Налоговые льготы предприятиям владивосток
О налогообложении компаний МСП в свободном порте Владивосток
29 мая 2015 г.
Гуменюк Виталий - Член Президиума ОбщеРоссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РоссиИ»
В связи с созданием на территории Приморского края свободного порта Владивостока сейчас рассматривается вопрос о предоставлении резидентам этой территории каких-либо налоговых льгот. Уже разработан законопроект.
Считаю, что предприятиям малого бизнеса, которые будут работать на территории свободного порта Владивосток также должны предоставляться налоговые льготы. Для малых компаний может оказаться востребованным новый единый налог свободного порта Владивосток, предлагаемый разработчиками. По моему мнению, компания малого или среднего бизнеса-резидент свободного порта должна иметь выбор, какие налоги платить. Возможность применения либо общего режима с налоговыми льготами для инвестиций, либо единого налога свободного порта Владивосток, заменяющего налог на прибыть и НДС, по выбору налогоплательщика, будет способствовать наиболее ускоренному развитию бизнеса на территории свободного порта Владивосток.
Я считаю, что существующие региональные возможности привлечения инвестиций за счет снижения ставки региональной части налога на прибыль, а также налога на имущество явно недостаточны для создания благоприятных налоговых условий. В зависимости от структуры, масштаба бизнеса, объемов инвестиций для ряда предприятий более благоприятным будет применение общего режима с налоговыми льготами, для других - единого налога свободного порта Владивосток.
По моим оценкам, применение единого налога свободного порта Владивосток будет выгодно резидентам, представляющим отдельные сектора экономики (пищевая промышленность, лесопереработка, рыбопереработка), прежде всего относящимся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Опыт применения иных специальных налоговых режимов (упрощенная система налогообложения, единый налог на вмененный доход) показал их востребованность со стороны предпринимательского сообщества из-за простоты администрирования и отчетности.
Важным, на мой взгляд, является также установление нулевой ставки НДС для организаций - плательщиков ввозного НДС, приобретающих товарно-материальные ценности для последующей их реализации на экспорт, в том числе после переработки. Для этого считаю правильным предусмотреть в законопроекте вышеуказанные налоговые стимулы для привлечения инвестиций в территорию свободного порта Владивосток, в том числе возможность применения либо общего режима с налоговыми льготами, либо единого налога свободного порта Владивосток на добровольной основе по выбору налогоплательщика.
Для приморских рыбаков хотят ввести налоговые льготы
Модернизация рыбной отрасли требует обновления флота и поддержки рыбохозяйственных предприятий. Об этом Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский заявил в ходе заседания Администрации Приморского края.
Как доложил главе региона директор департамента рыбного хозяйства и водных биоресурсов Александр Передня, на сегодняшний день одна из ключевых проблем рыбной отрасли в регионе - устаревшие рыболовецкие суда.
Департамент рыбного хозяйства и водных биоресурсов подготовил проект изменений в закон &ldquoО налоге на имущество организаций&rdquo, предусматривающий инвестиционную льготу в виде налоговой ставки на первые пять лет – 0 процентов, на последующие пять лет – 0,5 процентов для судов, построенных не ранее 1 января 2015 года. Также мы предлагаем ввести ставку налога на имущество в размере 1,5 процентов для организаций рыбохозяйственного комплекса края, основные виды деятельности которых – вылов или переработка рыбы и морепродуктов, - сообщил он.
Владимир Миклушевский заявил, что инициатива снижения налоговой ставки правильная, такие изменения позволят вложить высвобождаемые денежные средства предприятий в реализацию долгосрочных инвестиционных проектов.
«Я готов рассмотреть возможность снижения налога на имущество, но необходимо все просчитать и убедиться, что проделанная работа приведет к ожидаемому результату. Эти средства могут пойти на строительство или приобретение новых рыбопромысловых судов. Это позволит создавать дополнительные рабочие места, обеспечивать сырьем береговые рыбоперерабатывающие производства », - резюмировал глава края.
Отметим, за 2014 год, согласно данным Приморскстата, в целом по рыбохозяйственному комплексу отгружено товаров собственного производства на сумму 36,5 миллиардов рублей – 103,4% к 2013 году в действующих ценах. Предприятия уплатили налогов, сборов, таможенных платежей в объеме 3,5 миллиардов рублей.
Налоговые льготы в ТОРах на Дальнем Востоке получили зеленый свет
Нулевые и пониженные ставки по налогам в пределах площадок опережающего развития начали действовать с 1 марта 2015 года
Владивосток, 2 марта, PrimaMedia. Налоговые преференции в рамках территорий опережающего социально-экономического развития(ТОР) на Дальнем Востоке стали доступны для инвесторов. С 1 марта 2015 года вступили в силу налоговые поправки к закону о ТОРах, дающие существенные налоговые льготы и преференции компаниям, зарегистрированным на площадках опережающего развития. РИА PrimaMedia напоминает, какие фискальные послабления для инвесторов ТОРов предусмотрены федеральным законом.
Подписанный Владимиром Путиным 31 декабря 2014 года Федеральный закон РФ №519-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" . как и полагается, вступил в действие 1 марта 2015 года, через 90 дней после опубликования. Теперь инвесторы, желающие работать на Российском Дальнем Востоке, смогут получить существенные налоговые льготы и преференции.
К примеру, инвесторы, создавшие свое предприятие в рамках ТОРа, после получения первой прибыли на пять лет освобождаются от уплаты налога на прибыль в федеральный бюджет(2%). А налог на прибыль в региональный бюджет в течение первых пяти лет для них не может превышать 5%(без льготы - 18% - ред.). В следующую пятилетку они будут платить местному бюджету налог на прибыль по ставке не менее 10%.
В документе устанавливается, что
налогоплательщик-резидент ТОР сможет применять эти ставки, если доходы от его деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на ТОР, составляют не менее 90% всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы.
Кроме того, юрлица, претендующие на налоговые льготы, должны быть зарегистрированы на территории опережающего социально-экономического развития и не могут иметь обособленных подразделений, расположенных за пределами ТОРа. Также организация не должна применять специальные налоговые режимы или являться некоммерческой организацией, банком, страховой организацией, негосударственным пенсионным фондом, профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией.
Закон также устанавливает понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов, направленных на добычу полезных ископаемых, и организаций-резидентов ТОР на 10 лет.
Также, резиденты ТОРов освобождаются от уплаты налога на имущество организаций. В результате совокупная налоговая нагрузка составит примерно 12,2 процента.
Стоит отметить, что
налоговые поправки предоставляют возможность резидентам ТОРов возмещать НДС в упрощенном заявительном порядке. Вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС им будет достаточно предоставить и договор поручительства управляющей компании.
От РИА PrimaMedia напомним, что правительственная подкомиссия по вопросам реализации инвестпроектов на Дальнем Востоке 12 февраля, отобрала первые три площадки под создание территорий опережающего развития. Одобрение получили два ТОРа в Хабаровском крае: ТОР "Хабаровск", рядом с которым расположено логистическое предприятие, и ТОР "Комсомольск-на-Амуре", где будет развиваться авиастроение.
Из пяти потенциальных ТОРов в Приморском крае одобрение получил пока только один - ТОР "Надеждинская", где планируется создание производственно-логистических комплексов, связанных с портами. Всего в рамках предварительного отбора рассматривалось более 400 проектов ТОР. Общий объемом частных инвестиций трех первых ТОРов запланирован в 50,28 млрд рублей. Необходимый объем бюджетных инвестиций на строительство объектов инфраструктуры - 6,2 млрд рублей и порядка 7 тысяч создаваемых рабочих мест.
Стоит отметить, что главными критериями отбора первых ТОРов были такие факторы как наличие подтвержденного спроса инвесторов на реализацию проектов на этой территории, высокая степень проработки вопросов инфраструктурного обеспечения, а также наличие "якорных" инвесторов. Об этом сообщал вице-премьер правительства РФ, полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев по итогам заседания правительственной подкомиссии 12 февраля.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Минвостокразвития прописывает правила игры агентам опережающего развития Дальнего Востока
Встать у руля ТОР "Надеждинская" в Приморье готовится московская структура Росимущества
Юрий Трутнев: Одно из главных условий отбора ТОРов в ДФО - несколько "якорных" инвесторов
Новые авторы
по оценке эффективности действия налоговых льгот по местным налогам, установленных Думой города Владивостока
за 2011 год.
В 2011 году на территории Владивостокского городского округа действовали следующие налоговые льготы, установленные Думой города Владивостока:
1) Пониженные ставки по земельному налогу:
- 0,2 процента в отношении земельных участков. занятых многоквартирными жилыми домами
- 0,7 процента в отношении земельных участков, занятых гаражно-строительными кооперативами и индивидуальными гаражами граждан, используемыми для хранения личного автотранспорта
- 0,6 процента в отношении земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, культуры, искусства, частных детских дошкольных учреждений, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2) Полное освобождение от уплаты земельного налога:
- предприятий, организаций и учреждений в отношении земельных участков под объектами строительства, находящихся в ведении Управления делами Президента Российской Федерации
- товариществ собственников жилья, жилищных, жилищно-строительных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, созданных в многоквартирных домах с целью удовлетворения потребностей граждан в жилье
- физических лиц - собственников жилых помещений в многоквартирном доме, в котором создано товарищество собственников жилья, жилищный, жилищно-строительный или иной специализированный потребительский, созданный в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, кооператив, являющиеся членами указанных товариществ и кооперативов
3) Частичное освобождение от уплаты земельного налога физических лиц установленных льготных категорий, обладающих земельными участками, используемыми под гаражи, в виде понижения ставки земельного налога 1,5 процента на 80 процентов
4) Уменьшение налоговой базы по земельному налогу на не облагаемую налогом сумму в размере 300000 (триста тысяч) рублей для физических лиц, являющихся
- Героями Советского Союза, Героями Российской Федерации, полными кавалерами ордена Славы, почетными гражданами города Владивостока
- инвалидами, имеющими I группу инвалидности, а также лицами, имеющими II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года
- инвалидами с детства
- ветеранами и инвалидами Великой Отечественной войны, а также ветеранами и инвалидами боевых действий
- физическими лицами, имеющими право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 01.01.2001 г. № 000-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС », в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» и в соответствии с Федеральным законом от 01.01.2001 г. «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»
- физическими лицами, принимавшими в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
- физическими лицами, получившими или перенесшими лучевую болезнь или ставшими инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
- пенсионерами.
5) Полное освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц следующих категорий граждан:
- детей-сирот
- детей, оставшихся без попечения родителей
- лиц в возрасте до 24 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В результате действия налоговых льгот бюджет города Владивостока недополучил 42556 тыс. рублей по местным налогам.
Оценка эффективности налоговых льгот, проведенная в соответствии с постановлением администрации города Владивостока «Об утверждении Порядка и методики оценки эффективности налоговых льгот и ставок по местным налогам», показала следующие результаты.
1. Ставка земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами установлена в размере 0,2% в целях снижения налогового бремени для физических лиц и повышение уровня жизни населения города. Льготой пользуются физические лица – собственники квартир в многоквартирном доме, организации, в отношении доли земельного участка, отнесенной к имуществу, принадлежащему организации в многоквартирном доме и организации в отношении многоквартирных домов, являющихся общежитиями. Повышение социальной защищенности населения города обеспечивает социальную эффективность данной льготы.
2. Ставка земельного налога 0,7% установлена в отношении земельных участков, занятых гаражно-строительными кооперативами и индивидуальными гаражами граждан, используемыми для хранения личного автотранспорта. Льготой пользуются физические лица и некоммерческие объединения граждан. Эффективность льготы оценивается показателем социальной защищенности населения города.
3. Ставка 0,6% в отношении земельных участков, занятых объектами физической культуры и спорта, культуры, искусства, частных детских дошкольных учреждений, не финансируемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлена в целях снижения налоговой нагрузки и развития организаций, деятельность которых способствует укреплению физического и духовного здоровья жителей города. В связи с тем, что применение ставки с 01.01.2011 года было установлено только в 2012 году муниципальным правовым актом № 000 от 01.01.2001 г. пониженной ставкой воспользовалась только одна организация - «Палестра» (Краевой Дом физкультурника).
-оздоровительная фирма «Палестра», применяя налоговую льготу, снизила налоговую нагрузку на 265,5 тыс. рублей. В результате организация сохранила рабочие места, увеличила заработную плату работникам. Кроме того, организация приобрела новый спортинвентарь и провела частичный ремонт здания .
На спортивных сооружениях «Палестра» проводятся спортивные мероприятия, реализуемые в рамках исполнения муниципальной целевой программы «Спортивный Владивосток». В 2011 году на площадках Краевого Дома физкультуры было проведено 21 мероприятие, в том числе открытый Чемпионат г. Владивостока среди девушек по самбо, открытый Чемпионат г. Владивостока среди девушек по вольной борьбе. Первенство Владивостока по кудо, открытый Кубок г. Владивостока по ушу, открытое Первенство г. Владивостока по фехтованию, Кубок г. Владивостока по тхэквондо. Первый этап Спартакиады учащихся по вольной борьбе и др.
В рамках реализации благотворительных и социальных программ в Краевом Доме физкультурника по выходным дням в оздоровительных группах бесплатно занимается почти 60 пенсионеров. Большой зал спорткомплекса на безвозмездной основе в 2011 году предоставлялся для проведения Первенства г. Владивостока по баскетболу. для проведения Турнира по греко-римской борьбе «Кубок у моря».
Другие организации в 2011 году не воспользовались пониженной ставкой 0,6%. в связи с тем, что ставка введена по окончанию налогового периода и установленных сроков сдачи налоговых деклараций.
Эффективность пониженной ставки 0,6% выражается через социальную значимость деятельности налогоплательщика. использовавшего льготу и положительное влияние на его хозяйственную деятельность.
4. Льгота в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставлена предприятиям, организациям и учреждениям в отношении земельных участков под объектами строительства, находящимися в ведении Управления делами Президента Российской Федерации. Организацией, находящейся в ведении Управления делами Президента РФ и действующей на территории г. Владивостока является ». Дирекция является заказчиком-застройщиком научно-образовательного комплекса «Приморский океанариум». В 2011 году льгота по земельному налогу не применялась, так как земельные участки под строительство океанариума на о. Русском и в бухте Патрокл предоставлены Дирекции на праве аренды.
Вместе с тем строительство океанариума в году будет продолжаться. Дирекция дополнительно оформляет в собственность два земельных участка на о. Русском, общей площадью 19 855 м2, для строительства специализированного парка (адаптационного корпуса), входящего в НОК «Приморский океанариум».
Действие льготы целесообразно сохранить с целью оказания поддержки строительства широкомасштабных и уникальных объектов, имеющих большое значение для города.
5. Полным освобождением от уплаты земельного налога в 2011 году пользовались товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные кооперативы и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в многоквартирных домах с целью удовлетворения потребностей граждан в жилье и физические лица - собственники жилых помещений в многоквартирном доме, являющиеся членами указанных товариществ и кооперативов. Льгота была предоставлена в целях ускорения прохождения жилищной реформы, стимулирования объединения граждан для управления многоквартирными домами и привлечения средств фонда реформирования жилищно-коммунального хозяйства для проведения капитального ремонта домов.
В результате за период действия льготы в городе создано 340 ТСЖ, ЖСК и др. специализированных кооперативов, в том числе за 2011 год – 32.
По состоянию на 01.01.2008 г. по городу Владивостоку было зарегистрировано 278 ТСЖ, по состоянию на 01.01.2012 гТСЖ.
Одновременно создание в городе ТСЖ способствовало получению финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и реализации администрацией города Владивостока программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.
За период с 2008 по 2011 год капитальный ремонт проведен в 340 многоквартирных домах, из них в 2011 году – 7. Общая стоимость работ составила 1 522,8 млн. руб. в том числе в 2011 году 66,6 млн. руб. Фондом содействия жилищно-коммунальному хозяйству профинансированы работы на 84,9% в размере 1 522,8 млн. рублей, в том числе в 2011 году средства Фонда составили 35,9 млн. руб. (53,9%).
Действие льготы закончилось 01.01.2012 года. Цели, запланированные при предоставлении льготы, достигнуты.
6. Социально-незащищенным категориям граждан, обладающим земельными участками, используемыми под гаражи, предоставлена льгота в виде понижения ставки земельного налога на 80 процентов. В 2011 году физические лица льготой не воспользовались, в связи с отсутствием у граждан оформленных документов. Действие льготы направлено на повышение социальной защищенности населения города и стимулирование оформления земельных участков в личную собственность владельцев гаражей.
7. Для поддержки социально-незащищенных слоев населения установлено, что льготным категориям физических лиц налоговая база по земельному налогу уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 300000 (триста тысяч) рублей. Повышение социальной защищенности населения города обеспечивает социальную эффективность данной льготы.
8. От уплаты налога на имущество физических лиц в полном объеме освобождены дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица в возрасте до 24 лет из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Эффективность льготы оценивается показателем социальная защищенность населения города.
На основании вышеизложенного, учитывая высокую социальную эффективность предоставленных налоговых льгот, а также незначительный их объем в налоговых доходах бюджета города Владивостока (0,7%). действующие налоговые льготы целесообразно сохранить.
ЛЬГОТЫ
ЛЬГОТЫ преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Такие преимущества имеют форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые льготы) и от внесения других обязательных платежей (напр. бесплатный проезд в общественном транспорте), а также освобождение от выполнения общих для всех обязанностей или облегчение условий их выполнения (экзаменов, платы за обучение ), или форму дополнительных выплат (повышенные стипендии, пенсии, пособия).
См. также в других словарях:
ЛЬГОТЫ — преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Чаще всего такие преимущества имеют форму полного или частичного освобождения от уплаты налогов (налоговые … Экономический словарь
Льготы — преимущества, дополнительные права в виде полного или частичного освобождения от уплаты налогов, других обязательных платежей или в виде дополнительных выплат. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов
льготы — услуги, привилегии, налоговые уступки Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
льготы — услуги - [http://slovarionline.ru/anglo russkiy slovar neftegazovoy promyishlennosti/] Тематики нефтегазовая промышленность Синонимы услуги EN benefit … Справочник технического переводчика
Льготы — Льгота скидка, предоставление преимуществ кому либо, полное или частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей, или облегчение условий их выполнения. Виды льгот налоговые льготы (по налогам и сборам) таможенные льготы … Википедия
Льготы — составная часть специализированного правового статуса гражданина. Выражаются они в предоставлении каких либо преимуществ. По своей правовой природе льгота это либо дополнительные права по сравнению с другими субъектами, либо освобождение от … Теория государства и права в схемах и определениях
льготы — отменить льготы • существование / создание, прерывание предоставляются льготы • обладание, пассив на ся, перемещение / передача … Глагольной сочетаемости непредметных имён
льготы — • значительные льготы … Словарь русской идиоматики
ЛЬГОТЫ — предоставление кому либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например, налоговые льготы … Большой бухгалтерский словарь
ЛЬГОТЫ — предоставление кому либо преимуществ, частичное освобождение от выполнения установленных правил, обязанностей или облегчение условий их выполнения, например, налоговые льготы … Большой экономический словарь
Налоговые льготы получат предприятия за участие в дуальной системе обучения
В студии "Профессионального разговора"
Вопросы совершенствования системы профессионально-технического образования в Казахстане были обсуждены в эфире программы “Профессиональный разговор” Жаннат Ертлесовой с министром образования и науки РК Асланом Саринжиповым, передает Tengrinews.kz .
По словам Аслана Саринжипова, системно решить вопросы совершенствования профессионально-технического образования можно путем внедрения дуального обучения и привлечения работодателей к управлению техническими колледжами. Как рассказал гость программы, министерством разработан комплекс мер, позволяющий “приблизить” работодателей к системе подготовки профессиональных кадров.
“В сентябре мы заходим с поправками в законодательство, где предусмотрели налоговое стимулирование предприятий для участия в дуальной системе образования и организации обучения на предприятии”, - подчеркнул Аслан Саринжипов.
“Необходима система стимулирования бизнеса вкладывать деньги в образование. Например, в Германии, где развито дуальное образование, 70 процентов всех затрат на профессионально-техническое образование несут частные компании, у нас же 90 процентов всех затрат несет государство”, - отметил гость. Министр образования и науки РК Аслан Саринжипов напомнил, что министерством совместно с Национальной палатой предпринимателей РК разработана Дорожная карта внедрения дуального обучения.
Подробнее об анализе и контроле со стороны государства вопросов подготовки рабочих кадров и системы профориентации среди школьников смотрите и слушайте сегодня в программе "Профессиональный разговор" Жаннат Ертлесовой с министром образования и науки РК Асланом Саринжиповым в 20:30 на телеканале СТВ.
Статья: Налоговые льготы для образовательных учреждений (Финансовая газета. Региональный выпуск, 2004, N 27)
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 27, 2004
НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
В соответствии с п.3 ст.40 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.1996 N 12-ФЗ с изменениями на 05.03.2004) образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений, освобождаются от уплаты всех видов налогов, в том числе платы за землю. При этом согласно ст.46 Закона "Об образовании" к непредпринимательской деятельности относятся: оказание населению, предприятиям, учреждениям и организациям платных дополнительных образовательных услуг, не предусмотренных соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами, и вся платная образовательная деятельность негосударственных образовательных учреждений (включая обучение в пределах государственных образовательных стандартов), если получаемый от нее доход полностью идет на возмещение затрат на обеспечение образовательного процесса (в том числе на заработную плату), его развитие и совершенствование в данном образовательном учреждении. В Законе "Об образовании" дается определение предпринимательской деятельности: это деятельность образовательных учреждений по реализации предусмотренных их уставами производимой продукции, работ и услуг, получаемый доход от которой не реинвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (в том числе на заработную плату) в данном образовательном учреждении.
Статья 40 Закона "Об образовании" предусматривает наличие и иных налоговых льгот. В п.п.4 - 6 данной статьи говорится о том, что в целях привлечения инвестиций в систему образования государство предусматривает специальную систему налоговых льгот предприятиям, учреждениям и организациям независимо от их организационно-правовых форм, а также физическим лицам, в том числе иностранным гражданам, вкладывающим свои средства, в том числе в натуральной форме, в развитие системы образования Российской Федерации.
Характер, размеры и порядок предоставления таких льгот определяются законодательством Российской Федерации. Государство предусматривает льготы по налогообложению недвижимости собственникам, сдающим имущество в аренду образовательным учреждениям. Продукция организаций, реализуемая образовательным учреждениям, при исчислении налогов приравнивается к товарам народного потребления. Родителям (законным представителям), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются дополнительные денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении, определяемых государственными (в том числе ведомственными) и местными нормативами финансирования. Выплаты производятся за счет средств учредителей государственных или муниципальных образовательных учреждений соответствующих типов и видов до получения ребенком среднего (полного) общего или начального профессионального образования либо до достижения им возраста, определенного законодательством Российской Федерации в качестве предельного для выплат социального пособия на детей. Сумма указанных выплат не включается в облагаемый налогом на доходы физических лиц доход граждан.
Однако многие образовательные учреждения фактически применять налоговые льготы, установленные Законом "Об образовании", не могут. Дело в том, что большинство этих льгот не установлены законодательством о налогах и сборах, в частности НК РФ. Соответственно не определены размеры льгот и порядок их применения. Единственной реальной льготой, закрепленной в Законе "Об образовании", является льгота, освобождающая все образовательные учреждения от уплаты любых налогов в отношении непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений. Однако право на применение и этой льготы не раз оспаривалось налоговыми органами (Письмо МНС России от 31.07.2001 N ВГ-6-03/592@ "По вопросу предоставления льгот по налогам образовательным учреждениям" (с изм. и доп. от 21.10.2002).
По мнению налоговых органов, в Законе "Об образовании" речь идет о предоставлении образовательным учреждения налоговых льгот. В то же время согласно ст.56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. В соответствии с п.1 ст.1 НК РФ законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. При этом ст.2 НК РФ установлено, что законодательство о налогах и сборах, в том числе федеральные законы о налогах и сборах, регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам и сборам, указанных в Законе "Об образовании", законодательством о налогах и сборах не предусмотрено.
Таким образом, предоставление образовательным учреждениям льгот по налогам возможно только после внесения соответствующих изменений в законы и иные нормативные акты, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.
Однако арбитражные суды при рассмотрении споров, связанных с применением налоговой льготы, содержащейся в Законе "Об образовании", исходят из того, что налоговые льготы применяются независимо от того, в какой закон включена такая норма, а решение вопроса о том месте, куда включена та или иная правовая норма, находится в компетенции законодателя, а не суда. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в Постановлении от 06.02.2004 N А19-13814/03-5-Ф02-161/04-С3 указал, что правовая норма Закона "Об образовании", освобождающая образовательные учреждения от налогообложения, устанавливает налоговые льготы, регулирует налоговые правоотношения, следовательно, входит в систему налогового законодательства и подлежит применению в отношении конкретных налогов до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ.
Налоговые органы пришли тогда к решению впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ руководствоваться правовой нормой, закрепленной в п.3 ст.40 Закона "Об образовании", предусматривающей освобождение образовательных учреждений от уплаты всех видов налогов, за исключением налогов, введенных частью второй НК РФ, в части осуществляемой непредпринимательской деятельности, предусмотренной уставом этих образовательных учреждений.
Согласно п.15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" впредь до введения в действие соответствующих глав части второй НК РФ судам рекомендовано применять принятые в установленном порядке нормы закона, касающиеся налоговых льгот, независимо от того, в какой законодательный акт они включены: связанный или не связанный в целом с вопросами налогообложения.
Таким образом, если налоговая льгота по конкретному налогу не предусмотрена соответствующей главой НК РФ, которая уже вступила в силу, образовательное учреждение должно уплачивать этот налог на общих основаниях. Проблема заключается в том, что по своей сути Закон "Об образовании" освобождает образовательные учреждения от уплаты налогов в части их основной (некоммерческой) деятельности. А сейчас все федеральные и некоторые региональные налоги взимаются в соответствии с уже действующими главами части второй НК РФ. В этих главах льготное налогообложение образовательных учреждений если и предусмотрено, то в крайне незначительной степени. Мы рассмотрим вопрос о том, какие налоговые льготы для образовательных учреждений предусмотрены главами части второй НК РФ.
Единый социальный налог
В соответствии со ст.239 НК РФ от уплаты единого социального налога освобождаются организации любых организационно-правовых форм с сумм выплат и иных вознаграждений, не превышающих в течение налогового периода 100 000 руб. на каждого отдельного работника, учреждения, созданные для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов. Данные льготы не распространяются на налогоплательщиков, занимающихся производством и (или) реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а также иных товаров в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению общеРоссийских общественных организаций инвалидов Российские фонды поддержки образования и науки - с сумм выплат гражданам Российской Федерации в виде грантов (безвозмездной помощи), предоставляемых учителям, преподавателям, школьникам, студентам и (или) аспирантам государственных и (или) муниципальных образовательных учреждений.
Налог на добавленную стоимость
В пп.14 п.2 ст.149 НК РФ установлено, что не облагаются НДС услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными учреждениями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, в том числе учебно-производственными мастерскими, в рамках основного и дополнительного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению независимо от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
При применении пп.14 п.2 ст.149 НК РФ следует иметь в виду, что под некоммерческим образовательным учреждением понимается государственное (или муниципальное), а также негосударственное образовательное учреждение, созданное в организационно-правовых формах, предусмотренных гражданским законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций, и осуществляющее образовательную деятельность при наличии лицензии на право ее ведения.
При оказании указанными некоммерческими образовательными учреждениями услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса освобождение от уплаты налога предоставляется независимо от того, на какие цели направлен доход, полученный за оказание этих услуг.
При оказании услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса иными образовательными организациями, в том числе созданными в виде обособленных или структурных подразделений организаций, не являющихся некоммерческими, или индивидуальными предпринимателями освобождение от уплаты налога не предоставляется.
Если некоммерческая организация осуществляет несколько видов деятельности, одним из которых является образовательная деятельность, то освобождение от налога услуг в сфере образования по проведению учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса, оказанных этой некоммерческой организацией, осуществляется при наличии лицензии на право ведения образовательной деятельности и при выполнении условий, предусмотренных п.4 данной статьи. Этот порядок освобождения от уплаты налога распространяется на некоммерческие организации, имеющие обособленные или структурные подразделения, созданные для целей проведения образовательного процесса.
Услуги некоммерческих образовательных учреждений по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.
При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества либо имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями - некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные учреждения независимо от того, куда перечисляет арендатор указанную арендую плату - на счет балансодержателя имущества (некоммерческого образовательного учреждения), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.
При оказании услуг некоммерческими образовательными учреждениями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями - некоммерческими образовательными учреждениями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок определения налоговой базы и уплаты налога в бюджет, указанный в п.3 ст.161 гл.21 НК РФ.
Налог на прибыль организаций
В соответствии с пп.22 п.1 ст.251 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на ведение уставной деятельности.
Налог на имущество организаций
Согласно п.7 ст.381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются:
организации в отношении объектов социально-культурной сферы, используемых ими для нужд культуры и искусства, образования, физической культуры и спорта, здравоохранения и социального обеспечения
имущество государственных научных центров (согласно Федеральному закону от 11.11.2003 N 139-ФЗ это положение утрачивает силу с 1 января 2006 г.)
научные организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, Российской академии художеств - в отношении имущества, используемого ими в целях научной (научно-исследовательской) деятельности.
Кроме того, образовательные учреждения могут применять льготу по земельному налогу. Так, в соответствии с п.11 ст.12 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" от уплаты земельного налога полностью освобождаются высшие учебные заведения, научно-исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно-исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.
Л.Сомов
ЗАО "Аудиторская фирма "Уральский союз"
Утверждена УМС Одобрена на заседании
Председатель Зав. кафедрой
Программа дисциплины
Налоговое планирование
специальность «финансы и кредит»
(третья ступень высшего
Москва, 2001 г.
I . Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента).
II . Пояснительная записка ·
Автор программы: Кандидат экономических наук, доцент Степина Антонина Федоровна
Требования к студентам:
Студент должен знать сущность налогов и основные принципы налогообложения, основы налогового законодательства Российской Федерации. виды взимаемых налогов, их основные элементы и методику их исчисления. Должен уметь сформировать цену с учетом косвенных налогов, рассчитывать налоги: НДС, акцизы, налог на прибыль и другие.
Аннотация:
Дисциплина «Налоговое планирование» является продолжением курса «Налоговая система России», углубляет знания студентов в области налогообложения предприятий с учетом особенностей различных сфер бизнеса, обучает методике расчета налогов применительно к разным ситуациям производственной деятельности предприятия (разные формы заключения сделок, наличие филиалов и структурных подразделений, т. п.).
Дисциплина является составной частью при подготовке специалистов 3 ступени высшего профессионального образования в области финансового менеджмента.
Приемы и методы налогового планирования применительно к разным сферам бизнеса позволят будущим специалистам использовать полученные знания для оценки влияния налоговых последствий на эффективность всего бизнеса и отдельных его проектов.
Программа курса предусматривает лекции, практические занятия и выполнение индивидуального домашнего задания по расчету основных налогов предприятия. Анализ проведенных расчетов позволит студенту сделать вывод о влиянии тех или иных факторов данного бизнеса на налоговые последствия и эффективность бизнеса в целом.
Студенты самостоятельно осваивают материалы по рекомендуемым темам, готовятся к практическим занятиям, выполняют домашнее задание и анализируют данные расчетов.
Учебная задача дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен:
- Знать, что включается в теории и практике в понятие «налоговое планирование», какие факторы влияют на налоговую нагрузку предприятия, отдельных направлений бизнеса, в чем особенности налогового планирования предприятий – нерезидентов.
- Уметь составлять налоговое поле для выбранного направления бизнеса, рассчитывать налоги применительно к выбранному направлению, составлять налоговую учетную политику предприятия с целью оптимизации налоговых платежей.
- Иметь представление о механизме действия международного регулирования избежания двойного налогообложения, оптимизации налогов через оффшорный бизнес.
- Обладать навыками расчетов налоговой нагрузки применительно к бизнес-плану предприятия в целом и его отдельных инвестиционных проектов.
Формы контроля:
- промежуточный контроль – защита домашнего задания
- итоговый контроль – письменный экзамен
- итоговая оценка складывается следующим образом:
- контрольная работа 10 бал.
- домашнее задание 20 бал.
- Экзамен 70 бал.
Промежуточный контроль складывается следующим образом:
оценка представленных расчетов – до 10 балл.
оценка аналитической части расчетов с пояснениями студента – до 10 балл.
Результирующая оценка складывается следующим образом. При общей сумме баллов свыше 85 баллов – отлично, свыше 75 баллов – хорошо, свыше 65 – удовлетворительно.
III . Содержание программы.
Тема 1. Задачи и цели налогового планирования.
Постановка цели налогового планирования. Правильное исчисление налогов и своевременная их уплата как первоочередная цель налогового планирования
План по налогам как составляющая часть общего плана фирмы. Недостатки сложившейся системы планирования деятельности фирмы и их влияние на разработку плана по налогам. Основные налоговые платежи, требующие планирования.
Оптимизация налоговых платежей, возможности ее достижения. Распределение налогового бремени между потребителями и производителями . С умма экономии за счет оптимизации налогообложения. Выбор наилучших вариантов налогового планирования.
Минимизация налоговых платежей, легальные способы. Возможность оптимизации налоговых платежей. Эффективность данного процесса. Налоговое бремя и необходимость налогового планирования.
Изменение совокупной налоговой нагрузки организации при изменении таких производственных факторов, как структура расходов организации, показатели фондовооруженности (обеспеченности производства основными средствами), оборачиваемости производственных запасов, обеспеченности собственными оборотными средствами.
Тема 2. Процесс и методы налогового планирования.
Изыскание путей достижения поставленных целей налогового планирования.
Метод прямого счета. Ситуационный метод. Метод микро-балансов. Метод предварительной налоговой экспертизы новых проектов и важнейших налоговых решений. Метод вариационно - сравнительного анализа новых проектов и деятельности предприятия в целом.
Текущий финансовый контроль за налоговыми платежами.
Тема 3. Налоговый учет и учетная политика предприятия как основа налогового планирования.
Понятие налогового учета. Документы, обеспечивающие налоговый учет. Регистры налогового учета. Взаимодействие между налоговым и бухгалтерским учетом .
Учетная налоговая политика. Элементы налоговой политики фирмы, их раскрытие.
Признание выручки от реализации продукции, работ, услуг для целей налогообложения НДС, налога с продаж, акцизов, налога на прибыль.
Формирование издержек в целях налогообложения прибыли.
Тема 4. Налоговые льготы как важнейший элемент налогового планирования.
Льготы по налогам, их экономическая сущность и влияние на эффективность и конкурентоспособность бизнеса. Налоговая политика государства по вопросу применения льгот в налоговом законодательстве.
Классификация льгот, предоставляемых налоговым законодательством. Права субъектов РФ предоставлять льготы отдельным категориям налогоплательщиков.
Основные виды льгот по косвенным (НДС и налог с продаж) и прямым налогам (налог на прибыль). Инвестиционная льгота.
Льготы московского законодательства.
Тема 5. Форма организации бизнеса и налоговое планирование.
Характеристика организации бизнеса с точки зрения налогового планирования: крупные компании, компании, имеющие структурные подразделения, малый бизнес.
Малый бизнес, формы его организации. Общая схема налогообложения малого бизнеса.
Налогообложение малых предприятий, перешедших на упрощенную систему уплаты налогов. Основные параметры деятельности малых предприятий, влияющих на выбор системы налогообложения малых предприятий (структура затрат и доходность бизнеса).
Единый налог на вмененный доход.
Налогообложение индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Тема 6. Основы международного налогового права
Международные принципы учета налогоплательщиков: принцип территориальности, принцип резиденства, особенности их признания.
Налоги с иностранных юридических лиц (ИЮЛ ), осуществляющих свою деятельность на территории РФ. Признание ИЮЛ налогоплательщиком, поставка на учет в налоговых органах.
Налог на прибыль ИЮЛ от деятельности в РФ через постоянное представительство, порядок исчисления и уплаты налога на прибыль.
Налог на доходы ИЮЛ, не связанные с деятельностью через постоянное представительство. Виды облагаемых доходов и ставки налогообложения.
Особенности уплаты ИЮЛ НДС.
Налог на имущество ИЮЛ. Оценка имущества, ставки налога, льготы, порядок и сроки уплаты.
Соглашения об избежании двойного налогообложения, основные их элементы. Процедуры применения Соглашений в целях избежания двойного налогообложения.
Тема 7. Свободные экономические зоны как механизм налогового планирования.
Характеристика свободной экономической зоны. Классификация СЭЗ, действующих в мировой экономике. Государственное регулирование налогообложения в свободных экономических зонах.
IV. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:
1. Литература:
Базовый учебник
Отсутствует в принципе, а не только в библиотеке ВШЭ.
1. Налоговый Кодекс РФ, часть 2, гл.21,22,23,24,25,26
2. Налоговый Кодекс России в схемах, часть 2. М. КОНСЭКО Пресс, 2001
( в библиотеку передано как дар150 экз.)
Основная
1. Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации, части 2. Под редакцией А. В. Брызгалина А. В. и А. Н. Головкина. Центр «Налоги и финансовое право ». «Аналитика-Пресс», 2001 г.
Дополнительная
1. Д. Мельник «Налоговый менеджмент», М. 2000 г.
2. Методы налоговой оптимизации. М, «Аналитика-Пресс», 2000 г.
3. В. Я. Кожинов «Налоговое планирование». Рекомендации бухгалтеру. М. 2000 г.
2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:
- тематика контрольных работ – тесты по основным темам курса (см отдельно)
- вопросы для оценки качества освоения дисциплины
3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:
Методические рекомендации (материалы) преподавателю могут оформляться в виде приложения к программе дисциплины и должны указывать на средства и методы обучения, применение которых для освоения тех или иных тем наиболее эффективно.
4. Методические указания студентам:
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!