Льготы по налогу имущество организаций их виды порядок представления
Разъяснён порядок заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций
29 Архангельская область и Ненецкий ао
Дата публикации: 14.01.2015 17:37
В соответствии с вступившими в силу с 1 января 2015 года положениями Федерального закона от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ» статья 381 Налогового кодекса РФ дополнена пунктом 25, в соответствии с которым организации освобождаются от налогообложения налогом на имущество организаций в отношении движимого имущества, принятого на учет с 1 января 2013 года в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате: реорганизации или ликвидации юридических лиц передачи, включая приобретение, имущества между лицами, признаваемыми в соответствии с положениями пункта 2 статьи 105.1 Кодекса взаимозависимыми.
До внесения официальных изменений в приказ ФНС России от 24.11.2011 № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения» при заполнении налоговых деклараций по налогу на имущество организаций начиная с налогового и отчетных периодов 2015 года налогоплательщикам, заявляющим право на льготу по пункту 26 статьи 381 Кодекса. по строке с кодом 160 соответствующего раздела 2 налоговой декларации по налогу (налогового расчета по авансовому платежу), заполняемого в отношении указанного имущества, должен быть указан присвоенный данной налоговой льготе код 2010258.
Исчисление налога на имущество в бюджетных организациях
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.
Подобные работы
Экономическая сущность налога на имущество, особенности налогообложения имущества образовательных учреждений, пути оптимизации. Исследование и анализ практики налогообложения налогом на имущество организаций для оценки возможности ее адаптации в России.
дипломная работа [68,0 K], добавлена 02.02.2010
Изучение основных элементов и сущности транспортного налога, порядка его исчисления. Описание объектов налогообложения, ставок, базы, а также порядка и сроков уплаты данного налога. Рассмотрение порядка исчисления на примере Москвы и Санкт-Петербурга.
курсовая работа [78,5 K], добавлена 21.04.2015
Анализ норм Налогового кодекса Российской Федерации об основах налогообложения и налоге на имущество организаций. История налогообложения имущества. Цели и задачи налогообложения юридических лиц. Изучение порядка расчета налога на имущество организаций.
курсовая работа [203,5 K], добавлена 23.10.2014
Сущность и значение налога на имущество организаций, проблемы и практическое применение. Формирование объекта налогообложения и определение налоговой базы. Понятие налоговых льгот, суть декларации. Особенности порядка исчисления и уплаты налога в бюджет.
курсовая работа [67,3 K], добавлена 10.12.2010
Общее понятие казенных и бюджетных учреждений. Особенности налогообложения государственных и муниципальных учреждений НДС. Специфика применения налога на прибыль. Порядок составления налоговых деклараций и отчета о целевом использовании имущества.
реферат [19,5 K], добавлена 16.09.2014
Формирование финансов бюджетных организаций. Основные формы, методы планирования бюджетных организаций в Российской Федерации. Порядок исполнения смет бюджетных организаций. Информация о деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ.
курсовая работа [1,2 M], добавлена 14.10.2010
Изучение налога на имущество, выявление недостатков и разработка путей их устранения на предприятии ООО "Мегалюм". Порядок расчетов с бюджетом по налогу на имущество организации. Порядок применения налоговых льгот, исчисления и уплаты налога на имущество.
курсовая работа [110,6 K], добавлена 26.05.2014
Исследование экономической сущности налога на имущество организаций. Налогоплательщики и налогооблагаемое имущество организаций. Формирование объекта налогообложения и определение налоговой базы по налогу на имущество организаций. Анализ применения льгот.
курсовая работа [42,1 K], добавлена 01.12.2014
Налоговая система РФ: становление, развитие, недостатки, пути реформирования. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей. Порядок определения налоговой базы. Особенности исчисления и уплаты налога в отношении объектов недвижимого имущества.
реферат [40,6 K], добавлена 05.02.2014
Нормативно-правовая база налогообложения налога на имущество организаций. Сущность налога на имущество и его значение в экономике страны. Формирование налоговой базы по налогу на имущество организации, порядок его исчисления и уплаты, применение льгот.
курсовая работа [132,7 K], добавлена 14.05.2014
Введение
Потребность в исследовании налогообложения имущества бюджетных учреждений обусловлена необходимостью рационализации использования имущества, находящихся в их собственности.
Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законном порядке. Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги – основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Налог на имущество является основным налогом субъектов Российской Федерации, поэтому его, наряду с налогом на прибыль, налогом на добавленную стоимость, другими видами налогов, обеспечивающими основные поступления в бюджеты различных уровней, необходимо рассматривать отдельно. К тому же налог на имущество предприятий занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России и вызывает определенный интерес в свете возможных изменений в порядке расчета и уплаты.
Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера, и имеет массу недостатков, которые затрудняют эффективное использование земель имущества. Налог на имущество предприятий не стимулирует внедрение новых технологий, инвестиции в модернизацию основных фондов.
Все это свидетельствует об актуальности темы данной работы.
Целью данной работы является теоретическое обоснование системы налогообложения имущества в Российской Федерации. Для достижения указанной цели в работе поставлены и решены следующие основные задачи:
· исследовать теоретические основы налогообложения имущества, выявить экономическую сущность налога на имущество
· исследовать современное состояние налогообложения имущества на примере расчетно-кассового центра, обозначить необходимость оптимизации налогообложения
1. Особенности исчисления и уплаты налога на имущество бюджетными организациями
1.1 Особенности налогообложения налогом на имущество бюджетных организаций
Для определения сущности имущественного налогообложения в Российской Федерации следует обратиться к истории формирования Российской налоговой системы. При построении налоговой системы предусматривалось, что имущественные налоги должны были относиться к ведению региональных и местных органов власти и, соответственно, быть одними из существенных источников формирования доходной базы региональных и местных бюджетов. Данный подход обуславливался тем, что вышеуказанные органы власти могли реально обеспечивать эффективный контроль за накопленным имуществом, полнотой учета и сбора имущественных налогов, оценивать необходимость предоставления налоговых льгот.
В первую очередь, такая доходообразующая роль отводилась налогу на имущество предприятий.
При введении указанного налога преследовалось несколько целей: создать у организаций заинтересованность в реализации излишнего, неиспользуемого имущества и стимулировать эффективное использование имущества, находящегося у них на балансе.
Таким образом, с точки зрения экономики этот налог должен был выполнять стимулирующую и контрольную функции, а с точки зрения финансов – фискальную функцию.
Признание бюджетных организаций плательщиками налога на имущество организаций производится на основании государственной регистрации в качестве юридического лица.
Бюджетные организации признаются плательщиками налога на имущество организаций на основании свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица, а вновь созданные бюджетные организации – со дня внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Глава 30 НК РФ является главой прямого действия это означает, что все положения, установленные в данной главе Кодекса, применяются непосредственно на всей территории Российской Федерации
Хотя налог на имущество организаций и вводится на соответствующей территории законом субъекта Российской Федерации, законодательные (представительные) власти субъектов Российской Федерации должны определить в своих законах о налоге на имущество организаций только отдельные элементы налогообложения, право на установление которых делегировано им гл. 30 НК РФ, в частности, они имеют право устанавливать ставку налога в пределах, определенных ст. 380 Кодекса, сроки уплаты налога, а также форму отчетности по налогу. Они также вправе предусматривать сверх установленных гл. 30 НК РФ льгот по налогу на имущество организаций (ст. 381 НК РФ) дополнительные льготы по налогу для организаций. Кроме того, законодательные акты субъекта Российской Федерации о налоге могут не устанавливать отчетные периоды по налогу, а также предусматривать для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
В отношении налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) следует иметь в виду, что если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации о налоге на имущество организаций, то бюджетные организации должны представлять налоговую декларацию (налоговый расчет по авансовым платежам) по форме, утвержденной Приказом МНС России от 23.03.2004 N САЭ 3–21/224.
1.2 Имущество бюджетных организаций, включаемое в налоговую базу
Заполняя налоговую декларацию или авансовый расчет по налогу на имущество организаций, следует иметь в виду, что согласно ст. 374 НК РФ объектом налогообложения являются только основные средства (движимое и недвижимое имущество), находящиеся на балансе налогоплательщика, в том числе находящиеся на балансе бюджетной организации на праве оперативного управления
При этом к недвижимому имуществу для целей налогообложения относятся объекты основных средств, определенные ст. 130 ГК РФ, а именно земельные участки, участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты.
Согласно п. 2 ст. 130 ГК РФ под движимым имуществом подразумеваются вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги.
Однако для целей налога на имущество организаций в соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектом налогообложения признается движимое имущество как вещи, не относящиеся к недвижимости и учитываемые на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Признание основных средств объектом обложения налогом на имущество организаций определяется наличием их нахождения на балансе организации в соответствии с требованиями бухгалтерского учета.
Согласно п. 2 ст. 8 Закона №129 ФЗ имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Таким образом, на балансе организации в зависимости от имеющихся у организации прав на основные средства (движимое и недвижимое имущество) отражаются:
· основные средства, принадлежащие организации на праве собственности (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление)
· основные средства, находящиеся у организации в хозяйственном ведении или оперативном управлении (в том числе сданные в аренду, переданные в безвозмездное пользование, переданные в доверительное управление)
· основные средства, полученные организацией в аренду
· основные средства, полученные организацией в безвозмездное пользование
· основные средства, полученные организацией в доверительное управление.
· имущество бюджетных организаций, относящееся к основным средствам
Ведение бюджетными организациями бухгалтерского учета, в том числе основных средств, должно осуществляться в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной Приказом Минфина России от 30.12.1999 №107н (далее – Инструкция №107н).
При принятии бюджетными организациями к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо, чтобы в отношении их выполнялись следующие условия:
· использование для управленческих нужд организации (либо оказания услуг)
· использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования.
1.3 Налоговые льготы, предусмотренные для бюджетных организаций
Статьей 381 НК РФ предусмотрены льготы по налогу на имущество организаций, предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков на федеральном уровне.
Согласно п. 1 ст. 381 НК РФ от налогообложения освобождаются организации уголовно-исполнительной системы в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций.
Уголовно-исполнительная система включает:
1) учреждения, исполняющие наказания
2) территориальные органы уголовно-исполнительной системы
3) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области исполнения наказаний
Данные организации являются бюджетными учреждениями.
Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства РФ могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения (ст. 5 Федерального закона от 21.07.1993 №5473–1 Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные указания в виде лишения свободы (далее – Закон №5473–1))
На балансе бюджетных организаций (в частности, музеев) могут находиться памятники истории и культуры, которые относятся к объектам социально-культурной сферы. Поэтому организации вправе использовать льготу по налогу, предоставляемую не только согласно п. 5 ст. 381 НК РФ, но и в соответствии с п. 7 ст. 381 настоящего Кодекса.
Под объектами культурного наследия федерального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры Российской Федерации, а также объекты археологического наследия (ст. 4 Федерального закона от 25.06.2002 №73 ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – Закон №73 ФЗ)).
В целях предоставления льготы по налогу на имущество организаций организация, имеющая на балансе объекты культурного наследия (памятники истории и культуры), должна представить охранное обязательство, оформленное в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При этом охранное обязательство согласно ст. 29 Федерального закона от 21.12.2001 №178 ФЗ О приватизации государственного муниципального имущества должно содержать требования к содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требования.
При этом объектами культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения является единый имущественный комплекс, который функционально предназначен и используется организацией для нужд культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения. В него входит все имущество бюджетной организации, например образовательного учреждения, которое включает административные здания и помещения (в том числе инвентарь, учебные корпуса, объекты по содержанию зданий (в том числе котельные), столовые для студентов и преподавателей, общежития, гаражи, транспортные средства, библиотеки, клубы и т.д.), то есть совокупность основных средств, находящихся на балансе образовательного учреждения, которые необходимы для осуществления основной деятельности организации.
Соответствующее предназначение объектов основных средств (движимого и недвижимого имущества) определяется Положением об организации, первичными документами на эти объекты и распорядительными документами организации в отношении использования объектов основных средств для нужд культуры, искусства, образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.
Не подлежат льготированию объекты социально-культурной сферы, полностью используемые в течение налогового (отчетного) периода не для вышеуказанных нужд, в том числе полностью сдаваемые в аренду
Если на территории бюджетной организации, осуществляющей деятельность в области образования, медицины, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения, имеются отдельные общедоступные объекты торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, то данные объекты, как не связанные с социально-культурной сферой, подлежат налогообложению.
Таким образом, можно сделать вывод, что если бюджетная организация не осуществляет иные виды деятельности, кроме основной (в том числе по оказанию платных услуг по этой деятельности), то ее имущество не подлежит обложению налогом на имущество организаций.
Законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации предусмотрели, например, следующие налоговые льготы:
· в отношении памятников истории и культуры регионального и (или) местного значения
· отношении объектов социально-культурного назначения
· отношении бюджетных учреждений регионального и местного значения.
Согласно ст. 373 НК РФ налогоплательщиками признаются, в частности, Российские организации.
Поэтому вне зависимости от того, имеет ли организация льготу по налогу на имущество организаций, налоговая декларация представляется в обязательном порядке по всему имуществу, которое находится у нее на балансе. Причем налоговая декларация представляется по месту фактического нахождения недвижимого имущества и месту учета движимого имущества (то есть по месту нахождения организации и по месту нахождения обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс), относимых согласно правилам бухгалтерского учета к основным средствам.
1.4 Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу на имущество
Налог и авансовые платежи по налогу на имущество организаций подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
При этом законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации вправе предусмотреть для отдельных категорий налогоплательщиков право не исчислять и не уплачивать авансовые платежи по налогу.
По истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики налога на имущество предоставляют в налоговые органы налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу и налоговую декларацию. При этом расчеты по авансовым платежам предоставляются не позднее 30 дней с даты окончания соответствующего отчетного периода, а налоговые декларации не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (статья 386 Налогового кодекса).
Налоговая декларация представляется налогоплательщиком налога на имущество организаций лично или через его представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи в налоговые органы:
· по месту нахождения Российской организации
· по месту осуществления деятельности иностранной организации через постоянное представительство
· по месту нахождения обособленного подразделения Российской организации, имеющего отдельный баланс
· по месту нахождения недвижимого имущества.
2. Особенности налогообложения налога на имущество на примере Расчетно-кассового центра г. Ртищево
2.1 Краткая характеристика Расчетно-кассового центра г. Ртищево
Расчетно-кассовый центр г. Ртищево располагается в г. Ртищево по адресу ул. Советская 52/2.
Расчетно-кассовый центр г. Ртищево имеет идентификационный код (номер по МФО), печать со своим наименованием и изображением Государственного герба Российской федерации, а также штампы, необходимые для выполнения его функциональных задач.
Он. руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, Положением Центрального Банка РФ 7 октября 1996 г. № 336 и иными нормативными актами Банка России.
Основной целью деятельности расчетно-кассового центра в г. Ртищево, является обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы Российской Федерации.
Основными функциями расчетно-кассовый центр г. Ртищево являются:
1. Осуществление расчетов между кредитными организациями (филиалами).
2. Осуществление кассового обслуживания кредитных организаций (филиалов).
3. Хранение наличных денег и других ценностей, совершение операций с ними и обеспечение их сохранности.
4. Обеспечение учета и контроля осуществления расчетных операций и выверки взаимных расчетов через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам_
5. Обеспечение учета и контроля осуществления кассовых операций через корреспондентские счета (субсчета), открываемые кредитным организациям (филиалам).
6. Расчетно-кассовое обслуживание представительных и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, их учреждений и организаций, воинских частей, военнослужащих, а также иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
7. Проверка в кредитных организациях работы по соблюдению порядка ведения кассовых операций по обслуживаемой клиентуре.
8. Осуществление контроля за достоверностью отчетности о кассовых оборотах, составляемой кредитными организациями.
Расчетно-кассовый центр осуществляет следующие операции:
1. Открытие, переоформление и закрытие корреспондентский счетов (субсчетов) кредитными организациями (филиалами), а также других счетов юридическим и физическим лицам.
2. Списание (зачисление) средств со счетов (на счета) кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.
3. Контроль соблюдения правил и сроков совершения расчетных операций кредитными организациями, другими юридическими и физическими лицами.
4. Контроль соблюдения платежей в пределах средств, имеющихся на счетах кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц.
5. Учет списания (зачисления) средств посредством отражения на корреспондентских счетах (субсчетах), расчетных и текущих счетах, счетах МФО, а также других счетах, открытых на балансе расчетно-кассового цента.
6. Прием и выдача ценностей из резервных фондов.
Расчетно-кассовый центр г. Ртищево на основе данных получаемых от обслуживаемых кредитных организаций (филиалов), других юридических и физических лиц, а также собственной информации составляет и анализирует установленную Банком России отчетность, сведения разовых обследований и аналитические материалы по расчетам, кредитованию, денежному обращению, кассовым оборотам, кассовому исполнению федерального бюджета, остатками средств на счетах местных органов власти.
2.2 Расчет налога на имущество расчетно-кассового центра г. Ртищево за 2008 год
Таблица 2.1 Расчет среднегодовой стоимости имущества Расчетно-кассового центра г. Ртищево в 2008 году
Налог на имущество организаций, его значение и место в налоговой системе. 1 страница
Читайте также:
1. Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.
2. Механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций:
а) налогоплательщики налога.
б) объект налогообложения,
в) налоговая база и порядок ее определения.
г) особенности определения налоговой базы по налогу на имущество иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в РФ.
д) особенности исчисления и уплаты налога по месту нахождения обособленных подразделений организаций.
е) ставка налога, установленная в НК и возможности ее корректировки субъектами федерации.
ж) льготы по налогу, их классификация и значение.
з) порядок и сроки уплаты сумм налога и авансовых платежей по налогу на имущество организаций.
1. Налог на имущество организаций, его значение и роль в консолидированных бюджетах субъектов федерации.
Концепция имущественных налогов предусматривает постепенный переход к налогообложению недвижимости, то есть земли и имущественных объектов, прочно связанных с землей и относящихся к недвижимому имуществу в соответствии с Гражданским кодексом РФ.
Одним из этапов перехода на налогообложение недвижимости является введение нового налога - на имущество организаций, предусмотренного гл.30 Налог на имущество организаций Налогового кодекса РФ.
Глава 30 НК РФ введена в действие 1 января 2004 г. Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов.
Налог на имущество организаций обязателен к уплате на территории России и должен вводиться в каждом субъекте Российской Федерации региональным законом о налоге - в отличие от налога на имущество предприятий, который был введен в действие Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 О налоге на имущество предприятий и действовал до 1 января 2004 г.
Согласно п.1 ст.372 Налогового кодекса РФ налог на имущество должен вводиться в каждом субъекте Федерации соответствующим законом о налоге. Это обусловлено тем, что налог на имущество организаций относится к региональным налогам.
В соответствии с п.1 ст.5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, вводящие налоги и (или) сборы, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Для введения в конкретном регионе налога на имущество организаций с 1 января 2004 г. необходимо было одновременно выполнить два условия: принять соответствующий закон субъекта РФ и официально опубликовать его до 1 декабря 2003 г.
Действовавшие ранее региональные законы с 1 января 2004 г. утратили силу вместе с Законом РФ от 13 декабря 1991 г. N 2030-1 О налоге на имущество предприятий (далее - Закон N 2030-1). Этот Закон был отменен Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ О внесении дополнения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменения и дополнения в статью 20 Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, а также о признании утратившими силу актов законодательства Российской Федерации в части налогов и сборов, которым одновременно была введена в действие гл.30 НК РФ.
Для того чтобы налог на имущество организаций начал взиматься с 1 января 2004 г. законодательные (представительные) органы власти субъектов Российской Федерации не позднее 30 ноября 2003 г. должны были принять закон о налоге на имущество организаций и опубликовать его.
Все основные элементы налогообложения, а также порядок исчисления, уплаты налога и авансовых платежей предусмотрены гл.30 НК РФ, а сроки уплаты утверждают законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов РФ о налоге могут только уточнять отдельные положения гл.30 НК РФ (если такое право передано Налоговым кодексом РФ региональным законодательным собраниям).
Согласно положениям гл. 30 НК РФ законодательные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- определяют ставку налога, которая не может превышать 2,2 процента
- устанавливают дифференцированные ставки в зависимости от категории налогоплательщиков (в том числе по отраслевому признаку, статусу организаций), по видам имущества
- имеют право ввести дополнительные налоговые льготы
- определяют сроки уплаты налога, а также вправе разрабатывать формы отчетности по налогу.
Кроме того, законы субъектов Российской Федерации могут позволить отдельным категориям налогоплательщиков не вносить ежеквартальные авансовые платежи.
В соответствии с п.2 ст.379 НК РФ отчетными периодами по налогу на имущество организаций признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. Но п.3 ст.379 НК РФ разрешает законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации не указывать отчетные периоды по налогу.
Региональные законы могут устанавливать форму налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам). В то же время форма налоговой декларации может быть утверждена и рекомендована региональным законодательным органам ФНС РФ.
Следует обратить внимание на то, что законы субъектов Российской Федерации о налоге не могут изменять другие элементы налогообложения, в том числе порядок исчисления налога и авансовых платежей. Региональные законодатели также не имеют права вводить новые термины и трактовать иначе установленные гл.30 Налог на имущество организаций НК РФ понятия, например такие, как место уплаты налога, объект налогообложения, налоговая база.
2. Механизм исчисления и уплаты налога на имущество организаций
а) налогоплательщики налога.
Плательщиками налога на имущество организаций являются:
- Российские организации
- иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст.373 НК РФ). Налог на имущество должны уплачивать все Российские организации независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, в том числе органы государственной власти (исполнительной и законодательной), включая все министерства и ведомства, некоммерческие организации, бюджетные организации, государственные унитарные предприятия, Центральный банк РФ и его территориальные учреждения, финансово-кредитные организации, а также внебюджетные государственные фонды.
Следовательно, и эти, и коммерческие организации должны представлять налоговую отчетность об имуществе, подлежащем налогообложению (налоговую декларацию).
Как уже было сказано, в законах субъектов Российской Федерации о налоге на имущество организаций могут быть установлены льготы по этому налогу для отдельных категорий налогоплательщиков.
Налог на имущество не платят организации, работающие по упрощенной системе налогообложения, а также плательщики единого налога на вмененный доход (с имущества, которое используется в деятельности, облагаемой ЕНВД) и те организации, которые уплачивают единый сельскохозяйственный налог. В гл.30 Налогового кодекса РФ эти нормы не прописаны, но о них сказано в гл.26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.
Налогоплательщики - Российские организации
Согласно ст.19 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками признаются организации, на которых возложена обязанность уплачивать налоги.
Филиалы и иные обособленные подразделения Российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов по местонахождению этих филиалов и иных обособленных подразделений в порядке, предусмотренном НК РФ.
Среди обязанностей налогоплательщиков можно выделить следующие две основные группы:
- обязанность по уплате налога
- сопутствующие обязанности (ведение учета объектов налогообложения, представление налоговой декларации и т.д.).
В ст.384 НК РФ установлено, что обязанность по уплате налога на имущество исполняет не обособленное подразделение, а сама организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс. Делать это нужно по местонахождению каждого такого подразделения.
Следовательно, налог на имущество в зависимости от желания налогоплательщика может быть уплачен как с расчетного счета головного подразделения, так и с расчетного счета обособленного подразделения. Рассчитывать налог и заполнять декларации руководитель организации может поручить служащим как головного подразделения, так и обособленного. Если организация освобождена от уплаты налога на имущество, то выполнять сопутствующие обязанности налогоплательщика (то есть вести учет объекта налогообложения и предоставлять налоговому органу необходимую информацию) она все равно должна.
Что касается обязанности по представлению в налоговые органы налоговой декларации по налогу на имущество, то, как указано в ст.80 НК РФ, этот вопрос должен решаться в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Кодексом установлено, что инструкции по заполнению налоговых деклараций по федеральным, региональным и местным налогам издаются МНС России по согласованию с Минфином России, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Иными словами, вопрос о необходимости представлять налоговые декларации организациями, не уплачивающими налог на имущество, может быть решен непосредственно местными инструкциями по заполнению налоговой декларации, которые должны выпускаться региональными и местными налоговыми органами.
Исполнение обязанности по уплате налога на имущество тесно связано с исполнением обязанности налогоплательщиков по постановке на налоговый учет.
Согласно гл.30 Налогового кодекса РФ налог на имущество уплачивается по местонахождению:
- самой организации
- каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс
- каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс.
В соответствии со ст.83 Налогового кодекса РФ организации подлежат постановке на учет в налоговых органах по местонахождению головной организации, обособленных подразделений, а также по местонахождению недвижимого имущества.
Под обособленным подразделением организации понимается любое территориально обособленное от нее подразделение, по местонахождению которого оборудованы стационарные рабочие места (ст.11 НК РФ). Обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено его создание в учредительных документах организации или нет, а также от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.
Таким образом, предусмотрено три условия, одновременное исполнение которых свидетельствует о наличии у налогоплательщика обособленного подразделения, а именно:
- наличие оборудованных рабочих мест
- нахождение оборудованных рабочих мест вне местонахождения головной организации
- стационарный характер оборудованных рабочих мест, которые признаются таковыми, если создаются на срок более одного месяца.
Наличие оборудованных рабочих мест
Согласно ст.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 181-ФЗ Об основах охраны труда в Российской Федерации (последняя редакция - от 10 января 2003 г.) рабочее место - место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Поэтому, если нет рабочих мест под контролем работодателя, то нет и обособленного подразделения.
В п.2 ст.11 НК РФ указано, что под оборудованием рабочего места подразумевается создание условий для исполнения трудовых обязанностей, а также само исполнение таких обязанностей. Значит, заключение трудового договора с работником и выплата ему заработной платы в отсутствии условий для исполнения им трудовых обязанностей не означает оборудование рабочего места в смысле ст.11 НК РФ. Такая позиция изложена, например, в Постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа (ФАС СЗО) от 7 октября 2002 г. по делу N А26-3503/02-02-07/160.
Территориальная обособленность
Для целей учета налогоплательщиков (ст.83 НК РФ) подразделение является территориально обособленным от организации-налогоплательщика в том случае, если оно находится на территории, налоговый учет и налоговый контроль на которой осуществляет налоговый орган, в котором организация-налогоплательщик не состоит на учете (Постановление ФАС СЗО от 18 сентября 2001 г. по делу N А56-14845/01).
Стационарный характер оборудованных рабочих мест
В данном случае стационарность понимается не как прочная связь с землей. Речь идет не столько об объектах, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (ст.130 ГК РФ), сколько о продолжительности существования оборудованных рабочих мест вне территории головного предприятия налогоплательщика. В Постановлении ФАС СЗО от 4 февраля 2002 г. по делу N А05-9651/01-491/14 указано, что направление работников в командировку в другую местность более чем на один месяц влечет за собой необходимость в создании обособленного подразделения и в соответствии с требованиями ст.83 НК РФ обязывает организацию встать на налоговый учет по местонахождению этого подразделения.
Заметим, что для признания подразделения обособленным (при буквальном прочтении п.2 ст.11 НК РФ) необходимо, чтобы в подразделении было оборудовано два и более стационарных рабочих места. Значит, если в обособленном подразделении работает только один человек, то постановки на налоговый учет не требуется. Такая позиция содержится в Постановлении Федерального арбитражного суда Московского округа от 3 октября 2001 г. по делу N КА-А40/5441-01.
Но в то же время ряд других арбитражных судов (см. например, Постановление ФАС СЗО от 27 мая 2002 г. по делу N А26-6342/01-02-12/178) придерживается противоположного мнения. Оно таково: использование в п.2 ст.11 НК РФ множественного числа термина стационарные рабочие места применено в связи с возможностью создания множества обособленных подразделений, то есть одно обособленное подразделение будет считаться созданным и в том случае, когда налогоплательщиком создано только одно рабочее место.
Уплата налога в бюджеты разных регионов по местонахождению имущества
Место постановки на налоговый учет может не совпадать с местом уплаты налога на имущество. В ст.384 НК РФ определено, что налог на имущество уплачивается по местонахождению обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс. Если обособленное подразделение не имеет отдельного баланса, то налог на имущество отдельно не уплачивается, хотя обязанность по постановке на налоговый учет в этом случае сохраняется в общем порядке.
Постановка на учет крупнейших налогоплательщиков по местонахождению обособленных подразделений и, соответственно, ведение оперативно-бухгалтерского учета осуществляются в общеустановленном порядке - в налоговых органах по местонахождению обособленных подразделений. Об этом сказано в Письме МНС России от 19 мая 2003 г. N ОС-6-30/564@.
При решении прочих вопросов налогового учета крупнейших налогоплательщиков необходимо руководствоваться Приказом МНС России от 31 августа 2001 г. N БГ-3-09/319 Об утверждении порядка определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков - Российских организаций (в ред. Приказа МНС России от 8 апреля 2003 г. N БГ-3-09/171). Критерии отнесения организаций к крупнейшим налогоплательщикам, действующие в настоящее время, установлены Приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/290@.
Налогоплательщики - иностранные организации
Главой 30 НК РФ определены другие категории налогоплательщиков и установлены особенности уплаты налога на имущество для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, а также для иностранных организаций, которые не ведут деятельность на территории РФ, но имеют имущество в России на правах собственности.
Согласно ст.373 Налогового кодекса РФ плательщиками налога на имущество признаются иностранные организации, которые:
- осуществляют деятельность в РФ через постоянные представительства
- имеют в собственности недвижимое имущество на территории РФ
- имеют в собственности недвижимое имущество на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Если иностранная организация имеет несколько оснований для признания ее плательщиком налога на имущество, то она является налогоплательщиком по всем имеющимся у нее основаниям.
При решении вопроса об уплате налога на имущество иностранными организациями необходимо также учитывать положения международных договоров.
Так, согласно ст.7 Налогового кодекса РФ, если международным договором, который содержит положения, касающиеся налогообложения, установлены правила и нормы, отличные от тех, которые предусмотрены Налоговым кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, то применяются правила и нормы международных договоров.
Также необходимо учитывать положения гл.26.4 Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции Налогового кодекса РФ.
В п.2 ст.306 НК РФ под постоянным представительством иностранной организации в Российской Федерации для целей налогообложения понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности этой организации, через которое организация регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации, связанную:
- с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов
- проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов
- продажей товаров с расположенных на территории Российской Федерации и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов
- осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности, за исключением предусмотренной п.4 ст.306 НК РФ.
Согласно п.9 ст.306 НК РФ иностранная организация также рассматривается как имеющая постоянное представительство, если эта организация:
- осуществляет поставки с территории Российской Федерации принадлежащих ей товаров, полученных в результате переработки на таможенной территории или под таможенным контролем
- осуществляет деятельность, отвечающую признакам постоянного представительства (п.2 ст.306 НК РФ), через лицо, которое на основании договорных отношений с этой иностранной организацией представляет ее интересы в Российской Федерации, действует на территории Российской Федерации от имени этой иностранной организации, имеет и регулярно использует полномочия на заключение контрактов или согласование их существенных условий от имени данной организации, создавая при этом правовые последствия для данной иностранной организации (зависимый агент).
Иностранные организации, не осуществляющие деятельность в России через постоянные представительства, также признаются налогоплательщиками, но только в отношении недвижимого имущества (зданий, сооружений, иных объектов недвижимого имущества), которое находится на территории России и принадлежит указанным иностранным организациям на праве собственности.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность на территории России через свои представительства, признаются плательщиками налога на имущество в отношении движимого и недвижимого имущества, которое находится на территории Российской Федерации (на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации). В налоговую базу для иностранных организаций входит имущество, как используемое для ведения предпринимательской деятельности, так и не используемое.
Однако следует иметь в виду, что согласно ст.306 НК РФ постоянное представительство иностранной организации считается образованным с начала регулярного осуществления предпринимательской деятельности через ее отделение. При этом деятельность по образованию отделения сама по себе не создает постоянного представительства. Постоянное представительство прекращает существование с момента завершения своей предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации через отделение иностранной организации.
Сам факт осуществления иностранной организацией на территории Российской Федерации деятельности подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства, предусмотренных п.2 ст.306 НК РФ, не может рассматриваться как приводящий к образованию постоянного представительства. К подготовительной и вспомогательной деятельности, в частности, относятся:
- использование сооружений исключительно для целей хранения, демонстрации и (или) поставки товаров, принадлежащих этой иностранной организации, до начала такой поставки
- содержание запаса товаров, принадлежащих этой иностранной организации, исключительно для целей их хранения, демонстрации и (или) поставки до начала такой поставки
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей закупки товаров этой иностранной организацией
- содержание постоянного места деятельности исключительно для сбора, обработки и (или) распространения информации, ведения бухгалтерского учета, маркетинга, рекламы или изучения рынка товаров (работ, услуг), реализуемых иностранной организацией, если такая деятельность не является основной (обычной) деятельностью этой организации
- содержание постоянного места деятельности исключительно для целей простого подписания контрактов от имени этой организации, если подписание контрактов происходит в соответствии с детальными письменными инструкциями иностранной организации.
Если иностранная организация владеет ценными бумагами, долями в капитале Российских организаций или иным имуществом на территории РФ, заключает договор простого товарищества или иной договор, который предполагает совместную деятельность его сторон (участников), осуществляемую полностью или частично на территории Российской Федерации, это не может рассматриваться для данной организации как основание для создания постоянного представительства в Российской Федерации. Любая иностранная организация считается образованной только с начала регулярного осуществления ею предпринимательской деятельности через ее обособленные подразделения.
Бывает, что иностранная организация предоставляет персонал для работы на территории России в другой организации. Если при этом отсутствуют признаки постоянного представительства, предусмотренные п.2 ст.306 НК РФ, то такая деятельность не может рассматриваться как приводящая к образованию постоянного представительства иностранной организации, которая предоставила персонал, если такой персонал действует исключительно от имени и в интересах организации, в которую он был направлен. Осуществление иностранной организацией операций по ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации товаров, в том числе в рамках внешнеторговых контрактов, при отсутствии признаков постоянного представительства также не влечет за собой образование постоянного представительства этой организации в Российской Федерации.
Иностранная организация не рассматривается как имеющая постоянное представительство, если она осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через брокера, комиссионера, профессионального участника Российского рынка ценных бумаг или любое другое лицо, действующее в рамках своей основной (обычной) деятельности.
Не приводит к образованию постоянного представительства иностранной организации в Российской Федерации и тот факт, что лицо, осуществляющее деятельность на территории Российской Федерации, является взаимозависимым с иностранной организацией при отсутствии признаков зависимого агента, предусмотренных п.9 ст.306 НК РФ.
В настоящее время особенности учета иностранных организаций установлены МНС России в Положении об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (Приложение N 1 к Приказу МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124).
Согласно указанному Положению постановка на учет иностранных организаций, осуществляющих деятельность в территориальном море, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ, производится в налоговых органах субъекта РФ, примыкающего к соответствующему району территориального моря, континентального шельфа и исключительной зоны РФ.
Если у иностранных, международных организаций и дипломатических представительств возникают трудности с определением места постановки на учет, решение принимает налоговый орган, определенный МНС России или Управлением МНС России по субъекту Российской Федерации, на основе представленных организацией (представительством) данных.
б) объект налогообложения.
Одним из самых важных моментов в системе обложения налогом на имущество является объект налогообложения перечень имущества, подлежащего налогообложению.
До 2004 г. налогом на имущество предприятий облагались основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты.
С 1 января 2004 г. объектом налогообложения признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств в соответствии с порядком ведения бухгалтерского учета. Это здания, сооружения, машины, оборудование, инвентарь, транспортные средства и другие материальные ценности, отнесенные в соответствии с правилами бухгалтерского учета к основным средствам. Из налогообложения выведены такие виды имущества, как нематериальные активы, запасы (включая товары) и затраты, находящиеся на балансе налогоплательщика, а это значительная часть имущества (примерно 40%, а для отдельных отраслей экономической деятельности и более).
Следует заметить, что движимое и недвижимое имущество, являющееся объектом обложения налогом на имущество организаций, отражается в бухгалтерском учете на счетах 01 Основные средства и 03 Доходные вложения в материальные ценности.
Так же как и в Законе N 2030-1, в гл.30 НК РФ установлено, что обложению налогом на имущество организаций подлежит имущество, принадлежащее организациям на праве собственности, переданное в хозяйственное ведение, оперативное управление, доверительное управление имуществом, совместную деятельность, аренду.
Источники:
Следующие статьи:
- Транспортный налог оренбург льготы
- Налоговые льготы по налогу имущество организаций московская область
Комментариев пока нет!