Льготы пострадавшим аварии на чаэс 24 статья
Закон РБ О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
Ст. 24 Закон РБ О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиац от 6 января 2009 г. № 9-З
1. Граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, имеют право на:
1.1. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника с первого дня временной утраты трудоспособности
1.2. исключен
1.3. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время.
2. Граждане, проживавшие до 1 января 1990 года и выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода после их выезда из указанных зон, имеют право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
3. Гражданам, получившим при переселении из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, денежная компенсация за утраченные жилые дома и строения, принадлежавшие им на праве собственности, выплачивается в случае, если стоимость утраченных жилого дома и строений превышает стоимость жилого помещения по новому месту жительства, в размере разницы между этими стоимостями.
4. Гражданам, самостоятельно выехавшим из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения и утратившим имущество в связи с переселением, а также гражданам, получившим в наследство либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, имущество, находящееся в указанных зонах, выплачивается денежная компенсация только за то имущество, которое не может быть использовано ими ввиду радиационного загрязнения.
ГЛАВА 5
ЛЬГОТЫ ГРАЖДАНАМ, РАБОТАЮЩИМ, ОБУЧАЮЩИМСЯ НА ТЕРРИТОРИИ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ
Правительство хочет сэкономить на льготах пострадавшим от аварии в Чернобыле
Общество / 24.11.14 16:10
Москва, Ноябрь 24 (Новый День – Новый Регион, Зоя Осколкова) – Общественная палата выступила против решения правительства РФ о сокращении чернобыльской зоны. Таким образом кабмин рассчитывает привлечь инвестиции в районы, освобожденные от статуса пострадавших от радиоактивного загрязнения, а, по мнению членов ОП, пострадают льготники, которые лишатся компенсаций.
Проект постановления правительства «Об утверждении Перечня населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» предполагает сокращение населенных пунктов, входящих в зону загрязнения, почти вдвое – с 4413 до 2161.
Однако Общественная палата такое решение не поддерживает. «Профильные министерства должны опираться не только на факты о состоянии почв в Чернобыльской зоне, но и на демографические данные о заболеваемости, смертности, инвалидности на данных территориях, доступности специализированной медицинской помощи, санаторно-курортного лечения для граждан, экологические факторы, состояние сельского хозяйства, а также – социального обеспечения», – говорится в сообщении на официальном портале организации.
По мнению членов ОП, уменьшение зоны загрязнения приведет к тому, что компенсаций лишатся более 600 тысяч человек, «что будет способствовать росту социальной напряженности». Проект нуждается в дополнительном обсуждении с привлечением экспертов и детальной проработке, считают общественники.
© 2014, РИА «Новый Регион»
Здравствуйте, какие льготы даёт 24 статья чернобыльского удосторерения?
Здравствуйте, какие льготы даёт 24 статья чернобыльского удосторерения?
Статья 24. Льготы гражданам, эвакуированным, отселенным, самостоятельно выехавшим с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения
1. Граждане, эвакуированные, отселенные, самостоятельно выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны эвакуации (отчуждения), зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения (включая детей, находившихся во внутриутробном состоянии), за исключением прибывших в указанные зоны после 1 января 1990 года, имеют право на:
1.1. выплату пособия по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднедневного (среднечасового) заработка за рабочие дни (часы) по графику работы работника с первого дня временной утраты трудоспособности
1.2. льготы по плате за землю в соответствии с налоговым законодательством Республики Беларусь
1.3. использование трудового отпуска в летнее или другое удобное для них время.
2. Граждане, проживавшие до 1 января 1990 года и выехавшие с территории радиоактивного загрязнения из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий на протяжении всего периода после их выезда из указанных зон, имеют право на получение жилых помещений государственного жилищного фонда, построенных за счет средств республиканского бюджета, направляемых на преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
3. Гражданам, получившим при переселении из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, денежная компенсация за утраченные жилые дома и строения, принадлежавшие им на праве собственности, выплачивается в случае, если стоимость утраченных жилого дома и строений превышает стоимость жилого помещения по новому месту жительства, в размере разницы между этими стоимостями.
4. Гражданам, самостоятельно выехавшим из зоны первоочередного отселения и зоны последующего отселения и утратившим имущество в связи с переселением, а также гражданам, получившим в наследство либо по другим основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, имущество, находящееся в указанных зонах, выплачивается денежная компенсация только за то имущество, которое не может быть использовано ими ввиду радиационного загрязнения.
ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БеларуСЬ
6 января 2009 г. № 9-З
О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий
Если что-то осталось неясным или есть другие вопросы по этой же теме:
Свой отзыв о нашем сайте Вы можете оставить тут. Спасибо за участие.
Исторический очерк "Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г."
Авария на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
В 01:24 26 апреля 1986 года на 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС (расположенной на территории Украинской ССР (ныне - Украина) в 3 км от города Припять, в 18 км от города Чернобыль, в 16 км от границы с Белоруссией и в 110 км от Киева) произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Здание энергоблока частично обрушилось, начался пожар. Впоследствии остатки активной зоны расплавились, смесь из расплавленного металла, песка, бетона и фрагментов топлива растеклась по подреакторным помещениям. В результате аварии произошёл выброс в окружающую среду радиоактивных веществ, в том числе изотопов урана, плутония, йода-131 (период полураспада — 8 дней), цезия-134 (период полураспада — 2 года), цезия-137 (период полураспада — 30,17 лет), стронция-90 (период полураспада — 28 лет).
Авария расценивается как крупнейшая за всю историю атомной энергетики (по количеству погибших и пострадавших от её последствий людей, по экономическому ущербу). 31 чел. погиб в течение первых трех месяцев после аварии Для ликвидации последствий были мобилизованы значительные ресурсы (более 600 тыс. человек). В отличие от бомбардировок японских городов Хиросимы и Нагасаки, взрыв напоминал очень мощную грязную бомбу — основным поражающим фактором стало радиоактивное заражение. Облако, образовавшееся от горящего реактора, разнесло радиоактивные материалы, и прежде всего радионуклиды йода и цезия, по большей части территории Европы, Белоруссии, Российской Федерации и Украины.
Причины аварии и расследование
Существуют два различных подхода к объяснению причин чернобыльской аварии, которые можно назвать официальными, а также несколько альтернативных версий разной степени достоверности.
Государственная комиссия, сформированная в СССР для расследования причин катастрофы, возложила основную ответственность за неё на оперативный персонал и руководство ЧАЭС. МАГАТЭ создало свою консультативную группу, известную как Консультативный комитет по вопросам ядерной безопасности, который на основании материалов, предоставленных советской стороной, и устных высказываний специалистов (делегацию советских специалистов возглавил В. А. Легасов, первый заместитель директора ИАЭ имени И. В. Курчатова) в своём отчёте 1986 года поддержал эту версию. Утверждалось, что авария явилась следствием маловероятного совпадения ряда нарушений правил и регламентов эксплуатационным персоналом, а катастрофические последствия приобрела из-за того, что реактор был приведён в нерегламентное состояние.
Грубые нарушения правил эксплуатации АЭС, совершённые её персоналом, согласно этой точке зрения, заключаются в следующем:
проведение эксперимента «любой ценой», несмотря на изменение состояния реактора
вывод из работы исправных технологических защит, которые просто остановили бы реактор ещё до того, как он попал в опасный режим
замалчивание масштаба аварии в первые дни руководством ЧАЭС.
В 1991 году комиссия Госатомнадзора СССР заново рассмотрела этот вопрос и пришла к заключению, что «начавшаяся из-за действий оперативного персонала Чернобыльская авария приобрела неадекватные им катастрофические масштабы вследствие неудовлетворительной конструкции реактора». Кроме того, комиссия проанализировала действовавшие на момент аварии нормативные документы и не подтвердила некоторые из ранее выдвигавшихся в адрес персонала станции обвинений.
Единой версии причин аварии, с которой было бы согласно всё экспертное сообщество специалистов в области реакторной физики и техники, не существует. Единым в авторитетных версиях является только общее представление о сценарии протекания аварии. Её основу составило неконтролируемое возрастание мощности реактора, перешедшее в тепловой взрыв ядерной природы.
Последствия аварии
Непосредственно во время взрыва на четвёртом энергоблоке погиб только один человек (Валерий Ходемчук), ещё один скончался утром от полученных травм (Владимир Шашенок). Впоследствии у 134 сотрудников ЧАЭС и членов спасательных команд, находившихся на станции во время взрыва, развилась лучевая болезнь, 28 из них умерли в течение следующих нескольких месяцев.
В 1:24 ночи на пульт дежурного ВПЧ-2 по охране ЧАЭС поступил сигнал о возгорании. К станции выехал дежурный караул пожарной части (на ЗИЛ-131), который возглавлял лейтенант внутренней службы Владимир Павлович Правик. Из Припяти на помощь выехал караул 6-й городской пожарной части, который возглавлял лейтенант Виктор Николаевич Кибенок. Руководство тушением пожара принял на себя лейтенант В. П. Правик. Его грамотными действиями было предотвращено распространение пожара. Были вызваны дополнительные подкрепления из Киева и близлежащих областей.
Из средств защиты у пожарных были только брезентовая роба (боёвка), рукавицы, каска. Звенья ГДЗС были в противогазах КИП-5. К 4 часам утра пожар был локализован на крыше машинного зала, а к 6 часам утра был затушен. Всего принимало участие в тушении пожара 69 человек личного состава и 14 единиц техники. Наличие высокого уровня радиации было достоверно установлено только к 3:30, так как из двух имевшихся приборов на 1000 Р/ч один вышел из строя, а другой оказался недоступен из-за возникших завалов. Поэтому в первые часы аварии были неизвестны реальные уровни радиации в помещениях блока и вокруг него. Неясным было и состояние реактора.
Пожарные не дали огню перекинуться на третий блок (у 3-го и 4-го энергоблоков единые переходы). Вместо огнестойкого покрытия, как было положено по инструкции, крыша машинного зала была залита обычным горючим битумом. Примерно к 2 часам ночи появились первые поражённые из числа пожарных. У них стала проявляться слабость, рвота, «ядерный загар». Помощь им оказывали на месте, в медпункте станции, после чего переправляли в городскую больницу Припяти. 27 апреля первую группу пострадавших из 28 человек отправили самолетом в Москву, в 6-ю радиологическую больницу. Практически не пострадали водители пожарных автомобилей.
В первые часы после аварии, многие, по-видимому, не осознавали, насколько сильно повреждён реактор, поэтому было принято ошибочное решение обеспечить подачу воды в активную зону реактора для её охлаждения. Для этого требовалось вести работы в зонах с высокой радиацией. Эти усилия оказались бесполезны, так как и трубопроводы, и сама активная зона были разрушены. Другие действия персонала станции, такие как тушение очагов пожаров в помещениях станции, меры, направленные на предотвращение возможного взрыва, напротив, были необходимыми. Возможно, они предотвратили ещё более серьёзные последствия. При выполнении этих работ многие сотрудники станции получили большие дозы радиации, а некоторые даже смертельные.
Информирование и эвакуация населения
Первое сообщение об аварии на Чернобыльской АЭС появилось в советских СМИ 27 апреля, через 36 часов после взрыва на четвертом реакторе. Диктор радиотрансляционной сети г. Припяти сообщил о сборе и временной эвакуации жителей города. 28 апреля 1986 года в 21.00 ТАСС передает краткое информационное сообщение: «На Чернобыльской атомной электростанции произошел несчастный случай. Один из реакторов получил повреждение. Принимаются меры с целью устранения последствий инцидента. Пострадавшим оказана необходимая помощь. Создана правительственная комиссия для расследования происшедшего».
После оценки масштабов радиоактивного загрязнения стало понятно, что потребуется эвакуация города Припять, которая была проведена 27 апреля. В первые дни после аварии было эвакуировано население 10-километровой зоны. В последующие дни было эвакуировано население других населённых пунктов 30-километровой зоны. Запрещалось брать с собой вещи, многие были эвакуированы в домашней одежде. Чтобы не раздувать панику, сообщалось, что эвакуированные вернутся домой через три дня. Домашних животных с собой брать не разрешали.
Безопасные пути движения колонн эвакуированного населения определялись с учётом уже полученных данных радиационной разведки. Несмотря на это, ни 26, ни 27 апреля жителей не предупредили о существующей опасности и не дали никаких рекомендаций о том, как следует себя вести, чтобы уменьшить влияние радиоактивного загрязнения.
В то время, как все иностранные средства массовой информации говорили об угрозе для жизни людей, а на экранах телевизоров демонстрировалась карта воздушных потоков в Центральной и Восточной Европе, в Киеве и других городах Украины и Белоруссии проводились праздничные демонстрации и гуляния, посвящённые Первомаю. Первый секретарь компартии Украины Щербицкий привел на парад своих внуков. Лица, ответственные за утаивание информации, объясняли впоследствии своё решение необходимостью предотвратить панику среди населения.
Ликвидация последствий аварии
Для ликвидации последствий аварии была создана правительственная комиссия, председателем которой был назначен зам. председателя Совета министров СССР Б.Е. Щербина. От института, разработавшего реактор, в комиссию вошёл химик-неорганик академик В. А. Легасов. В итоге Легасов проработал на месте аварии 4 месяца вместо положенных 2 недель. Именно он рассчитал возможность применения и разработал состав смеси (боросодержащие вещества, свинец и доломиты), которой с самого первого дня забрасывали с вертолётов в зону реактора для предотвращения дальнейшего разогрева остатков реактора и уменьшения выбросов радиоактивных аэрозолей в атмосферу. Также именно Легасов, выехав на бронетранспортёре непосредственно к реактору, определил, что показания датчиков нейтронов о продолжающейся ядерной реакции недостоверны, так как они реагируют на мощнейшее гамма-излучение. Проведённый анализ соотношения изотопов йода показал, что на самом деле реакция остановилась. Первые 10 суток генерал-майор авиации Н. Т. Антошкин непосредственно руководил действиями личного состава по сбросу смеси с вертолетов.
Для координации работ были также созданы республиканские комиссии в Белорусской, Украинской ССР и в РСФСР, различные ведомственные комиссии и штабы. В 30-километровую зону вокруг ЧАЭС стали прибывать специалисты, командированные для проведения работ на аварийном блоке и вокруг него, а также воинские части, как регулярные, так и составленные из срочно призванных резервистов. Их всех позднее стали называть «ликвидаторами». Ликвидаторы работали в опасной зоне посменно: те, кто набрал максимально допустимую дозу радиации, уезжали, а на их место приезжали другие. Основная часть работ была выполнена в 1986—1987 годах, в них приняли участие примерно 240 тыс. человек. Общее количество ликвидаторов (включая последующие годы) составило около 600 тыс.
Во всех сберкассах страны был открыт «счёт 904» для пожертвований граждан, на который за полгода поступило 520 млн рублей. Среди жертвователей была Алла Пугачёва, давшая благотворительный концерт в Олимпийском и сольный концерт в Чернобыле для ликвидаторов.
В первые дни основные усилия были направлены на снижение радиоактивных выбросов из разрушенного реактора и предотвращение ещё более серьёзных последствий. Например, существовали опасения, что из-за остаточного тепловыделения в топливе, остающемся в реакторе, произойдёт расплавление активной зоны ядерного реактора. Расплавленное вещество могло бы проникнуть в затопленное помещение под реактором и вызвать ещё один взрыв с большим выбросом радиоактивности. Вода из этих помещений была откачана. Также были приняты меры для того, чтобы предотвратить проникновение расплава в грунт под реактором.
Затем начались работы по очистке территории и захоронению разрушенного реактора. Вокруг 4-го блока был построен бетонный «саркофаг» (т. н. объект «Укрытие»). Так как было принято решение о запуске 1-го, 2-го и 3-го блоков станции, радиоактивные обломки, разбросанные по территории АЭС и на крыше машинного зала были убраны внутрь саркофага или забетонированы. В помещениях первых трёх энергоблоков проводилась дезактивация. Строительство саркофага было завершено в ноябре 1986 года. Работы над саркофагом не обошлись без человеческих жертв: 2 октября 1986 года возле 4-го энергоблока, ослеплённые солнцем, зацепившись за тросс подъемного крана, потерпел катастрофу, в трёх метрах от машинного зала, вертолёт Ми-8 (экипаж из 4 человек погиб — командир лётчик 1 класса капитан Воробьёв В. К. 1956 г.р. штурман ст. лейтенант Юндкинд А. Е. 1958 г.р. ст. лейтенант Христич А. И. 1953 г.р. старший прапорщик Ганжук Н. А.).
По данным Российского государственного медико-дозиметрического регистра за прошедшие годы среди Российских ликвидаторов с дозами облучения выше 100 мЗв (это около 60 тыс. человек) несколько десятков смертей могли быть связаны с облучением. Всего за 20 лет в этой группе от всех причин, не связанных с радиацией, умерло примерно 5 тысяч ликвидаторов.
Правовые последствия
Мировой атомной энергетике в результате Чернобыльской аварии был нанесён серьёзный удар. С 1986 до 2002 года в странах Северной Америки и Западной Европы не было построено ни одной новой АЭС, что связано как с давлением общественного мнения, так и с тем, что значительно возросли страховые взносы и уменьшилась рентабельность ядерной энергетики.
В СССР было законсервировано или прекращено строительство и проектирование 10 новых АЭС, заморожено строительство десятков новых энергоблоков на действующих АЭС в разных областях и республиках.
В законодательстве СССР, а затем и России была закреплена ответственность лиц, намеренно скрывающих или не доводящих до населения последствия экологических катастроф, техногенных аварий. Информация, относящаяся к экологической безопасности мест, ныне не может быть классифицирована как секретная.
Согласно статье 10 Федерального закона от 20 февраля 1995 года № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации» сведения о чрезвычайных ситуациях, экологические, метеорологические, демографические, санитарно-эпидемиологические и другие сведения, необходимые для обеспечения безопасного функционирования производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом, являются открытыми и не могут относиться к информации с ограниченным доступом.
В соответствии со ст. 7 Закона РФ от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения о состоянии экологии.
Уголовным кодексом РФ в ст. 237 предусмотрена ответственность лиц за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей:
«Статья 237. Сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей
Сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершённые лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией, — наказываются штрафом в размере до трёхсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.
Те же деяния, если они совершены лицом, занимающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления либо если в результате таких деяний причинён вред здоровью человека или наступили иные тяжкие последствия, — наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период от одного года до трёх лет либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового».
Долговременные последствия
В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн га земель, вокруг АЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены (закопаны тяжёлой техникой) сотни мелких населённых пунктов.
Перед аварией в реакторе четвёртого блока находилось 180—190 т ядерного топлива (диоксида урана). Кроме топлива, в активной зоне в момент аварии содержались продукты деления и трансурановые элементы — различные радиоактивные изотопы, накопившиеся во время работы реактора. Именно они представляют наибольшую радиационную опасность. Большая их часть осталась внутри реактора, но наиболее летучие вещества были выброшены наружу, в том числе:
все благородные газы, содержавшиеся в реакторе
примерно 55 % иода в виде смеси пара и твёрдых частиц, а также в составе органических соединений
цезий и теллур в виде аэрозолей.
Суммарная активность веществ, выброшенных в окружающую среду, составила, по различным оценкам, до 14·1018 Бк (примерно 38·107 Ки), в том числе:
1,8 ЭБк иода-131
0,085 ЭБк цезия-137
0,01 ЭБк стронция-90
0,003 ЭБк изотопов плутония
на долю благородных газов приходилось около половины от суммарной активности.
Загрязнению подверглось более 200 тыс. км², примерно 70 % — на территории Белоруссии, России и Украины. Радиоактивные вещества распространялись в виде аэрозолей, которые постепенно осаждались на поверхность земли. Благородные газы рассеялись в атмосфере и не вносили вклада в загрязнение прилегающих к станции регионов. Загрязнение было очень неравномерным, оно зависело от направления ветра в первые дни после аварии. Наиболее сильно пострадали области, в которых в это время прошёл дождь. Большая часть стронция и плутония выпала в пределах 100 км от станции, так как они содержались в основном в более крупных частицах. Иод и цезий распространились на более широкую территорию.
Относительный вклад различных изотопов в радиоактивное загрязнение
после аварии
В первые недели после аварии наибольшую опасность представлял радиоактивный иод (период полураспада 8 дней) и теллур. В настоящее время и в будущем наиболее опасны изотопы стронция и цезия (период полураспада около 30 лет). Наибольшие концентрации цезия-137 обнаружены в поверхностном слое почвы, откуда он попадает в растения и грибы. Загрязнению также подвергаются насекомые и животные, которые ими питаются. Радиоактивные изотопы плутония и америция сохранятся в почве в течение сотен, а возможно и тысяч лет. Тем не менее проблемы, связанные с загрязнением трансурановыми элементами, требуют дополнительного изучения. В результате бета-распада Pu-241 на радиоактивно загрязнённых территориях происходит образование америция-241 . В настоящее время вклад Am-241 в общую альфа-активность составляет 50 %. Рост активности почв, загрязнённых трансурановыми изотопами, за счёт Am-241 будет продолжаться до 2060 года и его вклад составит 66,8 %. В частности, в 2086 году альфа-активность почвы на загрязнённых плутонием территориях Республики Беларусь будет в 2,4 раза выше, чем в начальный послеаварийный период.
В городах основная часть опасных веществ накапливалась на ровных участках поверхности: на лужайках, дорогах, крышах. Под воздействием ветра и дождей, а также в результате деятельности людей, степень загрязнения сильно снизилась и сейчас уровни радиации в большинстве мест вернулись к фоновым значениям. В сельскохозяйственных областях в первые месяцы радиоактивные вещества осаждались на листьях растений и на траве, поэтому заражению подвергались травоядные животные. Затем радионуклиды вместе с дождём или опавшими листьями попали в почву, и сейчас они поступают в сельскохозяйственные растения, в основном через корневую систему. Уровни загрязнения в сельскохозяйственных районах значительно снизились, однако в некоторых регионах количество цезия в молоке всё ещё может превышать допустимые значения. Это относится, например, к Гомельской и Могилёвской областям в Белоруссии, Брянской области в России, Житомирской и Ровненской области на Украине.
Значительному загрязнению подверглись леса. Из-за того, что в лесной экосистеме цезий постоянно рециркулирует, а не выводится из неё, уровни загрязнения лесных продуктов, таких как грибы, ягоды и дичь, остаются опасными. Уровень загрязнения рек и большинства озёр в настоящее время низкий. Однако в некоторых «замкнутых» озёрах, из которых нет стока, концентрация цезия в воде и рыбе ещё в течение десятилетий может представлять опасность.
Загрязнение не ограничилось 30-километровой зоной. Было отмечено повышенное содержание цезия-137 в арктических областях России, Норвегии, Финляндии и Швеции.
18 июля 1988 года на территории Белоруссии, подвергшейся загрязнению, был создан радиационно-экологический заповедник. Наблюдения показали, что количество мутаций у растений и животных хотя и выросло, но незначительно, и природа успешно справляется с их последствиями. С другой стороны, снятие антропогенного воздействия положительно сказалось на экосистеме заповедника и влияние этого фактора значительно превысило негативные последствия радиации. В результате природа стала восстанавливаться быстрыми темпами, выросли популяции животных, увеличилось многообразие видов растительности.
Влияние аварии на здоровье людей
Несвоевременность, неполнота и противоречивость официальной информации о катастрофе породили множество независимых интерпретаций. Иногда жертвами трагедии считают не только граждан, умерших сразу после аварии, но и жителей прилегающих областей, которые вышли на первомайскую демонстрацию, не зная об аварии. При таком подсчёте, чернобыльская катастрофа значительно превосходит атомную бомбардировку Хиросимы по числу пострадавших.
Гринпис и Международная организация «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 тыс. случаев уродств у новорождённых, 10 тыс. случаев рака щитовидной железы и ожидается еще 50 тыс.
Разброс в официальных оценках меньше, хотя число пострадавших от Чернобыльской аварии можно определить лишь приблизительно. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним относят заболевших военнослужащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению. Определение того, какая часть заболеваний явилась следствием аварии — весьма сложная задача для медицины и статистики. Считается, что большая часть смертельных случаев, связанных с воздействием радиации, была или будет вызвана онкологическими заболеваниями.
Чернобыльский форум — организация, действующая под эгидой ООН, в том числе таких её организаций, как МАГАТЭ и ВОЗ, — в 2005 году опубликовала доклад, в котором проанализированы многочисленные научные исследования влияния факторов, связанных с аварией, на здоровье ликвидаторов и населения. Выводы, содержащиеся в этом докладе, а также в менее подробном обзоре «Чернобыльское наследие», опубликованном этой же организацией, значительно отличаются от приведённых выше оценок. Количество возможных жертв к настоящему времени и в ближайшие десятилетия оценивается в несколько тысяч человек.
Дозы облучения
Средние дозы, полученные разными категориями населения
Категория Период Количество, чел. Доза (мЗв)
Ликвидаторы 1986—1989 600 000 около 100
Эвакуированные 1986 116 000 33
Жители зон 1986—2005 270 000 более 50
со «строгим контролем»
Жители других
загрязнённых зон 1986—2005 5 000 000 10—20
Было зарегистрировано 134 случая острой лучевой болезни среди людей, выполнявших аварийные работы на 4 блоке. Во многих случаях лучевая болезнь осложнялась лучевыми ожогами кожи, вызванными &beta-излучением. В течение 1986 года от лучевой болезни умерло 28 человек.
Щитовидная железа — один из органов, наиболее подверженных риску возникновения злокачественных опухолей в результате радиоактивного загрязнения, т.к. она накапливает иод-131 особенно высок риск для детей. В 1990—1998 годах было зарегистрировано более 4000 случаев заболевания раком щитовидной железы среди тех, кому в момент аварии было менее 18 лет. Учитывая низкую вероятность заболевания в таком возрасте, часть из этих случаев считают прямым следствием облучения. Эксперты считают, что количество заболеваний раком щитовидной железы будет расти ещё в течение многих лет.
Некоторые исследования показывают увеличение числа случаев лейкемии и других видов злокачественных опухолей (кроме лейкемии и рака щитовидной железы) как у ликвидаторов, так и у жителей загрязнённых районов. Наблюдение за большой группой ликвидаторов, проведённое в России, выявило увеличение смертности на несколько процентов. Если этот результат верен, он означает, что среди 600 тыс. человек, подвергшихся наибольшим дозам облучения, смертность от злокачественных опухолей увеличится в результате аварии примерно на 4 тыс. человек сверх примерно 100 тыс. случаев, вызванных другими причинами.
Различные общественные организации сообщают о высоком уровне врождённых патологий и высокой детской смертности в загрязнённых районах. Количество детей с синдромом Дауна, родившихся в Белоруссии в 1980—1990-х годах: пик частоты появления приходится на январь 1987 года.
Дальнейшая судьба станции
После аварии на 4-м энергоблоке работа электростанции была приостановлена из-за опасной радиационной обстановки. Однако уже в октябре 1986 года, после обширных работ по дезактивации территории и постройки «саркофага», 1-й и 2-й энергоблоки были вновь введены в строй в декабре 1987 года возобновлена работа 3-го.
25 декабря 1995 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между Правительством Украины и правительствами стран «большой семёрки» и Комиссией Европейского союза, согласно которому началась разработка программы полного закрытия станции к 2000 году. 15 декабря 2000 года был навсегда остановлен реактор энергоблока № 3 Чернобыльской АЭС.
Саркофаг, возведенный над 4 энергоблоком постепенно разрушается. Опасность, в случае его обрушения определяется тем, как много радиоактивных веществ находится внутри него. По официальным данным, эта цифра достигает 95 % от того количества, которое было на момент аварии. Если эта оценка верна, то разрушение укрытия может привести к очень большим выбросам.
В марте 2004 года Европейский банк реконструкции и развития объявил тендер на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию нового саркофага для ЧАЭС. Победителем тендера в августе 2007 года была признана компания NOVARKA, совместное предприятие французских компаний Vinci Construction Grands Projets и BOUYGUES
3 марта 2012 года министр чрезвычайных ситуаций Украины В. Балога заявил, что на Чернобыльской АЭС уже начались работы по установке нового саркофага.
Оздоровление детей за границей и гуманитарная помощь чернобыльским районам имеет отрицательную динамику 7
ТРК «Могилев» выложил телеверсию постановки «Могилев город славы легендарной» в Интернет
Новости партнеров
В Беларуси выбрали лучшие для ведения бизнеса город, область и районы
Победителей и лауреатов республиканского конкурса «Лучший город.
Какими нормативными правовыми документами с 1 января 2015 г. регулируется порядок пересчета в белорусские рубли
Какими нормативными правовыми документами с 1 января.
Средняя зарплата работников Беларуси за май возросла на 2,3 % и составила 6 687 564 руб.
По сообщению Национального статистического комитета, номинальная.
Зарубежный информационный интернационал
Наше представление о мире чудовищным образом искажено. Великая сила.
Семейная демократия США
16 июля эксцентричный американский миллиардер Дональд Трамп.
Санкции нас мобилизуют. Вашингтон решил разработать новую стратегию холодной войны с Россией
Примерно год назад Запад ввел санкции по отношению к России.
PCR: На провокации Вашингтона и его «собак» Путин отвечает вежливостью
Лжи о России и Российском президенте в последнее время стало так много, что наиболее адекватным и выдающимся американцам пришлось прибегнуть к созданию Американского комитета за согласие между.
Не изгой: «Кровавый диктатор» Янукович выдал ряд сенсаций британской прессе
Виктор Янукович, который «находится в международном розыске Интерпола» внезапно дал интервью зарубежным СМИ. Бывший президент Украины Виктор Янукович впервые дал интервью зарубежной прессе после.
Прошедшая неделя ознаменовалась Концом — концом хохляцкой фольклорной традиции. Сначала — громкие аресты в батальоне МВД «Торнадо», и долгое, нудное, бесцветным голосом зачитывание показаний жертв.
Зрада в Харькове. Волонтеру, дали два года колонии за уклонение от воинской службы
Волонтеру, собирающему для ВСУ беспилотники, дали два года колонии за уклонение от воинской службы https://www.blogger.com/null Об этом в Фейсбук написала укропатриотическая группа "Харьковская.
Крысолов революции
В не так давно опубликованной в Financial Times статье американский и болгарский политологи Стивен Холмс и Иван Крастев заявили, что все проблемы в современном мире — следствие паранойи.
Виды работ
Лекция - Социальная защита граждан Республики Беларусь, пострадавших от аварии на ЧАЭС, других радиационных аварий
План.
1. Категории граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС их правовой статус.
2. Социальная политика государства по преодолению последствий аварии на ЧАЭС.
3. Система социальных гарантий и льгот данной категории граждан по действующему законодательству Республики Беларусь .
Литература:
1. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах /Т.А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2007. – 228 с.
2. Постовалова, Т.А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т.А. Постовалова – Минск:Тесей, 2008. – 512 с.
3.Закон РБ « О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6 января 2009 г. № 9-З
4.Социальные льготы и пособия: Сборник нормативных правовых актов Республики Беларусь / Сост. Г.В. Лосева. – Мн. Интерпрессервис, 2003 .- 480 с.
5.Трудовой кодекс Республики Беларусь: Текст Кодекса по состоянию на 25 января 2008 г. – Мн. Амалфея, 2008
6.О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан: Закон Республики Беларусь, 14 июня 2007 г. № 239 // НРПА РБ. 2007. № 147, 2/1336
1 вопрос. Понятие категорий граждан, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС их правовой статус.
26 апреля 1986 года на Чернобыльской атомной электростанции (Украина) произошла техногенная катастрофа. По своим масштабам она относится к числу самых крупных техногенных катастроф, происшедших на нашей планете. В результате аварии на ЧАЭС значительный урон был нанесен Беларуси: промышленности, сельскому хозяйству, так и человеческим ресурсам. 70% радиоактивных веществ выпало на территорию нашей республики. В результате катастрофы страна лишилась 485 населенных пунктов. Беларусь оценивает ущерб от ЧАЭС в 235 млрд. долл США, что равняется 32 бюджетам республики 1985 г. Более 1,5 миллионов белорусов проживают на загрязненных цезием территориях.
Катастрофа на ЧАЭС повлекла за собой ряд негативных последствий:
В апреле 1986 года ликвидаторы ценой своего здоровья, а то и жизни, боролись с последствиями аварии, спасали людей из зоны первоочередного отселения. И на протяжении пяти лет, т.е. вплоть до 1990 г. действовали временные нормативы, рекомендации для проживания. Проводилось отселение, эвакуация людей с наиболее загрязненных территорий. Выплачивались удвоенные командировочные и зарплаты тем, кто работал в зоне ЧАЭС. При этом не было единой системы социальных выплат, не было удостоверений «чернобыльцев».
И только в 1991 году был принят закон РБ «О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС».
В зависимости от плотности загрязнения почв радионуклидами и степени воздействия радиации на население в соответствии с критериями, установленными законом РБ «О правовом режиме территорий, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 12 ноября 1991 г.были определены 4 зоны загрязнения:
Статус граждан, пострадавших от аварии на ЧАЭС, других радиационных аварий. Согласно Закона « О социальной защите граждан, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий» от 6.01. 2009 г. ( ст. 12) к гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий относятся:
1.Участики ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС.
Ими являются граждане (ст.13):
* принимавшие в 1986- 1987 1988 – 1989 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в пределах зоны эвакуации (отчуждения) занятые в этот период на эксплуатации или на других работах на указанной станции (в том числе временно командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий данной катастрофы
* принимавшие в 1986 – 1987 годах участие в работах по дезактивации, строительству, по жизнеобеспечению населения в зонах первоочередного отселения, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению этих работ.
К военнослужащим относятся военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Комитета государственной безопасности СССР и БССР, внутренних войск, железнодорожных войск и других воинских формирований, созданных в соответствии с законодательством бывшего СССР, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел бывшего СССР.
2 . Участники ликвидации последствий других радиационных аварий :
3. Население, потерпевшее от катастрофы на ЧАЭС, других радиационных аварий (ст.14 Закона).
К нему относятся:
4. Действие настоящего Закона распространяется и на другие категории граждан:
Статус .
Положение о межведомственных экспертных советах по установлению причинной связи заболеваний, приведших к инвалидности или смерти, у лиц, пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, утверждается Советом Министров Республики Беларусь.
2 вопрос. Социальная политика государства по преодолению последствий аварии на ЧАЭС.
В Беларуси создана достаточно эффективная система социальной защиты людей, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС.
Важнейшей составляющей государственной чернобыльской политики являются меры по улучшению здоровья пострадавшего населения, ликвидаторов и детей, проживающих на загрязненных радионуклидами территориях.
Разработана и финансируется за счет госбюджета система медицинского наблюдения, диспансеризации, диагностики и лечения заболеваний, оздоровления и санаторно-курортного лечения. Она позволяет в определенной мере компенсировать ущерб здоровью белорусов, который нанесла чернобыльская катастрофа. Основой этой системы является раннее выявление и своевременное лечение заболеваний, которое проводится при помощи специальной диспансеризации.
Под специальным медицинским наблюдением в республике находятся более 1,5 млн . человек, пострадавших от аварии на ЧАЭС, среди которых примерно 260 т ыс. детей.
Создан и функционирует Белорусский государственный регистр лиц . подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на ЧАЭС. В него внесены данные о более чем 1,7 млн. человек, в том числе более 360 тыс. детей и подростков.
В республике создана целая сеть медицинских специализированных учреждений, призванных оказывать пострадавшему населению консультативную и лечебно-диагностическую помощь. Так, в 2002 году в Гомеле открыт Республиканский научно-практический центр радиационной медицины и экологии человека (Вечерний Минск 7 Февраля 2005 г. )
Главной задачей новой Государственной программы ( четвертая по счета: первая республиканская Госпрограмма-1990 -1992г, вторая1993-1995 третья -1996 -2000гг) по преодолению последствий чернобыльской катастрофы на 2006-2010 годы - реальное экономическое возрождение и устойчивое развитие пострадавших от аварии на ЧАЭС регионов ( по материал БелТа 05.04.2006 г.). Ежегодные затраты на чернобыльскую программу в республиканском бюджете составляли от 6,6% до 10,9%. Основная часть средств уходят на социальную защиту населения.
На реализацию программы преодоления последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на период 2006—2010 годов планируется выделить 3 триллиона 174 миллиарда белорусских рублей из республиканского бюджета и 160 миллиардов — из местных бюджетов.
Программа имеет социальную направленность. Так, 63% выделяемых государством средств планируется израсходовать на выплаты льгот и компенсаций.
Более половины социальных расходов, составят затраты на организацию лечения, оздоровление и бесплатное питание для детей и учащихся.
Около 13% пойдут на капитальные вложения, в первую очередь на создание инфраструктуры населенных пунктов, газификацию, обеспечение чистой водой и создание социально значимых объектов.
В 2006—2010 годах значительное внимание будет уделяться созданию надлежащих условий для населения, которое осталось жить и работать на загрязненных территориях ( из выступления Сидорского)
3 вопрос. Система социальных гарантий и льгот данной категории граждан по действующему законодательству Республики Беларусь .
Граждане Республики Беларусь, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий, имеют право на получение льгот за вред, причиненный их жизни и здоровью в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, других радиационных аварий . в порядке и на условиях, установленных настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Беларусь. в частности Законом РБ «О государственных социальных льготах, правах и гарантиях для отдельных категорий граждан» от 14 июня 2007 г.
В Беларуси насчитывается более 11.242 тыс. инвалида - чернобыльца, из них более 1,3 тыс. - дети и подростки и 115 тысяч лиц, принимавших участие в ликвидации последствий аварии (это данные за 2007 г.). Для них установлен целый перечень льгот . которые направлены в первую очередь на компенсацию ущерба здоровью. Наибольшее количество льгот имеют люди, ставшие инвалидами в результате взрыва на станции.
Так, инвалидам выплачивается единовременная компенсация, ежегодно предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение и оздоровление, льготы на получение лекарств, выдается дополнительно оплачиваемый отпуск.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!