в природоохранное оборудование, также минимизируя свои издержки на требуемое сокращение выбросов. Этот метод развивает торговлю правами на загрязнения, фактически создавая рынок таких прав.
Банки прав на загрязнение представляют собой развитие предыдущего подхода. Фирмы, чрезмерно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для будущего использования или продажи. Банк становится посредником, имеющим запас прав, продающим и покупающим их. Эти банки выполняют и учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования.
Банки могут также предоставлять предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т. е. временные права на увеличение выбросов. Предприниматель не должен платить столь значительную сумму, какую он платит, покупая права на выбросы. С точки зрения природы это тоже хорошо, так как предприниматель знает, что очень скоро (по истечении срока предоставления кредита) ему надо сократить выбросы. Если же он купит разрешение на загрязнение, то стимулов сократить свои выбросы у него будет меньше.
Биржи прав на загрязнение. При расширении рынка прав на загрязнение возникает необходимость в посреднических организациях типа бирж, где бы осуществлялись сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Можно сделать вывод, что по своей сути рыночные методы управления природоохранной деятельностью направлены на обеспечение рационального использования ассимиляционного потенциала природной среды. Все начинается с того, что общество определяет допустимые масштабы воздействия на природу, затем распределяет лицензии (разрешения) между заинтересованными сторонами. А затем в отличие от административной и экономической систем регулирования предпринимателям дается полная свобода перераспределять, перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за эквивалентностью сделок (т. е. за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось) и способствуют созданию рыночной инфраструктуры: закрепление прав собственности и организации, обеспечивающие реализацию этих прав (в том числе выдача лицензии или сертификатов собственности) контроль за деятельностью экологических банков и бирж.
Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма УООС. Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.
4. Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью
В этом разделе мы рассмотрим вопросы, связанные с анализом воздействия природоохранной деятельности на предприятия загрязнители. Мы будем анализировать различные инструменты по следующим параметрам:
а) последствия для окружающей среды. Гарантирует ли данный инструмент достижения желаемого качества окружающей среды или способствует снижению выбросов?
б) величины издержек, необходимых для достижения фиксированного состояния природной среды. Иными словами, во что обходится обществу реализация природоохранных мер
в) как распределяется бремя природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, используемой с применением технологии, оказывающей неблагоприятное воздействие на окружающую среду.
Если рассматривать методы управления природоохранной деятельностью укрупненно, то можно выделить следующие: устанавливаемые централизованно нормативы выбросов лицензии на выбросы вредных веществ, которые можно продавать, обменивать и т. д. платежи за загрязнение окружающей среды. Рассмотрим соотношение этих инструментов. Имеется два источника загрязнения. Кривые природоохранных издержек 7 и 2. Объем образования отходов пусть будет одинаковым и равным К. Требуемый уровень качества достигается, если суммарные выбросы составят 2V. На основе этих показаний для каждого источника загрязнения установлен лимит V. Тогда каждый из источников улавливает вредные примеси в объеме К - V. Предельные природоохранные издержки первого и второго предприятия не совпадают (рис.1). Общие затраты на достижение требуемого качества окружающей среды составят S1 + 2S2. Неоспоримое преимущество данного метода заключается в следующем. Обеспечив надежный контроль за деятельностью рассматриваемых двух предприятий, можно гарантировать заранее заданное качество окружающей среды. Однако на этой территории невозможно будет разместить третье предприятие. Весь имеющийся ассимиляционный потенциал занят, и третье предприятие может иметь только нулевые выбросы. Конечно, природоохранные органы могут пересмотреть нормативы, ранее установленные для первых двух предприятий, но это может быть воспринято последними негативно.
Рис. 1
Обозначения: I, 2— природоохранные издержки К— объем образования отходов на каждом предприятии.
Конечно, можно себе представить, что, устанавливая нормативы выбросов, соответствующая природоохранная организация заранее предполагает, что в будущем понадобится строительство нового предприятия, и какую-то долю ассимиляционного потенциала следует зарезервировать для него. Но тогда получится так, что предприятия несут повышенные издержки, часть из которых неоправданна. Если мы ожидаем выдать третьему предприятию разрешение на выбросы в объеме b, то до момента ввода его в эксплуатацию дополнительные затраты двух других предприятий составят S3+2S4. Тем более трудно сказать заранее, какое именно предприятие потребуется вводить в действие на данной территории и какие лимиты выбросов необходимо будет им предоставить.
Итак, установление нормативов выбросов обеспечивает достижение определенного качества окружающей среды. Они, во-первых, не дают возможности развивать другие производства на этой территории (или резервируя ассимиляционный потенциал, увеличивает природоохранные издержки) во-вторых, не стимулируют предприятия снижать выбросы ниже уровня, установленного для них норматива. Рассмотрим теперь, во что обойдется реализация ограничений на выбросы. Как видно из рис. 1, общие затраты составляют S1 + 2S2, при этом предельные издержки для первого и второго предприятий неодинаковы — у первого они выше, чем у второго. Значения этих издержек составляют соответственно Z1 и Z2 (рис. 2).
рис.2
Общие издержки на достижение заданного качества окружающей среды могут быть уменьшены, если нормативы выбросов будут дифференцированными. Для первого регламентируется более мягкий норматив К1, а для второго — более жесткий Кг. В этом случае издержки сократятся на S1, а возрастут на S2. Поскольку S1 > S2, общее изменение издержек будет отрицательно. Иначе говоря, при установлении дифференцированных нормативов того же качества окружающей среды можно добиться с относительно низкими издержками.
Тем не менее на практике установить столь детально дифференцированные нормативы не представляется возможным в силу непреодолимых технических сложностей. Кто же оплачивает природоохранную деятельность в случае
введения стандартов такого рода? Здесь от уровня предприятия мы перейдем на уровень отрасли и рассмотрим, как изменятся доходы общества и отрасли (рис.3). X0 соответствует такому объему выпуска, при котором количество образовавшихся отходов равно величине установленного норматива выбросов. Если есть необходимость произвести больше, чем X0, то для того, чтобы не выйти за пределы норматива, потребуется осуществлять природоохранные затраты. Если бы мы не вводили ограничения на выбросы, то общий выпуск продукции был бы равен X*, но введение ограничений перемещает его в точку X1. Цена, которая могла бы сложиться на уровне P*. увеличивается до уровня P1. Потери общества составляют S1 + S2 + S3 + S4.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!