Льготы по уплате налогов и таможенных сборов
Льготы по уплате таможенных платежей.
Виды ставок таможенных пошлин
Они закрепляются в ст.71 ТК ТС и в ст.4 Закона О таможенном тарифе.
Статья 71. Виды ставок таможенных пошлин
Ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
1) адвалорные - установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров %0,5,10,15,20,25, но может быть и 30, и 35%, но это уже запретительная пошлина, устанавливается на отдельные виды товаров.
2) специфические - установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик)
Вывозная таможенная пошлина на сырую нефть 444,5 доллара США за тысячу килограмма нефти.
3) комбинированные - сочетающие виды, указанные в подпунктах 1) и 2) настоящей статьи.
Для физ. лиц ставка на ввозимые товары сверх данной. составляет 30 %.
Регламентируются ст.74 ТК ТС
Статья 74. Льготы по уплате таможенных платежей
1. В настоящем Кодексе под льготами по уплате таможенных платежей понимаются:
1) тарифные преференции
2) тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин)
3) льготы по уплате налогов Это регламентируется НК РФ.
4) льготы по уплате таможенных сборов. Регламентируется ст.131 ФЗ. №311.
2. Тарифные преференции представляются в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с настоящим Кодексом и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов таможенного союза.
Тарифные преференции ст.36 Закона РФ О таможенном тарифе.
Под тарифной преференцией понимается:
1.Освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран образующих вместе с РФ зону свободной торговли.
2.Снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся Единой системой тарифных преференций ТС.
27 ноября 2009 года №18 Решением ЕврАзЭС утвержден перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций и перечень наименее развитых стран. В первый перечень включены 103 государства. В перечень наименее развитых стран входят 49 государств.
Тарифные льготы (льготы по уплате таможенных пошлин).
Льготы по уплате ввозных таможенных пошлин устанавливаются в соответствии с ТКТС и международными договорами. От уплаты ввозных там пошлин освобождена валюта, перемещающиеся транспортные средства международной перевозки.
Льготы на товары, вывозимые из РФ, предоставляются в виде освобождения от уплаты там пошлины или снижения ставки таможенной пошлины. От там пошлин освобождаются товары, вывозимые из РФ по Решению Правительства в качестве гуманитарной помощи, в целях ликвидации аварий и катастроф, товары, которые вывозятся в благотворительных целях. Регламентируется ФЗ «О таможенном тарифе» (ст.34,35).
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
О льготах по уплате таможенных пошлин, налогов
Внимание! Данный документ утратил силу
Текст документа по состоянию на июль 2011 года
В связи с запросами таможенных органов по вопросу применения льгот по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, подвергшимися воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, Государственный таможенный комитет Российской Федерации разъясняет следующее.
Ст. 3 Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в отдельные законы Российской Федерации о налогах" от 22.12.92 установлено, что впредь до принятия Налогового кодекса Российской Федерации освобождение от подоходного налога с физических лиц и всех других видов налогов, предусмотренных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", осуществляется в порядке, установленном налоговым законодательством. Исчерпывающие перечни случаев освобождений от уплаты таможенных пошлин и налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, установлены Законами Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", "О таможенном тарифе" и Федеральным законом "Об акцизах".
Вышеназванными Законами не предусмотрено предоставление льгот по уплате соответствующих пошлин и налогов лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В подпункте "и" ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" определено, что товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, освобождаются от пошлины в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации. Ст. 109 Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в упрощенном, льготном порядке, определяемом Правительством Российской Федерации и ГТК России в пределах его компетенции.
Указанный порядок установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 N 808 "О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности", а также изданными в целях реализации данного Постановления Приказами ГТК России от 30.01.97 N 35 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 15.08.94 N 416" (зарегистрирован в Минюсте России 24.02.97 N 1258) и от 18.10.96 N 645 "О внесении изменений и дополнений в Приказ ГТК России от 15.08.94 N 408" (зарегистрирован в Минюсте России 26.02.97 N 1259), в которых не предусмотрены специальные льготы по уплате таможенных платежей лицам, подвергшимся воздействию радиации в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Таким образом, правовых оснований для предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе указанными лицами на таможенную территорию Российской Федерации товаров, транспортных средств на основании п. 10 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" не имеется.
Позиция ГТК России по этому вопросу была отражена в письмах ГТК России от 09.07.93 N 01-13/6770 "Об освобождении товаров, ввозимых или вывозимых физическими лицами, предприятиями и организациями общественных объединений лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, от таможенной пошлины" (зарегистрировано в Минюсте России 09.08.93 N 323) и от 10.10.96 N 01-15/18106 "О таможенных льготах лицам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как показывает практика, отдельные суды выносят решения в пользу лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, основывая такие решения на трактовании положений ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе".
Позиция судов, как правило, выражается в следующем: налоговым законодательством, в частности, пунктом "в" статьи 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе", установлено, что от уплаты таможенной пошлины освобождаются товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации физическими лицами на основании законодательства Российской Федерации. Поскольку законодательством Российской Федерации, а именно п. 10 ст. 14 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" такая льгота для указанной категории граждан предусмотрена, то товары и транспортные средства, ввозимые этими лицами, освобождаются от уплаты таможенных платежей.
Кроме того, ГТК России известны случаи, когда суды принимают решения на основании трактования подпункта "в" ст. 35 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" по освобождению товаров, транспортных средств от уплаты всех таможенных платежей, а не таможенной пошлины. В этой связи следует обращать внимание судов на различие, существующее между таможенной пошлиной и иными налогами, в частности налогом на добавленную стоимость и акцизами. Взимание таких федеральных налогов регулируется указанными выше самостоятельными Законами Российской Федерации.
Считаем необходимым не соглашаться с изложенной позицией судов и принимать все меры, предусмотренные нормами процессуального законодательства Российской Федерации, по защите интересов государства. Вместе с тем, вне зависимости от позиции ГТК России и иных таможенных органов, полагаем уместным напомнить, что вступившие в силу решения суда обязательны для исполнения всеми лицами. Предпринимаемые попытки для рассмотрения в порядке надзора дел, проигранных таможенными органами при их рассмотрении в первой и второй судебных инстанциях, не могут служить основанием для неисполнения таможенными органами судебных решений, вступивших в законную силу.
Для сведения сообщаем, что в настоящее время Правительством Российской Федерации, заинтересованными министерствами и ведомствами, в том числе и ГТК России, рассматривается вопрос о внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации предложений об отмене льгот по уплате налогов, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации (включая Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"), но не установленных действующим таможенным и налоговым законодательством. До окончания 1998 года данная проблема, возможно, будет урегулирована.
Прошу положения данного письма довести до сведения подчиненных таможенных органов.
Заместитель Председателя
Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза: глава 9. Общие положения о таможенных платежах
В условиях Таможенного союза система правового регулирования таможенных платежей существенно изменилась. Вопросы установления и применения таможенных платежей с 1 июля (6 июля) 2010 г. регламентируются не только положениями комментируемого Кодекса, определяющими общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также устанавливающими особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры.
В целях реализации отсылочных норм комментируемого Кодекса разработаны международные соглашения государств - членов ТС, в том числе:
- по вопросам установления и применения в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин, иных пошлин, налогов, имеющих эквивалентное значение (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 42 О Соглашении об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие))
- по вопросам определения порядка уплаты вывозных таможенных пошлин при вывозе товаров с таможенной территории ТС (Соглашение между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран)
- по вопросам предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, и особенностей уплаты, взыскания и перечисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких товаров (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан О некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров)
- по вопросам определения оснований, условий и порядка изменения срока уплаты ввозных таможенных пошлин (Соглашение от 21.05.2010 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин).
Ряд положений комментируемого Кодекса содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств - членов ТС.
Положения комментируемой главы относятся к общим нормам, касающимся таможенных платежей. которые взимают таможенные органы в связи с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу ТС.
В соответствии со ст. 70 комментируемой главы к таможенным платежам (аналогично ТК РФ) относятся :
- ввозная таможенная пошлина
- вывозная таможенная пошлина
- НДС . взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС
- акциз . взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию ТС
- таможенные сборы .
При ввозе товаров взимаются ввозная таможенная пошлина, НДС, акциз, а также таможенные сборы. При вывозе товаров с таможенной территории - вывозная таможенная пошлина и таможенные сборы.
В части определения таможенных сборов положения комментируемого Кодекса отличаются от норм ТК РФ.
В соответствии со ст. 11 ТК РФ таможенные сборы представляют собой плату за услуги, предоставляемые таможенными органами за таможенное оформление, хранение и таможенное сопровождение товаров.
В соответствии со ст. 318 ТК РФ таможенные сборы отнесены к таможенным платежам, но устанавливаются таможенные сборы, определяется порядок их уплаты, возврата и взыскания главой 33.1 ТК РФ.
В отличие от Российского законодательства ст. 72 комментируемой главы определяет таможенные сборы как обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением, а также за совершение иных действий, установленных комментируемым Кодексом либо законодательством государств - членов ТС.
Таким образом, установление видов и ставок таможенных сборов отнесено к регулированию национальным законодательством каждого из государств - членов ТС. Но комментируемая глава четко определяет ограничение по размеру сбора. В соответствии со ст. 72 комментируемой главы он не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор.
ТК РФ (действующим до его отмены в части, не противоречащей комментируемому Кодексу) установлены таможенные сборы за таможенное оформление. В связи с этим в качестве сборов, взимаемых таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, до внесения в законодательные акты РФ, касающиеся применения таможенных сборов, подлежат уплате таможенные сборы за таможенное оформление по ставкам и в порядке, которые предусмотрены ТК РФ.
ТК РФ определяет порядок уплаты, случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, порядок их взыскания и возврата.
Согласно ст. 71 комментируемой главы порядок применения и виды ставок для целей исчисления таможенных пошлин, налогов с 1 июля по сравнению с Российским законодательством не изменились.
Специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины устанавливаются в соответствии с международными договорами и (или) законодательством государств - членов ТС (Соглашение от 25.01.2008 между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам).
В соответствии с законодательством РФ (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров):
- специальная пошлина - пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины
- антидемпинговая пошлина - пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины
- компенсационная пошлина - пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами РФ независимо от взимания ввозной таможенной пошлины.
Аналогично формируются и действуют предварительная специальная пошлина, предварительная антидемпинговая пошлина и предварительная компенсационная пошлина (Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров).
Эти пошлины не относятся к таможенным платежам, но тем не менее взимаются по правилам, предусмотренным комментируемым Кодексом для взимания ввозной таможенной пошлины.
Статья 74 комментируемой главы установила виды льгот по уплате таможенных платежей .
Виды тарифных льгот, порядок и случаи их предоставления определяются в соответствии с комментируемым Кодексом и (или) международными договорами государств - членов ТС (Решение КТС N 280 от 20.05.2010 О применении порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин при импорте товаров, в отношении которых государством-членом Таможенного союза применена тарифная льгота).
Льготы по уплате налогов и таможенных сборов определяются законодательством государств - членов ТС.
Комментируемой главой установлено, что форма уплаты авансовых платежей устанавливается в соответствии с законодательством государств - членов ТС.
В РФ таможенные пошлины, налоги по-прежнему (как и до 1 июля 2010 г.) уплачиваются на счет Федерального казначейства, но по обособленному коду бюджетной классификации, на котором будут аккумулироваться все ввозные таможенные пошлины, подлежащие распределению. При этом ввозные таможенные пошлины уплачиваются с учетом норм Соглашения об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (Решение Межгоссовета ЕврАзЭС от 21.05.2010 N 42 О Соглашении об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие)), подписанного 20 мая 2010 г. В соответствии с указанным Соглашением с даты начала применения установленного им порядка ввозные таможенные пошлины должны уплачиваться плательщиками на балансовый счет Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ отдельными платежными документами.
При уплате ввозной таможенной пошлины платежный документ заполняется в соответствии с требованиями Приказа Министерства финансов РФ от 1 октября 2009 г. N 102н О внесении изменений в Приказ Министерства финансов РФ от 24 ноября 2004 г. N 106н Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему РФ. Ввозные таможенные пошлины, уплаченные в соответствии с Соглашением об установлении и применении в ТС порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иные пошлины, налоги и сборы, имеющие эквивалентное действие), не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей.
При этом распределению будут подлежать только те ввозные пошлины, обязанность по уплате которых наступила после вступления в силу этого Соглашения, т.е. после 1 (6) июля 2010 г. В связи с этим с 1 (6) июля 2010 г. ввозные таможенные пошлины, которые уплачиваются по тем декларациям, которые будут зарегистрированы после этой даты, будут уплачиваться по новому коду бюджетной классификации. При этом будет сохранен код бюджетной классификации по ввозным пошлинам, который есть и сейчас, для осуществления довзыскания ввозных пошлин, обязанность по уплате которых возникла до первого июля.
Авансовыми платежами согласно ст. 73 комментируемой главы признаются денежные средства (деньги), внесенные в счет уплаты предстоящих вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и не идентифицированные плательщиком в разрезе конкретных видов и сумм вывозных таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов в отношении конкретных товаров, если уплата таких платежей предусмотрена законодательством государств - членов ТС.
Иные положения ст. 73 также устанавливают невозможность внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин, а также невозможность проведения зачета сумм излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных таможенных платежей. До вступления в действие комментируемого Кодекса Российское законодательство позволяло использовать механизм уплаты любых таможенных пошлин и налогов с использованием авансовых платежей.
Согласно положениям комментируемой главы авансовые платежи - это имущество плательщика . Он вправе самостоятельно распорядиться своими денежными средствами путем подачи таможенной декларации или совершения иных действий, направленных на использование своих денежных средств. Соглашением о механизме зачисления и распределения таможенных пошлин введен запрет на возможность внесения авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин. Соответственно в комментируемой главе с учетом этого Соглашения зафиксирована норма, говорящая о том, что авансовые платежи могут вноситься только в счет уплаты вывозных таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов .
Следовательно, речь идет уже о двух финансовых потоках. Участники ВЭД (декларант) должны уплачивать ввозную таможенную пошлину отдельным платежным поручением по отдельному коду бюджетной классификации, остальные платежи можно уплачивать с использованием авансовых платежей. Для участников ВЭД это означает необходимость уплаты таможенных платежей не менее чем двумя платежными документами: один - для уплаты ввозных таможенных пошлин, второй - для уплаты авансовых платежей.
На первые 6 месяцев указанным Соглашением предусмотрены переходные положения, позволяющие ранее внесенные авансовые платежи использовать в счет уплаты ввозной таможенной пошлины. Соответственно с первого января 2011 г. ввозная таможенная пошлина может быть уплачена только в качестве таковой по отдельно выделенному коду бюджетной классификации.
Также указанным Соглашением и комментируемой главой не предусмотрена возможность проведения зачета сумм излишне уплаченных ввозных таможенных пошлин в счет уплаты иных таможенных платежей. В свою очередь, при наличии остатка авансовых платежей на уплату вывозных пошлин, налогов, сборов и недостаточности средств, уплаченных в качестве ввозной таможенной пошлины, у таможенных органов нет оснований и возможностей для осуществления зачета. Это усложнение не только для участников ВЭД (плательщиков пошлин и налогов), которые должны будут вести и контролировать два финансовых потока на уплату таможенных платежей, причем в достаточном количестве денежных средств. Для таможенных органов это усложнение, связанное с необходимостью администрирования двух лицевых счетов каждого участника ВЭД.
Общие принципы установления налогов и сборов
Общие принципы установления налогов и сборов сводятся к определению их элементов, оснований для предоставления налоговых льгот и порядка их применения.
При установлении налога в обязательном порядке определяются следующие элементы :
1) плательщики налога
2) объект налогообложения
3) база налогообложения
4) ставка налога
5) порядок исчисления налога
6) налоговый период
7) срок и порядок уплаты налога
8) срок и порядок представления отчетности об исчислении и уплате налога.
Все перечисленные элементы объединяет понятие налоговой обязанности . Ею признается обязанность налогоплательщика исчислить, задекларировать и/или уплатить сумму налога и сбора в порядке и сроки, определенные НКУ, законами по вопросам таможенного дела. Налоговая обязанность является безусловной и первоочередной по отношению к другим неналоговым обязанностям налогоплательщика, кроме случаев, предусмотренных законом.
Исполнением налоговой обязанности считается уплата в полном объеме плательщиком соответствующих сумм налоговых обязательств в установленный налоговым законодательством срок. Исполнение налоговой обязанности может осуществляться налогоплательщиком самостоятельно либо с помощью налогового агента или своего представителя.
Налогоплательщиками признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность, являющуюся объектом налогообложения согласно НКУ или налоговым законам, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов согласно НКУ.
Налоговый агент - лицо, на которое Кодексом возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, начисляемых (выплачиваемых, предоставляемых) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет денежных средств налогоплательщика (например, налоговым агентом является работодатель, удерживающий и перечисляющий в бюджет налог на доходы физических лиц – наемных работников). Налоговые агенты приравниваются к налогоплательщикам, имеют права и исполняют обязанности, установленные для налогоплательщиков.
Представителями налогоплательщика признаются лица, которые могут осуществлять представительство его законных интересов и ведение дел, связанных с уплатой налогов, на основании закона или доверенности. Представитель налогоплательщика пользуется правами, установленными для налогоплательщика.
Объектом налогообложения могут быть имущество, товары, доход (прибыль) или его часть, обороты по реализации товаров (работ, услуг) и другие объекты, определенные налоговым законодательством, с наличием которых налоговое законодательство связывает возникновение у плательщика налоговой обязанности.
База налогообложения – это физическое, стоимостное или другое характерное выражение объекта налогообложения, к которому применяется налоговая ставка и которое используется для определения размера налогового обязательства.
Единицей измерения базы налогообложения признается конкретная стоимостная, физическая или другая характеристика базы налогообложения или ее части, в отношении которой применяется ставка налога.
Ставкой налога признается размер налоговых начислений на (с) единицу (единицы) измерения базы налогообложения. В отношении конкретных налогов устанавливается базовая (основная) ставка. По определенным налогам устанавливается предельная ставка. представляющая собой максимальный или минимальный размер ставки.
Исходя из механизма исчисления налогового обязательства, ставки бывают абсолютными и относительными. Абсолютной (специфической) является ставка налога, согласно которой размер налоговых начислений устанавливается как фиксированная величина по каждой единице измерения базы налогообложения. Относительной (адвалорной) признается ставка налога, согласно которой размер налоговых начислений устанавливается в процентном или кратном отношении к единице стоимостного измерения базы налогообложения.
Исчисление суммы налога осуществляется путем умножения базы налогообложения на ставку налога с/без применением соответствующих коэффициентов.
Специфические и фиксированные ставки, а также показатели, установленные НКУ в стоимостном выражении, подлежат индексации в порядке, определенном Кодексом.
Налоговым периодом признается установленный НКУ период времени, с учетом которого происходит исчисление и уплата отдельных видов налогов и сборов. Налоговым периодом могут быть календарные год, квартал, месяц, день.
Сроком уплаты налога и сбора признается период, который начинается с момента возникновения налоговой обязанности налогоплательщика по уплате конкретного вида налога и заканчивается последним днем срока, в течение которого такой налог или сбор должен быть уплачен в порядке, определенном налоговым законодательством.
Порядок уплаты налогов и сборов устанавливается НКУ или законами по вопросам таможенного дела для каждого налога отдельно. Уплата налогов осуществляется в наличной или безналичной формах в национальной валюте Украины, кроме случаев, предусмотренных НКУ или законами по вопросам таможенного дела.
Сроки и порядок представления отчетности об исчислении и уплате конкретных налогов и сборов рассмотрены в параграфах, в которых раскрываются вопросы администрирования налогов, сборов (обязательных платежей) и отдельные объекты налогообложения.
Налоговая льгота – предусмотренное налоговым и таможенным законодательством освобождение налогоплательщика от обязанности по начислению и уплате налога и сбора, уплата им налога и сбора в меньшем размере при наличии оснований. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.
Налоговая льгота предоставляется путем :
а) налогового вычета (скидки), уменьшающего базу налогообложения до начисления налога и сбора (например, налоговые скидки и налоговые социальные льготы по налогу на доходы физических лиц уменьшают налогооблагаемый доход, полученный в виде заработной платы)
б) уменьшения налогового обязательства после начисления налога и сбора (например, сумма начисленного налога на прибыль производителей сельскохозяйственной продукции уменьшается на сумму налога на землю, используемую в сельскохозяйственном производственном обороте)
в) установления сниженной ставки налога и сбора (например, по налогу на доходы физических лиц в виде заработной платы шахтеров установлена ставка 10% независимо от суммы)
г) освобождения от уплаты налога и сбора (например, освобождается от налогообложения прибыль предприятий, полученная от продажи на таможенной территории Украины продуктов детского питания собственного производства, направленная на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен таких продуктов).
Налоговые льготы, порядок и основания их предоставления устанавливаются с учетом требований законодательства Украины о защите экономической конкуренции исключительно Налоговым кодексом Украины или принятыми в соответствии с ним решениями Верховной Рады Автономной Республики Крым и органов местного самоуправления.
8.1. Принципы установления налогов и сборов
Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными (п. 3 ст. 3 НК).
Не допускается устанавливать налоги и сборы (ст. 3 НК):
– имеющие дискриминационный характер и различно применяющиеся исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев
– предусматривающие дифференцированные ставки или налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала
– препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав
– нарушающие единое экономическое пространство РФ.
Допускается установление особых видов пошлин либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК и таможенным законодательством РФ.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения (п. 1 ст. 17 НК). В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком (п. 2 ст. 17 НК).
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам (п. 3 ст. 17 НК).
8.2. Элементы налога и их характеристика
Налог считается установленным лишь тогда, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. В необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.
При установлении сборов определяются их плательщики и элементы обложения применительно к конкретным сборам.
Элементами налогообложения являются:
– объект налогообложения
– налоговая база
– налоговый период
– налоговая ставка
– порядок исчисления налога
– порядок и сроки уплаты налога.
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК и с учетом положений ст. 38 НК.
Объекты налогообложения
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения и обычно рассчитывается по итогам каждого налогового периода.
Правила расчета налоговой базы
Налоговый период – это период времени, по окончании которого применительно к отдельным налогам определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.
Налоговым периодом признается календарный год или иной период времени. При этом налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов.
Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются:
– календарной датой
– истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями
– указанием на событие, которое должно наступить или произойти
– указанием на действие, которое должно быть совершено.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК.
Налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком не признаются в качестве обязательного элемента налогообложения. Положения о налоговых льготах включаются в акт законодательства о налогах и сборах только в необходимых случаях, и отсутствие таких правовых предписаний не может быть основанием для признания налога неустановленным.
Льготы по налогам и сборам – это предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено НК.
8.3. Способы уплаты налогов
Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату этого налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Обязанность по уплате налога (сбора) прекращается:
– с уплатой налога налогоплательщиком (сбора плательщиком сбора)
– со смертью физического лица – налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации
– с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации
– с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
Исчисление налога, подлежащего уплате за налоговый период, производится исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
НК предусматривает возможность исчисления налога:
– налогоплательщиком самостоятельно
– налоговым агентом
– налоговым органом.
Самостоятельное исчисление налога налогоплательщиком является процедурой универсального применения и не требует специального подтверждения в соответствующей норме законодательства о налогах и сборах для каждого конкретного случая или каждого конкретного налога.
Исчисление суммы налога налоговым органом или налоговым агентом производится только в случаях, прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
В случае исчисления налога налоговым органом он не позднее 30 дней до наступления срока платежа направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В теории существует четыре основных способа уплаты налога:
– кадастровый
– «у источника»
– по декларации
– по уведомлению.
Кадастровый способ уплаты заключается в уплате налога на основании данных соответствующего реестра объектов налогообложения. Как правило, применяется для налогов, объектом которых является имущество, а исчисление размера налога не связано с оценкой доходности объекта налогообложения.
Уплата налога «у источника» применяется в отношении тех налогов, которые удерживаются из начисленного дохода. Этот способ означает необходимость исчисления и перечисления налоговых платежей лицом, выплачивающим налогооблагаемые доходы налогоплательщику. Налогоплательщик получает налогооблагаемый доход уже с вычтенной из него суммы налогового платежа.
При использовании прогрессивной или регрессивной ставки налогообложения уплата налога «у источника» не исключает необходимости последующей подачи по итогам года налоговой декларации с последующим перерасчетом налоговых обязательств.
Уплата налога по декларации состоит в предоставлении налогоплательщиком в налоговые органы информации о полученных им за прошедший налоговый период объектах налогообложения и расчет суммы налогового платежа. Указанная информация заносится налогоплательщиком в бланк налоговой декларации, который передается в налоговый орган.
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и других связанных с исчислением и уплатой налога обстоятельствах.
Одновременно с подачей налоговой декларации или позднее налогоплательщик осуществляет уплату налогового платежа.
Уплата налога по уведомлению применяется в том случае, когда обязанность исчисления суммы налога возложена на налоговые или иные органы государственной власти, не являющиеся налоговыми агентами. Эти органы направляют налогоплательщику налоговое уведомление.
В налоговом уведомлении должны быть указаны:
– размер налога, подлежащего уплате
– расчет налоговой базы
– срок уплаты налога.
Обязанность налогоплательщика по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
После получения налогового уведомления налогоплательщик самостоятельно осуществляет уплату налогового платежа в установленном размере.
Уплата налога по уведомлению часто сочетается с кадастровым способом уплаты налога.
8.4. Порядок исполнения обязанности по уплате налога или сбора
Исполнение обязанности по уплате налога или сбора означает соблюдение налогоплательщиком или плательщиком сборов определенных условий. Обязанность по уплате налога или сбора должна быть выполнена налогоплательщиком или плательщиком сборов:
– самостоятельно (если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах)
– в срок, установленный законодательством о налогах и сборах, или досрочно
– в наличной или безналичной форме
– в валюте РФ.
Правила исполнения плательщиком сбора обязанности по уплате сбора совпадают с правилами исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.
Порядок уплаты налогов и сборов. Уплата налога или сбора производится:
– разовой уплатой всей суммы налога
– в ином порядке, предусмотренном НК и другими актами законодательства о налогах и сборах.
Конкретный порядок уплаты налога устанавливается в соответствии с НК применительно к каждому налогу.
НК может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу– авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Момент исполнения обязанности по уплате налога. Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком:
1) с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа
2) с момента отражения на лицевом счете организации, которой открыт лицевой счет, операции по перечислению соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ
3) со дня внесения физическим лицом в банк, кассу местной администрации либо в организацию федеральной почтовой связи наличных денежных средств для их перечисления в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства
4) со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога
5) со дня удержания сумм налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из денежных средств налогоплательщика возложена на налогового агента
6) со дня уплаты декларационного платежа в соответствии с федеральным законом об упрощенном порядке декларирования доходов физическими лицами.
Налог не признается уплаченным в случаях:
1) отзыва налогоплательщиком или возврата банком налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации
2) отзыва налогоплательщиком-организацией, которой открыт лицевой счет, или возврата органом Федерального казначейства (иным уполномоченным органом, осуществляющим открытие и ведение лицевых счетов) налогоплательщику неисполненного поручения на перечисление соответствующих денежных средств в бюджетную систему РФ
3) возврата местной администрацией либо организацией федеральной почтовой связи налогоплательщику – физическому лицу наличных денежных средств, принятых для их перечисления в бюджетную систему РФ
4) неправильного указания налогоплательщиком в поручении на перечисление суммы налога номера счета Федерального казначейства и наименования банка получателя, повлекшего неперечисление этой суммы в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства
5) если на день предъявления налогоплательщиком в банк (орган Федерального казначейства, иной уполномоченный орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов) поручения на перечисление денежных средств в счет уплаты налога этот налогоплательщик имеет иные неисполненные требования, которые предъявлены к его счету (лицевому счету) и в соответствии с гражданским законодательством РФ исполняются в первоочередном порядке, и если на этом счете (лицевом счете) нет достаточного остатка для удовлетворения всех требований.
Последствия неисполнения обязанности по уплате налога или сбора. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога (сбора) является основанием для:
1) направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (сбора)
2) применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, в том числе:
– взыскания налога (сбора) за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке
– взыскания налога (сбора) за счет имущества налогоплательщика.
8.5. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться следующими способами:
– направлением требования об уплате налогов и сборов
– залогом имущества
– поручительством
– пеней
– приостановлением операций по счетам в банке
– наложением ареста на имущество налогоплательщика.
Требование об уплате налога и сбора – письменное извещение о неуплаченной сумме налога (сбора, пеней, штрафов), а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику (плательщику сборов, налоговому агенту) при наличии у него недоимки и независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Залог – способ обеспечения обязательства, при котором кредитор-залогодержатель приобретает право в случае неисполнения должником обязательства получить удовлетворение за счет заложенного имущества преимущественно перед другими кредиторами, за изъятиями, предусмотренными законом.
Залог применяется в случае изменения сроков исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем (налогоплательщик, плательщик сбора или иное лицо). При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет средств залогодателя налоговому органу (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
К правоотношениям, возникающим при установлении залога в качестве способа обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, могут применяться и положения гражданского законодательства. В гражданском законодательстве порядок установления залога урегулирован нормами § 3 гл. 23 ГК, а также действующим в части, не противоречащей ГК, Законом РФ от 25.05.1995 № 2872-1 «О залоге».
Поручительство может применяться в качестве обеспечительной меры:
– при принятии решения об изменении срока уплаты налога, сбора
– в иных случаях, предусмотренных НК.
В юридической литературе поручительство понимается как ответственность, принимаемая кем-либо на себя для обеспечения исполнения обязательства другого лица. К правоотношениям, возникающим при установлении поручительства за исполнение обязанностей по уплате налогов и сборов, применяются положения гражданского законодательства, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. В гражданском законодательстве порядок поручительства урегулирован нормами § 5 гл. 23 ГК.
Поручителем вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате налога допускается одновременное участие нескольких поручителей. Поручительство оформляется договором между налоговым органом и поручителем, составленным в соответствии с гражданским законодательством РФ.
В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов (сборов), если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога или сбора и соответствующих пеней. По исполнении поручителем взятых на себя обязательств в соответствии с договором к нему переходит право требовать от налогоплательщика уплаченных им сумм, а также процентов по этим суммам и возмещения убытков, понесенных в связи с исполнением обязанности налогоплательщика.
Пеней признается установленная ст. 75 НК денежная сумма, которую налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования ЦБР.
Сумма соответствующих пеней назначается и уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения:
– других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора
– мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пени не начисляются на сумму недоимки:
– которую налогоплательщик не мог погасить в силу того, что по решению налогового органа или суда были приостановлены операции налогоплательщика в банке или наложен арест на имущество налогоплательщика
– которая образовалась в результате выполнения письменных разъяснений финансового, налогового или другого уполномоченного органа государственной власти в пределах его компетенции.
Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном НК.
Приостановление операций по счетам в банке означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету (в пределах суммы, указанной в решении о приостановлении), за исключением платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством РФ предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов.
Приостановление операций по счетам в банке допустимо в отношении:
– налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов из числа организаций и индивидуальных предпринимателей
– налогоплательщиков, налоговых агентов из числа нотариусов, занимающихся частной практикой или адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты.
Решение о приостановлении операций принимается руководителем (заместителем руководителя) налогового органа в случае:
– неисполнения направленного ранее требования об уплате налога или сбора (при этом решение не может быть принято ранее вынесения решения о взыскании налога)
– непредставления налоговой декларации в налоговый орган (решение принимается в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации).
Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам в банке подлежит безусловному исполнению банком. Приостановление операций по счетам в банке действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до отмены этого решения. При наличии решения о приостановлении операций по счетам организации банк не вправе открывать этой организации новые счета.
Арестом имущества в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов признается действие налогового или таможенного органа с санкции прокурора по ограничению права собственности организации (налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента) в отношении его имущества.
Арест имущества производится в случае неисполнения организацией в установленные сроки обязанности по уплате налога, пеней и штрафов и при наличии у налоговых или таможенных органов достаточных оснований полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться либо скрыть свое имущество.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!