Льготы для узников вов
Узников концлагерей обеспечат льготами участников ВОВ
Депутаты "Единой России" выступили за увеличение финансовой поддержки детям, прошедшим через концлагеря
Депутат Франц Клинцевич ("Единая Россия") подготовил законопроект, который предоставит узникам концлагерей социальные льготы участников боевых действий Великой Отечественный войны.
Ветераны ВОВ имеют право на бесплатное жилье, оплату только половины коммунальных услуг, бесплатное обслуживание в поликлиниках, обеспечение протезами, денежную компенсацию на проезд в общественном транспорте, прием в дома престарелых вне очереди. Кроме того, им полагается специальная пенсия сверх обычной - в среднем 24 тыс. рублей в месяц (бывшие узники лагерей получают в среднем 10 тыс.).
- Экс-узники лагерей нуждаются в мерах моральной и социальной поддержки. Их необходимо приравнять к ветеранам ВОВ по социальным льготам. - говорит Клинцевич.
Российское отделение Союза бывших малолетних узников фашизма объединяет около 190 тыс. человек. В период с 1992-го бывшие узники пользовались льготами инвалидов и участников Великой Отечественной войны. За ними были закреплены право на бесплатное жилье, погребение за счет государства и двойная пенсия. Однако с 2004 года эта категория граждан стала подпадать под закон "О ветеранах". За ними сохранились лишь льготы на квартплату, бесплатный проезд, соцпакет плюс 1 тыс. рублей надбавки к пенсии, остальные права были потеряны.
Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев ("Единая Россия") считает необоснованным приравнивание по социальным льготам малолетних узников концлагерей к ветеранам Великой Отечественной войны.
- У нас есть только одна категория, которая обладает всем объемом социальных льгот, в том числе правом на две пенсии по старости и по инвалидности. Это только участники ВОВ, они проливали кровь за Родину, - говорит он.
Депутат Алевтина Апарина (КПРФ), напротив, убеждена, что детям, которые прошли через концлагеря, необходима финансовая поддержка.
- Надо торопиться и обсуждать это быстрее, потому что таких людей осталось очень мало.
Член думского комитета по труду и социальной политике Михаил Тарасенко ("Единая Россия") уверен, что меры по поддержке узников концлагерей необходимо было давно принимать.
- Наше мощное государство могло бы пойти навстречу этой категории граждан, у которых не было детства, а были одни сплошные страдания, - подчеркнул он.
В Минтруда на инициативу отреагировали неопределенно.
- Когда законопроект будет внесен, тогда мы его и обсудим, - заявил высокопоставленный собеседник в министерстве.
- Слава богу, что наконец депутаты задумались о помощи бывшим узникам, - сказала "Известиям" президент фонда "Холокост" Алла Гербер.
В период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов более чем 5 млн детей стали узниками фашистских лагерей как на территории Советского Союза, так и в Германии.
http://izvestia.ru/news/549879
сможет ли моя бабушка (несовершеннолетний узник ВОВ) претендовать на улучшение жилищных условий?
Гремлин Мастер (2294) 4 года назад
Может, но скорее всего только в судебном порядке. Обратите внимание на следующие документы:
- Указ Президента РФ от 15 октября 1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»
- Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 7 июля 1999 г. № 20 «Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»
- Решение Верховного суда РФ от 5 февраля 2009 г. № ГКПИ08-1851.
Кроме того:
Статья 49 Жилищного кодекса РФ предусматривает несколько оснований, при наличии которых у граждан возникает право на заключение договора социального найма жилых помещений, в том числе: (п. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ). таким правом обладают иные категории граждан, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
статус бывшего несовершеннолетнего узника фашизма гарантирует право на социальную поддержку в виде оказания содействия в улучшении жилищных условий в силу Федерального закона «О ветеранах». а также Указа Президента РФ от 07.05.2008г. № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов».
Так, упомянутым выше Указом Президент Российской Федерации постановил буквально следующее:
«Считать необходимым завершить до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах"»
Кроме того: 15 октября 1992 года Президентом РФ, Б. Н. Ельциным был подписан Указ № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны». Абзацем 2 п. 1 данного Указа предусмотрено, что «Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставлять аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих».
То, что я здесь описал - отправная точка для отстаивания своих прав. Обратитесь в местную админисатрацию, если откажут - можно обжаловать в судебном порядке.
Остальные ответы
Почему люди, пережившие тяготы и лишения ВОВ, не имеют статуса участника войны
Комментариев: 0
Версия для печати
Малолетние жертвы фашизма, узники концлагерей, советские военнопленные и сироты войны к ним не относятся и соответствующего статуса не имеют. Так каким старикам у нас почет, а каким - забвение?
В пресс-центре еженедельника "Аргументы и факты" состоялся необычный круглый стол: его участники начали спорить друг с другом еще до начала заседания. А сколько таких споров было за прошедшие десятки лет ..
Как ни парадоксально, но Великая Отечественная война, которая, казалось бы, должна быть консолидирующей основой для гражданского согласия современного белорусского общества, стала предметом разногласия белорусов. Многие категории населения несколько лет назад были лишены статуса участников войны (например, узники фашизма). Круглые сироты войны не отнесены к категории лиц, пострадавших в годы войны. Дети войны, мирные жертвы нацизма, бывшие советские военнопленные тоже не имеют статуса.
Аркадий Шкуран, председатель инициативной группы по выработке проекта закона "О жертвах нацизма" . рассказывает, что в 1993 году было опубликовано "Соглашение о взаимном признании прав на льготный проезд", в соответствии с которым узники концлагерей по сути приравнивались к участникам войны. В 2001-м году, продолжает Аркадий Петрович, вышел "щедрый" закон "О ветеранах" (с 1992 года, когда впервые появился этот закон, в него было внесено около десятка изменений и дополнений - прим.автора). В соответствии с ним льготы узникам концлагерей оставили, но самого статуса участника войны их лишили. В то же время немецкий Бундестаг принял в 2000 году "Закон о фонде Память", где признает свою ответственность за действия властей во время войны и определяет понятие "жертвы национал-социализма". В Беларуси инициативная группа из 263 граждан направила 105 депутатам обращение по поводу принятия закона "О жертвах нацистских преследований", который восстановил бы статус всех жертв нацизма. Были получены очень расплывчатые и невнятные ответы всего лишь от 17 депутатов. На аналогичное обращение в Администрацию Президента, по словам Аркадия Шкурана, пришел ответ от начальника главного управления по работе с обращениями граждан и юридических лиц Станислава Буко, в котором сказано, что в принятии подобного закона нет необходимости, потому что уже есть Закон РБ "О ветеранах".
Владимир Шакутин, председатель Белорусского союза общественных объединений бывших узников фашизма "Эхо войны" . сам ветеран ВОВ, подхватывает: "Статус узников существовал 15 лет, но государство его выбросило". В ответ на обращения приходят лишь отписки, что противоречит статьям 49 и 50 Конституции РБ. "Сталин лично принимал в кабинетах, а Александр Лукашенко ни разу не принял нас за 17 лет. В Администрации Президента меня даже заставили раздеться до белья - в берлинском Бундестаге не видел ничего подобного. Я пришел с обращением - Станислав Буко даже не принял меня".
"Раньше у нас было 100% льгот на получение лекарств, а сейчас - никаких, - продолжает Федор Верас, председатель общественного объединения бывших узников фашизма концлагеря "Озаричи" . - Ленинград блюдем - им и льготы, и все. А узники "Озаричей" даже лишены статуса участника войны".
Софья Суровец, представитель общественного объединения "Круглые сироты военного времени" . добавляет: "В СССР льготы были всем, а после развала о нас, круглых сиротах войны, вообще забыли. Мы 16 лет стучимся во все инстанции, чтобы нас приравняли к участникам войны. Мы – дети-сироты, мы пострадали не меньше, чем другие, - и мы ничего не имеем. Да нам ничего и не надо, просто приравняйте нас к участникам войны". В ответ на одно из обращений пришла такая бумага: "Дети, круглые сироты военного времени, в большинстве своем достигли пенсионного возраста, для которых предусмотрены льготы по закону "О ветеранах"…".
Ответить на все эти обвинения попыталась Зинаида Мандровская, заместитель председателя Постоянной комиссии по труду и социальной защите Палаты представителей Национального собрания . "Мы не смогли найти взаимопонимания, - говорит она. - Вот тут говорят, что "статус забрали", но это не так. Такого статуса никогда и не было. Были приравнены не статусы, а социальные льготы". Зинаида Михайловна соглашается, что "может, над этим надо подумать". Сейчас в законодательстве прописан статус пострадавшего в годы войны, а если сегодня принять закон "О жертвах войны", то "это будет смена статуса с пострадавшего на жертву". Но в целом же "отдельный закон не своевременен" и "в правовом плане все прописано", а "изменение статуса не улучшит и не ухудшит ситуацию в стране". А что касается льгот, то "финансовые проблемы в стране есть, потому что мы очень социально ориентированы".
В ответ на запрос газеты "Аргументы и факты" из Министерства труда и социальной защиты пришел ответ . в котором сказано, что по состоянию на 1 января 2013 года в Беларуси проживало более 950 тысяч граждан, переживших тяготы и лишения ВОВ. Из них 32.525 человек - узники гетто, тюрем и концлагерей 1.819 человек - члены семей военнослужащих, партизан и подпольщиков, погибших в годы ВОВ и 969 инвалидов с детства вследствие ранений, полученных в ходе боевых действий во время войны. Эти люди отнесены к категории граждан, пострадавших от последствий войны (но не приравнены к участникам войны). Принятие дополнительных мер социальной поддержки бывшим узникам фашизма не предполагается, сообщается в документе. Тут же объясняется, почему они не могут быть приравнены к участникам войны: "Согласно закону участниками Великой Отечественной войны признаются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите отечества или в обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действиях, партизаны и подпольщики".
В круглом столе представители Министерства принять участие отказались.
Как следует из ответа Минтруда, эти 35 тысяч человек вряд ли дождутся того, чтобы их приравняли в правах с остальными участниками войны, как это сделано, например, на Украине и в других странах. Так, в Украинском законе "О жертвах нацистских преследований" (2000 г.) определено, что к этим жертвам в том числе относятся бывшие узники концлагерей лица, насильно вывезенные с территории СССР на принудительные работы дети, родившиеся в местах принудительного содержания родителей дети партизан, подпольщиков и других участников борьбы с национал-социализмом в тылу врага.
Число ветеранов уменьшается с каждым годом. Пройдет еще несколько лет - и, возможно, тех лиц, которые добиваются уравнения статусов с участниками войны, не останется вовсе. Нет человека - нет проблемы?
Александр Лычавко, OPEN.BY
РАЗЪЯСНЕНИЯ ООО КОНАКОВСКИЙ ЖИЛФОНД ПО ВОПРОСУ ОПЛАТЫ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ В ЧАСТИ ОДН ПО СЧЕТАМ ОП ТВЕРЬАТОМЭНЕРГОСБЫТ ( дополнено 21.10.2014г, 22.10.2014г, 27.01.2015, 01.06.2015г (. ))
ВНИМАНИЕ: ПРОСИМ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ПРИБОРОВ УЧЕТА ЧЕРЕЗ НАШ САЙТ не позднее 25-го числа текущего месяца (за июнь - до 25 июня и т.д.) - чтобы перейти к разделу передачи показаний ИПУ, нажмите на выделенный синим цветом фрагмент
Имеют ли право бывшие несовершеннолетние узники концлагерей получать жилые помещения по программе обеспечения жильем ветеранов ВОВ (Определение СК по гражданским делам ВС от 24.04.12 N 33-В11-13)
Имеют ли право бывшие несовершеннолетние узники концлагерей получать жилые помещения по программе обеспечения жильем ветеранов ВОВ (Определение СК по гражданским делам ВС от 24.04.12 N 33-В11-13)
Суд отменил принятое решение в части признания незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязания предоставить средства на приобретение жилья и вынес новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, поскольку приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке
Прокурор обратился в суд с иском в интересах гражданки - бывшей несовершеннолетней узницы концлагеря, которой было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения.
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суды исходили из того, что на бывших несовершеннолетних узников распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на участников Великой Отечественной войны.
Судебная коллегия по гражданским делам ВС РФ посчитала выводы судебных инстанций ошибочными, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Законом о ветеранах установлен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших в ней участие, а также иных лиц, перечисленных в законе.
При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена.
Действительно, законодательством несовершеннолетние узники фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки приравнены к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время законодательство не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента РФ об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 февраля 2012 г. N 33-В11-13 Суд отменил принятое решение в части признания незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильем и обязания предоставить средства на приобретение жилья и вынес новое решение об отказе в удовлетворении указанных требований, поскольку приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Горохова Б.А.
судей Задворнова М.В. Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Кингисеппского городского прокурора в интересах Сергеевой-Калининой В.Н. к администрации муниципального образования Кингисеппское городское поселение, Правительству Ленинградской области о признании нуждающейся в жилом помещении, признании незаконным отказа в предоставлении бюджетных средств на обеспечение жильём и обязании предоставить средства на приобретение жилья по надзорной жалобе Правительства Ленинградской области на решение Кингисеппского городского суда от 11 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года, которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Задворнова М.В. выслушав объяснения представителей Правительства Ленинградской области Яковлевой Н.Н. и Яровой И.А. поддержавших доводы надзорной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А. полагавшей судебные постановления подлежащими частичной отмене.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Кингисеппский городской прокурор обратился в суд с указанными исковыми требованиями в интересах Сергеевой-Калининой В.Н. ссылаясь на то, что решением рабочей группы при Правительстве Ленинградской области от 10 июня 2010 года № 5 Сергеевой-Калининой В.Н. было отказано в выделении бюджетных средств на строительство или приобретение жилого помещения. В качестве обоснования отказа Правительство Ленинградской области сослалось на невозможность предоставления в данном случае средств из федерального бюджета бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданными фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, в рамках Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильём ветеранов Великой Отечественной войны». Прокурор считал, что права Сергеевой-Калининой В.Н. были нарушены, поскольку в соответствии с действующим законодательством на бывших несовершеннолетних узников распространяются те же меры социальной поддержки и льготы, что и на участников Великой Отечественной войны.
Решением Кингисеппского городского суда от 11 мая 2011 года исковые требования частично удовлетворены. Суд постановил признать Сергееву-Калинину В.Н. нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, признать незаконным отказ Правительства Ленинградской области в предоставлении Сергеевой-Калининой В.Н. бюджетных средств на обеспечение жильём, обязать Правительство Ленинградской области предоставить Сергеевой-Калининой В.Н. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения. В остальной части иска отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В надзорной жалобе представителя Правительства Ленинградской области ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений в части признания незаконным отказа Правительства Ленинградской области от 10 июня 2010 года № 5 в предоставлении Сергеевой-Калининой В.Н. бюджетных средств на обеспечение жильём и обязании Правительства Ленинградской области предоставить Сергеевой-Калининой В.Н. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения и принятии в этой части нового решения об отказе в удовлетворении иска.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации для проверки в порядке надзора и определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 16 января 2012 года надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
Проверив законность обжалуемых судебных постановлений, а также материалы дела, обсудив обоснованность доводов надзорной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьёй 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого характера существенные нарушения норм материального права, выразившиеся в следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Сергеева-Калинина В.Н. является бывшим несовершеннолетним узником фашистских концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны.
Постановлением администрации МО «Кингисеппское городское поселение» муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 8 апреля 2010 года № 471 Сергеева-Калинина В.Н. принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях как несовершеннолетний узник фашистских концлагерей, инвалид 3 группы на основании ст.ст. 51 и 52 Жилищного кодекса РФ.
Решением Рабочей группы при Правительстве Ленинградской области по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» и обеспечению жильем граждан в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в РФ», содержащимся в п. 3 протокола от 10 июня 2010 года № 5, Сергеевой-Калининой В.Н. не предоставлены бюджетные средства (л.д. 24-29).
Разрешая спор и принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, предоставляются все меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны, к которым по формам и объему предоставляемых льгот социальной поддержки приравнены несовершеннолетние узники концлагерей.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда согласилась с указанными выводами Кингисеппского городского суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что приведенные выводы судебных инстанций являются ошибочными, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах».
Данным нормативным актом уточнен порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, непосредственно принимавших участие в Великой Отечественной войне, а также иных лиц, перечисленных в нём. При этом в данный перечень такая категория лиц, как бывшие несовершеннолетние узники фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, не включена и действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714 на эту категорию лиц не распространяется.
Также нельзя признать правомерной ссылку в решении суда на Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1992 года № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».
В соответствии с этим Указом бывшим несовершеннолетним узникам фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Данный Указ фактически утратил свою силу в части установления льгот в связи с вступлением в силу с 1 января 2005 года Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в пункте 8 ст. 154 которого определено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны. Остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Таким образом, приведенная норма приравнивает несовершеннолетних узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны.
В то же время приравнивание узников фашизма по предоставляемым мерам социальной поддержки к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны не дает правовых оснований для обеспечения их жилым помещением за счет средств федерального бюджета во внеочередном порядке в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714, поскольку на данную категорию лиц его действие не распространяется.
С учетом изложенных обстоятельств у суда не имелось правовых оснований для удовлетворения исковых требований в части признания за истцом права на обеспечение жильем в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года № 714.
Однако следует учитывать, что ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены меры социальной поддержки для инвалидов Великой Отечественной войны, в числе которых предусмотрено обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 Федерального закона «О ветеранах». Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения (подп. 4 пункта 1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»).
В целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела судебными инстанциями в применении норм материального права, которая повлекла вынесение неправосудного решения, Судебная коллегия признаёт решение Кингисеппского городского суда от 11 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года незаконными и подлежащими отмене в части признания незаконным отказа Правительства Ленинградской области от 10 июня 2010 года в предоставлении Сергеевой-Калининой В.Н. бюджетных средств на обеспечение жильём и обязания Правительства Ленинградской области предоставить Сергеевой-Калининой В.Н. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения с вынесением в этой части нового решения об отказе в удовлетворении данного требования.
Руководствуясь статьями 387, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Кингисеппского городского суда от 11 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 14 июля 2011 года отменить в части признания незаконным отказа Правительства Ленинградской области от 10 июня 2010 года в предоставлении Сергеевой-Калининой В.Н. бюджетных средств на обеспечение жильём и обязания Правительства Ленинградской области предоставить Сергеевой-Калининой В.Н. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения.
Принять по делу в указанной части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Кингисеппского городского прокурора в интересах Сергеевой-Калининой В.Н. к администрации муниципального образования «Кингисеппское городское поселение», Правительству Ленинградской области о признании незаконным отказа Правительства Ленинградской области от 10 июня 2010 года в предоставлении Сергеевой-Калининой В.Н. бюджетных средств на обеспечение жильём и обязании Правительства Ленинградской области предоставить Сергеевой-Калининой В.Н. безвозмездную единовременную денежную выплату на приобретение (строительство) жилого помещениz
Re: льготы чернобыльцам
Доброго времени суток уважаемый Сергей.
В первую очередь хочу выразить Вам свою благодарность и признательность за совершенный Вами подвиг по ликвидации ЧС ЧАЭС, иначе, как подвигом это назвать нельзя, когда люди не жалея себя и своего здоровья не имея толком никакой радиоционной защиты боролись с последствиями страшной техногенной катастрофы, еще раз огромное Вам от меня лично и моей семьи большое человеческое СПАСИБО.
Относительно заданного Вами вопроса, по состоянию на 16.01.2014г. сообщаю следующее
Все льготы, которые положены участникам ликвидации последствий чернобыльской аварии, установлены в Законе Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите подвергшихся воздействию радиации граждан после аварии на ЧАЭС» .
Согласно закону, льготы положены гражданам. которые:
В 1986 — 1987 годах ликвидировали последствия чернобыльской катастрофы в границах зоны отчуждения, те, кто занимался в тот период времени эвакуацией населения, сельскохозяйственных животных или материальных ценностей и прочими работами на Чернобыльской АЭС, включая тех, кто был временно туда направлен либо командирован.
Военнослужащие и военнообязанные, призванные на сборы или привлеченные в тот период времени к работам по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в границах зоны отчуждения, в том числе инженерно-технический и летно-подъемный состав авиации, независимо вида выполняемых работ и места их дислокации.
Рядовой и начальствующий состав ОВД, служивший в 1986 — 1987 годы в зоне отчуждения.
Граждане, в том числе военнообязанные и военнослужащие, призванные на военные сборы и принимавшие 1988-1990 годах участие в работах по объекту «Укрытие».
Младший, средний медицинский персонал, врачи и прочие работники лечебных учреждений, получившие при оказании медицинской помощи в период с 26 апреля по 30 июня 1986 г. дозы облучения сверх допустимой нормы, кроме тех лиц, которые в силу своей профессиональной деятельности и профиля работали с любыми источниками излучений в условиях радиации.
Граждане, принимавшие участие в 1957-1958 годах в ликвидации последствий аварии, произошедшей на ПО «Маяк», а также те, кто в 1949 — 1956 годах осуществлял защитные мероприятия и реабилитировал радиоактивно загрязненные территории вдоль р. Теча.
перечень льгот:
1.Статьей 15 упомянутого Закона таким гражданам гарантируется в случае перевода их согласно медицинским показаниям на работу, оплата которой ниже предыдущей, доплата в размере соответствующем заработку на предыдущей работе.
2.Также в полном объеме размера средней заработной платы им выплачивается пособие по временной нетрудоспособности.
3.Средний заработок берется в том размере, который учитывается при начислении страхового взноса на обязательное соцстрахование на случай наступления временной нетрудоспособности, а также в Фонд соцстрахования в связи с материнством, независимо от того, какую продолжительность имеет страховой стаж. Даже в том случае, если выдается направление для получения врачебной консультации в другом населенном пункте.
4.Кроме того, если на работе планируется сократить численность штата сотрудников, участник ликвидации аварии на ЧАЭС имеет преимущественное право на то, чтобы его оставили на работе, причем совершенно независимо от его трудового стажа, опыта работы в данном учреждении, на предприятии или организации. Ликвидатор ЧАЭС имеет право в числе первых быть трудоустроенным в случае реорганизации или полной ликвидации организации, учреждения или предприятия.
5.На льготных условиях участников Чернобыльской АЭС обслуживают в аптеках и лечебно-профилактических учреждениях, а также в тех поликлиниках, к которым они были прикреплены до того момента, как вышли на пенсию.
6.Дети участников ликвидации аварии имеют право без очереди быть принятыми в детские сады, на отдых и лечение в санатории и летние детские лагеря. К тому же детям участников для компенсации питания в санатории или лагере, куда они приняты, каждый месяц выделяется по 90 рублей.
7.Участник ликвидации чернобыльской аварии имеет право без конкурса поступить на обучение в государственное образовательное учреждение начального профессионального образования, образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию. Обучение производится из определенного бюджета бюджетной системы РФ, для чего установлен соответствующий порядок, а также при необходимости может быть предоставлено место в общежитии.
8.Участники имеют преимущество перед остальными желающими вступить в гаражно-строительный и садоводческий кооператив.
9.Если у ликвидаторов аварии на ЧАЭС есть необходимость в том, чтобы улучшить каким-то образом свои жилищные условия, они могут встать на учет, как это предусмотрено жилищным законодательством.
10.Ежегодный отпуск, который оплачивается в соответствии с законом, ликвидаторы аварии могут взять не по графику, составляемому на предприятии, а тогда, когда им будет удобнее.
Куда обращаться за Чернобыльскими льготами.
Для использования льгот, перечисленных пунктами 1-4, 10 необходимо обращаться по месту работы, пунктами 5-8 - по месту оказания услуги. пункт 9 - в администрацию по месту жительства.
Компенсации и выплаты гражданам, подвергшимся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне
Ежемесячная денежная выплата (ЕДВ) выплачивается гражданам, пострадавшим от радиации, вне зависимости от других выплат. С 1 января 2014 года размер ЕДВ равен 2124 руб. За оформлением следует обращаться в отделение пенсионного фонда по месту жительтсва. Подробнее о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших от радиации.
В территориальном отделении социальной защиты населения выплачиваются следующие виды пособий:
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров инвалидам 1,2,3 группы, а также гражданам, участвовавшим в действиях подразделений особого риска «а-г «. в размере – 705 руб 39 к
ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров участникам ликвидации аварии на ЧАЭС 86-87 г, а также в работах по объекту « Укрытие» в 88-90 г, гражданам, участвовавших в действиях подразделений особого риска « д», участникам ликвидации катастрофы на производственном объединении « МАЯК « в размере – 470 руб.23 к
ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с радиационным воздействием, вследствие чернобыльской катастрофы, либо с выполнением работ по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС :
Инвалидам 1 гр – 14749 руб 03 к
Инвалидам 2 гр – 7374 руб 52 к
Инвалидам 3 гр - 2949 руб 80 к
По суду. размер сумм -индивидуальный
ежемесячная компенсация за потерю кормильца - участника ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС. в размере – 178 руб 43 к
ежегодная компенсация на оздоровление гражданам, эвакуированным из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения, вследствие катастрофы на ЧАЭС, МАЯК в разм. 235 руб 14к
ежегодная компенсация на оздоровление членам семей погибшего участника ликвидации на ЧАЭС: в размере- 235 руб 14 к
ежегодная компенсация за вред здоровью:
Инвалидам 1 и2 гр- 1175 руб 66 к
Инвалидам 3 гр и гражданам. участвовавших в действиях подразделений особого риска «а-г» - 940руб 52 к
ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации аварии на ЧАЭС в 86-87 г, МАЯК, работавших на объекте « Укрытие» в 88-90г, гражданам, участвовавших в действиях подразделений особого риска « д»: в размере – 705 руб 39 к
ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации на ЧАЭС в 88 г: в размере – 470 руб 23 к
ежегодная компенсация на оздоровление участникам ликвидации на ЧАЭС в 89-90г: в размере – 235руб 14 к
единовременная компенсация за вред здоровью гражданам, ставшим инвалидами вследствие ЧАЭС ( кто обращается из инвалидов впервые )
Инвалидам 1 гр – 23512руб 95 к
Инвалидам 2 гр – 16459 руб 08 к
Инвалидам 3 гр – 11756 руб 50 к
А так же производятся выплаты по дополнительному оплачиваемому отпуску работающим участникам ЧАЭС при предоставлении справок с места работы.
Как мы видим из выше приведенной информации наше Государство не очень то разбегается помогать Ликвидаторам, конечно теперь они же не нужны, миссию свою выполнили и ладно, стыдно за наше Государство с их копеечными пособиями компенсациями и пенсиями. Воруют миллиардами долларов, а на людей наплевать, грустно это все.
Рад был Вам помочь, удачи и здоровья Вам, мы помним о Вашем подвиге и всю жизнь будем Вам благодарны. Юрист - Максим Игоревич, г. Санкт-Петербург.
Юридические консультации лично и онлайн, представительство в судах Санкт-Петербурга и Л.О.,составление исков,жалоб, и др. документов в области гражданского права, в то числе дистанционно, бесплатные консультации онлайн, срочная платная консультация по tel:9200004 без ограничения по времени, стоимость консультации всего 50 руб, подробнее об условиях оплаты и других услугах оказываемых юристом, на моем сайте жми:
[Вы должны быть зарегистрированы и подключены. чтобы видеть эту ссылку]
Вниманию чернобыльцев Севастополя!
Упрaвлeниe сoциaльнoй зaщиты нaсeлeния нaчaлo фoрмирoвaниe спискoв грaждaн, кoтoрыe имeют прaвo нa пoлучeниe льгoт в связи с тeм, чтo пoдвeрглись вoздeйствию рaдиaции из-зa кaтaстрoфы нa Чeрнoбыльскoй AЭС.
1-Гeрoeв Укрaины и дeпутaтoв Вeрxoвнoй рaды, кoтoрыe прoживaют в Сeвaстoпoлe, oстaвили в спискe льгoтныx кaтeгoрий грaждaн.
2-Чeрнoбыльцaм г. Сeвaстoпoля o нeкoтoрыx сoциaльныx выплaтax
Oб этoм рaсскaзaлa прeдсeдaтeль кoмиссии пo сoциaльнo-гумaнитaрным вoпрoсaм зaкoнoдaтeльнoгo сoбрaния гoрoдa Тaтьянa Щeрбaкoвa.
В этoм вoпрoсe зaксoбрaниe, пo слoвaм Тaтьяны Щeрбaкoвoй, нe мoглo принять другoe рeшeниe. Здeсь, пo мнeнию дeпутaтoв, нe мoжeт быть примeнeн принцип избирaтeльнoсти. Льгoты в имeющeмся пeрeчнe укaзaнным кaтeгoриям сoxрaнeны, сooбщaeт ТAСС.
Oднaкo, зaксoбрaниe ввeлo oгрaничeниe. Льгoты тeпeрь пoлoжeны тoлькo тeм грaждaнaм Рoссии, кoтoрыe прoживaют в Сeвaстoпoлe. Исxoдя из этoгo oстaльныe гeрoи и дeпутaты Укрaины нe смoгут ими вoспoльзoвaться.
Извeстнo, чтo сeйчaс нa тeрритoрии Сeвaстoпoля льгoтaми пoльзуются 195 тысяч чeлoвeк. 60% из этoгo числa oблaдaют прaвoм нa oплaту услуг жилищно-коммунального хозяйства не в полном объеме.
Городской бюджет Севастополя выделил на социальную политику 2,8 млрд рублей. 600 млн рублей из этой суммы предполагается на компенсацию бесплатного проезда в городском транспорте для льготных категорий граждан.
Щербакова отметила, что такой уровень льгот не предусмотрен во всей России. Только Москва и Санкт- Петербург пользуются такими льготами.
Чернобыльцам г. Севастополя о некоторых социальных выплатах
С 1 января текущего года вступило в силу пенсионное законодательство Российской Федерации. В связи с этим в социальном обеспечении чернобыльцев произошел ряд изменений.
Например, часть натуральных льгот для федеральных льготников, к которым, в том числе, относятся и граждане, пострадавшие от радиационных катастроф (ЧАЭС, ПО «Маяк», ядерные испытания на Семипалатинском полигоне, подразделения особого риска), была заменена на ежемесячную денежную выплату (ЕДВ).
Размеры ЕДВ
Размеры ЕДВ устанавливаются в зависимости от категории льготника:
• инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы — 2123,92 руб.
• ликвидаторам 1986-1987гг. последствий чернобыльской катастрофы — 2123,92 руб.
• ликвидаторам 1988-1990гг. последствий чернобыльской катастрофы - 1700,23 руб.
• гражданам из подразделений особого риска - 2123,92 руб.
• гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне - от 532,35 руб. до 1700,23 руб. (в зависимости от категории)
• гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча — от 1061,96 руб. до 2123,92 руб. (в зависимости от категории).
Право на установление ЕДВ также имеют следующие категории детей и подростков до 18 лет, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС:
• эвакуированные и переселенные из зон отчуждения (по Украинскому законодательству соответствует зоне отчуждения), отселения (по Украинскому законодательству соответствует зоне безусловного отселения), проживания с правом на отселение (по Украинскому законодательству соответствует зоне гарантированного добровольного остеления). включая детей, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии
• дети первого и последующих поколений следующих граждан:
получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы,
инвалидов ЧАЭС,
участников ликвидации последствий аварии в 1986-1987 годах,
принимавших участие в 1988-1990 годах в работах по объекту «Укрытие»,
эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отчуждения или переселенных (в том числе выехавших добровольно) из зоны отселения. При этом, право на указанную выплату имеют только дети, родившиеся после радиоактивного облучения одного из родителей.
Помимо указанных категорий детей, право на ЕДВ имеют:
• дети в возрасте до 18 лет первого и второго поколения граждан, получивших суммарную (накопительную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), страдающие заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей
• дети первого и второго поколения граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии в 1957 году на ПО Маяк , страдающие заболеваниями вследствие воздействия радиации на их родителей.
Пример:
право на ЕДВ до 18 лет имеет внук (2012 года рождения) ликвидатора последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году при условии, что сын ликвидатора (отец ребёнка) родился после участия отца (дедушки по отношению к ребёнку) в ликвидации аварии.
Получение части льгот в натуральном выражении в виде набора социальных услуг (НСУ)
Это право реализуется путем подачи в территориальный орган ПФР заявления о предоставлении НСУ до 1 октября текущего года, начиная с 1 января 2015 года. На основании поданного заявления, начиная с 1 января 2016 года, НСУ будет предоставляться в натуральном выражении и соответственно его стоимость будет удерживаться из начисленной гражданину ежемесячной денежной выплаты.
В состав НСУ (стоимость 881,63 руб.) входят следующие социальные услуги:
• обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по соответствующим рецептам, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (стоимость 679,05 руб.)
• предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (стоимость 105,05 руб.)
• бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (стоимость 97,53 руб.).
Отдельные категории граждан, пострадавших от радиационных катастроф, имеют право получать две ежемесячные денежные выплаты, предусмотренные разными федеральными законами. Например, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, признанные инвалидами (1-я ЕДВ, как ликвидатор, 2-я ЕДВ как инвалид).
Гражданам, которые являются получателями второй ЕДВ (по Закону «О социальной защите инвалидов в РФ» либо по Закону «О ветеранах») НСУ по второй ЕДВ автоматически предоставляется в натуральном выражении. Таким образом, им нет необходимости подавать заявление о предоставлении НСУ. При этом, они, как инвалиды или как ветераны, могут подать заявление об отказе в предоставлении НСУ и получать НСУ также как по чернобыльской категории в денежном выражении.
Важно! Выплата ЕДВ, с учетом представленного до 1 октября 2015 года заявления об отказе от получения всего НСУ, либо отдельной социальной услуги, будет производиться с 1 января 2016 года.
Размер ЕДВ и НСУ индексируется один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год прогнозного уровня инфляции.
За получением информации по вопросу предоставления с 01.01.2015 НСУ в натуральном выражении следует обращаться:
• в части обеспечения необходимыми лекарственными препаратами, медицинскими изделиями по соответствующим рецептам - в Главное управление здравоохранения Севастополя
• в части предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - в Государственное учреждение – Севастопольское региональное отделение Фонда социального страхования
• по вопросу установления иных выплат и льгот - в Главное управление социальной защиты населения Севастополя.
Пресс-служба Отделения ПФР по г. Севастополю
Льготы чернобыльцам в 2015 году
Те люди, что оказывали активную помощь в процессе ликвидации страшной аварии на чернобыльской АЭС, практически в любом из регионов мира, имеют право рассчитывать на получение определенных льгот, исходящих от государства. И льготы эти получают совершенно все, вне зависимости от того, получена ли инвалидность либо травма, возраста пострадавшего, и иных моментов.
Но сама степень поощрения, будет зависеть целиком и полностью от названных факторов и ряда иных моментов, стоящих с ними на одном и том же уровне. Льготы могут выдаваться, как в обыкновенном виде, так и в применении определенной финансовой компенсации. В самую первую очередь, льготы такого типа, могут предусматривать обретение конкретных скидок по оплате различных налогов на недвижимость. А вернее, за общую площадь самого жилья.
Данные скидки на оплату коммунальных услуг стандартного вида. Отношение это имеет к электричеству, отоплению и свету. Но оплата Интернета, телефона и телевидения, в скидки названные не входят. Здесь, как правило, определенные льготы могут начислять, лишь непосредственным образом, сами компании, при наличии с их стороны, указанного желания. А частные компании, вполне могут не подчиняться моменту, дабы оплачивать либо предоставлять определенные скидки льготникам.
Однако ежели они выбирают поддержку конкретной льготной системы, то могут оплачивать намного меньше налогов, непосредственно государству. По этой причине, редкостно кто-нибудь отказывается от этого подарка. Второй тип льгот предусматривает определенную доплату финансовых средств к обыкновенной зарплате, в той ситуации, если была усугублена травма либо здоровье, что сильно мешает службе на былой работе. В процессе устройства на работу со столь невысокой и незавидной зарплатой, именно надбавка позволит людям получать привычную заработную плату.
А начальство обязано, в свою очередь, осуществлять предоставление льготнику оплачиваемого отпуска в размере ровно тридцати дней, а также отпуска, в качестве дополнения, в две недели. В том случае, ежели ему не удается отыскать подходящую работу для себя, льготнику чернобыльской АЭС, будет выдаваться специальное пособие по безработице в определенном объеме средней зарплаты, до тех самых пор, пока он не сможет устроиться на нормальную работу, которая будет устраивать его во всем и сразу.
Но льготу можно получать, лишь в случае предоставления специальной справки определенного образца, связанной с тем, что человек этот являлся ликвидатором аварии на чернобыльской АЭС, и также собственного страхования.
льготы у детей чернобыльцев с 22 статьей
Зарегистрирован: Пн май 31, 2010 10:47 am
Сообщения: 119
Александр!Написано достаточно понятно,чтобы сделать выписки компенсаций и льгот из других статей в части Вас касающейся.
(в ред. Федеральных законов от 24.11.1995 № 179-ФЗ, от 11.12.1996
№ 149-ФЗ)
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на
постоянное место жительства в зону отселения либо в зону
проживания с правом на отселение, гарантируются компенсации и
льготы, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!