Спецобзор, посвященный вступлению России в ВТО
Министерская конференция Всемирной торговой организации (ВТО) 15 декабря 2011 года одобрила решение о присоединении России к ВТО.
Обязательства России
В рамках подписанного протокола о присоединении к ВТО Россия взяла на себя следующие обязательства:
Доступ на рынок
· отмена количественных ограничений на импорт (квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, не подтвержденные ВТО);
· отмена лицензий на импорт алкогольной, фармацевтической продукции и продукции с криптографической технологией (для товаров с криптографической технологией сохраняется система уведомлений (нотификаций).
Доступ на рынок товаров
· снижение средней ставки импортных пошлин до 7,8% с нынешних 10% на всю продукцию. Для трети товаров снижение произойдет с момента присоединения страны к ВТО. Для импорта еще четверти товаров пошлины будут снижены до обговоренного уровня спустя 3 года;
· устанавливаются тарифные квоты для мяса. Объемы продукции, попадающие в квоту, будут облагаться незначительными сборами (от 15% до 0%). Объемы поставки за рамками квот подпадут под заградительный тариф (55% - 80%).
Доступ на рынок услуг
Россия открывает иностранным компаниям доступ на внутренний рынок товаров и услуг:
· общая квота иностранного участия в страховом секторе должна быть повышена с 25% до 50%;
· 49%-ое ограничение на участие иностранного капитала в капитале компаний, занимающихся страхованием жизни и обязательным страхованием, трансформируется в 51%-ое ограничение с даты присоединения и отменяется через 5 лет;
· иностранные страховые компании смогут открывать прямые филиалы на территории России через 9 лет после присоединения страны к ВТО;
· иностранные банки также смогут открыть дочерние компании. Они будут приравнены к отечественным, но общая сумма иностранного капитала в банковской системе России не должна превышать 50%.
· в области перевозок компаниям, полностью находящимся в иностранным владении, позволено участвовать в розничных, оптовых перевозках и поставках через торговых посредников;
· тарифы на железнодорожные перевозки транзитных товаров к 1 июля 2013 года будут взиматься по правилам ВТО. Россия обязуется применять к перевозкам такой продукции те же ставки, которые она применяет при перевозках сходных продуктов в пределах страны.
Экспортные обязательства
Вступление в ВТО повлечет за собой ограничение экспортных пошлин по более чем 700 товарным позициям. Ограничения коснутся некоторых продуктов рыбной промышленности, минеральных топлив и масел, кожевенной отрасли, древесины, целлюлозы и цветных металлов.
Субсидии
· отмена всех программ промышленного субсидирования или их изменение таким образом, чтобы выданные субсидии не были ограничены условиями экспортирования или нацелены на домашнее использование поверх импортированных товаров;
· сокращение в два раза общего размера субсидий сельскохозяйственным предприятиям. Кроме того, во избежание излишней концентрации господдержки на определенных видах сельхозпродукции, Россия обязалась до 2018 года направлять на эти цели не более 30% от общей суммы субсидий;
· отмена экспортных субсидий для российских сельхозпредприятий;
· отмена льгот по НДС для отдельных категорий продукции.
Ценообразование на энергоносители
Россия продолжает регулировать цены на поставку энергоносителей как для домашнего пользования, так и для других некоммерческих потребителей. При этом за ней сохраняется право применять такое регулирование цен исходя из социально-экономических целей страны.
Прозрачность законодательства
· обеспечение необходимого уровня прозрачности законодательства и практики регулирования внешней торговли в России. Нормативные акты, регулирующие торговлю, будут публиковаться в официальных источниках, и не будут вступать в силу до момента их официальной публикации;
· обеспечение на стадии разработки нормативных правовых актов возможности для всех заинтересованных лиц представить свои комментарии и предложения по проектам таких актов.
Помимо вышеперечисленного Россия также приняла на себя обязательства по приведению в соответствие с нормами ВТО, и обеспечению подобного соответствия в будущем законодательного регулирования в следующих сферах: защита интеллектуальной собственности, санитарные и фитосанитарные меры и техническое регулирование, промышленная сборка автомобилей и автокомпонентов.
По сути, принятые Россией обязательства направлены на устранение дискриминационных и протекционистских программ и предоставление для иностранных игроков возможностей для выхода на российских рынок, максимально равных по сравнению с отечественными участниками.
Последствия вступления в ВТО
Вступление России в ВТО имеет несколько аспектов. Среди положительных эффектов можно выделить:
· создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг благодаря развитию и стабилизации торговых отношений со странами-членами ВТО, а также исключению дискриминации российских товаров на зарубежных рынках;
· признание России страной с рыночной экономикой и повышение ее инвестиционной привлекательности, как следствие - приток иностранных инвестиций в страну, появление новых рабочих мест и рост налоговых поступлений в бюджет за счет развития иностранного производства и сбыта на территории России;
· выгода для потребителей за счет большого ассортимента более конкурентоспособных товаров и услуг. В то же время отмена льгот (например, по НДС) для некоторых видов отечественной продукции влечет понижение ее конкурентноспособности и, как следствие, финансовые потери для российских производителей;
· развитие цивилизованного бизнеса через внедрение в российское законодательство и соответствующую практику внешнеэкономической деятельности международного опыта в области регулирования торговли, норм и правил ВТО, приобщение к высоким технологиям;
· адаптация нашего законодательства к международным нормам и как результат - повышение прозрачности бизнеса, снижение коррупции и ослабление лоббирования новых законов, поскольку государство берет на себя четко обозначенные международные обязательства;
· доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и, таким образом, устранение дискриминации;
· повышение роли маркетинга в деятельности компаний, увеличение рекламы, в том числе имиджевой.
В то же время следует иметь в виду, что конкурентные преимущества зарубежных компаний (такие как: больший управленческий опыт, превосходство в производительности труда, упрощенный доступ к более долгосрочным и дешевым финансовым ресурсам) могут привести к:
· экспансии иностранных фирм и поглощению относительно слабого производства зарубежными компаниями либо к закрытию предприятий, не выдержавших конкуренции. В частности, высказываются опасения в отношении российской страховой отрасли, связанные с ее слабым развитием в таких сегментах, как страхование жизни или страхование от несчастных случаев. Соответственно, новые участники не столкнутся с сильной конкуренцией и смогут контролировать эти сегменты рынка.
· сокращению производства. Ряд экспертов прогнозирует резкое сокращение производства в следующих отраслях промышленности: агропромышленность, легкая и пищевая промышленность, производство лекарств, медицинского оборудования, электроники, автопромышленность, гражданское авиастроение, производство косметики, шин. Среди причин такого сокращения можно назвать несоответствие качества отечественной продукции требованиям ВТО, отсутствие у российских производителей модернизированного оснащения и инновационных технологий.
Ряд специалистов отмечает также возможность колебания цен на энергоносители, поскольку выравнивание внутрироссийских цен и транспортных тарифов с мировыми отрицательно скажется на себестоимости производства, приведет к дополнительной инфляции и снижению конкурентоспособности на мировом рынке продукции энергоемких производств (металлургии) и обрабатывающей промышленности.
К предсказуемым последствиям можно причислить уменьшение доходной части бюджета вследствие падения объемов ряда производств и снижения таможенных пошлин; возможное повышение налогов; ограничение возможности применения средств таможенно-тарифного и нетарифного регулирования для защиты внутреннего рынка.
Некоторые эксперты высказывают опасения относительно ограничения правотворчества Российской Федерации. Комиссия ВТО по урегулированию споров обладает правом вето на решения любого правительственного органа страны в случае, если такое решение, на ее взгляд, является «более обременительными, чем необходимо». Посредством суда ВТО может заставить национальные правительства отменить федеральные и региональные правила и законы.
Итак, в краткосрочной перспективе потери от внешнеторговой либерализации будут неизбежны и достаточно существенны. В то же время в перспективе будет проявляться и ряд выгод от присоединения к этой организации, прежде всего за счет роста иностранных инвестиций в Россию.
Комментариев пока нет!