Изменения, вносимые в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма
Изменения, вносимые в Закон о противодействии легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма
Совет Федерации одобрил поправки к Закону о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма26 октября Совет Федерации одобрил Федеральный закон ''О внесении изменений в Федеральный закон ''О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма'' и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях'' (далее – Федеральный закон). Согласно данному документу процедура внутреннего контроля, проводимого организациями в целях противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма (далее – ПОД/ФТ), упрощается. Помимо этого вводится административная ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, проведению проверок надзорными органами. Также изменяются некоторые составы административных правонарушений, связанных с неисполнением требований законодательства о ПОД/ФТ.
На сегодняшний день в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N115-ФЗ ''О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма'' (далее – Закон N115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами и иным имуществом, обязаны разрабатывать и согласовывать правила внутреннего контроля по ПОД/ФТ (далее – правила внутреннего контроля) и программы его проведения.
Требования к правилам внутреннего контроля для некредитных организаций установлены в Рекомендациях по разработке правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ [1]. Кредитными организациями аналогичные правила разрабатываются с учетом Рекомендаций Банка России [2] и Типовых правил внутреннего контроля в кредитной организации [3].
Согласно этим документам правила внутреннего контроля должны содержать программы его проведения (например, программы идентификации, оценки риска, документального фиксирования и хранения информации и др.).
Абзац 2 п. 2 ст. 7 Закона N115-ФЗ устанавливает, что в правила внутреннего контроля также должны включаться порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности организации. Однако в соответствии с Федеральным законом наличие таких составляющих правил внутреннего контроля не обязательно.
В настоящее время согласно Закону N115-ФЗ выработанные организациями правила внутреннего контроля подлежат согласованию. В силу Постановления Правительства РФ от 08.01.2003 N6 [4] указанные правила представляются на согласование в надзорный орган в сфере деятельности организации в течение пяти рабочих дней с даты их утверждения, а при отсутствии таких органов – в Росфинмониторинг на основании Приказа Росфинмониторинга от 23.05.2008 N130 [5].
Адвокаты, нотариусы, лица, ведущие предпринимательскую деятельность в сфере юридических и бухгалтерских услуг, также обязаны составлять правила внутреннего контроля и представлять их на согласование в Росфинмониторинг.
Федеральный закон упрощает проведение внутреннего контроля организациями, осуществляющими операции с денежными средствами. В частности, планируется отменить описанную выше процедуру согласования правил внутреннего контроля.
Помимо этого согласно Федеральному закону уменьшается количество сделок, подлежащих обязательному контролю со стороны Росфинмониторинга. Так, в соответствии с п. 1.1 ст. 6 Закона N115-ФЗ в настоящее время обязательному контролю подлежит сделка с недвижимым имуществом, если сумма такой сделки равна или превышает 3 млн руб. (либо эквивалент в иностранной валюте). Федеральным законом предполагается контролирование подобных сделок лишь в том случае, если в результате их совершения осуществляется переход права собственности.
Отметим, что проект Федерального закона был внесен в Госдуму РФ и рассмотрен в первом чтении еще в 2007 г. Первоначальной целью законопроекта было увеличение количества подлежащих обязательному контролю операций с наличными денежными средствами. Авторы указывали, что имеют место иные случаи и способы использования наличных денежных средств, не подлежащие обязательному контролю согласно подп.1 п. 1 ст. 6 Закона N115-ФЗ (например, снятие со счета или зачисление на счет физлица денежных средств в наличной форме и др.). Однако депутаты не учли предлагаемые поправки, а приняли Федеральный закон полностью в новой редакции.
На основании Федерального закона срок для представления в Росфинмониторинг сведений об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, будет увеличен до трех рабочих дней.
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 7 Закона N115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами, обязаны представлять в уполномоченный орган по его письменным запросам сведения, перечень которых приведен в Законе N115-ФЗ. При этом порядок направления таких запросов определяет Правительство РФ по согласованию с Банком России.
В силу Федерального закона перечень сведений, представляемых организациями (например, об операциях клиентов, объеме, характере таких операций и др.), будет определять Правительство РФ. В свою очередь у кредитных организаций появится обязанность представлять информацию о движении средств по счетам (вкладам) клиентов в порядке, установленном ЦБ РФ. Порядок направления уполномоченным органом письменных запросов также будет определять Правительство РФ, но без согласования с Банком России.
Изменения, вносимые в Кодекс РФ об административных правонарушениях
Федеральный закон вносит в Кодекс РФ об административных правонарушениях изменения, касающиеся ответственности за неисполнение требований законодательства о ПОД/ФТ.
Во-первых, предлагается изменить некоторые составы административных правонарушений. Так, например, привлечение к ответственности за непредставление уполномоченному органу информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, будет возможно только в случае, если это стало следствием неисполнения законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля. Согласно действующей редакции ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ непредставление указанных сведений образует самостоятельный состав правонарушения.
Во-вторых, ввиду отмены согласования организациями правил внутреннего контроля с надзорным органом или Росфинмониторингом исключается возможность применения санкций при нарушении сроков направления таких правил на согласование в уполномоченный орган.
В-третьих, устанавливается возможность привлечения к административной ответственности сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, как должностных лиц при наличии одновременно следующих условий:
- если в обязанности сотрудника входит выявление и (или) представление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, вызывающих подозрение, что они совершаются в целях отмывания преступных доходов или финансирования терроризма;
- если в действиях сотрудника организации содержится один из составов административного правонарушения: 1) неисполнение требований законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, или о подозрительных операциях либо повлекшее представление сведений с нарушением срока (ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ в предлагаемой редакции); 2) неисполнение требований законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление сведений и (или) представление недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю; 3) непредставление сведений о подозрительных операциях (ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ в предлагаемой редакции).
В-четвертых, планируется ввести административную ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами, проведению проверок соответствующими органами, а также за неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях ПОД/ФТ. В таких случаях предусмотрен штраф от 700 тыс. до 1 млн руб. для организаций, от 30 тыс. до 50 тыс. руб. – для должностных лиц.
Предполагается, что в ближайшее время Федеральный закон будет подписан Президентом РФ и вступит в силу после официального опубликования.
Документы:
Федеральный закон ''О внесении изменений в Федеральный закон ''О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма'' и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях'' (одобрен Советом Федерации 26.10.2011) ;
Федеральный закон от 07.08.2001 N115-ФЗ ''О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма''.
[1] Рекомендации по разработке правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (утв. Распоряжением Правительства РФ от 10.06.2010 N967-р).
[2] Письмо Банка России от 13.07.2005 N99-Т "О методических рекомендациях по разработке кредитными организациями правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
[3] Типовые правила внутреннего контроля в кредитной организации (утв. Комитетом АРБ по вопросам ПОД/ФТ, протокол заседания Комитета N24 от 01.12.2010).
[4] Постановление Правительства РФ от 08.01.2003 N6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом".
[5] Приказ Росфинмониторинга от 23.05.2008 N130 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по финансовому мониторингу государственной функции по согласованию правил внутреннего контроля организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы" (зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2008 N11823).
Комментариев пока нет!