Льготы для переселенцев крайнего севера
Викторсо, если Вы ещё не стоите на учете для получения жилищной субсидии (ГЖС), то смело можете подарить квартиру родителям или одному из них.
Но имейте в виду, что согласно положениям ФЗ О жилищных субсидиях. имеются условия предоставления субсидий.
Статья 6. Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Обязательство о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения подписывается всеми совершеннолетними членами семьи.
Исполнение обязательства о расторжении договора социального найма или об отчуждении по договору мены жилого помещения осуществляется в двухмесячный срок после приобретения гражданином жилья за счет предоставленной ему жилищной субсидии.
Гражданам, продавшим жилье, принадлежавшее им на праве собственности, размер жилищной субсидии уменьшается на сумму, полученную по договору купли - продажи.
Перерасчет пенсии выехавшим из районов Крайнего Севера
Выехала из района крайнего севера (Норильск) в 1998г, северный стаж 23 года, недавно услышала что еще при Хлопонине был произведен перерасчет пенсии всем северянам, в том числе и выехавшим. Имею я право на перерасчет и куда обращаться, в пенсионный Норильска или по месту проживания.
Порядок перерасчета размеров трудовых пенсий определен статьей 18 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Назначение, перерасчет размеров и выплата трудовых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации , по месту жительства лица, обратившегося за трудовой пенсией.
По вопросу перерасчета пенсии следует обращаться в пенсионный орган по месту выплаты Вам пенсии в настоящее время, т. е. по месту нахождения пенсионного дела.
1.1. Историко-правовые аспекты становления и развития законодательства о правовом положении беженцев и вынужденных переселенцев
Каждое государство имеет свою историю, свои национальные проблемы в силу социально-экономического и политико-правового положения. История государства — это история различного рода конфликтов, где центральное место занимает человек, его судьба, его жизнь. Развитие международного гуманитарного права как отрасли права способствовало теоретическому осмыслению проблем, связанных с конфликтами, а именно актуализировало поиск путей оптимального разрешения конфликтов и защиты прав и интересов прежде всего человека.
Опыт многих стран показывает, что для успешного ре шения проблем миграции требуется прямая или косвенная помощь государства в обустройстве мигрантов. Одновре менно такая помощь является важнейшим регулятором на правлений н объемов миграционных потоков. В России вследствие проходящего на протяжении столетий «разраста ния» территории страны государственная миграционная по литика всегда играла очень важную роль [1].
До крестьянской реформы 1861 года регулирование миграции в России в основном ограничивалось административ но- организационными мерами. Сама миграция осуществля лась в форме вольно-народного переселения, правительст венной или помещичьей колонизации.
При Екатерине II поощрялась иностранная колониза ция Российских земель.
При этом миграционная (колонизационная) политика решала как политические, так и экономические задачи. Переселенческое движение регламентировалось рядом Высо чайших Императорских Указов, а также специальными пе реселенческими законами.
После отмены крепостного права потребовалось 20 лет, чтобы Правительство осознало необходимость регулирова ния переселенческого движения в России. В 1881 г. было ут верждено Положение «Об установлении временных правил о переселении крестьян на свободные казенные земли», кото рое скорее сдерживало, чем способствовало переселению.
Новый закон о переселении, утвержденный в 1889 году, вводил ряд льгот (по арендным платежам, исполнению воин ской повинности, получению ссуд). Закон не был опублико ван, и это отрицательно сказалось на переселенческом движении. В то время потребность в переселении была столь велика, что за ним не поспевало ни землеотводное дело, ни ссудная помощь.
В корне изменить взгляд Правительства на переселен ческое движение заставило строительство Сибирской желез ной дороги. В 1893 году был утвержден Комитет Сибирской железной дороги, обеспечивающий регулирование переселе ния. Система предоставляемых льгот и пособий была расширена. Выдавались разнообразные ссуды: путевые, на хозяйст венное устройство, на посев осуществлялся безвозмездный отпуск лесоматериалов на возведение усадебных построек. Эта система льгот распространялась не только на регламен тированные переселения, но и на вольных переселенцев. Размер предоставляемой помощи дифференцировался по территориям и осуществлялся в размере выявленной необхо димости. Правительство активно занималось организацион ными проблемами: велась работа по улучшению перевозки переселенцев, подготовке участков для расселения.
Закон 1904 года, в основу которого был положен прин цип свободы переселения, обеспечивал получение содейст вия со стороны Правительства только для выходцев из опре деленных местностей, откуда переселение признавалось же лательным, либо для направляющихся в район, определен ный для переселения. Желающим воспользоваться государ ственным содействием в переселении устанавливалась обязательность ходачества (для выбора земельного участка [2] ).
Было образовано специальное Переселенческое Управле ние, которому вменялось выполнение закона.
Последующие изменения в регулировании правительст вом вопросов переселения расширили и уточнили систему государственных льгот. Например, размеры ссуд на обустройство устанавливались не в зависимости от нуждаемости переселенцев, а в соответствии с хозяйственной трудностью и государственной возможностью заселения того пли иного района. Были организованы склады продукции (сельскохо зяйственной, лесной) для оказания помощи переселенцам, велись работы по расширению дорожной сети, по исследова нию новых территорий. Главной задачей переселенческой политики тех лет становится «не выселение трудовых масс с Родины, а заселение окраин русскими людьми».
Война 1914 года и последовавшие за ней революцион ные потрясения свели на нет наладившийся было в масшта бах страны процесс организованного переселения: не стали предоставляться кредиты, были свернуты землеустроитель ные работы.
С октября 1917 года, в отличие от переселенческой по литики прежних лет (допускавшей свободное переселение из любых местностей и участие самого переселяющегося в рас ходах и риске переселения), закон о социализации земли все бремя регулирования переселения возлагал на государство, оставляя за переселяющимися только выполнение плана. Так была произведена «национализация» переселенческого процесса.
Советская власть, в соответствии с циркуляром по Пе реселенческому Управлению от 6 марта 1918 года № 1, при зывала советы к удержанию крестьян от переселений, к на правлению их внимания на расселение внутри Европейской России (напомним, что в отдельные периоды восточные ре гионы страны были отрезаны Гражданской войной [3] ).
С введением НЭП создались предпосылки для органи зации колонизационных мероприятий в новой трактовке. Ряд статей Земельного Кодекса, принятого в октябре 1922 года, были посвящены вопросу об открытии планового переселе ния. Кодекс устанавливал возможность предоставления го сударственных льгот плановым л внеплановым переселен цам, которые с разрешения переселенческих организаций поселялись на колонизуемых землях.
Народному комиссариату земледелия РСФСР, ведаю щему переселением в пределах Российской Федерации, по ручалось провести мероприятия для организации Колониза ционного фонда. Земплану было поручено включать в сметы средства на хозяйственное устройство переселенцев.
Постановлением ЦИК и СНК Союза СССР от 10 сентября 1926 года «О льготах крестьянскому населению по землеустройству и переселению», предусматривалось, что расходы по землеустройству беднейшей части крестьянского населения будут осуществляться за счет государства. Этим Постановлением вводились льготный переселенческий та риф, долгосрочный льготный кредит (до 8 лет) на землеуст роительные работы, а также льготы переселенцам по обло жению единым сельскохозяйственным налогом. Право поль зования льготами предоставлялось только расселяющимся в соответствии с планами переселения и землеустройства, ежегодно устанавливаемыми декретом ВЦИК, и СНК РСФСР [4].
Коллективизация внесла в переселенческий процесс важное нововведение: Советское правительство предостав ляло ряд преимуществ членам переселенческих колхозов пе ред индивидуальными переселенцами. Со второй половины 1929 года льготное переселение крестьян-единоличников было отменено, государство принимало на свой бюджет только колхозное переселение.
Надо отметить, что системы льгот, применяемые Совет ской властью, были достаточно дифференцированы. Напри мер, для Дальнего Востока в 20-е годы размеры ссудной по мощи дифференцировались в зависимости от отнесения тер ритории края к «обжитой», «полуобжитой» и «необжитой». Впоследствии все осваиваемые местности страны были разделены на два пояса в зависимости от удаленности от центра страны и условий работы [5].
Курс на индустриализацию определил государственные предпочтения в материальном стимулировании работникам, по оргнабору направляемым в промышленность. Планиро вание районов вербовки рабочих для нужд строительства, промышленности и транспорта возлагалось на Наркомтруд СССР, а ответственность за привлечение рабочей силы - на хозяйственные органы предприятий.
Послевоенное восстановление народного хозяйства, требовавшее концентрации усилий огромных масс трудя щихся и эффективного использования рабочих рук, обусло вило усиление организованных форм переселения, достиг ших в этот период своего пика. Формы организованного пе реселения включали: организованный набор рабочих, сель скохозяйственное переселение семей, общественные призы вы молодежи, переводна работу в другую местность - пере селения имели четко выраженный трудовой характер.
Административные мероприятия регулирования мигра ционных процессов сопровождались мерами стимулирова ния. Они осуществлялись посредством системы льгот мате риального и нематериального характера. В послевоенный период, особенно в первые годы, льготы сыграли определен ную роль в перераспределении населения в малообжитые районы, в районы активного промышленного освоения и восстановления разрушенного хозяйства. В то же время си ла воздействия льгот на миграционные процессы не была по стоянной, а менялась в зависимости от времени и места дей ствия [6].
Значительные льготы предоставлялись переселяющим ся в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местно сти. Они регулировались многими нормативными актами, в числе которых Указы Президиума Верховного Совета СССР от К.) февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, упоря дочивающие и расширяющие систему льгот для лиц, работа ющих в районах Крайнего Севера и местностях, приравнен ных к ним Постановления Совета Министров СССР, уста навливающие порядок их применения [7].
Жилищные льготы переселенцам устанавливались по становлениями Совета Министров СССР от 19 августа 1982 года «О жилищно-строительной кооперации» и от К) октября 1985 г. «О мерах по обеспечению работников предприятий, учреждений и организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, жилой площадью в других райо нах страны».
Приказом Минтруда РСФСР от 22 ноября 1990 года № 2 была утверждена инструкция «О порядке предоставле ния социальных гарантий и компенсаций лицам, работаю щим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравнен ных к районам Крайнего Севера, в соответствии с действую щими нормативными актами». Постановления Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 30 мая 1989 года № 166/10-85, от 11 ноября 1989 года М 359/21-20а, от 16 февраля 1990 года М 61/3-111 регламентировали поря док исчисления непрерывного стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Основные льготы для северян предусматривали уста новление льготного трудового стажа, северною коэффициента (надбавки) к заработной плате, введение дополнительных отпусков, возможность бронирования жилья по прежне му месту жительства переселенца, бесплатный или льготный проезд и провоз имущества и т.д.
Главная задача, которая должна была бы решаться системами льгот для переселенцев в регионах Крайнего Севера, заключалась в привлечении населения на постоянное жи тельство и удержании его в обживаемых районах до тех пор, пока там не будут созданы условия жизни, соответствующие трудностям осваиваемых территорий. Долгое время льготы получали только лица, направленные или командированные в районы Крайнего Севера. Местные уроженцы, а также ли ца, прибывшие из других областей самостоятельно, льгота ми обычно не пользовались.
Появилась острая необходимость усовершенствовать законодательство о северных льготах. 19 февраля 1998 года Верховный Совет Российской Федерации принимает Закон «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, ра ботающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях». 22 июля 1993 года приня то Постановление Верховного Совета Российской Федера ции «О поставках продукции (товаров) в 1993 году для обес печения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей [8] ».
Со временем стало очевидно, что ставка только на одни системы льгот, регулирующие переселение в районы Крайнего Севера (с учетом ограниченности выделяемых средств), не могла выполнить поставленные задачи. Факти ческое прекращение действия системы льгот произошло вследствие всеобщего социально-экономического кризиса, начавшегося с распадом СССР сопровождающегося гипер инфляцией, сокращением производства. В условиях рыноч ной экономики системы льгот оказались неэффективны. В результате из малообжитых районов с севера начали возвра щаться переселенцы к местам их прежнего проживания. Отсутствие комплексного подхода к формированию среды обитания человека как необходимого условия для создания постоянного населения в районах с экстремальными природными условиями предопределило такой итог политики осво ения новых районов.
За последние годы в России принято и действует около 30 (в их числе — большое количество ведомственных) нормативно-правовых актов, направленных на оказание содей ствия различным категориям вынужденных мигрантов. Вме сте с тем действующее законодательство охватывает не все виды миграционных потоков, не способствует выделению тех категорий мигрантов, процесс переселения которых в наибольшей степени нуждается в государственной поддерж ке и государственном регулировании. Вне рамок комплекс ного государственного регулирования остаются большая часть внутренних вынужденных мигрантов (северные, эко логические мигранты, уволенные в запас военнослужащие в результате сокращения вооруженных сил, репрессирован ные народы), а также отдельные категории мигрантов, при бывающих из-за пределов России: репатрианты, добро вольные переселенцы. При этом по своей масштабности эти потоки в последние годы превосходят вынужденных пересе ленцев и беженцев [9].
Принятые нормативно-правовые акты зачастую носят узко ведомственный характер, что приводит к несогласован ности организационных мер и распылению финансовых средств при решении миграционных проблем по различным ведомствам (Госкомсевер, Минатом, МЧС, Минобороны, ФМС и др.) В результате проблемы отдельных категорий ми грантов решаются не скоординированно, нерационально используются средства как федерального бюджета, так и бюд жетов субъектов Российской Федерации.
[1] Рыбаловский Л.Л. Исторический опыт регулирования миграции населения в России.- М. 1994.-С.113
[2] Каткова Н.Н. Правовой статус беженцев в Российской Федерации // Право и жизнь. 1999. N 19..-С.10-12
[3] Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации /под ред. А.Д. Даниэль, Л.С. Ереминой, Т.И.Касаткина.- М. 1997.-С.123
[4] Козлов Е.И. Конституционное право РФ. – М. Статус. 2003.-С.331
[5] Определение статуса беженцев. Материалы семинара. – М. 2004. –С. 182
[6] Беженцы и вынужденные переселенцы на территории Российской Федерации /под ред. А.Д. Даниэль, Л.С. Ереминой, Т.И.Касаткина.- М. 1997.-С. 122
[7] Конституционное право Российской Федерации. – 3-е изд. изм. – М. Харвест. 2003.-С.411
[8] Каткова Н.Н. Некоторые аспекты законодательства Российской Федерации о беженцах // Право и жизнь. 1998.- N 16.-С. 11-12
[9] Беженцы / Под ред. А.Г. Здравомыслова. М. Юнита. 1993.- С.- 105.
Проект Федерального закона n 95700002-1 "О переселении граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (ред. согласительной комиссии, принятая ГД ФС РФ 15.05.1996)
N 95700002-1
Внесен
Советом Федерации
Федерального Собрания
РоссиЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ПЕРЕСЕЛЕНИИ ГРАЖДАН ИЗ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ
Настоящий Федеральный закон устанавливает систему организационных, правовых и финансовых мер государственной поддержки отдельных категорий граждан при их переселении из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (далее - районы Крайнего Севера) для постоянного проживания в другие регионы Российской Федерации и в государства, ранее входившие в состав Союза ССР.
Настоящий Федеральный закон направлен на решение социальных, экономических и демографических проблем районов Крайнего Севера.
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о переселении граждан из районов Крайнего Севера
Отношения в области переселения граждан из районов Крайнего Севера (далее - переселение) регулируются настоящим Федеральным законом, Законом Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", другими федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами по вопросам переселения.
Статья 2. Принципы, определяющие государственную политику в области переселения
Государственная политика в области переселения строится на основе следующих принципов:
1) добровольность переселения. Лица, переселяющиеся из районов Крайнего Севера, принимают решение о переселении самостоятельно. Никто не может быть принужден к переселению, за исключением случаев обязательного переселения в связи с чрезвычайными обстоятельствами в установленном порядке
2) организованный характер переселения. Организованный характер переселения заключается в обеспечении государственного регулирования и управления процессом переселения, в планировании и прогнозируемости этого процесса на основе специальных программ переселения
3) оказание государственной помощи гражданам при переселении. Государство обеспечивает по мере появления дополнительных возможностей предоставление помощи при переселении все более широким категориям граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера
4) комплексный подход к решению проблемы переселения. Переселение осуществляется на основе комплекса мер по планомерной организации выезда переселяющихся граждан, их социальной и трудовой адаптации на вновь избранных местах жительства
5) обеспечение связи проблемы переселения с задачей развития районов Крайнего Севера. Решение указанного вопроса основывается на научно обоснованной программе развития районов Крайнего Севера, обеспечения эффективного использования их промышленного потенциала, природных и трудовых ресурсов и создания более благоприятных условий для проживания людей.
Статья 3. Статус переселенца из районов Крайнего Севера
1. Переселенцами из районов Крайнего Севера для целей настоящего Федерального закона признаются граждане Российской Федерации и лица без гражданства, постоянно проживающие в районах Крайнего Севера и получившие в установленном порядке статус переселенца (далее - переселенец).
2. Статус переселенца предоставляется следующим категориям граждан:
гражданам, проработавшим не менее десяти календарных лет в районах Крайнего Севера
гражданам, прожившим в районах Крайнего Севера не менее десяти календарных лет и получающим пенсию независимо от ее вида или признанным в период проживания в районах Крайнего Севера в установленном порядке безработными и не имеющим возможности обучения новой профессии (специальности) и трудоустройства
гражданам, получающим пенсию по инвалидности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, полученных в период работы в районах Крайнего Севера, независимо от стажа работы в районах Крайнего Севера, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера.
Статус переселенца указанным категориям граждан предоставляется в случае их переселения для постоянного проживания в другие регионы Российской Федерации и в государства, ранее входившие в состав Союза ССР.
3. Статус переселенца подтверждается специальным документом, выдаваемым органами исполнительной власти в установленном порядке. На основании указанного документа переселенцу предоставляются гарантии, компенсации и льготы, установленные настоящим Федеральным законом.
Статья 4. Государственные гарантии, компенсации и льготы при переселении
1. Переселенцам предоставляются следующие государственные гарантии, компенсации и льготы при переселении:
1) единовременное пособие в размере десяти минимальных размеров оплаты труда
2) бесплатный проезд переселенцев и членов их семей, а также провоз их багажа к вновь избранному месту жительства весом до пяти тонн на каждого члена семьи, но не более пятнадцати тонн на семью
3) сохранение непрерывного трудового стажа в течение шести месяцев после увольнения с работы в связи с переселением, в том числе в государства, ранее входившие в состав Союза ССР
4) трудоустройство переселенцев на вновь избранных местах жительства, бесплатное обучение новой профессии (специальности) или повышение квалификации для трудоустройства переселенца
5) кредит на льготных условиях на индивидуальное или кооперативное жилищное строительство в размере его сметной стоимости. Процентная ставка по этим кредитам не может превышать учетную ставку Центрального банка Российской Федерации. Разница между процентной ставкой коммерческого банка, выдавшего кредит, и учетной ставкой Центрального банка Российской Федерации компенсируется за счет средств федерального бюджета. Кредит предоставляется сроком на двадцать пять лет. Наследники умершего переселенца, не являющиеся членами его семьи или его иждивенцами, выплачивают оставшуюся часть кредита без предоставления им компенсации разницы между процентной и учетной ставками
6) компенсация расходов переселенца на приобретение квартиры на вновь избранном месте жительства в размере не менее 30 процентов ее стоимости
7) бесплатное выделение земельных участков для индивидуального жилищного строительства
8) освобождение от платежей, связанных с регистрацией, на вновь избранном месте жительства
9) 50-процентная скидка по оплате коммунальных услуг и право на бесплатное приобретение лекарств нетрудоспособным переселенцам в течение двух лет после переселения
10) компенсация за сдаваемое жилье, размер и порядок выплаты которой устанавливаются Правительством Российской Федерации.
2. Переселенцам, не имеющим жилья за пределами территории районов Крайнего Севера, может быть предоставлена только одна компенсация или льгота из предусмотренных подпунктами 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи по их выбору. Если статус переселенца предоставлен более чем одному члену семьи, указанная компенсация или льгота предоставляется только одному из членов семьи. Правом на внеочередное получение этой компенсации или льготы пользуются переселенцы, признанные в установленном порядке малоимущими.
Переселенцам, имеющим жилье в районах Крайнего Севера, компенсация или льгота из предусмотренных подпунктами 5 и 6 пункта 1 настоящей статьи предоставляется при условии освобождения ими этого жилья.
Размер компенсации, предоставляемой в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, не может превышать стоимость жилья, полагающегося переселенцу, проживающим вместе с ним членам его семьи и находящимся на его иждивении лицам по социальной норме площади жилья, установленной для данного района или местности.
3. Переселенцам, выезжающим для постоянного проживания в государства, ранее входившие в состав Союза ССР, предоставляются гарантии, компенсации и льготы, установленные подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи. Они также освобождаются от уплаты таможенной пошлины при провозе багажа через таможенную границу Российской Федерации.
Компенсации, предусмотренные для указанной категории переселенцев, выплачиваются по их выбору полностью или частично в денежных единицах Российской Федерации или тех государств, ранее входивших в состав Союза ССР, в которые переселенцы выезжают для постоянного проживания.
В связи с переселением граждан при необходимости заключаются международные договоры Российской Федерации.
4. В случае смерти переселенца право на получение гарантий, компенсаций и льгот, установленных настоящим Федеральным законом, предоставляется одному из членов его семьи.
5. Государственные гарантии, компенсации и льготы, предусмотренные подпунктами 4 - 7 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются в установленном порядке гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее десяти календарных лет и выехавшим из этих районов на вновь избранные места жительства для постоянного проживания после 1 января 1992 года.
Статья 5. Финансовое обеспечение переселения
Финансовое обеспечение переселения осуществляется:
за счет средств федерального бюджета - компенсация разницы между процентной ставкой коммерческого банка, выдавшего кредит на жилищное строительство, и учетной ставкой Центрального банка Российской Федерации (подпункт 5 пункта 1 статьи 4), компенсация расходов переселенцев на приобретение жилья (подпункт 6 пункта 1 статьи 4), организационные мероприятия по переселению (пункт 2 статьи 6)
за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - компенсация за сдаваемое жилье переселенцев (подпункт 10 пункта 1 статьи 4), организационные мероприятия органов исполнительной власти по месту проживания переселенцев (пункт 3 статьи 6), единовременное пособие при переселении пенсионеров (подпункт 1 пункта 1 статьи 4), бесплатный провоз багажа пенсионеров (подпункт 2 пункта 1 статьи 4)
за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации - единовременное пособие безработным переселенцам (подпункт 1 пункта 1 статьи 4), бесплатный проезд и провоз багажа безработных переселенцев (подпункт 2 пункта 1 статьи 4), бесплатное обучение новой профессии (специальности) и трудоустройство переселенцев (подпункт 4 пункта 1 статьи 4, пункт 4 статьи 6)
за счет средств организаций при увольнении работников в связи с их переселением - единовременное пособие (подпункт 1 пункта 1 статьи 4), бесплатный проезд и провоз багажа (подпункт 2 пункта 1 статьи 4).
Статья 6. Организационное обеспечение переселения
1. Ответственность за организационное обеспечение переселения возлагается на федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации, а также на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают граждане, изъявившие желание переселиться из районов Крайнего Севера.
2. Федеральный орган исполнительной власти, определяемый Правительством Российской Федерации:
осуществляет планирование мероприятий по переселению и определяет величину расходов на переселение с учетом федеральных программ по строительству жилья для переселенцев
разрабатывает нормативные правовые акты по вопросам организации переселения
ведет учет граждан, изъявивших желание переселиться из районов Крайнего Севера и имеющих право на получение статуса переселенца в соответствии с настоящим Федеральным законом
осуществляет изучение регионов для возможного переселения с учетом социальных, экономических и демографических факторов
оказывает помощь переселенцам в адаптации на вновь избранных местах жительства
осуществляет иные функции по организационному обеспечению переселения.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых проживают граждане, изъявившие желание переселиться из районов Крайнего Севера, принимают решение о предоставлении статуса переселенца и выдают специальный документ, указанный в пункте 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.
4. Органы федеральной государственной службы занятости населения Российской Федерации обеспечивают бесплатное обучение новой профессии (специальности) переселенцев на вновь избранных местах жительства.
Статья 7. Участие общественных объединений в переселении
Общественные объединения, уставная деятельность которых предусматривает защиту прав и законных интересов граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, участвуют в переселении в следующих формах:
1) взаимодействуют с органами государственной власти и органами местного самоуправления и оказывают помощь при решении вопросов переселения в порядке, установленном соответствующими нормативными актами
2) выступают в судах в качестве истца с жалобами о нарушениях прав граждан и их законных интересов, связанных с переселением. Данное положение не ограничивает право граждан на обращение в суд в индивидуальном порядке.
Статья 8. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона
1. Нарушение настоящего Федерального закона влечет административную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2. Действия и решения должностных лиц, нарушающие права и законные интересы граждан, предоставленные им настоящим Федеральным законом, могут быть обжалованы в порядке, установленном Законом Российской Федерации "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан".
Статья 9. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения настоящего Федерального закона распространяются на граждан, проживающих в районах Крайнего Севера, со дня его вступления в силу, а на граждан, проживающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - с 1 января 1998 года.
3. Предложить Президенту Российской Федерации привести свои указы в соответствие с настоящим Федеральным законом.
Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом в течение шести месяцев со дня его вступления в силу.
Хотят ли переселенцы с Украины работать в Хабаровском крае
Зампред хабаровского краевого комитета по труду и занятости Константин Виноградов 3 сентября заявил журналистам, что переселенцы с Украины «неохотно ищут работу», потому что иначе они лишатся бесплатного жилья и других льгот. По официальным данным. в крае живут уже более 1100 Украинцев, приехавших с юго-востока страны из-за войны, 760 из них трудоспособны, но только 118 за полтора месяца пребывания в России устроились на работу. Хотя на бирже труда есть 725 различных вакансий, в том числе с предоставлением служебного жилья. Действительно ли Украинцы отказываются работать и хотят жить за госсчет, разбиралась корреспондент «Русской планеты».
«Они не хотят работать»
– Многие, кто ехал на Дальний Восток, надеялись, что им дадут здесь жилье. Но законодательство России не дает переселенцам права на льготное получение жилья. Поэтому мы, желая, чтоб эти люди остались и укоренились у нас, предлагаем им вакансии со служебными квартирами, временно размещая их в ПВР (пунктах временного размещения — Примеч. РП. ), пока у них нет ни своего дома, ни Российских документов, — рассказывает РП сотрудник отдела по работе с беженцами администрации края Александр Зимин.
Но сразу после приезда стремятся решать проблемы с документами и работой, по словам Зимина, действительно далеко не все.
– Они не хотят работать, живут по полтора месяца в ПВР, их там кормят, одевают. Некоторые устраиваются работать нелегально, но мы строго к ним не подходим: надо же им на что-то содержать семьи. И так получается, что ПВРы у нас заполняются скорее, чем происходит трудоустройство, — продолжает эксперт. — Этот момент мы не продумали законодательно, к сожалению, и сейчас хотим как-то на федеральном уровне издать документ, определяющий максимальный срок пребывания в ПВР. Поймите правильно: уже больше тысячи человек приехало, и только от УФМС по госпрограмме нам следует ждать еще около 700 человек, а всех надо где-то и на что-то разместить. (Речь о программе «Соотечественники» для бывших граждан СССР в России — Примеч. РП. ) Узнав, что мы даем деньги, по пять тысяч на человека, люди едут к нам охотнее, уже знакомые и родственники переехавших сюда собираются к нам.
Как говорит Зимин, Украинцам не нравятся то слишком низкая зарплата, то условия труда (к примеру, от работы на шахтах местного предприятия «Ургалуголь» шахтеры с Донбасса отказались), то служебное жилье без ремонта.
«Дайте нам документы, и мы пойдем работать!»
Корреспондент РП встретилась с переселенцами, живущими в хабаровском ПВР. По их версии, работать они хотели бы, но не могут — из-за трудностей с оформлением документов.
– Здесь, в Хабаровске, мы живем в общежитии, я работаю тут же уборщицей. Муж у меня, правда, работает на стройке неофициально. Потому что на данный момент нам нужна какая-то копеечка, чтобы жить, — рассказывает «Русской планете» гражданка Украины Елена Лубкова. — Мой муж — шахтер. Мы почему в Хабаровск ехали — потому что здесь есть шахты. Ну, пускай бы год он поработал на этих шахтах, заработал бы денег, приобрели бы себе какое-то жилье. А он не может устроиться ни на одну шахту, потому что у него нет Российского гражданства. И у нас нет даже удостоверения «временного убежища», только справка. Куда идти работать? На каждой работе нам отказывают, говоря: «Это не документ». Ни нам, ни работодателям эти листочки не нужны.
Как говорит Елена, статус «временное убежище» дает право на работу с зарплатой в 15–18 тыс. рублей, при которой, даже работая вдвоем, почти невозможно снимать жилье в Хабаровском крае самостоятельно. Гражданство они должны получить в ускоренные сроки — в течение двух месяцев. Но пока ждут.
– У нас есть знакомая семья здесь: девчонка молодая, двое детей и мама старая. 10-го у нее зарплата, а 25-го надо заплатить за квартиру. И вот она сидит уже и волком воет, и жалеет, что ушла из ПВРа. Мы тоже хотели снять квартиру. А потом — одни обожглись, вторые…
Поэтому Елена с мужем и решили оставаться в ПВР и ждать гражданства. Но им уже прозрачно намекают, что семье с двумя детьми пора бы оставить временное пристанище.
– О сроках пребывания в ПВР нам говорили намеками, — говорит Елена. — Приезжают с биржи труда и спрашивают: «Вы долго тут будете? Вот же вам работа, и смотрите, там же еще 200 человек едут». Я сначала молчала, а потом говорю: извините меня, а зачем вы сюда везете 200 человек? Они же рассчитывают на что-то, так же, как и мы рассчитывали, на то, что это быстро пройдет, вы нас оформите, и мы будем работать, как нормальные люди. Зачем вы везете людей, если мы еще неустроенные? Если вы не укладываетесь в сроки, не рассчитали свои возможности?
И тут Елена переходит почти на крик:
– Зачем вы приняли нас сюда, если не можете нам помочь? Зачем вы писали эту всю программу? Мы читали ее! Мы и поехали сюда по государственной программе, чтобы никто нигде не надурил. Потому что страшно: мало того, что мы и там всего лишились, и здесь мы еще заедем с двумя детками к черту на кулички! Никуда теперь не выехать: попробуй заработай на это денег! Мы через две недели, как приехали, получили статус «временное убежище», и все. Хотя следующее, что должно было быть — это подъемные. 100 с лишним тысяч на главу семьи, на меня 75 тысяч, ну и дальше на детей некоторая сумма. На эти деньги уже можно будет одеться на зиму, отложить и уже устраиваться на нормальную работу. А они сами же тянут эту резину и сами же нас напрягают: «Давайте быстрее»! А мы при чем? «А почему вы не съездили туда-то и туда-то?» Да я разве понимаю в этих формальностях? Я в первый раз в жизни сталкиваюсь с этим! Откуда я знаю, где в Хабаровске что находится? Я могу съездить. Вы мне скажите, куда мне ехать и с чем! Не я напросилась к вам, а вы сами предложили мне эту программу. И я выбрала лучший вариант из тех, что мне предложили, а мне предлагали и Тюмень, и Сургут, когда мы были еще в палаточном городке.
Когда Елена успокоилась, то призналась: среди ее соседей по ПВР есть и такие, кто требует еще и еще денег и продуктов. И ничего не предпринимают, считая, что Россия им обязана. Она говорит, что ей стыдно за соотечественников, потому что по ним окружающие начинают неверно судить обо всех Украинцах, приехавших в Россию.
«Любую проблему можно решить»
С вопросом, почему переселенцам задерживают оформление документов, и что им делать с работой сейчас, пока их не попросили «на улицу», РП обратилась в отделение УФМС России по Хабаровскому краю.
– Данная справка, что сейчас есть на руках у граждан Украины, действительна три месяца и имеет силу официального документа, — объясняет нашему корреспонденту Ирина Калугина, заместитель начальника отдела по переселенцам краевой миграционной службы. — Мы их все заменим на свидетельства установленного образца, когда их напечатает и перешлет нам Гознак из Москвы. Задержки понятны: у нас в стране миллион беженцев, и всем вовремя выдать документы мы просто не успеваем.
При этом Калугина отмечает: и по такой справке работодатели должны брать Украинцев наравне с гражданами РФ. Просто предприниматели об этом не знают.
– Все эти проблемы вызваны незнанием законодательства у работодателей или самих переселенцев. Мы звоним директорам предприятий, разъясняем им ситуацию, и они охотно берут Украинцев. Любую проблему можно решить. За каждым ПВР у нас закреплен сотрудник, наши телефоны висят на стендах, мы разъясняли Украинцам их статус и права. Когда они ко мне приходят на личный прием, мы в ту же секунду решаем проблему или сообщаем срок, за который она будет решена.
«Это придумки, чтобы не работать»
– Разговоры о том, что Украинцев не берут на работу со справкой от УФМС — это от лукавого, — утверждает в нашем интервью Константин Виноградов . тот самый зампред Комитета по труду и занятости Хабаровского края, который на днях резко высказался об инертности переселенцев. — Это они ищут причину. С этими справками ДВЖД берет людей на курсы проводников. И работодателю не составляет сложности позвонить либо в службу занятости, либо в миграционную службу и уточнить, что этот документ имеет полную силу. Понимаете, это придумки для того, чтобы не работать. А как же у нас устроено 100 с лишним человек — что, дурные работодатели, получается? ДВЖД, КнААЗ (Комсомольский-на-Амуре авиационный завод — Примеч. РП. ), огромные полузакрытые предприятия решают эти проблемы.
Виноградов утверждает, что работодателей, желающих нанять граждан Украины, в крае достаточно. В том числе на особых условиях, предлагаемых даже не каждому гражданину России.
– К примеру, едет много шахтеров, а горнодобывающее предприятие «Ургалуголь» у нас одно, — продолжает собеседник «Русской планеты». — Там работают или местные, или те, кто согласен на комнату в общежитии. А те, что приехали сейчас, в основном семейные, с детьми, им нужны квартиры. И предприятие нашло им квартиры, в которых необходим ремонт, и планировало совместными силами «Ургалугля» и переселенцев этот ремонт сделать. Кого-то это отпугнуло. Но, несмотря на это, насколько мне известно, многие шахтеры согласились и уехали туда работать, их ПВР сейчас закрыт. Я не в курсе, какого качества эти квартиры, но согласитесь, предприятие пошло навстречу и предоставило за свой счет Украинцам жилье, что очень редкое сейчас явление.
Виноградов говорит, Украинцы до сих пор считают Дальний Восток территорией «длинного рубля», как в советское время. Кроме того, он отмечает, что многие женщины не намерены работать, так как дома привыкли сидеть с детьми, когда зарабатывали мужья.
– Надо понимать то, что не может человек стать участником госпрограммы, получить Российское гражданство и жить в ПВР за счет государства. Нет, он должен быть работающим. А переселенцы считают, что есть такая панацея — госпрограмма, они в нее вступят, получат гражданство, получат подъемные. У нас позиция такая: человек, вступая в программу, уже должен иметь работу.
Чтобы люди не засиживались в ПВР, где и так нет уже свободных мест, всех новоприбывших переселенцев теперь везут сразу на предприятия. Таким образом получается быстрее пристроить работников: только за прошедшие выходные восемь человек пошли работать на 12-й авиаремонтный завод.
Далее в рубрике «Я живу на сумках» Почему спортсменку Екатерину Коневу не устраивают условия жизни и тренировок в Хабаровске Читайте в рубрике «Титульная страница» Приговор гламуру Фотограф Дмитрий Лошагин не согласен с приговором 10 лет колонии строгого режима и намерен его обжаловать
Новые льготы для переселенцев в Киеве
Переселенцам, проживающим в Киеве, теперь тоже доступна Карта киевлянина. Это электронная карточка, которая дает льготы социально незащищенным переселенцам-жителям столицы: пенсионерам, инвалидам, ветеранам, многодетным семьям и т.д. Всего порядка 50 категорий граждан.
Какие льготы предоставляет Карта киевлянина?
Кроме того, Карта киевлянина служит банковской картой. На нее могут начисляться социальные выплаты и субсидии, также с ее помощью можно оплачивать коммунальные услуги без комиссии. Еще на Карте хранится электронная информация о ее владельце: от группы крови до медицинских препаратов, которые вызывают аллергические реакции - все, что пожелает записать туда сам держатель документа.
По словам главного юрисконсульта Гуманитарного штаба Рината Ахметова Александра Войтюка, получить Карту киевлянина могут те переселенцы, у которых есть справка о взятии на учет внутренне перемещенного лица, выданная в Киеве, и которые при этом имеют право на получение льгот в соответствии с законодательством Украины.
Более подробную информацию о Карте киевлянина можно получить в районных в городе Киеве государственных администрациях и Департаменте социальной политики Киевской городской государственной администрации.
Вынужденные переселенцы из Крыма получили больше возможностей
Опубликовано 19.06.2014
Киев - Парламент Украины 17 июня внес изменения в закон Об оккупированный территории, которые значительно упрощают пребывание крымских переселенцев на материке. Крымчане, вынужденно покинувшие полуостров, теперь могут получать регистрацию по упрощенной процедуре. Это позволит им перерегистрировать свой бизнес на континенте, что ранее было очень сложно, а также решить многие проблемы, связанные с трудоустройством и медицинским обслуживанием. Кроме того, утвержденные парламентом нововведения предполагают, что абитуриенты с аннексированной территории получат льготы для поступления в Украинские вузы.
Верховная Рада утвердила поправки к закону Об обеспечении прав и свобод граждан и правовой режим на временно оккупированной территории Украины 17 июня. За принятие законопроекта, разработанного народным депутатом Андреем Сенченко, проголосовали 233 депутата.
Ключевым новшеством этого документа является упрощение процедуры получения временной регистрации. Сейчас для получения прописки на материке крымчанам не нужно выписываться на полуострове, но необходимо предоставить документ, который подтверждает право собственности на квартиру или договор аренды жилья. Также зарегистрироваться можно при наличии заявления от владельца квартиры, в котором указано, что он согласен прописать у себя переселенца. Выполнить эти условия сейчас могут далеко не все.
Упрощения процедуры регистрации с особым нетерпением ожидали предприниматели, которые не могли заниматься легальной экономической деятельностью на материке из-за крымской прописки.
По словам бизнесмена из Керчи Юрия Киселя . переехавшего после аннексии Крыма в Киев, Государственная регистрационная служба отказывается перерегистрировать бизнес крымчан, если те не пропишутся в городе, в котором они занимаются хозяйственной деятельностью.
Я пошел к Госрегистратору, и он мне сказал, что нужна временная прописка. Только после этого я могу зарегистрироваться в налоговой и платить отчисления. Но пока у меня не получается этого сделать, потому что прописаться в Киеве сложно, - рассказал Юрий.
Народный депутат Андрей Сенченко заявляет, что со дня вступления его законопроекта в силу, проблема с перерегистрацией крымских предпринимателей будет снята.
Вводится новая, очень простая процедура. Переехав в любую часть
Андрей Сенченко
Андрей Сенченко
материковой Украины, крымчанин может зайти в любой офис миграционной службы. Ему не нужно собирать никакие справки. Он пишет заявление, где указывает адрес фактического проживания и на этом основании ему вручается справка о временной регистрации, - пояснил нардеп суть нововведений.
По словам Сенченко, чтобы зарегистрироваться на материке, крымчанам теперь не нужно ставить штамп в паспорт, достаточно просто получить справку. Соответственно постоянная регистрация, указанная в паспорте, остается крымской. Если же переселенец снова решил сменить место временного проживания, он может взять новую справку о временной регистрации в ближайшем отделении миграционной службы.
С вступлением поправок Сенченко в силу для переселенцев станут доступны многие административные услуги. Об этом в комментарии для Крым.Реалии рассказала председатель Центра гражданского просвещения Альменда Ольга Скрипник .
Очень многие административные услуги привязаны к месту регистрации. Например, это получение медицинских услуг, трудоустройство, обучение детей в школе. Кроме того, сейчас многие банки отказывают открывать счет лицам с крымской регистрацией, - рассказала правозащитница.
Андрей Сенченко рассчитывает, что принятый законопроект попадет на стол президенту к концу недели, и уже в 20-х числах июня он вступит в силу. По словам депутата, Государственная миграционная служба даже разработала уже образцы заявлений и справок о временной регистрации крымских переселенцев.
Льготы студентам пока только на бумаге
Также согласно законопроекту, принятому Радой 17 июня, студенты и абитуриенты из Крыма получают дополнительные льготы при поступлении или переводе в вузы, расположенные на материковой части Украины. По словам Сенченко, эти нормы содержались и в первой редакции закона Об оккупированной территории, но в его законопроекте они более четко сформулированы.
Эти нормы дают право крымчанам поступать на бюджет, даже если по результатам ВНО они набрали балл, достаточный для поступления на коммерческую форму обучения. Также им гарантируется место в общежитии, - пояснил Сенченко.
Кроме того, в принятом законопроекте, сказано, что студенты, которые учились на полуострове, могут перевестись на бюджетную форму в учебные заведения, расположенные на континентальной Украине. В случае если у вуза нет вакантных мест, то Министерство образования и науки увеличивает госзаказ, и студента все равно принимают.
Однако, по словам правозащитницы Ольги Скрипник, многих студентов, которые в Крыму обучались на коммерческой форме обучения, Украинские вузы не хотят брать на бюджет.
По закону коммерческие студенты имеют право продолжить обучение бесплатно. Но мне известны уже четыре случая, когда с крымчан требуют
Как всегда, закон есть, а порядок перевода студентов не разработан, и средства из бюджета не выделены
оплатить учебу за июнь. Как всегда, закон есть, а порядок перевода студентов не разработан, и средства из бюджета не выделены, - посетовала Скрипник.
По мнению правозащитницы, этот вопрос требует срочного урегулирования со стороны Министерства образования и науки.
В ближайшее время ожидается рассмотрение еще одного законопроекта, касающегося прав крымчан, выехавших с полуострова после аннексии. Народные депутаты Сергей Соболев и Валерий Пацкан зарегистрировали законопроект Об обеспечении прав и свобод граждан - внутренне переселенных лиц. Согласно текущей версии документа, жителям Крыма и территорий, на которых проходит антитеррористическая операция, предоставляется специальный статус - внутренне переселенные лица. По законопроекту, они могут претендовать на получение временного жилья и другие льготы. На данный момент этот законопроект рассматривается профильным комитетом Верховной Рады, а когда он будет вынесен на рассмотрение парламента - пока неизвестно.
Детям Украинских переселенцев обещают образование и льготы наравне с кузбассовцами
25-07 18:20:39
Губернатор Кемеровской области Аман Тулеев поручил обеспечить детей вынужденных переселенцев с Украины полноценным образованием, сообщает пресс-служба региональной администрации.
"Все дети переселенцев с Украины должны получить полноценное бесплатное образование всех уровней, а также льготы, которые действуют для детей и молодежи в Кузбассе", - подчеркнул глава региона на совещании по подготовке к новому учебному году.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!