Урегулирован досудебный порядок обжалования действий чиновников при оказании ими госуслуг
Урегулирован досудебный порядок обжалования действий чиновников при оказании ими госуслуг
3 декабря Президент РФ подписал Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – закон), которым вводится механизм досудебного (внесудебного) обжалования действий или бездействия органов и должностных лиц, предоставляющих государственные или муниципальные услуги.До принятия закона у граждан и организаций уже имелась возможность обжаловать данные действия (бездействие) как в судебном, так и в досудебном (внесудебном) порядке. Судебный порядок обжалования определен гл. 25 ГПК РФ и гл. 24 АПК РФ. Правила досудебного (внесудебного) обжалования для граждан также установлены Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке обращений граждан Российской Федерации" (далее – Закон об обращениях граждан).
Единый федеральный закон, который определил бы порядок досудебного (внесудебного) обжалования организациями действий (бездействия) органов и должностных лиц, отсутствовал. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" регулирует только порядок обжалования противоправных действий при осуществлении в отношении юрлиц государственного или муниципального контроля.
Это не означает, что юридические лица лишены возможности обжаловать действия (бездействие) органов или должностных лиц в ходе предоставления государственных услуг. Такая возможность зафиксирована в административных регламентах, регулирующих порядок оказания соответствующих услуг [1]. Однако в данных документах нет единообразия как по условиям подачи жалобы, так и по срокам ее рассмотрения, а также по иным вопросам, связанным с рассмотрением жалоб. Кроме того, для некоторых госуслуг возможность досудебного обжалования не предусмотрена законом: например, только в судебном порядке может быть обжалован отказ в регистрации права собственности на объект недвижимости (абз. 4 п. 3 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Проект закона в том варианте, который в июне 2011 г. был внесен в Госдуму, предусматривал введение единого досудебного (внесудебного) порядка рассмотрения жалоб как для граждан, так и для юрлиц. Однако ко второму чтению (которое состоялось 17 ноября) были внесены изменения, согласно которым правила внесудебного рассмотрения жалоб не применяются к отношениям, урегулированным Законом об обращениях граждан.
Для создания единого досудебного (внесудебного) механизма рассмотрения жалоб заявителей на действия (бездействие) государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц изменения внесены в Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Закон устанавливает конкретные случаи, в которых заявитель может обратиться с жалобой на указанные действия (бездействие). Эти случаи связаны с различными нарушениями при оказании государственных (муниципальных) услуг – от несоблюдения сроков регистрации запросов об их оказании до отказа исправлять ошибки в документах, полученных в результате предоставления таких услуг.
Заявитель может подать жалобу как в письменном, так и в электронном виде. Закон устанавливает требования к оформлению такой жалобы: в ней должны быть указаны сведения о заявителе, информация об органе или должностном лице, действия (бездействие) которого обжалует заявитель, а также приведены доводы, которыми заявитель обосновывает свое несогласие с решением органа или должностного лица.
Сроки рассмотрения жалобы устанавливаются законом в зависимости от характера обжалуемых действий (бездействия). Общий срок составляет 15 рабочих дней со дня регистрации жалобы, за исключением обжалования отказа в приеме документов либо в исправлении допущенных ошибок и опечаток: для этого установлен сокращенный срок – пять рабочих дней. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение либо удовлетворить жалобу и совершить действия в пользу заявителя (отменить принятое решение, исправить ошибки, вернуть излишне уплаченное и т.д.), либо отказать в ее удовлетворении. В любом случае решение должно быть мотивированным.
Таким образом, юридические лица получат возможность разрешать свои разногласия с государственными и муниципальными органами в единообразном порядке, не прибегая к судебному разбирательству. При этом жалобы юридических лиц будут рассматриваться быстрее жалоб граждан (согласно Закону об обращениях граждан срок рассмотрения их жалоб составляет 30 дней).
Отметим, что судебный срок рассмотрения жалоб зависит от суда, в который обращается юрлицо. Так, для арбитражных судов, рассматривающих в основном споры коммерческих организаций, срок рассмотрения дел об оспаривании действий (бездействия) органов и должностных лиц составляет от десяти дней до шести месяцев (ч. 1 ст. 200 АПК РФ). Для судов общей юрисдикции этот срок равен десяти дням, а для Верховного Суда РФ – двум месяцам (ч. 1 ст. 257 ГПК РФ). Однако согласно Гражданскому процессуальному кодексу РФ подавать заявления об обжаловании действий (бездействия) органа или должностного лица могут только юрлица, не осуществляющие предпринимательскую деятельность.
Другим важным нововведением закона стало установление административной ответственности для должностных лиц и сотрудников многофункциональных центров за нарушение правил оказания государственных или муниципальных услуг. Кодекс об административных правонарушениях РФ дополнен ст. 5.63, определяющей три состава административных правонарушений и соответствующие санкции:
1) простое нарушение порядка предоставления услуг, которое повлекло неоказание услуги или ее оказание с нарушением срока, наказывается штрафом до 5000 руб.;
2) требование дополнительных документов или денежных средств влечет штраф до 10 тыс. руб. При этом важно учитывать, что административная ответственность будет применяться в том случае, если в деянии нет признаков преступления;
3) за нарушение порядка или сроков рассмотрения жалоб на действия (бездействие) органов и должностных лиц, а также за уклонение или отказ от принятия жалобы к рассмотрению устанавливается штраф до 30 тыс. руб. Однако из текста ч. 3 данной статьи нельзя сделать однозначный вывод, идет ли речь только о жалобах, порядок рассмотрения которых предусмотрен законом, или ее действие распространяется также на нарушение порядка рассмотрения жалоб по Закону об обращениях граждан.
Также в проект закона перед вторым чтением были внесены поправки, связанные со вступлением в силу Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Закон N 169-ФЗ), который закрепил основы межведомственного взаимодействия государственных и муниципальных органов при оказании госуслуг. В частности, указанным Законом установлены случаи, в которых заявителям не нужно представлять документы, уже имеющиеся в распоряжении какого-либо государственного или муниципального органа.
Однако Законом N 169-ФЗ были изменены не все федеральные законы: в некоторых из них сохранилось требование к заявителю о представлении документов. Данное противоречие призваны устранить изменения, внесенные в проект закона, а именно поправки в Жилищный, Налоговый кодексы РФ, Федеральные законы "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", "О несостоятельности (банкротстве)" [2] и др. Все они снимают с заявителя обязанность представлять сведения, которые уже имеются у органов государственной власти или местного самоуправления. При этом у заявителя остается право представить данную информацию по собственной инициативе.
Законом также предусмотрено следующее существенное дополнение к Закону N 169-ФЗ. Предполагается, что Правительство РФ установит перечень сведений, которыми по межведомственному запросу смогут обмениваться федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды и многофункциональные центры. Таким образом, после утверждения Правительством РФ соответствующего перечня и заявители, и государственные органы, и многофункциональные центры будут обладать информацией о том, какие сведения могут быть переданы в ходе межведомственного информационного взаимодействия, а какие необходимо предоставлять вместе с заявлением об оказании государственной услуги.
Для каждого субъекта РФ также будет установлен свой перечень сведений, подлежащих передаче в ходе межведомственного информационного обмена госорганам, органам местного самоуправления, организациям, находящимся в другом субъекте РФ. Такие сведения будут предоставлять госорганы субъекта РФ, органы местного самоуправления, подведомственные им организации, а также территориальные внебюджетные фонды субъекта РФ, а утверждать данный перечень будет высший исполнительный орган государственной власти каждого субъекта.
Закон был официально опубликован 5 декабря и вступил в силу с этой даты, за исключением отдельных положений. Так, нормы об административной ответственности должностных лиц и сотрудников многофункциональных центров, а также о порядке рассмотрения жалоб на действия (бездействие) органов и должностных лиц (за некоторым исключением) вступят в силу с 1 января 2012 г., а поправки в Жилищный кодекс РФ – с 1 января 2013 г.
Документ:
Федеральный закон от 03.12.2011 N 383-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
[1] Приказ Минспорттуризма России от 26.09.2011 N 1117 "Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральным агентством по туризму государственной услуги по формированию и ведению единого федерального реестра туроператоров";
Приказ ФТС России от 30.09.2011 N 1992 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по предоставлению государственной услуги по ведению реестра таможенных перевозчиков";
Приказ Минтранса России от 18.07.2011 N 186 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере транспорта предоставления государственной услуги по допуску российских перевозчиков к осуществлению международных автомобильных перевозок" и др.
[2] Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ;
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ;
Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";
Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Комментариев пока нет!