Налоговые льготы юридическим лицам благотворителям
Предлагают налоговые льготы для благотворителей. Но не для всех
Группа депутатов Государственной Думы разработала законопроект, предлагающий предоставить налоговые льготы гражданам и юридическим лицам, осуществляющим благотворительную деятельность. Инициативу депутатов приветствуют эксперты, но обращают внимание, что благотворительный сектор гораздо шире, чем тот, который представлен в законопроекте.
Законопроект вносит изменения во вторую часть Налогового кодекса РФ в связи с принятием Федерального закона О меценатской деятельности. Среди авторов законопроекта - Станислав Говорухин, Иосиф Кобзон, Елена Драпеко, Мария Максакова-Игенбергс, Гаджимет Сафаралиев и др.
Депутаты предлагают включить в Налоговый кодекс РФ нормы, стимулирующие осуществление благотворительной деятельности граждан и юридических лиц. Изменения касаются налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций.
Так, по налогу на доходы физических лиц предлагается увеличить максимальный размер социального вычета, который предоставляется налогоплательщику в размере фактически произведенных им расходов на пожертвования, с 25% до 50% суммы дохода, полученного в налоговом периоде и подлежащего налогообложению, а в отношении пожертвований на формирование или пополнение целевого капитала в целях использования в сфере культуры и искусства - до 75% суммы дохода, говорится в законопроекте.
Также предлагается распространить право налогоплательщика на получение социального вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований, на доходы от долевого участия (дивиденды).
Кроме того, предлагается включить в Налоговый кодекс РФ норму, которая предусматривает, что налогоплательщики, осуществлявшие в налоговом периоде передачу имущества организациям культуры и искусства, включая денежные средства и имущественные права, в рамках благотворительной деятельности, смогут уменьшить исчисленную по итогам налогового периода налогооблагаемую базу по налогу на прибыль организации на сумму произведенных расходов (но не более 5 млн рублей за налоговый период без учета авансовых платежей, в котором были произведены такие расходы).
Инициативу депутатов предоставить налоговые льготы меценатам эксперты оценивают положительно и ждут дальнейших шагов законодателей и общественности по стимулированию благотворительной деятельности.
Оксана Орачева, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина, председатель совета Некоммерческого партнерства Форум Доноров
Сам факт, что депутаты Государственной Думы обратились к такой теме - это позитивный знак: в среде законодателей появляется понимание необходимости поддержки благотворительной сферы через систему налогового стимулирования.
Внесенный законопроект в случае его принятия позволит наполнить новым содержанием уже принятый закон о меценатстве и может стать новым шагом на пути развития благотворительности в России.
В этой связи стоит отметить несколько аспектов, значимых для всего третьего сектора. Во-первых, речь идет о стимулировании как граждан-меценатов, так и юридических лиц, которые сегодня активно поддерживают сферу культуры и искусства. Недавно это обсуждалось на форуме Государство и гражданское общество: сотрудничество во имя развития на круглом столе по социальным инвестициям в НКО. Его участники включили в число рекомендаций именно систему налогового стимулирования благотворительной деятельности бизнеса.
Второй момент - депутаты обратили внимание на такую важную тему, как развитие фондов целевого капитала в сфере культуры и искусства. К сожалению, в этой области еще не так много эндаумент-фондов, и поэтому поддержка со стороны государства очень важна. Недостатки законопроекта, думаю, обсуждать пока рано - он только что внесен в Госдуму, и еще будет шанс внести предложения по уточнению конкретных статей и формулировок.
Алла Самолетова, руководитель аппарата ректора Европейского университета в Санкт-Петербурге, председатель Комитета по взаимодействию с государством и усовершенствованию законодательства в области целевого капитала НП Форум Доноров
Крайне радует тот факт, что в отношении физических лиц увеличен максимальный размер социального вычета по НДФЛ. Особенно это релевантно для формирования и пополнения целевого капитала, потому что повышение предела до 75% суммы дохода - это хороший стимулирующий элемент массовой благотворительности.
С другой стороны, по-прежнему непонятна осторожная позиция законодателей в отношении юридических лиц. Законопроект предусматривает льготы только для тех, кто поддерживает организации культуры и искусства, но это далеко не все сферы благотворительной деятельности.
Смущает также размер предельного пожертвования, на который могут быть распространены льготы по налогу на прибыль, - не более 5 млн рублей за отчетный период. Это, конечно, несущественная сумма. Если посмотреть на корпоративные пожертвования в рамках благотворительной деятельности, 5 млн рублей - это капля в море. В среднем, корпоративные пожертвования на порядок выше.
Хотелось бы увидеть дальнейшие шаги от законодателей и общественности, ведь корпоративные пожертвования, как и частные, являются важным элементом стимулирования развития благотворительной деятельности в России в целом. Нельзя стимулировать пожертвования физических лиц и при этом забывать о важном пуле других жертвователей, которыми выступают компании, корпорации, фонды.
Налог на доходы физических лица (налогообложение благотворительной помощи)
Для целей налогообложения в соответствии с п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса благотворительная помощь делится на целевую и нецелевую.
Целевой является благотворительная помощь, предоставляемая под определенные условия и направления ее расходования, а нецелевой - помощь, предоставляемая без установления таких условий или направлений.
Так, согласно пп. а пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса не включается в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, предоставляемая резидентами - юридическими или физическими лицами в любой сумме (стоимости) учреждению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога или члена его семьи первой степени родства, инвалида, ребенка-инвалида или ребенка, у которого хотя бы один из родителей является инвалидом ребенка-сироты, полусироты ребенка из многодетной либо малообеспеченной семьи ребенка, родители которого лишены родительских прав, в том числе для приобретения лекарства (донорских компонентов, протезно-ортопедических изделий, изделий медицинского назначения для индивидуального пользования инвалидов) в размерах, не перекрываемых выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования.
При этом норма указанного подпункта не распространяется на расходы на косметическое лечение или косметическую хирургию (включая косметическое протезирование, не связанное с медицинскими показаниями), водолечение и гелиотерапию, не связанные с хроническими заболеваниями, лечение и протезирование зубов с использованием драгоценных металлов, гальванопластики и фарфора, аборты (кроме абортов, проводимых по медицинским показаниям, или если беременность стала следствием изнасилования), операции по смене пола лечение венерических заболеваний (кроме СПИДа и венерических заболеваний, причиной которых стало неполовое заражение или изнасилование), лечение табачной либо алкогольной зависимости приобретение лекарств, медицинских средств и приспособлений, не включенных в перечень жизненно необходимых, утвержденный постановлением № 333.
Следовательно, не будет включаться в налогооблагаемый доход целевая благотворительная помощь, которая будет предоставляться резидентами - юридическими или физическими лицами в любой сумме (стоимости) в случаях и с соблюдением условий, определенных пп. а пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса, в частности учреж-дению здравоохранения для компенсации стоимости платных услуг по лечению плательщика налога, в том числе для приобретения лекарств. При этом следует иметь в виду, что до введения системы общеобязательного государственного социального медицинского страхования нормы указанного подпункта будут распространяться на общую сумму (стоимость) благотворительной помощи, полученной получателем на такие цели (с учетом указанных в этом пункте ограничений).
Вместе с тем в соответствии с пп. 170.7.3 указанного пункта не включается в налогооблагаемый доход сумма нецелевой благотворительной помощи, в том числе материальной, которая предоставляется резидентами - юридическими или физическими лицами в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового года совокупно в размере, не превышающем сумму предельного размера дохода, определенного согласно абзацу первому пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, установленного на 1 января такого года (в 2013 г. - 1610 грн.). Сумма превышения помощи над указанным размером включается в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога согласно пп. 164.2.19 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса и подлежит налогообложению у источника выплаты по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса, то есть 15 (17)%.
Положения этого подпункта не распространяются на профсоюзные выплаты членам профсоюза, условия освобождения которых от налогообложения предусмотрены пп. 165.1.47 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса.
При получении нецелевой благотворительной помощи от благотворителя - физического либо юридического лица плательщик налога обязан представить годовую налоговую декларацию с указанием ее суммы, если общая сумма полученной нецелевой благотворительной помощи в течение отчетного налогового года превышает ее предельный размер, то есть в 2013 г. - 1610 грн. (абзац четвертый пп. 170.7.3 п. 170.7 ст. 170 Кодекса).
Благотворитель - юридическое лицо указывает сведения о предоставленных суммах нецелевой благотворительной помощи в налоговом расчете сумм дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, и сумм удержанного с них налога по форме № 1ДФ.
Налогообложение денежных средств, перечисленных резидентами Украины на счета матери или отца ребенка для лечения такого ребенка в Украине
В случае если денежные средства на лечение физического лица (ребенка) в Украине перечисляются резидентами Украины (физическими или юридическими лицами) на счета матери или отца ребенка, то суммы таких денежных средств являются нецелевой благотворительной помощью.
Нецелевая благотворительная помощь от благотворителя - физического или юридического лица в течение отчетного налогового года в сумме, превышающей предельный размер дохода, отражается плательщиком налога в годовой налоговой декларации с указанием ее суммы и суммы налогового обязательства по такому доходу (15 и/или 17%). Декларация в орган ГНС по своему налоговому адресу представляется плательщиком налога до 1 мая, следующего за отчетным налоговым годом.
Налогообложение денежных средств, перечисленных на счет зарубежной больницы резидентами Украины для проведения операции физическому лицу - резиденту Украины
В соответствии со ст. 3 Основ законодательства Украины о здравоохранении учреждение здравоохранения - юридическое лицо любой формы собственности и организационно-правовой формы или его обособленное подразделение, основной задачей которых является обеспечение медицинского обслуживания населения на основании соответствующей лицензии и профессиональной деятельности медицинских (фармацевтических) работников.
Если резиденты Украины (физические или юридические лица) перечисляют на счет зарубежной больницы денежные средства в качестве оплаты стоимости услуг по лечению физического лица (ребенка), то такие взносы не являются целевой благотворительной помощью в понимании пп. а пп. 170.7.4 п. 170.7 ст. 170 Налогового кодекса. Указанные взносы следует рассматривать как нецелевую благотворительную помощь, сумма превышения которой в 2013 г. (1610 грн.) подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке 15 (17)%. Плательщик налога обязан до 1 мая, следующего за отчетным налоговым годом, представить декларацию в орган ГНС по своему налоговому адресу для уплаты налоговых обязательств.
Наталия Литовченко . заместитель директора Департамента налогообложения физических лиц ГНС Украины
Перечень использованных документов
Еще материалы на тему:
В соответствии со ст. 166 Налогового кодекса плательщик налога имеет право на налоговую скидку по результатам отчетного налогового года. Основания для начисления налоговой скидки с указанием конкретных сумм отражаются им в годовой налоговой декларации об имущественном положении и доходах.
Рассмотрим, может ли физическое лицо, осуществляющее независимую профессиональную деятельность, представить декларацию о доходах за первое полугодие.
При удержании налога на доходы физических лиц из доходов (компенсации) работников, призванных на военную службу по призыву во время мобилизации, налоговый агент имеет право.
Отец осуществляет оплату за обучение сына. В течение октября - декабря 2014 г. сын работал (о чем есть запись в трудовой книжке) и получал заработную плату. Кто в таком случае имеет право на налоговую скидку за обучение: отец или сын.
Согласно ст. 91 КЗоТ предприятия, учреждения, организации в рамках своих полномочий и за счет собственных денежных средств могут устанавливать дополнительные по сравнению с законодательством трудовые и социально-бытовые льготы для работников.
Все материалы раздела: «Консультации »
Благотворители получат налоговые льготы
Минэкономразвития выступило с очередным предложением поддержки НКО. Компании, занимающиеся благотворительностью, смогут рассчитывать на налоговые льготы.
Министерство экономического развития разработало законопроект, который снизит налоговые выплаты для благотворителей. Юридические лица, которые перечисляют пожертвования социально ориентированным некоммерческим организациям, получат вычет по налогу на прибыль в размере до 3 млн рублей, если прибыль не превышает 300 млн рублей. Об этом пишет газета «Известия». Для юрлиц, чья прибыль выше, максимальный порог поблажек составит 1% от ее размера.
Как сообщает издание, обязательным условием вычета будет предоставление в уполномоченный орган информации о получателях, размерах, целевом назначении и датах перечисления пожертвований. В Минэкономразвития подчеркнули, что в настоящее время обсуждаются дополнительные требования к НКО, пожертвования которым будут освобождаться от налогообложения.
По мнению члена думского комитета по экономической политике Елены Паниной, Россия отстает от Запада в плане налоговых льгот для благотворителей. Она отметила:
Надо менять закон о благотворительности, а то у нас получается, что даже предприятиям, производящим школьную мебель и детскую одежду, невыгодно жертвовать часть продукции в детские дома.
Член комитета Совета Федерации по экономической политике Константин Титов одобрил законопроект Минэкономразвития. Он уверен, что налоговые льготы для жертвователей стимулируют людей участвовать в общественно важных инициативах.
В то же время эксперт Центра проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования Максим Вилисов считает, что жертвователи не должны заботиться о дополнительных выгодах для себя. Он заявил:
В конце концов налоги тоже пополняют общественные и государственные фонды, то есть априори направляются на важные дела.
Как мы уже писали. ранее Минэкономразвития озвучивало другие способы поддержки НКО. В частности, ведомство предложило разрешить людям, занимающимся благотворительностью, дарить некоммерческим организациям право на социальный налоговый вычет, который они получают за эти пожертвования. Сумма вычета составляет 13% от объема пожертвований. Кроме того, среди предложений министерства снижение налогового бремени для компаний, занимающихся благотворительностью. Также могут стать обязательными госзакупки у НКО наравне с субъектами малого бизнеса.
Напомним, основы правового регулирования благотворительной деятельности устанавливает Федеральный закон от 11.08.1995 № 135-ФЗ. Под благотворительной деятельностью в нём понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.
Федеральный закон от 18.07.2011 № 235-ФЗ усовершенствовал механизм налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности. Для налогоплательщиков, занимающихся благотворительностью, появились новые льготы. От НДС освободили ряд услуг, законодатели предусмотрели послабления и по НДФЛ.
Добавим, летом 2012 года Госдума приняла закон об НКО. обязывающий организации, финансируемые из-за рубежа, получать статус "исполняющих функции иностранного агента". Законопроект об НКО вызвал резкую критику со стороны многих Российских правозащитных организаций, которым теперь придется регистрироваться как "иностранным агентам". По информации Интернет-издания "Лента.ру". сейчас в России более 200000 организаций финансируются из-за рубежа, хотя большая часть из них не имеет никакого отношения к политике.
Специальный федеральный закон регулирует деятельность НКО, выполняющих функции иностранного агента. Документ предусматривает ведение реестра некоммерческих организаций. Операции по получению любой НКО денежных средств или иного имущества от иностранных источников на сумму, равную либо превышающую 200 тысяч рублей, подлежат обязательному контролю. За нарушение закона устанавливается уголовная ответственность.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!