Примеры льгот по нескольким налогам
Налоговые льготы
Опубликованный материал нарушает авторские права? сообщите нам.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера. Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК РФ[64]. Льготы могут устанавливаться только для различных категорий налогоплательщиков. Льгота не является обязательным элементом налога, однако присутствует в большинстве налогов, установленных в РФ[65].
Виды налоговых льгот :
· освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения
· понижение налоговых ставок
· необлагаемый минимум объекта (понижение налоговой базы) или налоговый вычет
· рассрочка или отсрочка уплаты налогов
· инвестиционный налоговый кредит
· специальные налоговые режимы.
Освобождение от уплаты налогов отдельных категорий плательщиков или объектов налогообложения применяется в двух вариантах. Во-первых, освобождаются от уплаты некоторых налогов инвалиды и другие категории плательщиков (государственная пошлина, налог на добавленную стоимость, налог на имущество физических лиц). Во-вторых, часть объектов налогообложения (акцизы, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов) не облагается налогом. Например, не взимается налог на доходы физических лиц с 51 категории доходов. Необходимо отличать те объекты, которые в соответствии с НК РФ не являются объектами налогообложения, от тех объектов налогообложения, которые освобождаются от налогообложения.
Понижение налоговых ставок также применяется как для отдельных категорий объектов налогообложения (НДС, сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов), так и для категорий плательщиков (налог на прибыль организаций на 4% для организаций, использующих труд инвалидов). Снижение налоговых ставок используется реже, чем полное освобождение от уплаты налогов, однако оно играет значительную стимулирующую роль.
Под необлагаемым минимумом объекта (понижением налоговой базы ) понимается выведение из-под налогообложения части доходов или прибыли целиком или частично. Подобные изъятия могут предоставляться как всем плательщикам налога, так и отдельным категориям. Примером необлагаемого минимума объекта является применение налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц, единому социальному налогу и НДС. Налоговый вычет – это освобождение от уплаты налога части налоговой базы.
Изменением срока уплаты налога и сбора признается перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Срок уплаты налога и (или) сбора может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога и (или) сбора либо ее части (далее в настоящей главе - сумма задолженности) с начислением процентов на сумму задолженности[66]. Рассрочка или отсрочка уплаты налогов и инвестиционный налоговый кредит являются разновидностью изменения срока уплаты налога и сбора. Срок уплаты налога может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога. Изменение срока уплаты налога и сбора не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога и сбора.
Решение по предоставлению данных льгот принимается Федеральной налоговой службой и ее подразделениями, Федеральной таможенной службой или финансовыми органами соответствующего уровня.
Изменение срока уплаты налога и сбора по решению органов может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней[67].
Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем. При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке. Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. Допускается одновременное участие нескольких поручителей.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий 1 год соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года, может быть предоставлена по решению Правительства Российской Федерации.
В случае, предусмотренном статьей 64.1 НК РФ, отсрочка или рассрочка по уплате федеральных налогов на срок, не превышающий пять лет, может быть предоставлена по решению министра финансов РФ. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены по одному или нескольким налогам. Отсрочка или рассрочка по уплате налога могут быть предоставлены заинтересованному лицу при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1. Причинения этому лицу ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы.
2. Задержки этому лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа.
3. Угрозы банкротства этого лица в случае единовременной выплаты им налога, утверждения арбитражным судом мирового соглашения либо графика погашения задолженности в ходе процедуры финансового оздоровления.
4. Если имущественное положение физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога.
5. Если производство и (или) реализация товаров, работ или услуг лицом носит сезонный характер.
6. При наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, установленных Таможенным кодексом РФ.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов[68]. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам на срок от одного года до пяти лет. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1. Проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.
2. Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов.
3. Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
4. Выполнение организацией государственного оборонного заказа.
5. Осуществление этой организацией инвестиций в создание объектов, имеющих наивысший класс энергетической эффективности, в том числе многоквартирных домов, и (или) относящихся к возобновляемым источникам энергии, и (или) относящихся к объектам по производству тепловой энергии, электрической энергии, имеющим коэффициент полезного действия более чем 57 процентов, и (или) иных объектов, технологий, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством РФ.
Действие отсрочки, рассрочки или инвестиционного налогового кредита прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора либо может быть прекращено до истечения такого срока в случаях, предусмотренных настоящей статьей. При нарушении заинтересованным лицом условий предоставления отсрочки, рассрочки действие отсрочки, рассрочки может быть досрочно прекращено по решению уполномоченного органа, принявшего решение о соответствующем изменении срока исполнения обязанности по уплате налога и сбора[69].
Специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
К специальным налоговым режимам относятся[70] :
· система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)
· упрощенная система налогообложения
· система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
· система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
Мы рассмотрим специальные налоговые режимы более подробно в особенной части.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под установлением налогов?
2. Со ссылкой на нормы права определите порядок и условия установления налогов и сборов.
3. Перечислите основные элементы налогообложения.
4. Назовите объекты налогообложения.
5. Охарактеризуйте порядок исчисления налоговой базы.
6. Следует ли различать понятия «налоговый период» и «отчетный период»?
7. Дайте определение ставки налога. Какие виды налоговых ставок вам известны?
8. Какие вам известны способы уплаты налогов?
9. Что понимается под налоговыми льготами? Какие виды налоговых льгот вам известны? Приведите примеры льгот по нескольким налогам.
10. В каких случаях налогоплательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога?
Пример расчета ставок налога на доходы физических лиц
Экономическая
Значение МС делится на совокупный доход
7. Налоговые льготы
Льготами по налогам и сборам признаются предусмотренные законодательством преимущества, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот, не могут носить индивидуального характера (ст. 56 Кодекса).
Следовательно, налоговые льготы используют для сокращения размера налогового обязательства налогоплательщика и для отсрочки или рассрочки платежа (в этом случае кредит налогоплательщику предоставляется как бы бесплатно или на льготных условиях). При этом налогоплательщик может отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов.
В зависимости от того, на изменение какого из элементов структуры налога направлены налоговые льготы, они подразделяются на три вида:
Сокращение налогового оклада (валового налога) может быть частичным и полным, на определенное время и бессрочно. Полное освобождение от уплаты налога на определенный период называется налоговыми каникулами .
Отсрочка уплаты налога — перенос предельного срока уплаты полной суммы налога на более поздний срок рассрочка уплаты налога — деление суммы налога на части с установлением сроков уплаты этих частей. Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и сбора определены ст. 64 Кодекса. (Предоставление отсрочек или рассрочек имеет платный характер. За предоставляемые отсрочки (рассрочки) по уплате налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, взимается плата в виде процентов в размере 0,5 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.)
8. Порядок и способы исчисления налога
Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (ст. 52 Кодекса). В частности, юридические лица рассчитывают налог на прибыль организаций, НДС и акцизы.
Обязанность исчислить сумму налога может быть возложена на третье лицо. выступающее в роли «налогового агента». Например, организация перечисляет в бюджет сумму налога на доходы физических лиц.
Исчисление суммы налога может быть возложено и на налоговый орган. Так, для физических лиц налоговые органы определяет сумму налога на их имущество и сумму земельного налога.
Принципы разрешения общих вопросов исчисления налоговой базы представлены в ст. 54 Кодекса. Согласно положениям этой статьи исчисляют налоговую базу по-разному:
В качестве информационного обеспечения по определению суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, используются данные бухгалтерского учета, а также данные налогового учета, который официально введен в действие с 1 января 2002 г.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности норм и правил налогового учета, изложенных в ст. 313 – 333 Кодекса. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы.
Исчисление налога может осуществляться по некумулятивной системе (обложение налоговой базы предусматривается по частям) или по кумулятивной системе (исчисление налога производится нарастающим итогом с начала периода).
Российским законодательством предусмотрено применение обоих способов и их сочетания. Так, при расчете НДС используется некумулятивная система, а при расчете налога на доходы физических лиц — кумулятивная система.
Кроме того, исчисление налога может проводиться по глобальной системе (определение суммы платежа осуществляется с совокупного дохода независимо от источника дохода налогоплательщика) или шедулярной системе (разделение дохода на его составные части (шедулы) в зависимости от источника дохода и обложение налогом каждой части по отдельности).
Необходимо обратить внимание на то, что законодательство о налогах и сборах касается лишь порядка исчисления налоговой базы и не касается вопроса о том, что относить к расходам индивидуальных предпринимателей.
Если вопрос о доходах нашел свое отражение в Кодексе (ст. 41), то вопрос о расходах остается открытым.
9. Порядок и способы уплаты налога
Порядок уплаты налога — это способы внесения суммы налога в соответствующий бюджет (фонд). Налоговый оклад — сумма, вносимая плательщиком в бюджет по одному налогу. Бюджет — основной элемент правильной уплаты налога, поэтому случаи уплаты налога не в тот бюджет налоговые органы квалифицируют как недоимку .
Порядок уплаты налога как элемент закона о налоге предполагает решение следующих вопросов:
В ст. 58 Кодекса приведен следующий порядок уплаты налогов и сборов.
Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином законодательно установленном порядке. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки. Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме. При отсутствии банка налогоплательщик или налоговый агент, являющийся физическим лицом, может уплачивать налоги иным способом (например, через государственную организацию связи). Конкретный порядок уплаты налога устанавливается налоговым законодательством применительно к каждому налогу.
Существуют пять основных способов уплаты налога:
10. Сроки уплаты налога
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Сроки уплаты определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти (ст. 57 Кодекса).
Поэтому в зависимости от сроков уплаты выделяют налоги срочные и периодично-календарные. К срочным платежам относится, например, уплата государственной пошлины. Периодично-календарные налоги делятся на декадные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые. К ним, в частности, относятся: акцизы, НДС, налог на прибыль организаций, налог на имущество, налог на доходы физических лиц.
Со срочностью налоговых платежей увязано понятие «недоимка» — сумма налога, не внесенного в бюджет (внебюджетный фонд) по истечении установленных сроков.
При применении Российского законодательства следует иметь в виду:
Общие условия изменения сроков уплаты налога и сбора регламентированы ст. 61 Кодекса. Органы, уполномоченные принимать решение об изменениях сроков, поименованы в ст. 63 Кодекса.
Изменение срока уплаты налога и сбора осуществляется в форме отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита.
Согласно ст. 64 Кодекса отсрочка или рассрочка представляет собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности. Такие налоговые льготы предоставляются заинтересованному лицу при наличии определенных законом оснований, по одному или нескольким налогам.
Разновидностью целевых налоговых льгот является инвестиционный налоговый кредит — такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии соответствующих оснований предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита оговорены в ст. 67 Кодекса. Выделены три основания для предоставления организациям такого вида кредита:
1. проведение научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства
2. осуществление внедренческой или инновационной деятельности
3. выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление особо важных услуг населению.
Российским законодательством в соответствии со ст. 68 Кодекса предусмотрены различные основания по прекращению действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Применение налоговой социальной льготы
Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо об уменьшении суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого из источников на территории Украины от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы и сообщает следующее.
Вопрос, касающийся права плательщика налога с доходов физических лиц на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода в виде заработной платы на сумму налоговой социальной льготы, регулируется Законом Украины от 22.05.2003 г. № 889-IV «О налоге с доходов физических лиц» 1 (далее — Закон).
Механизм реализации на практике данного права гражданина определен в Порядке представления документов и их составе при применении налоговой социальной льготы, утвержденном постановлением Kабинета Министров Украины от 26.12.2003 г. № 2035 2 (далее — Постановление), и приказе ГНАУ от 30.09.2003 г. № 461 «Об утверждении формы заявлений и уведомлений по вопросам получения (применения) налоговой социальной льготы, а также порядка информирования плательщиков налога» 3 (далее — Приказ).
В соответствии со ст.6 Закона налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца как заработная плата исключительно по одному месту его начисления (выплаты), если его размер не превышает суммы месячного прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленной на 1 января отчетного налогового года, умноженной на 1,4 и округленной до ближайших 10 гривен (в 2007 г. — 740 грн.).
Не акцентируя внимания на процедуре выбора места получения (применения) налоговой социальной льготы (п.6.3 ст.6 Закона), подачи работником заявления о ее применении и соответствующих документов, рассмотрим ситуацию, когда плательщиком налога нарушаются нормы Закона и фактически льгота получается им по нескольким местам работы. Действия как плательщика налога, так и его работодателя по исправлению такой ситуации определены в пп.6.3.4 п.6.3 ст.6 Закона.
Об утрате права на льготу
Если плательщик налога подал заявление о применении льготы более чем одному работодателю, вследствие чего налоговая социальная льгота фактически применялась с нарушением норм Закона, то такой плательщик налога утрачивает право на получение налоговой социальной льготы по всем местам получения дохода начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем, в котором право на применение налоговой социальной льготы возобновляется (абзац первый пп.6.3.4 п.6.3 ст.6 Закона).
Таким образом, с месяца, в котором возникает такое нарушение требований ст.6 Закона, до момента его устранения плательщик утрачивает право на налоговую социальную льготу. Факт получения налоговой социальной льготы с нарушением требований Закона следует рассматривать как получение плательщиком дохода без уплаты налога. При этом, учитывая положения пп.6.3.5 п.6.3 ст.6 Закона, работодатель, который на основании надлежащим образом полученного заявления плательщика налога о применении льготы применяет такую льготу, не несет какой-либо ответственности за нарушение таким плательщиком налога требований пп.6.3.1 этой статьи Закона, за исключением, если такой работодатель и такой плательщик являются связанными лицами или если судом установлен факт сговора между ними, направленного на уклонение от обложения этим налогом.
Об информировании плательщика о наличии нарушений
ГНАУ приказом от 30 сентября 2003 года № 461 установила порядок периодического информирования органами государственной налоговой службы плательщиков налога о наличии нарушений ими порядка получения (применения) налоговой социальной льготы, выявленных на основе анализа данных налоговой отчетности или данных документальных проверок.
Согласно этому порядку, если данные анализа налоговой отчетности или результаты документальных проверок свидетельствуют о получении плательщиком налога налоговой социальной льготы в течение какого-либо налогового месяца более чем по одному месту начисления (выплаты) дохода в виде заработной платы, орган государственной налоговой службы составляет уведомление о наличии нарушений по форме «ФП» и направляет (вручает) его плательщику налога.
Уведомление о нарушении считается направленным (врученным) плательщику налога, если оно вручено лично гражданину или его законному представителю либо направлено письмом (с отметкой о вручении) по его адресу по месту жительства или по адресу последнего известного местонахождения с уведомлением о вручении.
Если орган государственной налоговой службы или почта не может вручить плательщику налога (его представителю) уведомление о нарушении в связи с его отказом принять уведомление или ненахождением фактического местонахождения плательщика налога, то в день поступления в орган государственной налоговой службы такой информации уведомление о нарушении помещается на доску налоговых объявлений (уведомлений) органа государственной налоговой службы. При этом день помещения такого уведомления о нарушении на доску налоговых объявлений (уведомлений) считается днем его вручения гражданину.
В целях устранения допущенных плательщиками нарушений, а также предупреждения возникновения новых органы государственной налоговой службы периодически уведомляют не только плательщиков налога, а также их работодателей о случаях нарушений Закона их работниками. Получение налоговым агентом информации о нарушении плательщиком налога норм Закона и утрате им права на получение налоговой социальной льготы служит основанием для проведения работодателем соответствующей работы, а именно:
1) в случае если НСЛ была ошибочно отражена налоговыми агентами в налоговом расчете ф. № 1-ДФ или в этом расчете не проставлена дата увольнения с одного места работы и дата приема на другое место работы, то таким налоговым агентам необходимо представить уточненный расчет по ф. № 1-ДФ
2) в случае если нарушение требований пп.6.3.1 Закона имело место, то налоговый агент прекращает начисление налоговой социальной льготы и осуществляет перерасчет налога за весь период такого нарушения (пп.«б» пп.6.5.2 п.6.5 ст.6 Закона) с учетом требований абзаца второго пп.6.3.4 п.6.3 ст.6 Закона.
О возобновлении права на налоговую социальную льготу
Плательщик налога может возобновить право на применение налоговой социальной льготы, если он подает заявление об отказе от такой льготы всем работодателям с указанием месяца, в котором имело место такое нарушение, на основании чего отдельно каждый работодатель рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штрафа в размере 100 процентов суммы такой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому плательщику налога, а при недостаточности суммы такой выплаты — за счет следующих выплат (абзац второй пп.6.3.4 п.6.3 ст.6 Закона).
Работодатель при получении от работника заявления об отказе от льготы вследствие утраты права на нее в соответствии с пп.«б» пп.6.5.2 рассчитывает и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штрафа по результатам налогового месяца, в котором такое заявление получено (пп.«б» пп.6.5.2 ст.6 Закона). Учитывая требования п.6.5 ст.6 Закона об осуществлении работодателем (налоговым агентом) перерасчета сумм доходов и сумм предоставленных налоговых социальных льгот такой расчет недоплаты и штрафа должен быть осуществлен не позднее срока проведения годового перерасчета налога (до истечения срока представления налогового расчета сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также сумм удержанного с них налога (ф. № 1-ДФ) за IV квартал отчетного налогового года).
При этом право на применение налоговой социальной льготы к доходу плательщика налога возобновляется с налогового месяца, следующего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются. После погашения недоплаты по налогу и штрафа выбор места получения налоговой социальной льготы в дальнейшем осуществляется плательщиком в соответствии с требованиями п.6.3 ст.6 Закона.
Если по каким-либо причинам сумма недоплаты и штрафа не была удержана (работодателем) за счет дохода плательщика налога до истечения предельного срока, установленного законом для представления годовой декларации по этому налогу, то сумма такой недоплаты и штрафа взыскивается налоговым органом в порядке, определенном законом.
Для этого налоговыми органами:
1) проводится анализ налогового расчета по ф. № 1-ДФ. Из графы 8 «Признак налоговой социальной льготы» видно, какая именно льгота применялась к плательщику налога. Учитывая, что эта сумма четко определена, можно рассчитать сумму полученного плательщиком дохода без удержания налога.
Размер налоговой социальной льготы
3. система методов и принципов налогообложения
4. система распределения платежей по звеньям бюджетной системы
5. государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.
Современные системы налогообложения сложились в результате длительной эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и огороды и пр.
Современные системы налогообложения ориентированы наэффективность.Но эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с учетом принципасправедливости.То есть налогообложение должно быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие основные принципы установления налогов:
Принцип полученных благ. В соответствии с этим принципом те, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг, должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых в соответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортных средств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используются на целевое финансирование каких-либо мероприятий.
Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги. Примеры: налог на прибыль (до Принцип платежеспособности. В соответствии с ним тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги. Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.
Налогообложение должно носить однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примера несправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов с прибыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - в составе доходов акционеров.
Принцип простоты. Налоги должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.
Существуют различные признаки классификации налогов.
По методу взимания различают прямые и косвенные налоги.
Прямые - это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество, поэтому их называют ещеподоходно-поимущественными.
Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества.
Косвенные налоги-это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют ещеналогами на потребление.
Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.
Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные-во Франции и Италии.
В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.
С позиций роли в формировании доходов региональных бюджетов налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.
Закрепленные фиксируются полностью или частично на длительный период как доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в региональные и местные бюджеты.
Регулирующие дополняют региональные бюджеты до уровня необходимой достаточности, они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрыть дефицит.
В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог.
Введем ряд понятий, необходимых для характеристики системы налогообложения. Это-элементы налога. Каждый налог содержит такие элементы как: субъект, объект, предмет, налоговая база, налоговая ставка, налоговые льготы.
Субъект налогообложения (налогоплательщик)-это лицо, на котором лежит обязанность уплатить налог за счет собственных средств.
Согласно принципу постоянного местопребывания (резидентства) налогоплательщиков делят на лиц:
имеющих постоянное местопребывание в определенном государстве (резиденты)
не имеющих в нем постоянного местопребывания (нерезиденты).
Важное различие их состоит в том, что резиденты платят налоги на все доходы, полученные на территории данного государства, нерезиденты
только на доходы, полученные из источников в данном государстве. Они несут ограниченную налоговую обязанность.
Субъекты налогообложения различаются и по другим признакам:
организационно-правовая форма предпринимательства. Так, различается налогообложение АО, товариществ и индивидуальных предпринимателей.
форма собственности. В силу декларированного Конституцией равенства форм собственности, это деление не может использоваться широко, однако для достижения фактического равенства в условиях экономической деятельности государственных и приватизированных предприятий, первым предоставляются налоговые льготы.
по численности работающих. При соответствии по численности критерию малого предприятия устанавливаются определенные льготы.
по видам хозяйственной деятельности. Для предприятий отдельных отраслей предлагаются налоговые льготы в целях стимулирования производства, структурной перестройки. Это-одна из форм селективной поддержки.
Объект налогообложения-это те юридические причины, которые обусловливают обязанность уплатить налог.
Например, право собственности на землю обусловливает необходимость уплаты собственником земельного налога перепродажа ценных бумаг, получение наследства и т.д. влекут за собой необходимость уплаты соответствующих налогов.
Предмет налогообложения - это признаки фактического характера, которые обосновывают взимание соответствующего налога.
К примеру, земельный участок-предмет налогообложения, но объект, как уже было указано,-право собственности на него.
Налоговая база (основа налога)-часть предмета налогообложения, на которую начисляются налоги.
Налоговая база всегда меньше предмета налогообложения.
Ставка налога - размер налога на единицу налогообложения.
По методу установления различают твердые ставки и долевые.По методу установления различают твердые ставки и долевые. При методе твердых ставок на каждую единицу налогообложения устанавливается абсолютная сумма налога (например,1000р. за1га пашни). Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекты ставки называются процентными. Они характерны для налогообложения прибыли, дохода (например,12процентов с каждого рубля зарплаты).
Метод налогообложения - это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.
Выделяют три основных метода налогообложения, в соответствии с которыми формируются три типа налогов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
При пропорциональном налогообложении для каждого налогоплательщика равна ставка (а не сумма) налога. Пропорциональный налог означает неизменность ставки при изменении величины базы налогообложения. Пример пропорционального налогообложения-налог на прибыль. Ставка налога одинакова для плательщиков, имеющих прибыль в любых размерах. Исторически пропорциональные налоги рассматривались как справедливые.
Налог является прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания налоговой базы. Он предусматривает не только большую абсолютную сумму, но также и большую долю взимаемого дохода по мере роста налоговой базы. Примером прогрессивного налога является подоходный налог с физических лиц (граждан).
Регрессивный налог предполагает понижение ставки по мере роста дохода. Он может приносить большую абсолютную сумму, но составлять меньшую долю по мере роста доходов налогоплательщика. В экономическом смысле регрессивными являются косвенные налоги (например, акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины) которые представляют собой надбавку к цене товара. Покупатели одного и того же товара платят одинаковую сумму с единицы товара, обложенного косвенным налогом. Поскольку часто люди с разными доходами приобретают одни и те же товары, то в доходах более состоятельных людей они составляют меньшую долю.
Налоговые льготы - полное или частичное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством.
Различают три вида налоговых льгот: изъятия, скидки, налоговые кредиты.
Изъятия - это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения. Например, не подлежит налогообложению прибыль, полученная от производства продуктов детского питания.
Скидки - это льготы, так же как и изъятия направленные на сокращение налоговой базы. Скидки часто связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика. Например, при взимании налога на прибыль в1997г. исключается часть прибыли, идущая на развитие производства и жилищное строительство.
Налоговые кредиты - льготы, направленные на уменьшение налоговой ставки или суммарного налога. Большинство видов налогового кредита является безвозвратным и бесплатным (в отличие от банковского кредита). Применяют такие формы налогового кредита, как:
снижение ставки налога. Например, для предприятий, в штате которых не менее50% составляют инвалиды, ставка налога на прибыль на1997 г. снижена в2раза.
сокращение суммарного (валового) налога. Сокращение может быть частичным и применяться на определенное время или бессрочно. Возможно и полное освобождение от уплаты налога на определенный период (налоговые каникулы). Так, в первые два года с момента регистрации полностью освобождаются от налога на прибыль малые предприятия по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.
Отсрочка или рассрочка уплаты налога. Например, подоходный налог может быть уплачен по заявлению налогоплательщика в рассрочку до1года уплатой процентов.
В цивилизованной рыночной экономике налоговая система должна выполнять следующие функции:
1. фискальную, то есть обеспечения бюджета необходимыми доходами для финансирования государственных социально-экономических функций.Эта задача была единственной на ранних этапах становления налоговых систем. Она превалирует в развивающихся странах в ущерб другим функциям
2. социальную, то есть налоговая система должна способствовать реализации принципов социальной справедливости. Признано, что косвенное налогообложение несет потенциал социальной несправедливости. Несправедливость косвенных налогов усматривается и в том, что они стимулируют инфляцию. В связи с задачами реализации принципа социальной справедливости и стимулирования экономической деятельности актуальна проблема двойного налогообложения. Она возникает при неурегулированности налогообложения АО при параллельном налогообложении всей прибыли акционерных компаний и дивидендов акционеров этой же компании. В современной практике двойное налогообложение чаще всего связано с проведением фирмами зарубежных операций, которые могут подпадать под несогласованное налогообложение двух или нескольких стран.
3. регулирующую, то есть функцию стимулирования экономической деятельности. Особенно актуальна эта задача в отношении прямых налогов. Так, в теории и практике западного налогообложения признано, что изъятие посредством налогообложения более50 % прибыли подрывает стимулы частнопредпринимательской деятельности
Налоги все больше используются для регулирования отраслевой и территориальной структуры производства.
Синтетическим показателем степени тяжести налогов для компаний, граждан, страны в целом является налоговое бремя, то есть доля всех уплачиваемых налогов в годовом доходе какой-либо группы субъектов.
В 90-х годах в Российской Федерации стала формироваться налоговая система, соответствующая требованиям социально ориентированной рыночной хозяйственной системы и федеративного государственного устройства.
В1991году был принят Закон РФ Об основах налоговой системы в Российской Федерации. Закон установил перечень налогов, сборов и пошлин, определил права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов. В соответствии с Законом впервые налоги были разделены на три вида: федеральные субъектов федерации местные. Существенные изменения были внесены Указом Президента РФ 2268 от22декабря1993г. Современная налоговая система и перечень основных видов налогов даются в новом Налоговом кодексе Российской Федерации.
Рассмотрим основные виды налогов, применяемых в Российской Федерации.
Подоходный налог с физических лиц (граждан) - прямой прогрессивныйналог, взимаемый со всей совокупности доходов граждан. В Российской Федерации с 1999 года основная ставка- 12 %.При доходах свыше50тыс.руб. применяется прогрессивная ставка. Подоходный налог являетсярегулирующимналогом.
Налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций - прямой пропорциональныйналог. Налоговая ставка распределена между бюджетами.
Налог на добавленную стоимость - косвенный,следовательно,регрессивныйналог. (Добавленная стоимость-цена продажи за вычетом затрат на покупку экономических ресурсов.)Регулирующийналог, составляет значительную часть доходов федерального бюджета и, во многих случаях, региональных. По оценкам экономистов, НДС оказывает сдерживающее влияние на экономический рост.
Акцизы - сборы, взимаемые при продаже особых (подакцизных) товаров. Утверждаются особым законом. Обычно устанавливаются на табачные изделия, алкоголь, драгоценности, нефтепродукты и т.д. Это-косвенный, регрессивный, регулирующийналог, устанавливаемый на товары с неэластичным спросом. Ставки дифференцированы.
Поимущественные налоги-на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги в большинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это Поимущественные налоги-на личное имущество граждан и имущество (фонды) предприятий (юридических лиц). Поимущественные налоги в большинстве стран закрепляются за региональными и местными бюджетами. Это-прямые, пропорциональные, закрепленные (собственные)налоги.
Существует острая необходимость в радикальной реформе действующей налоговой системы России. Основные недостатки существующей в Российской Федерации налоговой системы:
1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени (особенно на предпринимательский сектор)
2. Нестабильность и запутанность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы.
3. Односторонняя направленность налогообложения на изъятие доходов, недостаточная стимулирующая составляющая.
4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов.
В силу наличия указанных и других недостатков в Российской налоговой системе предполагается ее реформирование. Одним из главных условий реформы является принятие Налогового кодекса Российской Федерации. Основные направления налоговой реформы:
упрощение налоговой системы Российской Федерации
уменьшение числа налогов, сборов и платежей путем их объединения или частичного упразднения (в 5-6 раз по сравнению с действующей налоговой системой, главным образом, за счет налогов, введенных на региональном и местном уровне)
сокращение налогового бремени на предпринимательский сектор, усиление стимулирующей функции
отмена налогов, уплачиваемых со всей выручки (таких как налог на пользователей автомобильных дорог, местный налог на содержание социальной сферы)
сокращение и упорядочение налоговых льгот
существенное расширение прав местных администраций в области льготного налогообложения малого бизнеса
установление стабильных нормативов распределения налоговых поступлений между бюджетами различных уровней.
Глава 8. Банковская система и денежно-кредитная политика государства
Вопросы:
1. Кредит в рыночной экономике
2. Двухуровневая банковская система: Центральный и коммерческие банки
3. Денежный рынок
4. Денежно-кредитная политика: цели и инструменты
Говорят, Ленин считал, что разложение системы денежного обращения – лучший способ уничтожения капиталистического строя…Ленин был безусловно прав.Нет более верного и действенного способа ниспровержения основ существующего общественного устройства, чем подрыв денежной системы.
Дж .М. Кейнс
Наряду с финансовым регулированием немаловажным направлением макроэкономической политики являетсяНаряду с финансовым регулированием немаловажным направлением макроэкономической политики является денежно-кредитная политика государства. Инструментом денежно-кредитной политики является изменение величины денежной массы, обращающейся в стране, и изменение «цены кредита», то есть ссудного процента. Следовательно, рассмотрение денежно-кредитной политики требует предварительного ознакомления с кредитными отношениями и условиями формирования ссудного процента на денежном рынке, а также анализа структуры и механизма функционирования современных банковских систем.
1. Кредит в рыночной экономике
Кредит в дословном переводе означает доверию (credo - верю).
Понятие кредит в экономических отношениях берет начало от латинского creditumи означает «ссуда, долг».
Кредит - это система экономических отношений, выражающаяся в движении денежного капитала между кредитором и заемщиком. Кредит предоставляется на условиях: возвратности, срочности, обеспеченности и платности.
Лицо, предоставляющее капитал в кредит – кредитор, а берущее – заемщик.
Необходимость и возможность кредита связана с тем, что у одних экономических субъектов появляются временно свободные средства, которые выступают как источник кредита, а у других возникает потребность в них.
В условиях развитого рыночного хозяйства основным содержанием кредитных отношений становится движение ссудного капитала . то есть предоставление денежного капитала в долг, во временное пользование за плату.
Возвратность является неотъемлемой чертой кредита и отличает кредит от других форм движения капитала. Возвратность связана с временным характером высвобождения средств кредиторами.
Срочность кредитования - необходимая форма достижения возвратности кредита. Принцип срочности означает, что кредит должен быть не просто возвращен, а возвращен в строго определенный срок.
Принцип обеспеченности кредита чаще всего понимается как материальная обеспеченность. Это означает, что ссуды обычно выдаются под конкретные материальные ценности, что гарантирует реальность возврата кредита. В современных условиях в качестве обеспечения кредита принимаются залоговые обязательства, гарантии и поручительства платежеспособных юридических и физических лиц, а также страховые полисы.
Платность означает, что каждый заемщик вносит определенную плату за право пользования ссудой. Реализация этого принципа на практике осуществляется главным образом через уплату банковского процента, который устанавливается в виде определенной доли от величины ссуженного капитала.
Порядок исчисления налога на прибыль торговых организаций на примере
Работа сделанна в 2004 году
Источники:
Следующие статьи:
- Налоговые льготы для некоммерческих организаций
- Классификация налоговых льгот Российской налоговой системе
Комментариев пока нет!