Применение налоговых льгот по налогу прибыль
Усовершенствован порядок применения льгот по налогу на прибыль
Изменения, внесенные Законом № 4453 в абзац в п. 17 и п. 21 подраздела 4 раздела XX Переходные положения Налогового кодекса, вступили в силу 1 апреля 2012 г.
Этими изменениями с целью применения унифицированных подходов к предоставлению льгот и их использованию плательщиками налога на прибыль предприятий установлено, что временно, сроком на 10 лет, начиная с 1 января 2011 г. освобождается от налогообложения прибыль, полученная от основной деятельности предприятий отрасли электроэнергетики (класс 40.11 группа 40 КВЭД ДК 009:2005), которые вырабатывают электрическую энергию исключительно из возобновляемых источников энергии.
Заметим, что до внесения Законом № 4453 вышеуказанных изменений в Налоговый кодекс освобождалась от налогообложения прибыль этих же предприятий, но полученная от продажи электрической энергии, выработанной из возобновляемых источников энергии. Это приводило к искажению экономической сути установленной Верховной Радой Украины налоговой льготы, поскольку она могла применяться не только производителями, но и предприятиями, осуществляющими продажу такой энергии.
Следовательно, начиная с 01.04.2012 г. льготами по налогообложению прибыли уже не могут воспользоваться предприятия отрасли электроэнергетики, которые наряду с возобновляемыми источниками для производства электрической энергии используют и другие стандартные источники.
Кроме того, Законом № 4453 внесены изменения в п. 21 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса, которыми определяется порядок применения пунктов 15 - 19 этого подраздела.
Прежде всего отметим, что этими положениями дана четкая формулировка понятия высвобожденных денежных средств.
В частности, установлено, что высвобожденные денежные средства - это суммы налога, которые в результате применения пунктов 15 - 19 этого подраздела не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении плательщика налога.
Вместе с тем предусмотрено, что эти денежные средства должны быть использованы по целевому назначению, а именно: направлены таким плательщиком налога на создание либо переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (предоставление услуг), внедрение новейших технологий, связанных с основной деятельностью такого плательщика налога, и/или возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по таким кредитам.
Новацией для плательщиков налога, подпадающих под действие пунктов 15 - 19 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса, является то, что изменениями, внесенными Законом № 4453 в п. 21 этого подраздела, таким плательщикам разрешено за счет высвобожденных денежных средств возвращать также кредиты, полученные до даты вступления в силу Налогового кодекса. При этом если плательщиком налога для погашения кредита, использованного на указанные цели, и уплаты процентов по нему получен кредит (кредиты) рефинансирования, то для целей этого пункта учитываются только суммы, уплачиваемые плательщиком по кредиту (кредитам) рефинансирования.
Конечно, вышеуказанные направления использования денежных средств, высвобожденных у плательщика налога от налогообложения, должны быть связаны исключительно с той деятельностью, прибыль (доход) от осуществления которой освобождается от налогообложения.
&diams Пример 1
Предприятие легкой промышленности (группа 19 КВЭД ДК 009:2005), в соответствии с абзацем б п. 17 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса пользующееся льготами в налогообложении прибыли, полученной от основной деятельности, решило провести переоснащение материально-технической базы общежития (реконструкцию здания, ремонт и т. п.), в котором проживают работники этого предприятия, за счет денежных средств, высвобожденных от налогообложения. В этом случае денежные средства, направленные на указанные цели, не будут иметь целевого использования, поскольку проведение указанных работ непосредственно не связано с хозяйственной деятельностью предприятия.
Заметим, что для целей налогообложения суммы высвобожденных денежных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих средств, в размере таких расходов.
Что касается установления порядка целевого использования сумм высвобожденных денежных средств, то, как и раньше, такие полномочия оставлены за Кабинетом Министров Украины.
Новацией является также то, что Законом № 4453 установлен предельный срок для использования высвобожденных денежных средств, составляющий 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого плательщик налога оставил эти средства в своем распоряжении.
При этом следует учитывать, что остаток высвобожденных и неиспользованных денежных средств рассчитывается по итогам каждого отчетного (налогового) периода, в которых плательщиком налога было получено освобождение от обложения налогом на прибыль.
&diams Пример 2
По итогам I квартала 2012 г. сумма денежных средств, высвобожденных от налогообложения, составляет 15 000 грн. по итогам полугодия - 5000 грн. за три квартала - 0 грн. за 2012 г. - 20 000 грн.
В данном случае 15 000 грн. необходимо использовать в течение 1095 дней, отсчет которых начинается с 01.04.2012 г. но по итогам полугодия 2012 г. (нарастающим итогом) сумма высвобожденных денежных средств будет составлять уже 5000 грн. однако срок отсчета использования этих средств остается с 01.04.2012 г.
По итогам трех кварталов сумма высвобожденных денежных средств составляет 0 грн. то есть все средства использованы. По итогам года - 20 000 грн. Срок отсчета предельного срока использования денежных средств, высвобожденных от налогообложения, по итогам 2012 г. начинается с 01.01.2013 г.
В случае если в течение указанного срока (1095 дней) денежные средства, высвобожденные от налогообложения, не будут использованы, то по окончании указанного периода плательщик налога обязан увеличить налоговые обязательства по налогу на прибыль по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных денежных средств, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с нормами Налогового кодекса.
Изменениями, внесенными Законом № 4453, для плательщиков налога, подпадающих под действие пунктов 15 - 19 подраздела 4 раздела XX Налогового кодекса, определен отдельный, отличный от общих правил, порядок определения курсовой разницы по сумме задолженности, выраженной в иностранной валюте.
Этим порядком установлено, что для указанной категории плательщиков налога определение курсовых разниц от пересчета задолженности (обязательства), выраженной в иностранной валюте, которая будет получена или уплачена в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквиваленте, возникающей по операциям, связанным с деятельностью, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения (в том числе с созданием и переоснащением материально-технической базы), осуществляется на сумму полного или частичного погашения задолженности (обязательства) на дату осуществления такого погашения. Финансовый результат, полученный в результате пересчета такой задолженности (обязательства), учитывается вместе с результатами деятельности плательщика налога, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения, в соответствии с п. 152.11 ст. 152 Налогового кодекса относительно ведения отдельного учета.
Это означает, что пересчет курсовых разниц такими плательщиками налога на дату баланса уже не производится.
Вместе с тем отметим, что суммы задолженности (обязательства), по которым определение курсовых разниц осуществляется на дату погашения, учитываемые как не погашенные по состоянию на 31.03.2012 г. подлежат пересчету на указанную дату по официальному курсу национальной валюты к иностранной валюте, действовавшему на день возникновения такой задолженности.
Раиса Болелая . начальник отдела разработки и анализа налогового законодательства по налогу на прибыль и налоговых платежей
Перечень использованных документов
Что такое налоговая льгота?
Что гласит НКУ
30.1. Налоговая льгота — предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований, определенных пунктом 30.2 настоящей статьи.
30.2. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
30.3. Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в течение всего срока ее действия.
30.4. Налогоплательщик вправе отказаться от использования налоговой льготы или приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено данным Кодексом. Налоговые льготы, не использованные налогоплательщиком, не могут быть перенесены на другие налоговые периоды, зачтены в счет будущих платежей из налогов и сборов или возмещены из бюджета.
30.5. Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно настоящим Кодексом, решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления, принятыми в соответствии с настоящим Кодексом.
30.6. Суммы налога и сбора, не уплаченные субъектом хозяйствования в бюджет в связи с получением налоговых льгот, учитываются таким субъектом — налогоплательщиком. Учет указанных средств ведется в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.
30.7. Контролирующие органы составляют сводную информацию о суммах налоговых льгот юридических лиц и физических лиц — предпринимателей и определяют потери доходов бюджета в результате предоставления налоговых льгот.
30.8. Контролирующие органы осуществляют контроль за правильностью предоставления и учета налоговых льгот, а также их целевым использованием, при наличии законодательного определения направлений использования (в отношении условных налоговых льгот) и своевременным возвратом средств, не уплаченных в бюджет в результате предоставления льготы, в случае ее предоставления на возвратной основе. Налоговые льготы, использованные не по назначению или несвоевременно возвращенные, возвращаются в соответствующий бюджет с начислением пени в размере 120 процентов годовых учетной ставки Национального банка Украины.
30.9. Налоговая льгота предоставляется путем:
а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора
б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора
в) установления сниженной ставки налога и сбора
г) освобождения от уплаты налога и сбора.
Ст. 30 НКУ
Какие льготы предусмотрены по налогу на прибыль?
Как ведут учет предприятия, прибыль которых освобождается от налогообложения?
Что гласит НКУ
Для категории 1 (см. схему 1)
. Плательщики налога, доход (прибыль) которых полностью и/или частично освобожден от обложения этим налогом, а также те, которые осуществляют деятельность, подлежащую патентованию, ведут отдельный учет дохода (прибыли), освобождаемого от налогообложения согласно нормам настоящего Кодекса, или дохода, полученного от деятельности, подлежащей патентованию. При этом:
в состав расходов таких налогоплательщиков, связанных с получением дохода (прибыли), который не освобождается от налогообложения, не включаются расходы, связанные с получением такого освобожденного дохода (прибыли)
сумма амортизационных отчислений, начисленных на основные средства, которые используются для получения такого освобожденного дохода (прибыли), не учитывается в расходах, связанных с получением дохода (прибыли), который не освобождается от налогообложения.
В случае если основные средства используются для получения освобожденного дохода (прибыли) и других доходов (прибылей), подлежащих налогообложению согласно настоящему разделу на общих основаниях, расходы налогоплательщика подлежат увеличению на долю общей суммы начисленных амортизационных отчислений, которая так относится к общей сумме начисленных амортизационных отчислений отчетного периода, как сумма доходов (прибылей), подлежащих налогообложению согласно настоящему разделу на общих основаниях, относится к общей сумме доходов (прибылей) с учетом освобожденных. Аналогично происходит распределение расходов, которые одновременно связаны как с деятельностью, доход (прибыль) от осуществления которой освобождается от налогообложения, так и с иной деятельностью.
Нормы настоящего пункта для налогоплательщиков, определенных пунктом 154.6 статьи 154 настоящего Кодекса, применяются с учетом следующего:
суммы денежных средств, не перечисленные в бюджет при применении ставки налога ноль процентов, направляются на перевооружение материально-технической базы, на возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним и/или пополнение собственных оборотных средств
суммы денежных средств, не перечисленные в бюджет при применении ставки налога ноль процентов, признаются доходами одновременно с признанием расходов, осуществленных за счет этих средств, в размере таких расходов.
В случае если суммы денежных средств, не перечисленных в бюджет при применении ставки налога ноль процентов, использованы не по целевому назначению, такие средства зачисляются в бюджет в первом квартале следующего отчетного года.
Положение настоящего пункта не распространяется на налогоплательщиков, определенных пунктами 154.8 и 154.9 статьи 154 настоящего Кодекса.
П. 152.11 ст. 152 «Порядок вычисления налога» НКУ
Для категории 2 (см. схему 1)
. 21. Пункты 15 — 19 настоящего подраздела применяются с учетом следующего:
суммы высвобожденных средств (суммы налога, которые в результате применения пунктов 15 — 19 настоящего подраздела не уплачиваются в бюджет и остаются в распоряжении налогоплательщика) направляются таким плательщиком на создание или переоснащение материально-технической базы, увеличение объема производства (оказания услуг), внедрение новейших технологий и/или возврат кредитов (в том числе полученных до дня вступления в силу настоящего Кодекса), использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним. При этом если налогоплательщиком для погашения кредита, использованного на указанные цели, и уплату процентов по нему получен кредит (кредиты) рефинансирования, то для целей настоящего пункта учитываются лишь суммы, уплачиваемые плательщиком по кредиту (кредитам) рефинансирования
указанные направления использования средств должны быть связаны с деятельностью налогоплательщика, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения
с целью налогообложения суммы высвобожденных средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих средств, в размере таких расходов
порядок целевого использования сумм высвобожденных средств устанавливается Кабинетом Министров Украины
в случае неиспользования на указанные в настоящем пункте цели сумм высвобожденных средств в течение 1095 дней с даты окончания периода, по результатам которого налогоплательщик оставил такие средства в своем распоряжении, налогоплательщик обязан увеличить налоговые обязательства по данному налогу по результатам налогового периода, в котором истекает предельный срок использования сумм высвобожденных средств, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с настоящим Кодексом.
Для налогоплательщиков, указанных в пунктах 15 — 19 настоящего подраздела, в течение действия соответствующего из этих пунктов определение курсовых разниц от перерасчета задолженности (обязательства), выраженной в иностранной валюте, которая будет получена или уплачена в фиксированной (или определенной) сумме денег или их эквивалента, возникающей по операциям, связанным с деятельностью, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения (в том числе с созданием и переоснащением материально-технической базы), осуществляется на сумму полного или частичного погашения задолженности (обязательства) на дату осуществления такого погашения. Финансовый результат, полученный в результате перерасчета такой задолженности (обязательства), учитывается вместе с результатами деятельности налогоплательщика, прибыль (доход) от которой освобождается от налогообложения, в соответствии с пунктом 152.11 статьи 152 настоящего Кодекса относительно ведения отдельного учета.
П. 21 подраздела 4 раздела XX НКУ
Документ. Отражение инвентаризационных расхождений в налоговом учете предприятия, пользующегося льготой по налогу на прибыль
Отражение инвентаризационных расхождений в налоговом учете
предприятия, пользующегося льготой по налогу на прибыль
ВОПРОС: Предприятие занимается исключительно производством на территории Украины книжной продукции - видом деятельности, льготируемым по налогу на прибыль согласно п/п. 7.13.7 Закона «О налогообложении прибыли предприятий».
Каким образом отражаются в его налоговом учете выявленные в процессе инвентаризации недостачи, пересортицы и излишки?
ОТВЕТ: Об общих правилах отражения в налоговом учете (по налогу на прибыль и НДС), выявленных при инвентаризациях недостач, мы недавно писали.
Однако в данном случае речь идет о предприятии, пользующемся льготой по налогу на прибыль. А это привносит в инвентаризационно-налоговую ситуацию некоторую пикантность. К тому же помимо недостач имеют место излишки и пересортица.
Напомним, что согласно п/п. 7.13.7 Закона О Прибыли от обложения налогом освобождается «прибыль издательств, издательских организаций, предприятий полиграфии, полученная ими от деятельности по изготовлению на территории Украины книжной продукции, кроме продукции эротического характера».
При этом освободившиеся в связи с применением данной льготы денежные средства направляются плательщиком налога на переоснащение издательско-полиграфической базы, разработку и внедрение новейших технологий, расширение производства книжной продукции в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины (соответствующий Порядок направления денежных средств, освобожденных в связи с предоставлением налоговых льгот, на переоснащение издательско-полиграфической базы, разработку и внедрение новейших технологий, расширение производства книжной продукции утвержден Постановлением КМУ от 15.10.2003 г. № 1643).
Заметим также, что отражение в налоговом учете итогов инвентаризации будет зависеть еще и от того, является ли данное предприятие плательщиком НДС, а если является, то распространяется ли на его книжную продукцию льгота, предусмотренная п/п. 5.1.2 Закона об НДС, согласно которому освобождаются от налогообложения операции по
«поставке (подписке) периодических изданий печатных средств массовой информации и книг, кроме изданий эротического характера, ученических тетрадей, учебников и учебных пособий Украинского производства, словарей Украинско-иностранного или иностранно-Украинского языка доставке таких периодических изданий печатных средств массовой информации на таможенной территории Украины».
Недостачи
Поскольку эта тема нами подробно изучена, то с нее и начнем. К тому же этот вид инвентаризационных отклонений плательщику-льготнику в налоговом учете мало чем грозит.
Специфика льготируемой по налогу на прибыль деятельности в данном случае состоит лишь в том, что суммы выявленных недостач (в том числе возникших в результате пересортицы) на расчеты с бюджетом по налогу на прибыль никак не повлияют.
Не повлияют они и на НДС, если предприятие-производитель не является плательщиком этого налога либо является, но пользуется льготой из п/п. 5.1.2 Закона об НДС и при этом не совершает облагаемых операций.
В то же время НДСные последствия могут иметь место, если предприятие - плательщик НДС входной НДС по недостающим ТМЦ ранее отражало в декларации в составе налогового кредита. При выявлении недостачи таких ТМЦ ему необходимо будет отсторнировать соответствующую сумму из состава налогового кредита. Причем не исключено, что сумма НДС по недостающим ТМЦ в свое время могла быть отражена в составе НК плательщика не полностью, а частично. Частичное отражение могло иметь место в том случае, если в периоде, в котором НК по этим ТМЦ заявлялся, сначала делался расчет доли использования таких ТМЦ в облагаемых и необлагаемых/льготируемых операциях.
Производиться такая сторнировка должна в НДС-ной декларации за отчетный период, в котором были выявлены недостачи. На наш взгляд, сторнируемую сумму следует отражать в НДСной декларации по корректировочной строке 16.4 «Другие случаи» со знаком «минус».
Корректировка именно в текущей декларации (а не путем представления уточняющего расчета за период, в котором отражался НК) и использование при этом именно строки 16.4, а не строки 16.1, предназначенной для самостоятельного исправления ошибок, обусловлены тем, что в данной ситуации речь следует вести не об ошибке, а о выявлении новых обстоятельств. При этом производить перерасчет доли использования в том периоде, когда НК по этим ТМЦ заявлялся впервые, и проводить в связи с этим еще одну корректировку НК не следует, поскольку затрагиваются операции по приобретению, а не по поставке.
Пересортица
Для целей отражения пересортицы в налоговом учете, по нашему мнению, тоже следует ориентироваться на нормативы, регулирующие вопросы проведения инвентаризаций и определяющие судьбу (в том числе бухучетную) инвентаризационных разниц. Это Инструкция по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов, утвержденная приказом Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 года № 69 (далее - Инструкция), и Положение об инвентаризации имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, передаваемого в аренду (возвращаемого после истечения срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденное Постановлением Кабинета Министров Украины от 2 марта 1993 года № 158, с изменениями (далее - Положение), к которому Инструкция в своем п. 10 отсылает для решения вопроса об урегулировании выявленных инвентаризацией расхождений.
Подпункт 11.12 Инструкции предусматривает, что
«взаимный зачет излишков и недостач вследствие пересортицы может быть допущен только в отношении товарно-материальных ценностей одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и [у] одного и того же проверяемого лица»*.
Если при «пересортичном» зачете недостач с излишками в итоге выйдет недостача, то она относится на виновников с предварительным списанием по нормам естественной убыли или без такового**. Если виновные не установлены (исчерпывающие объяснения невозможности отнесения недостачи на виновных должны быть приведены в протоколах инвентаризационной комиссии), недостачи ценностей сверх норм естественной убыли относятся в состав прочих расходов операционной деятельности.
Если же при «пересортичном» зачете излишек превысит недостачу, то сумма такого превышения согласно Инструкции относится на увеличение данных учета соответствующих материальных ценностей и прочих операционных доходов.
В отношении же налогового учета выявленных инвентаризациями пересортиц придется добавить негатива.
Дело в том, что некоторые (особо отъявленные) из налоговиков утверждают, что сворачивание при пересортице недостач с излишками, предусмотренное вышеупомянутыми нормативами для целей бухгалтерского учета, для целей учета налогового не допускается. Закон О Прибыли, мол, не дает плательщикам прямых оснований для применения соответствующих норм Инструкции и Положения, поэтому налоговые последствия пересортиц должны отражаться в развернутом виде. То есть отражение должно выглядеть как «двойной удар»: «пересортичные» излишки относятся на ВД, а недостачи - сторнируются из ВЗ.
Мы, однако, считаем такой подход незаконным, поскольку в случае выявления пересортиц необходимость сворачивания излишков с недостачами логично вытекает не только из упомянутых (предусмотренных Инструкцией и Положением) бгдучетных норм, но и из того факта, что плательщик (по крайней мере, в зачитываемой части), как правило, понес (или еще должен понести) расходы на приобретение таких запасов. И если плательщик с указанными проблемами столкнется, желательно подготовить доказательства (хотя бы косвенные) понесения таких расходов.
Возможность применения рассматриваемых нами норм Инструкции и Положения также и для налогового учета хорошо корреспондирует с требованиями п. 5.9 Закона О Прибыли, согласно которому для целей перерасчета плательщики используют бухучетные нормативы и данные бухгалтерского учета*** к тому же в этом пункте в отношении уценок/дооценок правила бухгалтерского учета вообще названы прямо.
Итак, мы считаем, что при пересортице для целей налога на прибыль налоговые последствия у плательщика-льготника могут возникнуть, только когда после сворачивания результатов пересортицы в итоге окажутся излишки.
Но прежде отметим, что, хотя сторнировка ВЗ при недостачах для целей налогообложения нашего льготника особого значения не имеет, в ситуации, когда
недостающее не «отсеклось» пунктом 5.9, а попало в ВЗ, это может повлиять на размер расчетного налога, то есть средств, освобожденных в результате применения льготы, которые согласно упомянутому Порядку, утвержденному Постановлением КМУ № 1643, должны аккумулироваться на отдельном счете и расходоваться на соответствующие цели.
То есть не исключено, что из-за инвентаризационных недостач придется доливать на этот отдельный счет какую-то сумму. (О возможных НДСных последствиях, когда по итогам сворачивания пересортицы образуются недостачи,- см. выше: в разделе «Недостачи».)
Излишки
А вот излишки могут непосредственно повлиять на налогообложение льготника. Причем как итогово-пересортичные, так и любые другие, поэтому поговорим о них в общем.
Тот факт, что у обычного плательщика налога на прибыль инвентаризационные излишки**** должны включаться в ВД и при этом не включаться в ВЗ, общепризнан и особо никем не оспаривается. На этот счет см. например, консультации из «Вестника налоговой службы Украины» № 10-11/2002 и № 39/2001, с. 30, а кроме того, постановление ВХС от 16.08.2001 г. по делу № 3/42.
В то же время из правила имеются исключения, и для целей отражения излишков в налоговом учете, на наш взгляд, следует также учитывать причины их образования (естественно, когда таковые представляется возможным определить). Подобную нефискальную позицию в этом вопросе в свое время занял и Госкомпредпринимательства, указавший в своем письме от 12.08.2004 г. № 5460, что излишки сырья (материалов), образовавшиеся в результате производственной деятельности и обнаруженные при инвентаризации плательщиком налога самостоятельно, не относятся к бесплатно предоставленным, поскольку расходы на их приобретение были понесены. Следовательно, они должны быть отнесены на увеличение данных учета соответствующих материальных ценностей с дальнейшей корректировкой доходов и затрат, а также прироста (убыли) запасов согласно п. 5.9 Закона О Прибыли.
Итак, по нашему мнению (которое созвучно с мнением Госкомпредпринимательства), если излишки образовались, например, вследствие неправильного (по завышенным нормам) списания ТМЦ, то следует вести речь об ошибке и не отражать валовой доход, а увеличить остатки на начало отчетного периода для целей перерасчета по п. 5.9, если исправление такой ошибки плательщик будет производить в текущей декларации. Если исправление будет производиться путем представления уточняющего расчета, то необходимо будет уменьшить ВЗ периода, за который представляется уточняющий расчет, и увеличить на ту же сумму ВЗ в текущей декларации (и, естественно, учесть эту сумму в остатках на конец данного периода для целей перерасчета согласно пункту 5.9, если они долежат до конца этого периода).
Заметим, что у обычного плательщика (не льготника) при таком исправлении может еще возникнуть необходимость уплаты 5%-ного штрафа, предусмотренного п. 17.2 Закона «О порядке погашения. ».
В данном случае, однако, мы имеем дело с предприятием, вообще в связи со льготой налог на прибыль не платящим.
Впрочем, при этом льгота по п/п. 7.13.7 освобождает от налогообложения только прибыль от определенного вида деятельности. Инвентаризационные излишки (если они возникли, в частности, не вследствие вышеупомянутого чрезмерного списания запасов), на наш взгляд, к прибыли от издательской деятельности отношения не имеют, поскольку относятся не к доходам от продажи товаров, упомянутых в п/п. 4.1.1 Закона О Прибыли, а, скорее, к «доходам из других источников», о которых речь идет в п/п. 4.1.6 (заметим, что перечень таких доходов в 4.1.6 не исчерпывающий).
А поэтому придется предприятию суммы таких излишков отразить в составе не подпадающих под льготу 7.13.7 доходов и обложить их налогом на прибыль по ставке 25%.
Если же предприятие-льготник сможет доказать, что наличие излишков было вызвано чрезмерным списанием запасов в предыдущих налоговых периодах, то оно может провести вышеупомянутые исправления в своей налоговой отчетности (без уплаты 5%-ного штрафа - если оно пользовалось льготой в тех периодах, когда произошло завышенное списание). Такое исправление может повлиять у льготника только на сумму высвобожденных в связи с применением льготы средств (в сторону уменьшения такой суммы) и не повлечь уплату налога на прибыль. Хотя админштраф за такое нарушение ведения налогового учета по статье 163-1 КУоАП***** (85-170 грн) отнюдь не исключен.
На НДСже сумма любых выявленных излишков никак не повлияет, разве что они обложатся при последующей их продаже (или того, что из них будет произведено), но это уже другая история.
____________________
* Кроме того, согласно данной норме органы государственного управления, к ведению которых относятся предприятия, вправе устанавливать порядок, когда такой зачет может быть допущен в отношении одной и той же группы товарно-материальных ценностей, если ценности, входящие в ее состав, похожи по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (при отпуске их без распаковки тары).
** Поскольку, как уже упоминалось, помимо п/п. 11.12 Инструкции здесь работают и нормы Положения.
Для полноты картины напомним также, что в п. 49 Положения предусмотрено, в частности, что убыль ценностей в пределах установленных норм естественного убыли списывается на затраты производства и обращения. Но применение норм убыли производится только при выявлении фактических недостач.
Кроме того, убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после покрытия недостач за счет излишков из пересортицы. Но если после зачета излишков из пересортицы все-таки проявилась недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только к ценностям, по которым установлена недостача.
*** Этот факт издавна подтверждался, например, в письмах налоговиков от 20.11.2003 г. № 9550/6/15-1116, от 31.03.2004 г. № 2417/6/15-1116 и Госкомпредпринимательства от 22.12.2003 г. № 7444.
**** Когда речь идет о пересортицах, имеем в виду итоговые излишки, то есть оставшиеся после сворачивания излишков с недостачами (см. выше).
***** Если уменьшение будет значительным, возможно, льготнику стоит вернуть какую-то часть средств со специального счета на текущий.
"Бухгалтер" № 19, май (III) 2010 г.
Порядок применения льгот по налогу на прибыль гостиницей
Письмо от 14.04.2011 г. №7234/6/15-0315 "О подтверждающих документах и порядке применения гостиницей льгот по налогу на прибыль".
ГНАУ предоставила разъяснение относительно подтверждающих документов и порядка применения гостиницей льгот по налогу на прибыль.
ГНАУ указывает, что предприятие может воспользоваться льготой по налогу на прибыль при наличии у него как у юрлица свидетельства о присвоении категории определенному объекту его туристической инфраструктуры (гостинице), утвержденного приказом Министерства культуры и туризма от 10.03.2010 г. №3.
В соответствии с пп. 7.13.12 Закона от 28.12.94 г. №334/94-ВР "О налогообложении прибыли предприятий", временно, на срок 10 лет, начиная с 01.01.2011 г. освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная ими от оказания гостиничных услуг в гостиницах категорий "пять звезд", "четыре звезды" и "три звезды" в случае, если такие гостиницы (в т. ч. нововыстроенные или реконструированные или в которых произведены капитальный ремонт либо реставрация существующих зданий и сооружений) были введены в эксплуатацию до 01.09.2012 г.
Согласно абз. "а" п. 17 подр. 4 р. XX "Переходные положения" НКУ временно, на срок 10 лет, начиная с 01.01.2011 г. освобождается от налогообложения прибыль СХД, полученная от оказания гостиничных услуг (гр. 55 КВЭД ДК 009:2005) в гостиницах категорий "пять звезд", "четыре звезды" и "три звезды", в т. ч. нововыстроенных или реконструированных или в которых произведены капитальный ремонт либо реставрация существующих зданий и сооружений.
Вместе с тем п. 21 подр. 4 р. XX НКУ установлено, что пункты 15 — 19 этого подраздела применяются с учетом следующего:
— суммы средств, высвобожденные от налогообложения, направляются предприятиями-налогоплательщиками на увеличение объемов производства (оказания услуг), переоснащение материально-технической базы, внедрение новейших технологий, связанных с основной деятельностью такого налогоплательщика, и/или возврат кредитов, использованных на указанные цели, и уплату процентов по ним
— в целях налогообложения суммы высвобожденных от налогообложения средств признаются доходами одновременно с признанием расходов, понесенных за счет этих средств, в размере таких расходов
— порядок целевого использования высвобожденных от налогообложения средств устанавливается КМУ
— в случае нарушения требований относительно целевого использования высвобожденных от налогообложения средств плательщик обязан увеличить НО по этому налогу по результатам налогового периода, на который приходится такое нарушение, а также уплатить пеню, в соответствии с НКУ.
Относительно порядка целевого использования средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением льгот по налогу на прибыль, в т. ч. для предприятий гостиничной инфраструктуры, ГНАУ указывает, что КМУ принято Постановление от 28.02.2011 г. №299 "Об утверждении Порядка использования средств, высвобожденных от налогообложения в связи с предоставлением в соответствии с пунктами 15, 17 — 19 подраздела 4 раздела XX "Переходные положения" Налогового кодекса Украины льгот по налогу на прибыль предприятий" (http://news.dtkt.com.ua ), которым следует руководствоваться при решении указанного вопроса.
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по уплате налога имущество юридических лиц
- Льготы по оплате налогов для участников боевых действий
Комментариев пока нет!