Сумма льгот ветеранам труда
Документ. Право на перенесение убытков льготой по налогу на прибыль не является
Право на перенесение убытков льготой
по налогу на прибыль не является
ВОПРОС: Наше предприятие в 2003 году получило возвратную финансовую помощь сроком на 1 год от предприятия, которое, как и мы, является плательщиком налога на прибыль на общих основаниях. При проверке налоговики заявили, что мы неправильно отразили данную операцию в налоговом учете предприятия, поскольку, как они выяснили, возвратная финпомощь была получена нами от убыточного предприятия, применяющего в соответствии со ст. 6 Закона О Прибыли порядок учета отрицательного объекта налогообложения в итогах следующих налоговых периодов.
По мнению проверяющих, предприятие-заимодавец имеет льготу по налогу на прибыль. Поэтому получение от него возвратной финпомощи согласно п/п. 4.1.6 Закона О Прибыли привело к возникновению у нашего предприятия валового дохода в периоде ее получения. Свой вывод налоговики обосновывают тем, что указанная "льгота" содержится в разделе "Льготы по налогу на прибыль предприятий" Справочника льгот N 27 (код льготы - 11020044, начало действия - 01.01.2003 г.). Мы с таким выводом не согласны. Помогите отстоять свою правоту.
ОТВЕТ: Мы тоже не согласны с выводом товарищей из налоговой инспекции. Однако, как уже не раз отмечалось, труднее всего доказать очевидное.
К сожалению, действующим законодательством Украины ни термин "льгота", ни термин "налоговая льгота" вообще не определены, хотя достаточно активно используются (например, в Законе "О системе налогообложения"). Так что обойтись приведением цитаты, опровергающей заявление проверяющих, у вас явно не получится.
Итак, что же такое льготы? В научной юридической литературе утверждается, что правовые льготы - это юридическое средство, при помощи которого создается режим наибольшего благоприятствования для удовлетворения интересов и потребностей субъектов, имеющее для последних компенсационное, стимулирующее либо гарантирующее значение.
Льготы представляют собой определенные изъятия, исключения из единых требований нормативного характера.
Не очень конкретно, тем не менее хоть что-то.
В этом же ключе (хотя и более четко) дает объяснение понятия льгот и Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Украины, трактующий льготы в отношении налогов как полное или частичное освобождение от уплаты всех или отдельных налогов в зависимости от вида субъекта хозяйственной деятельности или вида хозяйственной деятельности.
Попытаемся разобраться, что можно считать льготами, предоставленными налогоплательщику именно Законом О Прибыли.
Определенную помощь в этом вопросе нам окажет ГНАУ. В п.2.2 справочного раздела Обобщающего налогового разъяснения относительно применения подпункта 4.1.6 пункта 4.1 статьи 4 Закона Украины "О налогообложении прибыли предприятий" касательно отражения в налоговом учете операций по получению и возврату сумм возвратной финансовой помощи (займа), утвержденного приказом ГНАУ от 24.01.2003 г. N 26 с изменениями (далее - Разъяснение N 26), приводится перечень лиц, имеющих льготы по уплате налога на прибыль. К ним отнесены:
"учреждения и организации, включенные в Реестр неприбыльных организаций и учреждений
предприятия и организации общественных организаций инвалидов, имеющие разрешение на право пользования льготой, предоставляемое межведомственной Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов в соответствии с Законом Украины "Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине"
предприятия, получающие прибыль от продажи на таможенной территории Украины специальных продуктов детского питания собственного производства и направляющие ее на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен таких продуктов
Чернобыльская АЭС (ее правопреемники)
предприятия, у которых освобождается от налогообложения прибыль, полученная за счет международной технической помощи, предоставляемой на бесплатной и безвозвратной основе для дальнейшей эксплуатации, подготовки к снятию и снятия энергоблоков Чернобыльской АЗС с эксплуатации, превращения объекта "Укрытие" в экологически безопасную систему и обеспечения социальной защиты персонала Чернобыльской АЭС и населения города Славутич
плательщики налога, прибыль которых от проведения научно-исследовательских и реставрационных работ в сфере охраны культурного наследия облагается налогом в размере 50 процентов от действующей ставки
заготовительные предприятия, у которых освобождаются от налогообложения доходы от продажи
внешкольные учебные заведения, у которых освобождаются от налогообложения доходы, полученные от осуществления или на осуществление деятельности, предусмотренной их уставом
инновационные центры, внесенные в Государственный реестр инновационных проектов
плательщики налога, осуществляющие продажу издательской продукции заказчику или непосредственному потребителю (до 01.01.2004г.)
издательства, издательские организации и предприятия полиграфии
субъекты космической отрасли (до 01.01.2004г.)
субъекты СЭЗ и ТПР, имеющие какие-либо льготы по налогу на прибыль
технологические парки, имеющие какие-либо льготы по налогу на прибыль
предприятия по производству автомобилей, автобусов и комплектующих изделий к ним, осуществляющие деятельность в соответствии с Законом Украины "О стимулировании производства автомобилей в Украине" (до 01.01.2008 г.)
другие плательщики, имеющие льготы по налогу на прибыль предприятий".
То есть в упомянутом разделе Разъяснения N 26 речь явно идет только о льготах по полученным доходам (прибыли).
Как видим, убыточные предприятия в данном перечне, специально составленном для применения п/п.4.1.6 Закона О Прибыли, как самостоятельная обособленная категория не упомянуты.
Можно, конечно, пытаться разглядеть убыточников в категории "другие плательщики". Однако такие попытки, по нашему мнению, являются очевидными злоупотреблениями при толковании. Нам трудно представить, что при достаточно скрупулезном составлении перечня льготников ГНАУ вдруг забыла упомянуть убыточные предприятия - потенциально наибольший массив льготников - и в то же время акцентировала внимание на том, что льготниками являются субъекты космической деятельности, технопарки и инновационные центры.
Каким-то уж подозрительно небрежным выглядит в таком случае перечень!
По нашему мнению, отсутствие убыточных предприятий в льготном перечне не случайно. Это вызвано тем, что право на перенесение убытков на следующие налоговые периоды льготой не является, поскольку не соответствует ни одному из приведенных выше критериев льгот. Ведь такое право предоставлено всем плательщикам налога и по результатам всей хозяйственной деятельности. То есть никакой привилегией (благоприятным исключением, изъятием, дополнительным благом) в данном случае и не пахнет.
Напомним, что согласно п.6.1 Закона О Прибыли расчет объекта налогообложения осуществляется с учетом отрицательного значения объекта налогообложения предыдущего года. При этом данная сумма включается в валовые затраты, то есть рассматривается как обычная статья затрат предприятия. Право же на включение определенной суммы в состав ВЗ, по нашему мнению, никак нельзя назвать льготой. Еще раз подчеркнем: льгота - это определение объекта налогообложения в особом, отличном от стандартного порядке или уменьшение ставки налога.
А теперь посмотрим, насколько обоснованны аргументы налоговиков.
В свое время, внедряя в жизнь новую форму статотчетности N 1-ПП, ГНАУ в письме от 17.03.97 г. N 19-0213 обратила внимание плательщиков, что при заполнении указанной формы следует руководствоваться Методическими указаниями о порядке составления предприятиями государственной статистической отчетности "О суммах полученных льгот по налогообложению в разрезе отдельных видов налогов и льгот относительно каждого вида налога" (далее - Методуказания) и Справочником льгот, предоставленных действующим законодательством юридическим лицам относительно уплаты налогов, сборов, других обязательных платежей (далее - Справочник льгот).
Правовой статус этих документов крайне расплывчат. Методуказания, которые, в свою очередь, ссылаются на Справочник льгот, действующий на момент составления отчета, обязательным актом не являются. Что касается Справочника льгот, то его статус еще более туманен. Известно лишь, что утверждается данный Справочник, как правило, зампредседателями ГНАУ.
В любом случае ГНАУ никто не уполномочивал расширять перечень законодательно установленных льгот за счет псевдольгот.
Нужно отметить, что квалификация перенесения убытков в качестве льготы не самое забавное место, например, Справочника льгот N 27.
Помимо этого в нем к предприятиям, имеющим льготы по налогу на прибыль, ГНАУ отнесла, например, и предприятия, которые включают в состав валовых затрат суммы денежных средств или стоимость товаров (работ, услуг), добровольно перечисленных (переданных) в течение отчетного года в Госбюджет или в бюджеты местного самоуправления, в неприбыльные организации в размере, составляющем не менее 2 и не более 5% налогооблагаемой прибыли предыдущего отчетного года (п/п. 5.2.2 Закона О Прибыли).
Льготой признано и право на включение в ВЗ сумм денежных средств или стоимости имущества, добровольно перечисленных (переданных) организациям работодателей и их объединениям в виде вступительных, членских и целевых взносов, но не более 0,2% фонда оплаты труда плательщика налога в расчете за отчетный год (п/п. 5.2.17).
Может быть, предприятие, пожертвовавшее исполкому некую сумму и включившее ее в ВЗ, также следует считать нетрадиционным плательщиком льготником?
В целях установления законных налоговых льгот по прибыли рассмотрим структуру декларации по налогу на прибыль (далее - декларация). Обращаем внимание, что по строкам 11 и 12 декларации предприятия-льготники указывают наряду с льготными ставками суммы прибыли, подлежащей налогообложению, и начисленные суммы налога.
Например, учитываются льготные ставки, определенные п.7.14 Закона О Прибыли для инновационных центров, и п/п.7.13.4 для плательщиков налога, получающих прибыль от проведения научно-исследовательских и реставрационных работ в сфере охраны культурного наследия.
Кроме того, по строке 10 декларации льготники указывают прибыль, освобожденную от налогообложения. Специально к этой строке они заполняют приложение К5, состоящее из таблицы 1 "Расчет прибыли, освобождаемой от налогообложения" и таблицы 2 "Основания для применения льготы", в которой указываются нормы Закона О Прибыли, на основании которых данным плательщикам предоставлены льготы.
Приложение К5 должны заполнять, например, предприятия, у которых освобождаются от налогообложения либо прибыль, либо доходы. Это, в частности, предприятия и организации общественных организаций инвалидов, имеющие разрешение на право пользования льготой (п.7.12) предприятия, получающие прибыль от продажи на таможенной территории Украины специальных продуктов детского питания собственного производства, направленную на увеличение объемов производства и уменьшение розничных цен таких продуктов (п/п.7.13.1) заготовительные предприятия (п/п. 7.13.5) внешкольные учебные заведения (п/п. 7.13.6).
Помимо льготников, указанных в ст. 7 Закона О Прибыли, существует еще достаточно объемный перечень предприятий, субъектов свободных экономических зон и территорий приоритетного развития, технологических парков, имеющих какие-либо льготы по налогу на прибыль (п.22.5). Они также заполняют специальные льготные строки декларации.
Указанный перечень удивительно совпадает с перечнем льготников, приведенном в Разъяснении N 26.
Налог на прибыль взимается с указанных субъектов с учетом особенностей, установленных рядом специальных законов Украины.
На наш взгляд, это и есть все льготники (то есть те предприятия, у которых при определенных условиях освобождается от налогообложения определенная прибыль или доход, а также "спецзонники"), получение возвратной финпомощи от которых может привести к возникновению валового дохода (в случае ее невозврата).
Подведем налоговые итоги нашей борьбы за непризнание убыточных предприятий в качестве имеющих льготу по налогу на прибыль.
Смелые налогоплательщики-заемщики, воспользовавшись вышеприведенными аргументами, согласно п/п.4.1.6 производят ежеквартальное условное начисление процентов на не возвращаемую в данном квартале сумму возвратной финпомощи.
Заемщики, для которых источником льгот по налогу на прибыль служит исключительно Справочник льгот, включают в валовые доходы отчетного периода сумму исключительно возвратной финпомощи, остающейся не возвращенной на конец отчетного периода.
А выводы - поучительные: прежде чем позаимствовать у партнера немного финансовой помощи, видимо, имеет смысл (особенно осторожным) познакомиться с ним как можно ближе, чтобы узнать, например, не убыточник ли он не порадовал ли он случаем местный бюджет, добровольными денежными средствами не помог ли он бесплатным угольком сеоимработникам, пенсионерам, инвалидам.
Между прочим, в Справочник льгот следует заглядывать не реже одного раза в квартал: вдруг завтра вам осчастливят новыми - ранее неслыханными льготами!
"Бухгалтер", N 47, декабрь (III) 2003 г.
У работников налоговых служб при рассмотрении данной льготы часто возникает сомнение в связи с тем, что сумма льготы по капитальным вложениям (то есть сумма, на которую уменьшается облагаемая налогом прибыль) оказывается больше фактически израсходованной в отчетном периоде на капитальные вложения суммы прибыли. Может оказаться, что сумма капитальных вложений, на которую уменьшается облагаемая налогом прибыль, больше суммы, реально направленной на капитальные вложения по счету 81 Использование прибыли, поскольку прибыль была направлена на другие цели - на платежи в бюджет, на содержание жилья и других социально-бытовых объектов, на уплату пени за задержку платежей в бюджет и во внебюджетные фонды и др.
Но дело в том, что в соответствии с Законом О налоге на прибыль предприятий и организаций, а также инструкцией № 37 Госналогслужбы РФ от 10 августа 1995 года при определении данной льготы по налогу на прибыль и общей суммы налога на прибыль расходование прибыли, отражаемое по дебету счета 81 Использование прибыли, роли не играет. Анализ использования прибыли по счету 81 не является средством контроля за правильностью исчисления льготы по капитальным вложениям. Расходование прибыли по счету 81 оказывает влияние на общую сумму льгот, поскольку с этого счета направляются средства, например, на содержание жилищно-коммунального хозяйства предприятия, но в целом по структуре расходования прибыли, отраженной в дебете счета 81 Использование прибыли, судить о размере льготы по капитальным вложениям нельзя.
Балансовая прибыль промышленного предприятия за отчетный период составила 2400 млн. руб. Валовая прибыль и налогооблагаемая (до вычета льгот) равна балансовой. За отчетный период на финансирование капитальных вложений производственного назначения было направлено 900 млн. руб. эта сумма нашла отражение о дебете счета 08 Капитальные вложения на содержание жилищного фонда, детского лагеря отдыха было израсходовано 860 млн. руб. в т.ч. в пределах нормативов, установленых местными органами государственной власти, - 700 млн. руб. За этот период с начала года начислен износ основных средств предприятия, нашедший отражение в кредите счета 02 Износ основных средств, в сумме 120 млн. руб. Использование прибыли на другие цели (платежи в бюджет, пени за неуплату налогов в бюджет и отчислений во внебюджетные фонды и др.) составило 1500 млн. руб. Определим прибыль, облагаемую налогом: а) сумма льгот по капитальным вложениям (сумма капитальных вложений за вычетом суммы начисленного с начала года износа основных средств предприятия) 900 - 120 == 780 млн. руб.
б) сумма льгот по затратам на содержание жилищного фонда и детского лагеря отдыха (принимается в пределах установленных нормативов) 700 млн. руб.
в) общая сумма льгот по налогу на прибыль без учета ограничений, установленных п. 4.8* инструкции ГНС N 37
780 + 700 = 1480 млн. руб.
Так как приведенные в данном примере льготы не должны уменьшать фактическую сумму налога, исчисленную без учета льгот, более чем на 50%, то налогооблагаемая прибыль не может быть меньше 1200 млн. руб. (2400 млн. руб. х 50%). Если бы можно было учесть льготы полностью, то налогооблагаемая прибыль была равна 920 млн. руб. (2400 - 1480 = 920 млн. руб.). Следовательно, в данном примере облагаемая налогом прибыль принимается равной 1200 млн. руб. а принимаемая к вычету сумма льгот - не 1480 млн. руб. а только 1200 млн. руб.
Таким образом, при определении льготы по капитальным вложениям наличие у предприятия или отсутствие достаточной для этого прибыли роли не играет, фактическое использование прибыли не имеет значения, сопоставление записей по счетам 80 Прибыли и убытки и 81 Использование прибыли не производится.
При этом следует иметь в виду, что авансы, выданные предприятием-застройщиком предприятию-подрядчику, капитальными вложениями еще не являются и льготы по налогу на прибыль на них не распространяются. Льгота по налогу на прибыль определяется исходя из фактически произведенных затрат на капитальные вложения, нашедших отражение на счете 08 Капитальные вложения. По дебету этого счета отражаются фактические затраты застройщика, включаемые в первоначальную стоимость объектов основных средств. При вводе в действие основных фондов она учитываются на счете 01 Основные средства (кредит сч.08 - дебет сч. 01).
Иногда факт приобретения предприятием оборудования, иных основных средств пытаются увязать с проблемой их использования. Однако в соответствии с действующими нормативными актами для получения льготы по налогу на прибыль имеет значение только сам факт осуществления капитальных вложений, в том числе приобретения оборудования, а использование его на расчет льготы не влияет.
Например, промышленное предприятие решило организовать производство полиэтиленовых пакетов, для чего приобрело необходимое оборудование, материалы (полиэтилен). Однако оборудование, принятое на учет и введенное в эксплуатацию, оказалось несовершенным, не обеспечивает требуемого температурного режима и получить доброкачественную продукцию в отчетном периоде не удалось. Имеет ли предприятие в этом периоде право на льготу по налогу на прибыль (в размере капитальных затрат на приобретение оборудования)? Конечно, имеет. Если затраты на приобретение оборудования, не требующего монтажа, отражены на счете 08 Капитальные вложения, то на их сумму уменьшается облагаемая налогом прибыль.
Как отмечалось выше, рассматриваемая льгота представляется предприятиям сферы материального производства, осуществляющим развитие собственной производственной базы и жилищное строительство. Это положение направлено против злоупотреблений данной льготой отдельными предприятиями. Предприятие могло бы, например, приобрести оборудование и транспортные средства, допустим, на 200 млн. руб. воспользоваться льготой по налогу на прибыль, а затем продать эти приобретенные основные средства, получив таким образом прибыль фактически за счет уменьшения налоговых платежей в бюджет.
Для предупреждения такой практики установлено, что при реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятию была предоставлена льгота по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль увеличивается на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам, не завершенным строительством, в пределах суммы предоставленной льготы (то есть эта сумма увеличения налогооблагаемой прибыли может быть меньше, но не может быть больше полученной ранее предприятием льготы по налогу на прибыль).
Несмотря на кажущуюся жесткость этой нормы, она в действительности не компенсирует потерь бюджета, с одной стороны, и не наказывает, а скорее поощряет предприятия, которые под видом капитальных вложений приобретают оборудование, транспортные средства для последующей продажи. Получив льготу по налогу на прибыль, например, в 1996 году и вернув ее бюджету в той же сумме в 1997 году, предприятие все равно выиграло, так как в условиях инфляции вернуло долг более дешевыми деньгами. К тому же в инструкции ничего не говорится об учете результатов переоценки основных средств, что также срабатывает в пользу предприятия.
Рассматриваемая льгота распространяется на финансирование не только капитальных вложений, но и затрат по погашению кредитов банков, полученных и использованных на эти цели.
Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, фактически направленных на капитальные вложения.
Иногда спрашивают, имеет ли предприятие право на льготу по капитальным вложениям текущего года, если фактически они (капитальные вложения) произведены за счет нераспределенной прибыли прошлых лет. Безусловно, имеет, так как предусмотренные инструкцией льготы не увязываются с составом прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и направляемой на капитальные вложения. Допустим, например, нераспределенная прибыль прошлых лет составила 800 млн. руб. нераспределенная прибыль текущего года - 300 млн. руб. сумма износа основных средств с начала отчетного года - 240 млн. руб. объем капитальных вложений в текущем году - 900 млн. руб.
Льготы в налоговой системе России.
Налоговые льготы представляют собой систему мер налогового регулирования, направленную на полное или частичное уменьшение налоговых обязательств плательщиков в той или иной законодательно установленной форме налоговых освобождений, скидок и кредитов.
Льготами по налогам в соответствии с первой частью Налогового Кодекса Российской Федерации (ст. 56) признаются предоставленные отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налоги либо уплачивать их в меньшем размере.
Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам не могут носить индивидуального характера.
Причем п.3 ст.56 гласит, что налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов. Институт отказа от использования налоговых льгот разъяснен в пункте 16 Постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.99 №41,9 “О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой налогового кодекса РФ”. Там определено, что при возникновении споров о том, имел ли место отказ налогоплательщика от используемой льготы, следует исходить из того, что факт не учета налогоплательщиком налоговой льготы при составлении декларации за конкретный налоговый период сам по себе не означает его отказ от использования соответствующей налоговой льготы в этом периоде.
Таким образом, налогоплательщик, не использовавший полагающуюся ему льготу, вправе в связи с открывшимися новыми обстоятельствами заявить льготу по прошедшему периоду при предоставлении бухгалтерской отчетности и расчетов по налогу на прибыль за очередной отчетный период. В данном случае следует уточнить расчет с бюджетом, в который предприятие ошибочно не заявило льготу.
По ст.78 Ч.1 НК заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение 3-х лет со дня уплаты указанной суммы. Более того, льгота по налогу на прибыль предоставляется по специальным расчетам согласно Инструкции №37.
Налогоплательщики могут считаться отказавшимися от использования льготы либо приостановившими ее использование только в том случае, когда им подано в налоговый орган соответствующее заявление. Этот отказ рассматривается как отказ на неопределенный период времени - до заявления налогоплательщика о желании вновь воспользоваться правом на льготу.
Согласно методам налогового льготирования все налоговые льготы можно разделить на три большие группы: налоговые освобождения, налоговые скидки, налоговые кредиты.
В основе такой общей классификации лежат различия в методах льготирования путем их влияния на изменение какого-либо конкретного элемента структуры налога. Рассмотрим более подробно экономическое содержание, характерные особенности и состав названных трех основных групп налоговых льгот.
Налоговые освобождения .
К ним относятся налоговая амнистия, возврат ранее уплаченных налогов, освобождение от налога отдельных категорий плательщиков, налоговые каникулы, понижение налоговых ставок, налоговые изъятия.
Налоговая амнистия – это освобождение лица, совершившего налоговое правонарушение, от соответствующих штрафных санкций за эти нарушения. Они применяются, как правило, в отношении плательщиков, допустивших налоговые правонарушения по небрежности и добровольно заявивших об этом в налоговые органы.
Возврат ранее уплаченных налогов. например, авансовых платежей сверх суммы, превышающий фактический платеж, или излишне уплаченных налогов в связи с техническими ошибками в расчетах, как налоговая льгота, также предполагает определенное налоговое освобождение от части будущих платежей или уплату в счет предстоящих взносов налога в размере излишне внесенных сумм.
Налоговая льгота в виде освобождения от налога отдельных категорий плательщиков применяется в основном по отношению к личным налогам. Реже от налогов могут освобождаться и некоторые категории юридических лиц, например, налог на имущество не платят предприятия по производству, переработке и хранению сельскохозяйственной продукции, научно-исследовательские предприятия, учреждения и организации, жилищно-строительные кооперативы и т.д.
Налоговые изъятия представляют собой выведение из-под налогообложения отдельных элементов объекта налога. Не подлежат обложению налогом на прибыль некоторые виды прибыли, полученной от реализации сельскохозяйственой продукции собственного производства, от производства продуктов детского питания, средств реабилитации и профилактики инвалидов и т.д. при взимании НДС из-под налогообложения выпадают, например, операции по страхованию, выдаче ссуд и другие.
Налоговые каникулы – это полное освобождение налогоплательщика от уплаты налога на определенный период времени, например, малых предприятий в течение первых двух лет со дня их образования по налогу на прибыль.
Понижение налоговых ставок предполагает частичное освобождение от уплаты налога, исчисленного по полной ставке, путем применения льготных размеров ставки. Примером может служить снижение на 50% ставки налога на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов, если они составляют не менее половины среднесписочной численности работников.
Налоговые скидки
это совокупность налоговых льгот, направленных на прямое сокращение налоговой базы на установленную величину законодательно разрешенных к вычету видов расходов в целях стимулирования их экспансии и некоторых видов доходов.
В состав налоговых скидок включают необлагаемый минимум объекта обложения, исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и некоторых видов доходов, инвестиционные скидки, скидки при образовании различных фондов и ускоренную амортизацию.
Необлагаемый минимум объекта налога устанавливается при подоходном налогообложении физических лиц и взимании налога с наследств и дарений. Это – прямой первоначальный вычет минимальных сумм из валовой стоимости объекта налога (при подоходном налоге – установленный МРОТ ).
Исключение из налоговой базы отдельных видов текущих расходов и некоторых видов доходов. Например, по налогу на прибыль облагаемая база уменьшается в пределах установленных норм на суммы затрат предприятий по содержанию их объектов социально-культурной сферы, взносов на благотворительные цели и другие расходы подобного рода. Примером вычета из объекта налога является вычет из валовой прибыли предприятия при исчислении налога на прибыль сумм положительных курсовых разниц по операциям с валютой и прибыли от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства.
Инвестиционные скидки предполагают вычеты из облагаемой прибыли определенных видов инвестиционных расходов, как правило, в определенных процентах к ним или к сумме налога (на финансирование капитальных вложений по развитию производственной базы и жилищному строительству, а также на погашение кредитов банков, выданных на эти цели, но не более 50% фактической суммы налога на прибыль, исчисленной без учета всех льгот).
Скидки при образовании различных фондов предоставляются предприятиям на суммы взносов в экологические и оздоровительные фонды, в Российские фонды фундаментальных исследований и технологического развития, а также отчислений в резервный и аналогичные по названию фонды при условии, что сумма их не должна превышать 50% налогооблагаемой базы.
Своеобразной формой налоговых скидок, преследующей цель стимулирования роста инвестиций и внедрения новой техники, выступает механизм ускоренной амортизации. Это позволяет предприятиям уменьшить налоговую базу при обложении налогом на прибыль, снизить налоги и в более короткий срок накопить необходимые ресурсы для замены устаревших основных фондов новыми.
Налоговый кредит.
Наиболее сложным элементом в системе налоговых льгот является налоговый кредит, представляющий собой изменение срока уплаты налога, общие условия которого регламентируются ст. 61 Налогового кодекса РФ. Итак, изменением сроков при уплате налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок. Причем, срок уплаты может быть изменен в отношении всей подлежащей уплате суммы налога либо ее части с начислением процентов на неуплаченную сумму налога.
Изменение срока уплаты налога не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога, и может производиться под залог имущества либо при наличии поручительства (ст. 73, 74 НК).
Изменение срока уплаты налога осуществляется в форме отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита.
Под отсрочкой и рассрочкой понимают изменение срока уплаты налога от 1 до 6 месяцев с одновременной или поэтапной уплатой задолженности по налогам, которое предоставляется при наличии следующих условий:
причинение налогоплательщику ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы
налогоплательщику задержано финансирование из бюджета или оплата за выполнение государственного заказа
существует угроза банкротства данного налогоплательщика при единовременной уплаты налога
имущественное положение налогоплательщика – физического лица исключает возможность единовременной уплаты налога
деятельность налогоплательщика связана с производством и реализацией сезонных работ, услуг, определяемых по перечню Правительства РФ.
Если таможенным законодательством РФ в отношении налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.
Действие отсрочки (рассрочки) прекращается в следующих случаях:
По истечении срока действия решения об отсрочке/рассрочке
При уплате налога до истечения установленного срока
При нарушении условий предоставления.
Налоговый кредит – изменение в сроке уплаты налога на срок от 3 месяцев до 1 года при наличии хотя бы одного из оснований рассмотренных выше.
Инвестиционный налоговый кредит – временное изменение в сроке уплаты налога со сроком от 1 до 5 лет, при котором налогоплательщику предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах снижать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы налога и начисленных на нее процентов. Он может быть предоставлен по налогу на прибыль, а также по региональным и местным налогам (ст. 66 НК)
В течение срока действия договора об инвестиционном кредите предприятие вправе уменьшать свои платежи до тех пор, пока сумма накопленного кредита не станет равной сумме кредита.
Сумма кредита – это величина, зафиксированная в договоре об инвестиционном налоговом кредите, на которую происходит общее уменьшение платежей по налогу.
Сумма накопленного кредита – сумма, на которую предприятие уже уменьшило свои налоговые платежи.
В рамках отчетного периода предприятие не может уменьшать сумму налога, подлежащую уплате в бюджет больше, чем на 50% суммы налога, подлежащего уплате за весь налоговый период. При наличии превышения сумма разницы переносится на следующий налоговый период.
Инвестиционный налоговый кредит предоставляется при наличии следующих оснований (ст.67 НК):
Проведение этой организацией НИОКР либо технического перевооружения своего производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов и защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами
Осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов
Выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.
Действие налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается:
По истечении срока действия договора
По соглашению сторон
По решению суда.
Кроме того, налоговые льготы можно классифицировать по другим признакам в зависимости от:
Видов налогов – на личные и для юридических лиц. К первым обычно относят необлагаемый минимум объекта налогообложения, личные и семейные скидки при подоходном и поимущественном обложении физических лиц. Все прочие налоговые льготы связаны с налогами юридических лиц
Степени охвата плательщиков – на общие для всех плательщиков (например, исключение из налоговой базы стоимости имущества, равной необлагаемой сумме, по налогу с наследств и дарений) и специальные для отдельных категорий плательщиков (малых предприятий и предприятий некоторых отраслей, отдельных групп населения и т.п.)
Условий предоставления налоговых льгот – на безусловные и условные. В первом случае не требуется никаких дополнительных условий для получения права на льготу, во втором – получение ее предполагает наличие определенных дополнительных оснований, например, целевые налоговые скидки, включая инвестиционные
Сферы налогового регулирования – на общеэкономические и социальные льготы. Последние касаются не только подоходного налога с физических лиц, но и предусмотрены в механизме налогообложения прибыли (по инвалидам, в части расходов предприятий на благотворительные цели и содержание социально-культурных объектов).
2. Льготы по налогу на прибыль и динамика их изменений
2.1. Общая характеристика налога на прибыль и роль льгот по данному налогу в экономике России
В федеральном бюджете на 2000 год налог на прибыль призван обеспечить 9,4% налоговых доходов (63448,5 млн. рублей) и 7,96% совокупных доходов бюджета, это при прогнозируемом дефиците бюджета в 57872,1 млн. рублей.
Налог на прибыль как прямой налог призван обеспечивать стабильность инвестиционных процессов в сфере производства продукции, оказания услуг, выполнения работ, поддерживать стабильность инвестиционных процессов в экономике, а также гарантировать законное наращение капитала. Фискальная функция налога на прибыль, особенно в условиях кризисной экономики вторична, хотя в 1992-1997 годах этот налог был также фискален, как и остальные налоги, взимаемые на территории России. Дело в том, что процесс формирования конечного финансового результата в условиях Российской нестабильности сопровождается такими проблемами, как резкое колебание цен, непредвиденные изменения в составе поставщиков и потребителей продукции, инфляционные влияния и многие другие отрицательные факторы, которые не позволяют спрогнозировать темпы прироста реализации продукции.
В этой связи, в целях стимулирования развития производства, а следовательно и для стабилизации доли дохода в бюджете, получаемой от налога на прибыль, в данном налоге предусмотрен широкий перечень льгот, который и будет освещен в данной работе.
Основное направление эволюции Российского законодательства по налогу на прибыль состоит в расширении налогооблагаемой базы за счет включения в нее новых объектов обложения и ограничения скидок и льгот. Особенностью льготного налогообложения в России является то, что, выступая федеральным налогом по части, зачисляемой в бюджеты субъектов РФ, органы законодательной власти могут устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк.
Льготы можно рассматривать, как самый нестабильный элемент налоговой системы, но именно им надлежит воплощать стимулирующую роль налога. И здесь очень важно такое понятие, как эффективность налоговых льгот в целом и каждой в отдельности для экономики. Экономисты признают, что налоговые льготы являются более эффективным средством поддержки предприятий, чем бюджетные субсидии. Существует также мнение, что налоговые стимулы не способны оказать решающего воздействия на развитие инвестиционных процессов, но даже, несмотря на это, они оказывают определяющее воздействие на макроэкономический климат в стране.
Существуют сторонники и противники налоговых льгот, выдвигая свои аргументы за и против. Тем не менее, процесс сокращения налоговых льгот, в особенности, носящих индивидуальный характер, в целом, признается позитивным. Но он не должен свестись к полной ликвидации льгот как элемента налога, так как недостатки заключены не в самих льготах, а в неоправданном их применении.
В качестве условий предоставления льгот было бы оправданным принять соответствие предприятия целой системе критериев, среди которых и общие нормы законодательства (гражданского, налогового, таможенного, банковского, бюджетного) и специально оговоренные условия, установленные государством (например, соблюдение определенного метода реализации продукции, целевое использование амортизационных отчислений). Это послужило бы хорошим стимулом к соблюдению налогоплательщиком установленных государством норм.
Особенностью льготного налогообложения в России является то, что выступая федеральным налогом, по части, зачисляемой в бюджеты субъектов Федерации, органы законодательной власти могли устанавливать свои льготы, перечень которых достаточно широк. Но в соответствии с новой редакцией п 4.9 Инструкции №37 “органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут предоставлять льготы по налогу исключительно в порядке и на условиях, которые предусмотрены ч.1 Налогового кодекса РФ”. В связи с этим, органу местного самоуправления с 1.04.99 утратили право на предоставление этими органами льгот по налогу на прибыль, ранее предоставленные этими органами льготы действуют до введения в действие ч.2 НК РФ.
Ставки налога на прибыль, а также состав налоговых льгот, установленных Законом Российской Федерации О налоге на прибыль предприятий и организаций, могут изменяться при утверждении федерального бюджета на предстоящий финансовый год.
2.2. Исключение из налоговой базы отдельных видов расходов
При исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль, определенная в соответствии с положениями, изложенными в разделе 2 Инструкции ГНС РФ №37, при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, уменьшается на суммы направленные на
Капитальные вложения
С 21 января 1997 года
предприятиями отраслей сферы материального производства на финансирование капитальных вложений производственного назначения (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам
предприятиями всех отраслей народного хозяйства на финансирование жилищного строительства (в том числе в порядке долевого участия), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, включая проценты по кредитам.
Эта льгота предоставляется указанным предприятиям, осуществляющим соответственно развитие собственной производственной базы и жилищное строительство, включая погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели, при условии полного использования ими сумм начисленного износа (амортизации) на последнюю отчетную дату.
До 01.01.96 эта льгота – по прибыли, направляемой на финансирование капитальных вложений как производственного, так и непроизводственного назначения. С 01.01.96 понятие льготируемой прибыли, направляемой на непроизводственные цели, ограничено финансированием жилищного строительства.
До 01.01.96 не предоставлялась предприятиям, осуществляющим финансирование капвложений в порядке долевого участия. С 01.01.96 – предоставляется, включая прибыль, направляемую на погашение кредитов банков на указанные цели, полученные до 01.01.96 со сроком погашения в 1996 и последующих годах.
Сумма прибыли, фактически направленная в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений, определяется на основании письменного подтверждения организации, аккумулирующей средства для долевого строительства, о фактически произведенных им затратах в отчетном периоде.
В случае если в течение 2 лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капвложений, организацией произведена реализация или безвозмездная передача объектов основных средств или объектов незавершенного строительства, приобретенных или возведенных за счет названной выше льготы, налогооблагаемая прибыль на сумму этой льготируемой прибыли подлежит восстановлению. Этот порядок не распространяется на льготу по прибыли, предоставляемую до 01.01.94г.
Интересно отметить, что если предприятие покупает жилое помещение и затем превращает его в офис в соответствии с п.1 Письма Минфина РФ от 03.04.96 года, и стоимость квартиры при этом отражается по дебету сч. 04, то данное предприятие в праве воспользоваться данной льготой.
С 12.02.96 при определении суммы прибыли, фактически направленной в порядке долевого участия на финансирование капитальных вложений, принимаются во внимание фактически произведенные застройщиком в отчетном периоде затраты за счет этой прибыли, которые распределяются между участниками строительства пропорционально доле прибыли, полученной от них на эти цели. Письменное подтверждение этих сумм участникам строительства дается застройщиком.
При предоставлении льготы по прибыли, используемой на капитальные вложения, принимаются фактически произведенные в отчетном периоде затраты независимо от срока окончания строительства и ввода в эксплуатацию основных средств, учтенные по счету Капитальные вложения. Из указанных затрат исключаются суммы износа, начисленного по основным средствам, принадлежащим предприятию, с начала года на отчетную дату по счету Износ основных средств. По машинам, оборудованию и другим основным средствам, не требующим монтажа, произведенные затраты учитываются при определении льготы, если они отражаются по дебету счета Основные средства и кредиту счета Капитальные вложения.
При реализации или безвозмездной передаче (в течение двух лет с момента получения льготы по прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений) основных средств и объектов, не завершенных строительством, при приобретении и сооружении которых предприятиям были предоставлены льготы по налогу на прибыль, налогооблагаемая прибыль подлежит увеличению на остаточную стоимость этих основных средств и произведенные затраты по объектам не завершенным строительством в пределах сумм предоставленной льготы.
При отнесении произведенных затрат к капитальным вложениям следует руководствоваться письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. N 160 Положение по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, Инструкцией о порядке составления статистической отчетности по капитальному строительству, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 24 сентября 1993 г. N 185.
При предоставлении указанной льготы затраты, связанные с приобретением и созданием активов нематериального характера и приобретением земельных участков и объектов природопользования, не учитываются.
Льгота на погашение кредитов банков, полученных и использованных на финансирование капитальных вложений, предоставляется по мере их погашения в пределах сумм, направленных на капитальные вложения
В случае если предприятие при приобретении основных средств использует не только денежные средства, но и взаимозачеты, бартер или векселя третьих лиц, то данная льгота сохраняется.
затрат предприятий (в соответствии с утвержденными местными органами государственной власти нормативами) на содержание находящихся на их балансе объектов и учреждений здравоохранения, народного образования, культуры и спорта, детских дошкольных учреждений, детских лагерей отдыха, домов престарелых и инвалидов, жилищного фонда, а также затрат на эти цели при долевом участии предприятий в содержании указанных объектов и учреждений. Затраты предприятий при долевом участии принимаются в пределах норм, утвержденных местными органами государственной власти, на территории которых находятся указанные объекты и учреждения. (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
Если такие нормативы местными органами государственной власти не утверждены, то следует применять порядок определения расходов на содержание этих учреждений, действующий для аналогичных учреждений данной территории, подведомственных указанным органам
Направляемые товариществами собственников жилья, жилищно - строительными, жилищными потребительскими кооперативами на обслуживание и ремонт жилых и нежилых помещений, инженерного оборудования жилых домов, в целях управления которыми и эксплуатации которых указанные организации были созданы (действует с 21 января 1997 г.).
Благотворительность
взносов на благотворительные цели (включая связанные с реализацией программ переквалификации офицеров и социальной защиты воинов - интернационалистов, воевавших в Афганистане, и военнослужащих, увольняемых в запас), в экологические и оздоровительные фонды, на восстановление объектов культурного и природного наследия, общественным организациям инвалидов, их предприятиям, учреждениям и объединениям, общеРоссийским общественным объединениям, специализирующимся на решении проблем национального развития и межнациональных отношений, в фонды поддержки образования и творчества, детским и молодежным общественным объединениям, религиозным организациям (объединениям), зарегистрированным в установленном порядке, средств, перечисленных предприятиям, учреждениям и организациям здравоохранения, народного образования, социального обеспечения и спорта, природным заповедникам, национальным природным и дендрологическим паркам, ботаническим садам, но не более 3 процентов облагаемой налогом прибыли, а государственным учреждениям и организациям культуры и искусства, кинематографии, архивной службы, творческим союзам и иным объединениям творческих работников, в чернобыльские благотворительные организации, в том числе международные, и их фонды - не более 5 процентов облагаемой налогом прибыли взносов, направляемых в 1995 году на благотворительные цели в Фонд 50-летия Победы, - не более 10 процентов облагаемой налогом прибыли. (в ред. Изменений и дополнений Госналогслужбы РФ N 2 от 12.02.96)
При этом общая сумма указанных выше взносов (за исключением взносов в Фонд 50-летия Победы) не может превышать пяти процентов облагаемой налогом прибыли. Сумма взносов в Фонд 50-летия Победы не может превышать 10 процентов.
Указанные в настоящем подпункте общественные организации, фонды, предприятия, организации и учреждения, получившие такие средства по окончании отчетного года в сроки, установленные для сдачи годового бухгалтерского отчета, представляют в налоговый орган по месту своего нахождения отчет о поступивших суммах и их расходовании. В случае использования средств не по назначению в доход федерального бюджета в установленном порядке взыскивается сумма в размере этих средств
Льгота по благотворительности при взносе не денежными средствами. а имуществом предоставляется организации, передавшей производимую ей продукцию или иное имущество при условии их отражения на счетах реализации 46,47,48. С погашением стоимости этого имущества за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.
передаваемые в качестве добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты федеральных органов государственной власти, представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в избирательные фонды избирательных объединений. При этом общая сумма не облагаемых налогом добровольных пожертвований в избирательные фонды кандидатов в депутаты и избирательных объединений не может превышать при выборах в федеральные органы государственной власти соответственно 100-кратного и 10000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом, а при выборах в представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления соответственно 50-кратного и 5000-кратного минимального месячного размера оплаты труда, установленного законом.
Настоящий подпункт применяется к отношениям, возникшим при проведении избирательных кампаний в Федеральное собрание Российской Федерации, представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
При этом указанный порядок применяется только к отношениям, возникающим при проведении выборов по замещению вакантных депутатских мандатов в Совете Федерации первого созыва и в Государственной Думе первого созыва, а также при проведении выборов представительных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, впервые формируемых после принятия Конституции Российской Федерации 1993 года.
До 1996 года освобождались от налогообложения суммы, направленные в качестве добровольных взносов в Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, созданный в соответствии с Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. N 268 О Фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции.
Источники:
Следующие статьи:
- Льготы по оплате квартиры ветеранам боевых действий
- Транспортный налог льготы ветеранам труда московской области
Комментариев пока нет!