Как по справедливости разделить наследство
Дележка наследства покажет, кто есть кто
Истинное лицо человека скрывается под тысячью масок, но достаточно начать делить наследство, и вы увидите его настоящим
Высказывание неизвестного мудреца
Вопрос о том, кто должен наследовать родительскую недвижимость, рано или поздно встает в любой семье. Кому-то удается распределить нажитое добро безболезненно, а кому-то - только под дулом автомата. В большинстве случаев решить этот вопрос без обид и распрей получается не у каждого.
Судебные тяжбы, скандалы и драки между родственниками - все это часто сопровождает дележку имущества. Порой самые интеллигентные люди становятся похожи на разъяренных животных, пытающихся вырвать из глотки друг у друга кусок добычи. Драка за наследство разрушает самые устойчивые и крепкие отношения в семьях, разоряет родовые гнезда и уничтожает целые кланы.
ЭТО БЫЛО БЕЗОБРАЗНО
По соседству со мной жили две милые девушки-близняшки, - читаю историю в интернете. - Обаятельные, образованные, они всегда были образцом порядочности и чистоты. Но вот их родители умерли, и это прискорбное событие перевернуло все с ног на голову. Не сама смерть, а то, что за ней последовало. А последовал за ней кошмар с громким и не слишком пристойным названием - дележка имущества. Сказать, что это было некрасиво - не сказать ничего. Это было безобразно. Все, что осталось от родителей, милые сестры рвали друг у друга когтями и зубами. Дело зашло в такой непроходимый тупик, что разрешить его разумным способом не представлялось никакой возможности.
Кто-то называет споры о наследстве борьбой за справедливость, а кто-то - кровавым спортом. В любом случае проигрывать не хочет никто, считая себя вправе требовать причитающуюся ему часть имения. Но на самом ли деле проигрывает тот, кто остается ни с чем? И что в действительности приносит победа захватившему недвижимость любой ценой?
ЭТИЧЕСКАЯ СТОРОНА ВОПРОСА
С правовой точки зрения есть законы, регулирующие получение наследства, и одни, пользуясь этими законами, получают все, а другие - ничего. Поэтому с материальной точки зрения все ясно: проиграл тот, кто остался ни с чем. Но раздел имущества - явление многоплановое, оно имеет не столько юридический характер, сколько этический. Ведь в кодексах не описано, чем сопровождается раздел собственности, к каким последствиям приводит и какие раны оставляет.
Брат с сестрой, дети с родителями, муж и жена - все они, ввязавшись в конфликт, в одночасье становятся врагами, попирая годами выстроенную дружбу. Откуда у вас вражды и распри? - спрашивает нас апостол Иаков, - не отсюда ли, от вожделений ваших (страстных плотских желаний), воюющих в членах ваших? Желаете - и не имеете убиваете и завидуете - и не можете достигнуть препираетесь и враждуете - и не имеете, потому что не просите&hellip (Иак.4:1-2).
Война за недвижимость неизбежно приносит обеим сторонам серьезные потери: безвозвратно уходит доверие и уважение друг ко другу, время, энергия, здоровье. Потери необратимые и ничем не заменимые.
Конечно, для некоторых эту утрату скрасит приобретение материального имущества в виде дома, квартиры, машины, дачи. И это лишь подчеркнет скудость их души. Некоторые доходят до такой мелочности, что начинают делить ложки, вилки. О чем подобное говорит? О том, что они победили в схватке за кусок добычи? На самом деле они потеряли даже не родственные связи, а уважение к самим себе, которое променяли на столовые приборы.
И еще не факт, что добытые таким образом ценности сделают их счастливыми. В Библии есть одно мудрое высказывание: Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии (Пр.20:21). Знаю много жизненных примеров, иллюстрирующих эту истину. Вот один из них.
У РАЗБИТОГО КОРЫТА
Сестра мужа хитрыми махинациями сумела ловко присвоить квартиру умерших родителей, обделив брата, - рассказывает Ирина К. - Мы, конечно, были потрясены ее вероломством, но решили простить и отдать все в руки Божьи. Через несколько лет повзрослевший сын сестры попадает под суд за распространение наркотиков, сам будучи к тому времени тяжело зависимым человеком. Чтобы вытащить сына из тюрьмы и вылечить его от наркомании, сестре мужа пришлось продать ту самую квартиру, которую она когда-то нечестно захватила, и остаться у разбитого корыта. Мы не злорадствуем, но еще раз убеждаемся в том, что за все приходится платить.
В Посланиях апостола Павла есть одно важное обращение к тем, кто испытывает на себе несправедливое отношение ближних: Благословляйте гонителей ваших благословляйте, а не проклинайте. Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром пред всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим.12:14,17-19). В этих стихах раскрывается суть и характер христианского образа жизни, который сводится к двум словам: уповать и повиноваться. Иными словами, необходимо всегда доверять Богу то, над чем мы не властны, и исполнять Его четкие и конкретные повеления, открытые в Писании.
Судьбу Ларисы Р. нельзя назвать легкой. После развода с мужем она переехала вместе с маленькими детьми к матери в недостроенный дом. Чтобы как-то сводить концы с концами, вела большое хозяйство, постепенно благоустраивала жилище, безропотно делая самую тяжелую работу. Через много лет, отсидев долгий срок, в тот же дом вернулся из мест лишения свободы и брат Ларисы. Тюремный образ жизни не сделал из него ангела: брат не хотел работать, пил и устраивал дебоши. Мать все терпела, даже жалела сыночка, а Ларисе заявляла: Знаешь, ты тут никто и зовут тебя никак. Всю недвижимость я перепишу на твоего брата.
Когда мама официально заявила, что всю недвижимость оставляет в наследство брату, то первой моей реакцией было закричать: Это несправедливо! - рассказывает Лариса - Но вместо этого я уединилась с Богом на молитву и сквозь слезы спросила Его: Господи, а как же я и мои дети? И тут же в мой разум пришли как напоминание две заповеди из Закона Божьего: почитай отца и мать и не пожелай чужого. Да, Господи, ты прав, - ответила я тихо. - Она - мать, и сама решает, кому завещать наш дом. Я не буду добиваться справедливости и полностью положусь на Тебя.
Преодолев боль и обиду, Лариса смирилась с решением матери.
Через некоторое время произошло удивительное и непредсказуемое событие. На адрес Ларисы пришло письмо от ее дальней родственницы, где сообщалось, что троюродная тетушка на старости лет осталась совсем одна и просит Ларису стать ее наследницей. Наша героиня переехала к ней, уже умирающей бабушке, досмотрела ее, и через полгода стала обладательницей отличной квартиры в центре большого города.
Я поняла, - рассказывает Лариса, - что проблемы с мамой были своеобразной проверкой для меня. Бог испытывал мое смирение и готовность быть верной Его слову до конца. Если бы я тогда стала требовать своей доли от имущества или затаила горечь в сердце, вряд ли бы получила это неожиданное наследство. И сейчас я уверена: Бог обязательно благословит кротких, готовых отдать без боя даже то, что принадлежит им по праву.
В Евангелии от Луки описана одна интересная встреча. К Иисусу подошел некто из народа и сказал: Учитель! Скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Очевидно, от Христа он ожидал справедливого разрешения вопроса, помощи и поддержки в борьбе за причитающуюся ему часть имения. Но как интересно ответил Иисус: Кто поставил Меня судить или делить вас? Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения. Его ответ, казалось, противоречит всякой человеческой логике, взрывает сложившиеся стереотипы. Слова Христа открывают нам Божий взгляд на то, что люди называют справедливостью. Эти слова ярким прожектором освещают сердце и показывают его привязанность к материальным ценностям, жадность и зависть. Иисус не стал разбираться, кто прав, а кто виноват, Он показал суть проблемы - любостяжание (любовь к стяжательству). И очень серьезно предупредил: Жизнь человека от количества нажитого или отвоеванного имения не зависит.
КАК ПРАВИЛЬНО ПОСТУПИТЬ, КОГДА УЗНАЕШЬ ОБ ИЗМЕНЕ?
После пяти лет брака жена случайно призналась, что она изменила мне, когда еще была моей невестой. Что делать? Как правильно поступить? Что говорит Библия?
- Часто в Писании говорится о том, что Господь - это жених, а Церковь Его, - это невеста. И часто в Писании Господь на нашем человеческом языке пытается передать ту боль, которую Он испытывает, когда Церковь Его отступает от Него, изменяет Ему, как невеста изменяет жениху, в то время как Он сделал для нее столько всего хорошего. И что же делал Господь, когда Церковь отступала от Него? Мы читаем: А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь (Иер.3:1). Бог учит, что надо прощать.
Господь понимает Вашу боль, Ему так же приходилось не раз переживать предательство, но при всем при этом Он прощает грешника. Почему? Потому что Бог любит грешника, но ненавидит грех. Если человек готов покаяться, Бог принимает его таким, как есть. Христос говорит: приходящего ко Мне не изгоню вон&hellip (Ин.6:37). И женщине, взятой в прелюбодеянии, Он не вынес смертный приговор, а сказал: Я не осуждаю тебя иди и впредь не греши (Ин.8:11).
У мужа есть право дать разводное письмо жене, которая изменила ему. Однако Бог говорит, что это право, а не обязанность. Я понимаю, что легко давать советы, когда лично меня это не касается, и даже не знаю, как поступил бы я в Вашей ситуации. Однако, когда я читаю Библию, то понимаю, что Господь призывает простить грех, то есть забыть и никогда не вспоминать больше об этом инциденте.
Молитесь Богу, просите Его, чтобы дал Вам силы простить. Возможно, гармония в ваши отношения вернется не сразу, а постепенно, но все же лучше простить, чем просто расстаться, ведь обида и разочарование так и останутся на всю жизнь. Прощение - это удел сильных, прощение исцеляет боль души, поэтому пусть Господь благословит Вашу семью и укрепит всех вас духовно!
как справедливо делить наследство, ваше мнение?
8. Гость | 28.08.2013, 13:55:11 [1733500623]
У моей сестры так поучилось - она вышла замуж за взрослого мужчину у него было 2 детей от первого брака. 17 и 15 лет дочкам. Когда уходил купил им с матерью новый дом, новую машину. Потом каждой по машине отдельной к 18 годам. Как вышли замуж купил квартиры каждой. Первые 3 года сестра с мужем жили на съемной квартире и копили долги -ради того чтобы у детей мужа был новый дом и машимны. Потом дела хорошо пошли. Они купили себе большую квартиру в уентре Краснодара, построили дом на побережье, обзавелись автопарком из 3 втомобилей стоимостью от 1,5 миллионов каждая. Бизнес с нуля построили. Потом супруг внезапно скончался. Девочки как коршуны слетелись. На смерти отца нажиться решили. Хотя при жизни говорил им - если врдруг что- чтобы ни с кем ничего не делили. Но сестра это предвидила и все что было регистрировала на маму свою и недвижимость и автомобили и бизнес. Супруг всегда был только за
Повезло с мамой. А то ведь мама и взбрыкнуть могла.
9. туктук | 28.08.2013, 14:24:34 [1265590602]
Кто ухаживает за старыми родителями - того и хата.
10. Гость | 28.08.2013, 14:30:16 [1543260905]
Моя мама, слава Богу, жива, но мне точно ничего не надо. Есть сестра, есть племянник, им надо, а я сама все умею. Мама имеет полное право своим имуществом распоряжаться сама.
Автор, важны человеческие взаимоотношения, а не денежка кВ метров.
11. автор | 28.08.2013, 14:52:00 [3830544014]
взаимоотношения были в этой семье нормальные, однако видимо непутевая дочь так играла на своем материнском одиночестве и потом бабушестве. ее дочь в 18 лет родила от друга, бросившего ее, что не говоря ничего своей сестре, сходила к нотариусу и ей официально переписали всю недвижимость. обещала после смерти родителей поделиться с сестрой. но есессно не поделилась.
Я считаю, что помощь детям делить надо поровну, когда родители еще живы и помогают, здесь как раз именно этот момент имел место быть, а не наследование.
А вот наследство - да, дело наследодателя. Тут уже его воля.
А я наоборот считаю, что помогать надо менее обеспеченному, а наследство делить в равных долях. Мне, например, родители практически не помогали (только до 3 курса института), а сестре помогали долго, пока они с мужем не начали нормально зарабатывать. А наследство у нас будет равное (надеюсь, что очень не скоро).
14. Гость | 28.08.2013, 14:59:15 [1733500623]
Тархунчик
Я считаю, что помощь детям делить надо поровну, когда родители еще живы и помогают, здесь как раз именно этот момент имел место быть, а не наследование. А вот наследство - да, дело наследодателя. Тут уже его воля.
А я наоборот считаю, что помогать надо менее обеспеченному, а наследство делить в равных долях. Мне, например, родители практически не помогали (только до 3 курса института), а сестре помогали долго, пока они с мужем не начали нормально зарабатывать. А наследство у нас будет равное (надеюсь, что очень не скоро).
Гость, а почему вам мало помогали, а сестре - много. У нее здоровье слабое или она инвалид?
15. автор | 28.08.2013, 15:14:43 [3830544014]
как так равно помогать, одна дочь вышла замуж напрмер в другой город, а другая с мужем поселилась к родителям. конечно, помогать с детьми физтчески больше будут дочери с которой живут. это просто пример.
или одна уехала в другой город в в уз учиться,другая осталась дома. опять же, логично, что у нее не будет болеть голова об обедах и тд.
а вот наследство как раз можно более чем ровно разделить. хотя в данном случае речь идет о том, что одному ребенкуотписывается все, а другому ничего по аргументу, ты итак неплохо живешь, сама нажила квартирыи тд.
16. бесквартирный гость | 28.08.2013, 15:26:14 [357919976]
Автор, ну не совсем так. Я, например, живу с мужем и сыном с моей мамой. Но она мне ни финансово, ни с ребёнком никогда не помогала особо. Вернее, финаннсово вообще никогда, а с ребёнком за всё время пару-тройку раз посидела вечерком (сейчас мой сын уже не нуждается давно в том, чтобы с ним сидели). Сестра с мужем живут в другом городе в квартире, доставшейся по наследству. Мама в меру своих возможностей сестре помогает финансово: покупает ей одежду, обувь, так просто деньги даёт.
17. автор | 28.08.2013, 16:36:58 [3830544014]
16,согласна возможны разные расклады.
но все же главный вопрос в теме пронаследство. как допустим в вашем случае, вам достанется мамина квартира или делить ее с сестрой?
Справедливо - так - как решил наследодатель, собственник имущества. Потому что, по справедливости, он имеет право распоряжиться своим имуществом так, как ему хочется.
ответственность на нем, ему отвечать, по справедливости поступил или нет. Только ему отвечать на том свете, а родня перегрызется на этом, ему и за это отвечать
29. flake-praline | 31.08.2013, 16:23:52 [984047767]
Знаете, мой папа принимал решение, кого назвать своим наследником.
Выбор у него был небогатый: я, его единственная дочь, или его единственный и обожаемый внук.
Так вот, он выбрал меня (хотя реальная привязанность у внуку у него сильнее).
Логика его выбора была: внук, конечно, молодец, но кто знает, как он проживет всю жизнь, и не спровоцируют ли его немалые деньги на жизнь в безделье. Поэтому внуку он сделал подарок на новоселье и на свадьбу - хорошие деньги, но завещал все мне. Его, видите ли, полностью устраивает, как я жила все свои предыдущие почти 48 лет. Типа, молодец и достойна завещания.
Обдумывая решение папы, я пришла к выводу, что думала бы так же, а будь у меня двое детей - тоже отписала бы тому, кто достойнее (в моих глазах достоинства - это самостоятельность, жизнь по уму и по средствам, способность отвечать за свои поступки). Идеальный вариант - если бы дети оба удались.
автор16,согласна возможны разные расклады.
но все же главный вопрос в теме пронаследство. как допустим в вашем случае, вам достанется мамина квартира или делить ее с сестрой?
Мама сказала, что пополам. Но при этом обеспечивать маму, когда она будет на пенсии, ухаживать в немощи придётся мне. Это даже не обсуждается.
Ваш текст.
Очень Вас понимаю, у нас тоже ситуация, свекры были бы очень не против если жить и ухаживать за ними будем мы с мужем(старшим сыном), а все наследство младшенькому, его же жалко(хотя квартиру ему купили), а мы себе сами заработали. Вот и справедливость.
33. Гость | 05.03.2015, 15:35:40 [3529703188]
Искала ответ на волнующий меня вопрос наследства, наткнулась на это обсуждение, нашла ответ:
Справедливости нет.
Поделюсь своей историей, может кому-нибудь будет интересно. Может скажите свое мнение на мою ситуацию
Мой дедушка умер, когда мне было 15, а сестре 19 лет. Тогда зашла речь о наследстве между двумя братьями (моим папой и дядей). Решили так: дача дяде, квартира папе. В квартиру прописали сестру, так как она была студенткой и совершеннолетней (там какие-то льготы), как мне объяснили, хотя я в объяснениях я и не нуждалась - другое было на уме у 15-ти летней девчонки. Сразу скажу, что с сестрой у меня отношения очень хорошие и в нашей семье обсуждать вопросы наследства при живых родственниках принято не было. Прошли годы, я познакомилась с будущем (нынешнем) мужем, мне было 22. Я переехала к нему в однокомнатную квартиру. Мама сказала что нужно оформить приватизацию квартиры на сестру и спросила не против ли я. Я, конечно, была не против, и мысли не возникало, что меня хотят обидеть или в чем-то ущемить. Сестра на тот момент жила с родителями.
34. Гость | 05.03.2015, 15:37:06 [3529703188]
Теперь об отношениях с моей бабушкой. Она чудесный была человек, я ее очень любила и люблю. У нее 4-е внука: мы с сестрой и два сына дяди. Со всеми внуками она провозилась по очереди. В детстве со мной больше всех, так как я болела астмой и она меня из этой болезни вытащила. Я прожила у бабули всю дошкольную жизнь. Младший двоюрный брат был маленький, когда умер мой дедушка и жил у бабули в эти не простые для нее годы. Когда я подросла я всегда была, так сказать, на подхвате: бабуля болеет - я уже на пороге с лекарствами, пол помыть, убрать - не вопрос, в магазин или поесть приготовить - не проблема. Причем редко меня об этом просили, сама заезжала, сама в магазин и пообщаться. Сестра практически не навещала, даже на праздниках бабулиных не всегда была.
35. Гость | 05.03.2015, 15:37:54 [3529703188]
Потом сестра познакомилась с молодым человеком и через какое-то время они начали снимать квартиру и жить отдельно. Мы, в свою очередь, уже с мужем решили продать его квартиру и построить дом. На время строительства (2,5 года) мы жили у бабули. Не сказать, что это было простое для нас всех время. У меня характер не сживчивый и бабуля у меня тоже с характером. Плюс ко всему к тому времени она нуждалась в уходе, человек пожилой, все понимают. Только мой муж мог урегулировать различные возникающие ситуации. За время нашего проживания у бабули она несколько раз серьезно болела. Я не спала ночами и кто-то даже говорил, что это все. Но никто из внуков не приехал, хотя я всем позвонила и сказала, что бабуля болеет.
Сестра, тем временем, с молодым человеком меняли съемные квартиры. Вот тогда-то и начались разговоры о том, что сестре переживать нечего, у нее же есть квартира.
36. Гость | 05.03.2015, 15:38:45 [3529703188]
Потом у родителей ее молодого человека появилась 2-х комнатная квартира и они определили ее его сестре. Где был сделан дорогущий ремонт.
Как-то я с сестрой заговорила на эту тему. На следующий день мне позвонил ее молодой человек и сказал, что квартиру бабули они ждали, и эту квартиру мои родители определили сестре, а не тебе, а квартира, которая у них (не купленная, а также наследованная) - это квартира его сестры.
Я пыталась поговорить с родителями, что они думают на сей счет. С папой - бесполезно, для него это табу при живой бабушке, а мама сказала, что у меня есть где жить, а не дай Бог что случится я всегда могу к ним приехать жить.
Так вот, бабушка умерла. Мы дом не достроили, но переехали, сделали кое-какой ремонт в комнате и кухне, в долгах, в кредитах, на одной старенькой машине, без газа с огромными счетами за электричество в ближайшее время без перспектив достройки дома, так как муж работает в области строительства и ремонта, а по этой сфере кризис ударил больше всего. Живем втроем: я, муж и сын. Сестра родила сынишку и сейчас они живут в квартире сестры молодого человека. Родители молодого человека живут в хорошей 3-х комнатной квартире в центре. Мои родители в 3-х комнатной малогабаритной квартире не в центре и собираются копить денег на ремонт квартиры бабушки что бы там жила сестра с молодым человеком и сыном.
После смерти бабули пыталась заводить разговор с папой, что он по этому поводу думает. Услышала вот что: это решение принято давно, я чем смогу тебе помогу, может это и не справедливое решение, но вообще твоя сестра болела (сложное психическое заболевание в подростковом возрасте) и обидеть я никого не хотел этим решением.
37. Гость | 05.03.2015, 15:39:22 [3529703188]
Еще потом со мной заводили разговор чтобы мой муж там ремонт делал.
Хоть кто-нибудь может представить что я чувствую. Или я чувствую не правильно? И должна сказать спасибо бабули, которая воспитала меня сильной и не просящей о помощи!
P.S. Я сейчас не работаю (в декрете). Сестра тоже в декрете, но работает фриланс. Мой муж работает, но не скажу, что он трудоголик и работает в поте лица, плюс ко всему объекты не всегда есть и порой вообще без копейки сидим, только долги копим. Молодой человек сестры практически не работает, бизнес его пока не пошел, иногда где-то подрабатывает, вроде.
Вот такая история. Что скажите? Это не любовь к одной дочери и любовь к другой? Или не обдуманное решение? Или обдуманное, а я чего-то не понимаю?
38. Гость | 05.03.2015, 15:45:09 [3382382131]
Как не подели, все равно кто-то будет обиженным. Жадные же все сейчас стали как собаки голодные.
Поэтому и делить при жизни ничего не надо. Когда помрешь, сами наследники и разделят по закону. А вот пожить надо стараться подольше, ибо нефиг.
Моим знакомым как то понадобилась оценка небольшого коттеджа доставшегося им с братом после смерти родителей. Тогда они стали искать частных оценщиков чтобы потом впоследствии разделить дом в равных частях. Обратились за этой услугой в Эксперт-оценку. За небольшую стоимость (чуть более 10000 рублей) и всего за 2 дня и без проволочек им сделали все необходимые документы. Нам самим как то приходилось обращаться в эту компанию, но по другому вопросу. Они и мы остались довольны.
https://www.youtube.com/watch?v=d8lmWnWnNNk
Пользователь сайта Woman.ru понимает и принимает, что он несет полную ответственность за все материалы частично или полностью опубликованные им с помощью сервиса Woman.ru.
Пользователь сайта Woman.ru гарантирует, что размещение представленных им материалов не нарушает права третьих лиц (включая, но не ограничиваясь авторскими правами), не наносит ущерба их чести и достоинству.
Пользователь сайта Woman.ru, отправляя материалы, тем самым заинтересован в их публикации на сайте и выражает свое согласие на их дальнейшее использование редакцией сайта Woman.ru.
Использование и перепечатка печатных материалов сайта woman.ru возможно только с активной ссылкой на ресурс.
Использование фотоматериалов разрешено только с письменного согласия администрации сайта.
Размещение объектов интеллектуальной собственности (фото, видео, литературные произведения, товарные знаки и т.д.)
на сайте woman.ru разрешено только лицам, имеющим все необходимые права для такого размещения.
Сетевое издание «WOMAN.RU (Женщина.РУ)»
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №ФС77-65950, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 10 июня 2016 года. 16+
Copyright (с) 2016-2017 ООО «Хёрст Шкулёв Паблишинг»
Контактные данные для государственных органов (в том числе, для Роскомнадзора): woman@woman.ru
У моего мужа есть сестра (муж на 2 года младше). Мы живем в другом городе, и навещали родственников не часто. После смерти родителей - все сестре досталось. Муж спросил сестру: У тебя совесть есть? А она ответила: А причем тут совесть? Я о своих детях думаю! И с тех пор он с сестрой и ее семьей вообще не общается. Он даже не сообщил им, что у нас сын родился. Я пытаюсь уговорить мужа помириться с сестрой, но тщетно. А на суды ездить в другой город нам некогда - работы много, да и не голодаем, слава Богу!
А у меня брат на семь лет старше меня. Когда он женился у родителей все было и они ему дали хороший талчёк в жизнь. И квартиру купили, биЗнес ему купили и оформили на него. Ну а на меня у родителей средств не хватило. Я оч люблю свою семью и родных, но иногда жаба начинает подкрадываться и душить меня. Приходится всё самой и без поддержки от близких.
ВООБЩЕ-ТО ИМУЩЕСТВО НАЖИТО РОДИТЕЛЯМИ. ИХ ПРАВО РАСПОРЯДИТЬСЯ ИМ ПО СВОЕМУ УСМОТРЕНИЮ. Совершенно верно! ТОлько надо чтоб это было оформлено юридически..
xoroshiy potomok nenujdaetca v roditelskom nasledstvie. samomu nado najivat imushestvo. a nasletstvo kak pokazivaet nablyudenie zacastuyu tranjiretca. lish neskolkim udayetcaprimnojit. posmotrite na potomkov bivshix partokradov,kto oni i cto u nix ostalos
вот сижу и думаю - что же такое справедливость. и где она? где ж её носит. понимаю только одно - если не ты, значит тебя. когда я получила так сказать наследство (отец отдал свое наследство полквартиры мне, а своему сыну, т.е.моему брату ничего). у меня было желание поделить эту половину с братом пока не услышала один разговор между братом и его женой (жили мы тогда вместе,мне было 19лет,я училась и работала,но денег еле-еле хватало
на самое необходимое и поэтому квартплату свою часть не всегда могла оплатить) так вот и говорит мой братик жене - давай тоже платить не будем, а когда выселять придут, оплатим, а ее выселят. меня это повергло в шок. и не стала я делить ничего. впоследствии его жена выкупила у меня мою половину.
Думаю,все-таки по справедливости.Ведь кому-то из детей достается больше проблем,больше ухода и ответственности.Ну,пусть он и получит больше или все.Так поступила моя бабушка,дети жили по разным городам и только одной дочери достались все бабушкины болезни и проблемы,она и оставила ей все в наследство ,остальным же детям велела оплатить стоимость билета,если прилетят на похороны.Я считаю ,что она поступила справедливо.Ведь жила-то в селе это и дрова, и уголь, и печка,а к старости совсем разболелась.
Наталья Утропова!!Мне кажется Вы совершенно правы.
Дети не должны ждать наследства. а сами зарабатывать квартиры,покупать машины,строить дома и пр. Не сидеть и ждать когда же мама или папа умрут и им отвалится кусок денег или недвижимости. А ссорятся когда родители завещают кому-то одному,из-за того,что сами несостоятельные,не могут в этой жизни ничего себе заработать. Имущество родителей-это их имущество,и как они распорядятся им,это только их право.Если вы действительно любите своих родных,если вы-родные души а не просто жившие в одной семье дети,ну и порадуйтесь за своих сестер или братьев,что им досталось наследство. Не завидуйте,не таите зло в сердце ,а радуйтесь за них. Слабо?
а слабо, когда родители тянут из семьи старшего сына с 2 детьми, а содержат работающую доченьку и обеспечивают с ног до головы, и квартирку оставляют с ремонтом. а внукам конфетой даже не угостят?когда мать идет на базар и говорит - не ложите мне кривое яблочко, мне ребенку (27 год) на работу ложить. а этот ребенок только ногти наращивает, по дому ничего не делает и готовить не умеет. и когда умудрилась обе руки поломать, то я приезжала за ней ухаживать, а не доченька родная. а сына выперли почти голым и босым. но мы и сами заработаем - не вопрос. только справедливости-то нет. а моя мать уже все поровну поделила, хоть мы с сестрой и не заикались.просто она сказала - вы обе мои и люблю вас одинаково. а помогаем мы ей вместе по мере возможности каждой на данный момент.
А как ВАМ такая ситуация:Дедушка всех родственников извещает, что все движимое и недвижимое завещает любимой невестке(она скромна, и альтруистка.Ухаживает 10 лет за ним. )Итог:завещание украли родственники,она хоронит, переживает.А перед этим за 9 дней хоронит мужа.Идет к *соответствующему нотариусу, а ей говорят ищите девушка, ваш свекр был БОЛЬШИМ затейником, но к нам не заходил.Финал: девушка нашла родственника(50 лет его никто не знал.)УСЕ досталось ему.
И устроил нам с сестрой скандал и разборки. Теперь вот прошло полгода, он приехал, снял с книжки мамины деньги нарвал цветов в моём палисаднике и молча уехал. а мне ещё годину собирать он даже не спросил, а есть ли у тебя на что. Мне конечно ничего от него не надо, она была мне настоящей матерью, бабушкой моим детям, я очень ей благодарна за всё в этой жизни что она для меня сделала, но ОН ЕЁ СЫН. Как же так. Для него оказались важней деньги. Мне на работе выделяли помощь, она была раньше завучем в нашей школе, люди собрали кто сколько считал нужным. На эти деньги я заказала ей плиту надгробную.
И когда мне начинаю говорить о нём плохо, я только отвечаю: я сделала всё, что смогла, а он как хочет. за него я не отвечаю. Люди, зная нашу семью(в деревне мы все как на ладони) отвечают, ты сделала больше чем могла, родные не всегда сделают столько. Вот все мы дети, да разные. А наследство. пусть он пользуется, он сын, а в моей памяти останется моя любовь к ней.
Граждане из-за чего вы рвете родственные узы, из-за ложек-поварешек, смешных денег на сберкнижках,разваливающихся хрущевок. А ведь к 40 годам все уже обрасли имуществом и деньгами, гораздо более существенными. Так что же все дело в принципе, в жадности или особенностях национального характера?
так не я с него что-то требовала, а он с меня потребовал отчёт: куда даньги дела из конверта Как будто там миллион был. А когда он приехал и на обратную дорогу денег не было, не отказался от денежки из этого конверта.
Ну и забудьте вы про все это, жить с таким негативом, отравлять себе душу этими воспоминаниями, ради чего? Вы свой долг исполнили? Живите дальше.
Какая справедливость! Уже который раз брат интересуется только тем, когда же я его пропишу в новую квартиру. Как переехали, как мать, ему по-х..ну. Здесь даже не обида. а злость. Пальцы веером, *сопли пузырями, а такой крутой! *А мать жалеет его, чувствую, больше меня, хотя сейчас все на мне, булку хлеба, бут. молока говорит мне принести. Я все сделаю, для того я и перевезла ее к себе поближе, я понимаю, что она постоянно думает о нем, а ведь он. Да что говорить, пытаюсь ей объяснить что-то,
не получается. Любит она его такого, какой он есть. Сегодня привез паспорт на прописку, не спросил, как, что. Я ей и не говорю, что он приезжает, чтобы не переживала. * И как поступить с наследством? Где она справедливость? Нет ее и не будет. По закону? Закон, что дышло. Поступать только по совести. Наступит момент истины, как подскажет, так и буду поступать, но и то, постараюсь не отступить от своих слов. Хотя будет обидно, после того, как он относится к своей матери, променяв ее на.
у каждого свой случай.
наследство это в понимании обеспеченных людей. А мы..нищие.будем делить родительскую квартиру и ругаться.Не делила с братом родительскую квартиру..он там жил..он там и остался. Он брат.
у мужа тоже родственнички не промах. умерла тетка свекра. написала завещание на соседку, которая и досматрела. а сестра с братом свекра натихоря подали в суд и уже столько денег вложили, хотя вечно нищие. а свекр говорит, мол, зачем натихоря так делать? ведь племянников 5. вот и переругались все. теперь за матерью, бабушкой мужа никто ухаживать не хочет, якобы не могут. ждут, пока паи и дом можно будет забрать. а вроде семья дружная была. а бабушка хорошая, но уже тяжелая. я мужу говорю, пусть делят, как хотят. но пусть нашей частью наследства будет большой старый альбом с фотками, чтобы было что детям показать. а остальное они все равно похерят. оно им на пользу не пойдет, потому что у них все через ЖО, потому вечно и нищие.
4 часть ГК РФ наследственное право там все до копеечки расписано, до сантиметра. Закон хорош, вот только мы ими не умеем пользоваться, а зачастую просто не знаем. Потому и судьи и нотариусы *и адвокаты качают из нас деньги и дурят как детей малых. А мы ссоримся делимся, только старики как не были никому нужны при жизни, так такими и остаются! Жаль, очень жаль.
4 часть ГК РФ наследственное право там все до копеечки расписано, до сантиметра. Закон хорош, вот только мы ими не умеем пользоваться, а зачастую просто не знаем. Потому и судьи и нотариусы *и адвокаты качают из нас деньги и дурят как детей малых. А мы ссоримся делимся, только старики как не были никому нужны при жизни, так такими и остаются! Жаль, очень жаль. Во-первых, не 4 часть, а часть 3. Во-вторых, если бы люди перед тем как, что-то сделать, консультировались с адвокатами и юристами, как это принято во всем цивилизованном мире, они бы меньше совершали ошибки и меньше бы было проблем. А у нас все на авось. Сначала делают, а потом прибегают и спрашивают, а что теперь делать. Вот и приходится адвокатам и судьям разгребать все то дерьмо, которое люди сами и сотворили. Никто вас не дурит как детей малых. Просто думать надо заранее. Я за завещание. И чем раньше оно будет составлено, тем лучше. Противно смотреть, когда детки тянут старушку, которая уже не помнит как ее зовут, к нотариусу и быстренько оформляют договора дарения, чтобы не дай бог, имущество не досталось родному брату или сестре.
так страшно,когда люди становятся чужими из-за всех этих передряг.с собой то в могилу все не заберешь.а все хватают-хватают(hu)
Я за завещание.-
* Я тоже. Сестра написала завещание после
*смерти мужа- в 47, ушла из жизни в 58, скоро-
*постижно, я тоже написала после того, как
*ушел из жизни мой муж-в 49. Дети в курсе
*всего, что-кому. При жизни и в здравом уме
*нужно порядок наводить в делах.
Сначала делают, а потом прибегают и спрашивают, а что теперь делать. Вот и приходится адвокатам и судьям разгребать все то дерьмо, которое люди сами и сотворили. У моей дочери есть завещание, но 8 лет мы не можем получить свидетельство о праве? и кто тогда нас дурит. Ни одного решения суда в нашу пользу.Других наследников нет. К нотариусу обратились сразу. *Она отправила к адвокатам. Вот так и ходим 8 лет от двери к двери и результат зеро.
Суд. Хаха-чу. По решению суда квартиру передвли другому, постороннему человеку, а он ее уже продал. Судец.
По справедливости-это как?У каждого ведь своя правда.Мы с мужем всегда неплохо зарабатывали,многое могли себе позволить,родителям помогали.Много лет спустя после их смерти узнала,что вся наша помощь сразу же переправлялась старшему брату(болен человек-пьёт!)и его семье.На упрёки знакомых,мол что ты делаешь,мама отвечала:Мать знает,у кого из детей взять и кому дать.Такая вот справедливость.
Когда речь идёт *действительно о наследстве(а не о домишке в деревне или сэкономленных с пенсии деньгах),считаю,нужно всё делать по закону.
Так всё сложно..Конечно,нужно завещание. Просто у нас ещё не привыкли..Ведь раньше ничего не было..Даже квартира отходила государству.
Да, трудно все по справедливости разложить(((, по этому должен быть хорошо работающий закон. Тот кто ухаживает за родителями должен еще при жизни того за кем ухаживают получать какую-то часть ( дорога ложка к обеду) т.к. разходы при уходе больше. А наследство по-ровну. Когда ухаживать не за кем, то и разходы уменьшаются)))
У немцев есть такая присказулька - Только тогда можешь сказать, что хорошо знаешь человека, когда ты с ним наследство поделил.
Мой дед бросил семью ( ушел, но не развелся) когда моей маме было лет 5 ( она самая младшая дочь из трёх). И вот много лет спустя, когда он умер, его вторая жена начала заранее поливать своих падчериц грязью - мол, приедут и всё МОЁ заберут т.к. мы не расписаны((( Ни моя мама, ни ее сестры не взяли не копеечки от наследства отца и до сих пор не жалеют))) Зато совесть чиста))), хоть и жилось моим тётям не сладко.
Просто они разсудили, что ухаживать за старым и больным мужем пришлось мачихе, пусть и получит то что от него осталось. Да и вообще с такой базарной бабой связываться. ((((
Первый раз столкнулась с наглостью детей жаждущих наследство лет 20 назад. У подруги моей мамы умер муж ( инфаркт сердца в примерно 57 лет). Дети взрослые и жили к тому времени уже отдельно. Так буквально пару дней после похорон пришли к маме и требуют наследство. У матери челюсть просто отвисла - какое такое наследство. Я же еще живая. А сын - ну, у папы же москвич был. А тебе он зачем.
А до того как - вроде нормальная семья была)))
Очень согласна с точкой зрения моей мамы - давать надо живыми руками, чтобы спокойствие в семье сохранить. Ей сейчас 73 года, далеко не здорова, но сдаваться еще даже не собирается))) Так она всегда по каждой возможности подкидывает деньги. Говорит, что оставила на книжке для похорон, чтобы детям на карман не упасть, а остальное по ходу событий раздает))) В последнее время начала и кое-какие вещи раздвать - говорит - чтобы квартиру подчистить))) А на большие вещи ( которыми еще сама пользуется )написала завещание предварительно всё обговорив с нами.
Мне кажется, что больше грызет не то, что другие самый жирный кусок урвали, а то, что РОДНЫЕ люди так бросить могли(((
По теме, считаю, что у всех разные ситуации, поэтому если родители считают, что кто-то достоин большего, кто-то меньшего надо составлять завещание. *Лично я за завещания, у меня есть завещание и не правильно что об этом надо думать в старости.
ОЧЕНЬ МУДРО ЭТОТ МУЖЧИНА ПОДЕЛИЛ. *
НАСЛЕДСТВО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ РАСПРЕДЕЛЯТЬ КАК СЧИТАЮТ НУЖНЫМ. * А ДЕТЯМ СТЫДНО ДОЛЖНО БЫТЬ, ЧТО ОНИ РОТ РАЗЕВАЮТ НА РОДИТЕЛЬСКОЕ ДОБРО. *СВОЕ ДОЛЖНЫ САМИ НАЖИВАТЬ. И БЕЗ ОБИД ОТ ЖАДНОСТИ.
Поделить наследство справедливо
Наследство как психологический фактор
Схама была не слишком справедливой, но по крайней мере участь каждого наследника была предсказуема. В этом смысле меня в детстве всегда шокировала сказка Кот в сапогах - как? Неужели младший такой ПЛОХОЙ? Ребенку трудно принять факт, что мир устроен несправедливо. Сейчас, когда родители вольны распоряжаться своим имуществом как им вздумает, вопрос с наследством не столь однозначен. Нет, отравить старшего брата ради получения жилплощади - это и сейчас возможно, но все же встречается куда реже, хотя бы потому, что справедливые родители имеют массу возможностей поделить наследство между детьми поровну. Я сама с толкнулась с этим несколько лет назад, когда узнала, что родители намеряны завещать их квартиру нам с сестрой пополам.
Бывшие жены Трахтенберга делят наследство в 100 миллионов (видео)
А теперь я не могу даже увековечить его память из-за этой дележки, затеянной бывшими родственницами. Повод для распрей у 40-летней Елены Романовой, первой супруги Трахтенберга, и 26-летней Веры Мороз, второй жены, существенный. Как сообщает издание, наследство покойного шоумена оценивается примерно в 100 миллионов рублей. После себя Роман оставил: - Я не претендую ни на какие богатства, - продолжает Лев Глебович.
Делёж наследства
Существуют разные типы суждений. Есть суждения, содержащие категорическое утверждение. Например, «Все люди смертны», содержит категорическое утверждение. Суждение же «Тот, кто умер, непременно родится вновь», требует раздельного утверждения если страсти уничтожены, то он вновь не родится если же страсти не уничтожены, то он непременно родится вновь. Подобные суждения относятся к типу суждений с раздельными утверждениями. Когда спрашивают: «Является ли человек самым превосходным существом?» — то на это не отвечают без встречного вопроса: «Ты спрашиваешь по отношению к трём дорогам зла или по отношению к небожителям? Если по отношению к трём дорогам зла, то человек действительно самое совершенное.
Поделить наследство справедливо
Главе семьи вменялось в обязанность - заботиться об оставшихся членах семьи. Им назначалось содержание. А по возможности отписывались иные владения. Тебе Вася - Зимний дворец, тебе Нюра - дворец в царском селе, тебе Моня - дворец в Павловске. Но никогда не пилили Зимний дворец на части. Внезапно задумалась я об этом сегодня, когда подумала, что вот строим мы дом, а кому он останется? И поняла, что завещать мы его будем кому-то одному.
Юридическая консультация.
Для нашего круга наследство немаленькое: хорошая квартира, автомобиль, целых два гаража и кое-что еще. Поделить поровну все это имущество невозможно. Вот отец и принялся обсуждать с нами, как лучше распределить наследство. Младшая сестра далеко, и хотя живет небогато, ни на что особо не претендует и участия в дележе не принимает. Я этих разговоров тоже сторонюсь. А вот две старшие сестры, хоть они и так всем обеспечены, уже успели разругаться.
Они заявление направят в Харьков, и оно дойдет до нотариуса. Если возникают разногласия, то наилучший способ разрешить их путем переговоров. Как известно, гражданин может получить наследство по закону или по. О том, как правильно и справедливо поделить имущество, которое им перешло. Завещание необязательно составлять по месту жительства завещателя на территории РФ его можно составить у любого нотариуса. В этом случае осуществление такого права возможно только после предоставления соответствующей компенсации другим.
Родственники американского актера Робина Уильямса вступили в судебный спор за его наследство.
Напомним, Робин Уильямс покончил с собой в августе 2014 года. Ему было 63 года. Тело нашли в собственном доме актёра в городе Тиберон (штат Калифорния). Сообщается, что у звезды фильмов Умница Уилл Хантинг и Джуманджи была тяжёлая депрессия.
«Теперь обе женщины хотят опротестовать Ромино завещание и разделить все по своим понятиям, - рассказал отец артиста Лев Горбунов. - Осуществить это вполне возможно, так как жены тоже имеют право на наследство.
«Пока они делят многомиллионное наследство Ромы, на могиле сына до сих пор нет памятника, - говорит Лев Глебович. - Обе утверждают, что у них нет ни денег, ни времени. Я помню, как за несколько дней до смерти Рома, стоя на пороге моей квартиры, словно предчувствуя кончину, сказал мне:
«Не переживай, отец, вы с матерью обеспечены на всю жизнь»
Завещание писалось на ребенка 4 по нескольким причинам, но имеющих отношение конкретно к этой квартире две.
Мама, в меру бодра, но имеет серьзные проблемы со здоровьем, квартирная тема звучит в стенах трехконатной квартиры регулярно, не явно, но имеет место.
Как поделить наследство и остаться самим собой?
Когда начинаются возникать разногласия в семье? Когда перед людьми стоит выбор предпочти что-то или отказаться от другого. Наследодатель может ввести наследников в опасную дискуссию, посоветовавшись с ними о том, что кому оставить. Каждый будет чувствовать себя обделенным. Но одни найдут силы отпустить ситуацию, другие будут добиваться, как они считают «свое» (и зачастую это все имущество) до последнего. Часто люди, которые не избалованы достатком, могут трезво оценить ситуацию и распознать пороки.
Как справедливо делить наследство, ваше мнение?
Так вот, бабушка умерла. Мы дом не достроили, но переехали, сделали кое-какой ремонт в комнате и кухне, в долгах, в кредитах, на одной старенькой машине, без газа с огромными счетами за электричество в ближайшее время без перспектив достройки дома, так как муж работает в области строительства и ремонта, а по этой сфере кризис ударил больше всего. Живем втроем: я, муж и сын. Сестра родила сынишку и сейчас они живут в квартире сестры молодого человека.
Доля каждого из супругов в этой квартире считается его личной собственностью. Что касается дома, то так как он был получен супругом по наследству, т. е. по безвозмездной сделке, то он также не будет считаться совместной собственностью супругов (ч. 1 ст. 36 СК РФ). Таким образом, в наследственную массу войдёт принадлежащая супругу 1/3 доли квартиры и дом. И супруга не будет иметь права на половину данных объектов недвижимости как пережившая супруга, т.
Я - бедная вдова, и у меня нет денег откупиться от детей брата, даже если я их найду. Я не поддерживаю с ними отношения и не знаю ни адресов, ни телефонов. Лицевой счет нужно делить, чтобы мой сын стал сам платить свою долю счетов. Несмотря на это, далеко не бедные родственники затеяли разборку.
Из-за наследства родные люди нередко превращаются во врагов.
После перевода денежных средств на счет брату, мою часть денег снимать он категорически отказался. Замужем не была, детей нет. Допустим, проживают родственники в разных городах, или даже в разных странах, так же бывает. Да я уже чувствую как они потихоньку подкрадываются. Все они являются наследниками первой очереди и имеют равные права.
Защита Вашего Права - наша работа! Юридическая консультация.
И если сестра в суде докажет, что она после мамы приняла наследство, то она кроме обязательной доли также получит и часть материнской доли, за счет чего увеличит свою часть наследства. Доля в квартире и доля земли в вашем регионе равноценны? - Конечно, было бы справедливо, если бы отец отменил свое завещание и вы с сестрой получили бы по 1/2 квартиры и по 1/2 участка земли.
Добавить комментарий Отменить ответ
Раздел квартиры по наследству
Обратитесь к нам за помощью в получении максимальной доли в квартире при разделе наследства! Опишите свою ситуацию, отправьте заявку и получите консультацию юриста по разделу наследства БЕСПЛАТНО!
Все наверняка помнят сцену из «Золотого теленка», когда Паниковский пытался «честно» поделить деньги, украденные на берегу моря у Корейко. На резонный вопрос Балаганова, который и без того остался обделенным по версии нарушителя конвенции, - «А Козлевичу?», гусекрад ответил: «Кто такой Козлевич? Не знаю никакого Козлевича!». И хотя все мы далеко не «дети лейтенанта Шмидта», вопрос справедливости, когда делятся деньги, имущество, зачастую становится камнем преткновения во взаимоотношениях людей. Просто потому, что у каждого на определенной стадии может сложиться вполне устойчивое мнение по отношению к тому или иному человеку, к его действиям и поступкам – достоин ли он хоть малого, не говоря уже о целом? Когда происходит раздел квартиры, доставшейся в наследство, когда сталкиваются интересы людей, до того живших не всегда в дружбе и согласии, проблема еще более усугубляется, становится, как иногда кажется, неразрешимой. Но неделимый объект недвижимости все равно придется поделить. По справедливости? По закону, где нет места эмоциям.
Необходимо помнить, что если раздел квартиры проводится по завещанию. то правом наследства на нее обладают не только те, кто непосредственно указан в данном документе, но также и несовершеннолетние дети, нетрудоспособные родители, супруг, нетрудоспособные дети вне зависимости от того, упоминаются они в завещании или нет. В том случае, если раздел производится по закону, все наследники первой очереди имеют право на равные доли в наследуемой квартире. Когда нет наследников первой очереди, права переходят к наследникам второй. И так далее. Здесь стоит заметить - если среди наследников есть и тот, который был собственником квартиры на равных с наследодателем правах, то он имеет преимущественное право оформить квартиру в собственность в счет своей доли, выплатив компенсацию другим наследникам.
Вообще же это оптимальный вариант, когда наследники смогли договориться, оформили право собственности на кого-либо из данного круга, а затем все получили компенсацию, равную той доли, которая им и полагается. Но так бывает далеко не всегда. В частности, один из них может отказаться от получения денежной компенсации, аргументируя свою позицию тем, что данная квартира для наследника является его единственно возможным местом жительства. В таком случае ему необходимо будет предъявить документ, который может подтвердить сей факт, который в конечном итоге развеет сомнения, что таким образом умножается его имущественный потенциал.
Разделить не только «по справедливости», но и по закону наследуемую квартиру зачастую бывает невероятно сложно. А разделить так, чтобы еще и не испортить уважительные человеческие отношения друг к другу – еще сложнее. Именно поэтому люди часто обращаются к юристам, которые не только готовят дела для судебных разбирательств, но зачастую и выполняют роль посредников между родственниками, которые не могут или не хотят договориться. И часто этот громоотвод срабатывает – эмоциональный всплеск наследников уступает дорогу здоровому прагматизму. Мы не раз сталкивались с подобными проблемами, и знаем, о чем говорим.
Получите консультацию юриста по вопросам наследства прямо сейчас!
Дополнительные материалы по теме " Раздел квартиры по наследству " :
Источники:
Следующие консультации:
- Как оформить наследство на квартиру по завещанию сколько стоит
- Какие документы нужны для вступления в наследство в беларуси
Комментариев пока нет!