Финансирование льгот для детей инвалидов
Бесплатное обучение и воспитание в дошкольных учреждениях детей-инвалидов
1. Что полагается
Семьям, имеющим ребенка-инвалида (детей-инвалидов), ПРЕДОСТАВЛЯЕТСЯ ЛЬГОТА ("Федеральная" льгота):
бесплатное обучение и воспитание детей-инвалидов в государственных дошкольных учреждениях (детских садах)
(Основание. ст. 18 Закона "О социальной защите инвалидов в РФ")
Поскольку данная льгота установлена федеральным законом, она распространяется на все субъекты РФ.
Однако финансирование данной льготы осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ, о чем напрямую сказано в законе. Таким образом, каждый субъект РФ в своем бюджете обязан запланировать средства на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных учреждениях в данном регионе. При этом для родителей (опекунов, воспитателей) обучение и воспитание их детей-инвалидов в дошкольных учреждениях будет бесплатным.
Кроме того, федеральный закон предусматривает возможность обучения детей-инвалидов на дому, а также в негосударственных образовательных учреждениях.
Порядок предоставления этих услуг регулируется Постановлением Правительства РФ от 18.06.96 № 861 (с изменениями от 01.02.05г.). Текст данного Постановления приводится в разделе "Нормативные документы" к данной льготе.
ВНИМАНИЕ! Согласно Постановлению Правительства РФ от 12.09.2008г. № 666 "О Типовом Положении дошкольного образовательного учреждения", для приема детей-инвалидов в дошкольное учреждение (детский сад любого типа) требуется, помимо других документов, заключение районной психолого-медико-педагогической комиссии. Однако, в некоторых регионах такое заключение заменяется справкой КЭК районной поликлиники по месту жительства ребенка-инвалида согласно региональным документам по комплектованию детских садов (на основании Постановления Правительства РФ).
1. Наличие в семье ребенка-инвалида (детей-инвалидов) дошкольного возраста.
3. Необходимые документы
Ваш комментарий
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации Волгоградской обл. от 01.07.1998 N 351
АДМИНИСТРАЦИЯ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 июля 1998 г. N 351
О ФИНАНСИРОВАНИИ ЛЬГОТ ПО ОПЛАТЕ ЖИЛЬЯ И КОММУНАЛЬНЫХ
УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ИНВАЛИДАМ И СЕМЬЯМ, ИМЕЮЩИМ
ДЕТЕЙ - ИНВАЛИДОВ, НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
С целью реализации Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" постановляю:
1. Управлению финансов Администрации Волгоградской области обеспечить выделение средств в соответствии с пунктом 18 статьи 8 Закона Волгоградской области от 6 апреля 1998 г. N 166-ОД "Об областном бюджете на 1998 год" для возмещения затрат бюджетов дотационных районов и городов по предоставлению инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, льгот по оплате жилья и коммунальных услуг согласно приложению.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Волгоградской области осуществить необходимые организационные меры, обеспечивающие предоставление льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг".
3. Предприятиям, учреждениям и организациям, оказывающим данные услуги, предоставлять льготы инвалидам, имеющим справку, выданную учреждениями государственной службы медико - социальной экспертизы и подтверждающую факт установления инвалидности, с последующим предъявлением в финансовые органы соответствующих расчетов по компенсации затрат на предоставление указанных льгот.
4. Контроль за исполнением данного постановления возложить на заместителя Главы Администрации Волгоградской области Хорошеву Г.И.
В проекте бюджета АРК на 2003 год увеличено финансирование льгот по жилищно-коммунальным услугам для инвалидов. Об этом вице-премьер Крыма Виталина Дзоз сообщила по итогам доработки бюджета в правительстве и бюджетно-финансовой комиссии Верховной Рады автономии, передает Крымское агентство новостей.
По ее словам, республиканский бюджет взял на себя расходы по оплате услуг электро- и теплоснабжения, а также природного и сжиженного газа для:
- неработающих инвалидов групп по общему заболеванию, без членов семьи,
- инвалидов по слуху и по зрению I, II и III группы, без членов семьи,
- детей-инвалидов до 16 лет с одним членом семьи, который обеспечивает уход за ребенком.
Как видите, львиную долю выплаты льгот взял на себя республиканский бюджет, - подчеркнула В. Дзоз.
Остальные льготы по жилищно-коммунальным услугам этим категориям граждан - квартплату, канализацию и водоснабжение, вывоз мусора и т. д. - должны обеспечить местные бюджеты городов и районов автономии.
Вице-премьер предупредила, что регионы должны, пока еще не поздно, внести соответствующие изменения в проекты своих бюджетов.
Как сообщало агентство, представленный на бюджетные слушания 7 февраля проект бюджета АРК предусматривал финансирование только льгот по электроэнергии инвалидам I группы, по зрению и слуху и детям-инвалидам.
В 2002 году льготы инвалидам общего заболевания были профинансированы на 55 проц.
В Крыму проживает 131 тыс. человек, имеющих статус инвалида, из них каждый седьмой - I группы, 56,2 проц. - II группы, четверть инвалидов - III группы, 4,6 проц. - дети-инвалиды в возрасте до 18 лет.
Крым - единственный регион Украины, который из собственного бюджета обеспечивает льготы данным категориям граждан.
Автор: Кира Иванова
Возможно ли получение льгот без оформления ребенку, страдающему бронхиальной астмой, инвалидности?
Здравстввуйте, Елена!
Все выплаты, как от государства, так и от местного бюджета (в субъекте федерации), они целевые, адресные, т.е. гражданин должен получить соответственный статус, например, инвалид, ребенок-инвалид, мать-одиночка, многодетная семья и т.д. и т.п. и только тогда гражданин получает права на выплаты, которые гарантируются законами.
Но, вариантов много, например, работодатели могут ежегодно подавать заявки на санаторно-курортное лечение работников, детей работников в ФСС.
А в соответствии с:
1. Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 г. N 890 О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения
2. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 18.09.2006 N 665 (ред. от 10.11.2011) Об утверждении Перечня лекарственных препаратов, в том числе перечня лекарственных препаратов, назначаемых по решению врачебной комиссии лечебно-профилактических учреждений, обеспечение которыми осуществляется в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (где установлен список бесплатных препаратов. Этот список расширяется и утверждается каждый год. Список можно посмотреть на сайте Минздрава) ,
бесплатные лекарства гарантируются детям до 3 лет, а из малообеспеченных и многодетных семей детям до 6 лет.
Субсидии по ЖКХ предоставляются гражданам в зависимости от доходов семьи, т.е. малообеспеченные семьи. В 2015 году на получение субсидии на оплату жилищно-коммунального хозяйства могут рассчитывать граждане, у которых расходы на коммунальные услуги превышают 22% (региональный стандарт максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи) от среднего дохода семьи.
При исчислении субсидии берутся во внимание доходы всех членов семьи. Раз в полгода придется предоставлять справки о доходах членов семьи за 6 предшествующих месяцев (зарплата, стипендия, пенсия МВД, доход, полученный от предпринимательской деятельности, пособие по безработице и т.д.).
Учитывается также, кто является собственником жилого помещения и какой долей владеет заявитель.
Условия и порядок предоставления субсидии можно изучить в Постановление Правительства РФ от 14.12.2005 N 761 (ред. от 24.12.2014) О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг
http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=docbase=LAWn=173286. Хотя, в каждом субъекте федерации, установлены свои условия и порядок для получения субсидии по ЖКХ в Постановление Правительства субъекта федерации. Обращаться за субсидией нужно в соцзащиту в отделы субсидий по месту жительства.
Решение
Добрый день!
Если эти льготы положены только инвалидам, значит оформление инвалидности обязательно.
Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями)
Статья 1. Понятие инвалид, основания определения группы инвалидности
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория ребенок-инвалид.
Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Статья 28.1. Ежемесячная денежная выплата инвалидам
1. Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере и порядке, установленных настоящей статьей.
2. Ежемесячная денежная выплата устанавливается в размере:
1) инвалидам I группы - 2 162 рублей
2) инвалидам II группы, детям-инвалидам - 1 544 рублей
3) инвалидам III группы - 1 236 рублей.
3. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-1), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.
4. Размер ежемесячной денежной выплаты подлежит индексации один раз в год с 1 апреля текущего года исходя из установленного федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период прогнозного уровня инфляции.
5. Ежемесячная денежная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
6. Ежемесячная денежная выплата осуществляется в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
7. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты может направляться на финансирование предоставления инвалиду социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ О государственной социальной помощи.
Статья 28.2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов
Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации определяется:
по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки утвержденных Правительством Российской Федерации федерального стандарта предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилья в месяц и федерального стандарта социальной нормы площади жилья, применяемых для расчета межбюджетных трансфертов, а также установленного конкретным субъектом Российской Федерации минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме
по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Субвенции зачисляются в установленном для исполнения федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской Федерации.
Порядок расходования и учета средств на предоставление субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации ежеквартально представляют в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, отчет о расходовании предоставленных субвенций с указанием численности лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки, категорий получателей мер социальной поддержки, а в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий выработку единой государственной политики в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, - список лиц, которым предоставлены меры социальной поддержки, с указанием категорий получателей, основания получения мер социальной поддержки, размера занимаемой площади и стоимости предоставляемого или приобретаемого жилья. При необходимости дополнительные отчетные данные представляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
В случае использования средств не по целевому назначению уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Счетной палатой Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи.
Также рекомендую Сайт для инвалидов Дверь в мир - много полезной информации. Смотрите http://doorinworld.ru/
48.3. ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
Сохранение существующей системы социальных выплат и льгот без изменений означает поддержание системы социальной защиты, при функционировании которой при нехватке средств для финансирования наиболее значимых социальных пособий и оказания социальной помощи социально уязвимым категориям населения только четверть средств направляется малообеспеченным слоям населения, а остальные средства идут на социальную поддержку обеспеченных семей, увеличивая социальную дифференциацию. Такая ситуация представляется не только неэффективной, но и противоречащей Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством.
Финансирование существующей системы социальных льгот и выплат, установленных на федеральном уровне, в полном объеме (без государственной социальной помощи) требует расходов, превышающих бюджетные возможности, так как на эти цели необходимо выделить около 15% ВВП или более 50% суммарных расходов консолидированного бюджета.
При существующем состоянии федерального и территориальных бюджетов в России нельзя ставить задачу полного преодоления бедности, которая фактически подразумевается в законах «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Об этом, в частности, свидетельствуют расчеты показателя глубины бедности, основанные на данных бюджетных обследований домохозяйств. Под глубиной бедности в данном случае понимается совокупный объем адресных социальных выплат, который потребовался бы ежемесячно для того, чтобы довести уровень потребления во всех бедных домохозяйствах до уровня официального прожиточного минимума.
Попытки сохранения существующей системы социальной защиты населения приведут к воспроизводству нехватки финансирования пособий, льгот и т. п. невозможности решить задачи снижения уровня и глубины бедности, снижения социальной дифференциации населения. Все это будет постоянно возобновляющимся источником социальной напряженности в обществе.
Реформирование существующей системы социальных выплат и льгот с целью повышения адресности предоставления каждой отдельной выплаты или льготы при сохранении существующей системы социальной защиты. один из возможных путей повышения эффективности системы социальной защиты. Этот путь, очевидно, требует очень больших издержек, связанных с изменением порядка предоставления каждой выплаты или льготы, с переходом к принципу учета нуждаемости по каждой выплате или льготе отдельно. Эти расходы могут оказаться больше возможной экономии средств от уменьшения числа получателей пособий и льгот.
Очевидно, что декларирование принципа проверки нуждаемости и существующие методики такой проверки, основанные, прежде всего, на учете легальных доходов (заработной платы, пенсии, стипендии и т. п.), приводят к тому, что ошибки включения небедных в программы социальной помощи и исключения бедных семей из этих программ остаются значительными. Разработка методики определения нуждаемости и состава семьи при назначении ежемесячного пособия на ребенка как один из шагов при движении в направлении повышения адресности предоставления отдельных социальных льгот и пособий тут же выявила еще одну проблему: данная методика отличается от методики, используемой при назначении жилищных субсидий. Доход семьи, которая считается малообеспеченной при назначении жилищной субсидии, может оказаться недостаточным для того, чтобы эта же семья считалась малообеспеченной и имела право на получение ежемесячного пособия на ребенка.
Одним из возможных направлений реформирования системы социальных пособий, выплат и льгот является максимальное упрощение действующей системы социальных пособий, выплат и льгот при переходе к принципу предоставления социальной поддержки на основе проверки нуждаемости малообеспеченным домохозяйствам и переводе системы социальной защиты домохозяйств, не относящихся к категориям нуждающихся, на страховую основу1.
Такое реформирование в сфере социальной поддержки населения должно быть увязано с сокращением бюджетных субсидий производителям товаров и услуг (прежде всего дотаций ЖКХ и общественному транспорту) и постепенной заменой этих субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения.
При таком подходе предлагается сохранить прежние принципы предоставления значительного числа социальных льгот таким категориям населения, как инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды I группы, а также некоторым другим группам населения.
Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости означал бы значительное увеличение доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Конечно, и такая система потребовала бы значительных административных издержек, однако она позволила бы сократить расходы, в настоящее время связанные с содержанием различных систем выплаты отдельных пособий и предоставления льгот и необходимостью организации проверки нуждаемости для получения отдельных социальных выплат и льгот. Такая система социальных выплат позволила бы сформировать единую информационную базу о получателях социальных льгот и выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат позволил бы уменьшить объем необходимого финансирования системы пособий.
Объем необходимого финансирования такой системы (без учета административных издержек) составляет не менее 15?20% ВВП. Так как обеспечить такое финансирование не представляется возможным, то переход к таким принципам предоставления социальной помощи, видимо, может вызвать негативное отношение значительной части населения к проводимым преобразованиям.
Значительная часть решений, формирующих обязательства по выплатам различных социальных пособий, льгот и видов социальной помощи, сосредоточена на федеральном уровне и оформлена в виде федеральных законов. Между тем подавляющее большинство этих выплат возложено на территории Российской Федерации. При этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям. Сложившееся положение напрямую противоречит принципам федерализма. Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной власти при таком подходе. с помощью межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбе с бедностью.
При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может, на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.
Среди особо нуждающихся категорий населения, на которых будет сосредоточена при таком подходе социальная защита, будут семьи с детьми, престарелые, инвалиды и безработные с доходом ниже прожиточного минимума, так как именно для этих категорий населения вероятность бедности особенно высока. Однако принципы оказания социальной помощи могут быть различны.
Семьям с детьми с доходами ниже 50% прожиточного минимума на первом этапе реформирования и ниже 100% прожиточного минимума впоследствии может выплачиваться ежемесячное пособие на ребенка, либо оказываться социальная помощь, либо по выбору семьи один из этих двух видов помощи. Часть социальной помощи или ежемесячного пособия на ребенка может оказываться услугами (оплата услуг детских дошкольных учреждений, школьных завтраков, услуг ЖКХ и т. п.) по выбору семьи.
Так как пенсия должна финансироваться на уровне не ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, то оказываемых сетью учреждений для престарелых и инвалидов услуг и финансирования ряда льгот по законам РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 13 января 1995 г. для ветеранов ВОВ и «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. будет достаточно, чтобы не допустить острой бедности этих категорий населения.
Безработные могут претендовать на пособие по безработице и / или социальную помощь, если доход семьи, членом которой является безработный, ниже 50?100% прожиточного минимума.
Среди направлений финансирования социальной помощи и социальных услуг наиболее нуждающимся категориям населения из бюджетных средств необходимо выделить, видимо, следующие:
• трансферт Пенсионному фонду РФ
• жилищные субсидии
• содержание сети учреждений стационарной и нестационарной помощи для социально уязвимых категорий населения (инвалиды, престарелые, и т. д.)
• ряд льгот, установленных Законом РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 13 января 1995 г. для ветеранов Великой Отечественной войны
• ряд льгот, установленных Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.
• адресная социальная помощь особо нуждающимся категориям домохозяйств
• единовременная социальная помощь особо нуждающимся домохозяйствам
• ежемесячное пособие на ребенка.
Системы социальной защиты населения в зарубежных странах различаются с точки зрения структуры управления, финансирования, размеров и форм предоставления социальной помощи, что зависит, в первую очередь, от условий функционирования смежных социальных систем. Например, при наличии бесплатной медицинской помощи отсутствует медицинское страхование, при фирменном (производственном) страховании работников государственное социальное страхование выполняет роль лишь минимального (базового) страхования и т. д.
Вместе с тем в рамках международной интеграции наблюдается тенденция к стандартизации, унификации национальных систем социальной защиты. Эта тенденция проявляется в присоединении все большего числа государств к Конвенциям МОТ (№ 102, 130), определяющим единые, общие требования к видам, формам, условиям, размерам, порядку назначения и выплаты пособий. В Европе в развитие норм МОТ были приняты Европейский кодекс социального обеспечения и протокол к нему (1964 г.), а в 1972 г. Европейская конвенция о социальном обеспечении. Россия до настоящего времени не является участником этих соглашений, что вряд ли можно оценивать положительно.
С позиций организации социальной защиты Российская система весьма близка к французской, где основу составляют пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд страхования от безработицы (формируемые с участием средств как работодателей, так и самих трудящихся) и фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляемый целиком из взносов работодателей. К ним примыкает фонд семейных пособий (не связанных с трудовыми отношениями), в который отчисления производят работодатели и индивидуальные производители. Для государственных служащих действуют особые пенсионные схемы. Поощряется дополнительное, добровольное медицинское и пенсионное страхование трудящихся.
Международный опыт социальной защиты населения представляет интерес для России в следующих вопросах:
• преобладание страховых принципов организации социальной защиты населения
• ведение единого, в национальном масштабе, персонифицированного учета застрахованных, при котором каждому застрахованному присваивается собственный, индивидуальный номер
• участие в формировании страховых фондов, из которых выплачиваются социальные пособия как работодателей, государства, так и самих застрахованных
• интегральный учет величины социальных пособий. включение в нее стоимости всех услуг, оказываемых застрахованному как в денежной, так и в натуральной формах
• использование ограниченного числа социальных пособий, четкая фиксация условий их назначения, предоставления, связь размера (в %) с суммой прежних заработков получателя и / или стажем работы / сроком уплаты страховых взносов застрахованным:
• пособие по болезни/медицинская помощь
• пособие по безработице
• пособие по инвалидности
• пособие по старости
• семейные пособия
• пособие в случае трудового увечья или профзаболевания
• пособие по материнству
СИСТЕМА ЛЬГОТ И ПОСОБИЙ
СИСТЕМА ЛЬГОТ И ПОСОБИЙ
СИСТЕМА ЛЬГОТ И ПОСОБИЙ
(benefits system) Система выплаты пособий в денежной или натуральной форме, посредством которой жители страны получают доход и обслуживание, достаточные для поддержания минимального уровня благосостояния. Система должна поддерживать тех, кто не в состоянии обеспечить себя самостоятельно с помощью работы по причине слишком пожилого или юного возраста, инвалидности, болезни или просто неспособности либо нежелания найти работу. Такая система неизбежно оказывается дорогостоящей и предполагает необходимость выбора между пособиями в денежной форме и пособиями в натуральной форме (benefits in kind) между универсальными и пособиями по бедности, выдаваемыми по результатам проверки нуждаемости (means-tested benefits) между безусловными пособиями и пособиями, обусловленными работой или учебой, и, наконец, между пособиями, положенными по праву, и пособиями, выдаваемыми по усмотрению чиновников.
Экономика. Толковый словарь. — М. "ИНФРА-М", Издательство "Весь Мир". Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. 2000 .
См. также в других словарях:
Злоупотребления и врачебные ошибки в психиатрии — Злоупотребления в психиатрии использование этой клинической дисциплины, положения и полномочий врача психиатра, а также персонала психиатрических учреждений во зло, во вред пациенту либо его близким. Врачебные ошибки, как и злоупотребления, тоже … Википедия
ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА — ОХРАНА МАТЕРИНСТВА И ДЕТСТВА, система гос. социальных и мед. мероприятий, обеспечивающих воспроиз во здорового и всесторонне развитого потомства. Создает условия для наиболее благоприятного течения демографич. процессов, гармоничного физич. и … Демографический энциклопедический словарь
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РАЗВИТЫХ СТРАН — (англ. financial system of developed countries) – система, охватывающая государственный бюджет муниципальные финансы (в федеративных государствах, напр. США, ФРГ – и финансы членов федерации) внебюджетные специальные фонды финансы … Финансово-кредитный энциклопедический словарь
Министерство по делам ветеранов США — United States Department of Veterans Affairs … Википедия
Документа́ция медици́нская — система документов установленной формы, предназначенных для регистрации данных лечебных, диагностических, профилактических, санитарно гигиенических и других мероприятий, а также для их обобщения и анализа. Во всех однотипных медицинских … Медицинская энциклопедия
Заработная плата — (Wages) Важнейшее средство повышения заинтересованности работников Участие трудящихся в доле вновь созданных материальных и духовных благ Содержание Содержание. > заработная плата - это важнейшее средство повышения заинтересованности … Энциклопедия инвестора
Пошлина — (Duty) Содержание Содержание 1. Понятие и значение государственной Антидемпинговая пошлина как мера государственного регулирования внешнеторговой деятельности 2. Виды государственной пошлины 3. Место государственной пошлины в 4. Плательщики, … Энциклопедия инвестора
Личные доходы — (Personal income) Личные доходы это денежные средства, полученные физическим лицом Что такое личный располагаемый доход, его источники, распределение, расчет и учет Содержание >>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора
Пенсия — (Pension) Пенсия это регулярное денежное пособие, выплачиваемое лицам, имеющим инвалидность, достигшим пенсионного возраста, либо потерявшим кормильца История возникновения пенсии, пенсии в РФ, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, … Энциклопедия инвестора
Рынок труда — (Labor market) Рынок труда это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу Определение рынка труда, определение рабочей силы, структура рынка труда, субъекты рынка труда, конъюнктура рынка труда, сущность открытого и скрытого рынка … Энциклопедия инвестора
Система вознаграждения и методы стимулирования персонала
Авторы: Милкович Дж.Т. Ньюман Дж.М.
Уважаемые коллеги! Предлагаем вашему внимания 8-е издание книги Джорджа Т. Милковича и Джерри М. Ньюмана «Система вознаграждений и методы стимулирования персонала» издательства Вершина. Восьмое издание книги свидетельствует о ее огромной популярности во всем мире. Джордж Т. Милкович и Джерри М. Ньюман одни из немногих авторов, сумевших соединить теорию с практикой. Книга будет полезна как для начинающих, так и для уже состоявшихся специалистов в области оплаты труда. Прочитав ее до конца, вы сможете построить у себя в организации «работающую» систему компенсационных выплат. Вы также получите представление о том, как «это работает» во всемирно известных компаниях. Из книги вы узнаете, какие виды компенсационных выплат, эффективнее всего использовать, как правильно провести анализ работ, и какую схему компенсационных выплат выбрать. Дается ответ на вопрос, какие системы поощрительных вознаграждений лучше: коллективные или индивидуальные. Дается подробное описание международных систем оплаты труда и многое, многое другое. Мы советуем Вам прочитать эту книгу, и уверены, что она станет вашей настольной книгой.
Сейчас мы предлагаем Вам, ознакомится с одной из глав:
Глава 12
Процесс определения льгот
Чем вызван рост затрат на льготы для работников?
Важнейшие аспекты планирования, разработки схемы и управления льготами
Элементы системы льгот
Управление программой льгот
Резюме
Обзорные вопросы
Как можно потратить триллион долларов? Помочь сбалансировать бюджет? Купить два подержанных экземпляра этой книги? Ответ будет следующий: да, вы можете покрыть расходы на льготы, предоставляемые сегодня работникам в Соединенных Штатах. Трудно поверить, что льготы для работников стоят так дорого. Особенно, если посмотреть, что считалось льготами в не столь далеком прошлом.
· В 1880 г. вагонная мастерская опубликовала правила для работников, в которых говорится: «Рабочее время длится с 7.00 до 21.00 каждый день, кроме воскресенья. …После того как служащий проработал в компании пять лет, он получает надбавку в размере пяти центов в день, при условии, что благосостояние компании позволяет сделать это… Каждый работник должен откладывать не менее 10 % своей месячной зарплаты на старость, чтобы не стать обузой для вышестоящих лиц».
· В 1915 г. рабочие черной металлургии и сталелитейной промышленности работали от 60 до 64 часов в неделю. К 1930 г. количество рабочих часов было уменьшено до 54.
· Концепция медицинского страхового общества Blue Cross о предварительной оплате медицинских расходов была принята только в 1929 г.
· До 1935 г. только в одном штате (Висконсин) существовала программа выплаты пособий по безработице для рабочих, потерявших работу не по своей вине.
· До Второй мировой войны очень немногие компании оплачивали праздничные дни служащим с почасовой оплатой труда. В большинстве компаний служащим говорилось, что они могут не приходить на работу в праздники и наслаждаться свободным временем, но на следующей неделе их заработная плата оказывалась ниже1.
По сравнению с такими «льготами» в прошлом реальность сегодняшнего дня поражает. Стоит только обратиться к перечню льгот, типичных для компаний, попавших в список «100 лучших компаний для работы в Америке» (список опубликован журналом Fortune ). В этих компаниях заботу о нуждах служащих считают ключевым фактором для привлечения и удержания лучших специалистов. В план предоставления первоклассных льгот включены в различных сочетаниях следующие льготы: возмещение затрат на образование, обучение персонала собственные услуги по уходу за ребенком, финансовые консультации, услуги консьержа пенсионные пособия а также такие незатратные льготы, как политика, разрешающая ношение повседневной одежды2. Ниже приведены некоторые примеры3.
· Container Store . Этот склад мелкой тары второй год подряд занимает второе место в списке лучших работодателей. В числе предлагаемых здесь льгот и пособий — льготы для партнеров работников, бесплатные занятия йогой в центрах распределения, пользование массажными креслами и 100 % соответствие выплат по плану 401(k) на сумму до 4 % зарплаты.
· JM Smucker . Компания Smucker не только делает великолепный джем и глазурь для мороженого, Smucker еще и прекрасный работодатель. Компания предлагает такие дополнительные льготы, как медицинское обслуживание для пенсионеров и их супругов, собственные курсы борьбы с курением и неограниченное оплачиваемое свободное время для добровольного общественного труда.
· Wegmans Food Markets . Боб и Дэни Вегман правильно относятся к своим служащим! Служащие этой сети супермаркетов получают свободное время для добровольного труда по уходу за больными домашними животными. Они особенно гордятся своими программами предоставления оплачиваемого свободного времени для воспитания школьников, благодаря которым более 1000 детей закончили среднюю школу.
Конечно, эти компании могли бы утверждать, что такие дополнительные льготы являются важным преимуществом при найме служащих, ведь они значительно упрощают привлечение, удерживание и мотивирование персонала. Но на самом деле мы не знаем, приводит ли к позитивному результату предоставление даже самых обычных льгот. До тех пор, пока мы четко не определим преимущества предоставления льгот и пособий служащим, мы вынуждены будем искать способы контролировать затраты на льготы или, по крайней мере, замедлить их рост. В таблице 12.1 показан резкий рост затрат на льготы и пособия работникам: от 25 % от затрат на заработную плату в 1959 г. до 40 % сегодня1.
Таблица 12.1 Изменение затрат на льготы с течением времени2
Таблица 12.1
Изменение затрат на льготы с течением времени2
Льготы для работников являются частью общего пакета компенсаций, отличной от платы за отработанное время, и предоставляются работникам полностью или частично путем выплат их работодателем (например, страхование жизни, пенсия, компенсации работникам, отпуск).
Таблица 12.1 демонстрирует, что на практике льготы для работников не могут более называться «дополнительными льготами». В качестве примера вообразите автомобиль стоимостью 20 000 долларов на сборочной линии компании General Motors. Бухгалтер по учету издержек производства скажет вам, что 1200 долларов от этой стоимости уйдет только на страхование здоровья рабочих. Сравните эту сумму со стоимостью стали для этого автомобиля — 500 долларов — результат очевиден. А теперь сравните ее со стоимостью страхования здоровья иностранных рабочих на заводах автомобильной промышленности США, не превышающей 100 долларов (и это при условии, что среди этих рабочих — более молодые, здоровые, а не пенсионеры), и глобальный смысл затрат на льготы приведет вас в ужас3.
Чем вызван рост затрат на льготы для работников?
Во время Второй мировой войны и войны в Корее федеральное правительство ввело строгий контроль уровня заработной платы и цен. Бюро по согласованию, ответственное за усиление контроля, проявило относительную мягкость, в результате чего был допущен разумный рост затрат на льготы. В условиях строгих ограничений на рост заработной платы и профсоюзы, и работодатели пытались найти новые улучшенные льготы для удовлетворения потребностей рабочих. Ситуация стала катализатором роста пенсионных льгот, обеспечения медицинского обслуживания, оплаты нерабочего времени и широкого спектра льгот, немыслимых до 1950 г.
Благоприятствующий климат периода, когда заработная плата и цены были под контролем, создал профсоюзам отличные условия для того, чтобы «размять мышцы», которые они «нарастили» благодаря закону Вагнера (Wagner Act) от 1935 г. Ряд постановлений Национального совета по трудовым отношениям (National Labor Relations Board) от 1940 г. давал профсоюзам возможность вести переговоры по льготам для работников. Так как возможности поднять уровень заработной платы во время войны почти не существовало, профсоюзы боролись за введение новых и совершенствование существующих льгот. Успехи, достигнутые за годы войны на этом фронте, привели к возникновению новых послевоенных требований. В значительной степени благодаря усилиям профсоюзов, в основном от автомобильной и сталелитейной промышленностей, получили начальный импульс некоторые привычные сегодня льготы: схема системы пенсионного обеспечения, дополнительные компенсации по безработице, система удлиненных отпусков и система гарантированной среднегодовой заработной платы3.
Многие льготы, существующие сегодня, были введены по инициативе работодателей. Большая часть этих инициатив имеет в своей основе прагматическую заботу об удовлетворении нужд работников и повышении производительности. Перерывы в работе зачастую вводились из убеждения, что утомление работников повышает риск несчастных случаев и снижает производительность. Системы накоплений и участия в прибылях компании (например, компания Procter & Gamble в 1885 г. ввела систему участия в прибылях компании) были внедрены для повышения производительности и обеспечения жизни работников на пенсии. В самом деле, многие из льгот, инициированных работодателями, имели целью создание у работников мнения, что руководство действительно заботится об их благосостоянии. Однако заметьте, что эти предполагаемые льготы принимались на веру. Но затраты были вполне реальными. И при том что подтвержденные данные об окупаемости этих затрат отсутствовали, льготы для работников постепенно стали дорогостоящим правом рабочей силы в Америке.
Экономическая эффективность льгот
Другим важным и обоснованным толчком для роста льгот стала их экономическая эффективность в двух ситуациях. Первое преимущество, которое давали затраты на льготы, было связано с тем, что они не подлежали налогообложению. Предоставление льготы вместо эквивалентного роста заработной платы позволяет избежать уплаты федерального подоходного налога и личного подоходного налога на территории штата. Однако следует помнить, что поступающие время от времени предложения о проведении налоговой реформы продолжают угрожать благоприятному состоянию налогообложения многих льгот.
Вторая составляющая экономической эффективности льгот заключается в том, что многие групповые льготы и пособия (например, страхование жизни, здоровья и страхование судебных издержек) обеспечиваются по ставкам, более низким, чем в случае самостоятельного страхования работника. Групповое страхование имеет относительно выгодные квалификационные стандарты, что дает уверенность многим компаниям, которые иначе не смогли бы подтвердить свою квалификацию.
Инициативы правительства
Очевидно, что правительство играло важную роль в повышении уровня льгот для работников. Три пособия были санкционированы правительствами штата или страны: компенсация работникам (правительство штата), страхование по безработице (федеральное правительство) и социальная защита (федеральное правительство). Кроме того, на большинство других льгот для работников оказывают воздействие такие законы, как Закон о безопасности пенсионных доходов трудящихся (Employee Retirement Income Security Act (ERISA)), который затрагивает управление пенсионными делами, и различные разделы налогового законодательства США.
Значимость льгот для работников
В таблице 12.2 показано, как, согласно результатам четырех различных исследований, работники оценивают относительную значимость различных типов льгот1.
Таблица 12.2
Оценка льгот для работников
Примечание: х означает, что в рамках исследования оценка не проводилась.
В целом результаты этих четырех исследований, представленные в табл. 12.2, оказались довольно последовательными. Например, медицинские выплаты регулярно относят к наиболее важным льготам, получаемым работниками. Приведенные здесь оценки представляются особенно важными, если заметить, что в течение двух последних десятилетий затраты на здравоохранение растут наиболее резко, при этом из всех предложенных работникам льгот их труднее всего контролировать1. Предполагается, что в 2003 г. затраты на здравоохранение составят 6295 долларов, что на 839 долларов больше, чем в 2001 г.2 Эти затраты не казались бы столь возмутительными, если бы мы видели, что работники высоко оценивают получаемые льготы. К сожалению, есть свидетельства того, что работники зачастую не знают или знают недостаточно о льготах, предоставляемых им организацией. Например, в рамках одного из исследований, работников попросили назвать льготы, которые они получают. Типичный работник называет менее 15 % льгот. В рамках другого исследования студенты, обучающиеся по программе MBA, должны были оценить важность факторов, влияющих на выбор работы3. По-видимому, значительную часть стоимости рабочей силы, приходящуюся на льготы, было бы легче оправдать, если бы предоставление льгот оказалось важным фактором в привлечении хороших кандидатов по специальности MBA. Из шести факторов, предложенных для оценки, льготы для работников оказались на последнем месте. Возможность продвижения по службе, жалованье и географическое положение получили гораздо более высокую оценку как факторы, влияющие на выбор работы. Кроме того, эти же студенты должны были оценить долю от суммы выплаченной заработной платы, расходуемую на льготы. Чуть менее половины студентов (46 %) думали, что льготы составляют 15 % или менее от суммы выплаченной заработной платы, а 9 студентов из 10 (89 %) думали, что льготы соответствуют 30 % от суммы выплаченной заработной платы. Только 1 студент из 10 продемонстрировал разумно точную (39 % от суммы выплаченной заработной платы) или завышенную оценку уровня льгот для работников1.
Непонимание важности льгот, очевидное из этих исследований, приводит к тому, что возникают проблема отношения работников и проблема разработки схемы предлагаемой льготы. Наиболее серьезной представляется проблема отношения работников к льготам. Льготы принимаются как должное. Работники считают их своим правом, мало что о них знают и не заботятся о затратах работодателя2.
Один возможный выход из этой денежной ловушки следует из данных последних исследований, свидетельствующих о том, что работники стремятся не к получению большего числа льгот, а к широкому выбору льгот3. Фактически, одно из исследований показало, что до 70 % работников готовы платить за льготы больше из своего кармана, если им будет предоставлен выбор при формировании своего пакета льгот. И мы действительно убеждаемся, что значимость льгот возрастает, когда работодатель предоставляет работнику выбор в гибком планировании пакета льгот4. Возможно, более совершенное планирование пакета льгот, разработка схемы льгот, а также управление ими помогут повысить их эффективность. В самом деле, предварительные данные говорят о том, что работодатели предпринимают серьезные шаги для информирования работников о льготах, в результате чего осведомленность работников возрастает5. Простое указание на весомый пакет льгот в объявлении о найме приводит к тому, что претенденты на должность обращают на этот фактор внимание и придают ему большее значение при выборе работы. Некоторые специалисты полагают, что ключевым моментом в привлекательности вознаграждения (в нашем случае — льгот) может стать их зримость. Мы не только должны разработать план и схему эффективной программы льгот мы также должны донести их ценность до работников.
Важнейшие аспекты планирования, разработки схемы и управления льготами
Аспекты планирования и разработки схемы льгот
Какую роль, по вашему мнению (или ожиданию), должны играть льготы в вашем пакете компенсаций1? Например, если основной целью предоставления компенсаций является привлечение хороших работников, то мы должны спросить: «Какой способ лучше для этой цели?» Не всегда или даже не часто ответ будет: «Добавьте еще одну льготу».
Недавно в районе Ниагарского водопада открылось казино. Владеют этим казино индейцы племени сенека, и им нужно заполнить тысячи рабочих мест начального уровня. Зарплата сдающего карты в блэк-джек — 4 доллара плюс чаевые. В сумме это чуть превышает минимальную заработную плату, но не намного. Как же нам привлечь больше сдающих карты и претендентов на другие рабочие места при столь низкой заработной плате? Возможно, надо создать центр дневного ухода за детьми, чтобы привлечь больше женщин, имеющих детей дошкольного возраста. Определенно, эта мера популярна сегодня, если судить по почте, поступающей в адрес таких центров. При более бережливом подходе к политике компенсаций возникает вопрос: «Является ли открытие центров дневного ухода наиболее эффективным способом достижения моих целей в области компенсаций?» Конечно, центры дневного ухода могут быть популярны среди работающих матерей, но можно ли привлечь необходимых работников с помощью других средств компенсации, полнее удовлетворяющих их потребности?
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!