Виды льгот по уплате таможенных платежей
Льготы по уплате таможенных платежей
Комментарий к статье 74 Таможенного кодекса Таможенного союза ЕврАзЭС: Льготы по уплате таможенных платежей
Статья 74 содержит перечень видов льгот, образующих понятие льготы по уплате таможенных платежей.
К льготам по уплате таможенных платежей отнесены тарифные преференции. Под преференциями (от лат. praeferre - предпочитать) в международной торговле понимаются льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны.
Тарифные преференции - это льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. которые применяются в зависимости от страны происхождения товара, перемещаемого через таможенную границу, и устанавливаются в отношении всех товаров или отдельных их видов. Предоставление тарифных преференций является одним из инструментов осуществления торговой политики.
Тарифные преференции могут распространяться на товары, происходящие из государств, образующих вместе с данным государством зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза, а также товары, происходящие из развивающихся стран - пользователей национальной или международной (многосторонней) системой преференций.
В рамках Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) с 1971 года стала создаваться Общая система преференций, в соответствии с которой промышленно развитыми странами в одностороннем порядке предоставляются тарифные льготы в пользу развивающихся стран. В мировой внешнеторговой практике импорт из наименее развитых стран осуществляется, как правило, на беспошлинной основе, а из остальных развивающихся стран подлежит обложению таможенными пошлинами по ставкам, вдвое меньшим, чем обычные (базовые).
Основываясь на Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о единой системе тарифных преференций Таможенного союза от 12 декабря 2008 года.
Предоставление тарифных преференций при ввозе на таможенные территории государств Таможенного союза или единую таможенную территорию товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, исключительно в соответствии с указанным Протоколом начинается с даты предоставления Комиссии Таможенного союза полномочий по введению Единого таможенного тарифа. До этого времени допускается применение национальных систем преференций государств - участников Таможенного союза.
Евразийская экономическая комиссия утверждает:
а) перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с высоким уровнем дохода
б) перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций, в который включаются страны, входящие в список наименее развитых стран ООН
в) основной и дополнительный перечни товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Примечание. Количество позиций основного перечня не может превышать 20%, а дополнительного списка - 5% общего количества подсубпозиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
В Российской Федерации законодательные основы национальной системы тарифных преференций установлены в ст. 36 Закона Российской Федерации О таможенном тарифе.
Другой разновидностью льгот по уплате таможенных платежей являются тарифные льготы, под которыми понимаются льготы по уплате ввозных и вывозных таможенных пошлин. Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза. Основываясь на положениях статей 5 и 6 Соглашения о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Правительство Республики Беларусь, Правительство Республики Казахстан и Правительство Российской Федерации подписали Протокол о предоставлении тарифных льгот от 12 декабря 2008 года.
Предоставление тарифных льгот предусматривается многими международными договорами Российской Федерации - как многосторонними, так и двусторонними. В качестве примера многостороннего договора можно привести Венскую конвенцию о дипломатических сношениях 1961 года, в которой содержатся нормы, предоставляющие тарифные льгот дипломатическим органам и их сотрудникам.
Льготы по уплате налогов, относящихся к таможенным платежам, определяются законодательством государств - членов Таможенного союза. В НК РФ льготы по уплате НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации, установлены в ст. ст. 149 - 151, а по уплате акцизов на ввозимые товары - в ст. ст. 183 - 185.
Законодательством государств - членов Таможенного союза определяются также льготы по уплате таможенных сборов, еще одной разновидности льгот по уплате таможенных платежей. Случаи освобождения от уплаты таможенных сборов в Российской Федерации установлены в ст. 131 Федерального закона О таможенном регулировании в Российской Федерации.
4.6.3. льготы по уплате таможенных платежей
(ТАРИФНЫЕ ЛЬГОТЫ)
Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).
Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.
К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст. 27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:
• полезные ископаемые
• живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране)
• растительная продукция
• продукция морского промысла
• товары, произведенные из этой продукции.
А под достаточной переработкой товара понимаются:
• операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4-х знаков
• выполнение правила адвалорной доли, то есть, если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших участие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной продукции
• выполнение производственных или технологических операций достаточных или не достаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран — пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 № 1057 и Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 № 1095. Эти страны подразделяются на две группы:
• наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами
• развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины в размере 75\% от базовой ставки.
Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:
• полное освобождение от уплаты таможенных платежей
• частичное освобождение от уплаты таможенных платежей
• возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).
Случаи предоставления основных тарифных льгот по помещении товаров под определенный таможенный режим.
1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.
При помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении определенных видов товаров (перечень содержится в Приложении 1 к Указанию ГТК России от 25 апреля 1994 г. № 01-12/328).
2. Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей.
Данная льгота применяется к временно ввезенным/вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.
3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта из России товаров. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утверждена Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 г. № 123) в целях совершенствования Российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.
Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.
Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором Российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст. 32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст. 34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.
Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: Раздел 1.таможенное право в Российской правовой системе
Читать: Глава 1.1. таможенное дело и таможенная политика России
Читать: История таможенного дела и таможенной политики России
Читать: 1.1.2. понятие, цели, содержание и структура таможенного дела Российской федерации
Читать: 1.1.3. законодательство о таможенном деле.
Читать: 1.1.4. таможенная политика, цели и методы ее осуществления
Читать: Глава 1.2. понятие таможенного права России
Читать: 1.2.1. понятие, предмет и метод таможенного права России
Читать: 1.2.2. соотношение таможенного права с другими отраслями Российского права
Читать: Глава 1.3. таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения
Читать: 1.3.1. понятие, структура и виды норм таможенного права. действие норм таможенного права во вре1.3.2. таможенно-правовые отношения и их субъекты
Читать: Глава 1.4. система и источники таможенного права России
Читать: 1.4.1. система таможенного права: принципы и критерии ее построения
Читать: 1.4.2. источники таможенного права: понятие, виды и краткая характеристика
Читать: Глава 2.1. таможенные органы Российской федерации
Читать: 2.1.1. понятие и правовой статус таможенных органов
Читать: 2.1.2. компетенция таможенных органов и формы ее реализации
Читать: 2.1.3. основные функции таможенных органов
Читать: 2.1.4. единая система таможенных органов: краткая характеристика, признаки единства, принципы пГлава 2.2. государственный таможенный комитет Российской федерации
Читать: 2.2.1. правовой статус гтк России, его основные задачи, функции и права
Читать: 2.2.2. организационная структура гтк России
Читать: Глава 2.3. региональное таможенное управление и иные звенья системы таможенных органов России
Читать: 2.3.1. правовой статус рту, его основные задачи, функции и права. организационная структура рту
Читать: 2.3.2. правовой статус таможни и таможенного поста, их основные задачи, функции и права. органи2.3.3. специализированные таможенные органы
Читать: Глава 2.4. организации таможенной службы Российской федерации
Читать: 2.4.1. предприятия, организации и учреждения таможенной службы, их назначение и краткая характеГлава 2.5. государственная таможенная служба Российской федерации
Читать: 2.5.1. понятие, принципы и особенности государственной таможенной службы
Читать: 2.5.2. понятие государственного таможенного служащего. должности и специальные звания в таможен2.5.3. прохождение государственной таможенной службы
Читать: 2.5.4. общеслужебные права и обязанности, а также правоограничения государственных таможенных сГлава 2.6. формы деятельности таможенных органов
Читать: 2.6.1. понятие и виды форм деятельности таможенных органов, их краткая характеристика
Читать: 2.6.2. правовые акты управления в сфере таможенного дела: понятие и основные признаки.
Читать: 2.6.3. правоохранительная деятельность как форма реализации компетенции таможенных органов и ееГлава 2.7. контроль за деятельностью таможенных органов
Читать: 2.7.1. законность и дисциплина в деятельности таможенных органов
Читать: 2.7.3. прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов и контроль вышестоящих таможенныРаздел iii. правовая регламентация ответственности в таможенно-правовой сфере
Читать: Глава 3.1. ответственность за правонарушения в сфере таможенного дела
Читать: 3.1.1. понятие, особенности, виды и принципы юридической ответственности за таможенные правонарГлава 3.2. контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела
Читать: 3.2.1. понятие и виды преступлений в сфере таможенного дела
Читать: 3.2.2. краткая характеристика преступлений в сфере таможенного дела
Читать: Глава 3.3. нарушения таможенных правил и ответственность за эти нарушения
Читать: 3.3.1. понятие и состав нарушения таможенных правил
Читать: 3.3.2. общие принципы привлечения к ответственности за нарушение таможенных правил
Читать: 3.3.3. виды взысканий за нарушения таможенных правил и некоторые особенности их наложения
Читать: 3.3.4. виды нарушений таможенных правил и их классификация
Читать: 3.4.1. понятие нормальной деятельности таможенных органов и краткая характеристика администратиГлава 3.5. ответственность таможенных органов и их должностных лиц
Читать: 3.5.1. ответственность таможенных органов
Читать: 3.5.2. ответственность должностных лиц и иных работников таможенных органов
Читать: 4.1.2. особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическГлава 4.2. таможенные режимы
Читать: 4.2.1. понятие таможенного режима. виды таможенных режимов и их классификация
Читать: 4.2.2. таможенные режимы выпуска для свободного обращения, реимпорта, экспорта, реэкспорта, вре4.2.3. таможенные режимы таможенного склада и магазина беспошлинной торговли
Читать: 4.2.5. таможенные режимы вывоза товаров для представительств Российской федерации за рубежом и 4.2.6. таможенные режимы уничтожения товаров и отказа от товара в пользу государства
Читать: 4.2.7. таможенный режим транзита товаров
Читать: Глава 4.3. таможенное оформление
Читать: 4.3.1. таможенное оформление: понятие. цели, виды, а также место и время производства
Читать: 4.3.2. предварительное таможенное оформление (предварительные операции)
Читать: 4.3.3. основное таможенное оформление (декларирование): понятие, функции, формы и необходимая д4.3.4. декларант, его права и обязанности. иные участники таможенного оформления
Читать: Глава 4.4. таможенный контроль
Читать: 4.4.1. понятие, формы, виды и правовая регламентация таможенного контроля
Читать: 4.4.2. валютный контроль и компетенция таможенных органов по его осуществлению
Читать: Глава 4.5. таможенно-тарифное регулирование и взимание таможенных платежей
Читать: 4.5.1. таможенно-тарифное регулирование. понятие, цели и элементы таможенного тарифа
Читать: 4.5.2. таможенная стоимость товара и методы ее определения
Читать: 4.5.3. понятие, классификация и общий порядок уплаты таможенных платежей
Читать: 4.5.4. меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и особенности их применения
Читать: Глава 4.6. таможенные льготы
Читать: 4.6.1. понятие и виды таможенных льгот
Читать: 4.6.2. льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю
Читать: 4.6.3. льготы по уплате таможенных платежей
Читать: 4.7.2. товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по еКонтрольные вопросы к разделу iv
Читать: Раздел v. дознание и оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
Читать: Глава 5.1. таможенные органы как органы дознания
Читать: 5.1.1. компетенция таможенных органов как органов дознания
Читать: 5.1.2. возбуждение уголовного дела и производство неотложных следственных действий таможенными Глава 5.2. оперативно-розыскная деятельность таможенных органов
Читать: 5.2.1. таможенные органы как субъекты оперативно-розыскной деятельности
Читать: 5.2.2. контролируемая поставка как метод оперативно-розыскной деятельности таможенных органов
Читать: Раздел vi. производство по делам о нарушении таможенных правил
Читать: Глава 6.1. общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.1. сущность, задачи и организационная структура производства по делам о нарушении таможенны6.1.2. поводы и основания к заведению дела о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.3. обстоятельства, исключающие производство по делу о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.4. общие условия производства по делам о нарушении таможенных правил: сроки производства, я6.1.5. лица, участвующие в производстве по делу о нарушении таможенных правил
Читать: 6.1.6. обстоятельства, исключающие возможность участия в производстве по делу о нарушении тамож6.1.7. иные условия ведения производства по делам о нарушении таможенных правил
Читать: Глава 6.2. стадии производства по делам о нарушениях таможенных правил
Читать: 6.2.1. стадия административного расследования
Читать: 6.2.2. стадия рассмотрения дела о нарушении таможенных правил
Читать: 6.2.3. стадия обжалования, опротестования и пересмотра вынесенного постановления
Читать: 6.2.4. стадия исполнения постановления о наложении взыскания
Читать: Глава 6.3. упрощенная форма применения взыскания за нарушение таможенных правил
Читать: 6.3.1. условия и порядок использования упрощенной формы применения взыскания
Читать: 6.4.1. специфика производства по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормаРаздел vii.участие России в международно-правовом сотрудничестве в сфере таможенного дела
Читать: Глава 7.1. международно-правовое сотрудничество в сфере таможенного дела в рамках снг
Читать: Глава 7.2. участие России в международно-правовом сотрудничестве со странами дальнего зарубежья7.2.1. международные организации и многосторонние соглашения в сфере таможенного дела
Таможенные платежи в таможенном союзе: сущность, виды, назначение, порядок исчисления и уплаты, льготы по уплате таможенных платежей.
Читайте также:
Взяв за основу положения ТК ТС, таможенные платежи можно определить как таможенные пошлины, налоги и сборы, обязанность взимания, а при необходимости и взыскания которых возложена на таможенные органы.
К таможенным платежам относятся (ст. 70 ТК ТС):
1) ввозная таможенная пошлина
2) вывозная таможенная пошлина
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
4) акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
5) таможенные сборы.
ТК ТС указывает на то, что специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами государств ТС и (или) национальным законодательством государств ТС, а взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Таможенные платежи первой группы (таможенная пошлина, НДС, акциз) являются одним из главных источников пополнения налоговой части федерального бюджет. Назначение таможенной пошлины двояко, во-первых, Таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку в соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации» отнесена к федеральным налогам а, во-вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию РФ и вывоза за ее пределы (с целью защиты Российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).
п. 1 ст. 4 ТК ТС определяет, что таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемых таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
НДС - налог на добавленную стоимость, существует в форме изъятия в бюджет части прироста стоимости товаров (работ, услуг). НДС является косвенным налогом, т.к. устанавливается в виде надбавки к цене или тарифу (аналогично акцизу и таможенной пошлине), в отличие от прямых налогов. На практике НДС похож на налог с оборота, а бремя его уплаты в конечном итоге ложится на потребителя.
Акцизы – это разновидность косвенных налогов на товары и услуги, включаемые в цену изделия или тариф, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами. Акцизы включаются в цену товара и позволяют государству изъять часть стоимости, которая не отражает ни эффективность производства, ни особые потребительские свойства, а является лишь следствием особых условий производства и реализации так называемых подакцизных товаров. Акцизы устанавливаются на ограниченный перечень высокорентабельных товаров для изъятия в доход государства части сверхприбыли, которую получают производители подакцизных товаров вследствие особых условий их производства и реализации. Акцизы также выступают средством ограничения потребления подакцизных товаров и регулирования спроса и предложения на них.
НДС и акциз уплачиваются в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Лицами ответственными за уплату НДС и акциза являются те же лица, что и лица ответственные за уплату таможенных пошлин. Объектом налогообложения для данных видов налогов является перемещение товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств - членов таможенного союза.
Размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
К таможенным сборам относятся (Федеральный закон от 27.11.2010 N 311-ФЗ (ред. от 06.12.2011) О таможенном регулировании в Российской Федерации):
1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (таможенные сборы за таможенные операции)
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение
3) таможенные сборы за хранение.
Плательщиками таможенных сборов за таможенные операции и таможенных сборов за таможенное сопровождение являются декларант или иные лица, на которых возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза, международными договорами государств - членов Таможенного союза. Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.
Таможенные сборы исчисляются плательщиками, за исключением случаев при выставлении требований об уплате таможенных платежей, а также при исчислении таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования, здесь они исчисляются таможенными органами (ст. 125 ФЗ).
Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенное сопровождение применяются ставки, действующие на день регистрации транзитной декларации таможенным органом.
Для целей исчисления сумм таможенных сборов за хранение применяются ставки, действующие в период хранения товаров на складе временного хранения таможенного органа.
Срок уплаты таможенных сборов (ст. 127 ФЗ). Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение должны быть уплачены до начала фактического осуществления таможенного сопровождения.
Таможенные сборы за хранение должны быть уплачены до фактической выдачи товаров со склада временного хранения таможенного органа.
Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в валюте Российской Федерации. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся.
В случаях отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру, а также отзыва таможенной декларации, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.
Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей.
При декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размерах в соответствии с предыдущим абзацем.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются в следующих размерах:
1) за осуществление таможенного сопровождения каждого автотранспортного средства и каждой единицы железнодорожного подвижного состава на расстояние:
а) до 50 км включительно - 2 000 рублей
б) от 51 до 100 км включительно - 3 000 рублей
в) от 101 до 200 км включительно - 4 000 рублей
г) свыше 200 км - 1 000 рублей за каждые 100 километров пути, но не менее 6 000 рублей
2) за осуществление таможенного сопровождения каждого водного или воздушного судна - 20 000 рублей независимо от расстояния перемещения.
Таможенные сборы за хранение на складе временного хранения таможенного органа уплачиваются в размере 1 рубля с каждых 100 килограммов веса товаров в день, а в специально приспособленных (обустроенных и оборудованных) для хранения отдельных видов товаров помещениях - 2 рублей с каждых 100 килограммов веса товаров в день. Неполные 100 килограммов веса товаров приравниваются к полным 100 килограммам, а неполный день - к полному.
Исчисление сумм подлежащих уплате таможенных сборов производится в валюте Российской Федерации. В случаях, если для целей исчисления сумм таможенных сборов требуется произвести пересчет иностранной валюты, применяется курс иностранной валюты к валюте Российской Федерации, устанавливаемый Центральным банком Российской Федерации и действующий на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Ввозные таможенные пошлины уплачиваются плательщиками на единый счет уполномоченного органа (в России — Казначейство России) и подлежат зачислению в национальной валюте той стороны, в которой они подлежат уплате в соответствии с таможенным законодательством таможенного союза, в том числе при взыскании ввозных таможенных пошлин в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
Денежные суммы, поступившие от ввозных таможенных пошлин на единый счет уполномоченного органа стороны, подлежат распределению в следующих размерах:
— Республика Беларусь — 4,7%
— Республика Казахстан — 7,33%
— Российская Федерация — 87,97%.
Дальнейшее перечисление сумм ввозных таможенных пошлин сторонам осуществляется уполномоченными органами сторон на счета в иностранной валюте других сторон в рабочий день стороны, следующий за днем зачисления указанных сумм на единый счет уполномоченного органа.
Вывозные таможенные пошлины, НДС и акцизы, а также таможенные сборы (таможенные сборы за совершение таможенными органами действий, связанных с выпуском товаров, за хранение, за таможенное сопровождение) подлежат перечислению в федеральный бюджет.
Уплата физическими лицами таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу (п.1. ст. 75 ТК ТС).
Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом его первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иная характеристика) (п.2. ст. 75 ТК ТС).
Налоговая база для исчисления налогов определяется в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза – НК РФ (п.3. ст. 75 ТК ТС).
Таможенные пошлины, налоги исчисляются плательщиками таможенных пошлин, налогов самостоятельно, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства - члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства - члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств - членов таможенного союза.
Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.
Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства - члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Когда будет установлено (подтверждено) в порядке, определенном международным договором государств - членов таможенного союза, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства - члена таможенного союза, суммы таможенных пошлин, налогов подлежат исчислению в соответствии с законодательством того государства - члена таможенного союза, в котором они подлежат уплате.
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, указанных в подпунктах 2) и 3) пункта 1 статьи 74 ТК ТС (далее - льготы по уплате таможенных пошлин, налогов), пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.
В общем случае ТК ТС устанавливает срок уплаты таможенных платежей при помещении товаров под таможенные процедуры до выпуска товаров и расширяет по сравнению с ТК РФ перечень случаев, когда обязанность по уплате таможенных платежей прекращается (ст. 80 ТК ТС):
· уплата или взыскание таможенных платежей
· помещение товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами
· уничтожение (безвозвратная утрата) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения
· если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную пяти евро по курсу валют
· помещение товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру
· обращение товаров в собственность государства
· обращение взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров
· отказ в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру
· признание ее безнадежной к взысканию и списанию
· возникновение обстоятельств, с которыми ТК ТС связывает прекращение обязанности по уплате таможенных платежей.
Пункт 3 ст. 80 ТК ТС определяет случаи, когда таможенные платежи не уплачиваются:
· при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры
· при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 (двумстам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства - члена ТС, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов
· при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств ТС
· если в соответствии с ТК ТС, законодательством и (или) международными договорами государств ТС товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются ими) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
Плательщиками таможенных пошлин и налогов являются декларант или иные лица, на которых в соответствии с ТК ТС, международными договорами государств — членов таможенного союза и (или) законодательством государств — членов таможенного союза возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 79 ТК ТС).
Для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом, если иное не предусмотрено ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате таможенных платежей (ст. 74 ТК ТС):
1) тарифные преференции
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3) льготы по уплате налогов
4) льготы по уплате таможенных сборов.
Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с ТК ТС и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Льготы по налогам, их виды, значение.
Читайте также:
Объекты налогообложения, их классификация.
Объект налогообложения как элемент налогового механизма может оказывать мотивирующее воздействие на поведение плательщиков, стремящихся к минимизации бюджетных изъятий.
Согласно ст.28 НКРБ объектами налогообложения признаются обстоятельства, с наличием которых у плательщика НКРБ и другие законы, касающиеся налогообложения связывают возникновение налогового обязательства. (см. схему)
Каждый налог, сбор (пошлина) имеет самостоятельный объект налогообложения. Один и тот же объект может облагаться определенным налогом, сбором (пошлиной) у одного плательщика только один раз за соответствующий налоговый период.
Товаром признается имущество (за исключением имущественных прав), реализуемое либо предназначенное для реализации (ст. 29 НКРБ)
Работой признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
Услугой признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
Реализацией товаров (работ, услуг), имущественных прав признаются отчуждение товара одним лицом другому лицу (выполнение работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу), передача имущественных прав одним лицом другому лицу на возмездной или безвозмездной основе вне зависимости от способа приобретения прав на товары, а также использование товаров (работ, услуг) для собственного потребления, если эти затраты относятся на издержки производства.
*Не признается реализацией безвозмездная передача имущества организации ее правопреемнику, ее участнику (акционеру), в размере, не превышающем его взноса (вклада) в уставный фонд, в пределах одного собственника и др.
Доходом признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая к конкретному налогу, сбору (пошлине).
Дивидендом признается любой доход, начисленный унитарным предприятием собственнику его имущества в порядке распределения прибыли, остающейся после налогообложения.
Процентами признается любой доход, начисленный по облигациям любого вида, векселям, депозитным и сберегательным сертификатам, денежным вкладам.
Имуществом признаются материальные и нематериальные объекты, которые могут быть предметами владения, пользования или распоряжения.
Налоговыми льготами (ст. 43 НКРБ) признаются предоставляемые отдельным категориям плательщиков предусмотренные НКРБ и иными актами налогового законодательства преимущества по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы устанавливаются в виде:
1. Освобождения от налога, сбора (пошлины)
2. Дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога (сбора)
3. Пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок
4. Возмещения суммы уплаченного налога (сбора, пошлины)
5. В ином виде, установленном Президентом РБ.
Льготы устанавливаются Президентом Республики Беларусь и НКРБ.
Плательщик вправе использовать налоговые льготы с момента возникновения правовых оснований для их применения, и вправе не использовать их.
Льготы могут быть общими (предназначены всем плательщикам), и специальными (предоставляемые отдельным группам плательщиков).
Льготы могут устанавливаться государственной властью и местными органами власти.
Налоговое законодательство РБ предусматривает множество льгот по различным видам налогов. В соответствии с целевым назначением их можно объединить в 4 группы:
1. Производственно-экономические – их цель – стимулировать развитие производства, ускорение НТП, смягчение трудностей, связанных с вхождением предприятия в рынок
2. Социальные льготы – их цель облегчить предприятиям решение социально-бытовых проблем
3. Экологические – создают условия для обеспечения охраны окружающей среды, ликвидации последствий экологических катаклизмов
4. Специальные – имеют ограничительный характер либо по времени, либо по охвату налогоплательщиков.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ: ОСОБЕННОСТИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
Понятие налоговой льготы определено налоговым законодательством, в частности статьей 43 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь, и включает в себя предоставление отдельным категориям плательщиков предусмотренных налоговым законодательством преимуществ по сравнению с другими плательщиками, включая возможность не уплачивать налог, сбор (пошлину) либо уплачивать их в меньшем размере.
Налоговые льготы могут устанавливаться в виде: • освобождения от уплаты налога, сбора (пошлины) • дополнительных по отношению к учитываемым при определении (исчислении) налоговой базы для всех плательщиков налоговых вычетов и (или) скидок, уменьшающих налоговую базу либо сумму налога, сбора (пошлины) • пониженных по сравнению с обычными налоговых ставок • возмещения суммы уплаченного налога, сбора (пошлины) • в ином виде, установленном Президентом Республики Беларусь.
Льготы по налогам, сборам (пошлинам) устанавливаются Президентом Республики Беларусь и Налоговым кодексом Республики Беларусь. Индивидуально льготы по налогам, сборам (пошлинам) плательщикам предоставляются в виде, порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь. Предоставление индивидуальных налоговых льгот юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям не допускается.
Организациям и индивидуальным предпринимателям может быть оказана государственная поддержка индивидуально в порядке, определяемом Президентом Республики Беларусь, в виде: • изменения установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин) и пеней • нормативного распределения выручки.
По решению Президента Республики Беларусь государственная поддержка может быть оказана плательщикам в иных видах.
При использовании налоговых льгот декларант в декларации должен заявить сведения о сумме, на которую уменьшена сумма налога, сбора (пошлины) в результате использования таких льгот, а также о документах, подтверждающих право на льготы.
В соответствии с положением о таможенном режиме свободного обращения, определенным Таможенным кодексом Республики Беларусь (ст. 159—161 ), товары помещаются под таможенный режим свободного обращения при исполнении налогового обязательства по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов. Последнее возникает у декларанта при принятии таможенным органом таможенной декларации на помещение товаров под таможенный режим свободного обращения. Вместе с тем, помещение товаров под таможенный режим свободного обращения может осуществляться с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в случаях и на условиях, установленных законами и (или) актами Президента Республики Беларусь.
Основная масса нормативных правовых актов, дающих право на использование налоговых льгот, устанавливает ограничения по пользованию и распоряжению товарами, в отношении которых данные льготы использованы (целевое использование). При этом такое целевое использование товаров контролируется таможенными органами независимо от даты их ввоза и таможенного оформления.
Согласно ст. 160 Таможенного кодекса Республики Беларусь налоговое обязательство по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению этими товарами, установленными законами и (или) актами Президента Республики Беларусь в связи с использованием таких льгот: • по истечении пяти лет со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении этих товаров под таможенный режим свободного обращения, если законами и (или) актами Президента Республики Беларусь не установлен срок действия налоговой льготы, при условии, что в этот период не наступил срок исполнения налогового обязательства, установленный в случае отказа от использования таких налоговых льгот либо в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами • по истечении установленного срока действия налоговой льготы при условии, что в этот период не наступил срок исполнения налогового обязательства, установленный в случае отказа от использования таких налоговых льгот либо в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и распоряжению этими товарами • при добровольном отказе в пользу государства от таких товаров в течение пяти лет со дня выдачи таможенным органом свидетельства о помещении их под таможенный режим свободного обращения либо в течение установленного срока действия налоговой льготы — с момента представления таможенному органу документа, подтверждающего принятие товаров в собственность государства.
Таким образом, при помещении товаров под таможенный режим свободного обращения с использованием налоговых льгот на основании нормативных правовых актов, которыми не установлен срок ограничения по пользованию и распоряжению такими товарами, и если в период действия данных налоговых льгот плательщик не отказался от их использования, таможенный орган контролирует целевое использование таких товаров в течение 5 лет. Следовательно, по истечении пяти лет товары снимаются с таможенного контроля.
При этом, если заинтересованное лицо желает получить официальное подтверждение таможни о снятии вышеуказанных товаров с таможенного контроля, то в соответствии с постановлением ГТК Республики Беларусь от 14 ноября 2007 г. № 106 «О порядке снятия с таможенного контроля товаров, помещенных под таможенную процедуру временного хранения товаров или под таможенные режимы» такое лицо должно письменно обратиться в таможенный орган, в котором товары находились на контроле.
Елена ЧАЙКА,
заместитель начальника Гомельской таможни
Налоговые льготы
Классификация налогов
Значительное место в теории налогов занимает проблема их классификации, т.е. системной группировки по определенным признакам. Классификация налогов имеет не только научно-познавательный характер, но и практические цели: например, обоснованное применение налогов, проведение анализа их поступлений, составление отчетности и др.
Наибольшее распространение получило деление налогов по способу изъятия и признаку переложимости на прямые и косвенные. Такое деление налогов известно с глубокой древности.
Прямые налоги – это налоги, взимаемые непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика. Окончательным плательщиком прямых налогов является владелец имущества (дохода), т.е. юридический и фактический плательщик совпадают.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, устанавливаемые в виде надбавки к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг. Основными видами косвенных налогов являются акцизы, таможенные пошлины, НДС и т.п. При этом окончательным плательщиком косвенных налогов является их конечный потребитель, использующий приобретенные товары, услуги для собственного потребления. В этом случае фактический и юридический плательщики не совпадают.
Смешанные налоги по аналогии с косвенными налогами участвуют в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеют разнообразные объекты налогообложения. Например, экологический налог, отчисления в ФСЗН, земельный налог и др.
По целевой направленности введения налогов их разделяют на общие (абстрактные) и специальные (целевые).
Общие налоги – налоги, которые в процессе их взимания обезличиваются и поступают в единую кассу государств. Они предназначены для общегосударственных мероприятий (подоходный налог, налог на прибыль и др.).
Специальные (целевые) налоги – налоги, которые имеют строго определенное назначение и обычно формируют внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, обязательного медицинского страхования, дорожные фонды и др.). Такое деление сложилось исторически, когда не существовало бюджета, а функционировали различные фонды, счета и действовали преимущественно целевые налоги.
В зависимости от органа, который взимает налог и в распоряжение которого он поступает, налоги в Республике Беларусь классифицируются на республиканские и местные, что свидетельствует о двухуровневой налоговой системе, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами местных Советов депутатов и обязательные к уплате на соответствующих территориях.
Источники:
Следующие статьи:
- Бланк заявления на льготу по подоходному налогу Украина
- Льготы при оплате транспортного налога в краснодарском крае
Комментариев пока нет!