Льготы по уплате таможенных платежей иностранному инвестору
Таможенный союз: предоставление таможенных льгот иностранным инвесторам
Положительное влияние на состояние экономики любого государства, в том числе и Российской Федерации, оказывает активное участие иностранных инвестиций в национальной экономике. Одним из основополагающих факторов, влияющих на инвестиционный климат любого государства, является действующая законодательная система, характерной чертой которой является то, что правовое регулирование осуществляется посредством нормативных актов, имеющих разную отраслевую принадлежность, когда возникающие в рамках инвестирования правоотношения испытывают на себе действие различных нормативных актов.
Отраслевые акты таможенного законодательства в части стимулирования инвестиционной деятельности, привлечения иностранных инвестиций имеют важное значение в регулировании инвестиционной деятельности. При этом задачей таможенных органов является разумное совмещение фискальной направленности своей деятельности и применение мер, содействующих развитию внешней торговли и притоку зарубежных инвестиций в Российскую экономику.
В связи с участием России в Таможенном союзе ряд норм национального законодательства в этой сфере утратили свою силу. Им на смену пришли межгосударственные соглашения, зачастую также декларирующие привилегированный статус иностранных инвесторов, создание режима наибольшего благоприятствования, предоставление различных правовых гарантий.
Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25 января 2008 г. О едином таможенно-тарифном регулировании допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (пп. 2 п. 3 ст. 5).
Решением Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г. также установлено, что допускается предоставление тарифных льгот в отношении товаров, ввозимых из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда) в порядке, предусмотренном законодательством государств - участников Таможенного союза (пп. 7.3 п. 7) (Решение Комиссии Таможенного союза от 27 ноября 2009 г.
Анализ действующего законодательства по вопросу определения условий и порядка предоставления данной льготы позволяет говорить о несогласованности существующих правовых норм и излишней формализации процедуры. Так, п. 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза. утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728, установлено, что товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд) в пределах сроков, установленных учредительными документами для формирования этого капитала (фонда), освобождаются от уплаты таможенных пошлин в порядке и на условиях, которые предусмотрены нормативными правовыми актами государства - члена Таможенного союза (п. 4) (Решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 728 О порядке применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза). При этом п. 15 этого же документа предусматривает, что не требуется установления дополнительного порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин в отношении ряда подпунктов, в том числе и пп. 7.3 п. 7 решения Комиссии N 130, в котором названы товары, ввозимые из третьих стран в качестве вклада учредителя в уставный (складочный) капитал (фонд).
Такое разночтение приводит к совершенно противоположным выводам о необходимости или отсутствии необходимости принятия на уровне Российской Федерации дополнительных нормативных актов об условиях и порядке применения рассматриваемой таможенной льготы.
Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. определено, что в случае, если порядок и условия освобождения товаров от уплаты таможенных пошлин не установлены законодательством государства - члена Таможенного союза, тарифная льгота предоставляется в отношении товаров (за исключением подакцизных), относящихся к основным производственным фондам при представлении в таможенный орган учредительного договора и (или) устава с указанием размера, состава, сроков и порядка внесения вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд).
Российским законодателем условия освобождения от обложения таможенными пошлинами товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, были определены еще в Постановлении Правительства Российской Федерации N 883 от 23 июля 1996 г. В целом это те же условия, что и в решении Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г.
Во-первых, указанные товары не должны являться подакцизными, т.е. определенными в ст. 181 НК РФ. Во-вторых, товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, должны относиться к основным производственным фондам, т.е. иметь код по ОбщеРоссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94, служить более года и соответствовать иным требованиям, указанным в Классификаторе. В-третьих, освобождение от обложения таможенными пошлинами возможно при условии ввоза товаров в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Исследователи отмечают, что соблюдение сроков, установленных учредительными документами, для внесения как первоначальных, так и дополнительных вкладов в уставный капитал общества, является одним из условий предоставления тарифной льготы. Большинство судебных споров тем или иным образом затрагивают именно вопрос о сроках ввоза товаров в качестве вкладов в уставный капитал общества с ограниченной ответственностью или о сроках перехода прав на имущество от иностранного участника к обществу.
Регламентация вопроса о порядке предоставления исследуемой таможенной льготы осуществлена Российским законодателем отлично от требований решения Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. Приказом ФТС России от 26 мая 2010 г. N 1022 (в ред. от 01.06.2012) О сводном перечне нормативно-справочной информации, используемой при предоставлении освобождений от уплаты таможенных платежей, помимо необходимых для предъявления учредительных документов, названы дополнительные документы, необходимые при таможенном декларировании для предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а именно свидетельство о внесении сведений в ЕГРЮЛ и отчет независимого оценщика.
При этом следует отметить, что ст. 131 Закона о таможенном регулировании в Российской Федерации не упоминает о ввозе имущества в качестве вклада в уставный капитал организаций с иностранным участием как основании освобождения от уплаты таможенных сборов за таможенные операции, а п. 5 ст. 137 в качестве товаров, в отношении которых обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется, упоминает о технологическом оборудовании (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах, а также о воздушных и морских судах, ввозимых организациями в целях осуществления хозяйственной деятельности, оказания транспортных услуг в соответствии с таможенной процедурой временного ввоза (допуска) либо ввозимых в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями, а также помещаемых под таможенную процедуру переработки на таможенной территории в целях осуществления ремонта (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ (в ред. от 06.12.2011) О таможенном регулировании в Российской Федерации).
Кроме того, стоит упомянуть, что устав и учредительный договор общества с ограниченной ответственностью, в уставный капитал которого в качестве вклада вносились перемещаемые через таможенную границу товары, необходимо было предоставлять и по ранее действовавшим таможенным правилам. Так, в период действия ст. 37 Закона о таможенном тарифе (Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 (в ред. от 06.12.2011) О таможенном тарифе) ФТС России, разъясняя вопросы, возникающие при условном выпуске товаров, ввозимых в качестве вкладов в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью при его увеличении, указывала, что при таможенном оформлении товаров декларант, претендующий на получение льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, должен подтвердить заявленный статус товара - вклад в уставный (складочный) капитал организации, что является одним из условий предоставления указанных льгот. Анализ положений Федерального закона об обществах с ограниченной ответственностью (Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) Об обществах с ограниченной ответственностью) позволил сформулировать вывод, что для получения участником ВЭД льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию России товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью (и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении) в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы общества с ограниченной ответственностью (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения неденежных вкладов в течение установленного учредительными документами срока (Письмо ФТС РФ от 4 октября 2006 г. N 01-06/34547 О льготах по уплате таможенных платежей при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал организации, имеющей организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью).
Применение таможенно-правового стимулирования иностранных инвесторов в нашей стране и так затруднено. Импортеры уже практически перестали пользоваться льготами по уплате таможенных платежей при ввозе в уставный капитал из-за ужесточения порядка предоставления таможенными органами таких льгот. Дело в том, что возможность возврата обеспечения уплаты таможенных платежей ранее регламентировалась документом ФТС России для служебного пользования, максимально забюрократизированного, и растягивалась на срок до года. В настоящее время контроль правильности предоставления льгот отнесен на уровень региональных таможенных управлений, которые уполномочены отменять решения таможен о предоставлении льгот в порядке ведомственного контроля. Кроме того, из-за изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и принятия Постановления Правительства РФ N 372 с 1 июля 2009 г. при ввозе оборудования в уставный капитал были упразднены льготы по НДС. Учитывая, что ставка ввозной таможенной пошлины на большинство видов технологического оборудования давно равна 0%, а обеспечение уплаты таможенных платежей и иные практические затруднения в дальнейшем использовании оборудования, в частности запрет на его реализацию, по-прежнему актуальны, сейчас у инвесторов интерес к этой льготе отсутствует, и практического применения она почти не имеет.
Представляется, что в свете декларируемых Правительством принципов приоритета интересов иностранных инвесторов и отказа от излишней бюрократизации административных процедур введение обязанности предоставления дополнительной документации не может быть признано целесообразным.
Условия и порядок предоставления льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставные капиталы организаций
Популярное по теме
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы организаций (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество), является льготой, которая представляет значительный интерес для Российских производственных компаний. Но чтобы воспользоваться ею на практике, претендент на данное освобождение должен быть осведомлен относительно основных принципов и правил его получения. Кроме того, в последующем использовании ввезенного оборудования есть некоторые моменты, о которых нужно иметь четкое представление и учитывать их заранее.
Льгота по уплате ввозной таможенной пошлины
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины предоставляется только в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада иностранного инвестора в уставные капиталы коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Этот порядок установлен Законом Российской Федерации «О таможенном тарифе» (статьи 34, 37) и регламентирован постановлением Правительства РФ от 23.07.1996 г. № 883 «О льготах по уплате таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями».
Указанным постановлением Правительства определены условия предоставления указанной льготы. Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины возможно при одновременном соблюдении следующих требований:
Кроме того, применение данной льготы возможно только в случае, если:
Освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в соответствии с пунктом 7 статьи 150 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) предоставляется в отношении технологического оборудования, а так же комплектующих и запасных частей к нему при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций. Важно отметить, что эта льгота предоставляется в случае внесения технологического оборудования в уставной капитал как иностранным, так и Российским юридическим лицом.
В действующем Российском законодательстве о налогах и сборах понятие «технологическое оборудование» отсутствует. Поэтому претендентам на данную льготу следует исходить из того, что таможенные органы принимают решения о предоставлении освобождения от уплаты НДС в отношении ввозимого оборудования, руководствуясь тем Перечнем оборудования, которое отнесено к технологическому 1 обновленным Приказом ФТС России от 29.12.2006 № 1384.
Отсутствие четкого понятия в законодательстве создает определенные сложности. Известны попытки сформулировать определение «технологическое оборудование». Например, в судебном Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 31.08.2004 N А56-10865/04 технологическое оборудование представляется как совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, используемых для обработки или переработки материалов определенной отрасли производства.
Что же касается оборудования, не включенного в данный перечень, но которое может быть отнесено к технологическому, освобождение от НДС предоставляется таможенными органами на основании соответствующих подтверждений ФТС России об отнесении ввозимого оборудования к технологическому.
Таким образом, к этому разряду может быть отнесено большинство видов оборудования, которое предназначено для производственных целей и классифицировано в ТН ВЭД в следующих группах:
Подтверждения ФТС России по конкретным запросам получателей товаров могут быть даны на основании представленной ими информации о виде оборудования, его роли в технологии производства товаров или средств производства, а так же других сведений об оборудовании. Кроме того, указанные подтверждения ФТС России, срок действия которых не ограничен, могут быть даны на основании заключений Минпромэнерго России (Федерального агентства по промышленности) о возможности использования ввозимого оборудования как технологического.
Известны также примеры, когда признание оборудования технологическим осуществлялось в ходе рассмотрения конфликта организации и таможенного органа (например, Постановления ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05 по делу N А40-12709/05-119-134, ФАС Уральского округа от 14.12.2004 N Ф09-5283/04-АК и др.)
Порядок получения льгот по уплате таможенных платежей
Декларант, претендующий на получение освобождения от уплаты таможенных платежей, при таможенном оформлении товаров, согласно ст. 131 ТК РФ, должен заявить в таможенной декларации статус ввозимых товаров как вклада в уставный (складочный) капитал коммерческой организации. Кроме того, необходимо представить в таможенный орган документы, подтверждающие заявленные в таможенной декларации сведения и условия.
Важно подчеркнуть, что одним из условий предоставления указанных льгот и подтверждением статуса товаров является соответствие фактических обстоятельств ввоза этих товаров сведениям, содержащимся в учредительных и иных документах, оформляемых в связи с созданием организации и увеличением ее уставного (складочного) капитала. По существу, именно такие документы, отвечающие требованиям законодательства о хозяйственных обществах 2. позволяют идентифицировать ввозимые товары как вклад в уставный (складочный) капитал коммерческой организации.
Поэтому документы, представляемые таможенным органам, должны отвечать еще двум важным требованиям. Во-первых, в них должны быть определены порядок, размеры, состав и сроки внесения учредителями (участниками, акционерами) вкладов (оплаты долей, акций, паевых взносов). Во-вторых, должно быть установлено, что вклад осуществляется в имущественной форме.
Весьма непростым является и вопрос о времени ввоза оборудования относительно даты принятия решения об увеличении уставного капитала и даты регистрации увеличения уставного капитала. Существует определенная арбитражная практика по вопросу о том, как должны соотноситься эти даты. В этих случаях суды весьма внимательно изучают формулировки документов (решений, протоколов), определяющих условия увеличения уставного капитала 3 .
Что же касается позиции по данному вопросу таможенных органов, то она выражена в Письме ФТС России от 04.10.2006 N 01-06/34547. В этом письме разъяснены условия для получения льгот по уплате таможенных платежей при ввозе на территорию РФ товаров в качестве вклада в уставный капитал обществ с ограниченной ответственностью. Они сводятся к следующему: и при первоначальном формировании капитала, и при его последующем увеличении в таможню на дату таможенного оформления должны быть представлены зарегистрированные учредительные документы ООО (изменения и дополнения к ним) о предстоящем (будущем) наполнении уставного капитала общества за счет внесения «неденежных» вкладов в течение установленного учредительными документами срока.
В случае, когда в представляемых документах указывается, что уставный капитал увеличен, то это квалифицируется таможенными органами как завершенное формирование (изменение) уставного капитала, а ввозимое участником (акционером, учредителем) имущество – как обычный импорт, в отношении которого освобождение от таможенных платежей неприменимо.
С каким таможенным органом контактировать претенденту на освобождение
Освобождение от таможенных платежей предоставляет таможенный орган, производящий таможенное оформление товаров, ввозимых в качестве вклада в уставный капитал. Пункт 1 статьи 125 Таможенного кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусматривает возможность подачи таможенной декларации любому таможенному органу, правомочному принимать таможенные декларации. Несмотря на то, что ФТС России вправе устанавливать определенные таможенные органы для декларирования отдельных видов товаров, в отношении товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные капиталы, ограничений по местам их таможенного оформления не введено.
В то же время, товары, оформленные на таможне в качестве вклада в уставной капитал с предоставлением льгот по уплате пошлин и налогов, согласно подпункту 1 пункта 1 и пункту 2 статьи 151 ТК РФ, подлежат условному выпуску и могут использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Контроль над соблюдением этих условий, в том числе и за целевым характером использования товаров, осуществляет таможенный орган, в зоне деятельности которого находится получатель товаров. В целях повышения эффективности таможенного контроля Федеральная таможенная служба (ФТС России) обязывает производить такой контроль вне зависимости от того, в каком таможенном органе произведено таможенное оформление товаров.
В связи с этим, на практике для участников ВЭД более рациональным является взаимодействие с одним таможенным органом, в зоне деятельности которого находится получатель товаров, чем с несколькими таможенными органами, в которых законодательством разрешено проведение таможенного оформления товаров.
Распоряжение ввезенным оборудованием и льгота по таможенным платежам
Предположим, что все сложности с получением льгот при ввозе товаров в качестве вклада в уставный капитал успешно преодолены. Однако при изменении условий хозяйствования или планов стратегического развития у организации вновь могут возникнуть сложности и вопросы с дальнейшим использованием имущества. Как правило, потенциальные проблемы обусловлены как раз тем фактором, что ввезенное и оформленное как вклад в уставный капитал имущество согласно ст. 151 ТК РФ считается условно выпущенным и потому имеет статус иностранного товара.
Согласно ст. 319 ТК РФ, если в отношении товаров предоставлено условное освобождение от уплаты пошлин и налогов, они не уплачиваются в период действия такого освобождения и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение. Соответственно, несоблюдение условий выпуска этих товаров, то есть, нарушение ограничений по пользованию и распоряжению ими обусловливает обязанность организации уплатить не только таможенные платежи (ст. 320 ТК РФ), но так же и пени в связи с фактически выявившейся просрочкой их уплаты в бюджет (ст. 349 ТК РФ). Сроки уплаты таможенных пошлин (налогов) для целей исчисления пеней в соответствии с п. 4 ст. 329 ТК РФ отсчитываются от первого дня, когда были нарушены ограничения на пользование и распоряжение товарами. Если такой день установить невозможно, то сроком уплаты таможенных пошлин (налогов) будет считаться день принятия таможенным органом таможенной декларации на эти товары.
Финансовые потери организации пенями не исчерпаются. Статьей 16.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение условий выпуска товаров предусмотрены весьма серьезные санкции. Пользование либо распоряжение без разрешения таможенного органа условно выпущенными товарами, в отношении которых предоставлены льготы по таможенным платежам, в иных целях, чем те, в связи с которыми были предоставлены такие льготы, влечет наложение административного штрафа в размере от 1/3 до двукратного размера стоимости товаров с их конфискацией или без таковой.
Упомянутые ограничения в использовании товаров, ввезенных в качестве вклада в уставный капитал, состоят в том, что это имущество не может быть реализовано на территории Российской Федерации без уплаты таможенных платежей, освобождение от которых было предоставлено при их ввозе. В случае реализации таких товаров возникает бесспорная обязанность уплаты таможенных пошлин, налогов. Другими словами, условие выпуска данных товаров считается не нарушенным лишь до тех пор, пока они стоят на балансе организации, в уставный капитал которой были внесены в качестве основных средств. Последнее связано с квалификацией ввезенного имущества как технологического оборудования, что является одним из условий предоставления освобождения.
При этом не имеет значения, при каких обстоятельствах организация рассталась с оборудованием, при ввозе которого были предоставлены льготы. Например, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2005 N А44-4842/04-С3 было отмечено, что даже в случае утраты имущества в результате неправомерных действий третьих лиц следует констатировать изменение целевого назначения, влекущее обязанность «бывшего собственника» доплатить НДС. Если реализация такого имущества происходит при банкротстве организации, то даже такие чрезвычайные обстоятельства также не считаются судами (и тем более - таможенными органами) достаточным основанием для неуплаты «таможенного» НДС, льгота по которому была предоставлена при его ввозе в качестве вклада в уставный капитал. Примером такого негативного для организации подхода может служить Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 16.06.2005 N А11-14346/2004-К2-22/12106/21.
С другой стороны заметим, что если оборудование находится на балансе организации-получателя вклада в уставной капитал, но временно не участвует в производственном процессе, то согласно действующему таможенному законодательству это не свидетельствует о нецелевом его использовании. Отсутствует также запрет на установление обременений данного имущества, например, путем его передачи в залог. Однако это не помешает судам в аналогичных случаях принимать решения не в пользу организаций (например, в Постановлениях ФАС Волго-Вятского округа от 06.03.2003 N А29-5235/02А и 14.02.2005 N А29-5245/2004а). Таким образом, для организации риск предъявления к ней требований об уплате таможенных платежей в этом случае все-таки существует.
Строго говоря, нет оснований для предъявления претензий таможенными органами и к организации-собственнику ввезенного оборудования как в связи с нарушением условий ввоза, так и в случае, когда оборудование сдается в аренду или предоставляется в безвозмездное пользование другой организации. Ведь в таких обстоятельствах формально не нарушаются ограничения по пользованию и распоряжению ввезенным технологическим оборудованием: смены собственника не происходит, и оборудование продолжает использоваться в технологическом процессе, для которого оно было изначально предназначено.
В то же время, есть риск того, что таможенные органы все же могут предъявить претензии, усмотрев изменение статуса оборудования в связи с прекращением его использования организацией – получателем в собственном производстве. Они склонны считать нарушением любое использование товаров в иных целях, чем те, в связи с которыми была предоставлена льгота (см. распоряжение ГТК РФ от 06.11.2001 N 1031-р "Об освобождении от обложения НДС" в ред. от 25.12.2006). Основываясь на нормах таможенного законодательства, организация имеет определенные шансы отстоять свою позицию в судебном споре. Но говорить о том, что суды по данному вопросу являются защитниками интересов налогоплательщика, пока нельзя.
Не менее серьезные проблемы ожидают организацию, если оборудование, полученное в качестве вклада в уставный капитал с освобождением от таможенных платежей, потребуется списать в связи с его моральным устареванием или физическим износом. Обычный порядок ликвидации такого имущества (демонтаж своими силами или с привлечением подрядчика, оприходование материалов и утилизация отходов) в данном случае также может повлечь за собой обязанность уплатить таможенные платежи. Единственный вариант избежать этого – изменить таможенный режим на «отказ в пользу государства». Заметим, что даже в случае заявления по такому оборудованию таможенного режима «уничтожение», организация будет обязана осуществить таможенное оформление продуктов переработки (ликвидации оборудования) с уплатой соответствующих таможенных платежей в режиме импорта.
А вот возврат оборудования учредителю (в том числе, с последующим получением взамен вклада в уставный капитал денежными средствами) либо его реализация зарубежному покупателю является достаточно безболезненным решением с точки зрения обязательств организации по уплате таможенных платежей. В этом случае таможенный режим необходимо изменить на режим «реэкспорта», что позволит не уплачивать НДС и таможенные пошлины, освобождение от которых было ранее получено. Заплатить придется только за таможенное оформление. Но зато мероприятия, которые необходимо предпринять организации в связи с изменением порядка осуществления участником вклада в уставный капитал, вряд ли можно назвать легкими и необременительными. В первом из рассматриваемых случаев - вывоза оборудования обратно за рубеж - нужно будет внести многочисленные изменения в учредительные документы.
Лишь получение разрешения таможенного органа на использование указанных товаров «в иных целях» с уплатой таможенных пошлин и налогов не влечет начисления пени и не рассматривается как совершение административного правонарушения.
1 Данный перечень приведен в приложении к Инструкции о порядке применения таможенными органами Российской Федерации налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (утверждена приказом ГТК России от 07.02.2001 г. № 131)
2 Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»
3 Например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20 и 25 сентября 2006, Дело N 09АП-11743/06-АК, № 09АП-12616/06-АК, от 19 и 26 июня 2006 г. Дело N 09АП-6224/06-АК, Постановление ФАС Московского округа от 19.01.2006 N КА-А40/13022-05
Льготы по уплате таможенных пошлин на товар, ввезенный в качестве вклада в уставный капитал, при выходе иностранного инвестора из состава учредителей
При выходе иностранного инвестора из состава учредителей, импортер теряет право на льготы по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, ввезенных в качестве вклада иностранного инвестора в уставной капитал организации – к такому выводы в рамках производства по делу № А74-4790/2013 пришел Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Кроме того, Суд сделал вывод, что продажа иностранным инвестором своей доли в уставном капитале общества другому Российскому юридическому лицу, даже если в составе учредителей организации-покупателя доли есть иностранный инвестор, является выходом иностранного инвестора из состава учредителей (участников) общества, что приводит к потере права на льготы по уплате таможенных платежей, в отношении ввезенного в качестве вклада в уставной капитал товара.
По существу спора: в 2006 году участник ВЭД на основании пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 23.07.1996 № 883 был освобожден от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении технологического оборудования, ввезенного на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного инвестора (участника со 100% долей) в уставный капитал общества.
В ходе камеральной проверки, проведенной таможней, было установлено, что 05.10.2012 иностранный инвестор продал свою долю (100%) в уставном капитале общества другому Российскому юридическому лицу.
Таможня расценила данное обстоятельство как выход иностранного инвестора из состава учредителей (участников) общества, вследствие чего на основании абзаца третьего пункта 4 Порядка применения освобождения от уплаты таможенных пошлин при ввозе отдельных категорий товаров на единую таможенную территорию Таможенного союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 года № 728 (далее - Порядок № 728), приняла решение от 13.08.2013 об отказе обществу в предоставлении льгот по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, оформленных по вышеуказанным ГТД.
Признавая указанное решение таможни незаконным, арбитражный суд первой инстанции исходил из отсутствия оснований для отмены льгот по уплате таможенных платежей.
Суд апелляционной инстанции, а в последующей и суд кассационной инстанции, занимая позицию таможенного органа, пришли к следующим выводам.
Продажа иностранным инвестором своей доли в уставном капитале общества Российскому юридическому лицу является выходом иностранного инвестора из состава учредителей (участников) общества, вследствие чего обязательство общества по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза на основании абзаца третьего пункта 4 Порядка № 728, подлежащего применению к товарам, оформленным по декларациям в 2006 году.
Согласно статье 151 Таможенного кодекса Российской Федерации (действовавшего в период таможенного декларирования товаров), товары считались выпущенными условно, если в отношении них были предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов. Условно выпущенные товары, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, могли использоваться только в целях, соответствующих условиям предоставления льгот. Использование указанных товаров в иных целях допускалось с разрешения таможенного органа Российской Федерации при условии уплаты таможенных платежей и выполнения других требований, предусмотренных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.
При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации нормативным правовым актом Российской Федерации, определяющим порядок и условия предоставления льгот по уплате таможенных платежей, являлось Постановление № 883, пунктом 1 которого предусматривалось, что товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве вклада иностранного учредителя в уставный (складочный) капитал, освобождаются от обложения таможенными пошлинами при условии, что товары:
- не являются подакцизными
- относятся к основным производственным фондам
- ввозятся в сроки, установленные учредительными документами для формирования уставного (складочного) капитала.
Пункт 2 Постановления № 883 содержал единственное условие, при котором причитающиеся к уплате на дату условного выпуска таможенные пошлины уплачиваются в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации - реализация товаров.
С 01.07.2010 вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - Таможенный кодекс).
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Таможенного кодекса таможенное законодательство состоит из Таможенного кодекса Таможенного союза международных договоров государств - членов Таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в Таможенном союзе решений Комиссии таможенного союза, регулирующих таможенные правоотношения в таможенном союзе, принимаемых в соответствии с Кодексом и международными договорами государств - членов Таможенного союза.
На основании статьи 366 Таможенного кодекса Кодекс применяется к отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза и возникшим со дня вступления его в силу (пункт 1) по отношениям, регулируемым таможенным законодательством таможенного союза, возникшим до вступления в силу Таможенного кодекса, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Таможенного кодекса (пункт 2).
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 96 Таможенного кодекса при ввозе на территорию Таможенного союза условно выпущенные товары находятся под таможенным контролем с момента пересечения границы до приобретения ими статуса товаров Таможенного союза.
Из пункта 1 статьи 164 Таможенного кодекса Российской Федерации следует, что товары приобретают для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении на таможенной территории Российской Федерации после уплаты таможенных пошлин, налогов и соблюдения всех ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
Суды апелляционной и кассационной инстанций, установив, что товары, ввезенные обществом в качестве вклада иностранного инвестора в уставный капитал общества с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, были помещены под таможенный режим условного выпуска для внутреннего потребления в 2006 году, признали не подлежащими применению к спорным правоотношениям положения пункта 4 статьи 368 Таможенного кодекса и указали на необходимость применения переходных положений, установленных статьей 370 Кодекса, в соответствии с которыми товары, находящиеся на таможенной территории таможенного союза и помещенные до вступления в силу Таможенного кодекса в Российской Федерации под таможенный режим выпуск для внутреннего потребления, со дня вступления в силу Таможенного кодекса считаются помещенными под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления.
В отношении таких товаров подлежат применению положения Таможенного кодекса и (или) иных актов таможенного законодательства таможенного союза.
Суды пришли к выводу о том, что к товарам общества, помещенным до применения на территории Российской Федерации Таможенного кодекса под таможенный режим выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей, с 01.07.2010 подлежит применению правовой режим, установленный для данных товаров таможенным законодательством Таможенного союза.
Статьей 200 Таможенного кодекса установлено, что товары, по которым предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов, сопряженные с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, считаются выпущенными условно и могут использоваться только в целях соответствующих условиям предоставления льгот. Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Из подпункта 1 пункта 5 статьи 200 Таможенного кодекса следует, что условно выпущенные товары приобретают статус товаров таможенного союза после прекращения обязанности по уплате причитающихся сумм ввозных таможенных пошлин, налогов.
С учетом указанных положений законодательства Суды сделали вывод о том, что спорные товары являются условно выпущенными, обладают статусом иностранных товаров и находятся под таможенным контролем.
Вопросы возникновения, прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов и срок их уплаты в отношении товаров, помещаемых (помещенных) под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления урегулированы в статье 211 Таможенного кодекса.
Согласно пункту 1 названной статьи Кодекса в отношении товаров, помещаемых под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в общих случаях, установленных статьей 80 Таможенного кодекса, которые включают уплату таможенных пошлин, налогов, а также помещение товаров под процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот, не сопряженных с ограничениями по пользованию и распоряжению товарами. Срок уплаты таможенных пошлин, налогов за товары - до их выпуска.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 211 Таможенного кодекса обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов прекращается у декларанта в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами по истечении 5 (пяти) лет со дня выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления.
В силу пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот (подпункт 2).
Суды указали, что установленные статьей 211 Таможенного кодекса условия возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов ранее не были регламентированы Таможенным кодексом Российской Федерации.
Из пункта 2 статьи 366 Таможенного кодекса следует, что по отношениям, регулируемым таможенным законодательством Таможенного союза, возникшим до вступления в силу данного Кодекса, названным Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 367 - 372 Кодекса.
Пятилетний срок осуществления таможенного контроля применительно к товарам, выпущенным условно в соответствии с режимом для внутреннего потребления до вступления в силу Таможенного кодекса, по мнению судов, должен исчисляться начиная с 01.07.2010, а не с даты условного выпуска, поскольку ранее возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, установленные статьей 211 Кодекса, Таможенным кодексом Российской Федерации не были регламентированы.
Следует отметить, что данный вывод соответствует аналогичному выводу Суда Евразийского экономического сообщества, изложенному в решении от 1 ноября 2013 года, рассмотревшему вопрос об обратной силе ряда положений таможенного законодательства Таможенного союза.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 статьи 211 Таможенного кодекса ввозные таможенные пошлины, налоги подлежат уплате в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с использованием льгот по уплате таможенных пошлин, сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами в случае совершения действий с товарами в нарушение ограничений по пользованию и (или) распоряжению этими товарами, установленных в связи с использованием таких льгот, или в нарушение целей, соответствующих условиям представления льгот.
Из абзаца третьего пункта 4 Порядка № 728 следует, что в случае выхода иностранного лица из состава учредителей (участников) организации, воспользовавшейся тарифной льготой в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин, обязательство по уплате таможенных пошлин подлежит исполнению в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.
Поскольку иностранный инвестор вышел из состава учредителей (участников) общества, то суду указали на необходимость исполнения обществом обязательства по уплате таможенных пошлин в отношении товаров, ввезенных в 2006 году.
Источник: постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 25.07.2014 по делу № А74-4790/2013
НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
1. Не подлежит налогообложению ввоз на таможенную территорию Российской Федерации 11 видов товаров (статья 150 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), в частности:
технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций (подпункт 7 данного пункта)
товаров (за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья), ввозимых в качестве безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (подпункт 1 данного пункта)
материалов для изготовления медицинских иммунобиологических препаратов для диагностики, профилактики и (или) лечения инфекционных заболеваний по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (подпункт 3 данного пункта)
необработанных природных алмазов (подпункт 8 данного пункта)
валюты Российской Федерации и иностранной валюты, банкнот, являющихся законным средством платежа (за исключением предназначенных для коллекционирования), а также ценных бумаг — акций, облигаций, сертификатов, векселей (подпункт 10 данного пункта)
продукции морского промысла, выловленной и (или) переработанной рыбопромышленными предприятиями (организациями) Российской Федерации (подпункт 11 данного пункта).
2. Не подлежит налогообложению реализация на территории Российской Федерации услуг по сдаче в аренду служебных и (или) жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации в случаях, если аналогичный порядок установлен законодательством иностранного государства в отношении Российских граждан и организаций, либо такая льгота предусмотрена международным договором Российской Федерации (пункт 1 статьи 149 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
3. Не подлежит налогообложению реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации 23 видов товаров и услуг (пункт 2 статьи 149 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), в частности:
долей в уставном (складочном) капитале организаций, паев в паевых фондах кооперативов и паевых инвестиционных фондах, ценных бумаг и инструментов срочных сделок (включая форвардные, фьючерсные контракты, опционы) (подпункт 12 данного пункта)
товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» (подпункт 19 данного пункта).
4. Не подлежит налогообложению 21 вид операций (пункт 3 статьи 149 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), в частности:
осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет, открытие и ведение банковских счетов организаций и физических лиц, осуществление расчетов по поручению организаций и физических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам, кассовое обслуживание организаций и физических лиц, купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах, осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в соответствии с законодательством Российской Федерации, выдача банковских гарантий, также выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме, оказание услуг, связанных с установкой и эксплуатацией системы «клиент — банк» (подпункт 3 данного пункта)
операции, осуществляемые организациями, обеспечивающими информационное и технологическое взаимодействие между участниками расчетов, включая оказание услуг по сбору, обработке и рассылке участников расчетов информации по операциям с банковскими картами (подпункт 4 данного пункта)
осуществление отдельных банковских операций организациями, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе их совершать без лицензии Центрального банка Российской Федерации (подпункт 5 данного пункта)
оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами (подпункт 7 данного пункта)
проведение лотерей, организация тотализаторов и других основанных на риске игр (в том числе с использованием игровых автоматов) организациями игорного бизнеса (подпункт 8 данного пункта)
реализация руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов для производства драгоценных металлов и аффинажа
реализация драгоценных металлов и драгоценных камней налогоплательщиками (за исключением указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса) Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам реализация драгоценных камней в сырье (за исключением необработанных алмазов) для обработки предприятиям независимо от форм собственности для последующей продажи на экспорт реализация драгоценных камней в сырье и ограненных специализированным внешнеэкономическим организациям, Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации и банкам (подпункт 9 данного пункта)
реализация необработанных алмазов обрабатывающим предприятиям всех форм собственности (подпункт 10 данного пункта)
оказание услуг членами коллегий адвокатов (подпункт 14 данного пункта)
оказание финансовых услуг по предоставлению займа в денежной форме (подпункт 15 данного пункта)
реализация продукции средств массовой информации, книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой
редакционных, издательских и полиграфических работ и услуг по производству продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой (подпункт 21 данного пункта). Действие настоящего подпункта не распространяется на продукцию средств массовой информации рекламного и эротического характера, а также на книжную продукцию рекламного и эротического характера.
5. НДС не уплачивается при вывозе товаров в таможенном режиме экспорта. Такой же порядок применяется при помещении товаров под таможенные режимы таможенного склада, свободного склада или свободной таможенной зоны в целях последующего вывоза этих товаров (в том числе продуктов их переработки) в соответствии с таможенным режимом экспорта (подпункт 1 пункта 2 статьи 151 главы 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации).
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!