Льготы государственным служащим Беларуси
ЛЕКЦИЯ 2 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
3. Понятие государственного служащего и основы его административно-правового статуса.
4. Ограничения, связанные с государственной службой, гарантии государственным служащим.
5. Классификация государственных служащих.
6. Прохождение государственной службы.
7. Стимулы деятельности государственных служащих.
8. Прекращение государственной службы.
1. ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Понятие «служба» имеет несколько значений. В первом случае это вид деятельности человека, во втором - социально-правовой институт, в третьем - система социальных органов государства, в четвертом - деятельность, связанная с религией и религиозными организациями, и т.д.
В юридической литературе в понятие «государственная служба» вкладывается вид трудовой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе в целях выполнения задач и функций государства.
Как социальное явление государственная служба - это исторически сложившаяся, устойчивая форма организации совместной деятельности лиц, находящихся на службе у государства, которая направлена на обеспечение исполнения полномочий государственных органов, их компетенции.
Отрасль административного права рассматривает государственную службу как важный правовой институт. Считается, что правовой институт государственной службы - это система правовых норм, регулирующих отношения, складывающиеся в процессе организации самой системы государственной службы, статуса государственных служащих, механизма прохождения государственной службы и т.д.
Совокупность правовых норм, регулирующих государственную службу, включает в себя правовые нормы административного, трудового, финансового, гражданского и других отраслей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте принадлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должностные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих.
В Законе Республики Беларусь *0 государственной службе в Республике Беларусь» дано следующее определение понятия « государственной службы »:
государственная служба - профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функции государственных органов.
Сущность правового института государственной службы раскрывают принципы, лежащие в его основе. Они непосредственно закреплены в Конституции Республики Беларусь и в вышеуказанном Законе.
Принципы государственной службы:
• верховенство Конституции Республики Беларусь
• служение пароду Республики Беларусь
• законность
• приоритет прав и свобод человека и гражданина, гарантия их реализации
• гуманизм и социальная справедливость
• единство системы государственной службы и ее дифференциация, исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную
• гласность
• профессионализм и компетентность государственных служащих
• подконтрольность и подотчетность государственных служащих, персональная ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей
• добровольность поступления граждан на государственную службу
• равный доступ граждан к любым должностям в государственной службе и продвижение по государственной службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой
• стабильность государственной службы в целях обеспечения преемственности власти
• экономическая, социальная и правовая защищенность государственных служащих.
Государственная служба организуется и осуществляется с учетом многообразия и специфики сфер и отраслей государственной деятельности, поэтому можно выделить несколько видов государственной службы.
В органах ветвей власти:
служба в органах законодательной власти служба в органах исполнительной власти служба в органах судебной власти.
В зависимости от отраслей и сфер, в которых она осуществляется:
служба в органах внутренних дел
служба в прокуратуре
служба в таможенных органах
служба в налоговых органах и т.д.
В зависимости от места органа в системе государственных органов:
служба в республиканских органах
служба в местных органах.
Видовая структура государственной службы по органам, в которых она осуществляется, может быть представлена следующим образом.
Гражданская: общеадминистративная (президентская), парламентская, правительственная, исполнительно-отраслевая (межотраслевая) в республиканских или местных государственных органах.
Специализированная: финансово-кредитная избирательная контрольно-надзорная юстиционная.
Правоохранительная: прокурорская государственной безопасности и др.
Милитаризованная: военизированная (служба в органах милиции, финансовых расследований, таможни, госбезопасности и др.) войсковая (служба в вооруженных силах, внутренних войсках МВД и др.).
2. ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ
Важным элементом системы государственной службы является понятие «государственная должность». В общем виде под должностью понимается учрежденная в установленном порядке первичная структурная (организационная) единица, отражающая содержание и объем полномочий занимающего лица.
Государственная должность - должность, предусмотренная Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами, либо должность, учрежденная в установленном законодательством порядке как штатная единица государственного органа с определением для занимающего ее лица круга обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа.
Иными словами, должность - это штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.
Понятие «государственная должность» является основополагающим для определения не только понятия «государственная служба», но и для определения правового положения государственного служащего, порядка прохождения государственной службы. При этом принципиальное значение имеет установленное Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» деление государственных должностей государственной службы. Так, в ст. 8 Закона указывается, что в целях повышения эффективности работы с кадрами, улучшения системы учета, подбора, подготовки и расстановки кадров создаются кадровые реестры государственных должностей.
Кадровый реестр - система учета государственных должностей государственных органов Республики Беларусь. В Республике Беларусь ведутся кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, кадровый реестр Правительства Республики Беларусь, кадровые реестры областных и Минского городского исполнительных комитетов.
В кадровые реестры включаются высшие государственные должности Республики Беларусь и иные государственные должности.
Каждой государственной должности соответствуют определенные классы государственных служащих.
Для государственных служащих устанавливается высший класс и 12 классов, из которых двенадцатый является низшим.
Присвоение классов производится в последовательном порядке в соответствии с занимаемой должностью, квалификацией государственного служащего, стажем работы на государственной службе, а также с учетом ранее присвоенного класса. При этом учитывается занимаемая должность, в соответствии с которой присваивается класс на основании перечня государственных должностей, соответствующих классам государственных служащих, утвержденного в установленном законодательством порядке.
Отдельным категориям государственных служащих могут присваиваться квалификационные классы, классные чины, персональные звания, дипломатические ранги в порядке и на условиях, предусмотренных специальными законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
3. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ОСНОВЫ ЕГО ПРАВОВОГО СТАТУСА
Под государственным служащим понимается гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.
К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке занимают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах Правительстве и его Аппарате Конституционном Суде и его Секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйственных судах и их аппаратах Администрации Президента, Государственном секретариате Совета Безопасности, Управлении делами Президента, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента органах Комитета государственного контроля, органах прокуратуры, Национальном банке, Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате министерствах, иных республиканских органах государственного управления, их территориальных подразделениях дипломатических представительствах, консульских учреждениях и миссиях Республики Беларусь местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппаратах государственных нотариальных конторах таможенных органах иных государственных органах и приравненных к ним в соответствии с законодательством государственных организациях.
Учитывая разнообразность органов, в которых государственные служащие занимают определенные должности, административно-правовой статус этих служащих определяется многочисленными нормативными актами: Конституцией Республики Беларусь, Трудовым кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и др.
При этом в ст. 7 вышеназванного Закона указывается, что действие настоящего Закона не распространяется на военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, если иное не предусмотрено законодательными актами. Следовательно, Закон допускает и предусматривает, что вопросы, связанные с государственной службой, регламентируются значительным числом законов как общего, так и отраслевого характера.
Важную роль в регулировании государственной службы играют законы Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь», «О Совете Министров Республики Беларусь» «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь», «О Конституционном Суде Республики Беларусь», «О Комитете государственного контроля Республики Беларусь», «О прокуратуре Республики Беларусь», «Об органах государственной безопасности Республики Беларусь», Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей и др.
К специальным нормативным актам можно отнести Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законы Республики Беларусь «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и воинской службе», Положение о прохождении службы в органах прокуратуры Республики Беларусь, Положение о прохождении службы в органах внутренних дел Республики Беларусь и др. Особенности государственной службы в таможенных, налоговых и иных государственных органах предусмотрены в различных правовых актах.
Необходимо учитывать, что в систему правовых актов о государственной службе входят уставы и положения о дисциплине, действующие в ряде отраслей и сфер государственной деятельности положения об определенных органах и их подразделениях, содержащие нормы о статусе тех или иных должностных лиц, должностные инструкции и т.д.
Рассматривая административно-правовой статус государственных служащих, необходимо учитывать, что к служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечивающие функционирование государственного аппарата. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиотеки, автохозяйства и т.д. Перечень таких лиц устанавливается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Административно-правовой статус государственных служащих характеризуется тем, что они имеют право:
• на письменное закрепление своих служебных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения
• принятие решений или участие в их подготовке в соответствии со служебными обязанностями
• посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций
• получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей
• повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных, предусмотренных законодательством источников финансирования
• повышение в должности, классе государственного служащего
• заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами
• участие в конкурсе на занятие вакантной государственной должности
• получение вознаграждений за публикации и выступления, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь
• ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений
• проведение по их требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих их честь и достоинство
• уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан
• отказ от выполнения поручения, если оно противоречит законодательству
• свободу объединений, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь
• здоровые и безопасные условия труда
• отставку по основаниям, предусмотренным Законом
• государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.
Государственный служащий вправе обратиться в вышестоящие государственные органы и (или) суд для разрешения споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную службу, ее прохождения, реализации прав государственного служащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, несоблюдения гарантий правовой и социальной защиты, освобождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Государственный служащий обязан:
• поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции Республики Беларусь и иных актов законодательства
• исполнять служебные обязанности в пределах полномочий, предоставленных ему законодательством
• соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией Республики Беларусь, Законом «О государственной службе в Республике Беларусь» и иными законодательными актами
• обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц
• исполнять в установленном законодательством порядке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пределах их компетенции
• соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики
• не допускать действий и поступков, порочащих государственную службу и несовместимых с занятием государственной должности
• соблюдать установленные в государственном органе регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией
• в пределах своих должностных полномочий своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством
• сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения государственной службы в течение срока, установленного законодательством
• не разглашать полученные при исполнении служебных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами
• поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.
Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основании соответствующих квалификационных характеристик и закрепляются в должностных положениях и инструкциях, утверждаемых руководителями государственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.
Государство должно обеспечивать нормальные условия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти, за оскорбление представителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.
4. ОГРАНИЧЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБОЙ, ГАРАНТИИ ГОСУДАРСТВЕННЫМ СЛУЖАЩИМ
Государственный служащий не вправе:
• заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему
• принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством
• занимать другие государственные должности, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами
• принимать участие в забастовках
• заниматься в рабочее время другой оплачиваемой работой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики, осуществляемой в порядке и на условиях, установленных законодательством
• выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде
• использовать служебное положение в интересах политических партий, религиозных организаций, иных юридических лиц, а также граждан, если это расходится с интересами государственной службы
• принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стоимость которых превышает установленный Правительством Республики Беларусь размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке
• пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственными служащими своих служебных обязанностей
• использовать во внеслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну
• иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством случаев
• принимать без согласия Президента Республики Беларусь государственные награды иностранных государств.
Государственный служащий обязан передать в установленном законодательством порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Установленные ограничения не преследуют ущемления гражданских прав государственных служащих и направлены на обеспечение независимости их служебной деятельности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата.
Наряду с правами, обязанностями и ограничениями государственных служащих законодательством определены основные гарантии их правовой и социальной защиты.
Государственным служащим гарантируются:
• условия труда, обеспечивающие надлежащее исполнение служебных обязанностей
• заработная плата на условиях и в размере, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и принятыми в соответствии с ним иными актами законодательства
• трудовой отпуск
• соблюдение условий и порядок перевода на другую должность, высвобождение в связи с ликвидацией государственного органа, сокращением численности или штата работников, предусмотренных законодательством о труде
• предоставление служебного жилого помещения в соответствии с жилищным законодательством с учетом особенностей, предусмотренных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь»
• выплата выходного и иных единовременных пособий в случае, порядке и на условиях, установленных Законом Республики Беларусь «О государственной службе в Республике Беларусь» и законодательством о труде
• право на медицинское обслуживание в организациях здравоохранения в порядке, определяемом актами законодательства.
Иные гарантии для осуществления полномочий отдельными категориям государственных служащих могут устанавливаться законодательными актами, закрепляющими их правовой статус.
5. КЛАССИФИКАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Состав государственных служащих неоднороден, их функциональное назначение по реализации полномочий государственных органов разнообразно, поэтому их можно разделить на определенные группы по различным критериям.
Рассмотрим лишь некоторые из них.
По характеру выполняемой работы служащих делят на:
• служащих государственных органов, осуществляющих задачи и функции государства
• служащих государственных предприятий, учреждений, организаций.
По органам, в которых служащие работают, их делят на:
• служащих представительных органов
• служащих исполнительных органов
• служащих судебных органов
• служащих Аппарата Президента Республики Беларусь.
По характеру полномочий государственных служащих делят на:
• должностных лиц
• оперативный состав (функциональные работники)
• вспомогательный персонал.
Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (например, издавать правовые акты управления, подписывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т.д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и уполномоченные предъявлять к ним обязательные к исполнению требования.
Среди должностных лиц особый статус занимают представители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти за правонарушения, равно как и ответственность лиц, покушающихся на их деятельность.
Оперативный состав (функциональные работники) - это государственные служащие, выполняющие работу, непосредственно определяемую задачами данного органа, в качестве специалистов (экономисты, юристы).
Вспомогательный состав - это работники государственного аппарата, служебная деятельность которых не предполагает совершение действий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным составом своих служебных функций (например, технические секретари, лаборанты, делопроизводители). На них Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» не распространяется.
6. ПРОХОЖДЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Прохождение государственной службы - совокупность юридических фактов, вызывающих возникновение, изменение и прекращение государственно-служебных отношений. Элементами прохождения государственной службы являются:
• поступление на государственную службу
• аттестация государственных служащих
• перемещение по службе
• льготы и стимулирование служебной деятельности
• ответственность государственных служащих
• прекращение государственной службы.
Право на поступление на государственную службу имеют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадцатилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, установленным законодательными актами о государственной службе.
При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограничения и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, национальности, социального происхождения, имущественного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным общественным объединениям, за исключением случаев, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь.
Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:
• соответствующее образование, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется
• необходимые стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены
• владение государственными языками Республики Беларусь
• знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:
• признания его в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным
• лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени
• наличия подтвержденного медицинским заключением заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей
• отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей но государственной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений
• несоответствия квалификационным требованиям, предъявляемым к гражданам для занятия соответствующих государственных должностей
• близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому
• отсутствия гражданства Республики Беларусь
• представления заведомо недостоверных сведений, необходимых для занятия государственной должности
• наличия судимости
• непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в декларацию о доходах и имуществе неполных либо недостоверных сведений
• увольнения государственного служащего за систематическое неисполнение служебных обязанностей без уважительных причин, появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление наркотических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия
• иных случаях, установленных законодательными актами.
Поступление на государственную службу осуществляется путем назначения, утверждения либо избрания. Назначение, утверждение либо избрание на государственную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Поступлению на государственную службу может предшествовать проведение конкурса на занятие государственной должности, а также предварительное испытание.
Конкурс на занятие государственной должности проводится соответствующим государственным органом, имеющим вакантные должности. Конкурс может быть открытым либо закрытым. Положения о проведении конкурса утверждаются Правительством Республики Беларусь.
Итоги конкурса имеют юридическую силу по объявлении результатов голосования, на основании чего также заключается трудовой договор (контракт).
Для гражданина, впервые поступающего на государственную службу, по соглашению сторон может устанавливаться предварительное испытание на срок от трех до шести месяцев. Предварительное испытание не устанавливается при поступлении на государственную службу путем утверждения либо избрания по конкурсу. Если срок предварительного испытания истек и государственный служащий не уволен, он считается выдержавшим испытание.
Контрактная форма поступления на государственную службу состоит в том, что руководителем соответствующего государственного органа с гражданами заключается контракт на срок не менее одного года. Иными словами, контракт - это трудовой договор, заключенный в письменной форме на определенный срок, содержащий в отношении вопросов поступления, прохождения и прекращения государственной службы особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.
Прохождение государственной службы отдельными категориями служащих связано с их периодической аттестацией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т.д.
Аттестация проводится в отношении определенных категорий государственных служащих, замещающих должности по назначению, перед возобновлением контракта, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда.
В ходе аттестации проверяются и оцениваются профессиональные, деловые и личные качества государственного служащего, определяется его соответствие требованиям занимаемой должности, рассматриваются вопросы возможного продвижения по службе, материального стимулирования.
Оценка деятельности государственного служащего и рекомендации по результатам аттестации выносятся создаваемыми аттестационными комиссиями. По результатам аттестации руководитель органа принимает решение, учитывая мнение аттестационной комиссии.
Законодательными и иными нормативными актами, регулирующими прохождение государственной службы, перемещение по службе производится на следующие должности:
• вышестоящую в порядке продвижения по службе - с согласия работника
• равнозначную - с согласия служащего, при необходимости замещения другой должности либо для более целесообразного использования служащего с учетом его деловых, личных качеств и профессиональной подготовки, а также по семейным обстоятельствам, состоянию здоровья или возрасту
• нижестоящую — с согласия служащего при сокращении штатов или занимаемой должности, по состоянию здоровья, по личной просьбе
• по служебному несоответствию - в аттестационном порядке, в дисциплинарном порядке - в связи с совершением грубого дисциплинарного проступка и др.
7. СТИМУЛЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Стимулы деятельности государственных служащих можно разделить на три группы: а) льготы б) меры поощрения в) меры ответственности.
Льготы весьма различны и, как правило, устанавливаются применительно к тем или иным категориям государственных служащих. Например, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно, медицинское обслуживание, льготы по налогообложению, предоставление государственного служебного жилья и т.д. Предусмотрены надбавки к должностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам службы за квартал, год и др.
Под поощрением понимается применение государственными, общественными органами и должностными лицами специальных форм положительной оценки и одобрения достигнутых успехов в работе и поведении отдельных граждан и коллективов. Поощрения государственных служащих предназначены для стимулирования их служебной деятельности, укрепления порядка и государственной дисциплины.
Меры поощрения делятся на общие и специальные. Общие меры поощрения установлены законодательством о труде, специальные - правовыми актами,.предусматривающими особенности правового статуса конкретных категорий государственных служащих.
Общими мерами поощрения являются: денежная премия, объявление благодарности, награждение ценным подарком и др.
К служащим могут быть применены также меры поощрения в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.
Специальные меры поощрения также разнообразны: досрочное присвоение специального звания, классного чина, повышение в классе и т.д.
Ответственность государственных служащих - это применение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.
В зависимости от характера правонарушений, совершенных государственными служащими, последние могут привлекаться к дисциплинарной, административной, материальной и уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность — это применение мер дисциплинарного или общественного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности трудовой дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке.
Отдельные категории государственных служащих подлежат дисциплинарной ответственности и за проступки, хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их достоинством и назначением ввиду особого характера выполняемых обязанностей.
Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде министерств, государственных комитетов 3) в порядке, установленном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга кругом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наделенных дисциплинарной властью, а также перечнем взысканий, порядком их наложения и обжалования.
Дисциплинарную ответственность в порядке подчиненности несут лишь руководящие работники (лица, пользующиеся правом найма и увольнения, распорядители кредитов, ответственные работники иных категорий, а также служащие, занимающие выборные должности). Дисциплинарное взыскание в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от которых, согласно существующим правилам, зависит назначение служащего на должность, либо лицами или органами, вышестоящими по линии подчиненности. Могут быть наложены такие взыскания, как замечание, выговор, увольнение.
По уставам и положениям о дисциплине несут ответственность военнослужащие, работники органов внутренних дел, госбезопасности, служащие на транспорте и связи. В уставах о дисциплине предусмотрен круг лиц, на которые они распространяются. Это строго определенный, ограниченный круг работников. Определены должностные лица, применяющие дисциплинарные взыскания, и меры взысканий, которые имеют определенную специфику, обусловленную профессиональными особенностями труда этих служащих.
По Типовым правилам внутреннего трудового распорядка несут дисциплинарную ответственность все остальные служащие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и по уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставлено это право министерством и госкомитетом. Типовыми правилами предусмотрены следующие взыскания: замечание, выговор, увольнение.
Законодательством предусмотрен ряд гарантий законности привлечения служащих к дисциплинарной ответственности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяснения в письменном виде. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести месяцев со дня его совершения.
За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно снимается автоматически, если в течение года со дня его применения служащий не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию.
Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного правонарушения (проступка) в общем порядке, т.е. как все граждане. Что касается должностных лиц, то они привлекаются к ответственности и в тех случаях, когда в совершении правонарушения признается виновным юридическое лицо, т.е. если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты меры по их соблюдению. При этом наложение взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное должностное лицо юридического лица, равно как и привлечение к административной ответственности должностного лица юридического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Административное взыскание может налагаться независимо от дисциплинарного взыскания.
Материальная ответственность государственных служащих наступает за служебный проступок, в результате которого причинен материальный ущерб предприятию, учреждению, организации, гражданам. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественного ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Этот вид юридической ответственности наступает либо по суду (на основании норм трудового и гражданского права), либо в административном порядке (например, отчисление из заработной платы служащего на основании решения администрации).
Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Особо закон выделяет общие виды должностных преступлений: злоупотребление властью или служебным положением, превышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, должностной подлог. Предусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследование граждан, выступающих с критикой. Все эти вопросы подробно изучаются в курсе уголовного права.
8. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
Государственная служба прекращается в случаях:
• достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе
• истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности
• несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой
• разглашения сведений, составляющих государственные секреты
• отказа от принесения присяги
• нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу
• отставки
• грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе
• прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты
• неудовлетворительного результата предварительного испытания
• вступления в законную силу обвинительного приговора суда.
Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и другими законодательными актами.
Освобождение государственного служащего от занимаемой должности оформляется решением, приказом, распоряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.
Особенности прекращения государственной службы отдельными государственными служащими могут устанавливаться другими законодательными актами.
Предельный возраст пребывания на государственной службе государственных служащих составляет шестьдесят пять лет.
В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пребывания на государственной службе.
Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобождается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.
Основания для отставки государственного служащего:
• наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа государственной службы не менее 20 лет
• состояние здоровья, препятствующего исполнению служебных обязанностей (при наличии медицинского заключения).
Государственные служащие, занимающие высшие государственные должности, их заместители, члены Правительства Республики Беларусь, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов имеют право на отставку, независимо от времени нахождения в должности.
Основанием для отставки судьи, прокурорского работника являются наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа работы в должности судьи или прокурорского работника - не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь -не менее четырех лет).
Отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного служащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления.
Право на отставку может быть реализовано только один раз.
Считаются находящимися в отставке:
• государственные служащие в случае освобождения их от занимаемой должности в связи с достижением предельного возраста, установленного для пребывания на государственной службе, признания их недееспособными в установленном законом порядке
• депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществлявшие свои полномочия на профессиональной основе, в случае прекращения полномочий указанных органов.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Государственный служащий - кто он?
Подробности Просмотров: 21370
Государственный служащий – гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законом порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение.
Как видим, государственный служащий должен выполнять служебные обязанности за плату. Следовательно, для выполнения своего профессионального долга государственный служащий должен получать достойное вознаграждение, дабы его профессиональный долг не тонул в «трясине» коррупции.
Далее, государственный служащий наделен соответствующими полномочиями, вытекающими из его должности. Из этого следует, что должность государственный служащий должен выбирать по «плечу», то есть в зависимости от своей квалификации и профессиональной подготовки. Дабы мог профессионально выполнять свои обязанности, и орган, который он представляет, не испытывал дефицит квалифицированных кадров и мог полноценно осуществлять свою деятельность.
Целесообразно более детально рассмотреть обязанности государственного служащего. Это поможет четко понять сущность профессионального долга.
Государственный служащий должен соблюдать и поддерживать Конституционный строй, должен соблюдать установленные в государственном органе регламенты, правила внутреннего распорядка, должностные положения и инструкции.
Да, это действительно обязанности государственного служащего, качественно исполняющего свой профессиональный долг. Но более детально хотелось бы рассмотреть такую обязанность, как обеспечение соблюдения и защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.
Действительно, государственный служащий должен уметь «видеть людей», не быть «привязанным только к бумаге». Должен осуществлять свои обязанности на благо народа, а не для своих личных корыстных целей.
Конечно же, государственный служащий должен соблюдать культуру общения, другие нормы служебной этики. Это нужно не только для того, чтобы управленец был узнаваем, где бы он ни находился и какого рода деятельностью ни занимался. Но и для того, чтобы его коллегам было приятно работать с ним, для создания более продуктивных отношений, для наиболее плодотворного взаимодействия.
К госслужащим относятся лица, которые в установленном законом порядке занимают государственные должности в:
1) Палате Представителей и Совете Республики Парламента (Национальное Собрание)
2) в Правительстве и его аппарате
3) Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РБ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов
4) Администрации Президента, Государственных секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РБ
5) органы КГК, прокуратуры, Нацбанка, Центральной избирательной комиссии
6) министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях
7) дипломатических представительствах РБ
8) местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации)
9) государственных нотариальных конторах
10) таможенных органах
11) иных госорганах
Рассматривая административно-правовой статус госслужащих, необходимо учитывать, что к служащим госаппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обеспечение функций госаппарата (пример: работники хозчасти, архива, канцелярии, библиотеки, автохозяйства, обслуживающие госорган и т.д.)
Действие закона о госслужбе не распространяется на:
1) военнослужащих
2) лиц начальствующего или рядового состава ОВД
3) органов и подразделений по ЧС
4) органов финансовых расследований КГК
На данные категории лиц распространяется действие специальных НПА, регламентирующих порядок прохождения службы: пример: закон об ОВД
Аттестация государственных служащих
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 14 июня 2003 г. № 204-З «О государственной службе в Республике Беларусь» государственные служащие в целях определения объективной оценки их практической деятельности, уровня профессиональной подготовки, правовой культуры и служебной перспективы проходят аттестацию.
Аттестация государственных служащих проводится периодически каждые три года аттестационными комиссиями, создаваемыми соответствующими государственными органами, в которых государственный служащий состоит на службе.
Государственные служащие, впервые поступившие на государственную службу или с перерывом стажа государственной службы не менее одного года, проходят аттестацию по истечении трех лет непрерывного пребывания на государственной службе.
Женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, подлежат аттестации не ранее чем через год после выхода их на работу.
Освобождаются от прохождения аттестации:
государственные служащие, пребывающие в данной должности менее одного года
беременные женщины.
Аттестации не подлежат государственные служащие, имеющие высший класс государственного служащего, если иное не предусмотрено законодательными актами, а также занимающие должности путем избрания.
Порядок проведения аттестации государственных служащих регулируется Положением о проведении аттестации государственных служащих, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 6 ноября 2003 г. №489 и типовым Положением об аттестации руководителей и специалистов организаций, утвержденным Постановленим Совета Министров Республики Беларусь от 25 мая 2010 г. №784
Настоящий государственный служащий может состояться только в том случае, если он сознательно выбрав свою профессию, свой жизненный путь, служит верой и правдой своему государству, а тем самым и народу, двигаться к намеченной государством цели, четко понимая свою роль в построении сильного и процветающего государства.
Республики Беларусь
^ 3. Прохождение службы в государственном аппарате
В Республике Беларусь, как и в других странах, сложи-
лась своя система отбора государственных служащих. Ста-
тья 39 Конституции Республики Беларусь гласит: «Граж-
дане Республики Беларусь в соответствии со своими
способностями, профессиональной подготовкой имеют пра-
во равного доступа к любым должностям в государствен-
ных органах». Под равенством здесь подразумевается прежде
всего независимость от расы, национальной принадлежности,
убеждений и пола.
При поступлении на службу, однако, имеются некото-
рые ограничения по возрасту, гражданству и способностям.
В ряде случаев соответствующие нормативные документы
(уставы и положения о службе) предусматривают минималь-
ный и максимальный возрасты для поступления на служ-
бу. В частности, в соответствии со статьёй 94 кодекса Рес-
публики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей в
Республике Беларусь» судьей может быть гражданин Рес-
публики Беларусь, достигший 25 лет. В соответствии со
статьей 116 Конституции Республики Беларусь предельный
возраст члена Конституционного суда - 70 лет. Положени-
ем о прохождении военной службы солдат и сержантов по
контракту во внутренних войсках Министерства внутрен-
О предоставлении льгот государственным служащим федеральной государственной службы инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г.
Источники:
Следующие статьи:
Комментариев пока нет!