31 Таможенные и тарифные льготы порядок их предоставления
Жорин Ф.Л. (ру) Правовые принципы таможенного дела Украины (2005)
9.4. Тарифные льготы (преференции)
Тарифные льготы устанавливаются в отношении товаров, не могут иметь индивидуальный характера и предоставляются только по решению Правительства.
Тарифная льгота (преференция) - это льгота, предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Украины по отношению до товара, перемещаемого через таможенную границу, в виде:
• возврата ранее уплаченной пошлины
• освобождение от уплаты таможенных платежей
• уменьшение ставки таможенных платежей (льготные ставки)
• установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
К объектам, освобождаются от таможенных пошлин, относятся
• транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, пассажиров, топлива и оборудования, необходимого для нормальной эксплуатации транспортного средства или которое было приобретено за рубежом в связи с ликвидацией аварии (Поломки) транспортного средства
• предметы материально-технического оснащения (топливо, продукты питания и другие предметы, вывозимые для обеспечения функционирования Украинской и арендованных судов, ведущих морской промысел в 1998 г. было отменено пошлины на продукцию рыбного промысла, которая производилась Укррыбфлот и ввозилась в Украина)
• другие товары согласно перечню.
Тарифные льготы, порядок их определения и установления четко указано законодательством. Они составляют таможенную политику, применяются в интересах экономической политики государства, для поощрения иностранных инвестиций в совместные и иностранные предприятия в Украине. Не подлежат налогообложению НДС и акцизным сбором:
• профессиональное оборудование, имущество и инструменты, принадлежащие иностранным юридическим лицам, необходимые для предоставления услуг или выполнения работ ими на территории Украина
• образцы товаров, если они остаются собственностью иностранных юридических лиц и их использования в Украине не носит коммерческого характера
• транспортные средства, используемые для международных перевозок грузов, пассажиров, а также те, которые ввозятся в режиме временного ввоза.
Условно все таможенные льготы можно разделить согласно лиц, которым они предоставляются:
• представители иностранных государств (их работники)
• другие иностранные граждане
• собственные производители (импортеры, экспортеры) при наличии соответствующих условий их поддержки
• по международным договорам Украины.
Кроме того, законами Украины были установлены и в течение 7 лет действовали льготы для организаций по защите интересов чернобыльцев, ветеранов ВОВ и приравненных к ним участников войны, иностранных инвесторов. Сейчас льготы этим категориям отменены, в основном из причин злоупотребления ими.
Льготы иностранным гражданам, как правило, устанавливаются на двусторонней основе или с учетом традиций международной таможенной практики.
Сборы за таможенное оформление не взимаются, если:
• осуществляется предметы, предназначенные для официального пользования дипломатических и консульских представительств иностранных государств в Украине, международных, межправительственных организаций и других учреждений, которые пользуются в Украине таможенными льготами соответствии с межправительственными соглашениями, программ международной технической помощи
• подается предварительная ГТД при ордерных поставках товаров
• подается общая ГТД при поставках комплексного объекта
• возвращается в Украину (или за рубеж) имущество, временно ввезенное (Вывезено)
• осуществляется предметы гуманитарной помощи, определяется ся Кабмином Украины
• происходит таможенное оформление товаров и других предметов стоимостью до 100 дол. США
• товары находятся под таможенным контролем первые 15 календарных дней.
Таможенные платежи (налоги, сборы) - это рычаги таможенной, экономической политики государства, которые всегда находятся в динамике по от ношению к разным странам и разным товаров.
Тарифные льготы. Порядок предоставления тарифных льгот
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлины, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Допускается предоставление льгот (преференций) по Таможенному тарифу РФ в виде:
- установления тарифных квот на преференциальный ввоз сельскохозяйственных товаров, аналоги которых производятся (добываются, выращиваются) в Российской Федерации
- освобождения от уплаты ввозных таможенных пошлин, снижения ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров:
- происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны или такого союза
- происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, пересматриваемой Правительством Российской Федерации периодически, но не реже чем один раз в пять лет.
Предоставление тарифных льгот допускается также в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении товаров:
- ввозимых и (или) вывозимых временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, установленных ТК РФ
- вывозимых в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с межправительственными соглашениями РФ
- вывозимых в пределах объемов поставок на экспорт для государственных нужд РФ
- ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий с иностранными инвестициями и иностранных предприятий, а также вывозимых этими предприятиями отдельных видов товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, заключенными Правительством РФ.
Тарифные льготы и порядок их предоставления
Читайте также:
Тарифные льготы можно подразделить по основаниям их применения на преференциальные (в зависимости от страны происхождения товара) и собственно тарифные (предоставляются в зависимости от категории товара либо от целей их ввоза/вывоза).
Преференции представляют собой таможенные тарифы ниже обычных, выражающие привилегию, получаемую от конкретной страны теми или иными ее партнерами. Правила определения страны происхождения товара установлены Законом РФ «О таможенном тарифе» на основании отдельных критериев: полное производство товара либо его достаточная переработка.
К товарам, произведенным в какой-либо стране, согласно ст.27 Закона «О таможенном тарифе» относятся:
– полезные ископаемые
– живые животные (родившиеся и выросшие в этой стране)
– растительная продукция
– продукция морского промысла
– товары, произведенные из этой продукции,
А под достаточной переработкой товара понимаются:
– операции с товарами, в результате которых последние изменили свою товарную позицию по ТН ВЭД на уровне любого из первых четырех знаков
– выполнение правила адвалорной доли, то есть если в стоимости изготовленного товара преобладает стоимость товаров, принимавших участие в его изготовлении, то страной происхождения товара будет та страна, товары которой по стоимости преобладают в конечной продукции
– выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место.
Льготы, предоставляемые в части снижения предельной ставки таможенной пошлины, равно как и в части освобождения от ее уплаты, применяются только в отношении товаров, происходящих из определенных стран. Перечень стран – пользователей преференциями утвержден Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1994 года №1057 (в ред. от 25 января 1999 года). Эти страны подразделяются на две группы:
1) наименее развитые страны, товары из которых не облагаются таможенными пошлинами
2) развивающиеся страны, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, в размере 75% от базовой ставки.
Преференциальные льготы предоставляются на основании сертификата происхождения товара. Сертификат предоставляется в установленной форме, без исправлений, в напечатанном виде, на русском, английском, французском или испанском языках. Сертификат выдается компетентными органами страны-экспортера.
Применительно к конкретному таможенному режиму лицу, перемещающему товары, могут быть предоставлены следующие виды тарифных льгот:
– полное освобождение от уплаты таможенных платежей
– частичное освобождение от уплаты таможенных платежей
– возврат ранее уплаченных таможенных платежей.
Эти льготы весьма условно можно поделить на льготы по таможенным платежам, уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим (именуются еще основными льготами по таможенным платежам), и льготы по таможенным платежам, не уплачиваемым непосредственно при помещении товаров под таможенный режим, но связанные с его использованием (именуются дополнительными льготами по таможенным платежам).
Приведем случаи предоставления основных тарифных льгот при помещении товаров под определенный таможенный режим.
1. Полное освобождение от уплаты таможенных платежей. Данная льгота является наиболее распространенной. От таможенных пошлин и иных налогов освобождаются товары, помещаемые под таможенные режимы реимпорта, реэкспорта, транзита, переработки под таможенным контролем, магазина беспошлинной торговли, уничтожения и отказа в пользу государства.
При помещении товаров под таможенные режимы свободной таможенной зоны, свободного склада или таможенного склада от таможенной пошлины и иных налогов освобождаются только иностранные товары. В рамках таможенного режима временного ввоза/вывоза освобождение от уплаты таможенных платежей применяется только в отношении определенных видов товаров (перечень содержится в Постановлении Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599).
2 Частичное освобождение от уплаты таможенных платежей Данная льгота применяется к временно ввезенным или вывезенным товарам, на которые не распространяется полное освобождение от уплаты таможенных платежей, а также к товарам, срок временного ввоза/вывоза которых продлен.
3. Возврат ранее уплаченных таможенных платежей. Данная льгота используется в целях стимулирования экспорта товаров из России. Так, в Федеральной программе развития экспорта (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 1996 года №123 в ред. от 24 августа 2002 года) в целях совершенствования Российской налоговой системы и усиления ее стимулирующего воздействия на отечественных товаропроизводителей признано целесообразным восстановить систему возмещения налога на добавленную стоимость, уплаченного на внутреннем рынке при закупке товара, в случае последующего экспорта такого товара.
Уплаченные ранее суммы таможенных пошлин и налогов возвращаются и при использовании таможенных режимов переработки товаров на таможенной территории и вне таможенной территории Российской Федерации.
Дополнительными же, как уже упомянуто, являются тарифные льготы по таможенным платежам, уплачиваемым до помещения товаров под таможенный режим, а также льготы, предоставляемые при завершении действия таможенного режима. Например, реимпорт представляет собой таможенный режим, при котором Российские товары, вывезенные с таможенной территории России в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин и иных налогов, а также без применения к этим товарам мер экономической политики (ст.32 ТК РФ). Зачастую участнику внешнеэкономической деятельности при помещении товаров под этот режим предоставляются льготы по уплате таможенных платежей в виде полного освобождения от их уплаты. Однако он может также воспользоваться и дополнительной льготой, которая заключается в возврате сумм вывозных таможенных пошлин и иных налогов, уплаченных таможенному органу задолго до заявления таможенного режима реимпорта (ст.34 ТК РФ). Аналогичная схема действует и при использовании таможенного режима реэкспорта товаров.
Участники внешнеэкономической деятельности могут получить льготы по таможенным платежам только при соблюдении существенных условий, ограничений и требований таможенного режима, под который они поместили товары и транспортные средства. При несоблюдении этих условий тарифные льготы не предоставляются.
Рекомендуемая литература
1. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации. М. ИН-ФРА-М-НОРМА, 1997.
2. Комментарий к Таможенному кодексу Российской Федерации / Под. ред. А.Н. Козырина. М. Спарк, 1996.
3. Козырин А.Н. Комментарии к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М. 1997.
4. Бобков В. Б. Таможенное законодательство Российской Федерации: Сборник. М. АО «Терминал А.Г.», 1993.
5. Борисов К.Г. Международное таможенное право. М. Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 1997.
6. Ершов А.Д. Определение страны происхождения товара. СПб. СПб. им. В. Б. Бобкова, филиал РТА, 1996.
7. Международное торговое право: расчеты по контрактам: Сборник междунар. документов и комментарии: Уч. и практ. пособие / Сост. Т.П. Лазарева. М. МНИП, 1996.
8. Основы таможенного дела: Уч. пособие в 7 вып. Вып. Ill: Экономическая деятельность таможенных органов / Науч. ред. В.М. Крашенинников. М. РИО РТА, 1996.
9. Петрова Г.В. Налоговое право: Учебник для вузов. М. 1997.
10. Семенихин М.В. Таможенные льготы и современный этап развития внешнеэкономической деятельности Российской Федерации / Проблемы теории и практики таможенного дела: Сборник науч. трудов. Ч. 1. М. РИО РТА, 1997.
11. Семьянинов А.Г. Крашенинников В.М. Наумов В.В. Налоги и таможенные платежи: Уч. пособие. М. РИО ТРА, 1995.
12. Таможенный тариф Российской Федерации: Актуализированный по состоянию на 1 января 2002 года. М. ГТК России, 2002.
Нормативно-правовые акты:
1. Таможенный кодекс РФ от 18 июня 1993 года №5221-1 (в ред. от 30 июня 2002 года) // Российская газета, 1993, 21 июля.
2. Закон РФ от 21 мая 1993 года №5003-1 «О таможенном тарифе» (в ред. от 24 декабря 2002 года) // Ведомости Верховного Совета РФ, 1993, Ns 23. Ст. 821.
3. Постановление Правительства РФ от 16 августа 2000 года №599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей» // Собрание законодательства РФ, 2000, №34. Ст.3478.
4. Постановление Правительства РФ от 5 ноября 1992 года №856 «Об утверждении Порядка определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации» // Российская газета, 1992, 19 ноября.
5. Приказ ГТК России от 19 апреля 1994 года №145 «Об информационном обеспечении анализа и контроля за предоставлением льгот по уплате таможенных платежей» (в ред. от 28 мая 1999 года).
6. Приказ ГТК России от 16 января 1997 года №17 «О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот» (в ред. от 15 января 1998 года) // Закон, 1997, №9.
7. Приказ ГТК России от 24 ноября 1999 года №814 «Об утверждении правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» (в ред. от 30 сентября 2002 года) // Российская газета, 2000, 2 марта.
8. Приказ ГТК России от 30 ноября 1999 года №830 «О предоставлении тарифных преференций» (в ред. от 10 марта 2000 года) // Таможенный вестник, 2000, №8.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основания классификации таможенных льгот.
2. Существуют ли льготы в отношении проведения таможенного досмотра? Если да, то к кому они применяются?
3. Перечислите виды таможенных платежей.
4. От каких видов таможенных платежей освобождены консульские представительства при пересечении ими таможенной границы России?
5. Что служит основой для предоставления таможенно-тарифных льгот?
6. По каким основаниям товар может быть освобожден от уплаты акциза?
7. На какие виды товаров установлен налог на добавленную стоимость в размере 10%?
Тема 7. Ведение таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности
1. Понятие, характеристика и цели ведения таможенной статистики внешней торговли. Ее содержание и структура. Специальная таможенная статистика. Региональная статистика.
2. Характеристика Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности и функции таможенных органов по ее ведению.
Тарифные льготы
Комментарий к статье 34 Закона РФ О таможенном тарифе: Тарифные льготы
В комментируемой статье установлены общие положения о тарифных льготах (преференциях): дано их определение, закреплены основные принципы установления, а также полномочия Правительства РФ по установлению порядка их предоставления.
Тарифную льготу, определение которой содержится в ст. 34 Закона РФ О таможенном тарифе, следует отличать от таможенной льготы. Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льготы по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы, таможенные сборы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает предоставление льготы в связи с взиманием таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота). Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы.
В комментируемой статье законодатель отождествляет понятия тарифной льготы и тарифной преференции. Однако из текста Закона РФ О таможенном тарифе следует, что эти понятия не являются тождественными.
Анализируя нормы, содержащиеся в ст. ст. 36 и 37 комментируемого Закона, можно сделать следующие выводы. Во-первых, что предоставление тарифных льгот и преференции осуществляется в разных видах. Во-вторых, тарифные льготы и тарифные преференции также отличаются и по основаниям предоставления. Предоставление тарифных преференций, прежде всего, зависит от страны происхождения товара. Для решения вопроса о возможности использования тарифных льгот, необходимо определить, например, под каким таможенным режимом ввозится товар, в каких целях он ввозится на таможенную территорию Российской Федерации и т.д. В-третьих, тарифные льготы могут предоставляться в связи с уплатой как ввозных, так и вывозных таможенных пошлин. Тарифные преференции предоставляются в связи с уплатой исключительно ввозных таможенных пошлин .
Разграничивая тарифные льготы и тарифные преференции, таможенно-правовая доктрина нередко объединяет их в единое понятие таможенно-тарифные льготы, под которыми понимаются все виды льгот, используемых при осуществлении таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности.
В статье 34 Закона РФ О таможенном тарифе определены основные характеристики тарифных льгот.
1. Тарифные льготы устанавливаются Законом РФ О таможенном тарифе и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Правительство РФ определяет порядок предоставления тарифных льгот, установленных Законом РФ О таможенном тарифе (Постановления Правительства РФ от 23 июля 1996 года N 883 О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, от 11 апреля 1996 года N 414 О порядке предоставления тарифных льгот на основании Федерального закона О внесении дополнения в Закон Российской Федерации О таможенном тарифе, от 8 сентября 1994 года N 1041 О порядке освобождения товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимых с этой территории в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий, от обложения таможенными пошлинами и др.).
2. Предоставление льгот по уплате таможенной пошлины не должно входить в противоречие с фискальным предназначением таможенной пошлины. Игнорирование этого обстоятельства неизбежно приводит к негативным последствиям для финансовой системы Российской Федерации, поскольку активное использование льготного таможенного обложения ведет к недопоставкам в доходную часть федерального бюджета.
Федеральный закон от 13 марта 1995 года N 31-ФЗ О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с Законом РФ О таможенном тарифе и Таможенным кодексом РФ. Принятый впоследствии Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года N 1199 О таможенных льготах признал недопустимым принятие федеральными органами исполнительной власти решений о продлении сроков действия льгот по уплате таможенных платежей и выплате дополнительных компенсаций.
В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 года N 1363 Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей, в котором запрещалось финансирование социальных программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.
3. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 (освобождение от пошлины), 36 (предоставление тарифных преференций) и 37 (предоставление тарифных льгот). Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации.
4. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте Российского таможенного законодательства, так и в международном договоре (соглашении) Российской Федерации. При этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (ст. 15 Конституции РФ, ст. 38 Закона РФ О таможенном тарифе).
5. В Законе РФ О таможенном тарифе закреплены основные виды тарифных льгот:
а) возврат ранее уплаченной пошлины
б) освобождение от уплаты пошлины
в) снижение ставки пошлины
г) установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами, например при реимпорте товаров (ст. 236 Таможенного кодекса РФ) при помещении на таможенный склад Российских товаров, предназначенных для вывоза с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с таможенным режимом экспорта, предоставляются освобождение от уплаты, возмещение или возврат сумм внутренних налогов, если такие освобождение, возмещение или возврат предусмотрены при фактическом вывозе указанных товаров с таможенной территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 220 Таможенного кодекса РФ) и т.д.
Исчерпывающий перечень случаев освобождения от оплаты пошлиной содержится в статье 35 комментируемого Закона. Отметим, что действие отдельных пунктов статьи 35 Закона РФ О таможенном тарифе может быть приостановлено в соответствии с законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Снижение ставки пошлины - одна из важнейших торгово-политических льгот в механизме таможенно-тарифного регулирования. Так, например, в соответствии со статьей 36 комментируемого Закона тарифная льгота в виде снижения ставок пошлины может предоставляться в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что такие товары облагаются по ставкам в размере 75% действующих ставок таможенного тарифа.
Установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара - специфическая для внешнеторговой деятельности льгота. Под тарифной квотой понимается установление пониженных по сравнению со ставками ввозных таможенных пошлин, применяемыми в соответствии с Таможенным тарифом РФ, ставок ввозных таможенных пошлин на определенное количество товара, ввозимого на таможенную территорию Российской Федерации в течение определенного периода (п. 2 ст. 36 Закона РФ О таможенном тарифе).
Следует отметить, что в практике таможенно-тарифного регулирования встречаются и иные формы льгот по уплате таможенных пошлин, помимо тех, что упомянуты в статье 34 комментируемого Закона. Так, в статье 334 Таможенного кодекса РФ предусматривается, что в исключительных случаях плательщику может быть предоставлена отсрочка или рассрочка уплаты таможенных платежей, в том числе и таможенной пошлины.
Еще одна форма таможенно-тарифной льготы, встречающаяся на практике, - применение единых ставок таможенных платежей в отношении товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд физических лиц, перемещаемых ими через таможенную границу Российской Федерации. Положение о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования утверждено Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2003 года N 718.
6. Таможенное законодательство, устанавливая ту или иную тарифную льготу, может закрепить требование обязательного соблюдения условий целевого использования товаров, в отношении которых установлены льготы. В этом случае товары, в отношении которых представлены тарифные льготы, могут использоваться только в тех целях, в связи с которыми льготы были предоставлены. Использование их в иных целях влечет за собой отмену соответствующей льготы и выполнение требований таможенного законодательства по уплате таможенных платежей и иных процедур.
Кто считается ветераном труда, какие они имеют льготы?
№52 (9774) // 06 апреля 2013 г.
Знаю, что ветеранам труда положены льготы. А кто имеет этот статус, и какие льготы положены ветеранам труда? — Елена Краснова.
Отвечает заместитель начальника отдела по делам инвалидов, ветеранов войны и труда управления социальной защиты в Суворовском районе Т. Н. Левашова.
Согласно статье 6 Закона Украины Об основных принципах социальной защиты ветеранов труда и других граждан пожилого возраста, ветеранами труда признаны граждане, которые работали на предприятиях, в учреждениях, организациях, объединениях граждан, у физических лиц, имеют стаж работы 40 лет — для мужчин и 35 — для женщин и вышли на пенсию.
Ветеранами труда признаны также:
а) граждане, которым назначены пенсии на льготных условиях:
по списку № 1 — на работах с особенно вредными и особенно тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (при наличии стажа работы у женщин — 25 лет и у мужчин — 30 лет)
по списку № 2 — на работах с особенно вредными и особенно тяжелыми условиями труда, занятость в которых полный рабочий день дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях (при наличии стажа работы у женщин — 30 лет и у мужчин — 35 лет)
б) пенсионеры, награжденные медалью Ветеран труда по законодательству бывшего СССР
в) инвалиды I и II групп, которые получают пенсию по инвалидности, если они имеют стаж работы не менее 15 лет.
Перечисленным категориям лиц выдается удостоверение Ветеран труда, которое вручается лично ветеранам труда либо, по их поручению, родным и другим лицам.
Для получения удостоверения необходимо обращаться в управление социальной защиты населения по месту регистрации пенсионера и предоставить паспорт, пенсионное удостоверение, 2 фотографии.
Согласно статье 7 указанного закона ветеранам труда предоставляются такие льготы:
— пользование при выходе на пенсию или изменении места работы поликлиниками, к которым они были прикреплены по предыдущему месту работы
— первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгоценных металлов)
— преобладающее право на обеспечение санаторно-курортным лечением, а также на компенсацию стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения в порядке и размерах, которые определяются Кабинетом Министров Украины
— ежегодное медицинское обследование и диспансеризация с привлечением необходимых специалистов
— первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических заведениях, аптеках и первоочередная госпитализация
— использование дежурного ежегодного отпуска в удобное для них время, а также получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год
— подавляющее право на обеспечение жилой площадью лиц, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, и отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, первоочередной ремонт жилых домов и квартир, обеспечение их топливом
— первоочередное получение ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство с погашением ее в течение 10 лет, начиная с пятого года после окончания строительства, а также первоочередное получение ссуды для строительства или приобретения дачных домов и благоустройства садовых участков
— преобладающее право на вступление в садоводческие общества (кооперативы), кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей
— преобладающее право на установку домашних телефонов
— освобождение от платы за землю и уплаты земельного налога
— бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси), автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Республики Крым) по месту жительства.
Как оформить льготы ветеранам, которым исполнилось 85 лет
Департамент труда и социальной политики Одесского горсовета информирует о порядке предоставления льгот ветеранам, которым исполнилось 85 лет.
В связи с обращениями граждан по поводу бланков-вкладышей к удостоверениям участника боевых действий, инвалидов войны 2-й и 3-й группы Великой Отечественной войны 1941—1945 годов, которым исполнилось 85 лет и более, департамент труда и социальной политики Одесского городского совета разъясняет, что с 1 января 2013 г. вступил в силу Закон Украины О внесении изменений в Закон Украины О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты (№ 5279-VI от 18.09.2012 г.), предусматривающий предоставление им льгот, предусмотренных ст. 13 закона для инвалидов войны 1-й группы.
Постановлением Кабинета Министров Украины также утвержден бланк-вкладыш в удостоверение вышеперечисленных категорий ветеранов.
Бланк-вкладыш будет вклеиваться работниками районных управлений социальной защиты населения по месту жительства ветерана. По информации Министерства социальной политики Украины, бланки-вкладыши будут изготовлены в ближайшее время.
Дополнительную информацию по этому вопросу можно получить по телефонам управлений социальной защиты: в Киевском районе — 766-90-24, в Малиновском районе — 766-12-95, в Приморском районе — 722-90-07, в Суворовском районе — 54-44-79.
Трудовой стаж
Под трудовым стажем понимается время, когда гражданин работал или осуществлял другую полезную деятельность. Он необходим для возникновения права на отпуск, пенсию или дополнительные надбавки к зарплате.
Он бывает 3-ёх видов:
Общий трудовой стаж
Под этим понимается весь стаж гражданина независимо от перерывов в его трудовой деятельности.
Общий стаж используется для расчёта пенсии по старости и по инвалидности. Также он применяется для расчёта пенсии по потере кормильца и выслугу лет. Об этом говорится в ст. 30 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17. 12. 2001 года № 173-ФЗ.
При назначении пенсии за выслугу, к учёту берётся общий трудовой стаж, рассчитанный из:
Трудовой стаж для пенсии
Для назначения трудовой пенсии нужно учитывать трудовой стаж будущего пенсионера. Минимальный трудовой стаж, согласно ст. 30 Закона № 173-ФЗ, для мужчин – 25 лет, а для женщин – 20 лет. Такой стаж учитывается для тех людей, кто выходил на пенсии до вступления в силу Закона № 173-ФЗ, или в первые 5 лет после его принятия.
Если человек не «наработал» такого количества лет, то его пенсия от этого уменьшается.
В трудовой стаж для расчёта пенсионных выплат, согласно ст. 11 Закона № 173-ФЗ, входят периоды:
Трудовой стаж для больничного листа
Для расчёта выплат по больничному, необходимо учитывать стаж сотрудника, когда он был застрахован в системе социального страхования на случай временной нетрудоспособности.
Взносы в ФСС за сотрудника платит организация. Поэтому в стаж для больничного входят периоды:
Чем выше стаж у сотрудника, тем большее пособие ему будет выплачено. Если страховой стаж больше 8 лет, то больничный будет оплачиваться в размере 100% от среднего заработка сотрудника, если стаж от 5 до 8 лет – в размере 80%, если стаж меньше 5 лет – 60%.
Трудовой стаж для женщин в России
Для назначения женщине трудовой пенсии, ей необходимо иметь 5 лет трудового стажа, и достичь возраста 55 лет. В трудовой стаж женщины включаются следующие периоды:
Какие предоставляются льготы при трудовом стаже 40 лет
При наличии трудового стажа в 40 лет, работнику присваивается звание «Ветеран труда». Получив удостоверение «Ветеран труда», работник имеет право на ряд льгот
Каждый субъект нашей страны имеет право расширить список льгот для ветеранов труда местными нормативными актами и законами.
Если вам понравился материал, поделитесь им!
только для жителей Москвы и МО Горлышева Е.В.
юрист на сайте ООО "Законъ"
юрист на сайте Абакаров Г.М.
юрист на сайте Квактун Р.Н.
юрист на сайте Хатамов Ф.О.
юрист на сайте Сучков В.А.
юрист на сайте Соболев К.Ю.
юрист на сайте Панфилов А.Ф.
юрист на сайте Пфайффер М.А.
юрист на сайте Криухин Н.В.
юрист на сайте Зекрина А.А.
юрист на сайте Паутина Е.Ю.
юрист на сайте Левичев Д.А.
юрист на сайте
Здравствуйте, уважаемый гость!
Сейчас на сайте 100 юристов.
Какой у Вас вопрос?
Какие льготы полагаются ветерану труда
- Я награжден медалью “Ветеран труда”. Подскажите, какие льготы полагаются таким людям? И расскажите, пожалуйста, подробнее об этой льготе.
Николай НЕХОДА, г. Днепропетровск
Уважаемый Николай Федорович, на ваш вопрос отвечает начальник отдела субсидий главного управления труда и социальной защиты населения Днепропетровской облгосадминистрации Александра ДОВЫДОВСКАЯ:
- Льготы ветеранов труда защищены законом Украины «Об основах социальной защищенности ветеранов труда и других граждан преклонного возраста». После принятия в конце декабря Верховной Радой нового бюджета на 2015 год в этом законе произойдут изменения. Они заработают (начнут действовать) лишь с 1 июня 2015 года. Поэтому сейчас Закон Украины «Об основах социальной защищенности ветеранов труда и других граждан преклонного возраста» действует в прежнем варианте.
Согласно этому Закону, ветеранами труда являются:
- все граждане со стажем работы 40 лет - для мужчин и 35 лет - для женщин, которые вышли на пенсию
- граждане, которым назначены пенсии на льготных условиях по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда - при наличии стажа работы у женщин - 25 лет и у мужчин - 30 лет
- по Списку №2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда - при наличии стажа работы у женщин - 30 лет и у мужчин - 35 лет
- те, кто вышел на пенсию на льготных условиях или по выслуге лет в соответствии с пунктами «в» - «з» статьи 13 и статьи 52 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» при наличии стажа работы у женщин - 30 лет и у мужчин - 35 лет
- лица, которые болеют гипофизарным нанизмом (лилипуты) и диспропорциональные карлики, вышедшие на пенсию в соответствии с частью первой статьи 18 Закона Украины «О пенсионном обеспечении «- при наличии стажа работы у женщин - 25 лет и у мужчин - 30 лет
- пенсионеры, награжденные медалью «Ветеран труда» по законодательству бывшего Союза ССР
- инвалиды I и II групп, получающие пенсии по инвалидности при наличии стажа работы не менее 15 лет.
Документом, подтверждающим статус ветерана труда, является удостоверение ветерана труда. Удостоверение и нагрудный знак ветерана труда выдается по месту проживания ветерана органами труда и социальной защиты населения, а ветеранам из числа военнослужащих - органами, которые осуществляют их пенсионное обеспечение. В удостоверении обязательно должны быть личная подпись ветерана труда, его фотография, скрепленные печатью органа, который выдал удостоверение. Удостоверение и нагрудный знак выдаются бесплатно.
Льготы ветеранам труда
Какие льготы положены ветерану труда? Несмотря на то, что перечень льгот для ветеранов труда, предусмотренный Законом, довольно внушителен, большинство из них несущественны или не реализуются на практике из-за отсутствия финансирования.
Ветераны труда имеют право на:
- пользование при выходе на пенсию или смене места работы поликлиниками, к которым они были прикреплены по предыдущему месту работы
- первоочередное бесплатное зубопротезирование (за исключением протезирования из драгоценных металлов)
- преимущественное право на обеспечение санаторно-курортным лечением, а также на компенсацию стоимости самостоятельного санаторно-курортного лечения
- ежегодное медицинское обследование и диспансеризацию с привлечением необходимых специалистов
- первоочередное обслуживание в лечебно-профилактических заведениях, аптеках и первоочередную госпитализацию
- использование очередного ежегодного отпуска в удобное время, а также получение дополнительного отпуска без сохранения заработной платы сроком до двух недель в год
- преимущественное право на обеспечение жилой площадью лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и отведение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, первоочередной ремонт жилых домов и квартир, обеспечение их топливом
- первоочередное получение ссуды на индивидуальное (кооперативное) жилищное строительство с погашением ее в течение 10 лет начиная с пятого года после окончания строительства, а также первоочередное получение ссуды для строительства или приобретения дачных домов и благоустройства садовых участков
- преимущественное право на вступление в садоводческие товарищества (кооперативы), кооперативы по строительству и эксплуатации коллективных гаражей
- преимущественное право на установку домашних телефонов
- освобождение от платы за землю и уплаты земельного налога
- бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (за исключением такси), автомобильным транспортом общего пользования (за исключением такси) в сельской местности, а также железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (Республики Крым) по месту жительства.
Льготный проезд предоставляется при условии, если среднемесячный совокупный доход семьи в расчете на одно лицо за предыдущие шесть месяцев не превышал величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!