Налоговые льготы являются элементом
Элементы налога
Основным элементом налоговой системы являются налоги.
В соответствии со статьей 8 Налогового кодекса Российской Федерации под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Налог – это сложная система отношений, включающая в себя ряд взаимодействующих элементов, каждый из которых имеет самостоятельное юридическое значение. Положение о выделении этих элементов отражено в части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Только при наличии полной совокупности элементов обязанность по уплате налога может считаться установленной.
Неполнота, нечеткость или двусмысленность закона о налоге могут привести к возможности уклонения от уплаты налога на законных основаниях или к нарушениям со стороны налоговых органов. Если законодатель не установил или не определил хотя бы один из элементов, то налогоплательщик имел бы право не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя способом.
Следующие элементы налога являются общепризнанными в большинстве стран:
налогоплательщик
объект налога
налоговая база
ставка
налоговый период
налоговые льготы
порядок исчисления налога
порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиком и плательщиком сбора признаются юридические или физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Налоги взимаются с юридических лиц и физических лиц (населения).
Согласно Налоговому кодексу, кроме налогоплательщиков, действуют:
а) налоговые агенты, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию и перечислению соответствующих налогов в бюджет (например, предприятие по налогу на доходы физических лиц)
б) законный представитель налогоплательщика (юридическое или физическое лицо), уполномоченный по закону представлять его интересы в отношении с налоговыми органами
в) уполномоченный представитель налогоплательщика (физическое или юридическое лицо), уполномоченный налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами на основании выдаваемой в соответствующем порядке доверенности. Не могут быть уполномоченными представителями налогоплательщика должностные лица налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, органов внутренних дел, судьи, следователи и прокуроры.
Различают два понятия: налоговый резидент и налоговый нерезидент.
К налоговым резидентам относятся физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, а к нерезидентам – менее 183 дней в календарном году.
Налоговые резиденты платят все налоги, предусмотренные Налоговым кодексом, а для налоговых нерезидентов установлены специальные правила по оплате налогов.
Объект налога – имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг либо иное экономическое основание, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязанность уплачивать налоги.
Часто название налога вытекает из объекта (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций и др.).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Поэтому база налога выступает основой для исчисления суммы налога (налогового оклада), так как именно к ней применяется ставка налога.
Налоговая ставка – размер налога на единицу измерения обложения. В зависимости от построения налоговых начислений различают твердые и долевые ставки.
Твердые ставки определяются в абсолютной сумме (транспортный налог с легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно – 5 руб./л.с.).
Долевые ставки выражаются в определенных долях объекта обложения. Установленные в сотых долях объекта ставки носят название процентных, которые подразделяются на прогрессивные, пропорциональные, регрессивные.
Пропорциональные ставки – ставки, действующие в едином проценте к объекту обложения (налог на прибыль организаций взимается в размере 24% от прибыли).
Прогрессивные ставки – ставки, увеличивающиеся с ростом объекта обложения, при этом действует шкала ставок (налог на имущество физических лиц). До 2001 г. подоходный налог с физических лиц взимался по прогрессивным ставкам, колеблющимся от 12 до 30 % дохода плательщика. Налоговая практика выработала две шкалы прогрессии: простую и сложную. При использовании простой шкалы возрастная ставка налога применяется ко всему объекту обложения (ныне применяется крайне редко), при сложной шкале объект обложения делится на части (ступени), каждая из которых облагается своей ставкой, т.е. повышенные ставки применяются не ко всему объекту, а к его части, превышающей предыдущую ступень.
Регрессивные ставки понижаются по мере роста объекта налога (например, единый социальный налог).
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогообложения плательщика в соответствии с действующим законодательством. Налоговые льготы – это вычеты, скидки при определении налогооблагаемой базы, по существу это определенная часть объекта, изъятая из-под обложения. Они имеют большое социально-экономическое значение.
Налоговый период – это календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
При создании организации после начала календарного года первым налоговым периодом для нее является время со дня ее создания до конца данного года. При этом днем ее создания признается день государственной регистрации организации.
При ликвидации (реорганизации) до конца календарного года последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации).
Правила определения продолжительности налогового периода при создании, ликвидации, реорганизации не применяются в отношении тех налогов, для которых в качестве налогового периода установлен календарный месяц или квартал. В этих случаях изменения налогового периода производятся по согласованию с налоговыми органами по месту учета налогоплательщика.
Порядок исчисления налога . Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В этих случаях не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения налогового уведомления, данное уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном НК РФ. Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.
Сроки уплаты налога и сбора устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору. Изменение срока допускается лишь в порядке, предусмотренном НК РФ.
При уплате налога и сбора с нарушением срока налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных специальной статьей НК.
Сроки уплаты налога и сбора устанавливаются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями, днями, либо указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно совершиться.
При расчетах налоговой базы налоговыми органами срок оплаты налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
ФНС РФ может принять решение об изменении срока уплаты федеральных налогов и сборов, а налоговые органы на региональном и местном уровнях по согласованию с соответствующими финансовыми органами – по региональным и местным налогам.
Таможенные органы решают вопрос об изменении срока уплаты по налогам и сборам, взимаемым с товаров, пересекающих таможенную границу РФ.
Важное значение для налогоплательщика имеет отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора. Отсрочка (или рассрочка) по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1)причинение лицу ущерба в результате стихийных бедствий, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы
2) задержка лицу финансирования из бюджета или оплаты выполненного им госзаказа
3) угроза банкротства лица в случае единовременной выплаты им налога
4) невозможность единовременной уплаты налога вследствие имущественного положения физического лица.
Отсрочка или рассрочка предоставляется на срок не превышающий один год (было до 1 января 2007г. от 1 до 6 месяцев) с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
При обложении налогами действуют три способа взимания налогов . т.е. учета и оценки объекта налога: кадастровый декларационный административный (у источника образования объекта).
1. Кадастровый способ предполагает использование кадастра – реестра, описи, содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. Так, для поземельного налога в зарубежных странах действует поземельный кадастр, при составлении которого типичные участки земли группируются в зависимости от качества, местоположения, использования. Для каждой группы устанавливается средняя доходность на единицу площади за ряд лет все остальные земельные участки приравниваются к той или иной категории, для которой установлена ставка налога с единицы площади. Земельные кадастры составляются органами фиска самостоятельно или с участием землевладельцев. С 2005 г. в России введен в действие новый земельный налог, который взимается именно таким способом. Однако этот способ имеет определенные недостатки: во-первых, составление требует длительного времени, а следовательно, больших затрат по сбору налогов во-вторых, данные кадастровых оценок быстро устаревают вследствие изменения ценности земли и инфляции.
2. Декларационный способ предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления – декларации о величине объекта обложения. В налоговую декларацию обычно включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядок исчисления оклада налога. Этот способ преодолевает недостатки предыдущего, но создает условия для уклонения от уплаты налога, так как контроль финансовых органов за субъектом ослабевает.
3. Административный способ предполагает исчисление и изъятие у источника образования объекта обложения. Обычно он осуществляется бухгалтерией предприятия или органом (налоговым), который выплачивает доход. Таким путем взимается налог на доходы физических лиц, налог с доходов по ценным бумагам и др. В данном случае налог удерживается бухгалтерией до выплаты дохода, что исключает возможность его уклонения. Сумма, изъятая налогом, переводится сборщиком-предприятием сразу в бюджет. B современных условиях этот способ часто сопровождается подачей декларации в налоговые органы.
Методы уплаты налога:
наличный платеж, когда плательщик вносит в казну государства определенную сумму денег в наличной форме
безналичный платеж, при котором существует перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета
акцизными марками, т.е. оплата налога посредством покупки плательщиком специальных марок
Закон предусматривает списание безнадежных долгов по налогам. Задолженность по налогам и сборам, числящаяся за плательщиками, взыскание которой оказалось невозможной в силу экономических, социальных или юридических причин, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном:
по федеральным налогам и сборам – Правительством РФ,
по региональным и местным налогам и сборам – соответственно исполнительными органами субъектов РФ и местного самоуправления.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите элементы налога.
2. Покажите отличия налогоплательщика, налогового агента и сборщика налогов.
3. Рассмотрите виды налоговых ставок.
4. Рассмотрите социально-экономическое значение налоговых льгот.
5. Осветите сроки оплаты налога и сбора.
6. Какие способы обложения налогов существуют?
7. Изложите методы оплаты налогов.
8.Охарактеризуйте экономические принципы налогообложения, сформулированные А.Смитом.
Одним из направлений сотрудничества бизнеса и власти является налоговое льготирование. С начала 1990-х гг. термин налоговые льготы в отечественной финансовой теории и практике стал использоваться достаточно широко. Тем не менее в экономической литературе до сих пор не сформировалось определенного подхода к пониманию и классификации налоговых льгот, особенно касающихся фискальных послаблений физическим лицам. В условиях реформирования социальной сферы, включая систему социальных преференций, обращение к проблематике налоговых льгот для населения представляется полезным и актуальным.
1. Экономические функции налогового льготирования
Налоговые льготы - это форма практической реализации регулирующей функции налогов. Налоговое льготирование является одним из основных практических инструментов проведения государственной регулирующей фискальной политики наряду с такими инструментами, как изменение массы налоговых начислений, маневрирование способами и формами обложения, дифференциация ставок налогов, изменение сферы их распространения и применение специальных налоговых режимов. Налоговое регулирование предполагает целенаправленное влияние государства на все стадии процесса расширенного воспроизводства с целью активизации (в отдельных случаях - сдерживания) предпринимательской, инвестиционной и трудовой активности, ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях экономики, развития прикладной науки, техники и социальной сферы [2].
Состав Российских налоговых льгот первоначально был установлен Законом РФ от 27 декабря 1991 г. Об основах налоговой системы Российской Федерации [1]. Законом предполагались такие механизмы предоставления налоговых льгот, как определение необлагаемого минимума объекта обложения, изъятие из обложения определенных элементов налога, освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков, понижение налоговых ставок, вычет из налогового платежа за определенный период, целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочка уплаты налогов), и т. п. В целом, для периода 1990-х гг. был характерен весьма широкий разброс положений о налоговых льготах по разнообразным нормативным правовым актам [2].
Налоговые освобождения играют существенную роль в экономике. Налоговые льготы являются элементом налогообложения, благодаря которому налогоплательщики получают право уменьшить свое налоговое бремя на законном основании. Налоговые льготы также представляют собой один из основных инструментов бюджетно-фискальной политики, в этом качестве они способствуют реализации регулирующей функции государства.
Освобождение от уплаты налога может быть полным и частичным. В первом случае из-под налогообложения выводится какой-то налоговый объект либо категория налогоплательщиков или применяется нулевая ставка налога. Второй случай предполагает сокращение величины налога, уплачиваемого с части объекта, например, с определенной суммы дохода при взимании налога на доходы физических лиц или при применении пониженной налоговой ставки [5].
Полное отсутствие льготного налогообложения при достаточно высоких ставках налога, недостаточное количество налоговых льгот создают предпосылки для незаконного уменьшения налоговых обязательств либо для уклонения от уплаты налогов.
Действия налогоплательщика при уклонении от уплаты налогов незаконны и изначально противоправны. Эти действия могут быть направлены как на снижение положенного размера подлежащих внесению в бюджет налоговых платежей, так и на полное избежание уплаты налога. Ответственность за уклонение от уплаты налогов предусмотрена статьями 198 и 199 Уголовного кодекса РФ. Уход от налогов чаще всего совершается путем сокрытия дохода, грубого нарушения правил бухгалтерского или налогового учета, фальсификации учетных данных, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов или их уничтожения, а также посредством неправомерного использования налоговых льгот.
Как и любой другой элемент налогообложения, налоговые льготы должны быть четко определены. Другими словами, устанавливающие их нормативные положения должны быть ясными и понятными для налогоплательщиков и не допускать неоднозначного истолкования. По общему правилу, закрепленному в пункте 7 статьи 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщиков. Вместе с тем, налоговые органы могут истолковать отдельные, не совсем ясные положения закона в свою пользу, а не в пользу налогоплательщиков, что, соответственно, не исключает ухудшения финансового положения последних.
2. Особые экономические зоны в РФ как механизм реализации налогового льготирования
Инструменты налогового льготирования дают возможность стимулирования роста конкурентоспособности отечественного производства в научно-технической сфере и других приоритетных направлениях развития национальной экономики. Одним из наиболее эффективных механизмов реализации потенциала налогового льготирования является создание особых экономических зон (ОЭЗ). Так, предоставление налоговых льгот - функция власти, а инвестирование в научно-технические проекты - функция бизнеса, причем при создании ОЭЗ интересы двух сторон наилучшим образом совпадают.
На территории России ОЭЗ создаются в порядке, предусмотренном Законом 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации от 22.07.2005. ОЭЗ - это определяемая правительством часть территории России, на которой действует специальный режим предпринимательской деятельности.
Решение о создании особой экономической зоны на территории регионов и муниципальных образований принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации совместно с исполнительно-распорядительным органом муниципального образования подает в Правительство Российской Федерации заявку на создание особой экономической зоны с обоснованием целесообразности и эффективности ее создания для решения задач федерального, регионального и местного значения. Порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны, в том числе перечень документов, прилагающихся к заявке, определяется законом. Отбор заявок на создание особых экономических зон одного типа осуществляется на основе утвержденного Положением конкурсного отбора. Правительство Российской Федерации, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, исполнительно-распорядительный орган муниципального образования, на территориях которых создается особая экономическая зона, в течение тридцати дней с даты принятия решения о создании особой экономической зоны заключают соглашение, в котором устанавливаются:
1. объем и сроки финансирования создания инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур ОЭЗ за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета
2. план обустройства и соответствующего материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории
3. комплекс мероприятий по разработке перспективного плана развития ОЭЗ и порядок их финансирования
4. права на имущество, созданное за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в соответствии с планом обустройства и материально-технического оснащения ОЭЗ и прилегающей к ней территории и расположенное в границах особой экономической зоны, а также на связанные с ней объекты инфраструктур.
Кроме того, в соглашении о создании ОЭЗ определяются положения, регулирующие порядок управления созданными объектами недвижимости и объектами инфраструктур, эксплуатации и содержания таких объектов, в том числе осуществления их капитального ремонта порядок владения, пользования и распоряжения имуществом. Соглашением регулируются обязательства органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предоставлению налоговых льгот резидентам особой экономической зоны и полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и другими объектами недвижимости в пределах территории особой экономической зоны на срок ее существования порядок формирования наблюдательного совета особой экономической зоны и иные условия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
ОЭЗ создаются сроком на 20 лет для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей промышленности, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Они бывают двух типов: промышленно-производственные и технико-внедренческие. С июля 2006 г. после вступления в силу поправок в закон об ОЭЗ в России появляются зоны третьего типа - туристско-рекреационные.
Зоны первого типа создают на участках, площадь которых не превышает 20 кв. км. Технико-внедренческие ОЭЗ создают не более чем на двух участках общей площадью не больше 2 кв. км, а с июля 2006 г. - 3 кв. км. На территории ОЭЗ не могут быть размещены объекты жилищного фонда. Кроме того, в них не может вестись определенная деятельность, связанная с добычей и переработкой полезных ископаемых, металлургическое производство и т. д.
Резиденты ОЭЗ платят налоги в специальном порядке. Типичный резидент промышленно-производственной ОЭЗ - это коммерческая фирма, зарегистрированная на той территории, в границах которой расположена зона, и заключившая с Федеральным агентством по управлению ОЭЗ соглашение о ведении промышленно-производственной деятельности. Резиденты технико-внедренческой зоны заключают с Агентством соглашение о ведении внедренческой деятельности. Причем некоторые льготы распространяются только на резидентов первого типа ОЭЗ, а некоторые - только второго.
Отличия в налогообложении этих фирм заключаются в следующем.
Любые импортные товары, которые приобретает резидент ОЭЗ за границей, помещают под таможенный режим свободной таможенной зоны. Это означает, что по таким товарам не платятся таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Данные товары должны быть использованы для любых целей, если они соответствуют условиям соглашения между резидентом и Федеральным агентством по управлению ОЭЗ.
Если такой товар продается, то с выручки от его реализации НДС начисляют по нулевой ставке (т. е. в том же порядке, что и по экспортным операциям). Кроме того, нулевую ставку может применить и фирма-поставщик Российских товаров, если их ввозят в ОЭЗ.
Для резидентов технико-внедренческих зон установлены льготные ставки по единому социальному налогу. Они значительно ниже тех, по которым платят налог обычные предприятия. Согласно Налоговому кодексу резиденты перечисляют всю сумму ЕСН в федеральный бюджет, а не распределяют ее между федеральным бюджетом и внебюджетными фондами.
По налогу на прибыль у фирм, зарегистрированных в ОЭЗ, также есть ряд льгот. Часть из них касается только резидентов промышленно-производственных зон. Такие предприятия вправе начислять амортизацию по любым своим основным средствам с коэффициентом 2. Аналогичная поблажка есть и для обычных предприятий, но ее применяют с учетом некоторых ограничений. Так, обычная фирма может использовать коэффициент ускорения только по тем основным средствам, которые она использует для работы в условиях агрессивной среды или повышенной сменности. Причем по основным средствам, включенным в первую, вторую и третью амортизационные группы, по которым амортизация начисляется нелинейным методом, норма амортизации вообще увеличена быть не может.
Резиденты указанных зон могут учитывать при налогообложении прибыли и убытки, полученные в прошлые годы, в полном объеме. Обычные фирмы также могут их списывать в уменьшение прибыли. Но и в этом случае для них действуют некоторые ограничения. Так, общая сумма убытка, которую списывают в уменьшение прибыли, не может превышать 50% от облагаемой базы. Сразу оговоримся, что это ограничение действовало только в 2006 г. В последующем право переноса убытка в полном объеме стало распространяться на всех субъектов хозяйствования, независимо от того, являются они резидентами ОЭЗ или нет.
Есть и еще одна льгота, которая касается расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки (НИОКР). Фирмы могут выполнять их самостоятельно или заказывать в специализированных компаниях (ст. 770 ГК РФ). Резиденты любых типов ОЭЗ имеют право полностью списывать их в уменьшение облагаемой прибыли. Нерезиденты должны списывать такие затраты постепенно. Причем, если НИОКР дали положительный результат - в течение двух, а если отрицательный - трех лет.
Резиденты ОЭЗ не платят налог на имущество по основным средствам в течение пяти лет с момента их постановки на учет. Причем в Налоговом кодексе нет ограничений, которые касались бы имущества, купленного до того, как фирма получила статус резидента. Следовательно, налогом не облагает стоимость любых основных средств фирмы, если с момента их покупки указанный срок не истек.
Фирмы - резиденты особых зон освобождены от уплаты земельного налога. По этой льготе есть несколько ограничений. Во-первых, ее можно применять только в отношении земельных участков, которые находятся на территории зоны. Во-вторых, льгота действует после регистрации фирмы в качестве резидента. И в-третьих, срок действия льготы ограничен пятью годами [4].
Итак, государственная поддержка инновационного бизнеса в виде налогового льготирования позволяет инновационным фирмам создавать наукоемкую продукцию и быть конкурентоспособными как на Российском, так и на международном рынке.
3. Налоговое льготирование в социальной сфере
Налоговое льготирование распространяется не только непосредственно на бизнес, но и на общество в целом. Известно, что в состав финансовых ресурсов Российской системы социальной поддержки включаются государственные (муниципальные) средства, ресурсы коммерческих и некоммерческих организаций, собственный финансовый потенциал домашних хозяйств. Источниками этих ресурсов становятся государственные (муниципальные) налоговые и неналоговые доходы собственные денежные фонды корпораций и некоммерческих организаций реальные располагаемые доходы населения.
Социальная поддержка населения реализуется в двух основных формах. Нуждающимся предоставляется из централизованных фондов персональная финансовая помощь, кроме того, государство вправе уменьшать налоговые изъятия из доходов определенных категорий граждан.
Следует заметить, что значительный потенциал, который содержит налоговое льготирование, в современной России полностью не раскрыт. Например, А.В. Брызгалин, В.Р. Берник и А.Н. Головкин рассматривают ряд возможностей применения социально ориентированного налогообложения, включая изменение или отмену ставок некоторых налогов, установленных Налоговым кодексом РФ [3]. Так, предлагается отменить налог на доходы физических лиц на сумму совокупного годового дохода гражданина, не превышающую 100 тыс. рублей, в результате чего будет решена задача ежегодного повышения на 14,9% заработков около 44 млн человек. Указанная мера охватит подавляющее большинство работников бюджетной сферы: образование, медицина, наука, культура, милиция, военная служба, юстиция, налоговые органы, а также перерабатывающие отрасли частного сектора и др. Также можно было бы установить ставку налога 20% на доходы физических лиц на сумму годового дохода гражданина, превышающую 1200 тыс. руб. Ставку НДФЛ 30 % предлагается установить на сумму годового дохода, превышающую 3600 тыс. руб.
Спорным является вопрос об исключении из ст. 217 НК РФ таких не облагаемых налогом на доходы физических лиц видов доходов, как суммы, получаемые налогоплательщиками в виде грантов, и суммы, получаемые налогоплательщиками в виде международных, иностранных или Российских премий за выдающиеся достижения в области науки и техники, образования, культуры, литературы и искусства. Отмена льгот по перечисленным доходам приведет к уменьшению стимула к научным разработкам, повышению качества образования и самообразования.
Система социальной поддержки должна развиваться в рамках социального партнерства государства и работодателей, последние должны получать адекватное социальным инвестициям налоговое стимулирование. Необходимо освободить от налогообложения до 20% прибыли компаний, направляемой на социальное развитие сотрудников, при условии что соответствующими программами охватывается не менее 50% среднесписочной численности сотрудников организаций, а сами компании насчитывают не менее 30 человек [3].
Нужно снять все ограничения по расходам социальной направленности (кроме благотворительности) при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль, при определении расходов, уменьшающих доход.
Социальное налоговое льготирование дает возможность расширения бизнеса, повышения заработной платы работников, стимулирует интерес к реализации научных проектов, способствует внедрению инноваций, выходу на международный рынок с конкурентоспособной продукцией. Таким образом, применение налогового льготирования может стать источником повышения экономического роста страны и социальной стабильности общества.
Литература
1.Федеральный закон 116-ФЗ Об особых экономических зонах в Российской Федерации от 22 июля 2005 г. (с изм. и доп. от 3 июня 2006 г.) //Справочная Правовая Система Гарант.
2.Брызгалин А.В. Берник В.Р. Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права /Налоги и финансовое право, 2005 // Справочная Правовая Система Гарант.
3.Брызгалин А.В. Берник В.Р. Головкин А.Н. Актуальные вопросы налогового права / Налоги и финансовое право, 2006 //Справочная Правовая Система Гарант.
4.Владимиров А.П. Налоговые льготы особых экономических зон //Нормативные акты для бухгалтера.-2006.- 13.
5.Красноперова О.А. Налоговые освобождения для физических лиц / Под ред. О. А. Красноперовой. - М. ГроссМедиа,2006. -192 с.-(Практикум бухгалтера).
Налоговая система и ее элементы.
Классификация налогов и их функции.
Сущность налогов и их место в системе финансовых отношений.
Необходимость налогов вытекает из функций, возложенных на государство. Налоги выступают основным источником финансирования государственных расходов. С помощью налогов в виде обязательных взносов юридических и физических лиц осуществляется изъятие части стоимости общественного продукта (национального дохода) в денежной форме для последующего их использования в интересах субъектов общества.
Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты.
Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь.
Налоги являются одним из элементов системы финансовых отношений и находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими финансовыми категориями. Началом и исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство израсходованной части средств производства и рабочей силы, другая его часть направляется в доход государства.
Прибавочный продукт выражает сущностные черты, свойства, природу и функции финансов как исходного звена финансовой системы налог определяет сущностные черты государственных финансов и его основной категории – государственного бюджета.
Классификация налоговых платежей:
1) по уровню органов управления различают республиканские и местные налоги.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь. К ним относятся:
- налог на добавленную стоимость
- дорожные налоги и сборы
- таможенная пошлина и таможенные сборы
- гербовый сбор
- оффшорный сбор
- консульский сбор
- государственная пошлина
- патентные пошлины.
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с Налоговым кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях. К местным налогам и сборам относятся: налог за услуги налог на рекламу сборы с пользователей
2) по способу изъятия налоги делятся на прямые и косвенные.
Прямые налоги – это налоги на отдельные объекты имущества или доходы отдельных физических и юридических лиц. Прямые налоги взимаются непосредственно с имущества или доходов плательщика им же и уплачиваются.
К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара (продукции, работ, услуг), увеличивающие ее размеры и фактически оплачиваемые потребителями этих товаров (продукции, работ, услуг), а налогоплательщики лишь перечисляют их налоговым органам
3) по степени пропорциональности различают налоги:
- пропорциональные (ставка которых остается неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика)
- регрессивные (ставка которых уменьшается по мере увеличения дохода налогоплательщика)
- прогрессивные (ставка которых возрастает по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшается по мере его сокращения)
4) в зависимости от характера использования налоги делятся на общие и специальные (целевые).
Общие налоги уплачиваются в казну государства и используются для финансирования расходов бюджета без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. Специальные налоги имеют целевое назначение и используются строго на определенные цели.
5) по субъекту налогообложения налоги подразделяются:
- на налоги, взимаемые с физических лиц
- налоги, взимаемые с юридических лиц
- налоги, взимаемые с физических и юридических лиц
6) по источнику налогообложения:
- налоги, уплачиваемые из выручки (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные сборы, налог на услуги)
- налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы (отчисления в Фонд социальной защиты населения, обязательные страховые взносы по обязательному страхованию от несчастных случаев и профзаболеваний)
- налоги, уплачиваемые из прибыли (налог на прибыль налог на доходы экологический налог за сверхлимитное потребление и сверхлимитные выбросы)
- налоги и платежи, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) (налоги, уплачиваемые из фонда заработной платы: экологический налог платежи за землю отчисления в инновационный фонд)
7) по срокам уплаты налоги делятся на срочные и периодично-календарные, которые, в свою очередь, подразделяются на декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
В области налогообложения выделяют четыре основные функции: фискальную регулирующую стимулирующую контрольную.
Фискальная функция выступает в качестве первоначальной, поскольку она является причиной возникновения и существования налогов. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Эта основная функция налогов характерна для всех государств, в бюджетах которых доля налоговых поступлений колеблется от 80 до 95 %. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Регулирующая функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ей устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемом производства и платежеспособным спросом. Регулирующая функция реализуется через механизм налогового регулирования, который включает совокупность мер воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия доходов у предприятий в бюджет, повышения или понижения общего уровня налогообложения, предоставления налоговых льгот, поощряющих деловую активность в отдельных сферах предпринимательства или регионах страны. Таким образом, регулирующая функция налогов взаимосвязана с их стимулирующим значением.
Стимулирующая функция ориентирует налоговый механизм на стимулирование плательщика к определенным действиям. Ради достижения необходимого ему эффекта государство готово допустить временную потерю части налоговых средств путем предоставления льгот и отсрочки платежей.
Объективно существует своего рода оптимальный уровень изъятия в бюджет дохода у налогоплательщика, который достаточен для стимулирования производства. Задача стимулирующей функции налогов состоит в том, чтобы наряду с применением оптимального уровня изъятий создавать стимулы для развития приоритетных отраслей и производств, обеспечивающих экономический прогресс общества.
Контрольная функция налогов проявляется в оценке эффективного налогового механизма. Задача контрольной функции состоит в обеспечении фискальной, регулирующей, стимулирующей функции налогов, их оптимальном сочетании, своевременном отслеживании государством правильности исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Контрольная функция реализуется посредством налоговых органов.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, пошлин, сборов, взимаемых на территории государства в соответствии с налоговым законодательством, а также совокупность норм и правил, форм и методов, определяющих правомочие и систему ответственности сторон, участвующих в налоговых правоотношениях.
Можно выделить следующие характеристики налоговой системы:
1) наличие налоговых органов
2) существующий порядок установления и ввода в действие налогов
3) установленные виды налогов или система налогов
4) классификация налогов
5) порядок распределения налогов между звеньями бюджетной системы
7) действующее налоговое законодательство.
Элементами налоговой системы выступают:
- объект налогообложения
- база налогообложения
- источники выплаты налоговых платежей
- ставки налогов
- налоговые льготы
- налоговый и отчетный период
- налоговые санкции
- порядок и сроки уплаты налогов.
Субъект налога (налогоплательщик ) – юридическое или физическое лицо, которое по закону государства обязано платить налог.
Объект налогообложения – предмет, действие или явление, которые в соответствии с законом подлежат обложению налогом.
Налоговая база – часть объекта обложения, образующаяся в результате учета всех полагающихся льгот и изъятий и служащая предметом непосредственного применения налоговой ставки.
Источник налога – доход субъекта (заработная плата, прибыль, проценты), из которого уплачивается налог. Он не всегда тождествен объекту налогообложения.
Налоговая ставка – величина налога в расчете на единицу налогообложения.
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов определенных плательщиков, исключение из облагаемого оборота некоторых доходов и расходов, применение пониженных ставок налога, отсрочка в уплате налогов и др.
Налоговый период – время, за которое производится начисление налога или сбора и в течение которого налогоплательщик имеет обязанности по их уплате.
Налоговые санкции – санкции за нарушение налогового законодательства при расчете и уплате налогов.
Принципы построения налоговой системы включают в себя:
1) принцип равномерности (граждане каждого государства должны принимать материальное участие в обеспечении правительства соразмерно своим доходам)
2) принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть заранее известны плательщику)
3) принцип экономности (расходы по сбору налогов должны быть минимальными)
4) принцип всеобщности (единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода)
5) принцип однократности обложения одного и того же объекта за определенный период
6) принцип стабильности налоговой системы в течение длительного времени
7) принцип оптимальности налоговых изъятий (обеспечение государства налоговыми доходами при относительно небольшом количестве налогов и справедливой тяжести обложения юридических и физических лиц).
Налоговая система включает в себя три способа взимания налогов:
1) кадастровый (предполагает использование кадастра, содержащего перечень сведений об оценке и средней доходности объекта обложения, которые используются при исчислении соответствующего налога)
2) декларационный (предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации о величине объекта обложения)
3) административный (предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения органом, который непосредственно выплачивает налог).
Методы взимания налогов в налоговой системе:
- наличный платеж
- безналичный платеж
- оплата гербовыми марками.
Республика Беларусь имеет ряд особенностей формирования налоговой системы, обусловленные внутринациональными принципами развития экономики.
Принципы формирования налоговой системы в Республике Беларусь:
1) ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, пошлины, не предусмотренные Налоговым кодексом Республики Беларусь либо установленные в ином порядке, чем это определено Конституцией, Налоговым кодексом Республики Беларусь, актами Президента
2) каждое лицо обязано уплачивать законно установленные налоги, сборы и пошлины, по которым это лицо признается плательщиком
3) налогообложение в Республике Беларусь основывается на признании всеобщности и равенства
4) допускается установление особых видов таможенных пошлин либо дифференцированных ставок таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товаров в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и таможенным законодательством
5) не допускается установление налогов, сборов, пошлин и льгот по их уплате, наносящих ущерб:
- национальной безопасности Республики Беларусь
- ее территориальной целостности
- политической и экономической стабильности
- ограничивающих свободное передвижение физических лиц, перемещение товаров (работ, услуг) или финансовых средств в пределах территории Республики Беларусь.
Роль и значение категории "налоговая льгота" в налоговых правоотношениях
Терехина А.П.
Электронный ресурс, 2010.
Налоговые льготы являются одним из наиболее эффективных средств реализации государственной налоговой политики. Автор анализирует роль и значение налоговых льгот в налоговых правоотношениях.
Ключевые слова: налог, льгота, доход, бюджет, налогоплательщик, физическое лицо, правоотношения, налоговая система, вычеты, классификация налоговых льгот.
Tax relieves are one of the most efficient means of realization of state tax policy. The author analyses the role and importance of tax relieves in tax legal relations.
Key words: tax, relief, revenue, budget, tax-payer, natural person, legal relations, tax system, refunds, classification of tax relieves.
В условиях формирования рыночных механизмов господствующими в государственном управлении становятся не административные, а экономические методы. Одним из наиболее эффективных средств их реализации являются налоговые льготы. Наличие налоговых льгот имеет кумулятивный эффект, так как оказывает влияние не только на участников экономического процесса, но и на государство в целом, гарантируя ему получение стабильных налоговых доходов, обеспечивая снижение безработицы и повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке.
Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М. Юристъ, 2002. С. 390.
До настоящего времени продолжаются дискуссии о месте налоговых льгот в налоговой системе. По мнению С.В. Баруллина, налоговые льготы представляют собой "формы практической реализации регулирующей функции налогов" и являются "одним из основных инструментов проведения той или иной налоговой политики и методов государственного налогового регулирования". Существуют и иные точки зрения на налоговое регулирование и роль налоговых льгот. Например, И.В. Горский не отрицает в целом регулирующего воздействия налогов, но считает его противоречащим сущности налога, обусловленным "тактическими соображениями и мотивами, находящимися вне налоговой системы". Регулирующее действие налогов, по его мнению, сводится к налоговым льготам, которые противоречат основополагающим налоговым принципам и выступают как нечто чуждое фискальной природе налога. В обоснование автор приводит мировой опыт, в том числе мнение экспертов МВФ, которые считают, что "в России система налогообложения рассматривается органами государственного управления как инструмент политики стимулирования той или иной отрасли, сектора, социальной группы и так далее, а не как механизм, призванный получать средства с возможно минимальными искажениями" .
Барулин С.В. Макрушин А.В. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики // Финансы. 2002. N 2. С. 39 - 42.
Горский И.В. Сколько функций у налога // Налоговый вестник. 2002. N 3.
Российская Федерация: налоговая политика и увеличение налоговых поступлений. МВФ, 2003.
Несмотря на широкое использование в теории налогового права дефиниции "налоговые льготы", до сих пор не сложилось однозначного, четко определенного подхода к общему пониманию и видовому содержанию налоговых льгот, отсутствует развернутая классификация видов налогового льготирования в отечественной и зарубежной практике.
Анализ положений Налогового кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о необходимости использования для понимания сущности налоговых льгот двух подходов - содержательного и формального. Формальный подход предполагает прямое указание закона на наличие в том или ином положении налоговой льготы. Представляется, что наиболее полно сущность налоговой льготы раскрывается при содержательном подходе, который изначально основывается на понятии налоговой льготы и ее четком разграничении по видам, определенности (недвусмысленности) условий их применения, закреплении категорий субъектов, правомочных использовать налоговые льготы.
Впервые упоминание о категории "налоговая льгота" встречается в Законе РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы РФ". Несмотря на то что Закон дефиницию "налоговая льгота" не вводил, но содержал открытый перечень видов налоговых льгот :
Российская газета. 1992. N 56 (в настоящее время утратил силу).
См. ст. 10 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы в РФ".
- необлагаемый минимум объекта налога
- изъятие из обложения определенных элементов объекта налога
- освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков
- понижение налоговых ставок
- вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период)
- целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов)
- прочие налоговые льготы.
Законодательное определение понятия "налоговая льгота" законодатель закрепил в части первой НК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 56 НК РФ "льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов, предусмотренные законодательством о налогах и сборах, преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере".
Налоговая льгота непосредственно соотносится с правовой льготой, которая выражается "в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или обеспечении условий их выполнения, стимулируя тем самым конкретное поведение лиц" .
См. Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве. 2-е изд. перераб. и доп. М. Юристъ, 2004.
Правовая льгота обладает следующими признаками:
- льгота направлена на более полное удовлетворение законных интересов граждан и их объединений
- льгота выступает исключением из общих правил, элементом специального правового статуса лица
- льгота есть правомерное изъятие из основного стандарта поведения, существующее на основании дозволения юридической нормы.
Налоговая льгота в полном объеме отвечает раскрытым признакам, однако имеются специальные признаки, вытекающие из определения и выделяющие именно налоговую льготу и составляющие ее правовые свойства. Это следующие признаки:
- налоговые льготы предоставляются отдельным категориям налогоплательщиков, имеющим определенные признаки, отличающие их от других категорий
- налоговые льготы не могут носить индивидуального характера
- налоговыми льготами признаются преимущества, предусмотренные законодательством о налогах и сборах (особый порядок установления)
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!