Замена льгот денежной компенсацией дата
Primary Menu
Для нас, обычных людей, закон это - определенный свод правил, не всегда удобных, непонятно откуда берущихся, а законотворческая деятельность - сложная и рутинная работа. В этом контексте познакомиться с процессом рождения закона (если быть совсем точной – поправки к закону), понаблюдать за работой народных избранников оказалось весьма поучительным.
22 апреля 2010 года. Пленарное заседание областного Законодательного собрания. Вопрос номер четыре.
Тема обсуждения одна из долгоиграющих – монетизация льгот, или замена натуральной формы соцподдержки сельских педагогов-пенсионеров (бесплатное жилье, отопление и освещение) денежной компенсацией.
ИЗ ИСТОРИИ ВОПРОСА
Впервые речь о монетизации льгот сельским учителям-пенсионерам зашла в августе прошлого года, когда Кировскую область поставили перед фактом: либо деньги на расселение из ветхого и аварийного жилья из Фонда реформирования ЖКХ, либо – натуральные льготы. Решение было принято в пользу монетизации на внеочередном заседании ОЗС, экстренно созванном по этому поводу.
Верховный Суд вынес определение восстановить натуральные льготы. Что и было сделано на мартовском пленарном заседании ОЗС.
Из Фонда реформирования ЖКХ тут же последовало уведомление, что финансирование Кировской области прекращается (700 миллионов рублей на 2010 год). Те деньги, которые уже были освоены в 2009 году (500 миллионов), потребовали вернуть. Два федеральных закона «Об образовании» и «О фонде реформирования ЖКХ» вступили в неразрешимую на региональном уровне коллизию. Депутаты направили обращения с просьбой снять возникшие противоречия во все инстанции, включая Президиум Верховного Суда.
Федеральный законопроект о внесении изменений в Закон «Об образовании», которым предусмотрена монетизация льгот, до сих пор не рассмотрен в окончательном чтении. Между тем Конституционный Суд тоже вынес свое определение, которым подтвердил обоснованность денежной компенсации льгот сельским учителям-пенсионерам.
Итак, в начале 2010 года депутаты встали перед фактом: необходимо выполнять определение Верховного Суда и возвращаться к натуральным льготам.
Вторая попытка довести дело до конца (во время мартовского заседания 2010 года) зацепилась за вилку правовой коллизии между двумя социально важными законами. На одной чаше весов – натуральные льготы, на другой - федеральное финансирование программ по ремонту ветхого жилья и переселению граждан из аварийного жилфонда. Хотя почему возникло именно такое противостояние, невооруженным взглядом не разглядеть и сути его не понять. Почему регионы, где есть натуральные льготы, попали в «немилость» Федерального фонда реформирования ЖКХ? И более того – почему регион, отваживавшийся сохранить их, обязывали вернуть выделенные ранее на эти нужды средства.
Кировские депутаты отважились и. получили «вето» от губернатора. На внеочередном заседании, состоявшемся в марте, вето было преодолено, закон о демонетизации льгот принят. Однако уже к апрелю свое слово сказал суд Конституционный.
Правительство предложило вернуться к вопросу о монетизации. Но – с двумя условиями. Первое – денежная компенсация должна быть полной, без ограничений по объемам расхода электроэнергии и топлива. Второе – выплаты должны производиться авансом.
А. М. Чурин, глава Департамента образования Кировской области: «Вопрос муссируется уже давно, и при подготовке к сегодняшнему заседанию мы внимательно изучили практику обращения законотворцев в различных регионах за экспертизой законопроекта в Конституционный Суд. Выяснилось, что только в 11-ти субъектах РФ сохранены льготы в натуральной форме. В ряде заключений отмечается, что переход от натуральных льгот к денежной компенсации не должен приводить адресантов к снижению уровня социальной поддержки, и соответствующие субсидии и компенсации подлежит устанавливать в размерах, покрывающих все льготируемые расходы. По мнению Конституционного Суда, подобные действия имеют законные основания».
Обсуждение поправок, которые предлагалось принять сразу в двух чтениях, было очень бурным, высказывались противоположные точки зрения, депутаты дебатировали и требовали от докладчика еще более веских аргументов.
==Вопрос-ответ
=В. Н. Туруло (группа «Независимые депутаты»):
- Насколько отработан механизм выплат, и где гарантии, что компенсации через несколько месяцев не превратятся в ноль или в фиксированные суммы?
=А.М. Чурин, глава департамента образования:
- Есть опыт выплат работающим преподавателям, этот алгоритм разработан в Департаменте соцразвития, его же будем использовать и для пенсионеров. Там все прописано, и никаких угроз, что кто-то не получит компенсацию, нет.
=В.Н. Туруло:
Уже сейчас мне как депутату идут письма, что процесс получения компенсаций натыкается на препоны в системе ЖКХ, нет регламентирующих документов, распоряжений - говорят работники, - когда они к нам поступят, тогда и будем выплачивать компенсацию.
=А.М. Чурин:
- Нам тоже поступали жалобы. Если бы в августе 2009 года, когда был первый подход к монетизации, мы все завершили, сейчас жалоб с мест не было бы. Но мы не смогли запустить процесс, чтобы с января люди получали компенсацию. А сейчас деньги в бюджете предусмотрены и будут людям начисляться.
=В.Н. Туруло:
- Учтена ли инфляционная индексация этих денег?
=А.М. Чурин:
- Расчет будет производиться исходя из конкретного потребления, в полном объеме за электричество, то же самое и с отоплением.
=А.Ф.Шумилова (фракция КПРФ):
- Фракция КПРФ не поддерживает данный законопроект в части перевода натуральных льгот в денежную форму, как не поддерживала его и в августе 2009.
Мы не уверены, что эти выплаты будут гарантированы и своевременны. Сегодня мы имеем дефицит в бюджете. Правительство нас не убедило, нет цифр - какому количеству учителей эта мера необходима, какая фактическая сумма должна быть заложена в областной бюджет на эти цели?
Второй отрицательный момент: учителя получат лишнюю головную боль. Если раньше сама сельская администрация заботилась и подвозила под окна дрова, то теперь каждый учитель, будь то пенсионер или работающий, сам должен искать их. Заключать договор, оплачивать, а потом уже жить, практически месяц, без денег в ожидании компенсации. Сегодня у учителей зарплата минимальная. К тому же порядок этих выплат не утвержден.
Третий момент: на наш взгляд, неэтично и очень прискорбно в третий раз выходить с этим вопросом в Год учителя.
Правительство активно убеждает нас, что все для блага учителя. Но возьмите пример с переводом на новую оплату труда учителей. Тогда правительство тоже говорило - учитель ничего не потеряет, все для учителя. А в реальности получилось все наоборот. Очень не хотелось, чтобы данная ситуация повторилась и с монетизацией.
В части учебных расходов поправку поддерживаем, так как мы сами не один раз выходили с этим предложением на Правительство области.
= Ю.Л. Шлемензон (фракция ЛДПР):
- К какой цифре расходов бюджета эта поправка приведет? Все затраты будут производиться за счет бюджета?
=А.М. Чурин:
- Все затраты погашаются бюджетом Кировской области. Дополнительно потребуется 19 млн. рублей.
В.С. Данюшенков (фракция «Единая Россия»):
- Я считаю, что это новый и прекрасный шаг, когда учителям начинают компенсировать все расходы, и ветеранам, и инвалидам, и при этом люди не зависят от норм, которые существуют.
Им могли привезти дрова гнилые, приходилось довольствоваться. Сегодня же есть выбор и компенсация, не зависящая от инфляции.
Но все же один вопрос: учителя живут с семьями, с близкими. У них дома родители-пенсионеры, дети с семьями. Как будет распределяться компенсация, с учетом того, кто проживает совместно с учителями?
=Э.А.Носков, заместитель Председателя Правительства Кировской области:
- Сегодня мы исходим из принципа добросовестности и исключаем версию спекулятивности и наживы со стороны льготников. Мы доверяем нашим уважаемым учителям. Субсидия рассчитана и на членов их семей. Но хотелось бы, чтобы это было в разумных пределах. Сколько это будет с точностью до рубля, мы не можем сейчас сказать. Согласитесь, дрова можно приобрести и за 100 рублей, и за тысячу.
Были, конечно, раньше зафиксированы факты злоупотреблений, но надеемся, что полная компенсация будет воспринята учительским сообществом с пониманием и злоупотреблений больше не будет. Если и последуют случаи злоупотреблений, то думаю, что они будут единичными.
С другой стороны, разница в компенсациях проявит, кто сколько получает. Мы будем видеть это в конкретном денежном выражении, а не размыто, как сейчас, через норму.
В выступлении Альсины Фарзановны Шумиловой прозвучало, что если компенсации были в натуральной форме, то за это никто не платит. На самом деле платит правительство.
Владимир Степанович Данюшенков правильно сказал: сейчас у учителя есть право выбирать и есть определенный мотивирующий эффект.
=А.А. Рязанов (фракция ЛДПР):
- Мы проанализируем, как это будет расходоваться, вы посмотрите и скажете через год: а вот тут некоторые недобросовестные, давайте-ка вернемся к нормативам?
=Э.А.Носков:
- Если позволит законодательство, мы, может, и выйдем к вам же с таким предложением. Но только если оно будет логично, разумно, аргументированно.
Получилось так, что мы каждый месяц рассматриваем этот вопрос. Вот, сейчас нашли компромисс. Вынужденность этих поправок связана с требованием соответствовать закону о Фонде реформирования ЖКХ.
Эта поправка снимет для нас барьеры при получении очень существенных сумм, в которых, поверьте, очень нуждаются граждане, проживающие в ветхом и аварийном жилье, ждущие ремонта. Таким образом, мы эту проблему снимем.
Я считаю, что учительское сообщество не пострадает совершенно, а большая часть граждан даже окажется в выигрыше. Может, кому-то будет даже полезно задуматься о своих расходах. Что будет через год? - Скорее всего, мы вернемся к обсуждению этого вопроса
=С.А. Доронин, член комитета по аграрным вопросам, переработке и развитию сельских территорий (фракция «Справедливая Россия»):
- И я, и наша фракция считаем, что закон в принципе восстанавливает возможность учителей на получение своих льгот. Закон обдуман, и мы будем голосовать «за».
=В. М. Косолапов, член комитета по аграрным вопросам, переработке и развитию сельских территорий:
- Учителей нужно поддерживать, они ум, честь и совесть нашего общества. И, несмотря на бюджетный дефицит, 19-20 млн. на компенсации нужно изыскать. Предлагаю поддержать закон.
Итоги голосования:
Первое чтение - «за» - 37, «против» - 5, воздержались – 3.
Второе чтение - «за» - 37, «против» - 6, воздержались – 3.
Закон принят. Учителя могут быть спокойны. На некоторое время. А вне поля зрения закона пока остаются работники культуры, библиотекари и педагоги дополнительного образования.
= Подготовила Татьяна КРАПИВНА
Монетизация льгот: проблемы и перспективы
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные документы
Особенность социального страхования. Акт Национального Страхования. Разновидности пенсий. Распределение страховой нагрузки, размер базовых пенсий, величина взносов, налоговых льгот и структура доходов пенсионеров в системе обязательного страхования.
реферат [17,5 K], добавлен 24.11.2008
Ссуды, связанные с кредитными операциями, как самая важная часть банковских активов, механизм их предоставления. Методы оценки кредитоспособности заемщика. Процесс кредитного мониторинга, этапы и подходы к реализации. Законодательные основы кредитования.
курсовая работа [114,2 K], добавлен 12.10.2011
Состояние и перспективы развития регионального рынка банковских услуг. Выбор базовой стратегии деятельности и определение возможных вариантов ее реализации. Оценка и выбор варианта реализации стратегии деятельности банка, прогнозирование результатов.
курсовая работа [85,0 K], добавлен 16.11.2010
Кредитование населения как одно из направлений социально-экономической политики государства. Особенности ипотечного кредита и его роль в решении социальных проблем. Порядок предоставления ипотечного кредита, перспективы и направления его развития.
курсовая работа [53,0 K], добавлен 14.04.2011
Современные проблемы обязательного медицинского страхования (ОМС): недостаточное поступление денежных средств, трудности в реализации закона. Необходимость увеличения тарифа страхового взноса на ОМС и разработки системы подготовки медицинских кадров.
презентация [1,3 M], добавлен 24.10.2012
Понятие и принципы реализации, история становления и развития сельскохозяйственного страхования России, современное состояние данного процесса в Хабаровском крае. Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственных культур, направления их разрешения.
курсовая работа [30,1 K], добавлен 29.04.2014
Сущность, значение и классификация банковских ссуд, этапы их предоставления. Принципы осуществления мониторинга за текущими кредитами. Работа с просроченной задолженностью. Анализ состояния и перспективы развития кредитного рынка Республики Казахстана.
дипломная работа [335,2 K], добавлен 24.11.2010
Ипотечный кредит: сущность, особенности, механизм, порядок предоставления. Оценка кредитоспособности заемщиков. Проблемы и перспективы ипотечного кредитования в Российской Федерации на современном этапе. Порядок государственной регистрации ипотеки.
курсовая работа [947,8 K], добавлен 06.12.2013
Теоретические основы рынка ипотечного кредитования в России. Финансово-экономический анализ результатов деятельности ОАО АКБ "Росбанк". Анализ системы продвижения ипотечных продуктов. Проблемы, сдерживающие развитие ипотеки, перспективы ее развития.
дипломная работа [446,4 K], добавлен 13.04.2012
Сущность и организационно-правовые основы кредитных операций банков, порядок предоставления отдельных видов ссуд. Риск-менеджмент проведения кредитных операций. Анализ кредитного рынка в РФ, проблемы и перспективы развития кредитования реального сектора.
курсовая работа [232,9 K], добавлен 22.04.2012
ЗАМЕНА «НАТУРАЛЬНЫХ» ЛЬГОТ ПО ПРОЕЗДУ В ОБЩЕСТВЕННОМ ТРАНСПОРТЕ ДЕНЕЖНОЙ КОМПЕНСАЦИЕЙ: ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Текст научной статьи по специальности Государство и право. Юридические науки
Новости науки
Ядерные поры увидели в рекордном разрешении
Группа ученых из Швейцарии и Израиля получила данные о структуре белкового комплекса нуклеопоры с рекордным разрешением. Авторы использовали крио-электронную томографию, с помощью которой удалось различить детали размером до двух нанометров.
Читать полностьюУмные буи научились избегать гибели в ледяном плену
Канадские ученые из Университета Лаваля создали подводный дрон, способный фукнционировать в условиях низких температур и избегать льда. Подробнее с разработкой можно ознакомиться на сайте университета.
Сообщество «Твой сектор космоса» в рамках проекта «Лекторий Образовача: Курилка Гутенберга» организует 27 июня презентацию отечественного спутника «Маяк», созданного усилиями энтузиастов. На мероприятии будет организован телемост с площадками «Лектория» в Казани, Ростове-на-Дону, Астрахани, Омске и Владивостоке. За обновлениями можно следить на странице в социальной сети «Вконтакте».
Читать полностью
Срок начала замены льгот денежной компенсацией перенесен на полгода
Льготы по оплате услуг ЖКХ будут заменены денежной компенсацией не с первого января 2009 года, как планировалось ранее, а на полгода позднее - со второго полугодия.
Правительство Челябинской области планирует организовать более плавный переход к выплатам по жилищно-коммунальным льготам по мере готовности муниципалитетов, чтобы минимизировать последствия глобального кризиса.
Об этом сообщил губернатор Петр Сумин на состоявшемся сегодня, 12 ноября, заседании правительства области.
Прокомментировать дальнейшие шаги правительства мы попросили заместителя губернатора Романа Панова.
- Когда будут принят сам законопроект, регламентирующий замену льгот денежной компенсацией?
- В декабре 2008 года будут приняты все необходимые нормативно-правовые документы.
Сейчас степень готовности муниципалитетов к осуществлению перехода достаточно высокая, но, несмотря на это, нынешние экономические условия обязывают провести более плавный перевод льготников от натуральных льгот по оплате услуг ЖКХ к денежной компенсации.
Перевод начало действия закона на второе полугодие решает ряд технических проблем. Например, мы ставили задачу авансирования льготнику жилищно-коммунальных платежей. Но бюджетный кодекс запрещает обязательства 2009 года финансировать деньгами 2008 года. Мы столкнулись бы с тем, что за наполовину праздничный январь нам нужно было бы через сложную систему довести деньги из областного бюджета до каждого человека. Второе полугодие с точки зрения бюджетного законодательства более комфортный для этого период. Кроме того, этот срок комфортен и тем, что второе полугодие - это период без отопления, а значит, меньше платежи.
- При разработке региональных стандартов учитывались планируемые темпы роста тарифов. Но сейчас прорабатывается вопрос о возможном снижении прироста, а, может быть, и заморозке тарифов. Это будет учтено в стандартах?
- Разработанные размеры регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, на основе которых будут рассчитываться денежная компенсация для льготников, учитывают рост тарифов на следующий год и налог на добавленную стоимость, который возникнет при прямых взаимоотношениях льготника с жилищной организацией. Если предположить, что тарифы будут расти медленнее или, по отдельным направления, остановятся, то льготник будет еще в большем выигрыше. Он получит по стандарту, с учетом предполагаемого изначально более высокого роста тарифов.
- То есть стандарты не будут пересматриваться?
- Мы не предполагаем этого делать. Более того, мы сейчас пока не доводим утвержденные стандарты до территорий только по одной причине. В настоящее время мы каждый из более чем девяти тысяч стандартов перекручиваем на натуральную льготу, которую получает льготник и там, где видим, что стандарт по какой-то причине отличается в меньшую сторону, мы прорабатываем вопросы с разработчиками стандартов.
- Льготники заранее узнают дату перехода?
- Безусловно. У нас на ежедневном контроле находится система инвормирования. Контакт со льготниками идет по нескольким направлениям: через СМИ, жилищные организации (здесь активность идет по нарастающей), общественные организации и через соцзащиту.
Монетизация льгот: проблемы и перспективы
Монетизация льгот: проблемы и перспективы
Автор: -- от 10-01-2013, 18:48
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
образовательное учреждение высшего профессионального образования
Читинский Государственный Университет
Введение
1. Порядок принятия закона
2. Взгляды населения на реализацию данного закона
3. Федеральный Закон № 122. Процесс пошел
4. Что получили Читинские пенсионеры в связи с монетизацией льгот?
5. Результаты реализации реформы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Динамическое развитие социальной системы в Российской Федерации свидетельствует о ее возрастающей востребованности. Согласно статье №39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Одним из важных политических и социальных событий 2004 года стало принятие Федерального закона №122 от 22.08.2004 года. В данном законе речь шла о замене льгот денежными компенсациями. Но даже в самом Правительстве Российской Федерации поняли, что данный закон поспешили привести в действие. Как высказался сам председатель Правительства РФ Михаил Фрадков: Мы забежали немного вперед, стартовали с позиции, что все нормально. Монетизация льгот несколько преждевременна. Ситуация требует тщательного анализа, чтобы решить существующие проблемы. Ни общество, ни даже сама власть не были готовы к такому эксперименту. Основной целью нового закона являлось - «обеспечение прав и свобод человека и гражданина, повышение материального благосостояния граждан, обеспечение экономической безопасности государства и приведения системы социальной защиты граждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которым предоставляются компенсации». Суть закона сводилась к замене льгот ежемесячными денежными выплатами - то есть монетизации.
Актуальность данной работы обусловлено тем, что монетизация льгот стала одним из важных событий в социальной и политической жизни общества, затронув своими реформами не только пожилых людей, но и всех жителей нашей страны не равнодушных к проблемам в социальной политике.
Цель работы состоит в том чтобы рассмотреть тему монетизации льгот, как важное событие в корне изменившего социальную политику государства Задачи: рассмотреть порядок принятия ФЗ №122, проанализировать ход реализации данного закона, изучить мнения людей, провести анализ результатов реализации данного закона.
Предполагалось, что при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации будут вводиться «эффективные правовые механизмы», направленные на обеспечение «сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств».
А как реализовывался данный закон на практике подробнее рассмотрим далее.
1. Порядок принятия закона
Инициатором реформы выступило само правительство. Поэтому имеет смысл остановиться на политической повестке. Решение шло сверху, и было нацелено на реформирование системы социальных льгот изнутри. На рассмотрение Государственной думы РФ закон поступил 31 мая и был принят 5 августа 2004 года. 8 августа 2004 года он был одобрен Советом Федерации ФС РФ. В законе содержатся концептуальные изменения более чем 155-ти федеральных законов, около 40 законов признаны утратившими силу. 1 января 2005 года Федеральный закон N2 122 О внесении изменений в законодательные акты РФ вступил в силу.
События начала января стали, как ни странно, полной неожиданностью для федеральной власти. Массовые акции протеста прошли практически во всех регионах: в Подмосковье (Дубна, Солнечногорск, Мытищи, Химки, Подольск), Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Ярославле, Арзамасе, Тольятти, У фе, Волгограде, Ижевске, Владимире, Самаре, Курске, Барнауле. Здесь стоит отметить,' что общество, привыкшее к льготам, получавшее их на протяжении долгого времени, не было инициатором реформы. Тем более что реформы такого рода всегда болезненно воспринимаются обществом. Выступления начались еще летом 2004 года, когда законопроект находился на рассмотрении. Так, 29 июля 2004 г. перед вторым чтением закона, в центре Москвы состоялся митинг «против отмены социальных льгот». Но основная волна реакции началась уже после принятия законопроекта. Проблема получила широкий резонанс еще и благодаря СМИ.
В СМИ проблема получила широкое обсуждение также в ходе принятия законопроекта. В связи с тем, что проблема «монетизации» была обществу во многом не ясна, а цели реформы не прозрачны, в печатных СМИ шло обсуждение того, зачем и кому нужна реформа и нужна ли она вообще. К обсуждению активно присоединялись многие аналитики, правозащитники и общественные деятели, в результате чего «монетизация льгот» стала одним из наиболее обсуждаемых сюжетов 2004 года.
2. Взгляд населения на реализацию данного закона
К обсуждению реализации данного закона активно присоединялись многие аналитики, правозащитники и общественные деятели, в результате чего «монетизация льгот» стала одним из наиболее обсуждаемых сюжетов 2004 года.
С точки зрения Евгения Гонтмахера (научный руководитель Центра социологических исследований и инноваций): «Реформа системы льгот, безусловна, была нужна, но не в таком виде. Необходимы поправки в законодательстве по монетизации льгот».
Станислав Бобицкий, журналист: «Льготы становятся смертельно опасными. Мне очень страшно дожить до пенсии в России. Пожалуй только в нашей стране власть так сильно не любит пенсионеров. Монетизация льгот могла бы стать благим делом. Всего-то нужно было чиновникам подумать заранее о простой вещи: как пенсионеров не напугать. Как объяснить пользу реформы пожилым людям, которых в новейшей истории России только и делали, что «кидали». Самое главное – как уважить стариков. Бедных стариков заставляют часами томиться в душных коридорах пенсионных фондах и социальных служб. Но кто мешает представителям власти вынырнуть из служебных иномарок и хотя бы раз выстоять льготную очередь? Нет, власть о народе не думает!»
Валерий Бутаев, журналист: «Новая безльготная жизнь оказалась не такой сладкой, как в «захлеб» обещали чиновники. Разрекламированные компенсации в замен льгот власти поторопились вручить до нового года, но многим, особенно региональным льготникам, достались гроши, которых только и хватило на килограмм – другой колбасы к праздничному столу. А когда пришло время тратить льготные деньги по прямому назначению, тратить не чего. Люди, ранее пользовавшиеся примерно одинаковым набором одинаковых услуг, теперь получают разные компенсации. Их суммы колеблются от 150 – 2-х с лишним тысяч рублей. На какие расчеты опиралось правительство? В спешке и неразберихе с какой проталкивали «льготную революцию», времени на подсчеты особо не было чиновники отстегнули из бюджета 170 млрд. рублей. А когда разделили на более чем 30млн. льготников, оказалось, что каждому достанутся копейки. Народ от этого замитинговал, президент РФ В.В. Путин такими цифрами тоже был не очень доволен, расчеты переиграли – часть льготников списали на бюджет регионов. Тем самым людей разделили на два сорта: «федеральные» и «региональные» льготники. Но регионы – то у нас в стране разные, есть богатые, а есть и не очень, и как теперь объяснить ветерану из Самары и Читы, чем он хуже ветерана, который живет в столице? Ведь Москвичи компенсацию получают и в транспорте по прежнему ездят бесплатно. Затеев радикально социальную реформу, власть не удосужилась людям все как следует объяснить. Реформа нужна, но не такая. К тому же власти «удачно» приурочили к монетизации льгот еще и повышение тарифов на коммунальные услуги, проезд в транспорте. И те жалки компенсации, которые достались людям, тут же оказались на половину съеденными ростом цен».
/ ККР Монетизация льгот и ее последствия для населения / монетизация льгот
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Тула 2006
Содержание:
Введение 1
Причины принятия закона о монетизации льгот и основные его положения. Кому была выгодна отмена льгот………………………………………………………………………1-4
Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, и их причины…………………………………………………………………..4-8
Последствия для населения: плюсы и минусы………………………. 8-9
Заключение…………………………………………………………………….9-10
Список литературы…………………………………………………………..11-12
Приложения…………………………………………………………………..13-15
Введение
Монетизация льгот – этот вопрос волнует всю нашу страну с середины прошлого года. Нет смысла говорить об актуальности этой темы - в каждой второй Российской семье были те или иные категории льготников. Вопрос о монетизации не имеет возрастных рамок: он в равной мере затронул интересы как школьников, так и пенсионеров. К решению о принятии законопроекта страна отнеслась по-разному (см. приложение №2). Это вполне объяснимо, ведь кому-то монетизация оказалась выгодной, часть населения выиграла от перевода льгот в денежную форму, другая, наоборот, - проиграла. Предполагалось, что реформа принесет стране только пользу, но, возможно, правительство не учло мирового опыта. Нет ни одной экономически развитой страны, где все льготы переведены в денежную форму, будь то Соединенные Штаты или Швеция. Это означает, что схема, предложенная правительством, нигде экспериментально не подтверждена. Попробуем разобраться, к чему привела монетизация в нашей стране.
Причины принятия закона и его основные положения.
Кому была выгодна монетизация?
2 июля 2004 года депутаты Госдумы в первом чтении большинством голосов поддержали законопроект о монетизации льгот. Идеологами и главными реализаторами этой реформы стали министр здравоохранения и социального развития М.Зурабов, Герман Греф, Алексей Кудрин. Правительство убедило Думу принять законопроект, представив целый ряд преимуществ:
Во-первых, помощь придет по точному адресу, тем, кто действительно в ней нуждается, минуя чиновников.
Во-вторых, она будет конкретной, а не в виде пустых обещаний. По словам А.Исаева (председателя комитета Госдумы, ответственного за принятия 122 закона) новый закон дает населению деньги вместо существовавших только на бумаге льгот и приводит меры социальной защиты в соответствие с рыночной экономикой. Часть льгот уже давно не работает (например, бесплатные лекарства: лекарственных препаратов часто не оказывалось в аптеках кроме того, по льготам можно было приобрести только 150 препаратов (обычно самых дешевых и неэффективных)). Доказывая необходимость принятия закона, сторонники монетизации опирались на то, что большинство льготников поддерживают монетизацию. Однако исследования, проводимые Аналитическим Центром Юрия Левады, показывают совсем другое: решение о замене льгот денежными выплатами целиком поддерживают 12% от всех опрошенных, по большей части поддерживают 21%, по большей части против этого 23%, целиком против 34%.
К тому же, «отказ от бартера в социальной сфере», по мнению правительства, приведет к снижению тарифов.
И, наконец, эта реформа позволит разграничить полномочия федеральной и региональной власти.
Цель реформы определил Алексей Кудрин: она состоит в «переходе от популизма к выполнению государством своих обязательств» - многообещающий, но довольно обтекаемый ответ по народному мнению, цели закона несколько другие: лишь 13% полагают, что замена производится для того, чтобы улучшить положение самых обездоленных, 25% предполагают, что целью является уравнение положения льготников с теми, кто не пользовался льготами, но по мнению большинства (53%) дело просто в том, чтобы "сэкономить бюджетные средства" за счет самых бедных.
Законопроект был принят Госдумой 5 августа 2004 г. одобрен Советом Федерации 8 августа. Впоследствии были внесены изменения от 29 ноября, 21, 29, 30 декабря 2004 года. Он принят «в целях защиты прав и свобод граждан Российской Федерации на основе разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оптимизации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»
Вступил в силу новый закон с 1 января 2005г.
Что же предложило правительство населению взамен натуральных льгот?
По 122-му федеральному закону все льготники разделены на федеральных и региональных, в зависимости от того, кто финансирует социальную поддержку этих граждан. Финансирование за счет федерального бюджета сохранилось для Героев СССР, России, Соцтруда, полных кавалеров ордена Славы и Трудовой Славы, инвалидов и участников ВОВ и их семей, узников фашизма, ветеранов боевых действий, проходивших военную службу в ВОВ не в действующей армии, блокадников, инвалидов всех трех групп, чернобыльцев. Финансирование ветеранов труда, тружеников тыла и пострадавших от политических репрессий производят региональные бюджеты. Взамен всех льгот (бесплатный проезд городским и пригородным транспортом лекарства абонентская плата за телефон и его установка протезирование и зубопротезирование и др.) они получают от 150 до 1550руб. + соцпакет (скидки по оплате жилья и коммунальных услуг, бесплатные лекарства, бесплатные санаторные путевки (с оплатой проезда на курорт и обратно), бесплатный проезд в пригородных электричках) стоимостью 450руб. (при желании можно от него отказаться и с 1.01.2006 получать деньги). Причем, по новому закону можно выбирать только одну компенсацию. Так что, если гражданин принадлежит к нескольким льготным категориям, он сможет получить деньги только по одной из них.
Проблемы, с которыми столкнулись при реализации закона, их причины.
При реализации закона власти столкнулись с множеством проблем и самая масштабная из них – отсутствие средств в региональных бюджетах. Регионы оказались неподготовлены к осуществлению перевода льгот в денежные компенсации. Чтобы не «будить в народе зверя» некоторые субъекты сохранили льготы (Камчатка, Красноярский край, Ростовская обл. Тюменская обл. Москва, Ульяновская обл. Челябинская обл. (подробнее – см. Приложение№1)). Но народного волнения, социальной напряженности не удалось избежать. Многие города встретили Новый год демонстрациями. Если до Нового года телевидение пестрело репортажами о довольных льготниках, уверенных в том, что после монетизации жить станет легче, после вступления закона в силу картина резко изменилась. Возмущенные пенсионеры и инвалиды недовольны порядком выплаты компенсаций и требуют вернуть натуральные льготы. С 9 января практически по всей стране проходят массовые акции протеста: митинги в Москве, Санкт-Петербурге, Пензе, Ставрополе, Георгиевске пикеты зданий администрации в Курске, Нальчике, Самаре, Казани, Барнауле, Ангарске блокирование движения транспорта в Твери, Вологде, Альметьевске, Хабаровске. Митинг прошел и в нашем городе: 20 января тульские льготники вышли на пл.Ленина. Некоторые политики считают эти выступления не стихийными, а хорошо спланированными: кто-то использует народ для достижения своих целей. Олег Ковалев ("Единая Россия") утверждает, что «под видом протестов идет политическая борьба, стариков обманом и подкупом вовлекают в преступные действия» . По данным соцопроса, проведенного «Левадой», 59% считают, что нынешние протесты "носят в основном стихийный характер", 18% — что они организованы "противниками Путина". Но митингующие предъявляли конкретные требования (вернуть льготы), не выдвигая политических лозунгов.
На фоне всеобщих волнений Сибирь оставалась спокойной. Это объясняется социальной политикой, проводимой местными властями. В Кузбасс средства из федерального бюджета поступают всего на 1/3 всех льготников, остальных финансирует область. «Но, несмотря на это, - отмечает Аман Тулеев, губернатор Кемеровской области, - мы не будем отменять свои льготы…Подписан указ о сохранении бесплатного проезда федеральным льготникам и милиции, сохранении бесплатного слухо - и зубопротезирования для инвалидов и ветеранов войны, блокадников».
Спокойно отнеслась к монетизации и Челябинская область. 20 января более 20 общественных организаций Уральского федерального округа выступили с заявлением в поддержку проводимых в стране реформ, осуждая митингующих. Стоит отметить, что 41% опрошенных заявили о поддержке акций протеста, еще 41% относятся к ним "с пониманием", но не готовы поддержать, лишь 10% решительно высказались против действий протеста.
Чем вызвана волна протеста, прокатившаяся по всей стране? Ведь до вступления закона в силу многие льготники выступали за монетизацию. Причина очевидна: правительство не оправдало ожиданий (компенсации, по мнению 74% опрашиваемых, не соответствуют размеру утраченных льгот . более того, власти не организовали своевременную их выплату) (приложение №2).
Что касается военных и милиции, государство обделило их не меньше других. Но Министерство обороны предприняло ряд мер, призванных улучшить их положение.
Во-первых, с 1 января 2005г. Увеличена надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы (теперь он составляет примерно 1000 руб.)
Во-вторых, увеличена выплата за поднаём жилья (до 1500 руб. вместо прежних 500 руб. а если в семье бесквартирного военнослужащего есть дети – 2250руб.)
Что можно сказать об обеспечении льготными лекарствами? Лучше всего ситуация обстоит в Дальневосточном округе (здесь в январе лекарства не получили лишь 3,5 % льготников ). В остальных регионах картина печальная: с началом года в аптеках и больницах выстроились огромные очереди, льготных лекарств не хватает. Чем объяснить подобную ситуацию?
Одна из причин – ажиотажный спрос: люди запасались впрок, брали лекарства и себе, и родственникам, боясь, что что-нибудь изменится.
Другая причина - несовершенный перечень лекарств.
И третья, самая главная, - неподготовленность к реформе врачей и работников аптек. Врачам поликлиник приходится заполнять несколько анкет, помнить многозначные коды лекарств. Поэтому процедура получения рецепта довольно длительная и утомительная.
Сибирь нашла решение этой проблемы: для директоров и работников аптек, фармацевтов были проведены выездные семинары, на которых разъяснялся порядок заполнения бланков и работы с новыми списками лекарств. Немалые деньги вложены также и в компьютеризацию аптек.
Сложно обстоит ситуация в Туле. В городе всего 11 аптек, работающих с льготниками, по области – 121. К тому же льготные лекарства на 30-50% дороже обычных. Это объясняют тем, что лекарства поставляют в аптеки не напрямую, а через посредников – фирмы, одобренные правительством. К тому же аптеки не получают лекарства в необходимом объеме (в январе всего 25-30%). Поэтому льготники вынуждены либо ждать, томиться в очередях, либо покупать лекарства за свой счёт.
Чем можно объяснить сложившуюся ситуацию? Почему через полгода после принятия закона власти не смогли его реализовать, чем вызвали народное недовольство? Почему долгожданная монетизация не улучшила жизнь всей страны? Причин, на мой взгляд, несколько:
Во-первых, все это говорит о непродуманности самого закона и несоответствии его Российской действительности. (Кстати соцопрос показал, что "продуманной и подготовленной" считают замену льгот всего 13% опрошенных, не согласны с этим 81%). Создается впечатление, что власти не имели представления о реальном числе льготников и необходимых суммах компенсаций.
Во-вторых, регионы оказались неподготовлены к переводу натуральных льгот в денежную форму. Когда настало время выплачивать компенсации, выяснилось, что в местных бюджетах не хватает средств.
Третья причина – недостаточная информированность населения. Многие льготники не были ознакомлены с порядком выплат и не знали, какая сумма полагается взамен потерянных льгот.
Последствия закона о монетизации для населения: плюсы и минусы.
Как же отразился новый закон на населении? Ответом на этот вопрос могут быть акции протеста, требования вернуть льготы. Бывших льготников не устраивает ни порядок выплат, ни размер компенсаций (в большинстве случаев их не хватает ни на лекарства, ни на проезд). По данным соцопросов, в том, что социальная реформа принесет стране пользу, уверены только 34% населения (причем из них лишь 23% считают, что она улучшит положение наименее социально защищенных слоев населения (приложение №3)). За примером далеко ходить не надо: если раньше пенсионеры имели право на 50% - ную оплату за телефон и могли разговаривать без ограничений, то после отмены этой льготы пожилые люди лишились, возможно, единственного способа общения.
Еще один пример. До Нового года пенсионеры пользовались правом на бесплатный проезд в городском транспорте, после «отмены льгот» они его лишились (в большинстве регионов). И что мы видим? Ни одна поездка в общественном транспорте не обходилась без стычек между пенсионерами и кондукторами, порой доходило до того, что деды врукопашную бросались на кондукторов, как будто те виноваты во всем. Ветераны Труда, труженики тыла, репрессированные граждане не могли смириться с отменой льгот, ведь за это они почти ничего не получили.
С введением льготного проездного положение несколько улучшилось.
Сильно монетизация ударила по карману семей, где есть учащиеся, ведь школьники остались без компенсаций, о них власти просто-напросто забыли.
Но наиболее предприимчивые бывшие льготники нашли способ увеличения выплат: они записываются в инвалиды (это самая «выгодная» категория льготников – из федеральной казны они получают ежемесячно до 950 руб.). Число инвалидов в Калининградской обл. резко возросло с середины 2004г. В Карелии неожиданно возникли огромные очереди желающих получить звание ветерана труда республики (по данным республиканского Минздрава, количество заявлений о присвоении звания увеличилось в два раза) . Не имея возможности честно получить от государства достойные выплаты, льготники идут на хитрости.
Кому монетизация и принесла пользу, так это жителям деревень. Для них, действительно, льготы существовали лишь на бумаге. Они не могли пользоваться бесплатным проездом в городском транспорте, правом на льготную установку телефона (просто нет возможности провести телефонную линию в отдаленные поселки и деревни) . Поэтому денежные компенсации для этих людей оказались хоть и небольшой, но помощью.
Заключение
Монетизация оказалась серьезным общественным потрясением. Пожалуй, ни одна из сторон-участниц (ни министры, разрабатывавшие законопроект, ни сами льготники) не предполагала, насколько сильна будет реакция. Оценить последствия социальной реформы довольно сложно. С одной стороны, некоторые(!) группы населения оказались в выигрыше – вместо несуществующих льгот они получили реальные деньги. Выполнены ли остальные цели?
Да, действительно удалось разграничить полномочия региональной и федеральной власти. Но к чему это привело? К сокращению социальных обязательств государства и частично к перекладыванию их с федерального на региональный уровень. Кто от этого выиграл (если кто и выиграл), трудно сказать. Но уж точно не региональные льготники, мизерные компенсации которым выплачиваются из местных бюджетов. По мнению Оксаны Дмитриевой, депутата Госдумы, подобные действия приведут к «дезинтеграции, ликвидации единой политики федерального центра в области социальной защиты, образования и культуры» .
На мой взгляд, монетизация льгот – поспешный и необдуманный шаг, действия правительства не основаны на анализе реальной социально-экономической ситуации в стране. Безусловно, идея монетизации правильная: необходим перевод части (!) натуральных льгот в денежные компенсации, но эта реформа должна была проводиться постепенно, в несколько этапов. При этом важно было провести ряд организационных мероприятий по переходу от льгот к выплатам, чему наше правительство, к сожалению, уделило мало внимания. И последнее - государство с самого начала должно было предоставить населению право выбора: льготы или деньги. Возможно, в этом случае удалось бы избежать социального взрыва.
Список литературы :
Агентство социальной информации. Реформа "монетизации" льгот. Горькие "уроки" монетизации льгот. 20.10.2005
Большинство Россиян не знают, какую сумму будут получать взамен льгот.Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр). Брянцева Г. «Социальный пакет: хватит на всех»// «Российская газета»-2004г.-№143(3520)-стр.4-5.
«Еще раз о выплатах и льготах»// «Российская газета»-2005.-№6(3675)-стр.-11-12.
Каковы отрицательные последствия монетизации льгот? | Опросы за январь 2005 года. Нижний Новгород / Новости / Участники акции против монетизации льгот перекрыли. 22.01.2005. http://8312.ru/0-889-7154-0/20050122-20050122/1085700--0/
Н.Коньков. «Лишняя страна Кремля (парламентский репортаж)»
Овчарова Л.Н. Монетизация льгот: экспертиза социальных последствий. Политический журнал - ПОЛИТИКА И ЭКОНОМИКА - Монетизация льгот: цена вопроса 24.07.2004г
Россияне о монетизации льгот. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)
Сергей Черешнев. Обиженные льготники записываются в инвалиды… 17.12.2004 Сивкова В. Жертвы и герои монетизации.// «Аргументы и факты»-2005г.-№5-стр.9
Социально-политическая ситуация в России в январе 2005 года. Аналитический Центр Юрия Левады (Левада-Центр)
С. Юринский «Что будет с льготами?» // «Российская газета»-2004г-№141(3518)-стр.3
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
ФОМ > Акции в поддержку замены льгот выплатами. (29.02.2005)
Реферат: Монетизация льгот предоставляемых гражданам Российской Федерации
Федеральное агентство по физической культуре спорту и туризму
Зауральский Колледж Физической культуры и здоровья
Право. Организация социального обеспечения
4 курс, группа 73
Научный руководитель:
Копылова Наталья Сергеевна
Форма обучения: очная
Шадринск, 2006
Оглавление
Введение ……………………………………………………………………….3
1. Предоставление льгот гражданам Российской Федерации
2.3. Составляющие закона о монетизации льгот
3. Проблемы реализации ФЗ № 122 о замене льгот денежной
компенсацией ………………………………………………………………….29
Заключение …………………………………………………………………….33
Библиографический список …………………………………………………..35
Приложения …………………………………………………………………. 37
ВВЕДЕНИЕ
Социальная защита граждан, предоставление льгот и компенсаций, является одним из важнейших вопросов деятельности государства, приоритетом для всех уровней государственной власти.
В Конституции Российская Федерация названа социальным государством, что предполагает обеспечение благополучия и защищённость граждан. Но сегодня Россия другая страна, и невозможно жить тем багажом, который накопился ранее, когда политика государства была социально - ориентированной. Сейчас ориентация на рыночную экономику и реформирование социальной сферы вызваны жизнью.
Актуальность Курсовой работы заключается в том, что число предоставляемых льгот слишком велико. И не все они целесообразны, поскольку не все используются гражданами, но полностью являются финансовой нагрузкой для государства. Она является необоснованной и почти невозможно отследить её целевое использование. Но простая отмена льгот разом не решит всех проблем, нужен серьёзный механизм её реализации.
В соответствии со статистикой на 1 января 2005 года на территории России проживало 14, 5 мл. федеральных льготников и 21 мл. региональных льготников.
Тема Курсовой работы: «Монетизация льгот предоставляемых гражданам Российской Федерации». Предмет исследования: дореформенные льготы и послереформенные компенсации, ежемесячные денежные выплаты, сохранённые льготы.
Задачи:
1. Изучить нормативно-правовые акты, регулирующие льготы и компенсации до вступления в силу ФЗ № 122.
2. Проанализировать ФЗ от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
3. Изучить законодательство, статьи и мнения компетентных лиц о проведённом реформировании. А также практику применения и действия закона в реальной жизни.
В Курсовой работе используется исторический метод, метод сравнения и анализа, изучение практической информации. Тема Курсовой работы рассматривается по следующему плану:
Глава 1. Предоставление льгот гражданам Российской Федерации до 1 января 2005 года.
Обобщает существовавшие ранее льготы, основания их установления и категории граждан имеющих право на получение льгот.
Глава 2. Замена льгот денежной компенсацией.
Определяет направления реформирования, составляющие закона о монетизации льгот.
Глава 3. Проблемы реализации ФЗ № 122 о замене льгот денежной компенсацией.
Выявляет проблемы, возникающие с применением закона в реальных жизненных ситуациях. Рассматривает возможные пути их решения и адаптации к потребностям льготных категорий граждан.
Для написания Курсовой работы использовалась следующая литература:
Законы: «О ветеранах» от 12 января1995 г. № 5 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181 ФЗ «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-I «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным Кавалерам ордена Трудовой Славы» от 9 января 1997 г. № 5 ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 26 ноября 1998 г. № 175 ФЗ.
Книги: «Право социального обе6спечения», «Монетизация льгот - комментарий к ФЗ № 122».
Журналы: «Социальная защита», «Новые законы и нормативные акты», «Экономический журнал», «Российская Федерация сегодня».
Газеты: «Аргументы и факты», «Российская газета», «Ваше право», «Шадринский курьер».
Глава 1 ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЛЬГОТ ГРАЖДАНАМ
РоссиЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДО 1 ЯНВАРЯ 2005 ГОДА
Льготы по оплате жилья
заключаются в снижении оплаты или полном освобождении от оплаты. Это 50% скидка в оплате занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членам семьи, совместно проживающих с гражданином, которому предоставляется эта льгота. На неё имеют право граждане проживающие в домах государственного и муниципального жилого фонда, а также в приватизированных жилых помещениях. Предоставляется всем категориям ветеранов в соответствии с ФЗ «О ветеранах» от 12 января1995 г. № 5 ФЗ инвалидам жертвам политических репрессий в соответствии «О реабилитации жертв политических репрессий» от 18 октября 1991 г. № 1761-I. Нетрудоспособным членам семьи погибших, (умерших) инвалидов войны участников Великой Отечественной Войны и ветеранов боевых действий на территории других государств, состоявшим на иждивении погибшего и получающих пенсию по случаю потери кормильца. Герои Советского Союза, герои России, полные Кавалеры ордена Славы, герои Социалистического труда, полные Кавалеры ордена трудовой Славы и совместно проживающие с ними члены семьи полностью освобождены от оплаты жилья, независимо от его размера.
Льготы по оплате коммунальных услуг
к ним относят: водоснабжение, газ, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, электрическая и тепловая энергия (отопление). Также абонентская плата за телефон, радио и коллективную антенну. Размер скидки составляет 50%, для многодетных семей не ниже 30%.
Источники:
Следующие статьи:
- Кто имеет льготы при поступлении в высшее учебное заведение какие
- Льготы участникам (ликвидаторам) аварии на чаэс
Комментариев пока нет!