Кому предоставляются льготы по налогу имущество физических лиц
Новини
Решено, кто получит льготы по уплате налога на недвижимость - 4 липня 2013 р.
Верховная Рада приняла Закон о внесении изменений в ст. 265 Налогового кодекса Украины относительно объектов жилой недвижимости (проект №2405 ).
Согласно Закону не облагается налогом на недвижимое имущество . отличное от земельного участка, объекты жилой недвижимости, принадлежащие приемным семьям, семьям опекунов детей, в которых воспитывается трое и более детей, а также объекты жилой недвижимости. принадлежащих детям-сиротам и детям, лишенным родительской опеки, и лицам из их числа, но не более одного такого объекта на ребенка.
Напомним, граждане начали получать квитанции об уплате налога на недвижимость.
Согласно документу, льготы по уплате налога не предоставляются на объекты налогообложения, используемые их владельцами с целью получения доходов (сдаются в аренду, лизинг, используемых в предпринимательской деятельности). Городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать дополнительные льготы по налогу, который уплачивается на соответствующей территории с объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности религиозных организаций Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, и используются для обеспечения деятельности, предусмотренной такими уставами (положениями).Законом пересмотрен размер жилой площади, на который будут предоставляться льготы, а именно, ставки налога для физлиц устанавливаются в следующих размерах:
- не больше 1 % - для квартиры / квартир, жилая площадь которых не превышает 240 кв. метров, или жилого дома / домов, жилая площадь которых не превышает 500 кв. метров
- 2,7 % - для квартиры / квартир, жилая площадь которых превышает 240 кв. метров, или жилого дома / домов, жилая площадь которых превышает 500 кв. метров
- 1 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых не превышает 740 кв. метров
- 2.7 % - для различных видов объектов жилой недвижимости, находящихся в собственности одного налогоплательщика, суммарная площадь которых превышает 740 кв.
То есть, льгота на уплату налога будет применяться к совокупной жилой площади объектов жилой недвижимости, принадлежащей налогоплательщикам независимо от количества таких объектов.
Предусмотрено также, что для всех физлиц в 2013 г. налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка, начисляться и уплачиваться не будет.
Специалисты считают принятие Закона прогрессивным шагом со стороны законодателя. И не только потому, что данный Закон предусматривает освобождение от уплаты налога на недвижимость в 2013 году для физических лиц. «Основные изменения, предусмотренные в нём, направлены на урегулирование вопросов, связанных с налогообложением данным налогом, к введению которого на сегодняшний день налоговые органы оказались не готовы. До принятия данного Закона не было четкой ясности, как этот налог будет рассчитываться, и что делать тем плательщикам, которым этот налог начислили неправильно» - поделилась с ЮРЛИГОЙ Алиса Дуброва. управляющий партнер ЮК «БДО Лигал Украина» .
Закон №2405 фактически дает весь 2013 год для того, чтобы собственники недвижимости, которым предстоит платить налог, разобрались, что и как нужно будет платить. Согласно принятому закону, до 1 июля 2013 года собственники жилой недвижимости по месту жительства получат уведомления о количестве объектов и размерах их жилой площади для сверки, которую можно осуществить до 31 декабря 2013 года на основании оригиналов документов о праве собственности. В течение 10 дней после окончания сверки налоговые органы по месту жительства плательщиков отправят сверенные данные налоговым органам по месту нахождения объектов недвижимости. Это должно позволить устранить разного рода путаницы и просчеты налоговой службы.
Кроме переноса срока уплаты налога на недвижимость, закон частично изменил и методику расчета самого налога: убрал наиболее спорные и конфликтные моменты. «Теперь физические лица, которые имеют несколько объектов недвижимости, будут иметь возможность не платить налог, если их общая площадь не превышает 120 кв.м. для квартир и 250 кв.м. для домов. Раньше такой льготы не было, и получалось, что физические лица были обязаны платить налоги с недвижимости по второму объекту недвижимости, даже, если в их собственности были, например, две малогабаритные квартиры. При этом в принятом законе установлена четкая норма, что налог на недвижимость не удерживается, если общая площадь недвижимости, которая принадлежит одному собственнику (включая квартиры, дома, дачи), меньше 370 кв.м.» - говорит А.Дуброва.
Таким образом, даже если у налогоплательщика в собственности находятся 5 однокомнатных квартир по 20 кв.м. жилой площадью налог на недвижимость он платить не будет, поскольку суммарная жилая площадь его недвижимой собственности не будет превышать 370 кв.м.
По материалам:
Информационно-аналитический портал
«ЮРЛИГА» (jurliga.ligazakon.ua ).
Экспертно-оценочная компания «Система»
Налог на имущество физических лиц
Читайте также:
Тема 17. МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ
Основным нормативным актом, обеспечивающим правовое регулирование уплаты налога на имущество физических лиц, в 2004 г. являлся Закон о налогах на имущество физических лиц.
Плательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица – собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Плательщиком налога может быть одно из указанных лиц, определяемое по соглашению между ними.
Объектами налогообложения признаются жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Ставки налога на строения, помещения и сооружения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования и по иным критериям. Ставки налога устанавливаются в пределах, указанных в табл. 17.1.
Таблица 17.1
Ставки налога на имущество физических лиц
Налоговые льготы. От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются категории граждан, названные в ст. 4 Закона о налогах на имущество физических лиц.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы по налогам и основания для их использования налогоплательщиками.
Порядок исчисления налога. Исчисление налогов производится налоговыми органами. Налог устанавливается на основании данных об инвентаризационной стоимости имущества физических лиц по состоянию на 1 января каждого года.
Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за три года по письменному заявлению налогоплательщика.
Платежные извещения об уплате налога вручаются плательщикам налоговыми органами ежегодно не позднее 1 августа.
Порядок и сроки уплаты налога. Уплата налога производится владельцами равными долями в два срока – не позднее 15 сентября и 15 ноября.
По новым строениям, помещениям и сооружениям налог уплачивается с начала года, следующего за их возведением или приобретением.
За строение, помещение и сооружение, перешедшее по наследству, налог взимается с наследников с момента открытия наследства. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей долевой собственности нескольких собственников, налог уплачивается каждым из собственников соразмерно их доле в этих строениях, помещениях и сооружениях. За строения, помещения и сооружения, находящиеся в общей совместной собственности нескольких собственников без определения долей, налог уплачивается одним из указанных собственников по соглашению между ними. В случае несогласованности налог уплачивается каждым из собственников в равных долях.
При переходе права собственности на строение, помещение, сооружение от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается первоначальным собственником с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанное имущество, а новым собственником – начиная с месяца, в котором у последнего возникло право собственности.
В случае уничтожения, полного разрушения строения, помещения, сооружения взимание налога прекращается начиная с месяца, в котором они были уничтожены или полностью разрушены.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
27.2. Льготы по налогу
От уплаты налога на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а также лица, награжденные орденом Славы трех степеней инвалиды I и II групп, инвалиды с детства
участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинсКих частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
^ лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии
^ лица, получающие льготы в соответствии -с Законом РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также лица, указанные в ст. 2, 3, 5, 6 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча»
^ военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной служ-бы по достижении предельного возраста пребывания на военной служ-бе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными ме-роприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более
^ лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
члены ссмей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп «вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина» или имеется со-ответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего. Налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается'. ^ пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством РФ
гражданами, уволенными с военной службы или призывавшимися на военные сборы, выполнявшими интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на льготы и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией МВД СССР или соответствующими органами РФ
^ родителями и супругами военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак
^ со специально оборудованных сооружений, строений, помещений (включая жилье), принадлежащих деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемых исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студий, а также с жилой площади, используемой для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры, — на период такого их использования
^ с расположенных на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилого строения жилой площадью до 50 кв. м и хозяйственных строений и сооружений общей площадью до 50 кв. м.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Льготы и порядок их предоставления по налогу на имущество физических лиц
Порядок налогообложения имущества физических лиц установлен Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 О налогах на имущество физических лиц (далее - Закон № 2003-1) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В статье 4 Закона закреплены категории граждан, имеющих право на льготы по налогу (действуют на всей территории России) на имущество физических лиц, и виды имущества, налог на которое не уплачивается.
От уплаты налогов на имущество физических лиц освобождаются следующие категории граждан:
- пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации
- Герои Советского Союза, а также Российской Федерации и лица, награжденные орденом Славы трех степеней
- инвалиды I и II групп - инвалиды с детства
- участники гражданской и Великой Отечественной войн, других боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, и бывших партизан
- лица вольнонаемного состава Советской Армии, Военно-Морского Флота, органов внутренних дел и государственной безопасности, занимавшие штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лица, находившиеся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии
- лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении Маяк и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча
- военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имеющие общую продолжительность военной службы 20 лет и более
- лица, принимавшие непосредственное участие в составе подразделений особого риска в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах
- члены семей военнослужащих, потерявших кормильца. Льгота членам семей военнослужащих, потерявших кормильца, предоставляется на основании пенсионного удостоверения, в котором проставлен штамп вдова (вдовец, мать, отец) погибшего воина или имеется соответствующая запись, заверенная подписью руководителя учреждения, выдавшего пенсионное удостоверение, и печатью этого учреждения. В случае, если указанные члены семей не являются пенсионерами, льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего
- граждане, уволенные с военной службы или призывавшиеся на военные сборы, выполнявшие интернациональный долг в Афганистане и других странах, в которых велись боевые действия. Льгота предоставляется на основании свидетельства о праве на нее и справки, выданной районным военным комиссариатом, воинской частью, военным учебным заведением, предприятием, учреждением или организацией Министерства внутренних дел СССР или соответствующими органами Российской Федерации
- родители и супруги военнослужащих и государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Льгота предоставляется им на основании справки о гибели военнослужащего либо государственного служащего, выданной соответствующими государственными органами. Супругам государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей, льгота предоставляется только в том случае, если они не вступили в повторный брак.
Также существуют льготы, предоставляемые исходя из вида имущества. Налог на имущество физических лиц не уплачивается:
- за специально оборудованные сооружения, строения, помещения (включая жилье), принадлежащие деятелям культуры, искусства и народным мастерам на праве собственности и используемые исключительно в качестве творческих мастерских, ателье, студии, а также жилую площадь, используемую для организации открытых для посещения негосударственных музеев, галерей, библиотек и других организаций культуры (на период такого их использования)
- за расположенные на участках в садоводческих и дачных некоммерческих объединениях граждан жилые строения жилой площадью до 50 кв. метров и хозяйственные строения и сооружения общей площадью до 50 кв. метров.
Органы местного самоуправления имеют право устанавливать налоговые ставки, льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками дополнительно к установленным Законом № 2003-1 (пункт 4 статьи 4).
Информацию о ставках и льготах налога на имущество физических лиц можно узнать, воспользовавшись Интернет-сервисом Имущественные налоги: ставки и льготы, ссылка на который находится на главной странице сайта Федеральной налоговой службы (www.nalog.ru), или на сайтах управлений ФНС России по субъекту Российской Федерации в разделе Электронные услуги, или перейдя по ссылке www.nalog.ru/tax/.
При возникновении права на льготу в течение календарного года перерасчет налога производится с месяца, в котором возникло это право. В случае несвоевременного обращения перерасчет суммы налогов производится не более чем за 3 года по письменному заявлению налогоплательщика.
Для подтверждения права на льготы граждане самостоятельно представляют необходимые документы в налоговую инспекцию по месту нахождения имущества (ст. 5 Закона № 2003-1).
Александр Бакулев, начальник межрайонной ИФНС России № 2 по Кировской области.
Вооруженных Сил Российской Федерации
Кому предоставляются льготы по оплате ЖКХ?
Кому предоставляются льготы по оплате ЖКХ
Льготы по оплате коммунальных услуг как мера социальной поддержки граждан предоставляются лицам в порядке, регламентированном нормами регионального законодательства.
Например, в столице действует региональный закон № 70 от 03.11.2005, в соответствии с которым принимаются нормативные акты, уточняющие порядок предоставления льгот в отношении отдельных категорий граждан.
Согласно нормам постановления Правительства Москвы от 07.12.2004 № 850-ПП, льготы по оплате коммунальных услуг в виде скидок предусмотрены в Москве в отношении:
Дополнительные льготы пенсионерам по оплате ЖКХ
Если пенсионер, проживающий в Москве, является Героем СССР или РФ, он может рассчитывать на получение льгот в размере 30% от платы за радиоточку и телеантенну.
Граждане, признанные инвалидами по зрению 1 и 2 группы, имеют возможность оформить льготы в виде полного освобождения от оплаты радиоточки.
Получить 50-процентную скидку на оплату телеантенны могут следующие лица:
Как оформить льготы по оплате коммунальных услуг
Льготные отношения: граждане-государство
10 июня 2015 г. 09:00
Одним из актуальных вопросов в системе социальной помощи Украине, является вопрос права на льготы по оплате гражданами ЖКХ. Учитывая тенденцию приведения тарифа на коммунальные услуги к экономически обоснованного уровня, актуальность вопроса повышается.
Законодательство Украины предусматривает предоставление различных видов льгот многим категориям граждан. Право на льготы по социальному признаку имеет более 13 млн человек, что составляет около 29% от общей численности населения. По статистическим данным Минсоцполитики, в период 2011-2012 годов субсидиями на оплату услуг ЖКХ воспользовалось более 1,3 млн семей, что составляло около 7,6% от общего количества семей в Украине. В зависимости от категории льготников скидка по оплате жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) предоставляется в размере от 25% до 100%. В Департаменте государственной социальной помощи Минсоцполитики объясняют: Наиболее многочисленными категориями льготников, имеющих право на скидку по оплате ЖКУ, дети войны, ветераны войны, лица, пострадавшие вследствие Чернобыльской катастрофы, ветераны военной службы и органов внутренних дел и т.д., - объясняет директор Департамента Виталий Мущинин.
В Украине действует Программа жилищных субсидий, которая была начата в 1995 году для помощи малообеспеченным семьям в оплате ЖКУ. Субсидии предоставляются с учетом совокупного дохода и имущественного положения семьи. Через Программу жилищных субсидий государство компенсирует семьям из числа нетрудоспособных и пенсионеров расходы на оплату ЖКУ. большие 10 процентов их семейного бюджета, другим семьям компенсируются расходы, превышающие 15 процентов их дохода, - подчеркивает Виталий Мущинин.
Как это делают соседи?
В сфере ЖКХ как в России, так и в Украине существует два вида социальной поддержки: категориальное предоставления льгот на оплату услуг, то есть - определенным категориям граждан и адресное - предоставление жилищных субсидий домохозяйствам с низкими доходами по их представлению. Первый вид социальной поддержки менее эффективен как раз из-за низкой адресности. В России, в отличие от Украины субсидии начисляются не по факту занимаемой площади и получения услуг, а утверждаемому для каждого муниципалитета стандарта проживания. Их может быть два - для многоквартирных домов и для односемейных домов. Поэтому не надо сдавать документы о текущих платежах. Нужны только: документ о составе семьи, об отсутствии долгов по оплате услуг (если нет общей информационной базы) и справка о доходах членов семьи , - объясняет директор направления Городское хозяйство Фонда Институт экономики города (Россия) Сергей Сиваев .
В Украине схожая система получения льгот. В частности, для назначения субсидии необходимо подать в управление труда и социальной защиты населения по месту регистрации заявление, декларацию о доходах и имущественном состоянии лиц, зарегистрированных в жилом помещении, а также справки о доходах лиц, зарегистрированных в жилом помещении (кроме справок о пенсии и социальную помощь).
Наиболее распространенным инструментом обеспечения доступности коммунальных услуг является предоставление адресной социальной помощи отдельным категориям граждан. Другой инструмент социальной защиты - предоставление жилищных субсидий. Например, только три страны из состава бывшего СССР - Украина, Россия и Казахстан - пошли субсидирования потребителей коммунальных услуг.
Долгожданная монетизация
Важная Российская особенность состоит в том, что все виды помощи предоставляются не в виде сокращения размера оплаты за услуги, а в виде денежных выплат, то есть так называемая монетизация льгот и субсидий. Таким образом средства гарантированно дойдут до предприятий отрасли. Под монетизацией субсидий и льгот нужно понимать, что они предоставляются в денежном выражении, а размер оплаты за жилищно-коммунальные услуги при этом не изменяется. Преимущества - мотивация потребителей к рациональному использованию ресурсов и улучшению финансового положения жилищно-коммунальных предприятий, - объясняет Сергей Сиваева.
По мнению специалистов, опыт России, которая провела монетизацию субсидий и льгот свидетельствует об эффективности такого перехода. С одной стороны монетизация обеспечивает адресность социальной помощи, а с другой - предоставляет предприятиям коммунальной сферы возможность своевременно получать платежи непосредственно от населения за предоставленные услуги без применения компенсационных механизмов со стороны государства.
Важным вопросом при определении категорий получателей социальной помощи на оплату коммунальных услуг является определение т.н. Уровня максимальной доступности (доли от совокупного дохода домохозяйства, затрачиваемого на оплату услуг). Например, в России он закреплен на уровне 22%. В Украине же он законодательно закреплен на уровне 10% - для нетрудоспособных и 15% - для трудоспособных граждан.
По мнению экспертов, к преимуществам Российского варианта следует отнести то, что жилищная субсидия начисляется не на занимаемую площадь, а на стандартную квартиру. Таким образом, субсидия несет более справедливый социальный характер. Кроме того, такой подход резко снижает административные расходы. Также стоит отметить и то, что субсидии и льготы предоставляются в виде денежных выплат, что создает у населения мотивацию к рациональному ресурсопотребления. Однако, процедура расчета жилищных субсидий пока не учитывает сезонность платежей за отопление. Очевидно следует ожидать внесения изменений в законодательство относительно этого.
Привилегии даже среди льготников
Относительно Украины, то у нас проблем больше. В частности, большое число профессиональных льгот. Например, в России в отличие от Украины льготные профессии такие как милиционеры, военные, судьи и т.д. платят за ЖКУ на уровне с другими гражданами. То есть, вместо повышения зарплаты, снижается размер платежей за услуги. Как результат, ущерб несет коммунальный сектор.
Что касается реформирования Украинской системы социальной помощи в жилищно-коммунальной сфере. стоит отметить, что направления реформирования системы социальной поддержки определены Программой экономических реформ Украины на 2010-2014 годы, которой предусмотрен переход к принципу адресности при предоставлении льгот гражданам, кроме лиц, которые имею имеют исключительные заслуги перед Родиной. Главная задача, над которым сегодня работает Министерство, состоит в повышении адресности социальной поддержки и предоставление ее именно малообеспеченным категориям населения. Планируется, что система предоставления льгот будет переориентирована на семьи, которым эти льготы наиболее востребованы в соответствии с их материального положения, - отметил господин Мущинин. В результате реализации этих мер ожидается упорядочение разветвленной системы предоставления льгот, направления соответствующих бюджетных расходов на поддержку наименее защищенных слоев населения.
В 2006 году дети войны смогут пользоваться льготами при оплате коммунальных услуг
Для получения соответствующего статуса и оформления права на льготы людям не нужно будет предоставлять в «собес» дополнительных документов
Идея введения статуса детей войны не нова, ее уже давно эксплуатируют Российские власти, предоставляя людям незначительные льготы и гарантии. С прошлого года этот статус со всеми полагающимися привилегиями появился и в Украине. Единственная мелочь, которую не учли наши парламентарии, принимая профильный закон, — это средства на его воплощение в жизнь. Ведь только на коммунальные льготы для детей войны в нынешнем году понадобится около 700 миллионов гривен
Средств на 30-процентное повышение пенсий детям войны в бюджете пока не нашлось
Закон Украины «О социальной защите детей войны» (который вступил в силу 1 января 2006 года) предоставляет этот статус лицам, являющимся гражданами Украины, которым на время окончания Второй мировой войны (2 сентября 1945 года) было меньше 18 лет. Проще говоря, на этот статус могут претендовать те, кто родился в период с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года.
Детям войны закон предоставил следующие гарантии:
- бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта, автомобильным транспортом общего пользования в сельской местности, железнодорожным и водным транспортом пригородного сообщения и автобусами пригородных маршрутов в пределах области (а также Автономной Республики Крым) по месту жительства
— право на 25-процентное снижение платы за пользование коммунальными услугами (газом, электроэнергией и прочим) в рамках средних норм потребления
— преимущественное право быть оставленным на работе при сокращении штата
— право использовать очередной отпуск в удобное время
— право получать дополнительный отпуск без сохранения заработной платы на срок до двух недель в год
— выплату помощи по временной нетрудоспособности в размере 100 процентов среднего заработка независимо от стажа работы
— первоочередное отведение земельных участков для индивидуального строительства, садоводства и огородничества.
Кроме того, детям войны к пенсии, ежемесячному пожизненному денежному содержанию или государственной социальной помощи, которая выдается вместо пенсии, должно было доплачиваться 30 процентов минимальной пенсии по возрасту.
Для того чтобы профинансировать в нынешнем году все вышеуказанные льготы и доплаты в полном объеме, по расчетам Министерства финансов, требовалось найти около 12 миллиардов гривен. Тем не менее в законе о госбюджете на нынешний год не только не было средств на финансирование нового документа, он вообще приостановил предоставление детям войны главных двух привилегий — коммунальных льгот и доплат к пенсии. Таким образом, в январе закон о детях войны начал действовать в существенно урезанном виде
Естественно, это вызвало недовольство людей, рассчитывавших на льготы. Поэтому народные избранники в спешном порядке внесли соответствующие изменения в Закон «О государственном бюджете на 2006 год» и восстановили коммунальные льготы. Как рассказал «ФАКТАМ» директор департамента социальной защиты Министерства труда и социальной политики Украины Виталий Мущинин, это позволит с 1 января 2006 года полноценно ввести в действие статью Закона Украины «О социальной защите детей войны» в части предоставления льгот по оплате коммунальных услуг.
- Только коммунальных льгот? А как же надбавка к пенсии?
- Увы, средств на 30-процентное повышение пенсий детям войны в бюджете пока не нашлось. Поэтому вводить эту статью закона предложено поэтапно по результатам выполнения бюджета в первом полугодии.
- То есть надбавка будет не раньше июля?
- Скорее всего.
- Но вернемся к льготам по оплате коммунальных услуг. Что именно входит в понятие «коммунальные услуги»? И почему они не жилищно-коммунальные?
- Так указано в законе: дети войны имеют право на 25-процентную скидку только при оплате коммунальных услуг. В них входят услуги по предоставлению электроэнергии, газа, центрального отопления, водообеспечения.
Отмечу, что льготы полагаются в рамках норм, утвержденных постановлением Кабинета министров еще в 1996 году. Так, для отопления квартиры норма составляет 21 квадратный метр на одного человека плюс 10,5 квадратного метра на семью. Существуют также нормы по потреблению электроэнергии и газа (см. таблицу). Кроме того, льготы по оплате коммунальных услуг, установленные для детей войны, не распространяются на их членов семьи.
Льготы предоставляются с 1 января 2006 года независимо от того, когда будет сделан перерасчет
- Что нужно сделать для того, чтобы получить эти коммунальные льготы?
- Говоря о детях войны, необходимо помнить, что речь идет о миллионах пожилых наших сограждан. Поэтому, чтобы лишний раз их не беспокоить, не создавать очередей в районных управлениях труда и социальной защиты, не принуждать людей собирать документы для оформления статуса и так далее, было решено составить списки детей войны на основании базы Пенсионного фонда и Единого государственного реестра льготников. И личное присутствие человека для реализации его права на льготы, за редким исключением, не требуется.
- Неужели такое возможно?!
- Конечно. Ведь статус предоставляется по факту рождения в определенный период, а точнее, с 3 сентября 1927 года по 2 сентября 1945 года. Поэтому мы составили списки всех граждан Украины, которые родились в то время, и они получили статус автоматически. Информация о детях войны вносилась в банк данных Единого государственного автоматизированного реестра льготников с августа 2005 года.
- То есть для получения льгот по оплате коммунальных услуг никуда ходить не нужно?
- Нет и еще раз нет.
- А как и кто будет оформлять льготы?
- Отдельным распоряжением Министерство труда и социальной политики обязало свои управления передать списки детей войны организациям, которые предоставляют коммунальные услуги. И это, подчеркну, тоже произойдет без личного участия льготника.
Более того, министерство поручило региональным управлениям максимально ускорить процесс оформления льгот и упростить процедуру подтверждения этого права в организациях, которые предоставляют коммунальные услуги.
- Это произойдет автоматически?
- Мы проводим очень масштабную организационную работу, чтобы это было именно так. Наличие Единого государственного реестра льготников позволяет все это сделать без личного обращения детей войны.
- Просто нужно подождать. Кстати, а сколько ждать-то?
- Перерасчеты будут проведены уже на протяжении апреля. Важно знать, что льготы предоставляются с 1 января 2006 года независимо от того, когда будет сделан перерасчет.
- А если вдруг человек не попадет в эти списки? Ведь система может дать сбой.
- Детям войны, которые по техническим причинам не попадут в переданные организациям-поставщикам списки, скидки по оплате коммунальных услуг будут начислены после проведения соответствующих уточнений. Но тоже начиная с 1 января 2006 года. Поэтому волноваться не нужно.
- И сколько же детей войны начнут пользоваться льготами в нынешнем году?
- По данным Пенсионного фонда Украины и Государственного автоматизированного реестра льготников, право на получение статуса детей войны имеют почти 7,5 миллиона граждан Украины. Но многие из них — ветераны труда, войны, граждане, принимавшие участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы или пострадавшие от аварии на ЧАЭС. И они уже пользуются жилищно-коммунальными льготами, причем зачастую в большем объеме, чем 25 процентов, на которые могут рассчитывать дети войны. Так что с января право на коммунальные льготы в первый раз получат примерно 4,4 миллиона человек.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!