Какие социальные льготы предусмотрены для педагогических работников
Какие льготы предусмотрены для учителей в селе?
Содержание
Социальная важность профессии педагога требует от государства принятия мер, направленных на сохранение в профессии квалифицированных, опытных учителей, а также привлечение на работу молодых специалистов.
С этой целью со стороны государства разработаны льготы сельским учителям, пользоваться которыми могут специалисты, уехавшие из крупных городов в села и деревни.
Действующим законодательством определено право педагогов на первоочередное получение бесплатного жилья по месту работу, предусмотрен ранний выход на пенсию по выслуге лет, а также разработаны льготы, направленные на снижение расходов за электроэнергию и отопление.
Какие льготы получают педагоги в процессе трудовой деятельности?
1. Работникам педагогической сферы законодательством снижена норма трудового времени из расчета одной ставки. В отличие от других специальностей, где норма рабочего времени сотрудника составляет 36 часов в неделю, преподаватели могут работать по 18 часов.
Допускается работа по совместительству.
2. Специалисты этой категории имеют право на более длительный оплачиваемый отпуск, который составляет 42 – 56 дней.
3. Для учителей, которые имеют непрерывный рабочий стаж в течение 10 лет, предоставляется льгота в виде отпуска сроком 1 год. Данное право закреплено ТК РФ ст. 335. Уход в такой отпуск гарантирует преподавателю сохранение его рабочего места.Условия и порядок оплаты годового отпуска регламентируются уставом образовательного учреждения или нормативными законодательными актами региона, в котором работает сотрудник.
4. Возможность досрочного выхода на пенсию, после 25 лет ведения непрерывной педагогической деятельности.
Пособия и компенсации, предусмотренные педагогам, работающим в сельской местности!
Специалисты, согласившиеся работать в сельских школах, получают от государства дополнительные льготы. В основном эти пособия направлены на компенсацию расходов за оплату ЖКУ. Согласно ФЗ «Об образовании» определение и регулирование величины пособия за жилищно-коммунальные услуги является компетенцией региональных властей.
В частности им компенсируется:
• В полном объеме сумма, представленная к оплате за централизованное отопление или использование газа, если отопительная система в доме работает на природном газе. Компенсация осуществляется на основании показаний счетчика, при его отсутствии – согласно действующей норме потребления
• В полном объеме компенсация суммы расходов, связанных с оплатой электроэнергии, исходя из норматива, утвержденного на 1 м2 общей площади в месяц
• Оплата услуг по содержанию (проведение ремонтных работ) или найма жилья.
Предусмотрена компенсация в полном объеме
• В сельских местностях часто в качестве топлива для обогрева жилья используют уголь и дрова. Законодательством предусмотрена компенсация этих затрат согласно действующим нормативам.
Все эти льготы преподаватели получают даже после выхода на пенсию при условии, что их рабочий стаж вне города составляет минимум 10 лет и в период выхода на пенсию они пользовались предоставленными льготами.
Какие преимущества имеются у молодых специалистов?
Многие регионы РФ предлагают молодым специалистам после окончания ВУЗа дополнительные льготы. Данное условие распространяется исключительно на педагогов, которые работают в сельских школах и других образовательных учреждениях. В числе таких преимуществ выступает пособие для обзаведения хозяйством, размер которого кратен 5 – 10 окладам.
Молодым специалистам полагается пособие для строительства или покупки собственного жилья. Величина субсидии может составлять до 30% стоимости жилой площади.
На начальном этапе (в течение первых 3-х лет) молодым педагогам могут предоставляться дополнительные стимулирующие льготы в виде повышения тарифной сетки заработной платы на 5 – 10%.
Какие поправки были приняты в ФЗ «Об образовании»?
Согласно новому законопроекту, за преподавателями сохраняются все предлагаемые ранее льготы. Касательно оплаты труда, теперь заработная плата педагогов, работающих в селах и поселках, будет не ниже уровня средней заработной платы в регионе. В каждом регионе установлен свой средний уровень зарплаты для специалистов, занятых в педагогической сфере. Оклады преподавателей разных регионов сильно отличаются, что связано с величиной региональной надбавки. С целью привлечь молодых педагогов для работы в села, законом предусмотрено увеличение базовой части.
Законом также закреплено право работников педагогической сферы на получение дополнительного профессионального образования. Воспользоваться этой возможность специалист сможет минимум 1 раз в 3 года.
В закон была внесена интересная поправка, которая предусматривает учет мнения всех жителей поселка при рассмотрении вопросов, касающихся ликвидации или реорганизации поселковых школ.
Данная инициатива призвана повысить образование на селе, закрепив за школами профессиональные кадры.
ФЗ №273 от 29.12.2012 г. статьей 47 пункт 5 подпункт 8 «Об образовании в РФ» (в редакции от 25.11.2013 г.) регламентирует предоставление педагогическим работникам льгот и компенсаций, касающихся оплаты коммунальных услуг и покупки жилья.
Порядок, условия и размер компенсации расходов, направленных на предоставление отмеченных социальных мер поддержки, устанавливаются и осуществляются из разных бюджетов.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях федерального уровня, выплаты осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств федерального бюджета.
Педагогическим сотрудникам, которые задействованы на работе в государственных образовательных учреждениях муниципального уровня – выплаты компенсаций осуществляются посредством бюджетных ассигнований из средств бюджетов субъектов РФ.
Предыдущий ФЗ РФ №3266 от 10.07.1992 г. (в редакции ФЗ №439 от 29.12.2010 г.) содержит идентичные действующему ФЗ положения с той лишь разницей, что предыдущая редакция не ставила в зависимость законное право работника на получение льготы от статуса учебного заведения.
На какие выплаты могут рассчитывать преподаватели?
Вместе с заработной платой педагоги могут рассчитывать на дополнительные льготы, в частности за:
• Ведение химии – учителя, преподающие этот предмет, получают доплату за вредные рабочие условия
• Классное руководство
• Приобретение профильной продукции (литература, учебные пособия, методички)
• Работу в компенсационных (специализированных) классах, включая обучение учеников на дому
Каждое отдельное образовательное учреждение, а также в отдельности населенный пункт или регион могут начислять преподавателям дополнительные компенсации и выплаты. Для получения социальных пособий необходимо, чтоб порядок их начисления и выдачи регламентировался соответствующими документами, т.е. льготы должны иметь четкий источник финансирования.
Социальная поддержка педагогических работников
Глава 5 Закона РФ "Об образовании" "Социальные гарантии реализации прав граждан на образование" определяет социальные гарантии и льготы работников образования. Понятие защиты прав человека подразумевает под собой наличие способов обеспечения материальных и нематериальных благ. В сфере социальных отношений защита прав человека осуществляется не только судом в соответствии с установленным процессуальным законодательством, но и государством в целом, предпринимающим меры по созданию условий реализации социальных прав человека.
В качестве социальных гарантий и социальных льгот педагогическим работникам законодательство Российской Федерации определяет следующие меры:
- защита профессиональной чести и достоинства
- установление сокращенной продолжительности рабочего времени
- предоставление ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска
- назначение пенсии за выслугу лет до достижения пенсионного возраста
- предоставление бесплатной жилой площади с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках
- первоочередное предоставление жилой площади
- выплата ежемесячной, не подлежащей налогообложению, денежной компенсации по обеспечению книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями
- предоставление льгот педагогическим работникам образовательных учреждений, удаленных от городских центров, адекватных льготам, предусмотренным в данной местности для специалистов сельского хозяйства
- распространение льгот и преимуществ, устанавливаемых для работников соответствующих производств на работников учебных и научных лабораторий, учебно-производственных, производственных мастерских (цехов) и учебных хозяйств учреждений системы образования
- распространение на работников образовательных учреждений и учебно-консультационных пунктов при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, порядка и условий установления пенсии в связи с особыми условиями труда.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Для педагогических работников образовательных учреждений законодательством установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, предусмотрены особый порядок предоставления отпусков, выплата компенсаций и некоторые льготы.
Трудовой кодекс РФ
Глава52 Статья333
Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.
В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определяются уполномоченным Правительством Р.Ф. федеральным органом исполнительной власти.
Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск
Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Р.Ф.
Статья 335
Педагогические работники организации, осуществляющей образовательную деятельность, не реже чем через каждые 10 лет непрерывной педагогической работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются в порядке. установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
Федеральный закон
О трудовых пенсиях в Российской Федерации
По закону педагоги обладают правом уйти на пенсию раньше, чем это положено остальным гражданам. Это устанавливается пп.19 п.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», который вступит в силу уже в 2015 году. В соответствии с указанной нормой льготная пенсия для педагогов назначается при условии осуществления ими педагогической деятельности в течение 25 и более лет. При этом не учитывается возраст лица на момент назначения пенсии.
Согласно Постановлению Правительства № 665 от 16 июля 2014 г. в отношении педагогических работников продолжат действовать правила исчисления периодов работы и список должностей и учреждений, утвержденные Постановлением Правительства № 781 от 2002 г.
Закон РФ Об образовании
Педагогам положена компенсация затрат на покупку литературы
Для педагогических работников предусмотрена возможность получения ежемесячной денежной компенсации на книгоиздательскую продукцию и периодические издания. Цель предоставления такого права – содействие обеспечению педагогов соответствующей литературой. Об этом сказано в пункте 8 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании».
Так, педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений высшего и дополнительного профессионального образования выплачивается компенсация в размере 150 руб. А в других федеральных государственных образовательных учреждениях – в размере 100 руб.
Для педагогов образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, компенсация выплачивается по решению органа госвласти субъекта РФ (он же и устанавливает ее размер). Для муниципальных образовательных учреждений – по решению органа местного самоуправления.
Льготы по коммунальным услугам
В пункте 5 статьи 55 Закона РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образова-нии» предусмотрена возможность предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений льгот по коммунальным услугам. Так, к этим льготам относится право педагогов на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках или поселках городского типа.
Для педагогических работников, проживающих в жилых помещениях, не имеющих центрального отопления, предусмотрено обеспечение (бесплатно) твердым топливом и транспортными услугами по его доставке.
Причем количество бесплатного топлива также имеет предельные нормы.
Если же педагогу компенсируют расходы на оплату топлива, то он должен подтвердить свои расходы документально (например, чеками или товарными накладными). Иначе компенсационные выплаты педагогам облагаются налогом на доходы физических лиц (см. письмо № 03-04-06-01/227).
Все указанные меры соцподдержки предоставляют независимо от формы собственности жилищного фонда.
А для пенсионеров (педагогических работников) такой учет производят по последнему месту работы. Именно данные образовательные учреждения и осуществляют расходы по жилищным компенсациям. Но если в семье учителя право на получение мер соцподдержки имеют несколько членов семьи, то они сами должны выбрать то учреждение, которое им обеспечит это право.
По теме:
методические разработки, презентации и конспекты
В статье отражены проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста.
Цели, задачи, направления развития, этапы деятельности, критерии оценки ожидаемых результатов, прогноз потерь и негативных последствий в ходе реализации Программы.
Данная работа освещает проблему успешной социализации детей старшего дошкольного возраста. Одной из главных особенностей социальной ситуации, в которой формируется и развивается личность сегодня.

"В гостях у сказки" - методическая разработка, направленная на социально-нравственное развитие ребенка посредством рассказывания различных сказок, чтения художественной литературы, обыгрывания с.
Непосредственно образовательная деятельностьРазвитие социальных представлений о мире людей, нормах взаимоотношений, с взрослыми и сверстниками, эмоций и самосознания. Ребенок входит в мир социал.
Данная статья рассказывает о том, что специфика социально-педагогической деятельности в учреждении дошкольного образования детей заключается в системной организации поддержки разви.
Социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления Российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагог.
Социально-личностное развитие детей выводится сегодня в ранг стратегических направлений обновления Российского образования, в том числе дошкольного, и непосредственно связано не только с педагогикой.
Сотрудникам, осуществляющим педагогическую деятельность, предоставлены льготы по оплате коммунальных услуг. Согласно постановлению Правительства РФ № 963, принятому 26.10.2013 г. указанные сотрудники.
Все образовательные организации как юридические лица, независимо от организационно-правовой формы и вида, являются налогоплательщиками и обязаны вести как бухгалтерский, так и налоговый учет. Соответс.
Социальные гарантии и льготы педагогическим работникам
Государство гарантирует педагогам различные меры социальной поддержки и льготы. Однако реализовать свои права участники образовательного процесса нередко могут только через суд.
начальник отдела юридической экспертизы и правотворчества аппарата Думы города Костромы
Начиная с 30-х гг. XX в. государство гарантировало педагогам меры социальной поддержки и льготы. Действовавшая несколько десятков лет льгота педагогам сельской местности была закреплена в постановлении ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках.
Принципы социальной поддержки сохраняются и сегодня. Конституцией РФ и принятыми недавно несколькими федеральными законами были разграничены полномочия между РФ и субъектами РФ. Согласно Конституции РФ вопросы образования и жилищное законодательство находятся в совместном ведении РФ и субъектов РФ, что предусматривает как нормативное регулирование, так и финансирование мероприятий из бюджетной системы соответствующего уровня.
Статьей 1 Федерального закона от 06.05.2003 № 52-ФЗ О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации Об основах федеральной жилищной политики и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг был установлен иной порядок обеспечения предоставления льгот по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам в сельской местности и поселках городского типа: его обязаны определить субъекты РФ своими законодательными актами, но не позднее 1 января 2005 г.
Многие субъекты РФ, приняв законы по льготам лицам данной категории, изобрели свои способы социальной поддержки педагогов в сельской местности, которые, как показала судебная практика, противоречили принципам, заложенным в федеральном законодательстве и Конституции РФ.
Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг в сельской местности и поселках городского типа
В нескольких судебных инстанциях рассматривалось дело по Закону Камчатской области от 29.12.2004 № 246 О мерах социальной поддержки специалистов, работающих и проживающих в сельской местности и рабочих поселках в Камчатской области, по оплате ими жилья и коммунальных услуг (далее - Закон № 246). Этот закон был издан в связи с принятием Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ), п. 2 ст. 153 которого установлено, что при издании органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:
В соответствии с ч. 1 ст. 160 Жилищного кодекса РФ отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации до внесения изменений в федеральные законы и иные нормативные акты в части замены порядка предоставления в соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса РФ компенсаций сохраняется прежний порядок предоставления указанных льгот, установленный данными федеральными законами.
Абзацем третьим п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 Об образовании (далее – Закон Об образовании) определено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади&hellip
При этом ст. 59 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что для работников перечисленных категорий льготы по обеспечению бесплатного освещения и отопления предоставляются без каких-либо ограничений и норм. По нормам может предоставляться только жилое помещение.
Федеральным законом № 122-ФЗ (п. 30 ст. 16) абз. 3 п. 5 ст. 55 Закона Об образовании дополнен предложением: Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
В связи с системным толкованием федерального законодательства суд сделал вывод о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности является федеральной мерой социальной поддержки и должно предоставляться в порядке, установленном законодательством РФ.
Федеральным законом № 122-ФЗ не отменены льготы педагогическим работникам, а лишь предложено субъектам РФ установить размер, условия и порядок возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки, что учитывается в данном случае в межбюджетных отношениях.
Наделение законом субъектов РФ правом на установление порядка и условий возмещения расходов, возникающих в связи с предоставлением указанных мер социальной поддержки граждан данной категории, как указал суд, направлено на создание механизма формирования межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот работникам образования.
Из итогового вывода суда следует, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь с освещением и отоплением в сельской местности не содержало и не должно содержать каких-либо ограничений в его предоставлении.
В связи с изложенным обоснованно признаны не соответствующими федеральному законодательству абз. 2 ст. 3 в части слов в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста, абз. 4 ст. 3 в части слов в пределах установленной социальной нормы площади жилья в расчете на специалиста, абз. 6 ст. 3 в части слов в объеме не более 50 кВт Закона № 246, т. к. эти нормы не только регулируют межбюджетные отношения, а устанавливают порядок и условия предоставления мер социальной поддержки граждан данной категории, что противоречит федеральному законодательству.
Как показывает анализ регионального законодательства, многие субъекты РФ заменяют указанную льготу ежемесячной денежной выплатой, которая не компенсирует в полном объеме расходы по оплате жилищно-коммунальных услуг. Органы государственной власти субъекта РФ определяют размер выплаты, исходя из возможностей бюджета.
В частности, в Алтайском крае установлена ежемесячная денежная выплата в размере 200 руб. заменяющая льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг и приобретению твердого топлива, предоставлявшиеся в соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2005 г. педагогическим работникам в сельской местности. Фактические же расходы составляют около 2000 руб.
В указанном случае нарушены права получателей льгот, т. к. федеральным законом предоставлено право на льготу в натуральном виде, а замена денежной выплатой не предусмотрена и в данном случае является неравноценной. Реализация данной нормы путем установления ежемесячной денежной выплаты фактически отменяет льготу в натуральном виде, т. к. ежемесячная денежная выплата не может носить компенсационный характер.
Пенсионное обеспечение
Еще один вид социальной гарантии, установленной государством в отношении педагогических работников – льготное пенсионное обеспечение.
В последние десятилетия в период проведения пенсионной реформы государством уделяется внимание и сфере пенсионного обеспечения работников образования за выслугу лет. Такой вид социальной гарантии – одна из мер, предпринимаемых государством в целях удовлетворения именно государственных интересов, которые включают в себя:
В связи с тем, что в период экономических реформ в процессе изменения пенсионного законодательства законодателями были допущены отступления от общих принципов преемственности и стабильности правового регулирования данных правоотношений, право на получение пенсии по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью нередко существенно нарушается подзаконными актами и решениями органов социального обеспечения.
Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации предоставляет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В предоставлении такой меры социальной гарантии немаловажную роль играет складывающаяся судебная практика.
Так, Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 07.10.2003 отменены ранее принятые решения по жалобе Ю. на решение комиссии по пенсионному обеспечению при управлении социальной защиты населения администрации Т-го района. Заявительница с 1975 г. занималась педагогической деятельностью в детском дошкольном учреждении. В период экономических реформ были произведены изменения в управлении этим учреждением, в т. ч. детский сад стал структурным подразделением организации, не имеющей статуса юридического лица. Это обстоятельство послужило основанием ущемления пенсионных прав заявительницы, поскольку постановление Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067 Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей установило Правила, в соответствии с которыми право на пенсионное обеспечение педагогических работников было связано с местом их работы только в государственных или муниципальных школах и других учреждениях для детей, имеющих статус юридического лица.
Верховный Суд РФ признал незаконными данные положения постановления Правительства РФ и, отменяя ранее принятые решения об отказе в удовлетворении жалобы Ю. указал, что отказ органа социальной защиты населения включить в трудовой стаж, дающий право на получение пенсии в связи с педагогической деятельностью, период работы воспитателем детского сада, являющегося структурным подразделением организации и не имеющего статуса юридического лица, незаконен. Дела по такому виду споров носят не единичный характер, и на всей территории РФ их рассматривается довольно много. Решение Верховного Суда РФ по одному из аналогичных дел является для другого суда определяющим в применении норм права. По каждому конкретному делу суд не может сослаться на данное Определение как правовое основание решения, но нормы права и смысл льготного пенсионного обеспечения для лиц, занимавшихся педагогической деятельностью, определенные Верховным Судом РФ будут положены в основу решения. В практике такие решения называют носящими прецедентный характер.
Правила исчисления периодов работы (далее – Правила), а также Список должностей и учреждений (далее – Список), работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ О трудовых пенсиях в Российской Федерации (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ), утверждены постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление № 781).
Согласно Правилам в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ. При этом работа в должностях, указанных в п. 1 раздела Наименование должностей Списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пп. 1.1–1.14 раздела Наименование учреждений Списка, а работа в должностях, указанных в п. 2 раздела Наименование должностей Списка, – в учреждениях, указанных в п. 2 раздела Наименование учреждений Списка.
Работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж работы на общих основаниях.
Уже сложилась многочисленная практика рассмотрения дел судами общей юрисдикции по вопросу зачета в стаж периодов работы, дающих право на льготную пенсию . Верховный Суд РФ в своем постановлении от 20.12.2005 № 25 О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии обращает внимание судов на то, что при рассмотрении споров, возникших в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости на основании подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ, необходимо иметь в виду, что в силу подп. в п. 8 Правил в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ, работа в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела Наименование учреждений Списка, в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона № 173-ФЗ засчитывается в стаж работы только за период до 1 ноября 1999 г. Такая работа, имевшая место после 1 ноября 1999 г. не подлежит зачету в педагогический стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Аналогичное правило применяется и к случаям работы в указанных должностях в учреждениях, перечисленных в пунктах 1.8, 1.12 и 2 раздела Наименование учреждений, являющихся структурными подразделениями организации.
При применении Правил, согласно которым работа в должностях, указанных в п. 2 раздела Наименование должностей Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела Наименование учреждений Списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 г. засчитывается в стаж работы при наличии условий, перечисленных в этом пункте, судам следует учитывать ограничения, установленные подп. в п. 8 Правил.
Проблемы, возникающие при учете условий для назначения пенсии на льготных основаниях, обуславливаются прежде всего тем, что многие образовательные учреждения поменяли свое наименование и статус. В связи с этим, Минтруда России приняло постановление от 03.10.2002 № 67 «Об установлении тождества наименований специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии наименованиям учреждений специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат и специальная (коррекционная) общеобразовательная школа».
Большинство педагогических работников женщины, поэтому актуальным остается вопрос о включении в льготный стаж периодов нахождения в отпуске по уходу за ребенком .
Согласно постановлению Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Постановление № 516), Правилами не предусмотрено включение в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком.
Однако по ранее действовавшему законодательству период нахождения женщин в отпуске по уходу за ребенком до 6 октября 1992 г. т. е. до вступления в силу Закона РФ от 25.09.1992 № 3543-1 О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации, включался в стаж, с учетом которого досрочно назначалась трудовая пенсия по старости.
С учетом Определения Конституционного Суда РФ от 05.11.2002 № 320-О, если на момент вступления в силу Постановления № 516 женщина имела необходимый стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости (включая отпуск по уходу за ребенком за период до 6 октября 1992 г.), то такая пенсия может быть назначена независимо от того, когда она за этим обратилась.
Складывающаяся судебная практика в целом положительно влияет на развитие отношений в сфере образования и реализацию прав участников образовательного процесса, но обращение в суд и судебное разбирательство представляют собой достаточно длительную процедуру и требуют тщательной подготовки, что создает определенные трудности для человека, права которого были нарушены.
Нормативные документы
Источники:
Следующие статьи:
- Налоговые льготы вычеты являются факультативным элементом любого налога
- Вакансии для пенсионеров Санкт Петербурге от прямых работодателей
Комментариев пока нет!