В России будут созданы зоны территориального развития
В России будут созданы зоны территориального развития
Понятие зоны территориального развития в РФСогласно п. 1 ст. 2 Закона под зоной территориального развития в РФ понимается часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития такого субъекта РФ резидентам этой зоны предоставляются меры государственной поддержки путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику. Таким образом, в зонах территориального развития действует специальный правовой режим для предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов данной зоны.
Резиденты зоны территориального развития
В соответствии с п. 5 ст. 2 Закона резидентами зоны территориального развития в РФ (далее - резиденты) могут быть:
- организации;
- индивидуальные предприниматели.
Такие лица являются резидентами, если они включены в реестр резидентов зоны территориального развития. Включение в реестр допускается, если претендент:
- прошел госрегистрацию на территории муниципального образования, входящего в зону территориального развития;
- представил инвестиционный проект, который отвечает условиям, установленным Законом.
Претенденты на включение в реестр резидентов подают в администрацию зоны территориального развития (далее – администрация) соответствующее заявление с комплектом документов, определенных в ч. 3 ст. 11 Закона. Среди них должна быть инвестиционная декларация – документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, который предполагается реализовать в зоне территориального развития (п. 6 ст. 2 Закона). К инвестиционному проекту предъявляются два требования:
- реализован такой проект должен быть в зоне территориального развития;
- виды экономической деятельности, осуществление которых предусмотрено в инвестиционном проекте, должны соответствовать установленным Законом требованиям.
Иных критериев отбора инвестиционных проектов Закон не предусматривает.
В течение 10 дней администрация принимает решение о включении или об отказе во включении заявителя в указанный реестр. В случае принятия положительного решения администрация выдает заявителю свидетельство, удостоверяющее его регистрацию в качестве резидента (ч. 5 ст. 11 Закона).
Резидентами не могут являться:
- субъекты естественных монополий;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- хозяйственные товарищества и общества, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат РФ, субъектам РФ, муниципальным образованиям.
Специальный правовой режим зоны территориального развития не распространяется на некоторые виды экономической деятельности. Так, в соответствии с ч. 8 ст. 11 Закона в рамках инвестиционного проекта не может осуществляться добыча сырой нефти и природного газа, производство подакцизной продукции, оптовая и розничная торговля, финансовая деятельность и др.
Порядок создания зоны территориального развития
Перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание зон территориального развития, утверждается Правительством РФ (ч. 1 ст. 4 Закона). Субъекты РФ включаются в этот перечень на основе показателей, установленных в ч. 2 ст. 4 Закона, за десятилетний период, предшествующий году утверждения данного перечня. Предельные значения таких показателей, методики их расчета и порядок применения определяются Правительством РФ.
Помимо этого, субъект РФ может быть включен в указанный перечень в случаях, установленных решениями или поручениями Президента РФ.
Создание зоны территориального развития должно быть предусмотрено утвержденной в установленном порядке стратегией социально-экономического развития субъекта РФ. В данной стратегии необходимо привести прогноз изменения значений показателей социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ за период функционирования зоны территориального развития.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона в муниципальных образованиях, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития, предельным значениям должны соответствовать следующие среднегодовые показатели:
- совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;
- капитальных вложений на душу населения;
- среднемесячной заработной платы.
Предельные значения таких показателей определяются для субъекта РФ его высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ). Помимо этого указанное лицо вправе устанавливать предельные значения иных показателей.
Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством РФ в форме постановления. Это решение может быть принято в том числе по заявке на создание зоны территориального развития, поданной высшим исполнительным органом госвласти субъекта РФ, включенного в перечень субъектов РФ, в которых допускается создание указанной зоны (ч. 2 ст. 7 Закона).
После создания зоны Правительство РФ, высший исполнительный орган госвласти субъекта РФ, исполнительно-распорядительные органы муниципального образования заключают соглашение о функционировании зоны территориального развития. Содержание такого соглашения определено в ст. 8 Закона.
В соответствии с ч. 3 ст. 10 Закона органом управления зоной территориального развития является ее администрация – исполнительный орган госвласти субъекта РФ.
Зона территориального развития создается на 12 лет (ч. 1 ст. 9 Закона). Существование такой зоны прекращается по истечении срока, на который она создана. По решению Правительства РФ возможно досрочное прекращение существования зоны территориального развития в случаях, указанных в ч. 4 ст. 9 Закона.
Меры государственной поддержки
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Закона мерами господдержки резидентов являются:
- предоставление бюджетных ассигнований из Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов резидентов;
- создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в госсобственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
- предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности либо госсобственность на которые не разграничена, в границах зоны территориального развития;
- предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
- иные меры господдержки, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами.
Согласно ст. 12 Закона перечень заявок резидентов, претендующих на получение господдержки в очередном финансовом году, а также очередность удовлетворения этих заявок определяется администрацией. Критерии установления очередности удовлетворения заявок определяются высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ). Обращаем внимание, что положения Закона не предусматривают проведение конкурса для выявления приоритетных инвестиционных проектов, на реализацию которых господдержка будет предоставляться в первую очередь.
К мерам господдержки резидентов, заявки которых включены в перечни заявок, могут относиться:
- госгарантии РФ по кредитам, привлекаемым организациями в установленном бюджетным законодательством порядке;
- предоставленные из федерального бюджета субсидии бюджетам субъектов РФ в целях поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности, осуществляемой организациями и индивидуальными предпринимателями;
- иные меры, предусмотренные федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов, муниципальными правовыми актами.
Создание зоны территориального развития не препятствует предоставлению органами госвласти, органами местного самоуправления других мер поддержки предпринимательской и иной экономической деятельности в такой зоне.
Инвестиционный налоговый кредит
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 13 Закона одной из мер господдержки организаций-резидентов является инвестиционный налоговый кредит. Порядок предоставления указанного кредита определяется законодательством о налогах и сборах. В связи с этим вносятся соответствующие изменения в положения Налогового кодекса РФ об инвестиционном налоговом кредите.
Так, расширен перечень оснований, предусмотренных ст. 67 НК РФ, для предоставления инвестиционного налогового кредита. Новым основанием является включение организации в реестр резидентов в соответствии с Законом.
По общему правилу инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит по новому основанию может быть предоставлен на срок до 10 лет.
Положения п. 3 ст. 66 НК РФ будут применяться к договору об инвестиционном кредите, заключенному с резидентом зоны территориального развития, только в том случае, если иное не установлено самим договором.
По новому основанию инвестиционный налоговый кредит предоставляется на сумму, составляющую не более 100 процентов суммы расходов на капитальные вложения в приобретение, создание, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение амортизируемого имущества, предназначенного и используемого для осуществления резидентами инвестиционных проектов в соответствии с Законом.
Статья 67 НК РФ дополняется новыми положениями. Так, уполномоченный орган не вправе отказать резиденту в предоставлении инвестиционного налогового кредита в пределах суммы расходов на данные капитальные вложения на срок, указанный в обращении резидента, с учетом ограничений, установленных ст. 66 НК РФ. При этом должны отсутствовать обстоятельства, указанные в п. 1 ст. 62 НК РФ.
По общему правилу не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ (абз. 3 п. 6 ст. 67 НК РФ). Для инвестиционного налогового кредита, предоставленного резиденту, делается исключение: в этом случае проценты на сумму задолженности не начисляются.
Законом предусмотрены последствия нарушения резидентом обязательств по договору об инвестиционном налоговом кредите. Если резидент нарушил обязательства, в связи с исполнением которых он получил указанный кредит, то не позднее чем через три месяца со дня расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите резидент обязан уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на данную сумму. Проценты начисляются за каждый календарный день начиная со дня, следующего за днем расторжения договора, до дня уплаты налога. Процентная ставка принимается равной действовавшей в эти дни ставке рефинансирования ЦБ РФ.
Поправки к Налоговому кодексу РФ вступят в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования Закона.
Остальные положения Закона вступят в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования.
Документ:
Федеральный закон от 03.12.2011 N392-ФЗ "О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Комментариев пока нет!