Система налоговых льгот для иностранных организаций физических лиц
Система налоговых льгот для иностранных организаций и физических лиц.
Система налоговых льгот для иностранных организаций и физических лиц. - раздел Государство, Характеристика органов, осуществляющих таможенное регулирование внешнеэкономической деятельности Следует Различать Понятия «Таможенная Льгота» И «Тарифная Льгота».
Следует различать понятия «Таможенная льгота» и «Тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (т.е. льготы по таможенному контролю, оформлению и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу.
Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе.
В соответствии со ст. 19 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов. Таким образом, тарифная льгота предполагает сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины.
Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом «О таможенном тарифе» и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ.
Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, так как существует принцип государственного регулирования внешнеторговой деятельности, в частности равенства участников внешнеэкономической деятельности.
Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики РФ, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности (как в акте таможенного законодательства, так и в международных соглашениях).
В Законе «О таможенном тарифе» закреплены основные виды тарифных льгот:
1. возврат ранее уплаченной пошлины
2. освобождение от уплаты пошлины
3. снижение ставки пошлины
4. установление тарифных квот.
Под преференциями понимаются особые льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности в одностороннем порядке без распространения на третьи страны. Такие льготы устанавливаются в отношении всех товаров или их отдельных видов.
Преференции представляют собой эффективное средство проведения торгово-экономической политике и используются в конкурентной борьбе за рынки сбыта.
Права и обязанности плательщиков налогов и сборов
Читайте также:
Виды налогооблагаемой деятельности и классификация субъектов налогообложения
Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
Согласно НК участниками налоговых отношений. регулируемых НК и иными актами налогового законодательства, являются :
1) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК плательщиками
2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами
3) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь и инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь (налоговые органы )
4) Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и таможни (таможенные органы )
5) республиканские органы государственного управления, органы местного управления и самоуправления, а также уполномоченные организации и должностные лица, осуществляющие в установленном порядке, помимо налоговых и таможенных органов, прием и взимание налогов, сборов (пошлин)
6) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы, иные уполномоченные органы - при решении вопросов, отнесенных к их компетенции НК и другим законодательством.
Налоговые органы РБ – это специальные государственные органы, обладающие правами юридического лица, которые в пределах своей компетенции проводят государственную политику и осуществляют регулирование и управление в сфере налогообложения. К налоговым органам относятся Министерство по налогам и сборам РБ и его территориальные областные, районные, городские и районные в городах инспекции.
В случаях, предусмотренных законодательными актами, полномочиями налоговых органов могут обладать таможенные органы, Комитет государственного контроля и др. государственные органы.
Министерство по налогам и сборам выполняет ряд функций :
- контроль за соблюдением налогового законодательства
- контроль за производством, оборотом, рекламой алкогольной продукции, табачных изделий
- лицензирование деятельности в сфере игорного бизнеса
- организация деятельности инспекций МНС, участие в подборе, расстановке, подготовке и переподготовке кадров
- участие в разработке налоговой политики и положений законодательства, подготовка предложений по совершенствованию законодательства о налогах и предпринимательстве
- проведение разъяснительной работы по вопросам применения законодательства о налогах и предпринимательстве, издание нормативных правовых актов по вопросам, отнесенным к компетенции МНС, разработка и утверждение форм налоговых деклараций, отчетов и других документов по расчету и уплате налогов и сборов другие функции.
В соответствии с Налоговым кодексом налоговые инспекции на местах (областные, районные и районные в городах) имеют право :
- получать от плательщиков необходимые для исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин) документы и иную информацию относительно деятельности и имущества плательщика
- вызывать в налоговые органы плательщиков, а также других лиц, имеющих документы и информацию о деятельности плательщика, в отношении которого проводится проверка
- заявлять ходатайства и подавать иски в суд о ликвидации организаций, об исключении индивидуального предпринимателя (ИП) из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей о лишении организаций, ИП лицензий на осуществление определенных видов деятельности и признании их деятельности незаконной, а сделок недействительными в случае нарушения установленного порядка осуществления деятельности о взыскании налога, сбора (пошлины), пени за счет имущества плательщика об экономической несостоятельности плательщика
- бесплатно получать необходимую информацию от государственных органов, организаций и физических лиц
- при проведении проверки проверять документы, бухгалтерские и статистические и др. отчеты, касающиеся исчисления и уплаты налогов, сборов, наличные деньги в кассе и у подотчетных лиц, ценные бумаги и др. имущество производить личный досмотр вещей, документов и ценностей, находящихся у должностных лиц организаций и физических лиц
- взыскивать неуплаченные суммы налогов, сборов
- приостанавливать операции плательщиков по их счетам в банке
- проводить осмотр помещений и территории плательщика при проведении проверки создавать налоговые посты на территории плательщика
- проводить контрольную закупку ТМЦ для проверки соблюдения налогового законодательства, правил приема наличных денежных средств
- назначать инвентаризацию имущества, опечатывать кассы, места хранения документов и имущества плательщика изымать документы плательщика при проведении выездной проверки
- вносить в компетентные органы предложения о приостановлении выезда за пределы РБ физических лиц до погашения ими задолженности по налогам, сборам
- изымать вещи и ТМЦ плательщика, являющиеся объектами нарушения налогового законодательства.
Налоговые органы, реализуя свои права, обязаны :
- действовать в строгом соответствии с законодательством
- контролировать соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налогов, сборов (пошлин), пеней
- вести учет плательщиков в Государственном реестре плательщиков и других реестрах
- информировать плательщиков по вопросам исчисления и уплаты налогов, сборов (в том числе с помощью радио, телевидения, печатных изданий)
- проводить проверки
- обеспечивать взыскание неуплаченных налогов, сборов, пеней
- осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных (или взысканных) сумм налогов, сборов, пеней, процентов по ним
- соблюдать налоговую тайну и выполнять другие обязанности по закону.
Соблюдение налогового законодательства контролируется также Комитетом государственного контроля РБ. Департамент финансовых расследований при Комитете государственного контроля является самостоятельным правоохранительным органом, осуществляющим предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно – розыскную деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства (в т.ч. пресечение коррупции в налоговых органах, наложение ареста на имущество уклоняющихся от уплаты налогов лиц, проведение проверок, привлечение к административной и уголовной ответственности).
Государственный таможенный комитет руководит процессом исполнения налоговых обязательств по осуществляемым организациями и физическими лицами экспортно-импортным операциям. Таможенные органы следят за правильностью исчисления и уплаты таможенных платежей, оформлением соответствующих документов. Таможенные службы также имеют право приостанавливать операции плательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налоговых обязательств по таможенным платежам.
Налоговые, таможенные органы и их должностные лица несут дисциплинарную, административную, уголовную и иную ответственность за неправильные решения, действия или бездействие, причиненный налогоплательщикам ущерб. Вопросами налогового управления также занимаются банки и другие кредитные учреждения.
5 Классификация налогов
Для целей управления налогообложением в условиях многочисленности и разнообразия налогов (сборов, пошлин) применяют их классификацию по определенным признакам. Классификация позволяет учесть сходства и различия налоговых платежей, особенности их установления и взимания, учета и контроля. Представим один из возможных вариантов классификации налогов.
1. По способу взимани я выделяют:
- прямые налоги (налоги на доходы и имущество)
- косвенные налоги (акцизы, налог на добавленную стоимость).
Косвенные налоги путем включения их в цену товаров (работ, услуг) перекладываются на потребителя. Они в большей мере выполняют фискальную функцию и считаются несправедливыми по отношению к потребителю, так как не учитывают его платежеспособность.
2. По субъекту уплаты выделяют:
а) налоги с организаций (юридических лиц) б) налоги с физических лиц.
3. По объекту обложения. а) налоги на имущество б) налоги на землю в) налоги на результат (прибыль, доход) г) налоги с капитала д) налоги на осуществление действий.
4.По уровням государственного управления выделяют: а) республиканские налоги, б) местные налоги.
Согласно статье 7 НК республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные НК либо Президентом Республики Беларусь и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К республиканским налогам, сборам (пошлинам) относятся (статья 8 НК): налог на добавленную стоимость акцизы налог на прибыль налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство подоходный налог с физических лиц налог на недвижимость земельный налог экологический налог налог за добычу (изъятие) природных ресурсов оффшорный сбор гербовый сбор консульский сбор государственная пошлина патентные пошлины.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с НК и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся (статья 9 НК): налог за владение собаками курортный сбор сбор с заготовителей.
5. По источнику уплаты и отражению в бухгалтерском учете выделяют. а) налоги, уплачиваемые из выручки от реализации, б) налоги, уплачиваемые из прибыли (дохода), в) налоги, сборы, относимые на себестоимость.
При рассмотрении системы налогообложения Республики Беларусь будут использованы приведенные классификационные признаки.
6 Налоговые льготы: понятие, виды, особенности применения в Республике Беларусь
В налоговой политике любого государства важное место занимают налоговые льготы, т.е. частичное или полное освобождение налогоплательщиков от уплаты налогов. Целью налогового стимулирования является увеличение средств, направляемых на развитие производства и социальной сферы, благотворительные цели. Налоговым кодексом Республики Беларусь предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде:
1) освобождения от налога, сбора (пошлины)
2) дополнительных налоговых вычетов, скидок, уменьшающих налоговую базу или сумму налога, сбора (пошлины)
3) пониженных налоговых ставок
4) возмещения уплаченных сумм налога
5) в ином виде.
Налоговые льготы устанавливаются Налоговым кодексом и Президентом РБ. По налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, налоговые льготы могут предоставляться местными Советами депутатов.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три группы: изъятия, скидки и налоговые кредиты. Изъятия – это налоговые льготы, направленные на выведение из–под налогообложения отдельных объектов налогообложения (например, доходы физических лиц по вкладам в банках подоходным налогом не облагаются).
Скидки – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Они могут быть лимитированными (например, по налогу на прибыль – прибыль, использованная на благотворительные цели, уменьшает налогооблагаемую прибыль в пределах 10 % валовой прибыли) и не лимитированными (т.е. на всю сумму расходов плательщика уменьшается налоговая база).
Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или налогового оклада (суммы налога), предоставляемые бесплатно или с уплатой процентов. Существуют следующие формы предоставления налоговых кредитов: снижение ставки налога, вычет из налогового оклада, отсрочка или рассрочка уплаты налога, возврат и (или) зачет ранее уплаченного налога (части налога), целевой (инвестиционный) налоговый кредит.
Отсрочка уплаты налога означает перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок (с уплатой процентов или бесплатно). Рассрочка уплаты налога предусматривает деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей (может быть с уплатой процентов или безвозмездно).
Налоговые кредиты могут быть обычные, инвестиционные или инновационные. Налоговый кредит предоставляется налогоплательщику в связи с его деятельностью в какой- либо поощряемой области или в зависимости от его социального и имущественного положения. Так, налоговый кредит (в виде изменения срока уплаты налогов) предоставляется индивидуальным предпринимателям и организациям Республики Беларусь на срок от 1 месяца до 3 лет при наличии следующих оснований: 1) угрозы экономической несостоятельности (банкротства) – (от 1 года до 3 лет) 2) если производство (реализация) товаров, работ, услуг носит сезонный характер (на срок от 1 месяца до 1 года). За пользование налоговым кредитом уплачиваются проценты в размере ½ ставки рефинансирования Национального банка РБ.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, оговоренных в законодательстве, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу (чаще по налогу на прибыль и местным налогам) с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Инвестиционный налоговый кредит является важной формой стимулирования организаций, которые проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, техническое перевооружение производства, создают новые рабочие места для инвалидов, разрабатывают новые или совершенствуют применяемые технологии, новые виды сырья, материалов (т.е. осуществляют инновационную деятельность), выполняют важный заказ по социально-экономическому развитию региона или предоставляют особо важные услуги населению.
В Республике Беларусь льготный режим налогообложения применяют для стимулирования таких приоритетных направлений как развитие агропромышленного комплекса и обслуживающей его инфраструктуры, жилищного строительства, экспортоориентированных и импортозамещающих отраслей производства инновационных и высокотехнологичных товаров, ориентированных на использование интеллектуального потенциала придорожного сервиса и др. Льготный режим временно распространяется на свободные экономические зоны (СЭЗ), Парк высоких технологий, на сельские и малые населенные пункты РБ.
С 2012 года введены льготы, направленные на стимулирование инновационной активности субъектов хозяйствования. Так, центры трансфера технологий, научно-технологические парки, которые осуществляют инновационную деятельность, освобождены от налога на недвижимость, земельного налога, а по налогу на прибыль установлена пониженная ставка 10 %. Прибыль от реализации инновационной продукции не облагается налогом на прибыль. Ряд льгот направлено на развитие рынка ценных бумаг (например, операции по реализации ценных бумаг освобождены от НДС прибыль от реализации долей (акций, паев) в уставных фондах облагается по ставке 9 % вместо 18 %).
Налоговые льготы используются также для решения демографической проблемы через установление дополнительных налоговых вычетов по подоходному налогу для семей, имеющих двух и более детей.
Льготное налогообложение как экономическая форма воздействия государства на развитие отдельных отраслей производства существует во всех развитых странах, при этом главная задача – система налоговых льгот должна быть понятной и эффективной.
Тема 3: Характеристика субъектов и объектов налогообложения
Предметом налогообложения является экономическая и неэкономическая деятельность. Экономическая деятельность – это всякая деятельность (производственная, коммерческая и финансовая), которая влечет или может повлечь за собой получение доходов (прибыли). Субъектами экономической деятельности и носителями налогов выступают предприятия, организации и индивидуальные предприниматели. Неэкономическая деятельность – это деятельность, имеющая своей целью не получение дохода, а достижение определенных социальных или моральных эффектов. Ее субъектами являются бюджетные организации, общественные фонды, ассоциации, сообщества, содружества, религиозные, благотворительные организации и т.п. Их доходы формируются за счет бюджетных ассигнований, добровольных взносов физических и юридических лиц и не облагаются налогами. если используются в соответствии с зарегистрированным уставом на указанные в нем цели. Если указанные субъекты параллельно занимаются экономической деятельностью, то они становятся плательщиками налогов и сборов.
Плательщиками налогов, сборов (пошлин) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РБ, таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины).
Под организациями понимаются:
1.юридические лица Республики Беларусь
2. иностранные и международные организации, в том числе не являющиеся юридическими лицами
3. простые товарищества (участники договора о совместной деятельности)
4. хозяйственные группы.
Филиалы, представительства и иные обособленные подразделения юридических лиц Республики Беларусь, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет, исчисляют суммы налогов, сборов (пошлин) и исполняют налоговые обязательства этих юридических лиц, если иное не установлено Президентом или законами Республики Беларусь.
Участник простого товарищества, на которого в соответствии с договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества до ее распределения. исполняет налоговое обязательство этого товарищества.
Головная организация (центральная компания) либо участник хозяйственной группы, который в соответствии с законодательством или договором наделен полномочиями по ведению дел этой группы, исполняют налоговое обязательство этой хозяйственной группы.
Белорусской организацией признается организация, местом нахождения которой является Республика Беларусь. Иностранной организацией признается организация, местом нахождения которой не является Республика Беларусь.
Белорусские организации имеют статус налоговых резидентов РеспубликиБеларусь и несут полную налоговую обязанность по доходам от источников в Республике Беларусь и за ее пределами, а также по имуществу. расположенному как на территории Республики Беларусь, так и за ее пределами.
Иностранные организации не являются налоговыми резидентами Республики Беларусь и несут налоговую обязанность только по деятельности, осуществляемой в Республике Беларусь, или по доходам от источников в Республике Беларусь и по имуществу, расположенному на территории Республики Беларусь.
Для определения налогового статуса плательщика необходимо знать место нахождения организации (статья 15). Местом нахождения организации (за исключением простого товарищества) признается место ее государственной регистрации. Местом нахождения простого товарищества признается место нахождения (место жительства) того его участника, на которого договором о совместной деятельности между участниками возложено ведение дел этого товарищества либо который получает выручку по деятельности этого товарищества.
При отсутствии (бездействии) места государственной регистрации местом нахождения организации признается место нахождения ее высшего органа управления (место, где осуществляются его полномочия в соответствии с уставом или иными учредительными документами).
Организацией, финансируемой из бюджета (бюджетной организацией), признается организация, созданная государственным органом, в том числе местным Советом депутатов, исполнительным и распорядительным органом, для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, которая финансируется из соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы, имеет текущий (расчетный) счет в банке и (или) небанковской кредитно-финансовой организации (далее - банк) и ведет бухгалтерский учет в соответствии с планом счетов бухгалтерского учета, утвержденным в установленном порядке.
К бюджетным организациям не относятся организации: получающие субсидию за счет средств бюджета на покрытие убытков от предпринимательской деятельности и содержание основных фондов получающие из бюджета средства для осуществления предпринимательской деятельности.
В отдельных случаях уплата налога, реализация прав и обязанностей плательщика налогов и сборов может осуществляться налоговым агентом или представителем налогоплательщика. Налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, хозяйственная группа, простое товарищество, которое является источником выплаты доходов плательщику и (или) на которое в силу налогового кодекса и других актов налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин). Налоговый агент имеет те же права, что и плательщик, если иное не установлено Кодексом. Налоговый агент обязан:
1. исчислять, удерживать из средств, причитающихся плательщику, и перечислять в бюджет соответствующие налоги, сборы (пошлины) в порядке, установленном Кодексом
2. по каждому плательщику вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин)
3. представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин) обеспечивать в течение сроков, установленных законодательством, сохранность документов и сведений, необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин)
4. выполнять другие обязанности, установленные Кодексом и другими актами налогового законодательства.
Плательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через своего законного или уполномоченного представителя (статья 24). Полномочия представителя подлежат документальному подтверждению в порядке, установленном законодательством.
Законными представителями плательщика-организации (статья 25) признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании актов законодательства или учредительных документов этой организации.
Уполномоченным представителем плательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное плательщиком представлять его интересы в отношениях, регулируемых налоговым законодательством. Уполномоченный представитель плательщика-организации осуществляет свои полномочия на основании доверенности, выдаваемой в порядке, установленном актами законодательства.
Плательщики налогов, сборов (пошлин) в соответствии со статьей 21 Общей части НК РБ имеют право:
1) получать от налоговых органов по месту постановки на учет бесплатную информацию о действующих налогах, сборах (пошлинах), актах налогового законодательства, о правах и обязанностях плательщиков, налоговых органов
2) получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения актов налогового законодательства
3) представлять свои интересы в налоговых органах самостоятельно или через своего представителя
4) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных актами налогового законодательства
5) на зачет или возврат излишне уплаченных, а также излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней
6) присутствовать при проведении проверки, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки получать акт или справку проверки представлять в налоговые органы пояснения по исчислению и уплате налогов, сборов (пошлин), а также возражения по акту или справке проверки получать от налоговых органов на основании заявления выписку из данных учета налоговых органов об исчисленных и уплаченных суммах налогов, сборов (пошлин), пеней
7) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения актов налогового законодательства при совершении ими действий в отношении плательщиков, а также соблюдения налоговой тайны
8) обжаловать решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц.
Плательщики имеют также иные права, установленные НК РБ.
К основным обязанностям плательщиков в соответствии со статьей 22 Общей части НК РБ относятся :
1) постановка на учет в налоговых органах и уплата установленных налоговым законодательством налогов, сборов (пошлин)
2) ведение в установленном порядке учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения представление в налоговый орган по месту постановки на учет в установленном законодательством порядке бухгалтерских отчетов, балансов, налоговых деклараций (расчетов), других документов и сведений, необходимых для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов
3) ведение учета дебиторской задолженности и не позднее 5 рабочих дней со дня возникновения задолженности по уплате налогов, сборов (пошлин), пеней представление в налоговый орган перечня дебиторов с указанием суммы дебиторской задолженности и копии документов, подтверждающих ее наличие
4) представление в налоговые и таможенные органы документов и сведений, необходимых для налогообложения, взыскания неуплаченных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, при проведении проверок и в иных случаях
5) выполнение законных требований налогового, таможенного органа и их должностных лиц, в том числе требований об устранении выявленных нарушений законодательства
6) представление в налоговый орган либо налоговому агенту документов, подтверждающих право на использование налоговых льгот
7) обеспечение в течение сроков, установленных законодательством, сохранности документов бухгалтерского учета, учета доходов (расходов) и иных объектов налогообложения, других документов и сведений, необходимых для налогообложения
8) подписание документов, отражающих результаты проверки
9) выполнение других обязанностей, установленных НК РБ.
За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на плательщика обязанностей он несет ответственность в соответствии с законодательными актами.
Привлечение организации к ответственности не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законодательными актами.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Глава 8. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ И ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
8.1. НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
При обложении налогом на прибыль иностранных юридических лиц важное значение имеет налоговая юрисдикция того или иного государства. Этот вопрос решается на основе двух критериев: резидентства и территориальности. Первый критерий предусматривает, что доходы резидентов данной страны (полученные как на территории страны, так и за ее пределами) подлежат обложению в этой стране. У нерезидентов облагаются только доходы, получаемые в этой стране. Например, в Великобритании корпорационным налогом облагается прибыль нерезидентов в случае, если они осуществляют торговлю в Великобритании через свои филиалы или отделения.
До настоящего времени между различными странами существовали значительные различия в определении резидентства, что приводило к случаям двойного резидентства в отношении некоторых компаний. Решение этой проблемы производится путем заключения соглашений между странами. В них окончательным критерием обычно является место расположения центра фактического руководства. Этот критерий получил широкое распространение и включен в качестве рекомендаций в типовые проекты налоговых соглашений.
Критерий территориальности основывается на национальной принадлежности источника дохода. Он устанавливает, что налогообложению в данной стране подлежат только доходы, извлеченные на ее территории. При этом любые доходы, получаемые за рубежом, освобождаются от налогов в этой стране.
В связи с тем, что нет единообразия в применении этих критериев во всех странах, возникает проблема двойного налогообложения. Решение этой проблемы затруднено, так как выбор критерия связан с национальными интересами различных стран. Так, для стран, компании которых получают значительные прибыли от их зарубежной деятельности и от капиталов, помещенных за рубежом, желательно разграничение налоговой юрисдикции на основе критерия резидентства, а для стран, в экономике которых значительное
место занимает иностранный: каптал, желателен критерий территориальности.
Отдельные страны применяют различные сочетания этих критериев. США, Великобритания берут за основу критерий резидентства, который в зависимости от конкретных интересов страны дополняется территориальным критерием. Страны Латинской Америки устанавливают налоговую юрисдикцию на основе преимущественного применения критерия территориальности. Критерий территориальности имеет важное значение в налоговой практике Франции, Швейцарии и других стран.
Соглашения по вопросам налогообложения направлены на урегулирование налоговых взаимоотношений между странами путем закрепления за каждым государством права налогообложения определенных видов доходов, получаемых юридическими или физическими лицами из одной страны в другой стране, а также имущества этих лиц, расположенного на территории другого государства.
На практике встречаются две группы налоговых соглашений: специальные (ограниченные), которые регулируют ограниченный крут вопросов (международные пе- ревозки, таможенные пошлины, льготный налоговый, режим и т.д.), и общие, наиболее распространенные
При заключении налоговых соглашений государег-' ва решают следующие основные задачи.
1. Определение схемы устранения двойного нало-* гообложення. За каждым из договаривающихся государств закрепляется исключительное право взимать налоги с того или иного дохода.
2. Установление механизма двойного налогообложения, когда право налогообложения сохраняется за' обоими государствами.
3. Защита плательщика от дискриминационного обложения в других государствах. ' . 4. Взаимный обмен информацией с целью выполне-' ИМЯ конвенции и выявления уклоняющихся от налога.
При этом рассматриваются четыре группы вопро-' сов: сфера применения конвенции распределение надо-' гов между государствами устранение двойного налогообложения правила поведения. Определяются также перечень лиц и виды налогов, которые регулируются этим соглашением, а также понятийный аппарат (лицо, компания, резидент, постоянное представительство и др.).
Как правило, двойное налогообложение устраняется либо методом освобождения, либо путем предоставления налогового кредита.
Во всех соглашениях, заключенных бывшим СССР, предусматриваете» применяемое на взаимной основе и при выполнении соответствующих условий полное либо частичное освобождение отдельных видов доходов и имущества от налогообложения в одном из государств, а также процедура устранения двойного налогообложения доходов и имущества.
С помощью таких соглашений достигается разграничение налоговой юрисдикции в отношении доходов юридических и физических лиц между налоговыми властями стран-партнеров, устраняется возможность неправомерного применения в одностороннем порядке национального режима налогообложения.
В период с 1976 по 1991 г. бывшим СССР было заключено 22 соглашения по налоговым вопросам с различными странами, которые признаны действующими нотой МИД РФ от 13.01.1992 г. о выполнении обязательств по международным договорам.
Соглашения построены на принципах двусторонних договоренностей между странами-партнерами, за исключением соглашений между странами — бывшими членами СЭВ, которые заключены на многосторонней основе.
При наличии общего или специальных налоговых соглашений для каждой из сторон и при выполнении установленных этими актами условий предусматривается льготный режим налогообложения определенных видов доходов и имущества.
Льготы по налогообложению юридических и физических лиц различаются в зависимости от конкретных соглашений. Отсутствие соглашений не дает права на получение каких-либо специальных налоговых льгот в стране — источнике дохода. В этом случае применяется национальное налоговое законодательство страны, где получен доход.
Действующие соглашения по вопросам налогообложения позволяют определить налоговый статус иностранных или Российских юридических и физических лиц, осуществляющих разрешенную в установленном порядке деятельность.
В общих налоговых соглашениях, как правило, предусматривается, что положения данного соглашения не затрагивают других действующих соглашений,
в которых каким-либо образом регулируются вопросы налогообложения и которые были заключены ранее или могут быть заключены между договаривающимися государствами. Однако в том случае, если общее налоговое соглашение предусматривает более благоприятный налоговый режим, применяется это соглашение.
Положения соглашений по вопросам налогообложения не затрагивают налоговых привилегий сотрудников дипломатических и консульских представи-. тельств (включая приравненные к ним другие организации и учреждения), установленных общими нормами международного права или на основании международных соглашений.
Все доходы, получаемые иностранными юридическими лицами от источников на территории РФ, подразделяются на доходы, получаемые от деятельности через постоянное представительство, и доходы, не связанные с деятельностью через постоянное представительство.
Плательщиками налога на прибыль являются компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств, осуществляющие предпринимательскую деятельность иа территории Российской Федерации, на ее континентальном шельфе и в экономической зоне через постоянное представительство.
Деятельность иностранного юридического лица, осуществляемая не через постоянное представительство, подлежит налогообложению у источника получения дохода вне зависимости от того, переводятся выплаты за границу или нет.
Доходы владельцев личных компаний или компаний, которые не относятся к юридическим лицам по своей организационно-правовой форме, подлежат налогообложению при получении дохода каждым из пайщиков в составе их совокупного дохода по ставкам налога на доходы физических лиц.
Определение термина «постоянное представительство» практически идентично с определением, принятым на Западе в соответствии с типовой Конвенцией ОЭСР (Организацией экономического сотрудничества и развития) 1978 г. Под постоянным представительством понимаются бюро, контора, агентство, строительная площадка, место, связанное с разработкой природных ресурсов, юридические и физические лица,
не являющиеся агентами с независимым статусом, любое другое постоянное место регулярного осуществления деятельности по извлечению дохода на территории Российской Федерации или за границей.
Обязательным условием деятельности иностранного юридического лица в РФ через постоянное представительство является регистрация в налоговом органе по месту нахождения постоянного представительства независимо от того, будет ли в дальнейшем его деятельность признана налоговым органом подлежащей налогообложению или нет.
Для целей налогообложения факт наличия или отсутствия разрешений на открытие и продление срока деятельности в РФ представительств иностранных юридических лиц (аккредитация) не имеет значения.
Налогообложению подлежит прибыль, образуемая за счет выручки от реализации продукции без налога на добавленную стоимость и акцизов, от реализации активов и недвижимости, а также доходов от долевого участия и сдачи имущества в аренду за вычетом затрат, непосредственно связанных с осуществлением деятельности в России.
В состав затрат, непосредственно связанных с осуществлением деятельности в РФ через постоянное представительство, включаются управленческие и общеадминистративные расходы, понесенные как в Рос-сип, так и за ее границей. Состав затрат, относимых на себестоимость, определяется в том же порядке, что и для предприятий, являющихся юридическими лицами по законодательству России в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. № 552.
При этом следует отметить, что порядок нормирования расходов на оплату труда при исчислении налогооблагаемой прибыли не распространяется на иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории Российской Федерации через постоянное представительство. Исключением являются иностранные юридические лица из стран СНГ.
При определении облагаемой прибыли следует учитывать следующие особенности ее формирования:
а) налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в РФ. Для целей налогообложения не учитывается прибыль иностранного юридического лица, полученная по виешиетор-
говым операциям, совершаемым исключительно от имени данного иностранного юридического лица и связанным с закупкой продукции (работ, услуг) в РФ, а также товарообменом и операциями по экспорту в РФ продукции (работ, услуг), при которых юридическое лицо по законодательству РФ становится собственником продукции (работ, услуг) до пересечения ею государственной границы РФ, за исключением прибыли, полученной от продажи продукции с расположенных на территории РФ и принадлежащих иностранному юридическому лицу или арендуемых им складов б) в случаях, когда иностранное юридическое лицо осуществляет деятельность не только в РФ и при этом не ведет отдельного учета, позволяющего определить прибыль от деятельности, осуществляемой им через постоянное представительство, сумма прибыли может быть определена на основе расчета, согласованного налогоплательщиком с налоговым органом, контролирующим его платежи в бюджет.
В каждом конкретном случае для этих целей принимается один из следующих показателей:
удельный вес валовой выручки от реализации продукции (работ, услуг) в РФ в общей выручке иностранного юридического лица от всей его деятельности
удельный вес связанных с деятельностью на территории РФ расходов в общей сумме расходов иностранного юридического лица
удельный вес численности персонала, занятого осуществлением деятельности на территории РФ, в общей численности персонала иностранного юридического лица.
Иностранные юридические лица, получающие доходы не в денежной, а в натуральной форме (в виде продукции или имущества), уплачивают налог на прибыль исходя из рыночных цен на такую же или аналогичную продукцию или имущество.
В случае, если не представляется возможным прямо определить прибыль, полученную иностранным юридическим лицом от деятельности в РФ, налоговый орган рассчитывает прибыль на основании валового дохода или произведенных расходов исходя из нормы рентабельности 25% (так называемый условный метод исчисления налога на прибыль).
В этом случае к расходам независимо от того, где они произведены, относятся не только расходы конторы (бюро) иностранного юридического лица в РФ,
но также и расходы такого лица за границей, непосредственно связанные с его деятельностью в РФ.
Учитывая, что налогообложению в РФ может подлежать не вся прибыль от деятельности иностранного юридического лица, следует условно исчислять удельный вес облагаемой прибыли. В этих целях по согласованию с представителем иностранного юридического лица могут быть использованы следующие категории:
удельный вес затрат представительства иностранного юридического лица для осуществления деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в РФ, в составе общих затрат иностранного юридического лица в связи с деятельностью в РФ через постоянное представительство
удельный вес доходов от осуществления деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в РФ, в составе общих доходов, получаемых в связи с деятельностью иностранного юридического лица в РФ через постоянное представительство.
Налог на прибыль при условном методе расчета налоговых обязательств иностранных юридических лиц, исходящем из норматива 25% рентабельности, исчисляется по одной из нижеприведенных формул:
при определении условной прибыли на основе произведенных расходов:
расходы, непосредственно связанные с подлежащей налогообложению деятельностью в России, умножаются на 25%, а затем на ставку налога
при определении условной прибыли на основе полученных доходов:
доходы, непосредственно связанные с подлежащей налогообложению деятельностью в России, умножаются на 25%, а затем на ставку налога. Полученная сумма делится на 125%.
Пример >. Иностранная фирма «V», зарегистрированная в стране, с которой у Российской Федерации отсутствует соглашение по налоговым вопросам, осуществляет в России через постоянное представительство 2 вида деятельности (с точки зрения ее налогового статуса) — сбор коммерческой информации для своей компании и для дочерних компаний (не требуя за это отдельной платы). Непосредственных доходов фирма в связи с деятельностью в России не получает. Общая сумма расходов фирмы в отчетном периоде— 100 000 руб. Выяснено (путем переговоров с главой представи-
тельства «V»), что доли деятельности распределяются следующим образом: первая — 30%, вторая — 70%. Налог рассчитывается следующим образом: 100000 руб.-70%-25%-32%' = 5600 руб. Пример 2. Иностранная фирма «М» осуществляет через постоянное представительство деятельность, подлежащую налогообложению в России. При этом практически невозможно (или очень трудоемко) вычленить валовую сумму доходов, которые данная фирма получает через постоянное представительство в России, или расходов, которые связаны с деятельностью в РФ.
Известно, что валовой доход фирмы как юридического лица (из всех источников, одним из которых является деятельность в России) составляет 13,2 млн. руб.
При этом выяснено, что за границей на данной фирме работают 6 сотрудников. По согласованию с представителем фирмы в России расчет налога может производиться следующим образом.
Условный валовой доход, полученный фирмой в отчетном периоде из России: 13,2 млн. руб. *2:8 = = 3,3 млн. руб.
Сумма причитающегося налога на условно исчисленную прибыль:
3,3 млн. руб. 25% 32%* :125% = 211 200 руб. Пример 3. Многоотраслевая иностранная фирма «Z», зарегистрированная в стране, с которой у Российской Федерации отсутствует соглашение по налоговым вопросам, осуществляет в России в течение 3 лет 2 вида деятельности, прибыль от которых необходимо обложить налогом за все время осуществления деятельности: первый вид — осуществление розничной торговли на иностранную валюту второй — осуществление строительно-монтажных работ.
Каждый из указанных видов деятельности рассматривается как осуществляемый через постоянное представительство. При этом расчет налога на прибыль в данном случае может быть произведен прямым методом (доходы-расходы).
Первый вид деятельности в первом отчетном году принес 10 млн. руб. прибыли. Сумма налога — 3,2 млн. руб. (10 млн. руб. 32%1). Налог в остальные 4 года деятельности взимается аналогичным образом.
1 32% — это ставка налога ш-i прибыль до 1 января 1994 г.
Финансовые результаты, связанные со вторым видом деятельности, распределяются но годам следующим образом (табл. 8.1).
Таблица 8.1 (руб.)
Годы
Доходы
Расходы
10 000 60 000 45 000 50 000
25 000
1-й год 2-й год 3-й год 4-й год 5-й год
8000 (аванс по контракту)
230000 (окончательный расчет)
В данном случае фирма освобождается от налогообложения в России в 1—4-м годах по итогам деятельности. Налогообложение по итогам деятельности в пятом году производится следующим образом.
Облагаемая прибыль составляет 205 000 руб. (230 000—25 000).
Сумма налога составляет 65 600 руб. (205 000 • 32%).
При применении положений соглашения СССР и РФ с иностранными государствами по налоговым вопросам, предусматривающих льготы в отношении прибыли от осуществления строительно-монтажных работ, следует учитывать следующее.
Для определения продолжительности существования строительного объекта в налоговых целях следует исходить из того, что строительная площадка существует с момента подписания акта о передаче площадки подрядчику. Моментом окончания подлежащей налогообложению деятельности на строительном участке является подписание протокола о сдаче объекта в эксплуатацию. Строительный участок не прекращает существования, если работы на нем временно приостановлены (например, сезонные перерывы).
Пример 4. Шведская фирма «Т» осуществляет в России следующие виды деятельности: первый вид — внешняя торговля (от своего имени) второй — представление интересов дочерних фирм «Т» па Российском рынке (снабжение их информацией, помощь в организации совместных предприятий, проведение деловых переговоров и т.д.).
Первый вид деятельности не подлежит налогообложению.
Второй вид деятельности облагается налогом однако в данном случае следует руководствоваться под-
писанным 13 октября 1981 г. Соглашением между Правительством СССР и Правительством Королевства Швеции об устранении двойного налогообложештя доходов и имущества. В нем разъясняется, что деятельность лица, носящая «подготовительный или вспомогательный характер», не рассматривается как осуществляемая через постоянное представительство и, следовательно, налогообложению также не подлежит.
О принятом методе исчисления облагаемой прибыли налоговый орган должен официально известить представительство иностранного юридического лица в России. Изменение принятого метода исчисления облагаемой прибыли возможно в дальнейшем лишь при наличии достаточных и веских оснований.
Предусмотренное Законом РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций» устранение двойного налогообложения в отношении иностранных юридических лиц, получающих доходы в связи с деятельностью в РФ, не применяется.
Прибыль (доход) иностранного юридического лица облагается по тем же ставкам, что и Российского юридического лица, в зависимости от характера деятельности. Иностранное юридическое лицо, осуществляющее деятельность в РФ через постоянное представительство. не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, представляет в налоговый орган по месту регистрации постоянного представительства отчет о деятельности в РФ (в произвольной форме), а также декларацию о доходах по установленной форме.
При прекращении деятельности до окончания календарного года указанные документы должны быть представлены в течение месяца со дня ее прекращения.
Если иностранное юридическое лицо имеет в РФ несколько зарегистрированных в целях налогообложения постоянных представительств, декларация о доходах подается в каждый из соответствующих налоговых органов, на территории которого зарегистрировано постоянное представительство иностранного юридического лица.
Иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность в РФ через постоянное представительство, обязаны также представлять налоговым органам одновременно с отчетом или декларацией о доходах заключение аудитора о достоверности данных, указанных в декларации.
Такое заключение должно быть представлено в налоговый орган в течение года, следующего за отчетным, но не позднее 10 дней после проведения аудиторской проверки.
Непредставление в течение следующего за отчетным года в налоговые органы аудиторского заключения является основанием для привлечения указанных плательщиков к ответственности в установленном порядке.
Все виды доходов и расходов указываются в декларации в рублях. При этом доходы в иностранной валюте пересчитываются в рубли по текущему курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, на день поступления средств на счет или в кассу иностранного юридического лица или его постоянного представительства в РФ, а расходы —- на день их осуществления.
Налог на прибыль исчисляется налоговым органом в рублях и уплачивается иностранным юридическим лицом в безналичном порядке в рублях или по желанию плательщика в иностранной валюте, покупаемой банками РФ и пересчитанной в рубли по курсу рубля, котируемому Центральным банком РФ, действующему на день уплаты налога, в сроки, указанные в платежном извещении.
На сумму исчисленного налога плательщику выдается платежное извещение. Корешок платежного извещения служит основанием для ведения книги лицевых счетов.
Тема: Ирландия - льготы для физических лиц
Ирландия - льготы для физических лиц
Когда люди думают об Ирландии, они обычно в первую очередь представляют себе эльфов, трилистник и большие кружки, наполненные темным "Гиннессом", но никак не систему льготного налогообложения.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!